Текст 1 1
Подходы к определению понятия «проект»
Деятельность в ситуации неопределенности.
Пошаговая деятельность.
Путь преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние.
Форма целевого планирования.
Способ достижения организацией целей, для которых нет готовых алгоритмов в функционировании организации (инновационная деятельность, единовременная специфическая акция и т.п.).
Деятельность, направленная на достижение конкретной цели в условиях ограниченности ресурсов.
Отличительные особенности проекта:
Наличие проблемы, для решения которой разрабатывается и реализуется проект (проектная проблема обычно шире организационных проблем, которые рождаются внутри организации, она относится скорее к разряду социальных проблем, как, например, проблемы доступа к информации, обеспечения равных возможностей, необходимости развития определенных услуг и т.п .);
Четко ограниченная группа благополучателей и целевая группа;
Планирование от проблемы (целевое планирование);
Отсутствие очевидной процедуры достижения результата;
Определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.
Пошаговое представление (планирование) деятельности;
Ограниченность ресурсов, в том числе ресурса времени (срочность);
Наличие команды с четким внутренним распределением ролей.
Ограниченность ресурсов проекта приводит к необходимости устанавливать при его разработке адекватный конкретной ситуации баланс между ресурсами и качеством результата, а также между отдельными видами ресурсов:
Порядок действий по разработке проекта
Определение ключевой проблемы на основе миссии и внешних вызовов. Анализ ситуации: выявление проблем, прямо или косвенно связанных с ключевой проблемой, выявление заинтересованных сторон. Анализ проблемы: построение дерева проблем. |
Предпроектный (поисковый) этап |
Проектный замысел |
Определение проектной проблемы и способа ее разрешения. Определение общей и конкретной цели проекта (построение дерева целей). Анализ допущений: обоснование достижимости конкретной и общей целей проекта. Определение конечного (-ых) результата (-ов) и эффектов, их показателей и способов измерения. |
Аналитический этап |
|
Постановка задач проекта. Определение промежуточных результатов проекта, их показателей и способов измерения. |
Организационный проект |
|
Подготовка логического пакета шагов. Планирование ресурсов проекта. Составление критического пути проекта. Планирование рисков проекта. Составление плана-графика реализации проекта. Составление бюджета проекта. |
Этап планирования |
Логико-структурная схема проекта
Текст |
Показатели |
Измерение |
Допущение |
|
Общая цель | ||||
Цель проекта | ||||
Результаты | ||||
Действия |
средства |
Затраты |
Текст - описание проекта на каждом из четырех уровней: общей цели, конкретной цели, задач проекта (через результаты) и действий.
Показатели - измеримые показатели на каждом уровне описания проекта.
Измерение - средство регистрации (фиксации) показателей.
Допущения - факторы риска и ограничения (-), могущие оказать отрицательное воздействие на ход выполнения и успех проекта или благоприятные факторы (+), исчезновение (нереализация) которых может оказать такое же влияние.
Вертикальная логика ( ) представляет намерение проекта, выявляет причинно-следственные связи и называет важные предполагаемые и неопределенные моменты, не подлежащие контролю со стороны менеджера проекта.
Горизонтальная логика ( ) относится к измерению результатов проекта и используемых проектом ресурсов, что производится путем определения основных показателей измерения, а также средств проверки правильности этих измерений.
Текст 2
Предпроектный этап. Анализ проблемы
Тезаурус
Альтернативные способы разрешения проблемы |
взаимоисключающие направления изменения реальности. |
Анализ проблемы |
выявление причин существования проблемы и последствий ее существования, а также определение того, от кого \ чего зависит устранение этих причин, прямыми или опосредованными являются последствия. |
Анализ ситуации |
Разделение ситуации на составные части, необходимое для того, чтобы внимательно рассмотреть каждую часть в отдельности и сделать вывод о ситуации в целом (выделение признаков ситуации, указание подтверждающих их наличие фактов, определение заинтересованных сторон и т.п.). |
Благополучатели |
в широком смысле: субъекты, потребности которых призван удовлетворить проект; в буквальном смысле: лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. |
Влияние |
целенаправленное воздействие тех или иных субъектов на ситуацию |
Заинтересованные стороны |
люди, группы или организации, заинтересованные в том, чтобы существующая ситуация изменилась в определенном направлении (+) или оставалась неизменной (-). |
Критерий |
точка зрения, аспект, в котором рассматривается объект; основание для анализа или оценки. |
Проблема |
противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуацией. |
Противоречие |
такое отношение между явлениями, признаками, оценками, сведениями, когда одно из них полностью исключает другое. |
Целевая аудитория (целевая группа) |
социальные группы или организации, на которых проект оказывает то или иное воздействие. |
Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией.
Причина существования проблемы – противоречие более низкого уровня, приводящее к существованию проблемы.
Нерешаемая проблема - проблема, все причины существования которой (или главная причина) являются внешними по отношению к организации и, следовательно, неустранимыми силами организации.
Наиболее часто встречаются такие ошибки в постановке проблемы, как:
подмена проблемы вопросом,
Например, как мотивировать жителей на участие в благоустройстве территории?
подмена проблемы задачей,
Например, обеспечить регулярное транспортное сообщение между пунктами А и В.
подмена проблемы трудностью (проблема не касается благополучателя),
Например, большая нагрузка муниципальных служащих не дает им возможности регулярно выходить на живое общение с жителями.
подмена формулировки проблемы указанием на область существования проблемы.
Например, существует проблема ветхого жилья.
При постановке проблемы автору проекта следует тщательно оценить ее корректность. Проблема должна быть достаточно детализирована. Нельзя корректно сформулировать проблему, ограничиваясь самыми общими словами. Любой не посвященный в размышление над данной проблемой человек должен однозначно понять, в чем видят противоречие авторы формулировки.
Сравните: «применяемые методы диспансеризации населения не отвечают задачам увеличения охвата» и «в процессе организации диспансеризации не используется адресность обращения».
Не следует подменять постановку проблемы оценкой ситуации: в этом случае автор также совершает ошибку слабой детализации проблемы.
Сравните: «Низкий уровень правовой грамотности участников общественных организаций и объединений» и «Уровень правовой грамотности участников общественных организаций и объединений не позволяет им адекватно взаимодействовать с органами местного самоуправления и прессой».
Также типичной ошибкой в определении проблемы является «напрашивающееся решение». Такая ошибка часто встречается, когда автор проектной разработки сначала ставит (по непонятной причине) перед собой определенную цель, а затем не столько проводит анализ ситуации, сколько «подгоняет» его под свой замысел и формулирует проблему на основе цели. Проблема с напрашивающимся решением – свидетельство серьезного нарушения технологии проектирования, согласно которой постановке цели должны предшествовать постановка проблемы и анализ способов ее разрешения. Другими словами, автор, допустивший такую ошибку, четко решил, что он будет делать нечто, а зачем, почему именно это, – такие вопросы он игнорировал.
Еще одной ошибкой, допускаемой при работе над проблемой, является подмена противоречия. То есть, при анализе ситуации выявляется противоречие А и не-А, а в формулировке проблемы приводится А и В.
В рамках анализа проблемы необходимо обращение к проблемам, с которыми сталкиваются партнеры, получатели, или благополучатели по проекту. Невозможно должным образом разработать проект, учитывающий реальные потребности благополучателей, без анализа существующей ситуации. Однако существующая ситуация воспринимается различными группами заинтересованных сторон по-разному. Поэтому на этом этапе важно собрать в обстановке открытой дискуссии представителей всех основных заинтересованных сторон.
На этапе анализа проблемы устанавливаются негативные аспекты существующей ситуации, а также причинно-следственная связь между существующими проблемами.
Этап анализа проблемы включает в себя три стадии.
1) идентификация, определение сторон, чьи интересы затрагиваются предлагаемым проектом;
2) установление основных проблем, стоящих перед благополучателями по проекту;
3) разработка дерева проблем для установления причинно-следственных связей.
Для того чтобы успешно справиться с первым этапом, выполните следующие действия:
1. определите субъектов, которые станут получателями, благополучателями или могут быть заинтересованы в реализации проекта;
2. изучите потребности благополучателей в тематическом поле проекта, определите степень их удовлетворенности в настоящее время;
Для выполнения этого шага можно использовать опубликованные данные, данные внутреннего мониторинга, данные социологических исследований, а также самостоятельно провести опрос или собеседование с референтными представителями целевых групп.
3. опишите идеальную ситуацию. Детально укажите, как именно и за счет чего будут удовлетворены потребности благополучателей проекта. Обоснуйте ваше представление о до лжном;
4. укажите, в чем состоит интерес «заинтересованных сторон». Выделите заинтересованные стороны, которые а) прямо заинтересованы в удовлетворении тех потребностей благополучателей, которые нашли свое отражение в вашей идеальной ситуации; б) косвенно в этом заинтересованы, в) прямо заинтересованы в том, чтобы данные потребности благополучателей не были удовлетворены, г) косвенно в этом заинтересованы. Первые две группы заинтересованных сторон – ваши потенциальные партнеры по проекту, вторые – источник возможных проектных рисков;
6. проведите анализ реальной ситуации. Составьте неструктурированный список проблем;
Следует помнить, что ситуация – это только часть окружающей нас действительности, которую мы отграничиваем в своих размышлениях от реальности в целом, рассматривая ее с определенной точки зрения. Например, в действительности с ребенком, находящимся на уроке, может одновременно происходить образовательный и пищеварительный процесс. Ребенка в рамках одного из этих процессов мы рассматриваем, описывая ситуацию, а в рамках другого – игнорируем. Причем, в рамках какого именно – определяется нашей точкой зрения (скорее всего, учитель остановится на первом процессе, его не будет волновать происходящее одновременно с устным счетом расщепление белков, а школьная медсестра – на втором).
Кроме того, все объекты и явления в рамках определенной ситуации всегда рассматриваются во взаимосвязи. То есть ситуация представляется единым целым, системой из многих элементов.
7. обсудите неструктурированный список проблем с членами проектной команды и референтными представителями благополучателей и заинтересованных сторон, отнесенных вами к первым двум группам.
Используя информацию, собранную на стадии анализа заинтересованных сторон, люди, планирующие проект, можно лучше организовать подготовительный процесс. Кроме того, субъект проекта получает видение противоречий, касающихся благополучателя, глазами субъектов внешней среды, что позволит уточнить и дополнить список проблем.
Проблемы могут быть выявлены на разных уровнях:
Рис. 1. Соотношение уровней выявления проблем.
Понятно, что причины существования проблемы более высокого уровня следует искать в проблемах более низкого уровня (см. рис. 1). Однако причинно-следственные связи могут существовать и между проблемами одного уровня. Например, отсутствие одного результата может быть причиной отсутствия другого результата.
Алгоритм построения дерева проблем выглядит следующим образом:
Начните построение дерева проблем с проблемы, которую вы хотели бы решить в рамках проекта;
Если проблема является причиной существования другой проблемы, поместите ее на один уровень ниже, соединив линией с проблемой-следствием;
если проблема является следствием существования другой проблемы, поместите ее на один уровень выше, соединив линией с проблемой-причиной;
Проверьте себя:
Если на одном уровне оказалось несколько проблем, они не должны являться причиной или следствием друг друга;
Соответствует ли логика дерева проблем причинно-следственным связям между уровнями эффектов, результатов, деятельности, ресурсов.
Найдите в Вашем дереве проблем те места, в которых причинно-следственные связи прерываются (пропущен один уровень) или являются неочевидными. Сформулируйте недостающие проблемы.
Проверьте себя:
Если проблема имеет только одну причину существования, то либо вы упустили как минимум еще одну причину, либо подменили причину существования проблемы другой формулировкой той же самой проблемы;
Укажите, какие проблемы являются решаемыми в рамках вашего проекта (относятся к компетенции субъекта проекта), а какие – нет.
Следует определить, как соотносятся друг с другом проблемы, оказавшиеся по результатам проведенного анализа на одном уровне. Здесь необходимо определить, что влияет на существование проблемы-следствия: каждая из проблем-причин в отдельности или вся совокупность проблем-причин. Это важно, поскольку разрешить проблему можно, устранив причины ее существования или нейтрализовав их воздействие на ситуацию. Если устранение большей части причин существования проблемы, определенной вами как основной для проекта, лежит вне вашей компетенции, она является нерешаемой. Это означает, что задуманный вами проект технически невыполним. В этом случае проанализируйте, насколько целесообразным является решение средствами проекта проблемы, расположенной на более низком уровне.
Сформулируйте ключевую проблему вашего проекта.
Проверьте себя:
ключевая проблема сформулирована корректно, если в ее основе лежит противоречие между желаемым и реальным;
сформулированная проблема решаема силами субъекта проекта (при неочевидности это должно быть обосновано);
отсутствуют типичные ошибки в постановке проблемы: слабая детализация, проблема с напрашивающимся решением, проблема с подменой противоречия).
Если устранение (нейтрализация воздействия) причин существования ключевой проблемы, на разрешение которой направлен проект, лежит вне компетенции субъекта проекта, эта проблема является нерешаемой. Это означает, что задуманный проект технически невыполним и его дальнейшая разработка бессмысленна. Поэтому, излагая в тексте проектной разработки результаты проведенного анализа проблемы, следует обратить особое внимание на обоснование решаемости проблемы, если она не является, с точки зрения автора, очевидной.
Дисциплина «Управление проектами и инновациями в образовательной организации»
Проект №1. Предпроектный анализ
Сильные стороны ОО
Слабые стороны ОО
1. Укрепление
конкурентоспособности колледжа
на рынке образовательных услуг
и
через
города
трансформации модели сетевого
края
В
н
е
ш
н
и
е
в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
и
1.
Получение муниципальной
1. Низкая
профессиональная
стипендии
студентами
мотивация у части студентов к
изучению
отдельных
взаимодействия
непрерывного образования.
в
рамках
2.
2. Расширение
перечня
дополнительных образовательных
программ по заявкам социальных
партнеров и работодателей.
3. Открытие ресурсного центра.
4. Переход к новой системе оценки
практической
учебной
и
3.
течение выпускного курса в
размере 2000 рублей.
Привлечение
работодателей и социальных
партнеров к участию в
профессиональной подготовке и
оценке
качества
профессиональных компетенций.
Имеющаяся
система
образовательных
дошкольного,
оценки
профессиональной подготовки.
качества
5. Профессиональная
переподготовка руководителей
практики (курсовая подготовка,
стажировки и др.).
6. Совершенствование
системы
среднего и дополнительного
образования через организацию
курсов повышения квалификации
профессиональную
и
переподготовку.
4.
Привлечение социальных
партнёров и работодателей при
профессиональных дисциплин.
уровень
подготовки
2. Недостаточный
поступающих.
учебно
технической базы,
лабораторного
технологического
и
стандартам
оборудования
оснащения профессиональных
образовательных учреждений.
4. Недостаточное
понимание
возможностей педагогического
проектирования, как следствие
– неумение научить этому
студентов
5. Малая доля преподавателей,
имеющих ученую степень
В
н
е
ш
н
и
е
у
г
р
о
з
ы
1. Недостаточный приток молодых
1. Получение
муниципальной
1. Низкая
профессиональная
кадров.
2. Неполное соответствие качества
выпускников
подготовки
требованиям профессиональных
стандартов.
2.
3. Несовершенная
система
организации стажировок для
преподавателей колледжа.
4. Отсутствие дистанционных форм
обучения.
3.
студентами
стипендии
педагогических специальностей в
мотивация у части студентов к
отдельных
изучению
профессиональных дисциплин.
уровень
подготовки
2. Недостаточный
поступающих.
3. Несоответствие материально
учебно
технической базы,
лабораторного
технологического
и
оборудования
стандартам
оснащения профессиональных
образовательных учреждений.
течение выпускного курса в
размере 2000 рублей.
Привлечение
работодателей и социальных
партнеров к участию в
профессиональной подготовке и
оценке
качества
профессиональных компетенций.
Имеющаяся
система
дополнительного образования для
педагогов
организаций
образовательных
дошкольного,
среднего и дополнительного
образования через организацию
курсов повышения квалификации
и
профессиональную
переподготовку.
Таким образом, колледж имеет значительные внутренние силы, при этом внешняя среда благоприятна для
реализации разработанного проекта. Благоприятная внешняя среда позволяет говорить о необходимости расширения
спектра социального партнерства, поиске новых участников сетевого взаимодействия, заинтересованных в использовании
инновационных образовательных технологий.
В колледже с 2012 года реализовывалась Программа проектноинновационной и опытноэкспериментальной
деятельности «Реализация модели сетевого взаимодействия колледжа с социальными партнерами», которая позволила
обеспечить систематическую и целенаправленную совместную работу с социальными партнерами (образовательными
организациями) по подготовке квалифицированных кадров и развитию системы профессиональной ориентации.
За период реализации программы произошли существенные изменения нормативноправового обеспечения
образовательной деятельности: был принят и вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об
среднего
образовании в Российской Федерации»; федеральные государственные образовательные стандарты
профессионального образования, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего
образования, дошкольного образования, основного общего образования, профессиональный стандарт «Педагог»,
утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Это вызвало необходимость изменить подходы к подготовке педагогических кадров, внедрять новые
образовательные технологии, в том числе проектные и технологии дистанционного обучения, обновлять средства
обучения с целью подготовки педагога, способного быстро адаптироваться в новых условиях образовательной среды.
Инструментом качественной подготовки специалиста педагогического профиля является создание и реализация
инновационной модели сетевого взаимодействия.
Реализация данной модели позволит позиционировать колледж как конкурентоспособное образовательное
учреждение, осуществляющее подготовку выпускников, востребованных на рынке труда города и региона, способных
осуществлять профессиональную деятельность в условиях модернизации образования.
Результатом реализации проекта будет:
открытие ресурсного центра педагогического профиля;
организация работы сетевых методических объединений;
развитие института наставничества как средства сопровождения профессионального становления молодых
педагогов;
увеличение конкурса при поступлении на педагогические специальности;
повышение показателей трудоустройства выпускников педагогических специальностей по профилю;
увеличение количества муниципальных стипендиатов;
привлечение в качестве баз практик образовательных организаций, реализующих передовые технологии
образования;
расширение взаимодействия
с учреждениями дополнительного образования по различным направлениям
внеурочной деятельности;
привлечение организаций ВПО к методическому сопровождению образовательного процесса и повышению
квалификации педагогических работников колледжа;
получение дополнительных
средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
(внебюджетных средств).
Проект №1 Предпроектный анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
||
Наличие определенной системы воспитательной работы, способствующей высокой социализации детей с ОВЗ и ГУО. Высокий уровень мотивации к саморазвитию у педагогического состава. Функционирование службы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного и воспитательного процесса. Созданы необходимые условия для выполнения образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. Грамотно организованная предметно-развивающая среда. Скоординирована деятельность со всеми структурами образования. Сложившаяся система работы с детьми с ОВЗ и ГУО. Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Наличие безбарьерной образовательной среды, адаптированной к потребностям детей с ОВЗ («Доступная среда»): школьный автобус, пандусы, поручни, оснащенные санузлы). Стабильность общей численности контингента обучающихся, ежегодный рост количества обучающихся в целом. Действие органов самоуправления (Совет профилактики, попечительский совет, ПМПк). Оказание ППМС помощи неблагополучным семьям и их воспитанникам. | Недостаточное оснащение методической литературы в соответствии с ФГОС. Недостаточная активность родителей в решении общешкольных вопросов. Старение педагогических кадров (много сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста). Недостаточное оснащение учебных кабинетов современными техническими средствами обучения. Наличие детей «группы риска», состоящих на учете в ПДН, КДНиЗП, СП. Влияние образа жизни семьи. Недостаток семейного воспитания. Ограничение освоения ФГОС в связи с особенностями психического развития обучающихся. Наличие неблагополучных и неполных семей. Низкий уровень оплаты труда молодых педагогов. Неготовность некоторой части педагогов к работе с мультимедийным оборудованием. Недоукомплектованность кадров. При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС; Слабая учебная мотивация, а иногда и открытое нежелание учиться некоторых обучающихся. |
||
Внешние возможности | Развитие инновационных форм работы с детьми. Поиск педагогических идей по обновлению содержания образования, увеличение количества инновационно-активных технологий и включение их в учебно-воспитательный процесс. Стимулирование труда педагогов. Привлечение кадров и предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли или учреждения. Переподготовка по профилю «Дефектология Контроль ведения электронного журнала со стороны администрации. Создание сетевого взаимодействия для подготовки кадров по направлению инклюзивного образования, обмен опытом, проведение семинаров, конференций, вебинаров, стажировок, взаимообучения. | Стратегия доступности учебных материалов, обучения; вариативности методов обучения; индивидуального развития | Стратегия абсолютной восприимчивости и координации проектов между образовательными организациями и научными институтами |
Внешние угрозы | Недостаточное материально-техническое оснащение Эмоциональное «выгорание» педагогов вследствие профессиональных стрессов. Недостаточное финансирование со стороны государства Нестабильная социально-экономическая обстановка. Развитие платных образовательных услуг. Приток в педагогический коллектив специалистов без специального (профильного) образования. Недостаточная заинтересованность родителей в осуществлении программы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и ГУО. Рост числа детей «группы риска» Ограничения освоения ФГОС вносит психические особенности некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования | Стратегия защищённой среды обучения, права на неразглашение конфиденциальных данных о промежуточных этапах обучения | Стратегия опережающего развития, формирования общей среды оповещения, обучения адекватным способам реагирования на факторы нарушающие прогрессивное развитие |
Вывод:
Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.
Школа располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления образовательной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ и ГУО.
Создана и реализуется программа информатизации школы, направленная на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Реализация данной программы позволяет эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования обучающимся школы в соответствии с запросами личности.
Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам.
Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой.
Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физической культуры. Спортивная работа (спортивные секции).
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Специфика и различные подходы к менеджменту в сфере проектов. Анализ эффективности реализации инновационного проекта на примере ОАО "Машзавод".
курсовая работа , добавлен 02.05.2008
Управление проектами как творческий процесс. Методология проектного менеджмента. Технологии управления проектом. Основные виды проектов, их цели и реализация. Формирование бюджета проекта, риски и жизненный цикл, особенности организационной структуры.
курсовая работа , добавлен 23.11.2010
Рассмотрение разработки и образования инновационных проектов развития предприятий. Теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия. Элементы системы инновационных механизмов. Анализ управления инновационной деятельностью ОАО "Геолан".
курсовая работа , добавлен 10.02.2009
Описание общих признаков, делающих какие-либо виды деятельности проектами. Понятие "управление проектом", внешние и внутренние факторы, влияющие на него. Содержание фаз жизненного цикла проекта. Основные объекты и субъекты управления организации.
контрольная работа , добавлен 15.07.2011
Анализ существующих информационных технологий в области управления проектами. Разработка методики внедрения в работу образовательного учреждения программного комплекса управления проектами Microsoft Project и оценка эффективности его использования.
курсовая работа , добавлен 14.01.2014
Субъекты и объекты инновационной деятельности. Роль инноваций в деятельности организации. Продуктово-тематический и календарный план инновационного проекта. Содержание и этапы разработки его концепции. Мотивация и организация управления проектом.
курсовая работа , добавлен 01.12.2013
Стратегическое значение современных методов и средств управления проектами. Характеристика основных методов управления проектами. Фазы жизненного цикла проекта. Фаза разработки коммерческого предложения. Формальное и детальное планирование проекта.
контрольная работа , добавлен 04.02.2010
Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 1
ART15172УДК 37.014.54
Ходырева Елена Анатольевна,
доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров[email protected]
Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе
Аннотация.В статье инновационные проекты рассматриваются в качестве существенных механизмов инновационного развития российских университетов. Инновационный образовательный проект характеризуется как система деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Представлено описание проекта «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», реализуемого в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет” на период 2012–2016 гг.». Описаны особенности управленияданным инновационным проектом напроектной, производственной стадиях и стадии коммерциализации.
Ключевые слова:инновационный образовательный проект, управление проектами, стадии управления инновационными образовательными проектами в вузе.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Важнейшим условием становления современного университета как интегрированного научнообразовательного центра является эффективное решение комплекса долгосрочных и тактических задач. И если тактические задачи связаны с обеспечением требуемого учредителем качества функционирования вуза в образовательной, научной, международной, финансовоэкономической, кадровой и инфраструктурной сферах, то долгосрочные –обеспечивают нахождение его «точек роста» в указанных выше сегментах деятельности. В качестве существенного механизма инновационного развития университета в данном случае выступают инновационные проекты. Рассмотрим особенности их реализации на примере управления инновационными образовательными проектами. Инновационный образовательный проект мы рассматриваем как систему деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Инновационный образовательный проект обеспечивает преобразование социальной действительности и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач в течение заданного периода времени и при установленном бюджете. Инновационный образовательный проект характеризуется рядом признаков, среди которых наиболее значимыми являются следующие:−высокая степень неопределенности параметров проекта уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора;−ориентация на долгосрочные результаты требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени;−участие высококвалифицированных специалистов, научных работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта;Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 2
−вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов проекта.Данные особенности нашли свое отражение в инновационных образовательных проектах, реализуемых в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет”на период 2012–2016 гг.»: «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», «Университетские профильные классы», «Университет третьего возраста», «Сетевое взаимодействие ВятГГУ с иностранными университетами», «Сетевое взаимодействие с российскими вузами», «Развитие дистанционного обучения на основе информационных и коммуникационных технологий». Эти проекты решают задачу модернизации системы непрерывного образования в университете на основе создания и внедрения инновационных образовательных программ и технологий, практик общего, профессионального и дополнительного образования. Ключевым инновационным проектом в образовательной сфере является проект «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании».Основная цель проекта–обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и регионального рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности основных образовательных программ, формирования системы непрерывного образования в ВятГГУ.Основные задачи проекта1.Создание и развитие системы поиска, отбора и поддержкиталантливых абитуриентов для поступления на бакалаврские и магистерские программы, обеспечивающей условия их результативного профессионального самоопределения.2.Внедрение и реализация в ВятГГУ федеральных государственных образовательных стандартов в компетентностном формате на основе активного взаимодействия с работодателями.3.Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ.4.Внедрение инновационных моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего возможность формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся для дальнейшего профессиональногои личностного роста.5.Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества образовательнойдеятельности ВятГГУ.Проект реализуется в 3 этапа.I этап–2011–2013 гг.: формирование современной образовательной структуры ВятГГУ, обеспечивающей приток в вуз наиболее способных абитуриентов и реализацию программ уровневой подготовки в компетентностномформате на основе активного взаимодействия с работодателями.II этап–2013–2014 гг.: внедрение и развитие инновационной системы управления образовательным процессом ВятГГУ по всем основным направлениям образовательной деятельности.III этап–2014–2016 гг.: формирование и развитие единой информационной учебнометодической базы образовательного процесса ВятГГУ с целью обеспечения непрерывности и доступности качественного профессионального образования.
Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 3
Ожидаемые конечные результаты проекта1.Создание банка данных об одаренных детях, педагогах–научных руководителях.2.Создание банка научнометодических рекомендаций и информационных материалов по работе с одаренными абитуриентами.3.Отработка механизма интеграции усилий ВятГГУ и образовательных учреждений разныхтипов по принципу сетевого взаимодействия.4.Увеличение количества образовательных учреждений различных типов–участников программы поддержки талантливой молодежи–не менее 70% от общего числа учреждений, с которыми организовано взаимодействие по вопросамдовузовской подготовки.5.Увеличение количества участников олимпиад, творческих и научных конкурсов различного уровня, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ, до 80%.6.Увеличение количества медалистов, выпускников системы СПО, имеющих дипломы с отличием, имеющих наивысшие баллы по ЕГЭ, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ,–не менее 40%.7.Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ в соответствии с реализацией государственного и социального заказа на подготовку специалистов с учетом государственных и региональных интересов. 8.Увеличение количества студентов, освоивших дисциплины базовой части ФГОС, для каждой УГСН до 70%.9.Увеличение количества студентов, имеющих положительные оценки по государственным экзаменам по каждой из реализуемых основных образовательных программ, до 95%.10.Увеличение доли участия в формировании и реализации ООП представителей органов исполнительной власти и представителей организацийработодателей до 100%. 11.Увеличение количества преподавателей, прошедших курсы повышенияквалификации по проблематике, связанной с внедрением и реализацией ФГОС и двухуровневой системы подготовки специалистов, до 100%.12.Увеличение количества штатных преподавателей,имеющих базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, по каждой из реализуемых ООП,до 65%.13.Увеличение показателя ежегодной реализации программ переподготовки и/илиповышения квалификации не менее чем по 50% от реализуемых в ВятГГУУГСН. 14.Увеличение доли применяемых интерактивных методов обучения до 50%.15.Увеличение количества реализуемых в ВятГГУ УГСН до 12.16.Увеличение доли выпускников ВятГГУ, продолживших обучение в университете по программам магистратуры и аспирантуры, до 15%.17.Совершенствование локальной нормативноправовой базы университета, обеспечивающей реализацию ФГОС и системы двухуровневого высшего профессионального образования.При реализации проекта существуют следующие риски.1.Риски, связанные с квалификацией персонала,–ошибки проектирования и внедрения.2.Технологические (технические) риски–пропуск основных ключевых требований, которые необходимы для реализации проекта.3.Финансовые риски:3.1.Риски недофинансирования проекта.3.2.Риск увеличения стоимости проекта (превышения затрат над прогнозируемой необходимостью финансовых средств).Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 4
4.Организационные риски:4.1.Риск увеличения сроков реализации проекта.4.2.Ошибки проектирования, связанные с недостаточным уровнем прогнозирования рынка труда в регионе.Процессуально инновационный образовательный проект можно подразделить на три стадии: 1) проектная; 2) производственная; 3) коммерциализация. Каждая из стадий инновационного образовательного проекта характеризуется определенной спецификой управления.Проектная стадия включала формирование проблемного поля проекта, проведение анализа деятельности образовательных организаций высшего образования, нормативноправовой базы современного образования, осуществление на этой основе фундаментальных и прикладных исследований по теории и практике реализации компетентностноориентированной подготовки специалистов в высшем образовании. Итоговым результатом этой стадии является создание описания проекта, включающего характеристику его целей и задач; целевые индикаторы и показатели; разработку ресурсного, кадрового и финансового обеспечения проекта. Управление на проектной стадии требует от менеджера образовательного проекта эрудиции в сфере науки, способности ориентироваться в современных методах исследований, знания основныхнормативных актов, федеральных государственных образовательных стандартов, содержания профессиональных стандартов, особенностей проектирования в образовании. При этом менеджер должен вовремя оказать содействие разработчикам в подготовке заявок на объекты интеллектуальной собственности, которые впоследствии позволят «тиражировать» на другие образовательные организации полученные уникальные результаты проекта. Особенностьюуправления персоналом на данной стадии является использование нестандартных методов управления, основанных на доверии к высококвалифицированным работникам, когда на первое место выходят не должностные отличия, а профессиональные качества, знания, уровень проектного мышления.Производственная стадия управления инновационным образовательным проектом предполагает разработку планов реализации проекта на календарный год, отражающих перечень мероприятий, ресурсов, оборудования, исполнителей; составление сетевого графика; создание плана осуществления коммуникаций между участниками проекта –субъектами внутренней среды вуза и широкой социальной среды региона; разработку систему контроля качества реализации мероприятий проекта. Управление на данной стадии имеет ряд специфических особенностей: менеджер должен знать технологический процесс реализации компетентностноориентированной подготовки пооперационно, учитывать возможности учебной и воспитательной деятельности вуза в формировании компетентного специалиста и факторы социокультурной среды, обеспечивающие эффективность данного процесса. Необходимо обеспечивать стабильность процесса компетентностноориентированной подготовки через планирование и контроль материальнотехнического, кадрового, информационного обеспечения образовательного процесса, способствовать устойчивым коммуникативным связям между структурными подразделениями вуза и субъектами широкой социальной среды, задействованными в подготовке специалиста.Стадия коммерциализации включает не только сбыт и реализацию продукции (в нашем случае качественной образовательной услуги по подготовке востребованного на региональном рынке труда специалиста), но и коммерческие сделки по продаже прав на использование интеллектуальной собственности (в нашем случае–методические разработки, инновационные модели, образовательные технологии). На этой Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 5
стадии обеспечивается «тиражирование» полученных результатов (диффузия инноваций), в том числев рамках научных и методических конференций, круглых столов, реализации программ дополнительного профессионального образования для заинтересованных специалистов. Управление на данной стадии требует высокой и разносторонней квалификации менеджера проекта, что обусловлено существенными особенностями коммерциализации результатов образовательных проектов. Таким образом, управление инновационными образовательными проектами в современном вузе –это сложный процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной образовательной идеи.
Elena Khodyreva,Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ViceRector for Academic Affairs, Vyatka State University of Humanities, [email protected] of innovative educational projects in modern universityAbstract.The paperdiscusses innovative projects as essential mechanisms for innovative development of Russian universities.An innovative educational project is characterized as a system of actionsof educational institutionsforcreatingunique educational products, services and results.The description of the project “Competencesurfaceoriented training of professionals in higher education” is given and it isimplemented within the framework of "Program of Strategic Development of Vyatka State University of Humanities in20122016. The features of project managementincludeinnovative project, production commerce stages.Key words:innovative educational project, projectmanagement, management stagesof innovative educational projects at university.
Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived29.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review30.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication30.05.15ОпубликованаPublished31.05.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ходырева Е. А., 2015www.ekoncept.ru