В соответствии с Жилищным Кодексом РФ каждый гражданин обязан оплачивать предоставление коммунальных ресурсов, которые ему предоставляются в полной мере и своевременно. Предоставлять эти услуги могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Каждый должен понимать значения определения коммунальные услуги это и что в них входит. Важно понимать, какие услуги являются платными, за что нужно заплатить и кому. Отличие понятий коммунальных и жилищных услуг.
Что такое коммунальные услуги и что к ним относиться?
Под перечнем коммунальных услуг можно принимать все виды создания комфортных условий для проживания людей - снабжение водой, электричеством, газом и отоплением и отведение стоков. Занимается обеспечением многоквартирного дома всеми удобствами и комфортом управляющая компания.
Важно! Предоставлять их может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который имеет все необходимые лицензии на предоставление услуг. Они обязаны своевременно закупать ресурсы, проводить все необходимые профилактические работы и в случае поломки будут отвечать за все внутридомовые коммуникации. Именно эти службы вызываются, если услуга не предоставляется в полном объеме или несвоевременно.
Жильцы каждого многоквартирного дома заключают контракт с УК, согласно которому поставщик услуг их предоставляет, а жильцы обязуются своевременно вносить оплату и содержать имущество в надлежащем состоянии. К коммунальным услугам относятся:
- Холодное водоснабжение. Под предоставлением этой услуги подразумевается возможность клиента круглосуточно пользоваться водой надлежащего качества. Поставляться она может как из центральной сети, так и по внутридомовой. В случаях, когда центрального или иного водоснабжения нет, УК должна провести к дому уличную водоколонку. Главное - обеспечить жильцов необходимым количеством воды для удовлетворения минимальных потребностей ежедневно.
- Горячее водоснабжение. Предоставляется на тех же условиях, что и холодная вода - управляющая компания обязана предоставить круглосуточный и бесперебойный доступ к ее использованию в надлежащем количестве и качестве.
- Водоотведение. Ни один дом не проектируется без отведения сточных вод, УК обязана обеспечить каждое жилое помещение подобной услугой. Допускается, что канализация не будет находиться в каждой комнате квартиры, но в двух быть обязана - на кухне и в санитарном узле.
- Электроэнергия. Поставляется от городских электрических сетей и обязательно должна поставляться круглосуточно в необходимом объеме. Оплачивается использование электричества в зависимости от потраченного, так как в каждой квартире устанавливается счетчик.
- Газоснабжение. Может поставляться в квартиры как от централизованных городских газовых сетей, так и с помощью баллонов газа от УК. Оплачивается по счетчику в зависимости от потребления.
- Отопление. Может поставляться с помощью централизованных газовых сетей, электрических приборов или альтернативных источников отопления. Заключается в подаче тепловой энергии непосредственно в квартиру. В качестве обязательного условия использования ЖКУ указывается, что она должна поставляться в том объеме, который необходим для поддержания тепла в квартире, особенно во время отопительного сезона.
Лишние строки в квитанции
Если наряду со стандартными строками вошли туманные строки, за которые УО пытается заставить платить, но необходимо обязательно разобраться в происходящем. Выше представлены все коммунальные услуги, которые ничем не отличаются в разных домах. Все остальные затраты, которые может понести УО, должны подниматься и решаться на собрании, потому что УО не имеет права без согласия и собрания жильцов заключать платные договоры со сторонними организациями.
Важно! Каждая статья расходов, которую управление домом желает включить в обязательные платежи, должна быть утверждена общим собранием, после чего консьержи и охрана стоянки могут оплачиваться. К туманным расходам можно отнести навязывание кабельного интернета или телевидения, радио, оказание услуг консьержа, запирающих устройств и прочих оказанных коммунальных услуг.
Ежегодно управляющая организация может провести ремонт на сумму, не превышающую указанную на сайте администрации. Иногда подобные компании обманывают жильцов и говорят, что этой суммы недостаточно, нужно дополнительно проводить работы и заказывать материалы. Подобное поведение не законно и должно пресекаться. Нельзя допускать «дополнительной» оплаты за выполненные работы, даже если в руках у УО имеются подтверждающие затраты бумаги. Любая затрата со стороны компании должна утверждаться на собрании жильцов большинством голосов. Если это не состоялось, то у УК нет объективных причин на подобное самовольство.
Но не стоит путать включенный в общую платежку общедомовой ремонт и тот, который выполняется в квартире. Если владелец или квартиросъемщик вызывает мастера для ремонта света или прочистки трубы в туалете, то подобные действия должны оплачиваться отдельно, как вызов мастера и мелкий ремонт. Это не закладывается в выполнение мастерам ежемесячно, делается только по заказу.
Жилищно-коммунальные услуги - совокупность различных видов деятельности, направленных на ресурсоснабжение дома, обеспечение исправного технического состояния, а также решение других вопросов комфортного проживания.
I. Жилищно-коммунальные услуги: общие вопросы
1. Сроки оплаты ЖКУ
Оплата жилищно-коммунальных услуг производится не позднее 10-го числа за прошедший месяц - если иное не предусмотрено .
Оплата за потребляемую многоквартирным домом тепловую энергию при отсутствии узлов учета производится по нормативам потребления в течение 12 месяцев - если иное не предусмотрено договором с управляющей компанией, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией.
2. Пеня за жилищно-коммунальные услуги, приостановка поставки
В случае несвоевременной оплаты потребителем ЖКУ, последнему может быть начислена пеня в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки .
В случае задолженности или неполной оплаты коммунальных услуг за период шесть и более месяцев предоставление одной или нескольких коммунальных услуг может быть приостановлено или ограничено после письменного уведомления потребителя .
3. Различие жилищных и коммунальных услуг
Жилищные услуги - виды деятельности по эксплуатации дома, повышению и сохранению комфортности проживания и поддержанию объекта в исправном состоянии. Оплачиваются пометражно, исходя из площади квартиры каждого жильца.
Вопреки мнению некоторых собственников жилья, жилищные услуги не подлежат тарифному регулированию. Их стоимость утверждается собственниками многоквартирного дома на общем собрании. При этом управляющая компания или ТСЖ могут пытаться «защитить» предлагаемый жильцам тариф.
В социальном жилье, домах, не выбравших форму управления, а также домах, не утвердивших собственный тариф на главную жилищную услугу по , этот сервис оплачивается по тарифам, устанавливаемым муниципальными властями .
К коммунальным относятся услуги, которые невозможно предоставлять без участия предприятий-монополистов, - обеспечение жилья природными и энергетическими ресурсами. Подлежат тарифному регулированию и оплачиваются либо подушно (по устанавливаемым властями нормативам потребления), либо - по показаниям установленных узлов учета (т. е. исходя из объемов потребляемого ресурса).
Отвечают за поставку коммунальных услуг потребителю ТСЖ и управляющие компании. Согласно нынешнему законодательству, товарищества и УК - исполнители коммунальных услуг, поскольку они обслуживают внутридомовые инженерные системы, являющиеся общедолевой собственностью владельцев дома. В случае их непредоставления либо поставки ненадлежащего качества ТСЖ или УК производит .
При этом управляющие компании и товарищества не могут производить наценку на покупаемые коммунальные ресурсы, поскольку их доставка от границы ответственности до квартиры потребителя осуществляется уже в ходе
4. Границы ответственности между жилищными и коммунальными предприятиями
Точкой раздела инженерии, принадлежащей многоквартирному дому и ресурсоснабжающему предприятию, служит - как правило, стена муниципального дома.
II. Коммунальные услуги (основные требования)
1. Холодное водоснабжение (ХВС) -
предоставляемая потребителю холодная вода не может содержать опасных болезнетворных микроорганизмов (холеру, дезентерию, гепатит) и ядовитых химических соединений (мышьяка, солей тяжелых металлов и пр.) . В течение одного месяца допускается суммарный 8-часовой перерыв в подаче ХВС (до четырех часов единовременно) или до 24 часов в случае возникновения аварии на магистрали .
2. Канализование (водоотведение) - осуществляющая холодное водоснабжение ресурсоснабжающая организация должна обеспечить круглосуточный прием стоков.
3. Горячее водоснабжение (ГВС) - допустимые перерывы подачи горячей воды такие же, как и для холодной. Одновременно законодательство оговаривает и
Вода, имеющая температуру ниже + 40 градусов, оплачивается как холодная. При этом максимальная температура горячей воды не может быть выше + 75 градусов.
4. Теплоснабжение - температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже + 18 градусов (подъездах + 15 градусов), угловых комнатах - + 20 градусов. Допускается перерыв отопления до 24 часов в течение месяца.
Продолжительность единовременных перерывов при теплоснабжении может составлять:
▪ не более 16 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов до нормативной;
▪ не более 8 часов при температуре 10–12 градусов;
▪ не более 4 часов при 8–10 градусах.
5. Газоснабжение. Допустимая продолжительность перерыва подачи газа может составлять четыре часа в месяц.
6. Электроснабжение. Допустимый перерыв поставки этой услуги может составлять 2 часа в месяц при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа - при наличии одного источника. Одновременно в ходе поставки в дом электрической энергии не допускаются перепады напряжения.
III. Жилищные услуги
4. Текущий ремонт - жилищная услуга, в ходе которой не предусматриваются ремонтные работы капитального характера, но при этом в доме устраняются мелкие неисправности. В эти работы не входит устранение аварий ЖКХ и их последствий (внеплановый ремонт) и работы по (планово-профилактический ремонт) .
Решение о текущем ремонте жилья также принимается большинством собственников помещений. Рекомендуемая законодательством периодичность текущего ремонта в различных типах домов составляет 3–5 лет. В качестве наиболее близких жильцам примеров текущего ремонта можно привести работы по ремонту подъездов, установке металлических дверей, домофонов, дворовому благоустройству.
5. Другие жилищные услуги. В отдельных многоквартирных домах жильцам предоставляется ряд других жилищных услуг: внутриквартирный ремонт, уборка жилых помещений, охрана, доставка продуктов питания. В большинстве случаев в России подобный сервис развивается в элитных новостройках или Как показывает зарубежная практика, эта индустрия способна развиваться с наибольшей интенсивностью в доходных домах (жилье, предназначенном для сдачи в аренду), которых в нашей стране практически не существует.
IV. Внутриотраслевой конфликт в ЖКХ между жилищной и коммунальной сферами
С развитием реформы ЖКХ наблюдается обострение взаимоотношений между предприятиями коммунального комплекса и жилищной сферы (ТСЖ и управляющими компаниями).
По оценкам многих экспертов, два этих сектора следует разделить на отдельные отрасли по следующим причинам:
▪ Потребителями основных объемов коммунальных ресурсов являются не жильцы, а промышленные предприятия, следовательно, к жилищной сфере «коммуналка» имеет значительно меньшее отношение.
▪ В рамках ныне существующего правового поля в ряде многоквартирных домов (эксплуатируемых ТСЖ и управляющими компаниями) какой-либо контакт между потребителями коммунальных услуг и поставщиками энергоресурсов отсутствует, при этом организации жилищной сферы, наоборот, являются достаточно близкими к собственнику жилья.
▪ В отличие от управляющих компаний и ТСЖ, коммунальные предприятия являются монополистами, не живущими по законам рыночной конкуренции, их деятельность регламентируется тарифами.
▪ Как правило, эксплуатирующие многоквартирные дома организации являются достаточно небольшими, компактными предприятиями, в то время как многие подразделения коммунального комплекса входят в мощные олигархические структуры.
Источники:
- Жилищный кодекс РФ, ст. 155.
- Постановление правительства РФ от 23.05. 2006 г №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», п. №80.
- Пп. 31-35 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
- ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».
- См. Постановление Государственного комитета РФ по строительству и ЖКХ
от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», приложение №8. - Там же, приложение №7.
Литература:
- С. А. Атаманенко, С. Л. Горобец, Т. И. Федирко. “Настольная книга потребителя жилищно-коммунальных услуг”.
- С. А. Атаманенко, С. Л. Горобец. “Все об оплате ЖКУ, или Как эффективно управлять своей квартирой”.
Читайте также:
Комментарии: 50
Загляните для начала в Свидетельство о собственности. Есть там общедомовая доля и доля придомов. территории? Нет! Далее читаем ст. 38 п 2 ЖК РФ. Условия договора ничтожны, если доля не прописана в свидетельстве (это значит вы не собственник доли в подъезде и части земли) Ну не наступило у вас правоотношений с УК. Вы собственник только вашей квартиры или читать не умеете что написано в Свидетельстве о вашей собственноси? В ваших квартирах никогда вам ничего не сделают, только за ваши, отдельные деньги. Тогда за что начисляют плату? За подъезды!!! А у них собственник иной! МСУ (мэрия), или ваша ТСЖ если есть юрлицо. Разберитесь и прекращайте платить взятки. Можете написать мне, разъясню подробней.
Ваше мнение неверно, вы неправильно поняли. Разъясняю: если вы продаете квартиру и в договоре написано, что только кв метры, но не доля в общей собственности, это условие ничтожно. Обычно в договоре такого не пишут, так как доля принадлежит собственнику в силу закона. Можно долю зарегистрировать, можно не регистрировать.
Ни мэрии, ни УК, ни ТСЖ доли не могут принадлежать.Здравствуйте, Nika! Наша власть нагло оббирает НАРОД. В годы Ленина люди мечтали о всеобщем благе, угнетённый пролетариат жил в нищите, буржуи от своей безпредельной жадности, забыли, что они Люди. Великий Ленин мужественно взял на себя обязательство исправить сложившуюся ситуацию в Империи. Он был гениален. Он поднял массы на Великую борьбу с оскотиневшейся буржуазией! В наше время люди уже не те, мы забыли о заветах нашего Великого Всеотца. Вы и такие же как вы обязаны взять на себя ответственность и, взвалив на свои мужественные плечи это тяжкое бремя, свергнуть власть и построить КОММУНИЗМ =)
Здравствуйте, Дмитрий.
Начать выяснение вопросов, касающихся платежей, надо с непосредственного исполнителя коммунальных услуг. В зависимости от способа управления в вашем доме, это управляющая компания или ТСЖ. В случае, если в многоквартирном доме непосредственное управление, договоры с поставщиком ресурсов заключаются напрямую и исполнителем является он.
Жильцы вправе потребовать у исполнителя детального разъяснения, как именно (по какой формуле, в соответствии с каким нормативно-правовым актом) рассчитывался размер той или иной услуги. Лучше всего послать запрос в письменном виде и получить такой же ответ.
В соответствии с постановлением правительства РФ №731 о Стандартах раскрытия информации, ответ вам обязаны предоставить в 20-дневный срок. Имея на руках этот документ, можно будет думать, что делать дальше.
ПП №354 оговаривает правила предоставления коммунальных услуг гражданам, поэтому в нем и нет понятия “жилищные услуги”.
Точную формулировку определения “жилищные услуги” мы вряд ли найдем (поскольку в каждом доме они могут быть разными, вплоть до вооруженной охраны). Но вместе с тем в различных законодательных актах “между строк” написано, что жилищные услуги существуют.
Например, в соответствии с пунктом 9 статьи 155 Жилищного кодекса, “Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности”.
О том, что жилищные услуги оплачиваются пометражно, гласит пункт 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ:
” Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника”.
Чтобы определить долю в праве общей собственности, необходимо прочесть пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса:
“Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения”.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса, “собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения”.
Таким образом, жилищные услуги – это услуги, связанные с содержанием и ремонтом многоквартирного дома, к которым, безусловно, относится и вывоз мусора из дома.
О том, что коммунальные услуги оплачиваются исходя из потребляемых объемов или нормативов потребления (т. е. подушно – в случае отсутствия счетчиков, позволяющих определить расход), вы, надо думать, уже узнали, поскольку ссылаетесь на ПП 354.
Отдельный вопрос – о вывозе мусора. В соответствии с пунктом 11 Д Постановления №491, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, отнесены к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
И наконец последнее – оплата коммунальных услуг, расходуемых не квартирой, а местами общего пользования (т. е. электроэнергия и тепло в подъезде, вода, выливаемая в ходе мытья полов в подъезде, полива придомовой территории и т. д.).
Эти услуги с 1.09.2012 также оплачиваются исходя из потребляемых объемов, т. е. весь дом платит в зависимости от того, сколько ресурса потребил. Но при этом платежи собственникам начисляются пропорционально площади жилья в общей площади дома.
Спасибо за подробный ответ.
Если мусорная площадка находится на территории не принадлежащей МКД, и ей пользуются все кому не лень, в том числе частники, а УК не содержит это место в должном порядке, как она может являться общим имуществом дома? Должна ли УК при такого рода оплате заниматься уборкой мусорной площадки? По нашему мнению, услуги по вывозу ТБО должны оплачиваться в таких случаях согласно тарифа специализированной организации, которая и вывозит этот мусор и осуществляет (не осуществляет!) приборку вокруг. Можно ли вывести эту услугу из оплаты УК и заключить отдельный договор с организацией, вывозящей мусор? Как в таком случае будет взиматься платёж? Что для этого надо?Мусорная площадка может как являться общим имуществом МКД, так и располагаться на муниципальной территории.
Если вы платите УК деньги за вывоз мусора, она, разумеется, должна содержать в чистоте мусорную площадку.
Вывоз мусора входит в перечень работ по управлению домом. При этом УК может как выполнять самостоятельно озвученные работы, так и находить подрядные организации. Но ответственным за чистоту перед собственниками все равно остается управляющая компания.Вы можете заключить напрямую договор с подрядной организацией, оговорив этот вопрос на общем собрании собственников и изменив договор управления МКД с управляющей компанией. В этом случае вам придется либо самостоятельно искать подрядчика, либо обратиться с советом к УК.
Стоимость вывоза мусора формируется на договорной основе (поскольку эта услуга не является монопольной). Надо думать, каждая из организаций за предоставляемую услугу попросит свою цену (как в магазине).
В дальнейшем тариф на вывоз мусора в доме вам придется сформировать самостоятельно. Допустим, фирма согласна ежедневно вывозить ваш мусор за тысячу рублей в месяц. После этого вам следует разделить тысячу рублей на общую площадь жилых помещений дома (а также офисов, магазинов и прочих нежилых помещений – если таковые имеются).
Для расчета платежа за вывоз мусора полученный тариф
(на 1 кв. метр недвижимости) в дальнейшем следует умножить на площадь квартиры каждого собственника недвижимости.P.S. При расчете тарифа, помимо самой услуги по вывозу мусора и уборке площадки, не забудьте оговорить с подрядчиком и вопрос аренды мусорных контейнеров (это оборудование, разумеется, также войдет в стоимость тарифа).
Не исключено, что за это он попросит дополнительную плату.
“Заставить” расписывать плату за содремжил в квитанции нельзя, а вот прописать виды работ по содержанию и ремонту жилья и их стоимость в договоре управления многоквартирным домом – в интересах собственников. Это обеспечивает собственнику механизм контроля над деятельностью УК:
Также любой собственник может сделать запрос, обязывающий управляющую организацию расшифровать тариф на жилищные услуги. В соответствии со Стандартами раскрытия информации (постановление правительства РФ №731), ответ вам обязаны предоставить в 20-дневный срок.
Здравствуйте, Наталья.
Согласитесь, Ваш вопрос “Как правильно проверить расчет верен” звучит очень невразумительно. Пожалуйста, старайтесь формулировать вопросы точнее, чтобы отвечающим не приходилось заниматься “расшифровкой”.
Скорее всего, Вы хотите выяснить, правильно ли в Вашей квитанции обозначен тариф на горячее водоснабжение. Правда, Вы не сообщили, установлен ли в вашем доме общедомовой счетчик тепловой энергии. Если да, то тариф на ГВС определяется расчетным путем.
Цена одного кубометра горячей воды складывается из стоимости холодной воды (теплоносителя), которая используется для приготовления горячей, а также из стоимости подогрева 1 куб. метра теплоносителя до температуры горячей воды.
Расчет производится по формуле:
Тгвс = Сн + Тхв руб/куб. м,
при этом Сн = 0,0596 * Тэ
Расшифровка переменных формулы:
Сн – стоимость нагрева 1 куб. м (руб);
0,0596 Гкал/куб. м – кол-во тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды;
Тгвс – стоимость 1 куб. м горячей воды (руб);
Тэ – тариф на тепловую энергию (руб./Гкал с НДС) – с 1 сентября 2012 года это 1149,08 руб/Гкал для поставщика “ЛУКОЙЛ-ТТК”;
Тхв – тариф на теплоноситель (руб./куб.м. с НДС); с 1 сентября 2012 года это 30,48 рублей за кубометр.
По этой формуле получается, что изготовление одного кубометра горячей воды в Вашем доме стоит 98,96 руб. (если тепловую энергию Вам поставляет “ЛУКОЙЛ”). Два кубометра, соответственно, стоят 197,92 рубля.
при переходе в новую компанию у нас было собрание с новым представителем и он говорил о том что от той компании нет не каких документов по нашему дому.мне интересно если мы не оплатим они (ликвидируемая компания)на нас могут подать в суд и заставить выплатить за ком.услуги и какие у нас права в этом случае ведь они 7 месяцев задержали предоставления квитанций.мы живем в Батайске,ликвидированная компания ТЕМП
1. Отсутствие договора не освобождает от оплаты за коммунальные услуги. Энергетики могут вам прислать свой вариант договора, а вы ответ вы можете не согласиться и направить им свой договор. Если согласия не удастся достигнуть, между вами будет действовать конклюдентный договор, т. е., по умолчанию:
В таком случае регулятором отношений выступают исключительно федеральные законы и постановления (Гражданско-процессуальный кодекс, “Правила предоставления коммунальных услуг гражданам” и др.).
2. Платить за потребляемую в течение четырех месяцев энергию, скорее всего, придется. В противном случае на вас могут подать в суд и, наверное, проиграете. Хотя прогнозировать такой исход на сто процентов невозможно, поскольку в течение текущих месяцев вам не начислялись коммунальные платежи (но отнюдь не потому, что не был заключен договор).
3. В свою очередь вы можете обратиться в проверяющие инстанции с жалобой на неправильное начисление платежей. И просьбой привлечь к административной ответственности виновную организацию (виновником может оказаться и УК, и ресурсник).
Самое простое – установить счетчик. После этого вы можете прописать в квартире хоть двадцать человек, а платить будете за фактически потребляемые объемы. В 2015 году вас все равно принудительно обяжут внедрять оборудование.
Доказать, что приписанные у вас люди регулярно не проживают, практически невозможно. Также как практически невозможно доказать, что в той или иной квартире постоянно живет десяток официально не прописанных гастарбайтеров (может, они в гости часто приходят).
Обращайтесь с претензионными письмами к собственнику – то есть в муниципалитет, чтобы он воздействовал на своих подрядчиков и субподрядчиков. По Жилищному кодексу, именно собственник несет ответственность за содержание имущества.
Путаная эта ситуация с батареями.
1. Принципиален вопрос, в каком месте потек стояк – перед запорным устройством или после него. Если стояк потек до запорного крана – потекло общее имущество, за которое отвечает управляющая домом организация. Если после запорного крана – потекла ваша частная собственность, за которую ответственны Вы.
Подробнее мы писали об этом здесь:
2. Что касается предупреждений, по-человечески Вам следовало информировать друг друга и об опрессовке, и о снятии батареи.
В нынешней ситуации, получается, мэрия Вас обкрадывает. Обращаться следует в правоохранительные органы и, возможно, в управление федеральной антимонопольной службы.
Деятельность расчетного центра законна и легитимна при условии согласия поставщика услуги, а также самих собственников жилья (они должны дать согласие расчетному центру на обработку персональных данных – в соответствии с федеральным законом о персональных данных).За счет тарифа на содержание жилья. Замена стекла в выбитом окне да еще в зимнее время – это однозначно аварийный ремонт общего имущества.
Здравствуйте,
очень хотелось узнать, что такое “содержание жилища”. в квитанции об оплате жилищных услуг?!
Заранее спасибо за ответ!
Здравствуйте. У нас сменилось правление ТСЖ. В квитанции:
1. Содержание жилья – содерж. помещ. общ. пользования (от кв.м.)=549р., вывоз ТБО (от кв.м.)=45 р., содер. и ТО лифта (от кв.м)=152р. – это при том, что живу я на 2 этаже, а лифт работает от специального ключа, которого нам не предоставили.;
МОП (от кв.м.)53р. – это, видимо, свет в местах общ. польз.
(далее все понятно).
Читаю в ЖКодексе, там написано, что в содержание жилья уже включено оплата на содерж. лифта, вывоз ТБО. Так почему же его опять дублируют? А что тогда содерж. помещ. общ. пользования (крыша, подвал?) И как эти места “содержат”? В доме в цоколе есть административные помещения и магазины, значит их хозяева тоже должны платить за содержание жилья и за лифт!!!, раз жители 2 и 1 этажа платят, чем лучше цокольники??
Спасибо.
Здравствуйте, Анна.
Да, техническое обслуживание лифта и вывоз мусора действительно входят в структуру тарифа на содержание и ремонт жилья. Пообщайтесь со своим ТСЖ на предмет расшифровки платежной квитанции. Возможно, что отдельные графы “Лифт” и “ТБО” – это просто способ сделать для жильцов “прозрачным” состав этого тарифа.
Освещение мест общего пользования – это коммунальная услуга, а вот содержание этих мест – уже жилищная. Платить за содержание лифта должны все жильцы, независимо от этажа проживания. Лифт – это общее имущество. Точно так же собственники квартир, находящихся на первом этаже, должны заботиться о состоянии крыши и платить за ее содержание и ремонт, а жильцы верхнего этажа – оплачивать содержание подвала. Таковы законы жизни в многоквартирном доме.
О том, как следует содержать крышу, подвал и другие объекты общедомовой собственности. вы можете прочитать в этой статье:
Зря вы относитесь к этому вопросу скептически. Если бы УК или ТСЖ хоть как-то не занимались техобслуживанием многоквартирного дома, наши дома давно бы уже рухнули. Надо это отчетливо понимать.
Относительно административных помещений и магазинов. Если эти помещения находятся в собственности граждан, там работающих, то они должны разделять со всеми собственниками бремя содержания общего имущества. Если же они пользуются помещениями по договору аренды, то способ оплаты жилищно-коммунальных услуг зависит от конкретных условий этого договора.
Здравствуйте!
Вот уже третий месяц подряд жильцам в нашем доме присылают увеличенные счета за оплату коммунальных услуг – в два раза больше, чем обычно (!).
Увеличение, как написано в квитанции – это отопление, которого летом, конечно же, нет. Как такое возможно и куда можно обратиться по решению этого вопроса, подскажите пожалуйста?
Район – Ленинский, дом – Социалистическая 91.
Здравствуйте!
Где написано, что жилищные услуги оплачиваются пометражно? Где обозначено понятие “жилищные услуги”? В ПП №354 есть понятия “коммунальный ресурс” и “коммунальные услуги”. Вывоз ТБО с мусорных площадок ни к тем, ни к другим не относится.
Спасибо.
Большое спасибо за разъяснение. Но… это абсурд платить так. Я живу в Краснодарском крае и мы платим не УК, а непосредственно организации, вывозящей мусор 28 руб./чел. в месяц и плюс 10 руб. за вывоз крупногабаритных отходов. А тут 80-летняя бабушка осталась одна в 4-х комн. квартире и вынуждена платить около 200 руб.За что? Это риторический вопрос, как,впрочем, и “что делать”?
Ещё вопрос.
Ук в своих квитанциях не расшифровывает тариф на содержание и тек. ремонт. По строке “Содержание и ремонт жилого помещения” должно быть указано наименование и размер соответствующей платы. Можно ли УК обязать по отдельности расписывать плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД на основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации №454, если он носит рекомендательный характер?
Спасибо.
здравствуйте просмотрела тарифы на оплаты ком.услуг написано что за нагрев воды тариф30,48 .,у нас стоит счетчик в квитанции (нагрев гв (сч) 93,57 соц потр. 3,17руб/м3 по счетчику потребили 2 куба как правильно проверить расчет верен
здравствуйте! помогите разобраться в следующей ситуации.наш дом обслуживает УК,но коммунальные услуги мы оплачиваем напрямую РСО.долгов перед РСО за коммунальные услуги нет,а перед УК долг есть более 3 месяцев.вопрос: может ли УК ограничить услугу водоотведения согл
асно ПП 354? ведь там речь идет о задолженности именно за коммунальные услуги!
У вас есть действующая управляющая компания, зачем платить сторонней фирме, которая к вам не имеет сейчас никакого отношения?
Если в отношении прежней компании была проведена процедура банкротства, то взысканием долгов ранее должен был заниматься конкурсный управляющий, назначенный Арбитражным судом.
Кем она “ликвидированная”? Как несуществующее юридическое лицо может рассылать вам квитанции? И как несуществующее юрлицо может подавать в суд? За счет чего образовался зазор между уходом старой компании и приходом новой? Кто управлял домом в это время?
Извините, Наталья, после вашего изложения событий остается очень много неясностей и недоговоренностей. Может, представителю жильцов вашего дома стоит обратиться в юридическую консультацию и попробовать осветить сложившуюся ситуацию максимально точно, внятно и корректно?
подскажите, пожалуйста,должны мы платить за эл.энергию,если ресурсоснабжающая организация нам не предоставляла квитанции на оплату 4 месяца подряд,т.к. между энергетиками и УК не был заключен договор, а сейчас хотят,чтобы жители сразу одной суммой все оплатили. Спасибо.
Подскажите,пожалуйста, как мне обязать газовую службу производить расчет с двух фактически проживающих людей, а не с четырех зарегистрированных. Заявление с подписями соседей и председателем Советом дома, справкой от УК о фактическом проживании я им предоставляла. Они просят предоставить документ о фактическом проживании двух других жильцов. Но дело в том, что я с мужем (собственником) развелась 10 лет назад, он проживает(но не зарегистрирован) по другому адресу и дочь вышла замуж и проживает тоже по другому адресу (снимает жилье не официально). Что я им должна еще предоставить? спасибо
У нас в селе Туруханск собственником жилья является муниципалитет, а обслуживание вменили организации которая обеспечивает тепловой и электрической энергией. Та в свою очередь по договору подряда передала некоторую долю работ фирме “Жилсервис” те занимаются выкачкой септиков, ремонтом и устранием аварий в системе отопления и водоснабжения. В своб очередь Жилсервис отказывается устранять аварии в системе канализации (засоры в трубах). Подскажите как быть как заставить устранять эти аварийные ситуации “бизнесменов” из жилсервиса? Заранее спасибо?
Здравствуйте. За январь месяц пришла квитанция нового образца, в которой нет показаний счетчиков горячей и холодной воды, хотя показания передавались в декабре при оплате квитанции. В этой квитанции поменялся расчетный центр. На обороте указана информация, что необходимо явиться с квитанция за 6 месяцев для сверки платежей. Законного ли это? И почему я должна тратить своё личное время на то, что кто-то неправильно работает… И еще вопрос: квартира оформлена на маму, которая живет в другом городе и у нее нет возможности приезжать для сверки квитанций. Все платежи осуществляю я. Могу ли я это сделать?
Добрый день! Вчера в нашем доме решили произвести опресовку системы отопления без предварительного оповещения. В моей квартире сейчас ремонт и накануне был снят радиатор отопления(предварительно краны на стояке были перекрыты). Когда началась опресовка, из моего стояка(из перекрытого крана) стал бить фонтан (по неизвестной мне причине). Дома в этот момент никого не было. Результат – затоплены 2 квартиры. Сантехники ЖЭУ утверждают, что я должна была предупредить о снятии батареи, соседи говорят, что ЖЭУ должны предупреждать об опресовке. Профилактический осмотр систем отопления эксплуатирующей организацией за последние лет20 не производился ни разу. Посоветуйте как быть. И подскажите, пожалуйста, где написано(если это так на самом деле), что я должна предупредить ЖЭУ о снятии батареи при закрытых кранах на стояке. Заранее- благодарю за ответ. -Елена-
Здравствуйте скажите пожалуйста как нам правильно поступить мы поставщики услуг сами осуществляли сбор за предоставленные жильцам коммунальные услуги а теперь мэрия организовала единый расчетный центр и забирает у нас сбор платежей с нами должны наверно заключить договор пока он еще не заключен.Сборы уже осуществляет РКЦ а договор с нами не спешат заключать как их это заставить сделать?
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, а УК должны менять разбитые окна в местах общего пользования или окна меняются за счет собственников.
Домоуправление
Жилищный кодекс России обязывает граждан платить за жилищные и коммунальные услуги. При этом исполнителями коммунальных услуг могу быть юридические лица или индивидуальные предприниматели. Они приобретают ресурсы, проводят работы и ответственны за исправность всех внутридомовых коммуникаций.
Пользоваться коммунальными услугами имеют право:
Владельцы жилых помещений со своими семьями;
Лица, получившие жилье от кооперативной организации;
Наниматели помещений; лица, взявшие в аренду квартиру (комнату).
Коммунальные услуги:
Питьевая холодная вода. Подача должна быть круглосуточной. Осуществляется по центральной или внутридомовой сети. Объем и качество воды должны быть на надлежащем уровне.
Горячая вода. Должна подаваться должна круглосуточно через централизованные сети для всех помещений дома.
Водоотведение. Отведение стоков тоже должно быть круглосуточным - через централизованные сети и внутридомовые системы. Канализационные системы должны быть в большинстве жилых помещений дома. Если в жилом помещении нет централизованной канализации, то её не должны учитывать в перечне коммунальных услуг.
Электроснабжение. Электричество в необходимым объеме должно подаваться тоже круглые сутки, без перебоев. Впрочем, отключения электроэнергии фиксируются на приборах учета. Отметим, ресурсоснабжающие организации не обязаны обслуживать сети внутри дома. Потребитель обязан до указанного в квитанции числа сообщить данные прибора учета. Если данные не поступили, то РСО имеет право рассчитать объем потребления по нормативам в том случае, если не установлена система, при которой данные приборов учета автоматически поступают в диспетчерскую организации.
За общедомовые расходы придется платить даже в том случае, если вы какое-то время не проживали в квартире. Объем общедомовых услуг рассчитывается с учетом занимаемой каждым площади. При отсутствии общедомового счетчика расчет производится по нормативам. Эксперты заверяют, что очень выгодно иметь одновременно и общедомовой, и подъездные счётчики. Они позволяют вычислить «левые» подключения к общедомовой электросети. Также они дают понять, в каком подъезде умеют экономить, а в каком нет.
Газоснабжение. Газ должен подаваться круглосуточно. Приборы учета газа дают реальную экономию и достаточно быстро окупаются в квартирах с большим количеством жильцов.
Отопление. Тепловая энергия должна подаваться в дома, квартиры и нежилые помещения централизованно. С жильцов сняли оплату общедомовых отопительных расходов. Не нужно платить за отопление подъезда, где нет батарей. В 2013 году внесены новые изменения, которые касаются правил оказания коммунальных услуг. Были введены нормативные коэффициенты для тех, кто не торопится ставить индивидуальные приборы учета. Для таких собственников введены повышенные нормативы на все виды КУ. Каждые полгода оплата вырастает. В итоге превышение достигнет 60%.
Жилищные услуги:
Предоставление в пользование жилых помещений по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
Вывоз твердых и жидких бытовых отходов от многоквартирных домов.
Жилищно-коммунальные платежи
Для нанимателей:
За пользование жилым помещением (плата за наем);
Для собственников:
За содержание и ремонт жилого помещения. Состоит из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. Собственник помещений в МКД обязан нести расходы на содержание не только принадлежащего ему помещения, но и общего имущества в доме: конструкций дома, коридоров, лестничных клеток, чердаков и подвалов, инженерных сетей, лифтов и мусоропроводов и т.п. статья 39 ЖК РФ. Причем, размер суммы определяют сами жители на собрании собственников МКД. Это декларируют части 2 и 4 ст. 158 ЖК РФ.
Управляющая организация имеет право предложить учесть те или иные работы и затраты. Иногда управляющие компании предлагают сокращённый перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту дома за максимальную стоимость, которая ежегодно устанавливается местной администрацией. «Недостающие» услуги предлагается оплачивать дополнительно. Такого быть, конечно, не должно. Перечень услуг по содержанию дома и работ по текущему ремонту есть в Постановлении Росстроя 170 от 23 сентября 2003 г.
Не путайте плату за содержание и текущий ремонт ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА собственников МКД, входящую в платёжку, и платные работы за мелкий ремонт в вашей квартире, которые исполняются по вашему заказу.
Лишние строки
В платёжках периодически появляются рядом с законными коммунальными и жилищными услугами графы с антеннами, кабельным телевидением или интернетом, радио, запирающим устройством, консьержем, охраной автостоянки и так далее. Все эти услуги не являются ни коммунальными, ни жилищными. Внесение их в платежку незаконно. Подобные платежи должны быть исключены из единого платежного документа. Не разрешайте УО вписывать в договор управления туманные пункт о ее праве на заключение каких-то иных договоров. Иначе вам могут навязать ненужным услуги. Все дополнительные решения принимаются на собрании.
Система ЖКХ представляет собой одну из ключевых экономических отраслей в стране. Она охватывает крупный производственно-технический комплекс. На его услуги и продукцию спрос всегда высок. Рассмотрим далее подробно особенности ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры также будет указана в статье.
Общие сведения
Система ЖКХ включает в себя общественные, жилые сооружения, транспортные, эксплуатационные и иные объекты. Все они формируют сложный социально-экономический комплекс. От результативности его деятельности зависит состояние инфраструктурных объектов и непосредственно среды обитания граждан. ЖКХ - что такое ? Это в первую очередь самостоятельная экономическая сфера. Ее ключевой задачей выступает удовлетворение потребностей граждан и организаций в услугах, посредством которых обеспечиваются нормальные условия работы и жизни.
Проблемы
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера, в которой решается множество актуальных вопросов. Многие из них обостряются с наступлением холодов. В каких направлениях работает ЖКХ? Расшифровка этой аббревиатуры говорит сама за себя. Ключевыми направлениями данной сферы является обеспечение основными ресурсами населения и организации - электроэнергией, водой, теплом. В некоторых регионах ситуация достаточно сложная. Наиболее остро проблемы обеспечения стоят в Корякском АО, Магаданской обл., на Камчатке, в Приморье. В некоторые регионы завезено только 60 % топлива. Старение фондов - еще одна актуальная проблема в ЖКХ. Что такое физический износ знают в каждом регионе. Все эти проблемы требуют незамедлительного решения.
Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы
Несмотря на то что столичный регион считается самым благополучным в стране, и здесь есть свои Ключевые вопросы касаются финансирования ЖКХ. Что такое нехватка денег для отрасли? Это в первую очередь недостаток в эксплуатационной технике, спецодежде для работников, низкие зарплаты. За небольшую оплату труда никто не хочет работать. Соответственно, в отрасли заняты преимущественно неквалифицированные сотрудники. Как отмечают чиновники, постоянный дефицит на данный момент порядка 700 млн руб. Средствами, которые граждане перечисляют в виде квартплаты, можно покрыть только стоимость услуг ЖКХ . При этом в данную сумму не включаются расходы на содержание и обслуживание инженерно-коммуникационных сетей. Именно поэтому отрасль работает только в аварийном режиме. Денег на профилактические мероприятия просто нет.
Финансовые проблемы ЖКХ
Что такое задолженность для рассматриваемого сектора? Она представляет собой источник цепочки неплатежей, которые присутствуют практически во всех отраслях. В качестве ключевых причин, обуславливающих тяжелое положение с задолженностью, выступают:

Последствия
Органы территориальной власти далеко не всегда способны выполнять взятые на себя обязательства. Это привело к повсеместному распространению административного принуждения исполнителей и подрядчиков в нарушение действующего законодательства. Существенно снизился контроль производства и предоставления гражданам качественных услуг, обоснованностью устанавливаемых тарифов. Недостаточное финансирование объясняет отсутствие интереса в формировании ТСЖ. Неспособность выполнить бюджетные обязательства, отсутствие прозрачных и эффективных процедур установления и корректировки тарифов обуславливают непривлекательность сферы для частных инвесторов. Это указывает на наличие системного кризиса как в самой отрасли в целом, так и отдельно в регионах. Решение возникших проблем возможно путем применения программно-целевого метода.
Пути выхода из кризиса
Основная работа по формированию программы решения проблем ложится на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В первую очередь необходимо усовершенствовать состав и структуру финансовых отношений внутри отрасли с требованиями рыночной экономики. Следует сказать, что часть мероприятий началась еще в 1997 г. Так, в конце 90-х был запущен процесс перехода от бесплатного либо почти бесплатного оказания услуг ЖКХ и предоставления жилья к оплачиваемому гражданами, в соответствии с качеством. Основными целями мероприятий выступают:

Преобразование сектора
Обозначив направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, правительство выработало следующие способы достижения поставленных целей:
- Совершенствование структур управления, контроля и эксплуатации.
- Переход к договорным отношениям, развитие конкуренции, предоставление конечному потребителю возможности оказывать влияние на качество и объем услуг, внедрение системы конкурсного отбора обслуживающих организаций.
- Совершенствование схем расчета, установление повышенных ставок на сверхнормативные жилплощади, дифференциация оплаты в соответствии с местоположением объекта и качеством жилья.
- Снижение с последующим прекращением ассигнований из бюджета, ликвидация перекрестного субсидирования.
- Совершенствование системы соцзащиты граждан. Оно предполагает упорядочение действующих льгот, усиление индивидуальной направленности выделяемых средств.
- до экономически обоснованных показателей, определяемых посредством конкурсного отбора обслуживающих организаций.
Соцзащита населения
Она заключается в недопущении со стороны региональных органов и структур территориального самоуправления:
- Сдерживания совершенствования программы субсидирования семей с низкими доходами.
- Необоснованного ухудшения качества услуг в сравнении с теми, которые предусмотрены по договору найма.
- Введение неоправданно высоких тарифов.
Тарификация
ЖКХ считается одной из самых затратных экономических отраслей. Здесь расточительно потребляются тепловая и электроэнергия, вода, прочие ресурсы. хозяйства зачастую не в состоянии покрыть издержки установленными тарифами и нормами. При этом ценовая политика в рассматриваемом секторе выступает в качестве регулирующего механизма между производителями, пользователями и муниципальным бюджетом. Последний обеспечивает финансирование наиболее затратных направлений отрасли. В качестве основы ценовой политики должен выступать комплекс мер, ориентированных на стимулирование производителей к уменьшению потерь, а потребителей, в свою очередь, - к рациональному использованию ресурсов. сегодня осуществляется в соответствии с тарифами. Нормативы рассчитываются по себестоимости и установленной рентабельности. Общие правила определения этих показателей подчиняются корпоративному интересу производителя. Тарифы устанавливает местная администрация. ЖКХ при этом не обеспечивает надлежащего контроля фактического потребления ресурсов и не может выставлять счета за сверхнормативное пользование. Потребитель, в свою очередь, не может отказаться от платежей и выделить объемы, которые действительно должны быть включены в тариф и себестоимость. Существующая схема оплаты, таким образом, не позволяет учесть затраты, которые реально несет производитель, объем фактического потребления и потери продукта в ходе его транспортировки и получения.
Задачи тарифного регулирования
Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:
- Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
- Создание условий для привлечения инвестиций.
- Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
- Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
- Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.
Методика планирования, расчета и учета
Финансовый отдел жилищно-коммунального хозяйства должен искать компромисс между техническим заданием, потребностями в деньгах и платежеспособностью населения. В качестве основы для определения тарифов выступает Методика планирования, расчета и учета тарифов. Она разработана для обеспечения единства классификации и состава затрат, исчисления себестоимости на предприятиях, осуществляющих различные виды деятельности в сфере ЖКХ. В качестве нормативной базы выступает Положение, утвержденное правительственным постановлением №522 от 05.08.1992, изменениями к нему, а также иными правовыми актами. Методика предназначена для использования организациями разных видов деятельности: эксплуатации жилфонда, водоотведения и водоснабжения, электро-, теплоснабжения, санитарной очистки населенных пунктов, банного, гостиничного, прачечного обслуживания и пр. В качестве объектов расчета выступают услуги по каждому направлению работы ЖКХ.
Планирование
Оно выступает в качестве одного из ключевых этапов определения экономически обоснованных цен. Планирование расходов необходимо и для естественных монополистов, и для тех организаций, которые получают возможность заключить договора на обслуживание по конкурсу. В последнем случае себестоимость включается в тариф, который является стартовым при проведении мероприятия. Плановые расходы по каждой статье устанавливаются в соответствии с:
- Анализом фактических издержек и их динамики в предстоящем периоде.
- Использованием региональных и отраслевых норм на виды затрат.
В процессе планирования должны учитываться следующие группы факторов:
- Понижающие размер себестоимости: использование антизатратного механизма, мероприятия по ресурсосбережению и так далее.
- Увеличивающие себестоимость: определяющие степень инфляции, внедрение технологических операций, улучшающих качество обслуживания.
Плановая себестоимость для единицы услуги устанавливается путем деления общей величины предполагаемых расходов на ожидаемый объем услуг в натуральной форме. Убыток/прибыль от реализации определяют в виде разницы между выручкой в действующих ценах без НДС и затратами в соответствии с законодательством (нормативами).
Дополнительные задачи
Для повышения эффективности организации сектора в ЖК предусматривается, что управление многоквартирного дома призвано обеспечивать безопасные и благоприятные условия для граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов, связанных с его использованием, а также качественное обслуживание организациями ЖКХ. По адресу нахождения собственники должны выбрать один из способов управления:
- Непосредственно самими владельцами квартир.
- ТСЖ, специализированным потребкооперативом.
- Управляющей организацией.
Соответствующее решение принимается на общем собрании.
Заключение
В 90-х годах в России население покрывало порядка 4 % эксплуатационных затрат ЖКХ. Остальной объем расходов компенсировался бюджетными средствами. В процессе перехода к рыночной экономике стало очевидно, что такая система финансирования неэффективна. В этой связи остро встала необходимость реформирования сектора. По Указу Президента № 425 была утверждена Концепция преобразований. В соответствии с ней были поставлены следующие задачи:
- Обеспечение условий жизни граждан, отвечающих стандартам.
- Уменьшение издержек обслуживающих организаций. Это, в свою очередь, должно было способствовать снижению тарифов при сохранении качества услуг.
- Смягчение для граждан последствий преобразования схем расчета оплаты при переходе сектора на режим безубыточной работы.
Как показала практика процесс реформирования ЖКХ на территориальном уровне идет достаточно медленно. На местах отмечается постепенное повышение тарифов. К 2007 году платежи населения покрывали порядка 80 % затрат в отрасли. После перехода к полной оплате услуг ЖКХ бюджетные обязательства предусмотрены только относительно части расходов, касающихся предоставления льгот и субсидий. Между тем в настоящее время состояние коммунальной инфраструктуры остается неудовлетворительным. В отрасли обозначились следующие проблемы:

Развитие жилищно-коммунального хозяйства идет медленно и сложно. Затруднения обуславливаются в первую очередь запущенностью отрасли, наличием противоречий в финансовых отношениях участников процесса. Эксперты считают обоснованным решение постепенно повышать тарифы для населения с тем, чтобы со временем они достигли уровня, установленного для юрлиц. Однако при этом необходим четкий механизм защиты семей с низким доходом. При этом специалисты отмечают, что установленные первоначально сроки для перехода на 100-процентную оплату гражданами эксплуатационных затрат не обоснованы. В связи с высокой инфляцией, необходимостью усилить социальную защиту населения, максимально допустимая доля собственных затрат граждан на оплату услуг ЖКХ предлагается уменьшить с 22 до 18 %. На всех уровнях власти необходимо более активно заниматься решением проблем отрасли, не перекладывая их на население, инвесторов и рынок.