Труд – фундаментальная антропологическая категория. В доиндустриальных обществах типичным является понимание труда как конституированного Богом данной необходимостью человеческой жизни.

В психофизиологическом аспекте процесс труда есть целесообразное, производительное расходование физической и нервной энергии человека. При таком подходе в каждом виде труда можно выделить две характеристики:

– психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления);

– условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд – явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками. Наиболее часто в литературе последних лет под трудом понимается всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы.



К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то – вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания.

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.

Отчуждение труда – это отношения между субъектом труда и какой-либо социальной функцией труда, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта труда и перерождению отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности, но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.

Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и, прежде всего, на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Следовательно, труд – явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории “труд”.

Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование груда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);

технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности);

социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство);

психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда);

правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участниками. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Социально-экономический характер труда выражает форму его общественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойственные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования труда – познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

создатель общественною богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);

творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития – формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);

ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);

сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий).

Содержание труда – это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Эти особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций.

Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника, изменяет соотношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функций – совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь.

Главные факторы, изменяющие содержание труда, развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование техники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулированию в точном соответствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального производств, например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте; труд по видам деятельности – труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содержание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракториста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера может быть строго обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.

Характер труда

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню разРлгия производительных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (характеру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы. И, в первую очередь, в физический и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже непосредственно на производстве. Крупное машинное производство, углубляя общественное разделение труда, отделив производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять свою общественную волю.

Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в едином производственном процессе объединяются различные, но взаимосвязанные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производственные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда выражает степень развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

– форму собственности;

– отношение работников к труду;

– отношения распределения произведенных продуктов и услуг;

– степень социальных различий в процессе труда.

Различают следующие разновидности труда: свободный и подневольный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содержательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; разной степени тяжести и вредности; напряженный и ненапряженный.

Общая классификация труда может быть представлена схемой (схема 2.2).

Характер труда определяют размеры и своеобразие расходования рабочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического процесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в больших количествах находит проявление в развитии отрицательных состояний: переутомлении, эмоциональном стрессе, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствии мотиваций.

Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.

Труд – это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.

Труд как фактор производства. Показатели результативности труда

В научной литературе отсутствует четкое и однозначное определение труда. Чаще всего понятие труд употребляется как широкий термин для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг. В этом смысле любая работа, деятельность любого вида определяется общим понятием «труд».

С точки зрения социально-экономической сущности, как научная категория, труд представляет собой сознательную, целесообразную деятельность людей, направленную на видоизменение и приспособление предметов внешней среды с целью создания материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.

Важно подчеркнуть, что труд есть деятельность человека (людей), обладающая тремя основными признаками :

  • осознанность действий;
  • энергозатратность;
  • наличие полезного, общественно признанного результата.

Процесс труда включает в себя три основных компонента :

  • целесообразную деятельность человека;
  • предмет, на который направлен труд;
  • средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Процесс труда как процесс воздействия человека на предмет труда – это совокупность действий работника на рабочем месте, направленных на достижение определенного результата его трудовой деятельности.

Как экономическая категория, труд представляет собой один из факторов производства – трудовые ресурсы . В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.

Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики труда отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда - напряженностью труда в единицу времени. Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников - степени сложности их труда. Заработная плата – цена труда, как фактора производства.

Важным показателям результативности труда является производительность труда , характеризующая долю выпущенной продукции или оказанных услуг, приходящихся на единицу затрат труда. На уровень производительности труда большое влияние оказывают экстенсивность и интенсивность труда, а также технико-технологический и организационный уровень производства.

Экстенсивность труда отражает степень использования рабочего времени и его продолжительность в смену при неизменности других характеристик. Чем полнее используется рабочее время, чем меньше простоев, непроизводительных затрат времени; чем продолжительнее рабочая смена, тем выше производительность труда.

Экстенсивная характеристика труда имеет видимые границы: законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели. Если в течение рабочего дня, продолжительность которого равна законодательно установленной величине, рабочее время полностью используется в трудовом процессе, то это будет пределом возможной величины экстенсивного его использования.

Интенсивность труда характеризует степень его напряженности в единицу времени и измеряется количеством затраченной за это время энергии человека. Чем выше интенсивность труда, тем выше его производительность. Максимальный уровень интенсивности определяется физиологическими и психологическими возможностями человеческого организма, а это означает, что интенсивность труда имеет психофизиологические пределы и требует соблюдения норм расхода человеческой энергии.

Источником роста производительности труда, который не имеет пределов, является научно-технический прогресс , техническое, технологическое и организационное совершенствование производства, появление новых материалов, видов энергии и др.

Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) - это земля.

Труд как также неоднородное понятие, в комплексе означающее совокупные усилия людей. Поскольку профессий и специальностей существует очень много, и для каждой из них требуются специфические знания и умения, для их получения нужна соответствующая подготовка. Обучение позволяет приобрести эти знания и повысить уже имеющуюся квалификацию. Население, способное трудиться, имеет название рабочей силы. Для России рабочую силу составляют мужчины (18-60 лет) и женщины (18-55 лет).

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд - это не просто двигатель прогресса, труд - это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные - это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд - это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник - это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Производительность труда - это отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определенный промежуток времени. в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые могут на нее повлиять.

Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) – это земля.

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы труда, средства и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие человека (физиологическое и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд – это не просто двигатель прогресса, труд – это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и качественные характеристики. Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные – это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и средств производства, уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных вида труда: свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд – это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это трудовая деятельность на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник – это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Производительность труда – это отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определенный промежуток времени. Производительность труда, в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые могут на нее повлиять.

33. Капита́л (от лат. capitalis - главный, главное имущество, главная сумма) - совокупность активов, используемых для получения прибыли в будущем . Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями .

Различают физический (материально вещественный капитал) и человеческий капитал. Физический капитал - имущество дли­тельного пользования (здания, машины, оборудование), исполь­зуемое фирмой в ее деятельности. Различают основной и оборот­ный физический капитал. Основной капитал - реальные активы длительного пользования, стоимость которых переносится на продукт частями в течение ряда периодов производства (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т. д.).Оборотный капитал - реальные активы, стоимость кото­рых полностью переносится на стоимость нового товара и воз­вращается в денежной форме к предпринимателю при реализа­ции товара в каждом цикле (сырье, топливо, материалы, полу­фабрикаты). Человеческий капитал - физические и умственные способности человека, полученные посредством образования или практического опыта; мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Иными словами, человеческий капитал - осо­бая разновидность трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом на рынке факторов производства подразумевают материальные фак­торы, капитальные блага. Еще один аспект капитала связан с его денежной формой. Денежный капитал является общим знамена­телем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого ак­тива. В денежном выражении может быть просчитана стоимость как физического, так и человеческого капитала. Капитал, вопло­щенный в средствах производства, называетсяреальным капита­лом . Денежный капитал , или капитал в денежной форме, пред­ставляет собой инвестиционные ресурсы. Сам по себе денежный капитал экономическим ресурсом не является, его непосредст­венно в производстве использовать нельзя, однако можно ис­пользовать для покупки факторов производства.

35. Предприниматель­ство - способ ведения бизнеса на самостоятельной независи­мой основе.

К числу основных функций современного предприниматель­ства принято относить:

Ведение финансов и учета . Управление финансами предпо­лагает мобилизацию капитала, накопление доходов от предпри­нимательской деятельности, управление использованием капи­тала и доходов. Главная задача предпринимательства - обеспе­чение максимальной отдачи предпринимательской деятельности при минимальном риске.

Кадровую функцию . Управление кадрами включает отбор кандидатов и прием на работу, управление персоналом организации. Управление персоналом - система управленческой дея­тельности в сфере социально-трудовых отношениях коллектива организации.

Конкурентные преимущества кик всей страт, так отдельного предприятия сегодня во многом определяются человеческими ресурсами. По расчетам Всемирного байка, в составе национального богатства США основные производственные фонды (зда­ния и и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19 51, природные ресурсы - 5% человеческий капитал - 76 %. В Западной Европе соответствующие показатели - 23,2 и 74 %. В России - 10, 40 и 50 %. Кроме того, растут вложения в чело­веческие ресурсы, что обуславливает важность проблемы их оку­паемости.

Материально-техническое обеспечение . Эта деятельность ох­ватывает операции по приобретению сырья и материалов, ма­шин и оборудования. Главной задачей на данном этапе является бесперебойное снабжение производства необходимыми ресурса­ми при минимальных затратах.

Производственную функцию . Производство предполагает превращение сырья, материалов и полуфабрикатов в готовый продукт. Управление производством связано с техническими в технологически ми аспектам и направлено на поиск такой комбинации факторов производства, которая при минималь­ных издержках производства позволила бы максимизировать прибыль.

Маркетингу предполагающий определение нужд потребите­лей . Маркетинг - система учета потребительских предпочтений и воздействия на потребителя, призванная обеспечить сбыт про­дукции на рынке. На данном этапе задачей предпринимателя становится выявление предпочтений потребителей, а зачастую и формирование новых.

Научно-исследовательскую деятельность , направленную на создание новых технологий, обновление системы управления, разработку и выпуск новой продукции. В век научно-техниче­ской, а затем и информационной революции научные открытия и их технологическое применение играют все более важную роль и во многом определяют положение предприятия на рынке, а следовательно, и величину предпринимательского дохода.

Связи с общественностью , подразумевающие управление от­ношениями между фирмой и общественными структурами (ор­ганами государственной власти, обществами потребителей, профсоюзами, средствами массовой информации).

37. Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός - длинный, большой , οἶκος - дом и Nόμος - закон ) - наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом . Макроэкономическими проблемами можно назвать :

§ Экономический рост, экономические циклы : Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

§ Безработица : Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

§ Общий уровень цен : Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

§ Денежное обращение, уровень ставки процента : Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

§ Государственный бюджет : Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

§ Торговый баланс : Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

Фискальная политика

Основная статья: Фискальная политика

Фискальная политика - стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги .

Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем монетарную, поскольку правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики . К тому же, представители кейнсианской школы предположили, что при проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются .

Фискальная политика имеет и свои недостатки. Государство, как и любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьезным дисбалансом в государственном бюджете . Основной проблемой фискальной политики экономисты называютэффект Crowding-out (эффект вытеснения) , когда при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объём инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны .

Монетарная политика

Основная статья: Денежно-кредитная политика

Монетарная политика - стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения Центральным банком предложения денег. Чтобы изменять предложение денег в обращении, Центральный Банк может изменять норму обязательных резервов для коммерческих банков, оперировать на открытом рынке, то есть продавать или покупать государственные облигации у населения, или же напечатать деньги .

Преимущество монетарной политики состоит в том, что банковская система реагирует быстрее на монетарную политику, нежели на фискальную . Стимулирующая монетарная политика также выгодна не только населению, но и коммерческим банкам, поскольку при увеличении денежной массы банки могут выдавать больше кредитов .

Как недостаток монетарной политики можно выделить то, что изменение предложение денег зависит не только от Центрального Банка, но и от рациональности коммерческих банков и поведения домохозяйств, что нередко делает монетарную политику более длительной по исполнению, чем фискальная.

39. Валовой внутренний продукт (Gross National Product) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.
Проанализируем каждое слово этого определения:

· Совокупная. ВВП - это агрегированный показатель, характеризующий общий объем производства, совокупный выпуск.

· Рыночная. В стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т.е. которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВНП не включается:
а) труд на себя (человек сам строит себе дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру, мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль, парикмахер делает себе прическу);
б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу починить забор, приятелю сделать ремонт, знакомому довезти до аэропорта);
в) стоимость товаров и услуг, производимых «теневой экономикой».
Хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К теневой экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные виды, прибыль от которых однако укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета, и, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх расходуемого официально и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.

· Стоимость. ВВП измеряет совокупный объем производства в денежном выражении, т.е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно сложить яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD-плейерами, пепси-колой и т.д. Деньги служат измерителем стоимости всех товаров, позволяющим оценить, соизмерить ценности всех производимых экономикой разнообразных видов товаров и услуг.

· Конечных. Вся продукция, производимая экономикой делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция – это продукция, которая идет в конечное потребление, и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относится сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным.

· Товаров и услуг. Все, что не является товаром или услугой, не включается в ВВП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки. Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся, в первую очередь, выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники и т.п. Государственные трансферты – это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. Трансферты не включаются в стоимость ВВП: 1) так как за трансфертами не стоит оплата ни товара, ни услуги, т.е. в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, т.е. не производится ничего нового, и совокупный доход лишь перераспределяется; 2) чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий). К финансовым сделкам относится купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и является результатом перераспределения средств между экономическими агентами. (При этом следует иметь ввиду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т.е. факторным доходом, частью национального дохода).

· Произведенных в экономике (внутри страны). Это утверждение важно для того, чтобы понять отличие показателя валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product) - ВВП - от валового национального продукта (Gross National Product) – ВНП. ВНП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им, т.е. национальных факторов производства, неважно на территории данной страны или в других странах. При определении ВВП критерием выступает фактор национальной принадлежности. А ВВП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, неважно с помощью национальных или иностранных факторов производства. При определении ВВП критерием является территориальной фактор. В большинстве развитых стран отличие ВВП от ВНП не превышает 1%. Различие между этими показателями существенно для стран, получающих высокие от предоставляемых ими услуг гражданам других стран (например, туристических услуг - Кипр, Греция, Мальта и др. - или банковских услуг - Люксембург, Швейцария).

· В течение одного года. В соответствии с этим условием все товары, произведенные в предыдущие годы, десятилетия, эпохи не учитываются при подсчете ВВП, поскольку они уже были учтены в стоимости ВВП соответствующих лет. Поэтому, чтобы избежать двойного счета, в ВВП включается только стоимость объема производства данного года.

Труд выступает как процесс, совершающийся между человеком и природой, в которой человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен вещества между собой и природой.

Труд представляет собой раскрытие человеком собственного потенциала физической и духовной энергии, направленной на получение экономических благ (или дохода), необходимых для удовлетворения потребностей.

Слово «труд» происходит от латинского «tripalus» Этим словом древние люди обозначали специальное приспособление для обездвиживания строптивых быков или лошадей, когда их собирались подковывать.

Несколько позже римляне для обозначения труда использовали слова «opus» и «labor» Opus - означает созидательный труд, labor - тяжелый труд, предназначенный только для рабов

В качестве основных элементов процесса труда выделяются предметы труда, средства труда и целесообразная деятельность человека. Последнее означает, что труд человека осуществляется по заранее составленному плану. Предварительно определяются цель деятельности, конкретный набор инструментов. При этом человек последовательно Использование тех или иных свойств рабочей силы проявляется через содержание труда. Кроме содержания труда следует выделять характер труда.

Характер труда обнаруживается через способ включения рабочей силы в трудовой процесс или через экономический способ соединения рабочей силы и средств производства (67).

По характеру труда можно выделить труд домашний, труд наемный и труд принудительный (или подневольный).

Для домашнего труда присущ свободный и добровольный характер. Это - труд на самого себя, что проявляется через своеобразное самообслуживание. Во многих случаях сегодня домашний труд выступает как возможность разнообразия жизнедеятельности, имеет воспитательный характер, когда посильное участие в нем вместе со взрослыми принимают и дети.

Свободный характер труда присущ и для предпринимателя, и для ремесленника, когда в одном лице выступают и работник, и хозяин производства.

Для наемного труда характерно то, что такие отношения заранее оформляются договором, или контрактом. Тот, кто оформляется на работу, выступает как работополучателъ. Тот, кто нанимает на работу других, называется работодателем.

Работополучателъ должен быть лично свободным. Именно поэтому он имеет прямую возможность продавать свою способность к труду, договариваться с работодателем о размере предстоящего вознаграждения (недельного, месячного) и о продолжительности самого труда. В то же время наемный работник вынужден продавать свою способность к труду и вступать в трудовые отношения такого рода, потому что он лишен других стабильных источников существования. Его личная свобода дополняется его свободой от средств производства. Отсюда возникает его экономическая зависимость от рынка труда, работодателя и т. п.

Особой разновидностью наемного труда выступает в отдельных случаях так называемый пожизненный найм, когда работнику гарантируется предоставление рабочего места и постоянного источника существования, определяются и другие социальные льготы.

Что касается принудительного труда, то такая разновидность исторически длительное время выступала в виде рабского труда, подне вольного труда зависимого крестьянина и т.

Д. В современных условиях принудительный труд существует в скрытых формах. В меньшей степени это касается военнопленных, труда заключенных и др. Тем более что труд заключенных не принято считать трудом подневольным, если такой труд нормирован и протекает в соответствующих условиях (исключение - принудительный труд бродяг). В качестве особой современной разновидности принудительного труда следует выделить долговое рабство, похищение людей и превращение их в бесправных рабов, а также обман при найме, разного рода «общественно полезные работы», что характерно для административно-командной системы.

Рабочая сила как объект купли - продажи. Длительный период времени в экономической литературе дискуссионным был вопрос о том, что является объектом купли-продажи на рынке факторов производства и что является действительным фактором производства - труд или рабочая сила.

Рабочая сила выступает как совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе труда. Все эти способности к труду человек формирует заранее, еще до вступления в сам процесс труда. Труд обнаруживается как процесс между человеком и природой, в котором человек выступает как активный участник.

Что же на самом деле выступает в качестве фактора производства - труд-процесс или рабочая сила как способность к труду?

Нарастающее доминирование в отечественной экономической литературе западных концепций привело к тому, что в качестве фактора производства сегодня все чаще признается труд, а не рабочая сила.

Если считать, что работодателя (испытывает спрос на трудовой фактор производства) и работополучателя (предлагает свои услуги применительно к конкретному рабочему месту) интересуют прежде всего продолжительность рабочего времени, то при таком подходе объектом купли-продажи и фактором производства выступает труд как процесс.

Если же считать, что объектом интереса со стороны предпринимателей выступают способности к труду (физические, умственные, духовные), которые наемный работник еще должен продемонстрировать, то в этом случае фактором производства действительно выступает ра бочая сила. Количество труда определяется заранее, с учетом действующего законодательства и специфики предстоящей работы.

Таким образом, объектом купли-продажи выступает именно рабочая сила определенной квалификации. Но в качестве полезности и объекта экономического интереса для работодателя (предпринимателя) выступают не послужной список работника и не его трудовая биография (включая копии дипломов и т. п.), а реальная способность включиться в конкретный процесс труда, способность отработать определенное количество времени.

При этом возможность эффективного включения в трудовой процесс зависит не только от реальных способностей рабочей силы, дисциплинированности самого работника, но и от организации трудового процесса на предприятии.

Не случайно при расчете объема имеющихся в масштабах всей страны трудовых ресурсов обычно исходят из численности всего населения (а не из часов труда) и с учетом возраста определяют численность трудоспособного населения. Общая численность занятых (т. е. официально имеющих работу) и тех, кто ищет работу (безработные), образует экономически активное население. В нормально отлаженной национальной экономической системе численность экономически активного населения и численность населения в трудоспособном возрасте должны максимально сближаться. Экономически активная часть населения может быть временно увеличена за счет работающих пенсионеров, а также за счет тех, кто имеет временные подработки или вторую работу («работа при лунном свете»), и уменьшена за счет тех, кто может работать, но не имеет и не ищет работу (теневой бизнес, маргинальные слои населения, домашнее хозяйство).

Эти и другие факторы, влияющие на процессы трудоустройства, должны учитываться экспертами при составлении соответствующих расчетов. В целом объем предложения рабочей силы в национальной экономике зависит не только от численности трудоспособного населения, но и готовности работников уступать свою рабочую силу в пользование работодателю. Сказываются состояние здоровья, условия жизни, доминирующие субъективные оценки ценности рабочего и свободного времени.

Прямое воздействие на объем предложения рабочей силы могут оказать различные программы по выплате денежных пособий (посо бия по безработице, социальные выплаты семьям с учетом численности детей и т. д.), которые снижают общую склонность иметь постоянную работу (ценность занятости).

Объем предложения рабочей силы как фактора производства зависит от миграции рабочей силы (сказываются различия в уровнях зарплаты между разными странами), а также от социальной и политической стабильности, программы сокращения армии, продолжительности учебы в средних школах, степени доступности для молодежи высшего образования.

Таким образом, в отличие от земли и капитала рабочая сила (или труд) как фактор производства выступает как формирующийся фактор - под прямым воздействием социально-экономических условий.

Для того чтобы стать фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство. Это означает, что на нее должен быть спрос, который, при прочих равных условиях, зависит от: 1)

степени загрузки имеющихся производственных мощностей, т. е. наличия свободных рабочих мест; 2)

продолжительности рабочего дня, так как удлинение или сокращение рабочего дня соответственно снижает или повышает такой спрос; 3)

темпов развития производственного потенциала на основе реализации новых проектов и т. д.; принятой технологической модели, т. е. в целом от открытия новых рабочих мест.

Включение рабочей силы в процесс производства в той или иной степени может подвергаться дискриминации.

Тотальная дискриминация проявляется тогда, когда под разными предлогами снижается национальный уровень заработной платы, вводится трудовая повинность, а само отношение к труду превращается в показатель лояльности к существующему социальному строю или политическому режиму, наконец, когда всеми способами экономят на создании нормальных условий труда.

Частичная дискриминация рабочей силы может иметь место, когда:

а) не обеспечивается равенство возможностей для отдельных групп работников найти работу;

б) затрудняется получение рабочего места для представителей национальных меньшинств или получение работы по национальному признаку, устанавливается искусственно заниженная зарплата;

в) получение работы обставляется соблюдением ряда политических, социальных и других условий («запреты на профессию»);

г) работодатели отказываются брать на работу высококвалифицированных работников;

д) женщинам-работницам при приеме на работу снижают зарплату или вообще отказывают в трудоустройстве.

В дальнейшем обозначенные здесь вопросы формирования объема спроса и предложения рабочей силы составят, в процессе изучения курса фундаментальной экономической теории, предмет специального анализа.

Пока же сделаем основной вывод о том, что рабочая сила (или труд) как фактор производства в отличие от земли и капитала выступает как фактор производства, формирующийся под прямым воздействием существующих социально-экономических условий.

Для того чтобы стать реальным фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство, быть дополненной производительным капиталом. В итоге капитал как движение предполагает наличие рабочей силы, а сама рабочая сила как фактор современного производства предполагает наличие капитала как материальной базы собственного существования.

Функционирование рабочей силы в качестве фактора производства протекает не только в виде индивидуальной рабочей силы, носителем которой выступает отдельно взятый человек.

В ходе комбинации индивидуальных рабочих сил формируется совокупная рабочая сила. Образование совокупной рабочей силы есть следствие разделения и специализации труда, его комбинирования.

Человеческий капитал. В труде как факторе производства сложно разграничить способности, данные самой природой, и навыки, сформированные в результате образования и профессионального обучения. Чтобы подчеркнуть возможность наличия этого искусственного прироста, в современных экономических концепциях широко используется понятие «человеческий капитал».

« Человеческий капитал» выступает как совокупность врожденных и приобретенных способностей человека к труду, состояние здоровья, его таланты и деловые качества, а также уровень квалификации и образования, способствующие его идентификации и приносящие устойчиво дополнительный доход.

Через выделение «человеческого капитала» (примерно с 60-70-х їтодов XX в.) подчеркивается возможность «поставки» домашним хозяйством на рынок труда не просто живого человеческого организма, способного к простому труду, а рабочей силы, наделенной высокими интеллектуальными способностями.

Мы уже знаем, что рабочая сила определяется как совокупность физических, умственных, интеллектуальных и т. п. способностей, которые человек может использовать в процессе труда. Но для того чтобы обладать такими способностями, необходимо предварительно сформировать их в процессе воспитания и образования.

Семья начинает тратиться на содержание ребенка, т.е. инвестировать в «человеческий капитал» с момента его появления. Так, по некоторым оценкам в США воспитание одного ребенка и предоставление ему образования на уровне колледжа обходится семье в 500 тыс. долларов.

Чем больше такие инвестиции в «человеческий капитал», тем больше вероятность подготовить более квалифицированную рабочую силу. Легко доказать, что разница, например, между высококвалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силой основывается на разных объемах инвестиций в «человеческий капитал».

Таким образом, формирование рабочей силы как фактора производства включает также и процесс инвестирования в «человеческий капитал». В качестве инвестиций в «человеческий капитал» признаются любые действия, повышающие квалификацию и способности настоящего или будущего работника.

Основными направлениями такого инвестирования выступают образование, воспитание и здоровье. Инвестором в «человеческий капитал» могут выступить не только семья, но и государство, фирмы, разного рода ассоциации, наконец, сам работник.

Получение дополнительного дохода с «человеческого капитала» (см. рис. 3.10) для семьи есть своеобразная компенсация ранее понесенных затрат. Одновременно прирост с определенного момента денежного дохода облегчает семье продолжение уже начатого процесса формирования «человеческого капитала». Кроме возросшего денежного дохода в качестве дополнительных социальных выгод неденежного характера следует выделить расширение кругозора и круга общения, а также приобретение навыков воспринимать и редуцировать (рождать) новые идеи.

Рис. 3.10. Формирование и реализация «человеческого капитала» на уровне домашнего хозяйства

Семья в какой-то момент может оказаться перед выбором: или купить новый дом и улучшить жилищные условия; или купить участок земли и освободиться от платежей за аренду; или учить своих детей необходимым наукам, дать им возможность получить диплом и соответствующую специальность.

Внешне здесь обнаруживаются весьма разные действия и весьма разные экономические последствия с точки зрения формы и ликвидности (возможности возврата) вкладываемых денежных средств. Но общность всех данных возможных действий состоит в том, что в любом случае люди стремятся получить «запас» (капитал): или материальный, или «человеческий».

Выделим особое экономическое правило: со временем все такие инвестиции в «человеческий капитал» должны быть компенсированы (затраты на обучение, книги, потерянный за период учения элементарный денежный доход и т. д.).

Есть смысл сделать не менее полезный вывод на перспективу: те профессии, которые требуют более длительной и дорогостоящей подготовки, которые предполагают формирование «человеческого капитала» и более квалифицированной рабочей силы, должны оплачиваться выше.

Теория «человеческого капитала» объясняет справедливость дифференциации уровней заработной платы в национальной экономике, раскрывает некоторые причины наличия более высокого уровня безработицы среди неквалифицированных работников. Получается, что инвестиции в «человеческий капитал» выступают как особая разновидность социального страхования по безработице. Кроме того, дан ная теория подчеркивает особое значение семьи в воспроизводстве рабочей силы и формировании «моды» на получение образования как высшей потребности современного человека.

Признаками образования и наличия «человеческого капитала» выступают, в конечном счете, не сами понесенные денежные расходы и оплаченные счета за учебу, а развитые интеллект и интеллигентность, профессиональные знания и широта кругозора, культура и дисциплинированность.

Нужно помнить: при наличии образования недостаток воспитания чувствуется в межличностных отношениях особенно остро.