к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
РАЗДЕЛ
"КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И КИНЕМАТОГРАФИИ"
I. Общие положения
1. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - раздел ЕКС) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3172; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 45, ст. 4627; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 52 (ч. I), ст. 6411; 2010, N 19, ст. 2291).
2. Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии (далее - квалификационные характеристики) предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций культуры, искусства и кинематографии независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
3. Раздел ЕКС включает квалификационные характеристики должностей работников, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках), музеях, зоопарках и других организациях музейного типа, фильмофондах, библиотеках, культурно-досуговых организациях (дворцах и домах культуры, центрах (домах) народного творчества, парках культуры и отдыха, центрах досуга, кинотеатрах и других аналогичных организациях).
4. Квалификационные характеристики содержат должностные обязанности, перечень необходимых знаний для их выполнения и квалификационные требования для трех категорий служащих - руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) в соответствии с принятой классификацией.
Квалификационные характеристики могут применяться в организациях культуры, искусства, кинематографии в качестве нормативного документа прямого действия или служить основой для разработки должностных инструкций, конкретизирующих должностные обязанности каждого работника с учетом особенностей организации производственно-творческого процесса и системы управления. При этом допускается распределение обязанностей, включенных в квалификационную характеристику соответствующей должности, между несколькими исполнителями, а также уточнение перечня их работ.
5. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".
В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.
В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих документов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, требования к прохождению повышения квалификации и квалификационной аттестации, а также требования к стажу работы.
6. В квалификационных характеристиках предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование.
Квалификационные категории должностей работников культуры, искусства и кинематографии устанавливаются руководителем соответствующей организации с учетом сложности выполняемой работы или профессионального мастерства, степени самостоятельности и ответственности работника при выполнении должностных обязанностей, отношения к работе, эффективности и качества труда.
7. В раздел ЕКС не включены квалификационные характеристики заместителей руководителей организаций и структурных подразделений. Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются руководителем организации на основе содержащихся в разделе характеристик руководителей соответствующих базовых должностей.
Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителя организации решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.
8. Квалификационная характеристика должности "директор (генеральный директор)" распространяется на должность "художественный руководитель", если художественный руководитель осуществляет руководство организацией исполнительских искусств на основе единоначалия.
9. Для артистов - концертных исполнителей всех жанров следует руководствоваться квалификационными характеристиками артистов соответствующих жанров театров, музыкальных и танцевальных коллективов, цирков.
10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
II. Квалификационные характеристики должностей
работников, занятых в организациях исполнительских искусств
(театрах, музыкальных и танцевальных коллективах,
концертных организациях, концертных
залах, цирках)
2.1. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Директор (генеральный директор)
Должностные обязанности. Руководит творческой, производственной и финансово-экономической деятельностью организации исполнительских искусств. Организует работу и взаимодействие артистического, художественного, управленческого персонала и работников структурных подразделений организации, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Обеспечивает выполнение организацией всех обязательств перед зрителями (слушателями), работниками организации, авторами и исполнителями произведений, федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию работников организации, развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований трудового законодательства. Обеспечивает повышение эффективности творческо-производственной деятельности, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Совместно с трудовым коллективом, представительным органом работников обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой, творческой и производственной дисциплины. Принимает решения по вопросам, касающимся финансово-экономической, творческой и производственной деятельности организации, неся ответственность за последствия принимаемых решений. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности организации и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений. Защищает имущественные интересы организации в суде, органах государственной власти и местного самоуправления.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие производственную и финансово-экономическую деятельность организации исполнительских искусств; методические и нормативные документы, касающиеся деятельности организаций культуры и искусства; технологию творческо-производственного процесса, подготовки нового и проката текущего репертуара; порядок составления и согласования перспективных репертуарных, производственно-финансовых планов, а также планов подготовки новых постановок, проката текущего репертуара; перспективы технического, экономического и социального развития организации; рыночные методы хозяйствования и управления; порядок заключения и исполнения договоров; художественно-творческие, научно-технические достижения и передовой опыт в сфере культуры и искусства; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; теорию и практику менеджмента; психологию управления; социологию искусства; сценическую технологию; трудовое и гражданское законодательство; авторское право; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Директор программ, творческого коллектива
цирковых организаций
Должностные обязанности. Осуществляет организационно-творческое руководство программами, творческим коллективом цирковых организаций. Обеспечивает выполнение плана работы цирковых организаций, прохождение репетиционного периода. В необходимых случаях планирует репетиционный процесс. Выполняет под руководством режиссера-постановщика работы, относящиеся к производственно-творческой деятельности творческого коллектива, выпуску программ. Организует с работниками цирковой организации проведение представлений творческого коллектива как на цирковом манеже, так и на других площадках. Обеспечивает подбор художественного и обслуживающего персонала цирковой организации. Совместно с руководителями номеров и аттракционов контролирует выполнение работ по ремонту аппаратуры, реквизита и костюмов. Составляет смету расходов на постановочные работы творческого коллектива, на выпуск программ. Обеспечивает в творческом коллективе благоприятный морально-психологический климат. Осуществляет контроль за выполнением работниками творческого коллектива правил внутреннего трудового распорядка.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности цирка; историю развития циркового искусства и его основных жанров; цирковую терминологию; достижения отечественного и зарубежного цирка; основы организации циркового дела, трудового законодательства; авторское и смежные права; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.
Главный администратор
Должностные обязанности. Руководит работами, связанными с организацией показа спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара. Участвует в планировании текущего репертуара. Для привлечения зрителей организует информирование населения о проводимых мероприятиях. Во время проведения мероприятий обеспечивает высокую культуру обслуживания зрителей, в том числе на выездах и гастролях. Проводит рекламную работу, организует своевременный выпуск программ и буклетов, их реализацию зрителям. Обеспечивает выполнение требований нормативных документов, определяющих порядок заготовки, штамповки, продажи и списания билетов. Регулярно контролирует ход реализации билетов по всем каналам и принимает действенные меры для максимизации их продажи. Подготавливает договоры на проведение целевых, выездных, гастрольных спектаклей (концертов, представлений) творческого коллектива организации исполнительского искусства, а также гастрольных, выездных спектаклей (концертов, представлений) других творческих коллективов, проводимых на стационаре организации исполнительского искусства. Разрабатывает коммерческие условия заключаемых договоров. Анализирует и решает в пределах своей компетенции организационно-творческие, экономические, кадровые проблемы в целях создания наиболее благоприятных условий для творческого процесса, повышения уровня доходов, привлечения дополнительных источников финансирования. Участвует в проведении мероприятий по пропаганде исполнительских искусств. Обеспечивает надлежащее состояние рекламы и внешнего вида здания организации, чистоту и порядок в помещениях и на прилегающих территориях. Руководит работой администраторов, билетных кассиров, распространителей билетов, гардероба для зрителей, уборщиц и других работников, обеспечивающих создание комфортабельных условий для зрителей. Контролирует работу зрительского буфета, функционирование систем освещения, отопления, вентиляции, кондиционирования, санитарно-технического оборудования в зрительской части здания организации. Проводит работу по организации гастролей творческого коллектива в соответствии с утвержденными планами и заключенными договорами. Организует подготовку площадок для проведения гастролей творческих коллективов, перевозку необходимого имущества и работников творческого коллектива к месту гастролей и обратно, обеспечение их жильем и питанием. Дежурит на спектаклях (концертах, представлениях) и организует дежурство администраторов. Осуществляет подбор кадров подчиненных ему служб, их расстановку, целесообразное использование, повышение квалификации, контролирует соблюдение ими правил по охране труда и пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций культуры и искусства; особенности структуры организаций культуры и искусства; технологию творческо-производственного процесса, проката текущего репертуара; порядок составления и согласования перспективных репертуарных планов, планов проката текущего репертуара, производственно-финансовых планов; методы хозяйствования и управления; порядок заключения и исполнения договоров; художественно-творческие, научно-технические достижения и передовой опыт в сфере культуры и искусства; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства; авторское право; правила ведения билетного хозяйства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (культуры и искусства, техническое, экономическое, юридическое, педагогическое) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.
Заведующий структурным подразделением организации
исполнительского искусства
Должностные обязанности. Осуществляет руководство творческо-производственной или административно-хозяйственной деятельностью структурного подразделения организации исполнительского искусства, обеспечивает выполнение им задач, определенных положением об этом подразделении или другим локальным актом организации. Организует планирование деятельности подразделения, учет и своевременное представление необходимой отчетности, внедрение прогрессивных форм организации труда. Обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования, находящегося в ведении подразделения, своевременно подает заявки на ремонт и пополнение оборудования и инвентаря. Осуществляет подбор и расстановку кадров подразделения, их целесообразное использование. Организует производственное обучение и работу по повышению квалификации работников, контролирует соблюдение ими правил по охране труда, пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка. Вносит предложения о тарификации, поощрении и наложении взысканий на работников подразделения, организует учет их рабочего времени.
Этот отдельный документ разделен для трех категорий: руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал. В образовательных учреждениях случаются, как и везде, вопросы, связанные с трудовыми отношениями и требующие регулирования. В этом помогает квалификационный сборник. Благодаря ему есть возможность организации эффективного управление педагогическим персоналом. Характеристики – это основа для разрабатываемых в учебных заведениях инструкций по должностям.
Системный администратор, работники культуры, прораб в строительстве, электрик, дворник, знаток бухгалтерских дел, специалист по закупкам – представители разных отраслей и профессий могут найти информацию о тот, что нужно знать из квалификационного справочника для работников, служащих и руководителей.
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. Порядок применения Квалификационного справочника утвержден постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г.
№ 9;
Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01. Пример: A/01.6 - код первой трудовой функции, относящейся к 6 уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции A.
2019 единый квалификационный справочник должностей работников образования
О применении пункта 9 Квалификационных характеристик работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Руководителей учреждений обязывают прекращать трудовые договоры с такими работниками по пункту 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ, как заключенные с нарушением установленных правил заключения трудового договора, предусмотренных статьей 84 ТК РФ (т.е. в связи с отсутствием соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний).
Бухучет инфо
На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г
5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
Квалификационный справочник должностей
- научно-исследовательских, проектных, конструкторских и изыскательских направлений;
- здравоохранения;
- образования, в том числе профессионального;
- культуры, искусства и кинематографии;
- охраны труда;
- электроэнергетики;
- архитектурной и градостроительной деятельности;
- сферы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных, горных и подземных объектах;
- геологии и разведки недр;
- физкультуры и спорта;
- туризма;
- сельского хозяйства;
- госархивов и центров хранения документации;
- воинских частей и организаций ВС РФ;
- центров метрологии, стандартизации и сертификации;
- системы государственного материального резерва;
- правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
- органов по делам молодежи;
- дорожного хозяйства;
- гидрометеорологии;
- противодействия техническим разведкам и обеспечения безопасности информации;
- атомной энергетики и плавучих атомных станций;
- конфликтологии;
- ракетно-космической промышленности;
- переводческой деятельности;
- судебной экспертизы;
- органов Федеральной миграционной службы.
Если в списке мероприятий фигурирует изменение должностных инструкций и ЛНА, издаются соответствующие приказы. Подробнее об этом читайте в статье «Как обновить должностные инструкции с учетом профстандартов». Следующим шагом может стать проверка реальной квалификации штатных сотрудников на соответствие профстандарту. Статья «Изменения-2019. Зачем работодателю независимая оценка квалификации : три главные причины» поможет понять, в каких случаях стоит прибегнуть к услугам независимых центров оценки и что делать, если работник отказывается сдавать профессиональный экзамен.
Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих) (стр
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих .
2019 единый квалификационный справочник должностей работников образования
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
В квалификационном справочнике содержится информация касательно разделения работников по категориям, особенностей каждой категории. В данном материале разберемся, за что ответственен уборщик служебных помещений ЕТКС в РФ в 2019 году, какие рабочие обязанности на него возложены и что он обязан знать для выполнения своих обязанностей.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г
В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (ч. I), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст. 4574), приказываю:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 11 января 2011 г. N 1н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»
Новый единый квалификационный справочник должностей рабочих и служащих 2019
Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих на 2019 год Законодательной базой Российской Федерации регламентирован ряд основополагающих документов, регулирующих специфику, порядок классификации рабочих специальностей и профессий служащих.
Как пользоваться справочником рабочих и служащих Смотрите также: В мире существует огромное количество сфер деятельности, навыков и должностей. Ввиду такого многообразия у работодателя нередко возникают трудности как на уровне управления персоналом, так и на уровне кадровой документации. В таких случаях на помощь приходят единые и классификаторы.
28 Июн 2018 1884не вступил в силу Редакция от 30.03.2011
Наименование документ | ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И КИНЕМАТОГРАФИИ" |
Вид документа | приказ |
Принявший орган | минздравсоцразвития рф |
Номер документа | 251Н |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 30.03.2011 |
Номер регистрации в Минюсте | 20835 |
Дата регистрации в Минюсте | 24.05.2011 |
Статус | не вступил в силу |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И КИНЕМАТОГРАФИИ"
IV. Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в библиотеках
Должностные обязанности. Обеспечивает составление библиографического описания документа и формирование точек доступа, индексирование содержания классификационными индексами, предметными рубриками и ключевыми словами в соответствии с установленными стандартами и правилами. Осуществляет работы по организации и ведению карточных и электронных каталогов, включая их редактирование.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы в сферах библиотечного и архивного дела, информации, информационных технологий и защиты информации, авторских и смежных прав; порядок формирования, научной обработки и раскрытия, обеспечения сохранности, учета фонда документов библиотеки; теоретические и практические методы обработки информации с использованием современных технологий; стандарты и нормы, форматы и стандартизированные процедуры, относящиеся к описанию, презентации и передаче содержательной информации, включая стандарты ИСО (Международной организации по стандартизации) и других международных организаций; отечественные и зарубежные достижения в области библиотечного дела; нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности библиотечных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Библиотекарь-каталогизатор I категории - высшее профессиональное образование по специальностям "Библиотечно-информационные ресурсы", "Библиотечно-информационная деятельность" и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора II категории не менее 3 лет.
Библиотекарь-каталогизатор II категории - высшее профессиональное образование по специальностям "Библиотечно-информационные ресурсы", "Библиотечно-информационная деятельность" без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование по специальности "Библиотековедение" и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора не менее 3 лет.
Библиотекарь-каталогизатор - среднее профессиональное образование по специальности "Библиотековедение" без предъявления требований к стажу работы либо среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.
БиблиографДолжностные обязанности. Осуществляет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических документов. Составляет рекомендательные списки литературы, подготавливает и проводит устные обзоры литературы. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы; методические документы в области библиографии и информатики; книжный фонд и справочно-библиографический аппарат библиотеки; достижения библиографической и информационной работы отечественных и зарубежных библиотек; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Ведущий библиограф - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) I категории не менее 3 лет.
Библиограф I категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) II категории не менее 3 лет.
Библиограф II категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) не менее 3 лет.
Библиограф - среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы.
Эксперт по комплектованию библиотечного фондаДолжностные обязанности. Осуществляет деятельность в соответствии с профилем комплектования фондов библиотеки согласно целям и задачам библиотеки. Обеспечивает работу по формированию фондов библиотеки в процессе текущего и ретроспективного комплектования книжными и периодическими изданиями, электронными изданиями. Проводит экспертизу изданий, приобретаемых библиотекой из различных источников, а также по запросам сторонних организаций. Участвует в процессе вторичного отбора изданий с целью передачи в обменный фонд. Устанавливает профессиональные контакты с издающими организациями и другими библиотеками по вопросам комплектования. Ведет базу данных производителей издательской продукции, книжных и букинистических магазинов. Отслеживает новации в пределах своей компетенции и реализует их в практике работы. Готовит аналитические материалы для выявления наиболее результативных направлений работы, составляет информационные справки. Выполняет организационно-производственную работу.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности библиотек и организаций, издающих и распространяющих издательскую продукцию; основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы; инструкции и другие нормативные документы по учету, хранению и использованию библиотечных фондов; нормативные документы, касающиеся редких и ценных изданий, книжных памятников; научные и технические достижения в сфере производства и распространения издательской продукции; основы менеджмента, экономики и управления в библиотечной сфере; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.
Специалист по учетно-хранительской документацииДолжностные обязанности. Обеспечивает государственный учет библиотечных фондов. Осуществляет первичный учет и регистрацию поступающих в библиотеку документов в процессе текущего и ретроспективного комплектования, инвентаризацию поступающих документов, составление актов приема и передачи изданий в фонды библиотеки, ведение главной инвентарной книги (книги поступлений). Участвует в работе экспертно-закупочной комиссии. Обеспечивает специальный учет редких и ценных изданий (книжных памятников), архивных материалов. Координирует работу по всем направлениям учетной работы и осуществляет контроль за документальным обеспечением общего учета библиотечных фондов и их движения. Участвует в сверке наличия библиотечных фондов с учетной документацией. Обеспечивает страховое копирование основной учетной документации библиотеки.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности библиотеки; основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы; устав библиотеки; инструкции по учету и хранению библиотечных фондов; государственные стандарты в области библиотечного дела; технологию учетного процесса; научные и технические достижения в сфере учета библиотечных фондов; основы экономики и управления в библиотечной сфере; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Ведущий специалист по учетно-хранительской документации - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности специалиста по учетно-хранительской документации I категории не менее 3 лет.
Специалист по учетно-хранительской документации I категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности специалиста по учетно-хранительской документации II категории не менее 2 лет.
Специалист по учетно-хранительской документации II категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности специалиста по учетно-хранительской документации не менее 1 года.
Специалист по учетно-хранительской документации - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 2 лет.
Специалист по превентивной консервации библиотечных фондовДолжностные обязанности. Выполняет работы по защите изданий и рукописей от внешних воздействий путем поддержания благоприятных режимов хранения (светового, температурно-влажностного, санитарно-гигиенического) и фазовой консервации - хранения документов в контейнерах из специальных материалов, разрешенных к использованию, в соответствии с оформленными в установленном порядке заданиями. Подготавливает и представляет руководству библиотеки предложения по совершенствованию условий и режимов хранения документов библиотеки.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности библиотеки; основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы; устав библиотеки; порядок формирования научной обработки и раскрытия, обеспечения сохранности и учета фонда документов библиотеки; формы и методы информационно-библиотечного обслуживания пользователей (читателей) библиотеки; инструкции по учету библиотечных фондов и нормативные документы по их хранению и использованию; методы превентивной консервации фондов библиотеки; технологию учетно-хранительских и реставрационных процессов; научные, технические достижения в сфере консервации библиотечных фондов; нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности библиотечных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Специалист по превентивной консервации библиотечных фондов I категории - высшее профессиональное образование по специальности "Библиотековедение" и стаж работы в должности специалиста по превентивной консервации библиотечных фондов II категории не менее 3 лет.
Специалист по превентивной консервации библиотечных фондов II категории - высшее профессиональное образование по специальности "Библиотековедение" и стаж работы в должности специалиста по превентивной консервации библиотечных фондов не менее 2 лет или среднее профессиональное образование по специальности "Библиотековедение" и стаж работы в должности специалиста по превентивной консервации библиотечных фондов не менее 3 лет.
Специалист по превентивной консервации библиотечных фондов -высшее профессиональное образование по специальности "Библиотековедение" без предъявления требований к стажу или среднее профессиональное образование по специальности "Библиотековедение" и стаж работы в библиотеке не менее 2 лет.
Специалист по библиотечно-выставочной работеДолжностные обязанности. Осуществляет работы по подготовке и организации временных экспозиций и выставок документов библиотеки, подготовке информационно-справочных материалов. Осуществляет совместно с хранителями фондов отбор и подготовку документов из фондов библиотеки для экспонирования. Участвует в разработке художественного и технического проектов выставок. Координирует работы по монтажу и демонтажу выставочного оборудования, реализации оформительских работ. Обеспечивает сохранность библиотечных документов в период подготовки и проведения выставки. Участвует в подготовке к изданию буклетов, проспектов, иной информационно-издательской продукции по выставкам. Готовит обоснования и заявки на получение грантов и участие в целевых программах по направлению профессиональной деятельности. Готовит аналитические материалы по экспозиционно-выставочной деятельности библиотеки.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности библиотек, библиотечного и архивного дела, информации, информационных технологий и защиты информации, авторских и смежных прав; основы менеджмента, социологии; принципы и порядок организации выставочной деятельности библиотеки, библиотечно-информационные ресурсы библиотеки; отечественные и зарубежные достижения в области библиотековедения и библиографии; нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности библиотечных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Специалист по библиотечно-выставочной работе I категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности специалиста по библиотечно-выставочной работе II категории не менее 3 лет.
Специалист по библиотечно-выставочной работе II категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности специалиста по библиотечно-выставочной работе не менее 1 года.
Специалист по библиотечно-выставочной работе - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы.
Специалист по массовой консервации библиотечных фондовДолжностные обязанности. Выполняет работы по массовой консервации библиотечных фондов - специальной обработке, замедляющей старение и предотвращающей повреждение документов: нейтрализация кислотности бумаги, создание щелочного резерва защиты библиотечных фондов от биоповреждений с пролонгированным эффектом с использованием массовых технологий или самоклеющихся материалов на основании оформленного в установленном порядке задания.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности библиотек, библиотечного и архивного дела; порядок формирования, научной обработки и раскрытия, обеспечения сохранности, учета фонда документов библиотеки; формы и методы информационно-библиотечного обслуживания пользователей (читателей) библиотеки; инструкции по учету библиотечных фондов и нормативные документы по их хранению и использованию; методы массовой консервации документов библиотеки; технологию учетно-хранительских и реставрационных процессов; научные, технические достижения в сфере консервации библиотечных фондов; нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности библиотечных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и противопожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Специалист по массовой консервации библиотечных фондов I категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности специалиста по массовой консервации библиотечных фондов II категории не менее 3 лет.
Специалист по массовой консервации библиотечных фондов II категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности специалиста по массовой консервации библиотечных фондов не менее 2 лет или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности специалиста по массовой консервации библиотечных фондов не менее 3 лет.
Специалист по массовой консервации библиотечных фондов - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (библиотечное) образование и стаж работы в библиотеке не менее 2 лет.
Методист централизованной библиотечной системы, библиотеки, музея, клубного учреждения, научно-методического центра народного творчества, дома народного творчества, центра народной культуры (культуры и досуга) и других аналогичных организацийДолжностные обязанности. Ведет самостоятельный участок работы. Проводит анализ состояния библиотечно-библиографического обслуживания региона, разрабатывает предложения по его улучшению. Принимает участие в научно-исследовательской работе, в разработке и реализации текущих и перспективных планов, в подготовке нормативной и иной документации, регламентирующей деятельность централизованной библиотечной системы, библиотеки, клубного учреждения, музея, научно-методического центра народного творчества, дома народного творчества, центра народной культуры (культуры и досуга) и других аналогичных организаций. Осуществляет координационную работу с заинтересованными ведомствами. Выявляет потребность потенциальных пользователей в библиотечно-библиографических услугах. Ведет маркетинговые исследования. Принимает участие в работах, связанных с автоматизацией и механизацией библиотечной деятельности, обобщает полученные результаты и способствует внедрению последних достижений в деятельность библиотеки. Выявляет наиболее творчески зрелые коллективы для присвоения им звания "народный", "образцовый". Участвует в подготовке сценариев для культурно-просветительных организаций. Обобщает опыт работы культурно-просветительных организаций, организует его внедрение в практику работы. Поддерживает в процессе работы связь с творческими союзами и общественными организациями по привлечению к проводимым мероприятиям творческих работников в целях совершенствования работы по обслуживанию населения.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности музеев, культурно-просветительной работы, библиотечного и архивного дела; организацию культурной деятельности в регионе; последние достижения отечественных и зарубежных культурно-просветительных организаций; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Ведущий методист - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, библиотечное, педагогическое) и стаж работы в должности методиста I категории не менее 3 лет.
Методист - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, библиотечное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, библиотечное, педагогическое) и стаж работы в культурно-просветительных организациях не менее 3 лет.
Редактор централизованной библиотечной системы, библиотеки, музея, клубного учреждения, научно-методического центра народного творчества, дома народного творчества, центра народной культуры (культуры и досуга) и других аналогичных организацийДолжностные обязанности. Разрабатывает перспективные и текущие планы выпуска печатной продукции. Участвует в подготовке рукописей к изданию, осуществляет их редактирование и техническое оформление. Готовит отредактированные оригиналы к сдаче в полиграфическое производство. Производит правку корректурных оттисков и читает сигнальные экземпляры изданий. Ведет график прохождения изданий в производстве. Составляет рецензии и аннотации на печатную продукцию. Редактирует библиографические, методические и другие документы, разделы или части справочно-библиографического аппарата. Осуществляет составление каталогов, вспомогательных указателей.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности музеев, культурно-просветительной работы, библиотечного и архивного дела в Российской Федерации; нормативные и методические документы по вопросам библиотечной, культурно-просветительной работы и редакционно-издательской деятельности; методы редактирования рукописей и художественно-технического оформления печатной продукции; инструкции, стандарты по направлению профессиональной деятельности; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Редактор - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в культурно-просветительных организациях не менее 2 лет.
Должностная инструкция заведующего школьной библиотекой
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, согласованных постановлением Министерства труда РФ от 01 февраля 1995 г.№8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 04 августа 1995 г. №58-М.
1.2. Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения, назначается и освобождается от должности директором и подчиняется непосредственно директору школы.
«Примерное положение в библиотеке общеобразовательного учреждения» п.2 (приложение к Письму Министерства образования РФ от 23 марта 2004 г. № 14- 51- 70/13) подтверждает, что библиотека является структурным подразделением школы, учебного заведения.
1.3. Требование к квалификации - высшее профессиональное (библиотечное) образование и стаж работы по специальности не менее 1 года или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г.№ 37. Нормативный документ рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики, независимо от формы собственности и организационно-правовых форм.
«Тарифно-квалификационные характеристики (извлечение)п.5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.»
1.4. В своей деятельности заведующий библиотекой руководствуется законодательством РФ о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства РФ, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы, Положением о библиотеке образовательного учреждения и настоящей инструкцией.
1.5. Заведующий библиотекой имеет право на отпуск согласно законодательству: основной – 28 календарных дней, за работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня.
1.6. Оклад заведующего библиотекой, согласно штатному расписанию, персонального повышающего коэффициента, компенсирующих и стимулирующих надбавок и надбавки за непрерывный библиотечный стаж работы.
Следует знать, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда при переходе на новую систему оплаты труда, включая размер должностного оклада (оклады), повышающие коэффициенты к минимальным окладам, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера (за работу на крайнем севере и за работу в сельской местности), не могут быть ниже размеров заработной платы и условий оплаты труда, действовавших в IV квартале 2008 года
2. Функции
2.1. Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.
2.2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно- библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
2.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, привитие навыков информационной грамотности, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
2.4. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
3. Должностные обязанности
Заведующий библиотекой возглавляет структурное подразделение школы и выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Разрабатывает, утверждает, по мере необходимости вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой.
3.2. Составляет планы и отчеты, ведет учет работы библиотеки.
3.3. Ведет и несет ответственность за достоверность библиотечной документации.
· инвентарной книги, книг суммарного учета, дневника работы школьной библиотеки, тетради замены книг, утерянных читателями и принятых взамен утраченных, читательских формуляров, актов на поступление и списание документов, картотеки фонда учебников и учебных пособий.
3.4. На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами школы:
· комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочной литературе;
· заказывает учебные и методические документы, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд отсутствующими или недостаточно укомплектованными учебно-методическими документами;
· при наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами (АВД), электронными документами (CD, DVD).
3.5. Организует библиотечный фонд:
· осуществляет учет: поступление, выдача, выбытие документов;
· организует техническую обработку полученных документов;
· обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в сочетании с организацией для учащихся тематических и жанровых выставок;
· предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда, проводит профилактические беседы с читателями, принимает меры по своевременному возврату читателями документов;
· организует фонд особо ценных документов;
· согласно инструкции организует размещение и хранение школьного фонда учебников;
· в часы внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями, а также ветхих документов и нуждающихся в ремонте и реставрации;
· проводит периодические проверки фонда, согласно приказу, подписанному директором учреждения;
· обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности;
3.6. Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на абонементе, в читальном зале, в классах, в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения:
· изучает читательские интересы;
· проводит анализ читательских формуляров;
составляет коллективные и индивидуальные планы чтения;
3.7. Организует, ведет, редактирует и несет ответственность за справочно - библиографический аппарат на традиционных и машиночитаемых носителях с учетом возрастных особенностей читателей, организует справочно-информационный фонд.
3.8. Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.
3.9. Обеспечивает знакомство учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т. д.
3.10. Обеспечивает библиотеку оборудованием, библиотечной техникой, организует современный интерьер, отвечает за художественно-оформительское обеспечение библиотеки, создает благоприятные условия для обслуживания читателей.
3.11. При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии.
3.12. Обеспечивает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим.
3.13. формирует библиотечный актив, привлекает читателей для участия в работе совещательного органа - библиотечного совета и актива читателей.
4. Права
Заведующий библиотекой имеет право:
4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.5. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
4.6. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.
4.7. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных прав, заведующий библиотекой несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заведующий библиотекой несёт частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6.1. Заведующий библиотекой работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
Номинальная продолжительность рабочего времени в библиотеке не более 40 часов в неделю. Ст. 91 Трудового кодекса РФ. Для женщин, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена 36-часовая рабочая неделя. (ст.320 ТК, коллективные и трудовые договора).
6.2. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими) систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.4. Самостоятельно планирует работу библиотеки на каждый учебный год. План и отчет утверждается директором школы.
С инструкцией ознакомлена____________ подпись
Должностная инструкция библиотекаря
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных Постановлением Министерством труда РФ от 1 февраля 1995 года №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 4 августа 1995 г. №58-М.
1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.
1.4. Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией и Законами РФ, Указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, Уставом, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией.
2. Функции
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.
2.2. Привитие учащимся навыков информационной грамотности.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.
3.2. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.
3.3. Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе и в читальном зале, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, викторины, и другие мероприятия по пропаганде книги); осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.
3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.
3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.
3.6. Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.
3.7. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками.
3.8. Оформляет подписку школы на периодические издания, контролирует их доставку.
3.9. Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.
3.10. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.
3.11. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.
4. Права.
Библиотекарь имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать её исходя из общего плана работы школы.
4.2. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.
4.3. Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.
4.4. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
4.5. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.
5. Ответственность.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных прав, библиотекарь несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несёт частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Библиотекарь:
6.1. Работает по графику, составленному из 40-часовой недели, и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.
6.3. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы и администрацией школы.
С инструкцией ознакомлен: ________________ Подпись