Подробности

Савиных Н.Г., в оспитатель МБДОУ «Детский сад №15» г. Троицк, Челябинская область

Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования вызвать интерес к изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Формировать умения использовать нетрадиционное рисование, упражнять детей в рисовании ладошкой, пальчиком (оттиск).
  • Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, для создания выразительного образа.
  • Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание работать в паре, позитивное отношение к результату своего творчества и творчества других детей.
  • Развивать эстетический вкус, творчество в создании художественного образа, воспитывать любовь и заботу к пернатым.

Ход:

Сегодня я хочу пригласить вас прогуляться по заснеженному парку - посмотрите, как выглядят деревья в парке. (видеопрезентация)

Прислушайтесь, ребята, что вы слышите (пение птиц).

Ребята, вы конечно знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают от нас на юг.

А как называются птицы, которые остаются на зимовку? (ЗИМУЮЩИЕ)

Почему эти птицы остаются зимовать? (не боятся холода)

Хотите узнать какие птицы сегодня пели в нашем парке?

Отгадайте загадку, и мы их увидим.

Черно- красный, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут!

Как можно узнать снегиря из множества птиц?

Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. Держаться снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно переклиниваются мелодичным свистом.

Послушайте еще одну загадку:

На кормушку к нам зимой

Прилетела птица

С желтой грудкой пуховой- шустрая -…. Синица

Как можно узнать синицу из многих птиц?

У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

Для синичек мы размещаем кормушки, где они могут полакомиться, семенами подсолнечника, салом. Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку.

А эта птичка, думаю вам хорошо знакома.

Это серенькая птица

Во дворе людей гнездиться

Серых перышек наряд.

Глазки- бусинки блестят.

Прыг да скок и, - чик, чирик –

Суетлив и не велик.

Крошки сыпь и не жалей

Кто склюет их …. Воробей.

Расскажите про воробья. какой он? Маленький серенький, шустрый.

Воробей очень подвижный по земле не ходит, а прыгает сразу двумя ногами.

Какие это птицы? (Зимующие).

Что общего у этих птиц?

А чем они отличаются? (слайд со всеми птицами)

Как мы можем позаботиться о птицах? (кормушки)

Ребята мы с вами нарисовали деревья, давайте поселим на них сегодня зимующих птиц.

Посмотрите на какое дерево прилетела птица?

Какая птица прилетела на мое дерево?

Как вы думаете, как я нарисовала синицу?

Верно я нарисовала ее необычным способом- отпечатком ладони

Покажите какой частью ладони я нарисовала туловище у птицы?

А хвостик у синички? (дети показывают и гладят ту часть руки, про которую говорят- массаж руки)

Как я нарисовала голову у синички?

Правильно голову и все детали я уже нарисовала кистью

Хотите научиться таким необычным способом нарисовать птицу?

Сегодня поможет мне …Саша

Я кисточкой и красной краской намажу ему ладонь, пальцы руки намажу черной краской, все это надо делать очень быстро, чтобы краска не успела высохнуть.

Саша сделай отпечаток руки, где отпечаток большого пальца там мы нарисуем голову- кисточкой.

Что еще нужно дорисовать?

На какое дерево вы хотите пригласить зимующую птицу?

Вы сегодня будете продолжать рисовать на одном листе и каждый пригласит на дерево свою птицу.

В ходе занятия детям, которые затрудняются в выполнение задания, показать приемы на своем листе.

Напомнить, что нужно пользоваться влажной салфеткой, чтобы протереть руку после краски.

По мере того как дети заканчивают рисовать, рисунки выставляются на стенд.

Посмотрите у нас получился свой заснеженный парк с замечательными птицами.

Какие деревья есть в нашем парке?

Выберите снегиря, который вам больше всего понравился.

Правильно ли передана окраска снегиря?

Что делает снегирь?

А у кого получилась самая яркая синица?

Желтое брюшко.

Воробья – подружка.

А какой воробей получился самым шустрым и непоседливым?

Как вы думаете почему у нас сегодня получились особенно красивые большие и яркие рисунки? (рисовали вдвоем)

Как мы сегодня по-особенному научились рисовать птиц?


Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе «Зимующие птицы».
Программное содержание:
задачи:
- закреплять знания детей о зимующих птицах;
- учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц;
- развивать мелкую моторику и творческие способности детей;
- воспитывать любовь к птицам.
Интегрируемые образовательные области: - Познавательное развитие; - Художественно – эстетическое развитие; - Речевое развитие;
Материал и оборудование:
-дидактическая игра «Зимуют - не зимуют»;
- игра «Узнай птицу по описанию»;
-иллюстрации с изображением птиц: синица, воробей, снегирь; - образец воспитателя;
- бумага, тонированная голубым цветом с нарисованными веточками; - простые карандаши; - гуашевые краски.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулках за зимующими птицами: воробей, синица, снегирь.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Вы уже знаете, что птицы бывают разные - одни улетают в теплые края, с приходом зимы, а другие остаются зимовать. Как можно назвать таких птиц, одним словом? (Зимующие) Сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимуют - не зимуют». Когда я вам покажу картинку с перелетной птицей, вы 3 раза хлопайте в ладоши, а когда я покажу картинку с зимующей птицей, вы 3 раза топаете ножками. Встаем со стульчиков. Приготовились - первая картинка. (Дети хлопают или топают) А что это за птица? (Ответ детей). Игра продолжается с несколькими картинками.
- Молодцы, ребята, всех птичек узнали. А теперь, чтобы узнать каких же птичек мы будем рисовать сегодня, постарайтесь отгадать ее по описанию.
1. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей).
2. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на голове черная полоса- галстучек, крылья и хвост серые, спина желто- зеленая, а брюшко- желтое. (Синица).
3. У этой птицы верх головы, крылья, хвост- черные; спина голубовато- серая, а брюшко- красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь).
- Молодцы, всех птиц отгадали. Сегодня мы будем рисовать воробья, снегиря и синичку.
Давайте посмотрим на них, на картинках. Похожи эти три птички? (Да)
Чем? (Размером, формой тела) А чем они отличаются? (Цветом перышек) А теперь приготовьте свои глазки и внимательно посмотрите, как мы будем рисовать птичек. Птички будут сидеть на веточках. Какой формы тело будет у птичек? (круглое или овальное) А голова? (Круглая) Что будет больше голова или тело? (Тело) Теперь будем рисовать более мелкие детали: крыло - овальной формы заостренное на конце, хвостик из трех перышек, клювик, глазки. Что ещё осталось дорисовать? (Лапки) У тела лапки более толстые, поэтому мы рисуем два бугорка, а уже из них тоненькие лапки, и не забудем про пальчики. Посмотрите, какой рисунок получился у меня.
Теперь давайте подготовим наши ручки к рисованию - сделаем гимнастику:
Покормите птиц.Покормите птиц зимой! (изображают, как сыплют крошки)Пусть со всех концов (разводят руки в стороны)К нам слетятся, как домой (большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).Стайки на крыльцо (кончики пальцев соединяют, изображая крышу дома)Сколько гибнет их – не счесть (держатся за голову и качают ей)Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце есть (прижимают руки к сердечку).И для птиц тепло (обнимают и гладят себя).Приучите птиц в мороз (изображают, как сыплют крошки).К своему окну, (соединяют руки кольцом, над головой).Чтоб без песен не пришлось (пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»).Нам встречать весну.
- Молодцы. Теперь ребята приступайте к рисованию. Сначала все рисуем простым карандашом, а потом раскрашиваем красками.

Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь. Теперь, ребята, давайте посмотрим, какие у вас у всех получились птички. Рисунки у всех такие разные. Спросить детей, чей рисунок больше понравился и почему? Вы сегодня хорошо поработали, теперь убираем свои рабочие места.


Приложенные файлы

В образовании и воспитании детей 6–7 лет первоочередной становится задача подготовки ребят к школе. Каждое занятие направлено на формирование и закрепление тех умений и навыков, а также на развитие личностных качеств, которые необходимы будущему первокласснику для обучения в начальной школе.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют всестороннему развитию дошкольников: отвечают познавательным потребностям детей, способствуют расширению словарного запаса, прививают чувство прекрасного. Рисуя, ребята учатся прогнозировать и анализировать действия, поэтапно создавать композицию с учётом начальных знаний о перспективе, выполнять различные приёмы карандашом или кистью, чем готовят руку к важнейшему процессу в первом классе - освоению письма.

Для подготовительной группы одной из самых интересных тем для урока рисования, несомненно, станет «Птицы», где будут рассмотрены как перелётные, так и домашние пернатые.

Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада.

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, конструированию и лепке) проводятся с воспитанниками подготовительной группы три раза в неделю. По лепке и аппликации занятия чередуются и проводятся раз в две недели, по рисованию - два занятия каждую неделю.

Как правило, рисование является одним из любимых видов творческой деятельности у детей. Процесс создания зрительного образа при помощи простых действий приносит позитивные эмоции. Ребята владеют основными техниками и приёмами, проявляют большую самостоятельность в рисовании. При разработке рабочей программы по рисованию в подготовительной группе необходимо соблюдать критерии к проведению занятий с детьми возраста 6–7 лет:

  • Использование имеющегося у детей опыта работы с обязательным привлечением чего-то нового. Закрепление навыков рисования происходит при создании каждого последующего рисунка, но при этом в конце занятия воспитанники должны иметь ответ на вопрос: «Чему вы сегодня научились?» Разнообразные формы и способы применения имеющихся способностей активизируют интерес ребят к творческой деятельности. Например, воспитанники подготовительной группы знают основные цвета и оттенки, имеют представление о сочетании цветов, умеют смешивать гуашь и высветлять акварельные краски. Опираясь на эти навыки рисования у ребят, воспитатель учит их видеть красоту цветового многообразия окружающего мира и передавать зримое на листе бумаги плавными переходами, акцентами. Ребята умеют правильно держать кисть и аккуратно рисовать линии и закрашивать контуры, владеют разными способами рисования кистью: всем ворсом, кончиком, тычками, нанесением отдельных мазков разной толщины. Но их нужно научить рисовать цветными карандашами. В подготовительной группе ребята учатся аккуратно закашивать контуры карандашной штриховки, применяя различную степень нажима.
  • Обучение следованию словесными указаниям и прогнозированию действий. Прямой показ как метод работы не проводится воспитателем в подготовительной группе (исключение только для первого опыта рисования новыми материалами - пастелью, сангиной, мелом, а также индивидуального показа для тех, у кого возникают трудности в выполнении задания). С воспитанниками обсуждается план действий по рисованию предмета или сюжета, конкретные практические приёмы. В возрасте 6–7 лет ребята могут самостоятельно восстановить этапы рисования показанного им образца готовой работы по заданию.
  • Разработка собственного замысла. Старшим дошкольникам предоставляется максимальная свобода в продумывании образа для рисунка, материалов и приёмов, которые нужны для зрительного воплощения.
  • Игра - по-прежнему основной вид деятельности у ребят, поэтому обучать приёмам рисования следует с активным использованием игровых форм. Воспитатель должен включать в ход занятия сюрпризные и игровые элементы исходя из установленной темы.

В старшей группе ребята ознакомились с тремя видами рисования: предметным, сюжетным и декоративным. В подготовительной группе большое значение уделяется рисованию по представлению. Воспитанники работают со зрительными образами памяти, анализируют демонстрируемые иллюстрации и другие наглядные материалы. Занятия по теме «Птицы» не предполагают закрепления и оттачивания навыка рисования с натуры. Изображения птиц ребята рассматривают на картинках и плакатах, воспитатель обращает внимание на птиц во время прогулки - ребята выделяют особенности различных видов птиц (размер, форма головы/туловища/клюва, цвета и оттенки в оперении) и фиксируют их характерные движения: птица села на ветку, взлетела, клюёт ягоды, плывёт и т. д. По представлению ребята рисуют и образы сказочных птиц (Жар-птица, Финист).

Передача в изображении этих движений в простых действиях - основная задача сюжетного рисования в подготовительной группе. Ребята переносят на лист бумаги своих ощущения от окружающей действительности, изображают смысловые связи между объектами и предметами. По теме «Птицы» воспитанники продумывают сюжетный момент, стараются заполнить изображением всю площадь листа, помня о перспективе (ближние объекты рисуются ниже на листе, дальние - выше).

Тема «Птицы» раскрывается и в декоративном рисовании старшими дошкольниками. Это условные изображения птиц в составе сложного узора для декорирования тарелки, шкатулки, разделочной доски, подноса и других предметов. Дети могут нарисовать птиц по мотивам городецкой, хохломской и гжельской росписей, филимоновской, дымковской и богородской игрушек.

Образцы работ по теме «Птицы», выполненные в различных способах рисования.

Пример предметного рисования Пример сюжетного рисования Рисование по представлению героев басни Пример рисования по представлению Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки Декоративное рисование по мотивам филимоновской игрушки

Техники и приёмы рисования в подготовительной группе.

Старшие дошкольники на занятиях по рисованию создают работы не только красками, но и карандашами. В возрасте 6–7 лет ребёнок может выполнять равномерную яркую штриховку грифельными и восковыми цветными карандашами. Он может достигнуть в карандашном рисунке различных оттенков одного цвета (за счёт интенсивности нажима в процессе штриховки). Простым карандашом ребёнок учится создавать предварительный набросок: обозначает контуры предмета без прорисовки отдельных элементов. Для яркого выделения контуров и деталей раскрашенных объектов могут быть использованы цветные фломастеры.

При рисовании красками старшие дошкольники отрабатывают навыки смешивания и выбеливания красок на палитре для получения нужных по замыслу цветов и оттенков. В подготовительной группе ребята используют в работе приёмы примакивания и мазков, рисуют как всем ворсом кисти, так и кончиком.

Акварельные краски часто используются на занятиях по рисованию. Рисуя грифельными карандашами или акварелью, ребята учатся видеть красоту светлых оттенков. На всей площади листа воспитанники рисуют расплывчатый фон акварельными красками.

Гуашь используется в декоративном рисовании или при создании тех предметных и сюжетных работ, в которых по замыслу предполагается нанесение цвета на цвет.

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

По теме «Птицы» проводятся занятия с использованием нетрадиционных техник рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков птиц, выполненных в нетрадиционных техниках.

Примеры работ в технике пальчиковой живописи Рисунок в технике граттаж Рисунок в технике граттаж Пример работы в технике граттаж (раскрашенным цветным фоном основы) Рисунок в технике печатания Пример кляксографии Пример монотипии в детском рисунке Работа в технике монотипия Работа в технике поинтилизм (рисование ватными палочками)

Рисование по теме «Птицы» в подготовительной группе можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности - аппликацией и лепкой. Высохшие акварельные и гуашевые рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, на рисунке синицы карандашами можно приклеить слепленные из пластилина зёрна или жатые кусочки салфетки в качестве «хлебных крошек». Изображение ветки, на которую сел снегирь, хорошо дополнить пластилиновыми ягодами рябины. Материалы для создания аппликации на рисунке возможны разнообразные: ватные диски, шарики из салфеток, природный материал, вырезанные мотивы из фантиков и журналов. Привлекается использование пластилинографии - нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: небо, полянку, листья деревьев или снег на ветке.

Примеры рисунков птиц в сочетании с другими изо-техниками.

Ягоды выполнены в технике сминания бумажных элементов Рисунок дополнен пластилиновыми элементами Сочетание техник рисования и аппликации Сочетание техник рисования и аппликации (коллективная работа) Дополнение рисунка пластилиновыми элементами Рисунок красками с пластилиновыми элементами Смешанная техника (рисование и аппликация)

Индивидуализация заданий по теме «Птицы» в подготовительной группе.

Индивидуальный подход в обучении реализуется через личностный подход к учащимся, разработку дифференцированных заданий (по уровню сложности или по замыслу) и настрой занятий не на «среднего ученика», а на развитие умений и навыков каждого ребёнка в группе. Для занятий по рисованию в подготовительной группы этот подход осуществляется через соблюдение воспитателем следующих принципов и методов работы:

  • Знание индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Педагог должен знать особенности внимания и памяти, степенью владения тем или иным навыком, стремлением работать в группе или обособленно у каждого ребёнка. Непосредственно во время проведения занятия воспитатель должен обращать внимание на эмоциональное состояние воспитанников: увлечённые и активные ребята должны получить задание с усложнением, а те, кто неуверен в своих способностях или пребывает по каким-либо причинам в плохом настроение, получают посильные выполнению задания. Варианты заданий для успевающих воспитанников: дополни рисунок пластилиновым элементами (ягоды рябины, глаза птицы, листья на ветке); укрась работу аппликацией (ствол дерева, трава, цветы) или природным материалом (листья, веточки); проработай фон детально или в технике пластилинография (рисование пластилиновыми мазками травы, кроны дерева, облаков, неба и солнца).
  • Стимулирование познавательной деятельности, желания делиться с другими собственным опытом, примерами из жизни. Например, на занятии по теме «Синички» воспитатель может спросить, когда и где ребята видели этих птиц. Кормили они их? Делали для них кормушки (с родителями или в младших группах)? В начале занятия «Домашние птицы» рекомендуется провести беседу: кто из ребят на каникулы уезжает за город, видели ли они птичий двор, какие птицы держут в деревнях; у кого дома живут попугаи, канарейки или другие декоративные птички, какие у них особенности (оперения, голосовые).
  • Свобода творческого замысла и его воплощения. Дети 6–7 лет активно анализируют предстоящую по заданию работу, продумывают этапы создания рисунка. Воспитатель не должен ограничивать фантазию воспитанников, но направлять её в нужном направлении. Детям должен быть предоставлен доступ к стеллажу/шкафу с кистями, красками, карандашами, инструментами для нетрадиционных техник и материалами для лепки и аппликации.
  • Создание условий и ситуаций (игровых или проблемных) для проявления воспитанниками своих способностей. В игре дети учатся правильно определять взаимоотношения и связи между объектами и явлениями окружающего мира. Играют ребята 6–7 лет, предварительно продумав сюжет игры, совместно распределив роли и ход игры. При решении проблемных ситуаций воспитатель должен побуждать ребят активно делиться личным опытом и примерами из жизни, высказывать своё мнение, видение ситуации и способов решения. Педагогу необходимо зародить в детях желание говорить открыто, вступать в обсуждение и анализировать идеи других обоснованно. Примеры логических игр по теме «Птицы»: найди одинаковые картинки с изображением птиц, обведи по точкам контур и назови птицу, изобрази сам характерную позу птицы, узнай птицу по силуэту, уменьши изображение птицы (нарисовать похожий силуэт птицы меньшего размера). В проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста должно содержаться практическое решение (дай ответ и нарисуй, покажи персонажу птицу, сделай картинку на память для гостя).

На уроках рисования личностно-ориентированный подход реализуется через тщательную разработку воспитателем программы занятий и подготовку к каждому занятию. Закрепляя в процессе создания рисунка ранее полученные навыки, ребёнок ощущает значимость того, что он выполнял ранее. На каждом занятии он узнаёт новое или учится чему-то - у ребёнка есть интерес и стимул развиваться. Он анализирует готовую работу, учится принимать конструктивную критику и заслуженную похвалу.

Тема для занятия по рисованию должна быть обобщённой и давать возможность каждому воспитаннику пофантазировать. Например, тема «Домашние птицы» может предоставить детям простор в творческой деятельности по критериям: какую именно птицу изображать (птица живёт в квартире или во дворе деревенского дома), выполнять работу в рамках предметного рисования или сюжетного, выбирать степень детализации фона и т. д. Для каждого рисунка дети самостоятельно выбираю цветовую гамму, в которой будут рисовать (тёплые или холодные цвета), могут использовать дополнительные материалы для дополнения работы лепкой или бумажной аппликацией, если остаётся время после выполнения основного задания.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по рисованию в подготовительной группе.

В разделе «Рисование» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении рисованию по представлению, рисованию образов народных сказок и художественных произведений,декоративному рисованию.

Тема занятия Форма организационной деятельности Обучающие и развивающие задачи Используемые приёмы
«Перелётные птицы» Индивидуальная. Обучение предметному рисованию по представлению (рисование отдельных видов птиц, изображение характерных особенностей формы туловища, головы, клюва птицы, оперения). Создание карандашного наброска: выделение простых геометрических форм в строении птицы.
Раскрашивание туловища и головы птицы без выхода за контуры наброска.
Рисование отдельными мазками оперения.
Рисование кончиком кисти отдельных деталей изображения (лапки птицы, клюв, глаза, хвост, хохолок).
«Летят перелётные птицы», «Птицы улетают на юг» Индивидуальная/коллективная. Обучение сюжетному рисованию с изображением характерных движений птиц (движения в полёте). Развитие навыка создания предварительного наброска.
Создание фона (небо; возможно, с прорисовкой линии горизонта).
Развитие навыков композиции и простой перспективы (чем дальше птица по замыслу, тем выше её изображение располагается на листе бумаги).
Закрепление приёмов рисования красками.
Развитие умения работать в подгруппе.
Индивидуальная. Формирование умение выбрать эпизод для рисования сюжетной сценки, создавать образы художественного произведения. Создание предварительных набросков при рисовании сложных фигур (утка, лиса, охотник).
Рисование красками, закрашивание контуров наброска, проработка мелких деталей кончиком кисти по замыслу.
«Домашние птицы» Индивидуальная. Развитие способности к рисованию по представлению (изображение различных видов домашних птиц с их характерными особенностями). Штриховка цветными карандашами с различной степенью нажима.
Создание контуров фломастерами.
«Птичий двор» Коллективная. Развитие интереса к коллективной деятельности.
Формирование умения рисовать сюжетные сценки.
Развитие навыков рисования карандашами или красками.
Развитие умения работать в группе: совместное продумывание сюжета для изображения и фона для рисунка, обсуждение и выбор техники рисования (возможно, с привлечением аппликации или оформления природным материалом), анализирование готовой работы.
«Волшебная птица» Индивидуальная. Формирование умения рисовать сказочные образы. Закрепление навыка рисования цветными карандашами/Развитие навыка рисования пастелью или сангиной.
Развитие композиционных способностей.
«Лебедь» Индивидуальная. Развитие рисования по представлению.
Развитие умения создавать образы художественного произведения (для варианта темы «Царевна-лебедь»).
Создание не однотонного фона.
Рисование гуашью по влажному фону.
Проработка мелких деталей кончиком кисти.
«Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»» Индивидуальная. Развитие умения создавать в рисунке сказочные образы. Закрепление навыка рисования цветными карандашами.
Создание детально продуманного фона.
«Сорока-белобока» Индивидуальная. Развитие умения рисовать птицу в определённой позе по представлению (птица, сидящая на ветке). Рисование цветными карандашами по предварительному наброску.
Упражнение в произвольном нажатии на карандаш для получения нужной интенсивности цвета.
«Совушка-сова» Индивидуальная. Формирования умения работать в смешанной технике. Рисование акварелью по предварительному карандашному наброску.
Рисование контурной линии отдельных деталей чёрной капиллярной ручкой.
«Гусь», «Синички», «Ласточки», «Снегири на ветке», «Воробышек» Индивидуальная. Развитие умения рисовать фигуру птицы конструктивным способом (при помощи простых геометрических фигур). Создание наброска простым карандашом конструктивным способом.
Закрепление навыка рисования карандашами/акварелью/гуашью/пастелью.
В темах по рисованию отдельных видов птиц рекомендуется обучать рисованию в смешанной технике.
«Стайка воробьёв» Коллективная. Развитие умения рисовать птицу в определённой позе (клюёт крошки/зёрна). Рисование цветными карандашами с разной степенью нажима, разнохарактерной штриховкой (имитация оперения).
Развитие умения слаженно работать в подгруппе.
Активизация фантазии в продумывании деталей рисунка (что клюют воробьи и как это изобразить).
«Золотой петушок» Индивидуальная. Развитие умения рисовать образ по мотивам художественного произведения. Создание карандашного наброска конструктивным способом.
Рисование гуашью.
Закрепление навыка получения различных оттенков путём смешивания красок.
«Каргопольские птички» Индивидуальная. Развитие умения предметного рисования с натуры (рисование каргопольской игрушки «птичка»).
Развитие умения декоративного рисования.
Рисование простым карандашом с натуры (фигурка птицы).
Создание гуашью декоративного узора по мотивам каргопольской росписи.

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения рисованию из бумаги является развитие мотивации к работе с карандашами, красками, пастелью. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Наглядные материалы: тематические плакаты (птицы домашние, перелётные, остающиеся на зимовку), фотографии, иллюстрации в книгах, фигурки птиц, игрушки-птицы народных мастеров.
  • Использование текстов народных сказок и авторских литературных произведений.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок о птицах.
  • Обращение к опыту и знаниям воспитанников: проведение беседы, задания на размышление.
  • Использование технических средств: прослушивание песен о птицах, аудиозаписей птичьих голосов, просмотр слайдов на проекторе.
  • Проведение тематических подвижных или логических игр, создание сюрпризных моментов и проблемных ситуаций.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Птицы».

Тема занятия Мотивирующее начало
«Иллюстрации к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»» В начале занятия воспитатель обращается к детям с вопросом, хорошо ли они помнят ранее прочитанную ими сказку «Серая шейка». Проводится беседа по содержанию сказки: по каким причинам уточка не улетела вместе со своей стаей, что происходило в сказке до момента встречи с охотником, как вела себя лиса, а как - уточка, как она познакомилась с зайцем и т. д.
Воспитатель зачитывает отрывки из сказки: с каким чувством птицы собираются к дальнему путешествию в тёплые края; описание осеннего дня, когда Серая шейка осталась одна, а в небе пролетали стаи перелётных птиц; сцена у полыньи; встреча с зайцем и др.
Проведение логической игры «Найди отличие»: на доску крепятся две картинки с изображение одной и той же иллюстрации к сказке Мамина-Сибиряка, но на одной из них есть отличия. Воспитатель оговаривает, сколько отличий должны отыскать ребята.
«Снегирь на ветке рябины» Создание сюрпризного момента : почтальон приносит в группу письмо. Его написал Незнайка, он сообщает ребятам, что Знайка загадал ему очень сложную загадку, ответ он никак не может дать правильный. Незнайка прочит ребя помочь ему разгадать загадку и прислать ему в обратном письме иллюстрацию отгадки.
Загадка :
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Далее проводится беседа по изучению наглядного материала (картинки с изображением снегирей): ребята определяют особенности строения птицы, оперения, позы.
Физкультминутка «Вот на ветках посмотри - в красных майках снегири».
Возможно, проведение логической игры «Найди снегирей в одинаковых позах»: на столе лежат картинки с изображением снегирей (в полёте, клюют ягоды, сидят на ветке, прыгают и др.), ребята должны найти одинаковые.
«Совушка-сова» Для проведения занятия подготавливает фоновое сопровождение - аудиозаписи с пением лесных птиц; наглядный материал - иллюстрации к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым.
В начале занятия воспитатель проводит ребя на выставку иллюстраций, рассказывает о художнике Юрии Васнецове. После проводится беседа : каких птиц ребята увидели на картинах, какие краски преобладают в показанных работах и т. д.
Воспитатель читает потешку :
Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидела,
Головой своей вертела,
С дерева свалилася,
В яму покатилася.
Спрашивает, о какой птице эта потешка, и просит найти на выставке иллюстрацию с ней. Обсуждение изображения совы: особенности строения птицы, оперения, позы, на чём сидит, какими краски использовал художник для рисунка птицы. Воспитатель спрашивает, встречали ли они сову или филина в сказках, стихотворениях, песнях и мульфильмах, а, возможно, видели эту птицу за городом или в зоопарке.
Подвижная игра «Совушка»: в середине игровой комнаты обозначается гнездо совы, куда встаёт первый водящий. Воспитатель объявляет, что в лесу настала ночь, водящий закрывает глаза, а остальные ребята изображают различных обитателей леса - насековых, птиц, зверушек, они бегают и играют. Когда воспитатель говорит, что настал день, дети замирают, а сова вылетает из гнезда и смотрит, все ли сохраняют неподвижность, тех, кто двигается, совушка уносит в своё гнездо. После подсчитывается, скольких сова сумела поймать, и выбирается новый водящий.

Составление конспекта на тему «Птицы».

Целью занятий по рисованию на эту тему является создание изображений различных видов птиц в характерных позах, сюжетных сценок, сказочных образов. Занятие по рисованию в подготовительной группе составляет не более 30 минут и содержит обязательные этапы:

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало 6–7 минут.
  3. Практическая работа 15–17 минут.
  4. Демонстрация и анализ готовых работ 2–3 минуты.
  5. Подведение итогов 1 минута.

Проведённое занятие воспитатель должен проанализировать и наметить пути коррекции методов и форм работы в последующей обучающей деятельности.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему «Птичий двор».
Расширение знаний о домашних птицах и их птенцах. Задачи Закрепления умения выделять характерные особенности птиц.
Воспитание бережного отношения к природе.
Развитие коммуникативных и речевых навыков. Материалы Затонированные листы бумаги, картинки с изображением домашних птиц, изображение птичьего двора. Предварительная работа Совместное чтение познавательной литературы, сказок и стихотворений о домашних птицах, рассматриванию иллюстраций к книгам. Ход занятия В начале занятия проводится короткая разминка: дети за воспитателем движения под строки стихотворения о гусе.
Создание игрового момента: в гости к ребятам пришла кукла и приглашает их посмотреть на её птичий двор, предварительно она загадывает детям загадки о птицах.
Кукла показывает детям изображение птичьего двора. Воспитатель проводит беседу. Какие птицы изображены на плакате? Почему эти птицы называются домашними? Зачем люди держат и разводят домашнюю птицу?
Проведение физкультминутки под стихотворение о домашних птицах.
Практическая часть: ребята выполняют рисунки цветными карандашами.
Демонстрация работ. Ребята выделяют особенно удачные рисунки.
Воспитатель благодарит всех за проделанную работу и интерес к занятию.

Порядок выполнения рисунков на тему «Птицы».

Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать фигуру птицы, будут ли они предварительно создавать фон и как, какие смешанные техники подходят для выполнения задания, можно ли использовать приёмы лепки и аппликации для оформления готового рисунка. Путём наводящих вопросов и подсказок воспитатель подводит ребят к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Допускается использование технокарт с поэтапным рисованием фигуры птицы для тех ребят, которые испытывают трудности в выполнении задания.

Схемы поэтапного рисования перелётных и домашних птичек.

Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию цветными карандашами Инструкция по рисованию гуашью Инструкция по рисованию карандашом Схема рисования красками Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования

Задачи: - совершенствовать технику рисования акварельными красками;

Закреплять навык изображения птиц;

Формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно;

Упражнять составлять описательный рассказ с опорой на схемы.

Оборудование: предметные картинки, сюжетная картина «Зимующие птицы», лист белой бумаги, краски, карандаши, баночка с водой, кисточки.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Первым сядет тот, кто скажет, какое слово не подходит?

~ Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.

~ Сова, софа, совушка, совет, совята, совиный.

~ Ворона, воронка, вороний, вороненок.

А сейчас посмотрите на сюжетные картинки и ответьте на вопросы.

Воспитатель: Кто сидит на дереве?

Дети: На дереве сидят воробьи.

Воспитатель: Кто сидит на стволе дерева?

Дети: На стволе дерева сидят дятлы.

Воспитатель: Кто летит к кормушке?

Дети: К кормушке летят вороны.

Воспитатель: Кто сидит под кормушкой?

Дети: Под кормушкой сидят сороки.

Воспитатель: Кто сидит на кормушке?

Дети: На кормушке сидят синицы.

Воспитатель: Кто сидит рядом с деревом?

Дети: Рядом с деревом сидят голуби.

Воспитатель: Молодцы ребята справились с этим заданием. А сейчас предлагаю посмотреть на картинки, и исправить ошибки.

Воспитатель: У вороны впереди хвост.

Дети: Сзади.

Воспитатель: У воробья сзади клюв.

Дети: Спереди.

Воспитатель: У совы вверху лапы.

Дети: Внизу

Воспитатель: У снегиря сбоку хвост.

Дети: Сзади

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. Как должно быть на самом деле.

Яйца откладывает самец.

Дети: Самка.

Яйца откладывают под гнездо.

Дети: В гнездо.

Яйца вылупляются из птенцов.

Дети: Птенцы вылупляются из яиц.

Тело птиц покрыто шерстью.

Дети: Перьями.

Дидактическая игра « Четвертый лишний».

Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Прикрепляею макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

Посмотрите - на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.

На дереве много… дятлов.

На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей и т.д.

Картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

Физкультурная минутка.

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Воспитатель: Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год. Дети: ворона, голубь, воробей.

Воспитатель: А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать

Дети: синицы, снегири.

Воспитатель: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Расскажите мне про ворону. Какая она?

Дети: большая, черная, важная, хитрая.

Воспитатель: А эта птичка вам хорошо знакома. Кто это?

Дети: воробей.

Воспитатель: Расскажите про воробья. Какой он?

Дети: маленький, серенький, шустрый, быстрый.

Воспитатель: Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

Дети: чтобы червяка поймать.

Воспитатель: Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков. А про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

Дети: Голубь большой, сизый, воркующий.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они зимуют в наших краях.

Физкультминутка:

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец

Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку

Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.

Все равно он будет мой.

Воспитатель: Ребята, про кого эта пальчиковая гимнастика?

Дети: Про дятла.

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами будем рисовать дятла.

Дети рисуют.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось? Оценка детей.

Цели занятия:

  • Расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой.
  • Закреплять характерные особенности внешнего вида снегиря.
  • Развивать наблюдательность и образное восприятие мира.
  • Формировать изобразительную технику, умения и навыки.
  • Учить раскрашивать птиц в пределах контура.
  • Закреплять навыки рисования методом тычка.
  • Развивать мелкую моторику руки для подготовки к последующему обучению письму.
  • Развивать эстетическое восприятие прекрасного и воспитывать способность к сопереживанию изображаемым образам.

Материал:

  • Бумага размером в альбомный лист с изображением силуэта снегиря, сидящего на ветке рябины. “ Рисунок”
  • Гуашь красная и черная, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.
  • Запись песни “Снеженика” (БДХ п/у В.Попова).

Предварительная работа: разучивание и пение песни “Снеженика”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог. – Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое называется “Покормите птиц”.

Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.

Разве можно забывать;
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

О чем это стихотворение?

Дети. – Это стихотворение о птицах, о том, что птицам зимой нечего есть и поэтому им нужно помогать, кормить их.

П. – А как мы помогаем птицам зимой?

Д. – Мы (взрослые и дети) делаем для птиц кормушки и вывешиваем их на улицу. В кормушки мы кладем разный корм.

П. – А из чего мы делаем кормушки?

Д. – Взрослые могут сделать кормушки из фанеры, дерева, а мы из коробок от сока, молока или кефира.

П. – Молодцы! А что же делать тем птицам, которые живут в лесу, ведь в лесу нет кормушек. Самое страшное для птиц – не холод. Потому что те птицы, которые остались зимовать в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок – второй слой перышек. Холод им не страшен. А вот голод, когда нечего кушать, - самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут птицы зимой, то как раз от голода.

И прилетают птички из леса поближе к человеку. Люди – добрые. Они пожалеют несчастных пташек и накормят их: кого крошками, кого зернышками. А кого и сальцем.

Вот и нам сегодня прилетели птицы за помощью. Посмотрите на свои рисунки. От холода и голода наши птички стали белыми. Вы знаете, что это за птицы?

Д. – Нет, мы не знаем.

П. – А каких птиц вы знаете?

Д. – Ворона, галка, голубь, воробей, синичка и т.д.

П. – Молодцы, ребята! Вы много птиц знаете. Что же за птица нарисована у вас на листочках? Хотите узнать?

Д. – Да, хотим.

П. – Тогда внимательно послушайте загадку.

Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!

Д. – Это снегирь.

П. – Правильно, дети, это снегирь. А как отличить снегиря от других птиц?

Д. – У снегиря красная грудка, черные крылья, черный хвост и черная головка.

П. – Молодцы! А сейчас каждый из вас пусть раскрасит своего снегиря. Раскрашивать будем кисточкой и гуашевыми красками. Будьте аккуратны, за контур мы не заходим. Когда закончите, промойте кисть и положите ее на подставку.

Самостоятельная работа.

П. – Молодцы, дети! Вы все справились с заданием. Давайте немного отдохнем.

Физминутка.

Песенка “Снеженика” в исполнении БДХ п/у В.Попова.

Припев.

ЛЯ- ля- ля – ля …
Это ягода такая
Что искрится на снегу.

У нее такой лучистый Сжимаем и разжимаем ладони.
У нее такой лучистый
У нее такой лучистый
Серебристый белый цвет.
И для снежной королевы Руки на поясе. Наклоны влево, вправо.
И для снежной королевы
И для снежной королевы
Ничего вкуснее нет.
Припев. Ходьба на месте.
Не ищите снеженику Грозят пальчиком, сначала одной потом
Не ищите снеженику другой рукой.
Не ищите снеженику
По лугам и по лесам
Потому что снеженику Махи руками над головой.
Потому что снеженику
Потому что снеженику
Я ее придумал сам.
Припев. Ходьба на месте.

П. – Немножко отдохнули и начинаем работать. Дети, а на ветке какого дерева сидит ваш снегирь?

Д. – Снегирь сидит на ветке рябины.

П. – Ребята, как вы думаете, зачем снегирь сел на эту веточку? Что он любит есть?

Д. – Снегирь любит семечки, ягоды.

П. – Правильно. Он очень любит ягоды рябины, а также почки деревьев и кустарника и может полакомиться мелкими орешками. А на веточках есть ягоды?

Д. – На веточках осталось мало ягод. (Осталось девять ягод.)

П. – Давайте нарисуем на веточках много ягод, чтобы снегирю хватило на всю зиму. Рисовать ягоды мы будем тычком. Тычок мы держим тремя пальцами. Откуда мы начнем рисовать?

Д. – Рисовать начнем с верхних веточек.

П. – Почему?

Д. – Чтобы не испачкать рукава (руки) и не смазать рисунок.

Самостоятельная работа.

Помощь детям, у которых что-то не получается.

П. – Все закончили рисовать? А теперь Лера пройдет по своему ряду и выберет рисунок, который ей больше всего понравился. Почему этот рисунок тебе понравился?

Л. – Здесь аккуратно раскрашен снегирь, много красивых ягод.

Спросить по одному ребенку с каждого ряда.

П. – Мне эти рисунки очень понравились и рисунки остальных ребят тоже. Вы все молодцы!