Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важнейшим элементов воспитания будущего поколения и предполагает:

  • -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Эффективная реализация функции экологического сознания ведет к формированию у дошкольников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой.

В формировании экологического сознания дошкольников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: уход за питомцами и растениями в живом уголке, совместная с воспитателем работа на детсадовском огороде, уборка территории во время субботников весной и осенью, забота о пернатых в холодное время года. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристско-экскурсионная форма экологических занятий (выезд на природу, в заповедники, парки, экскурсии в ботанический сад и др.). Эти выезды приучает детей соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

Таким, образом, можно сделать вывод, что природоохранная деятельность играет огромную роль именно в экологическом воспитании ребенка. Одно из важнейших человеческих качеств, которое развивает природоохранная деятельность это формирование заботливого отношения к природе.

Ученые отмечают, что у ребенка уже в трех летнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано, главным образом, на знаниях полученных от взаимодействия со взрослыми. Это отношение выражается прежде всего через проявление заботы о людях, природе. Нобходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением. Дошкольники способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы, а также проявлять заботливое отношение в действии. Например, видя потребность живого организма в чем-либо, ребенок стремится удовлетворить ее, т.е. Проявить заботливость в действии (поменять подстилку животному, налить воды, насыпать корма). Кроме того обращаясь к животному ребенок ласково разговаривает с ним.

Уже традиционными, но от этого не менее интересными и эффективными, являются работы проводимые на участке детского сада, где расположен огород, цветник, ягодник. На площадках можно выращивать различные породы деревьев, в том числе и плодовых. С удовольствием дети работают на огороде: вскапывают грядки, рыхлят, сажают картофель, лук, морковь, злаковые, цветы и охотно ухаживают за ними. Осенью они могут самостоятельно собирать урожай. Овощи. зелень можно использовать на корм питомцам. Это помогает воспитывать в детях доброту, учит их заботиться о питомцах. Никто не будет отрицать, что такое вот «детское огородничество» развивает и любовь к природе, и к труду.

Для воспитания заботливости хорошо организовывать коллективный труд. Например, изготовление кормушек для птиц, обновление скворечников к весне. Коллективный труд сплачивает ребят в их желании позаботиться о живых существах, объединяет их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом .

Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы - участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, «Марш парков», «День Земли», «Чистюля», «Покормите птиц», «Посади дерево», «Елочка» и другие (из опыта детских садов). Цель этих акций привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (например, заповедникам, паркам), птицам, животным, растениям в на близлежащих природных территориях. Во время этих акций дети вместе со взрослыми участвуют в весенних/осенних уборках, в облагораживании территории, в заботе о пернатых. Если нет возможности проводить такие мероприятия на городском, районном уровнях, то с неменьшей эффективностью такие природоохранные праздники можно проводить на территории детского сада, в прилегающих жилых дворах. Также можно предусмотреть различные призы, значки с тематическими эмблемами -- это своеобразная благодарность за хорошо сделанную работу. Это вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу.

Очень интересным, впечатляющим и действенным способом природоохранной деятельности является посещения заповедников, парков, ботанического сада. Проводя экскурсии, всегда нужно уделять особое внимание природоохранному аспекту, отмечать положительное и отрицательное влияние человека на природу, вместе с ребятами стараться найти пути решения проблемы. Во время этих экскурсий дети учатся видеть, понимать природу, начинают осознавать какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему необходимо их беречь и охранять. Дети узнают как человек может влиять на состояние природы, как и чем он может ей помогать, оберегать. Кроме традиционных экскурсий по территории детского сада, в лес, в парк, можно, конечно же с родительской или спонсорской помощью, побывать на заводе утилизации бытовых отходов (если такой имеется в городе), где дети получат возможность увидеть, что можно сделать из обычных пластиковых бутылок, других бытовых отходов. Во время посещения ботанического сада можно (по договоренности с руководителем) проводить там тематические занятия: например «Северная природа», «Растения жарких стран», «Кактусы», «Растения - хищники». Дети получат возможность участвовать в занятиях по экологии непосредственно в оранжерее, осваивать теоретические знания и практические навыки общения с природой непосредственно в одном из главных объектов природоохранной деятельности человека.

Для привлечения внимания населения к экологическим проблемам можно устроить агитационную акцию: вместе с родителями и детьми разработать и распространять в микрорайоне памятки и агитационные листовки. Разрабатывать тексты листовок могут взрослые. а ребята сделают к ним рисунки .

Можно устроить экологический конкурс-выставку «Чистый город глазами детей». На конкурс могут изготавливаться плакаты, рисунки, поделки из бросового материала, сочиняться стихи, сказки, листовки на природоохранную тематику. Это может быть организовано как домашняя семейная работа с последующим праздником в детском саду. Интересны будут конкурсы на темы «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Конкурс экологических частушек», «Осенний букет» и других. Ценность таких конкурсов заключается в том, что родители и дети объединяются одной идеей, становятся единомышленниками в деле защиты и охраны природы.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

«Экологическое воспитание дошкольников» - Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок и др. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Задачи. Интеграции. Формы работы с детьми. Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными. Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

«Экологическая культура дошкольников» - Положительные результаты. Модель экологического воспитания дошкольника. Накопление детьми эмоционального позитивного опыта. Экологическая тропа. Воспитатель должен заботится о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Условия организации работы с родителями. Бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

«Экологическая школа» - Защита проектов, направленных на создание экопсихологического микроклимата в школе. Дошкольники совместно со старшеклассниками расчистили и благоустроили территорию родника «Тихий». Проект. Дебат-клуб «ЭРУДИТ». Навыки здорового образа жизни закладываются в детстве. These activities have the aim to form the ecological atmosphere.

«Экология в детском саду» - Дорога к дому (о правилах поведения на улице). Почему расцвечиваются листья? 4.Экскурсии. Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево? 1.Экологические занятия; 2.Кружковая работа. Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. Красота спасет мир. Что надо знать детям о природе?

«Экологические экскурсии для дошкольников» - Что необходимо человеку. Природоведческая экскурсия. Как человек использует природные богатства- воду. Озеро. Осенний лес. Важность экологического образования. У водоема. Формирование системы элементарных научных экологических знаний. Экологическая экскурсия. Диагностика. Перспективное планирование.

«Экологическая тропа в детском саду» - Выделение интересных объектов. Паспорт экологической тропинки. Правила поведения. Правила поведения на экологической тропинке. 3 основных типа экологических тропинок. Составление картосхемы. Последовательность действий. Дошкольники. Экологическая тропинка. Природоохранные знаки. Экологический маршрут.

Всего в теме 11 презентаций

Эколог (инженер-эколог) – специалист, занимающийся анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе.

Эколог (инженер-эколог) - специалист, занимающийся анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе. Эколог выявляет причины катаклизмов природы и разрабатывает возможности снижения воздействия людского фактора на окружающую среду. Профессия подходит тем, кого интересует физика, химия, биология и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В будущем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В связи с ростом выброса вредных элементов в атмосферу проблемы экологии ставятся на одно из первых мест. Спрос на профессиональных экологов будет повышаться, но и будут увеличиваться требования к ним. Профессия эколога станет одной из самых востребованных и важных.

Экологи пытаются понять и объяснить, например, почему высыхают озера или гибнут его обитатели. Они изучают состояние земли, воды, воздуха, а также степень воздействия промышленных производств на людей, растения, животных. Экологи выявляют степень загрязненности, анализируют причины и составляют прогноз ситуации в будущем. Специалисты-экологи изучают последствия тех или иных событий, влияющих на окружающую среду (например, запуск ракет), следят за правильной утилизацией различных отходов, ведут контроль вредных производств.

Инженеры-экологи сталкиваются с разработкой и согласованием в государственных органах природоохраны документов, которые обосновывают экологическую безопасность различных проектов и промышленных производств. Специалисты в лабораториях проводят исследование содержания в воздухе городов специфических и основных загрязняющих веществ.

В данный момент квалифицированные экологи необходимы для проведения экспертиз при начале строительства каких-либо жилых зданий, заводов, объектов транспортных дорог. Без положительного заключения ни одно из строительств не приступит к работе. Более того, каждое предприятие должно вести свою деятельность под пристальным контролем инженеров-экологов.

Изучение основ экологического менеджмента особенно важно в связи с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Всемирная торговая организация (ВТО) планирует принять и внедрить в страны, вошедшие в ВТО международные стандарты ISO, обеспечивающие единую мировую систему требований к управлению качеством услуг и товаров. Один из важнейших мировых стандартов - ISO 14000. Предметом этого стандарта является система экологического менеджмента (СЭМ), применение которой дает возможность эффективно сочетать экономический рост дохода компании с сохранением благоприятной окружающей среды. Знание стандартов серии ISO и их внедрение в организации обязательные требования к будущим экологам.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • уметь свободно разбираться в экологическом законодательстве, стандартах и нормативах
  • знание физики, химии, биологии, процессов проходящих в окружающей среде
  • иметь представление о порядке проведения экологической экспертизы
  • знать методы экологического мониторинга
  • иметь навыки компьютерного моделирования
  • разбираться в зарубежном и отечественном опыте в сфере охраны окружающей среды
  • уметь составлять необходимую отчетность и документацию по охране окружающей среды
  • владение иностранным языком (для возможности командировок или работы за границей)

Личные качества

  • дипломатичность, гибкость, гражданская смелость (для оспаривания действий должностных лиц, органов власти, госструктур)
  • внутренняя дисциплина
  • стрессоустойчивость
  • скрупулезность, ответственность, аккуратность
  • аккуратность (нельзя допускать ошибки)
  • аналитический склад ума
  • увлечение живой природой, способность к научному творчеству
  • умение работать в команде
  • самостоятельность
  • порядочность
  • работоспособность

Плюсы профессии

  • получение морального удовлетворения от проделанной работы, в связи с получением зарплаты через улучшение состояния окружающей среды
  • квалифицированные экологи пользуются популярностью среди работодателей и этот спрос будет расти
  • выпускники вузов уже имеют некоторый опыт работы из-за прохождения необходимых практик на производствах, что способствует приобретению полезных знакомств и рекомендаций (это упростит и ускорит карьерный рост)
  • инженер-эколог, получивший необходимую квалификацию может рассчитывать на достаточно прибыльное место работы в нефтехимической, строительной или энергетической отраслях.
  • профессия эколога является международной, что дает возможность работать за рубежом (данная профессия за границей пользуется большим спросом, чем в России)
  • работа эколога достаточно интересна и подразумевает командировки

Минусы профессии

  • невысокие зарплаты экологов
  • возможность работать в экстремальных условиях
  • опасность для здоровья, в связи с необходимостью работы с вредными веществами

Место работы и карьерный рост

Выпускники экологи могут начать свою карьеру в государственных структурах (например, Ростехнадзоре, Росприроднадзоре, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу, Министерстве сельского хозяйства, Министерстве лесного хозяйства и природных ресурсов и т.п.). В организациях природоохраны, на больших предприятиях, в муниципальных структурах существует штатная единица эколог.

Молодой специалист обычно начинает свою карьеру с места технического помощника. Позже он может стать координатором и взяться за определенное направление. Следующим этапом развития карьеры уже может стать курирование нескольких координаторов.

В коммерческих организациях специалисты-экологи имеют более высокую заработную плату, но большое значение при формировании зарплаты имеет опыт и квалифицированность инженера-эколога.

Самый высокий спрос на специалиста-эколога в промышленных предприятиях. Однако также можно устроиться в проектную организацию, которая оказывает услуги всевозможным заводам, строительным компаниям.

Основные места работы экологов:

  • Исследовательские лаборатории
  • Экологические структуры на предприятии
  • Государственные структуры, органы контроля и надзора
  • Природоохранные организации
  • Строительные компании
  • Заводы и фабрики

Из истории праздника

Всемирный день окружающей среды (День эколога) был установлен 15 декабря 1972 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду».

Выбор даты не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды. День эколога профессиональный праздник для сотрудников Министерства природных ресурсов, Природоохранной прокуратуры, департаментов природопользования, а также других государственных и частных экологических организаций.

Традиционно, в этот день проходит множество мероприятий экологической направленности - конференции, круглые столы, форумы и презентации, а также силами общественных и природоохранных организаций организуются выставки детского рисунка, уборка территорий парков, посадка деревьев и другие акции, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам экологии и сохранения окружающей нас среды.

В разные годы темами Всемирного дня окружающей среды были: «Только одна Земля», «Вода - ключевой ресурс жизни», «Только одно будущее для наших детей - развитие без разрушения», «Организация сбора, удаления и захоронения опасных отходов: кислотные дожди и энергия», «Дерево для мира», «Молодежь: население и окружающая среда», «Изменение климата. Необходимость глобального партнерства», «Бедность и окружающая среда - разорвать порочный круг», «Одна Земля - одна семья», «Ради жизни на Земле - спасем наши моря», «Войти во Всемирную паутину жизни», «Зеленые города»: План для планеты!», «Нужны моря и океаны! Живыми, а не мертвыми», «Леса: используя услуги природы», «Думай. Ешь. Сохраняй», «Подними свой голос, но не уровень моря!» и другие.


Эколог. Профессиограмма.

Общая характеристика профессии

Эколог – специалист, занимающийся всесторонним изучением воздействия человеческой деятельности на окружающую природу и разрабатывающий комплекс природоохранных мероприятий.

В наши дни один из наиболее мощных факторов, влияющих на природу, - это деятельность человека, последствия разнообразных воздействий человека на живой мир (индустриальные загрязнения, сельскохозяйственное производство, урбанизация, туризм и др.).

Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой.

Современная экология – наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

На основании экологических закономерностей разрабатываются законы об охране природы, система заповедников и заказников, Красные книги со списками подлежащих охране растений и животных.

Экологические знания необходимы и для разработки практических мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека (например, при создании безотходной технологии, в системе контроля за качеством среды и т.д.).

Всем этим занимаются специалисты – экологи.

Главное место в их работе занимает научно-исследовательская деятельность.
Эколог работает в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического, научного профилей, на промышленных предприятиях, в экологических инспекциях.

Обязанности эколога:

Исследования состояния воды, земли, воздуха, наблюдения за жизнью растений и животных;
исследования влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат;
выявление и классификация действующих и потенциальных источников экологической опасности, определение влияния различных факторов на окружающую среду их характера, степени, масштабов, реальных и прогнозируемых последствий;
разработка комплексов природоохранных мероприятий, реализация их и контроль результатов;
определение уровня соответствия состояния технических объектов экологическим стандартам и осуществление мероприятий по внедрению новой техники и технологий, соответствующих экологическим нормативам.

Основная цель деятельности эколога – организация защиты жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от процесса и последствий нерационального и бесконтрольного использования людьми достижений науки и техники.

Основной предмет труда - природа (изучение, исследование состояния и условий жизни человека, животных, растений), сопутствующий – знаковые системы (цифры, документы).


В своей работе эколог использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (ручка, карандаш), механические и автоматические, контрольно-измерительные приборы (химического и физико-химического анализа, газоанализаторы, биотестеры, регистрирующее оборудование).

Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства - аналитическое мышление, долговременная память; хорошо координированное тело, деловая речь, а также органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание.


Работа эколога имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
должностными обязанностями;
законодательными и нормативными правовыми актами;
методическими, руководящими материалами, экологическими стандартами;
постановлениями, распоряжениями, приказами, инструкциями, касающихся охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Труд эколога имеет такую организацию, при которой выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата действий других людей (члены коллектива, специалисты других контактных подразделений).

Функционально эколог является организатором собственной работы – сам планирует её, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения и решения задач соответственно меняющимся обстоятельствам.

Контакты у эколога немногочисленные - с коллегами по работе и представителями смежных организаций, которые связаны между собой общими трудовыми функциями.
Ответственность у эколога повышенная – за жизнь и здоровье людей, животных, растений.

Эколог работает как в комфортных условиях - в помещении (письменный стол с ПК и средствами связи), так и на воздухе в постоянном передвижении – это выезды в экспедиции, заповедники, работа в полевых отрядах.

Психофизиологическую напряжённость в работу эколога могут вносить следующие факторы:
повышенная ответственность за жизнь и здоровье человека, животных и растений;
физические нагрузки;
работа во вредных условиях (загазованность воздуха, загрязнение воды и почвы, наличие вибрации, повышенная влажность);
работа на открытом воздухе.

Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста:

Нервно-психическая устойчивость;
аналитическое мышление;
хорошая долговременная и кратковременная память;
физическая выносливость.

Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста:

Стрессоустойчивось;
личная организованность;
наблюдательность;
умение принимать решение;
организаторские способности.

Медицинские противопоказания:

Работа эколога не рекомендуется людям с заболеваниями:
нервно-психическими;
опорно-двигательного аппарата;
аллергическими;
верхних дыхательных путей;
органов пищеварения;
зрительного анализатора.

Допрофессиональное образование

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

Профессиональное образование

Профессии эколога обучают в учреждениях высшего профессионального образования.

Родственные профессии

Лаборант-эколог, биолог, санитарный врач, метеоролог.


Учебные заведения по специальности «Эколог»

Естественно-географический факультет образован в октябре 1932 года , тогда же была создана кафедра химии. В 1934 году организована совместная кафедра ботаники и зоологии, которая в 1940 году разделена на кафедры ботаники и зоологии. В 1960 году основана кафедра географии в связи с открытием специальности «история и география», а в 1963 году факультет получает название – естественно-географический. В 2012 году факультет отметил 80-летие своей деятельности.

В настоящее время факультет является центром подготовки специалистов: биологов, географов, педагогов (учителей биологии, географии, химии).

В структуре факультета 5 кафедр (кафедра ботаники и экологии растений, кафедра зоологии и экологии животных, кафедра географии, кафедра химии, кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин), проблемные лаборатории (экологических исследований, регионологических исследований, ГИС-лаборатория), зоологический музей, ресурсный центр коллективного пользования Гербарий ПсковГУ, биологическая станция - в Гдовском районе (д. Пнево).

БАКАЛАВРИАТ

Педагогическое образование
профиль "Биология и химия" (очная форма обучения, 5 лет)

Биология
профиль "Биоэкология" (очная форма обучения, 4 года)

Водные биоресурсы и аквакультура (очная форма обучения, 4 года)

МАГИСТРАТУРА

Педагогическое образование
профиль "Теория и методика обучения биологии и химии" (очная форма обучения, 2 года)

Биология
профиль "Экология" (очная форма обучения, 2 года)


Кафедра общей экологии - одна из самых молодых кафедр факультета,
она создана в середине 1999 года.

Кафедра оснащена современными средствами обучения и оборудованием для эффективного осуществления учебного и научно-исследовательского процессов, создан современный компьютерный класс, на базе которого кафедра ведет общефакультетский курс «Математические методы в биологии». При кафедре работает постоянный научный семинар «Популяционная и системная экология»; сотрудниками кафедры созданы и поддерживаются научно-образовательный портал «Фундаментальная экология», информационная система "Экология пресных вод России и сопредельных стран», сайт «Василий Васильевич Налимов – выдающийся ученый, математик и философ».


Профессиональная периодика

Международный научный журнал "Экология" (Russian Journal of Ecology)
http://ipae.uran.ru/ecomag/

Журнал "Экология" основан в 1970 году.

Периодичность - 6 номеров в год.

С 1973 года журнал "Экология" переводится на английский язык.
Журнал публикует обзоры и оригинальные статьи из всех стран мира по законченным материалам фундаментальных исследований во всех областях теоретической и экспериментальной экологии в классическом понимании этого термина, т.е. науки о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ со средой обитания.

Журнал "Экология" в настоящее время является признанным авторитетным российским изданием, публикующим оригинальные научные статьи по проблемам теоретической и экспериментальной экологии.

Наиболее важные темы:
изучение структуры популяций в различных условиях окружающей среды,
гомеостаз, адаптация и устойчивость к стрессам,
проблемы биоразнообразия и стабильности экосистем,
основные типы изменчивости морфо-физиологических признаков разных видов,
антропогенное воздействие на живые организмы и экосистемы, 6. радиоэкология,
новые методы исследований.

В журнале публикуются также краткие сообщения, хроника международных и российских конференций и симпозиумов по проблемам экологии, обзоры и рецензии на новые книги.

Полнотекстовые версии статей доступны по подписке на сайте электронной научной библиотеки elibrary.ru

Газета «Общество и Экология»
http://www.ecogazeta.ru/


Газета издаётся с мая 1999 года, выходит ежемесячно.

Распространяется газета бесплатно способом доставки в административные, информационные, законодательные, политические, экологические и иные структуры, а также, на конференциях, выставках и семинарах.

Каждый номер газеты в электронном виде рассылается по базе данных в научные, общественные, экологические организации, административные учреждения, законодательные и исполнительные органы власти, в редакции газет, журналов, телерадиокомпаний, интернет-сайтов – более 500 адресатов.

Темы, освещаемые газетой: экологическая культура, экологическое образование, экологическое законодательство, энергетика, строительство, защита лесов и зелёных насаждений, экопоселения, состояние воздушного бассейна, чистая вода, состояние почв, грунты, изыскательская и природоохранная деятельность, заповедное дело, зелёная молодёжная проблематика, развитие экологической журналистики, бытовые и промышленные отходы, сельское хозяйство, атомная энергетика, информационная политика, религиозные и мировоззренческие вопросы, эко-политика, экологический туризм, пресс-туры и многое другое.

На сайте содержится архив номеров газет в формате PDF с 2011 года.


Книги и статьи о профессии ЭКОЛОГ

Клёпа выбирает профессию. Эколог: альманах // Клёпа. – 2001. – № 7 (70). – С. 2-32.

Чем занимается эколог? Что такое биосфера? Как возник парниковый эффект? Кто виноват в появлении озоновых дыр? Почему идут кислотные дожди? Как сохранить планету чистой?
Клёпа разрабатывает разумные решения экологических проблем.
Также в альманахе содержится комикс "Клёпа и экологическое равновесие".


Колозариди, П. Стать профессиональным «зелёным» / П. Колозариди // Абитуриент. – 2009 - № 9. – С. 22-24.

В XX веке появилась необходимость особо бережно относиться к природе. Эколог стал специалистом, востребованным в самых разных сферах. Статья расскажет о том, как стать экологом и где может применить себя человек с такой профессией.


Романова Е. С. 99 Популярных профессий: психол. анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 460 с.

На С. 423-426 содержится профессиограмма профессии «Эколог».

Шалаева, Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких / Г. П. Шалаева. - М. : Слово: Эксмо, 2005. - 239 с.

На С. 226-227 рассказано о профессии эколог.

Книги об экологии

География Псковской области: Природа, население, хозяйство: учеб. пособие для 8-9 кл. / под ред. А. Г. Манакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 199 с.

На С. 160-165 содержится тема «Экологические проблемы», где рассказывается о том, как изменяется растительность, загрязняется воздух, вода и почва Псковской области.

Грешневиков А.Н. Экологический букварь: [для сред. и ст. шк. возраста] / Грешневиков А.Н. - М. : Экос-информ, 1995. - 73 с.

Экологический букварь – это первая книга, которая обучит экологической грамотности и поможет подготовить беседы по экологии и охране окружающей среды с учащимися средних и старших классов.
В букваре рассказано о том, как сохранить родную землю, растения и животных, поля и леса, вернуть чистоту морям и рекам, земле и воздуху.
После каждой главы есть практические задания.
Цель занятий – приобщить детей к охране природы и пробудить в ребятах чувство ответственности за всё живое и неживое на земле, показать на конкретных примерах, что здоровье планеты во многом зависит от взаимодействия человека с природой.


Краеведение и охрана природы / Псков. гос. пед. ин-т; Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Псков: [б. и.], 1993. - 217 с. - Библиогр.: с. 212-215 .

На С. 3-36 содержится глава «Экология и охрана природы», посвященная экологической обстановке в Псковской области, состоянию экосистемы Псковско-Чудского озера, экологическому прогнозированию и многому другому.


Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учеб.-метод. пособие / Л. П. Молодова. - М. : ЦГЛ, 2003. - 128 с.

В пособии предложены 54 разработки игровых занятий с детьми от 2 до 12 лет и старше по воспитанию у детей экологической культуры.
Для доступного объяснения экологических проблем в содержание занятий включены разнообразные игры, большой литературный и фольклорный материал.
Многие занятия можно проводить не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с ребятами среднего школьного возраста.
Пособие предназначено для воспитателей детских садов, детских домов, интернатов, групп продленного дня, учителей школ, организаторов досуга детей, а также студентов училищ и вузов педагогического профиля.


Прядко, К. А. Экология: словарик школьника / К. А. Прядко. - СПб. : Литера, 2006. - 63 с. - (Понятия и определения).

В словарике собраны основные понятия и определения по курсу экология для средней школы. Материал подобран в соответствии с требованиями учебной программы и расположен в алфавитном порядке в виде словарных статей.
Пользуясь словариком, можно закрепить полученные на уроках знания, проверить себя и подготовиться к контрольным работам, а также просто почерпнуть интересную информацию.
Словарик предназначен для учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов, а также для всех, кто интересуется экологией.


Рянжин С. В. Экологический букварь: кн. для занятий с детьми в шк. / Рянжин С. В. - СПб. : Пит-Тал, 1996. - 184 с. - Библиогр.: с. 182 . -ISBN 5-72-61051-18

В "Букваре" в простой и доступной форме излагаются основы знаний по современной экологии.

Сценарии, посвящённые Всемирному дню охраны окружающей среды (Дню эколога)

1. Пешкун, Л. Г. Экорадуга: 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды: для детей 9 лет / Л. Г. Пешкун // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2015. - № 4. – С. 56-58.

Сценарий командной игры содержит задания составить рассказ из трёх предложений о спрятанной в нём опасности для природы, назвать и нарисовать зверька по описанию, написать благодарность солнцу, за всё, что оно даёт природе и человеку и многое другое.

2. Астафьева, А. А. Природа - наш дом родной: экологический утренник для детей 6-7 лет / А. А. Астафьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 4. – С. 57-59.

Данный сценарий мероприятия для дошкольников посвящён Всемирному дню охраны окружающей среды.

3. Юнда, Н. Н. Экологический суд / Н. Н. Юнда, М. И. Черныш // Классный руководитель. – 2012. № 7. – С. 99-102.

Предлагаемый сценарий в форме судебного заседания по слушанью дела о загрязнении планеты предназначен для формирования у учащихся представлений об обострении экологической обстановки и развития экологической культуры учащихся.

4. Лобода, О. В. Будь человеком, человек! : 5 июня – День эколога: для детей 8-10 лет / О. В. Лобода // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. - № 4. – С. 30-32.

Сценарий мероприятия содержит познавательную информацию об экологии, Красной книге Росси и интерактивные задания для детей, которые способствуют воспитанию у участников мероприятия уважения и любви к природе.


Стихотворения об экологе и экологии

Зелёную природу,
Всех птичек и зверей
Эколог защищает
Заботою своей.

Он говорит народу,
Волнуясь и любя:
«Кто сохранит природу –
Тот сохранит себя»,

Пусть чистым будет море,
Цветущими - поля,
Пускай не знает горя
Любимая Земля.



Профессия "Эколог" на телеканале "ПРОСВЕЩЕНИЕ"

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».

Задачи:

1. Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении.

2. Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение.

3. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.

4. Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов.

5. Создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.

· Познавательное развитие;

· Социально-коммуникативное развитие;

· Речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Колокольчик»

Конспект

познавательно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»

Воспитатель: Маслова О.А.

Июнь, 2016 год

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».

Задачи:

  1. Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении.
  2. Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение.
  3. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.
  4. Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов.
  5. Создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.

Реализация содержания программ в образовательных областях:

  • Познавательное развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемые образовательные результаты: знает о профессиях, их назначении.

Знает о профессии своих родителей.

Умеет поддерживать беседу, выражает эмоции при просмотре видеоролика.

Активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Активно участвует в экспериментальной деятельности.

Методические приемы:

  1. Беседа с детьми о профессии эколога, о правилах поведения в природе.
  2. Игры «Кто что делает?», «Что будет, если…», «Мы в профессии играли»
  3. Просмотр видеофильма «Экологическая катастрофа»
  4. Активные действия детей
  5. Экспериментальная работа по очистке воды
  6. Использование художественности слова «Загадка про эколога, стихотворение о профессии эколога»

Предшествующая работа:

  1. Чтение В.Маяковский «Кем быть…», В. Лифшц «И мы трудиться будем», В. Борисов «Такая нужная работа», С. Михалков «А что у вас?».
  2. Беседы с детьми на темы «Все работы хороши, все профессии нужны», «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь».
  3. Дидактические игры «Убери лишний предмет», «Кому что нужно для работы»
  4. Рассматривание картин и иллюстраций о профессиях
  5. Рассказы родителей о своих профессиях
  6. Экскурсия в магазин «Знакомство с профессиями продавец, кассир, кондитер, грузчик, товаровед»
  7. Экскурсия в профессиональное училище «Знакомство с профессиями каменщик, плотник, маляр»

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийная установка
  • Оборудование для экспериментальной деятельности по очистке воды.

На каждого ребенка: две прозрачные емкости (одна пустая, другая с грязной водой), воронка, вата, салфетка, пять таблеток измельченного активированного угля, небольшой слой бинта, мелкие камешки.

Организационный момент.

Ты мой друг и я твой друг,

Становись скорее в круг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир профессий. Перед тем как сеть на стульчик каждый из вас должен назвать какую-нибудь профессию. Профессии не должны повторяться.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

(Воспитатель указывает на ребенка, дети поочередно называют профессию).

Дети, а что такое профессия? (Ответы детей)

Правильно, профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Это дело, которым взрослый занимается каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно обучаться специально. В каждом деле свои правила, свои обязанности. Сейчас мы с вами вспомним, чем занимаются люди разных профессий.

Игра «Кто что делает»

Врач лечит, учитель учит, продавец продает и т.д.

Дети, а кто знает кем и где работают ваши родители? (ответы детей)

А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны поймать мяч и постараться ответить правильно. Готовы?

Игра с мячом в кругу «Что будет, если…»

Что будет, если:

Повара перестанут готовить пищу?

Врачи перестанут лечить людей?

Учителя перестанут учить детей?

Строители перестанут строить дома?

Все водители откажутся сесть за руль?

Пожарные откажутся тушить пожар?

Дети отвечают.

Дети, сегодня я хочу познакомить вас с очень нужной и полезной не только для людей, но и для окружающей природы профессией, но в начале отгадайте загадку

Он природу охраняет,

Нам здоровье сберегает,

Окружающий мир дорог,

Его профессия … (эколог).

Правильно, это эколог.

Дети, а что такое экология? (Ответы детей)

Слово «экология» означает: наука о доме, жилище, о месте где живут.

Что же это за дом?

Правильно, этот огромный дом – природа, в которой мы, люди, живем рядом с другими земными обитателями: зверями, птицами, насекомыми, рыбами и растениями.

Эколог – это ученый, который оберегает все, что растет и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогают животным и растениям, учат людей, как нужно спасать природу.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Добывая полезные ископаемые люди получают свет и тепло, но при этом погибают тысячи животных и растений, загрязняется и уничтожается природа.

Дети, сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, в котором показано, как прекрасная наша планета Земля и что происходит, когда люди обращаются с ней неправильно, не берегут ее.

(Просмотр фильма «Экологическая катастрофа»)

Дети, вы тоже можете стать юными экологами. Как вы думаете чем мы можем помочь животным и растениям? (Ответы детей)

Правильно! Зимой делать кормушки для птиц, весной скворечники, сажать деревья, цветы, не рвать и не ловить все, что растет и движется.

Дети, как вы думаете, как мы должны вести себя в природе? (Ответы детей)

В сказке, которую написал французский летчик – Сент Экзюпери «Маленький Принц – хозяин маленькой планеты – астероида» придумал такое правило: встал утром, умылся, привел в порядок себя – приведи в порядок свою планету! У сказочного Маленького Принца планета была маленькая, и он управлялся в ней один. Мы живем на огромной планете! Поэтому порядок на ней будет только тогда, когда все взрослые и дети как настоящие хозяева будут постоянно его поддерживать.

А сейчас послушайте стихотворение

Эколог землю охраняет

От безответственных людей,

Планету от беды спасает,

Внедряя в жизнь поток идей;

Как уничтожить горы грязи

Бутылок, битого стекла…

Как чище жить нам стало б сразу

Кристальная б вода текла!

Дети, как вы думаете, а можно ли пить грязную воду? Почему?

Сегодня я предлагаю вам самим попробовать очистить воду. Для этого я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию.

(У каждого ребенка на столе находится все необходимое для эксперимента)

Для того чтобы очистить воду нам потребуется емкость, в которую будет стекать очищенная вода, воронка, вата, измельченный активированный уголь, завернутый в марлю, мелкие камешки и емкость с грязной водой.

(Дети выполняют эксперимент вместе с воспитателем)

Описание эксперимента: взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта с активированным углём, затем небольшие камешки. Камешки не пропустят крупные частицы грязи. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.

Дети, какой стала вода? Правильно, вода стала чистой.

Понравился вам наш эксперимент? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания по очистке воды?

А сейчас я предлагаю вам еще немного поиграть.

Игра в кругу «Мы в профессии играли»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы летчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолете полетали (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали (ходьба на месте).

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с «рулем»)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладем ровно кирпичи (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз – кирпич, и два, и три

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Дети, вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в мир профессий. Скажите, что вам больше всего понравилось или запомнилось сегодня? (ответы детей)

Дети, мне тоже очень понравилось, как вы отвечали сегодня на вопросы, показали высокие знания в мире профессий, экспериментировали.

Дети, когда вы вырастите – многому научитесь, выберете себе профессию по душе и станете хорошими профессионалами, полезными людям.