15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.

Появится в 2018-2019 годах

  • Единая регистрация и реестр участников закупок,
  • Контроль за соответствием информации действительности,
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт),
  • Полный единый каталог товаров, работ и услуг,
  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Можно менять не позднее 10 дней до публикации закупки в ЕИС или до отправления приглашений для участников закрытой закупки. С 1 июля 2018 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика, кроме этих случаев:

  • если изменения вносят после того, как закупка не состоялась,
  • закупку планируют провести у единственного поставщика,
  • планируют запрос котировок для устранения ЧС.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать:

  • способ определения поставщика.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и необходимость проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Лекарственные средства - самые проблемные закупки по Закону № 44-ФЗ. Так как речь идёт о социально значимых товарах, законодатель уделил особое внимание порядку проведения таких закупок, установил дополнительные требования и ограничения к участникам закупок и заказчикам. В статье расскажем, на что обратить особое внимание при закупках лекарств.

Управление государственными и муниципальными закупками ( , , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Дополнительные требования к поставщикам

Закон № 44-ФЗ содержит специальные нормы, применяемые при закупках лекарственных средств.

Во-первых, участник закупки должен иметь лицензию на производство лекарственных средств и (или) на осуществление фармацевтической деятельности.

Во-вторых, если по контракту предполагается закупка наркотических или психотропных лекарственных средств, то участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

В-третьих, участник закупки лекарственных средств, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Обоснование может содержать гарантийное письмо от производителя, включающее в себя цену и количество поставляемого товара, иные документы, которые подтверждают возможность осуществить поставку товара по предложенной цене. В случае невыполнения данного требования или признания предложенной цены необоснованной конкурсная заявка отклоняется, а при проведении аукциона его победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.

В-четвертых, при закупке препарата из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств (ЖВНЛС) , их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены, установленные государством. Иначе заявка будет отклонена (ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ).

Запрос предложений

Заказчик вправе закупать медикаменты путем проведения запроса предложений, когда препарат необходим для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) на срок его лечения (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Каждая такая закупка должна быть включена в план и план-график медучреждения, но прежде ее должна обосновать врачебная комиссия. Решение фиксируют в медицинских документах пациента, журнале врачебной комиссии и включают в реестр контрактов вместе с заключенным контрактом.

У единственного поставщика

Пункт 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ разрешает закупку лекарственных средств у единственного поставщика. В этом случае необходимо учитывать ряд особенностей:

  • объем поставки не может превышать 200 000 рублей;
  • предметом закупки являются препараты, рассчитанные на одного больного;
  • есть решение врачебной комиссии, подтверждающее наличие медицинских показаний у пациента;
  • объем препаратов соответствует сроку лечения больного;
  • решение врачебной комиссии подлежит размещению в ЕИС вместе с контрактом.

Кроме того, можно провести, когда медикаменты требуются для срочного медицинского вмешательства после аварии или катастрофы.

Сейчас разрабатывается законопроект на покупку лекарств для онкобольных не дороже 600 тыс. рублей, так как таким пациентам часто нужны дорогие препараты максимально быстро.

Наименование лекарственного средства

По общему правилу, если объектом закупки являются лекарственные средства, то в извещении о закупке указывается международное непатентованное наименование (МНН). Если у лекарственного средства МНН отсутствует, следует указывать химические, группировочные наименования (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
В некоторых случаях закупать лекарственные препараты можно по торговым наименованиям:

  • Препарат входит в перечень лекарств, которые закупают по торговым наименованиям (п. 6 ч. 1 ст. 33). Но пока такой перечень не сформирован;
  • В запросах предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • В закупках у единственного поставщика (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • В закупках инсулинов и циклоспоринов. Такая возможность указана в разъяснении Минэкономразвития . Однако заказчику придется обосновать, почему ему нужен препарат конкретной торговой марки.

Формирование лотов

Закупка лекарств по 44 ФЗ имеет еще одну особенность, которая связана с формированием лотов. Смешивать в одном лоте лекарственные средства с разными МНН (химическими, группировочными наименованиями), можно в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает предельное значение, установленное в постановлении Правительства РФ от 17.10.2013 г. № 929:

  • 1 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. руб.;
  • 2,5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. руб. до 5 млрд. руб.;
  • 5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. руб.

Кроме того, нельзя смешивать в одном лоте лекарственные средства с МНН и лекарственные средства с торговыми наименованиями.

Эти правила действуют на закупки всех видов лекарств, кроме закупок по офсетному контракту, одно из условий которого — инвестировать часть суммы контракта в экономику страны (ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).

Интересно письмо ФАС от 09.06.2015 N АК/28644/15 . В нем антимонопольная служба перечисляет требования к поставщику и товару, которые считает ограничением конкуренции. Например, в одну закупку нельзя включать:

  • Лекарства и медицинские изделия;
  • Лекарства и устройства для их разведения или введения;
  • Уникальные лекарства без аналогов и лекарства, у которых есть несколько торговых наименований и т.д.

Кроме того, антимонопольная служба считает недопустимым указание в закупке требований к объему наполнения упаковки вместо дозировки, составу вспомогательных компонентов, остаточному сроку годности, температуре хранения и других. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в письме ФАС.

Особенности закупки лекарств из Перечня ЖНВЛП

Цены на лекарства из перечня ЖНВЛП регулируются государством следующим образом:

  • устанавливаются методики определения производителями лекарств предельных отпускных цен;
  • регистрируются предельные отпускные цены на такие препараты;
  • ведется реестр предельных отпускных цен, который размещен в открытом доступе на сайте Росздравнадзора;
  • утверждаются методики установления на региональном уровне предельных отпускных и розничных надбавок на лекарства.

Начальную (максимальную) цену контракта надо определять по правилам Закона № 44-ФЗ. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-07/62519).

Основания для отстранения участников закупки ЖНВЛП

При закупке лекарств ЖНВЛП, в любой момент можно отстранить от закупки участника, или отказаться от заключения контракта с победителем торгов (ч. 10 ст. 31 Закона № 44 ФЗ):

  • если предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, не зарегистрирована;
  • если при превышении предельных цен победитель определения поставщиков отказывается их понижать.

Нужно ли в этом случае передавать данные об участнике в ? В Минфине считают, что не нужно. В письме от 04.09.2017 № 24-02-08/56717 чиновники пояснили: участник попадает в РНП, если нарушил условия контракта. В указанном случае контракт с ним заключен не был.

Следует помнить, что цена лекарства содержит сумму НДС (10 %) и региональные оптовые надбавки (предельные размеры оптовых и розничных надбавок на лекарства утверждены постановлением Правительства от 29.10.2010 № 865 , устанавливают их региональные власти). А вот цены в реестре предельных отпускных цен не включают в себя ни НДС, ни надбавки. Поэтому заказчик должен сравнить «цену на лекарство», которое предложено участником, и «цену производителя».

Если обнаружено превышение предельных цен, заказчик может указать участнику на необходимость:

  • уменьшения цены на лекарство до размера, который не будет превышать предельную отпускную цену;
  • пропорционального снижения общей цены контракта.

Если участник закупки допустил снижение НМЦК более, чем на 25%, то он должен (ст. 37 Закона № 44-ФЗ):

  • доказать свою добросовестность;
  • показать расчеты представленной «демпинговой» цены на лекарство.

Если участник закупки не выполнит это требование, заказчик обязан отказаться от заключения контракта.

В ЕИС заказчик размещает протокол об отказе в заключении контракта, в течение двух дней он направляется заказчиком победителю в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 31 Закон № 44-ФЗ.

Описание предмета закупки

При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

  1. Описание объекта закупки должно носить объективный характер.
  2. В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
  3. В описании объекта закупки не должны содержаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товаров, наименования производителя, за исключением случаев, если иначе невозможно более точно описать характеристики объекта. Указывать товарные знаки можно лишь в том случае, если при выполнении работ или оказании услуг будут использоваться товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Правильно составить описание предмета закупки поможет Государственный реестр лекарственных средств. В нем можно найти следующую информацию: о МНН, составе, лекарственных формах, дозировке, показаниях/противопоказаниях, побочных эффектах, сроке годности, условиях хранения, условиях отпуска, входит ли лекарственный препарат в перечень ЖНВЛП.

Заказчикам необходимо очень осторожно подходить к описанию объекта закупки при составлении конкурсной документации. Нельзя в документации закупки указывать терапевтически не значимые характеристики, соответствующие конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара. Например,

  • указание конкретных лекарственных форм препаратов («порошок», капсулы», «таблетки», «раствор» и т.д);
  • определенная дозировка лекарственного препарата;
  • требования к составу вспомогательных веществ или режиму хранения препаратов;
  • указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
  • описание цвета, формы, вкуса таблеток (капсул), цвета, формы и материала первичной и вторичной упаковки и т.д.;
  • объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
  • закупка лекарственных средств совместно с медицинскими изделиями и иными товарами.

ФАС считает, что такое описание является одним из видов ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, и, следовательно, ограничения конкуренции (Письмо ФАС от 9.06.2015 № АК/28644/15). Описывать объект закупки стоит максимально общими категориями. Любое дополнительное требование к объекту закупки заказчик должен обосновать, например, требования к режиму хранения. В дальнейшем участник закупки должен конкретизировать лекарственные средства, которые он планирует поставить по контракту.

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс « ».

28 801 просмотр

Дата: 12.12.2017

При проведении закупок заказчики нередко укрупняют лоты, не разбивая их на отдельные закупочные процедуры. В некоторых случаях такие действия антимонопольный орган считает обоснованными и правомерными. Однако на практике позиции региональных УФАС относительно объединения и дробления лотов не всегда совпадают.

Продукты питания

Поставщик обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, который, по его мнению. нарушил нормы 44-ФЗ при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания. Как считает заявитель, заказчик неправомерно включил в состав закупки товары технологически и функционально не связанные между собой. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, комиссия УФАС пришла к выводу, что закон о контрактной системе не регламентирует порядок формирования лотов. Антимонопольный орган поддержал заказчика, из пояснений которого следует, что закупаемые товары (среди которых говядина, крупа гречневая, изюм, сахар, сыр, сгущенное молоко, повидло и т.д.) входят в цикличное меню питания для учащихся учебного заведения. Поставку таких товаров следует осуществлять одновременно по одной заявке для обеспечения технологии производства. (Решение УФАС по Краснодарскому краю по делу № ЗК - 59/2017 от 30.10.2017)

Правомерное укрупнение лота (44-ФЗ):

В адрес антимонопольной службы поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (сыр, сахар). По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям законодательства, поскольку заказчик объединил в один лот поставку сыра и сахара, что приводит к ограничению конкуренции. Комиссия УФАС установила, что с целью формирования НМЦ контракта заказчик получил три коммерческих предложения о готовности поставки необходимых продуктов питания, а также соответствующее ценовое предложение. Заявитель, в свою очередь, не представил доказательств того, что установленные организатором закупки требования ограничивают количество участников аукциона. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что объединение заказчиком в один лот сыра и сахара не повлекло за собой ограничения количества участников закупки, вследствие чего жалоба признана необоснованной. (Решение УФАС по Кемеровской области по делу № 83/З-2017 от 09.03.2017)

Иная позиция (44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку молока и молочной продукции. Заявитель считает, что организатор закупки неправомерно объединил в один лот молоко и молочную продукцию со сгущенным молоком и сыром, поскольку заводы-производители молочной продукции на территории региона не производят сгущенное молоко и сыр, что приводит к ограничению количества участников закупки и ущемлению прав производителей молочной продукции. Не согласившись с мнением заявителя, заказчик представил коммерческие предложения и скриншоты сайтов производителей необходимых товаров. Однако, по мнению УФАС, данные сведения не содержат информацию о видах и характеристиках продуктов. Рассмотрев все материалы дела, антимонопольный орган поддержал заявителя жалобы. В нарушение закона о защите конкуренции заказчиком в один лот включены технологически и функционально не связанные между собой товары, что может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки и сокращению количества участников аукциона. (Решение УФАС по Челябинской области №166-ж/2014 от 21.04.2014)

ГСМ

Правомерное укрупнение лота (44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба поставщика на положения документации электронного аукциона на поставку топлива в жидком виде. Заявитель указывает, что организатор закупки неправомерно в одной процедуре объединил различные по применению товары - бензин и дизельное топливо. При рассмотрении данного дела комиссия УФАС установила, что в соответствии с Инструкцией по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 03.02.1984 №01/21-8-72 под термином «нефтепродукты» понимаются бензин, дизельное топливо, масла моторные, трансмиссионные, специальные, консистентные смазки, а также тормозные, амортизаторные, охлаждающие и другие технические жидкости и подобные эксплуатационные материалы. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности бензин и дизельное топливо относятся к одному коду 19.2 Нефтепродукты. В своем решении антимонопольная служба поддержала заказчика, который пояснил, что имеющиеся в регионе поставщики могут одновременно поставлять как бензин, так и дизельное топливо. Комиссия УФАС не нашла в действиях заказчика нарушений норм 44-ФЗ. (Решение УФАС по Иркутской области № 950 от 20.09.2017).

Аналогичная позиция (44-ФЗ):

Рассматривая жалобу поставщика на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ГСМ (бензина, дизельного топлива и сжиженного углеводородного газа) для заправки транспортных средств через автозаправочные станции с использованием топливных (электронных) карт, антимонопольный орган не указал организатору закупок на необходимость закупки каждого вида ГСМ отдельно. В своем решении комиссия УФАС не признала нарушением действующего законодательства объединение в один лот всех горюче-смазочных материалов. (Решение УФАС по республике Татарстан делу №28-кз/2016 от 15.02.2016).

Иная позиция (№ 223-ФЗ):

Поставщик обратился в антимонопольную службу с жалобой на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание агентских услуг по обеспечению регулярных поставок моторного топлива на точках обслуживания с использованием карт и талонов. Заявитель указал, что при осуществлении закупки заказчик неправомерно объединил в один лот товары, которые относятся к разным товарным рынкам, что ограничивает число участников конкурса. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения сторон, комиссия УФАС России установила, что объектом закупки являются: «бензин октановое число не менее 80, 92, 95 в соответствии с ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002, ГОСТ 32513, дизельное топливо в соответствии с ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590: 2009), ГОСТ 305-2013». В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу, что автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Однако бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, исключающие использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а использование автомобильного бензина - для дизельного двигателя. Таким образом, заказчиком неправомерно объединены в один лот товары, которые относятся к разным товарным рынкам, поставка которых должна осуществляться на территории всей РФ, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ и нарушает ч.1 ст. 2 № 223-ФЗ. (Решение УФАС по Московской области № 223ФЗ-192/16 от 12.05.2016).

Ремонт дорог (виды работ)

Правомерное укрупнение лота (44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба на действия заказчика при проведении закупки на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Заявитель считает, что заказчик неправомерно объединил в одну закупку следующие работы: по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода; по дорожным одеждам, в том числе покрытию проезжей части искусственных дорожных сооружений; по искусственным сооружениям; по элементам обустройства автомобильных дорог; по содержанию элементов обустройства; по зимнему содержанию; по озеленению. Кроме того, заявитель отметил, что заказчиком в нарушение 44-ФЗ установлены места выполнения работ на различных автомобильных дорогах и в один промежуток времени. При рассмотрении дела антимонопольный орган поддержал заказчика, поскольку включение в один лот названных работ вызвано необходимостью определения лучшего подрядчика, способного обеспечить выполнение комплекса работ с уровнем содержания не ниже допустимого. Специфика работ по содержанию дорог требует, чтобы данные работы выполнялись практически круглосуточно, особенно в зимний период, осенне-весенний в период гололеда. Формирование закупки определялось потребностями заказчика в оказании услуг надлежащего качества с целью удовлетворения федеральных нужд в поддержании безопасного и бесперебойного движения на дорогах, их сохранности в соответствии с требованиями технических регламентов и нормативных документов. Изучив материалы дела, антимонопольный орган признал действия заказчика правомерными, а жалобу необоснованной. (Решение УФАС по Чувашской республике по делу № 263-К-2016 от 06.12.2016)

Аналогичная позиция (44-ФЗ):

В УФАС поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию объектов транспортной инфраструктуры и ямочного ремонта дорог на территории муниципального образования. Заявитель считает, что в объект проводимой закупки включены виды работ, технологически и функционально не связанные друг с другом, а именно: содержание ливневой канализации, противопаводковые мероприятия, содержание дорожных знаков, нанесение дорожной разметки, содержание подземных переходов, ямочный ремонт дорог и тротуаров. Заказчик пояснил, что виды работ, включенные в объект закупки, являются составными частями понятия «содержание дорог», и, следовательно, технологически и функционально связаны как между собой, так и с предметом аукциона, и объединение их в один предмет аукциона не противоречит требованиям закона. Рассмотрев доводы сторон, антимонопольный орган приходит к выводу, что виды работ, входящие в объект данной закупки, являются единым процессом, имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения одной цели - обеспечения надлежащего содержания объектов транспортной инфраструктуры и ямочного ремонта дорог на территории муниципального образования. Комиссия УФАС считает, что отсутствие у отдельного потенциального участника аукциона возможности выполнить условия закупочной процедуры не свидетельствует о нарушении заказчиком норм 44- ФЗ. (Решение УФАС по Тульской области по делу № 04-07/194-2014 № 04-07/194-2014 от 23.12.2014).

Иная позиция (№ 44-ФЗ):

В ходе проведения плановой проверки антимонопольный орган выявил нарушения заказчиком норм действующего законодательства. Организатор электронного аукциона неправомерно объединил в один лот работы по содержанию дорог, тротуаров, подземных переходов, пешеходных лестниц, остановок общественного транспорта, мостов путепроводов одновременно во всех районах города. Комиссией УФАС установлено, что работы, включенные в контракт, функционально и технологически не связаны, к тому же содержание дорожной сети должно было осуществляться и в зимнее, и в летнее время, с нанесением горизонтальной дорожной разметки. Антимонопольный орган пришел к выводу, что содержание дорог и иных объектов в разное время года предусматривает выполнение различных работ и использование специальной техники. Отсутствие НПА, устанавливающего взаимосвязь названных работ в летний и зимний периоды с нанесением дорожной разметки, предполагает проведение отдельных закупочных процедур. В своем решении комиссия УФАС также указала на то, что значительный размер обеспечения заявки и контракта позволяет лишь крупным предприятиям участвовать в аукционе. (Решение УФАС по Пензенской области от 05.06.2017 по делу № 3-09/69-2016)

Ремонт дорог (территориальное расположение проведения работ)

Правомерное укрупнения лота (44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по сезонному содержанию объектов дорожной инфраструктуры и объектов благоустройства муниципального образования. Заявитель считает, что заказчик нарушил требования закона о контрактной системе, поскольку объединил в один лот предмет закупки по содержанию дорог, расположенных в различных административных округах города. Заказчик пояснил, что большинство дорог проходит через несколько городских округов и с точки зрения технологии и оптимизации процесса уборки наиболее правильным решением является не разделять одну дорогу на несколько частей, целесообразно рассматривать городскую сеть дорог как единое целое, поскольку только при включении всех уборочных площадей в один контракт возможна разработка наиболее оптимального маршрута движения техники. Также организатор торгов отметил, что при формировании объекта закупки он руководствовался классификацией автомобильных дорог, предусмотренной 257-ФЗ, согласно которому автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на отдельные виды. В данном случае объединены в один лот автомобильные дороги одного вида - местного значения. Изучив материалы дела, антимонопольный орган в своем решении поддержал заказчика, признав правомерность включения в один лот дорог разных округов. (Решение УФАС по Архангельской области по делу № 306мз-17 от 27.09.2017)

Иная позиция (44-ФЗ):

В результате подаче жалобы антимонопольным органом проведена внеплановая проверка документации электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также по устройству и содержанию ледовых переправ. Комиссией УФАС установлено, что в закупочной документации указаны работы, которые должны выполняться в разных административных районах республики, не граничащих друг с другом. Объединение в один лот таких работ ограничивает потенциальное количество участников закупки, а также негативно влияет на конкуренцию. Также по мнению антимонопольной службы необоснованное укрупнение лота предполагает наличие у участников большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, что привело к вытеснению малых предприятий, не способных выполнить предусмотренные работы. Объединение в одном лоте работ сразу в нескольких районах региона значительно увеличивает размер обеспечения заявки и контракта. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу о том, что проведение электронного аукциона с распределением лотов по подведомственным территориям расширит круг потенциальных подрядчиков и может привести к снижению цены контракта. По итогам рассмотрения жалобы заказчику выдано предписание об аннулировании закупки. (Решение УФАС по республике Тыва по жалобе № 05-05-06/28-17 от 07.03.2017)

По мнению заявителя жалобы, направленной в ФАС, организатор электронного аукциона неправомерно объединил в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, расположенных в разных районах республики на 2016-2017 гг. Комиссией ФАС установлено, что согласно приложению к государственному контракту, входящему в состав закупочной документации, необходимо осуществить выполнение работ на 54 объектах, расположенных в различных административных районах. Антимонопольный орган, исследовав все материалы дела, пришел к выводу, что такие условия аукциона ограничивают количество участников закупки. (Решение ФАС по делу К-1660/15 от 02.12.2015)

В антимонопольный орган поступило обращение УФСБ России о нарушении организатором торгов антимонопольного законодательства при заключении контракта в рамках 44-ФЗ на выполнение работ по текущему содержанию объектов озеленения и благоустройства, поскольку заказчик объединил в один лот услуги, оказываемые на нескольких удаленных друг от друга территориях (все районы города). Помимо этого, включение в состав одной закупки технологически и функционально различных работ создает препятствие для участия в электронном аукционе предприятий, заинтересованных в оказании только в одной конкретной услуги. Изучив материалы дела, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что работы, указанные в закупке (по очистке тротуаров от снега - и уход за газонами, посадка цветников однолетников и очистка урн, ремонт скамеек и посадка деревьев, стрижка живой изгороди и утилизация отходов, техническое обслуживание насосных агрегатов и очистка дороги от снега) технологически и функционально не связаны между собой. Размещение закупки укрупненным лотом (во всех районах города) нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов. Помимо этого, значительно увеличилась сумма обеспечения заявки и размер обеспечения исполнения контракта. Формируя лот закупки, заказчик создал фактически безальтернативный порядок осуществления работ по содержанию объектов благоустройства, поскольку последние три года одна и та же организация являлась подрядчиком по контракту. В своем решении комиссия УФАС признала организатора закупки нарушившим нормы антимонопольного законодательства. (Решение УФАС по Красноярскому краю № 111-17-16от 15.03.2017)

Строительство и поставка

Правомерное укрупнение лота (44-ФЗ):

По мнению заявителя заказчик неправомерно в один объект закупки объединил строительные работы и поставку оборудования. Организатор аукциона пояснил, что разделение лота на отдельные процедуры сделает невозможным оплату по контракту, так как КБК предусмотрено выполнение работ с поставкой товаров и комплектацией объекта для последующего ввода в эксплуатацию. Целью проводимой закупки является определение подрядчика, который обеспечит не только строительство, но и полное оснащение объекта капитального строительства. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно Постановлению Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147 строительство объектов «под ключ» определяется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, включая следующие стадии: проектирование, выполнение строительных и монтажных работ, в том числе комплектация технологическим и инженерным оборудованием, мебелью, инвентарем, ввод объекта в эксплуатацию. Включение в объект закупки мебели и бытовой техники является необходимым и обоснованным условием для эксплуатации строящегося объекта, поскольку целью закупки является создание готового к эксплуатации АгроБизнесИнкубатора. Также антимонопольный орган отметил, что указанные мебель и оборудование может приобрести любая строительная организация независимо от ее специализации по ценам, сложившимся на рынке. Объединение в один лот строительство объекта и поставку необходимых товаров позволяет рационально расходовать бюджетные средства. (Решение УФАС по республике Адыгея по делу № К-49/17 от 22.05.2017)

Иная позиция (№ 44-ФЗ):

В УФАС поступила жалоба подрядчика, который посчитал, что организатор закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы на 1000 ученических мест неправомерно объединил в один объект закупки строительные работы и поставку оборудования. Заказчик с доводами жалобы не согласился, поскольку, по его мнению, заявленное оборудование в силах закупить каждая строительная организация независимо от ее специализации по рыночным ценам. В процессе рассмотрения дела комиссией УФАС установлено, что при осуществлении реконструкции объекта заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. В этом случае необходимо рассматривать такое оборудование, поставка и установка которого невозможны впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. Проектно-сметная документация заказчика содержит перечень товаров, среди которых имеются: ученические столы, доска меловая, телевизор, доска гладильная, пианино, фонедоскоп, тонометр, зеркало и т.д.Таким образом, указанное выше оборудование, требуемое к поставке, не является монтируемым и не может быть неразрывно связанным с выполнением строительно-монтажных работ.В своем решении антимонопольная служба признала жалобу заявителя обоснованной, а заказчика нарушившим нормы 44-ФЗ. (Решение УФАС по Чувашской республике по делу № 14-К-2017 от 22.02.2017)

В антимонопольную службу поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме в рамках 44-ФЗ на выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерских пунктов. Заявитель считает, что в состав закупки входит поставка товаров, которая технологически и функционально не связана с предметом торгов. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган пришел в выводу о том, что в соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции. При осуществлении такого строительства заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. В предмет электронного аукциона включены товары (кушетки, банкетки, пеленальные столики, кресла гинекологические, измерители артериального давления, детские манжеты, сумки-холодильники, сейфы, столы, стулья, табуретки, и т.д.), технологически и функционально не связанные с выполнением строительно-монтажных работ. Поставка указанной продукции возможна впоследствии после завершения строительных работ. В своем решении комиссия УФАС признала неправомерными действия заказчика по объединению в один лот строительных работ и поставку товаров (оборудования). (Решение УФАС по республике Бурятия от 14.03.2017 по жалобе № 04-50/34-2017).

Ремонт автомобилей

Правомерное укрупнение лота (223-ФЗ):

В УФАС поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого запроса предложений на ремонт легковых автомобилей на территории города. Заявитель считает, что указанные в закупочной документации условия, о том, что подрядчик и его субподрядчик должны являться официальным дилером Skoda и Volkswagen, а также объединение ремонта двух разных марок автомобилей в один лот нарушает закон о защите конкуренции. Изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что действия заказчика являются законными и обоснованными, поскольку у организатора закупки имеются автомобили с неоконченным сроком гарантии, сохранить гарантийные обязательства производителя позволит обслуживание только у официального дилера. Помимо этого, при проведении ремонтных работ у официальных дилеров применяются оригинальные расходные материалы и комплектующие. Таким образом, организатор запроса предложений сформировал техническое задание исходя из своих потребностей. Кроме того, документацией предусмотрена возможность привлечения к оказанию данных услуг субподрядчиков, что расширяет круг хозяйствующих субъектов, которые способны принять участие в данной закупке. (Решение УФАС по Нижегородской области от 07.03.2017 года № 223ФЗ/2017-07)

Правомерное укрупнение лота (№ 44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба на положения документации заказчика при проведении электронного аукциона согласно 44-ФЗ по оказанию ремонтных услуг и техническому обслуживанию легковых автомобилей (ВАЗ ГАЗ,УАЗ,Toyota). В ходе рассмотрения дела, комиссия УФАС не посчитала нарушением объединение в один лот ремонтных услуг легковых автомобилей отечественного и иностранного производства. В своем решении комиссия УФАС не указала на необходимость проведения отдельных закупочных процедур. (Решение УФАС по Пензенской области от 09.06.2017 по жалобе № 5-05/114-2017)

Подводя итоги можно сделать вывод, что при поступлении жалоб относительно укрупнения лотов, антимонопольный орган, как правило, применяет нормы ст. 17 № 135-ФЗ. Однако, как показывает практика, при рассмотрении дел и вынесении каждого конкретного решения УФАС опирается на позицию и пояснения заказчика.

Электронный аукцион, полное название - открытый аукцион в электронной форме - одна из самых востребованных процедур на Госзаказе.

Стадии проведения электронного аукциона.
  • Размещение заказа.
  • Подача заявки.
  • Участие в аукционе.
  • Подписание гос. контракта.

Электронный аукцион. Особенности.

Они обусловлены электронной формой проведения аукциона.
  • Он-лайн формат подачи ценовых предложений.
  • Электронный документооборот.
  • Подписание гос. контрактов с помощью ЭЦП.

Электронный аукцион. Закупки, которые обязательно проводить посредством ОАЭФ.

  • Существует перечень отраслей, видов работ, товаров, которые необходимо закупать только посредством электронных аукционов. При этом необходимо различать 2 типа: аукционы, где цена контракта ниже 3 млн. руб., и электронные аукционы, где цена контракта (начальная) превышает 3 млн. руб. Для каждого из этих типов законодательством установлены свои сроки размещения. ...

Электронный аукцион. Закупки с помощью этой процедуры.

  1. Законодательством установлено правило, при котором, если исчерпан лимит размещения заказов методом запросов котировок, то следующие процедуры Заказчик обязан проводить только посредством ОАЭФ (открытого электронного аукциона).

Открытый аукцион в электронной форме. Сроки (даты) проведения, т.е. размещения заказа от "А" до "Я".

  • Значимость того, насколько УРЗ ориентируется в сроках проведения электронных аукционов, высока. Необходимо знать не только сроки подачи заявок, но и даты подписания контракта и т.п. о сроках (датах) для электронных аукционов.
В процедурах, подразумевающих электронные торги, аукционы (Госзаказ) наиболее четко регламентированы.

  • Законодательство очень подробно указывает на действия и/или документы, необходимые участникам и/или организаторам на той или иной стадии электронного аукциона.

  • Коммерческие торги, когда средства принадлежать коммерческим компаниям (нет доли государства), проводятся на других площадках, по другим правилам.

Электронный аукцион: сайт(ы), на которых они проводятся.

  • Это 5 площадок, сайтов, для работы на них необходимо пройти аккредитацию.
Все процедуры проводятся на этих площадках, в сроки, указанные как в извещениях о проведении ОАЭФ, так и в АД.


ТЕНДЕРНЫЙ ОТДЕЛ ДИСТАНЦИОННО

Подготовка заявок

Контроль готовых

Максимальный % допуска

Помощь в участии

Поиск тендеров

Тендерный конвейер

ФАС и РНП

Протоколы разногласий

Спорные ситуации

РЕШЕНИЕ

ЛЮБЫХ ЗАДАЧ

ПРИ РАБОТЕ

НА ГОСЗАКАЗЕ

БЫСТРО и ГРАМОТНО

Цели электронных аукционов.

  • Разумеется, победа в торгах, но также, при невозможности победить, необходимо побороться за 2 место.

Процедура электронного аукциона.

  • Если этот темним рассматривать расширенно, то в процедуру входят все стадии размещения заказа посредством электронных аукционов.
  • Если же рассматривать термин в более узком формате - это непосредственно торги.
Более о Процедуре электронного аукциона.
  • Процедура проведения электронного аукциона настроена таким образом, чтобы никоим образом не ограничивать права УРЗ.

Электронный аукцион. Лоты.

  • Зачастую в одной процедуре размещения заказа объединяется несколько контрактов (по каждому из которых - отдельный контракт, отдельный предмет, оплата - также отдельно).
  • Объединяющие факторы - тождественность предметов электронного аукциона. Для разделения и применяется технология лотов электронных аукционов.
УРЗ могут участвовать как в торгах по отдельному лоту, так и по всем лотам электронного аукциона.

Расскажем, когда выделяют лоты, когда заказчик вправе смешивать в одном лоте лекарства с разными МНН или химическими, группировочными наименованиями, когда заказчик нарушает конкуренцию при закупке лекарств.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Когда выделяют лоты

Заказчик выделяет лоты, когда планирует конкурс или закрытый аукцион, а также составляет извещение и документацию о закупке. Для каждого лота сформируйте отдельное техническое задание .

В лоте заказчик указывает отдельно:

  • описание объекта закупки;
  • сроки, в которые поставляют товар, выполняют работу, оказывают услугу;
  • условия контракта.

Участник закупки подает заявку по определенному лоту. По каждому лоту стороны заключают отдельный контракт. Такие правила установлены в части 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация 1

Можно ли выделить лоты, когда заказчик проводит электронный аукцион?

Нет, Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность выделять лоты в электронном аукционе . Кроме того, разбить электронный аукцион на лоты технически невозможно в ЕИС. Поэтому, если нельзя закупить продукцию одним лотом, заказчик должен провести несколько аукционов.

Заказчик вправе выделить лоты, если способ закупки - любой вид конкурса или закрытый аукцион (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 2

Заказчик создает извещение в ЕИС. На вкладке «лот №...» реализована возможность указать план оплаты по контракту. Обязательно ли заполнять этот показатель?

Нет, план оплаты заказчик формирует на свое усмотрение. . Впоследствии, когда заказчик формирует информацию о контракте, план оплаты можно изменять и заполнять вручную. Не обязательно указывать план оплаты по контракту в извещении (ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

Показатель «план оплаты» не влияет на то, как заказчик размещает закупку в ЕИС и формирует информацию о контракте.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Смешивать в одном лоте лекарства с МНН и лекарства с торговыми наименованиями нельзя. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Также ФАС России пояснила, что заказчик нарушает конкуренцию, когда:

  • объединяет в один лот поставку и отпуск лекарственных препаратов;
  • закупает наркотические, психотропные, сильнодействующие, радиофармацевтические лекарства вместе с другими препаратами;
  • объединяет в один лот лекарства, у которых в пределах одного МНН несколько торговых наименований, и уникальные препараты, у которых только одно торговое наименование в пределах МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
  • закупает лекарства вместе с медицинскими изделиями и другими товарами.