Регина Елисеева
Проект «Я познаю мир»

Паспорт проекта «Я познаю мир»

Вид проекта Краткосрочный, групповой

Познавательно-творческий

Разработчики проекта Елисеева Р. А. - воспитатель

Цель проекта:

Сроки реализации проекта 09.01.2017 – 09.02.2017

Этапы реализации проекта Подготовительный – определить участников, наметить план работы, подобрать формы работы и методическую базу.

Основной – проведение мероприятий согласно выбранному плану.

Заключительный – организовать выставку детских энциклопедий и творческих работ детей по теме проекта; проведение итогового мероприятия «Очевидное-невероятное»; презентация проекта в ДОУ. Оформление документации.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы № 2, родители.

Ожидаемые результаты

Развитие творческого воображения;

Повышение интереса к книгам, пропаганда семейного чтения;

Пополнение библиотеки группы энциклопедиями и познавательными журналами, художественной литературой о природе.

Актуальность и краткая аннотация проекта.

На Земле обитают тысячи различных живых существ. Некоторые из них гиганты, такие как голубые киты, слоны, баобабы, кедры и дубы, а другие - совсем крошечные: насекомые, мыши, хомячки, водоросли, мхи, грибы и бактерии. Среда обитания животных и растений влияет на их строение, образ жизни и поведение. Нет человека, который не любил бы зверей и птиц, не любовался растениями и не ухаживал бы за ними.

Дошкольное детство – очень важный период познания окружающего мира. Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду, я обнаружила, что чаще всего дети рассказывают о растениях, животных, насекомых и птицах ближайшего окружения. Это говорит о том, что дети просто не знают другого мира природы, как и не знают источники этих знаний. Понимая это, я решила «открыть» для ребят такой источник знаний, как энциклопедия и познакомить моих воспитанников с необычными обитателями мира растений и животных.

В начале проекта мы с родителями подготовили подборку наиболее интересных экземпляров энциклопедий о природе. Как только дети увидели новые книги в группе, у них появилосьмного вопросов, ответы на которые мы вместе искали в книгах писателей-натуралистов, в художественной литературе, в журналах и энциклопедиях. Эти ответы ребята так же искали совместно с родителями дома. В ходе проекта мы с ребятами познакомились с некоторыми животными и растениями «рекордсменами», узнали много нового о жизни живых существ в воде, под землёй и в воздухе. Ребята рисовали и лепили различных животных и растения, а так же приняли участие в фантастической выставке «Несуществующее животное». В завершении проекта, я предложила ребятам принять участие в теле передаче «Очевидное-невероятное» с сообщениями о необычных животных и растениях. Каждый старался найти какой-нибудь интересный природный объект и рассказать о нём. Важность и гордость, скоторыми ребята представляли свои сообщения, трудно передать.

На протяжении всего проекта шло тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Они активно включились в поиск и подбор энциклопедий и познавательных журналов для проекта, находили необходимую детям информацию, готовили с детьми интересные сообщения. Не только мы с ребятами, но и родители «открыли» для себя заново огромный мир природы.

Цель проекта:

Расширение представлений дошкольников об окружающем мире, развитие познавательного интереса к природе, формирование чувства удивления и восхищения миром животных и растений.

Задачи:

Расширение знаний о многообразии растительного и животного мира нашей планеты, его необычных представителях;

Повышение познавательной и речевой активности дошкольников;

Развитие у детей памяти, мышления и творческого воображения;

Повышение у детей интереса к книгам, пропаганда семейного чтения;

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;

Пополнение библиотеки группы энциклопедиями и познавательными журналами

Ожидаемые результаты:

Расширились знания о многообразии растительного и животного мира нашей планеты, его необычных представителях;

Повысилась познавательная и речевая активность дошкольников;

У детей развивается память, мышление и творческое воображение;

Повысился детский интерес к книгам, семейному чтению;

Родители активно вовлекаются в педагогический процесс ДОУ, укрепляется заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ;

Оформление выставки творческих работ детей;

Библиотека группы пополнилась энциклопедиями и познавательными журналами, художественной литературой о природе.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

Определение участников;

Составление плана деятельности, определение ответственных;

Сотрудничество с родителями;

Подбор литературных и музыкальных произведений по теме проекта;

Подготовка цикла бесед.

2 этап – основной, организационно-практический

Консультация для родителей на тему: «Проект: Я познаю мир»,«Книга – источник знаний», «О природе из книг»

Выставка

«Наши помощники!»

НОД «Братья наши меньшие» (познание и лепка)

Знакомство с энциклопедиями, художественной литературой о природе и познавательными журналами

Пополнение литературного уголка книгами о природе; чтение и обсуждение произведений о животных и растениях; рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов

Выставка книжного материала по теме проекта

Изготовление детьми поделок «Братья наши меньшие»

НОД на тему: «Гиганты и карлики»

Цикл бесед и занятий «Во саду ли, в огороде»

Слушание музыки из серии «Звуки природы»

Аппликация «Подводные жители»

Д/и по теме «Растения и животные»

Викторина «Загадки мира природы"

П/и «Совушка», «День и ночь», «Кошки-мышки», «Эстафеты зверей» и др

Реч загадки «Отгадай, кого (что) опишу» и «Опиши то что покажу»

Подготовка детско-родительских сообщений к итоговому мероприятию

Познакомить с животными и растениями разных размеров, особенностями и местами их обитания. Расширение знаний о мире природы.

Расширение знаний об особенностях растений, их приспособлений к среде обитания. Познакомить с необычными лекарственными растениями.

Развитие слухового восприятия, расширение знаний о природе

Воспитание чувств добра, справедливости, чистоты

Закрепление и расширение знаний о растениях и животных

Повышение познавательного интереса, развитие памяти, мышления, творческого воображения

Повышение двигательной активности, закрепление знаний о повадках животных

Развитие речи, активизация словаря, развитие внимания, памяти.

Индивидуальные и групповые консультации по подготовке детских и детско-родительских сообщений

3 этап – заключительный

Выставка рисунков «Несуществующее животное»;

Выставка энциклопедий, книг и журналов по теме проекта;

Презентация детско-родительских сообщений в форме теле передачи «Очевидное-невероятное»;

Презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ;

Оформление документации.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Детское экспериментирование – я познаю мир»Проект Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены. Плиний Старший Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, экспериментыСредства: поисковые действияВид проекта:Групповой «Я познаю мир ». Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуацийПлан реализации: 3 года. Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Цель проекта: Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Методы обеспечения:Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.Проведение опытов (практических).Беседы (конструктивные). Этапы осуществления проекта1) Подготовительный этап: Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Диагностика. Отображение цели и задач проекта.2) Реализация проекта:Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.Практическая часть: а) Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство»)б) Связь с другими видами деятельности:ИгроваяПродуктивнаяПознавательно-исследовательская (опыты)Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)Учебная речевое развитие, (рисование, лепка)Релаксация.в) Организация кружка « Я познаю мир ».3) Заключительный этап: Диагностика (результативно-сравнительный анализ). Механизм выполнения проекта.Экскурсии в парк.Экологические праздники: «День Воды», «Воздушные шары».Конструктивные беседы.Новизна разработкиТолчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.(Наблюдение, Трудовые действия, Развитие речи, Изобразительная деятельность, Элементарные математические представления) В своем проекте я применяю новые методические подходы к организации поисковой – исследовательской деятельности, использую творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Расширяет представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомит с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); Содержание: Информация об объектах и явлениях, предметахМотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Последовательность детского экспериментирования.Задание: Выстроить последовательность детского экспериментирования. Проблемная ситуация.Целеполагание.Выдвижение гипотез.Проверка предположения.Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю?Почему я это делаю именно так, а не иначе?Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? Опыты с водой вывод: Вода не имеет формы.Вода не имеет запаха. Что тонет в воде. Можно ли покрасить воду. Примерная структура занятия - экспериментированияПостановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Ожидаемые результатыРезультат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. ЗаключениеГотовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или противодействия, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

Организация: ЯОСШИ №14

Населенный пункт: г. Ясиноватая

Человек всегда стремился познать мир, иметь достоверные знания обо всем, что его окружает. А для ребенка мир – это загадка, но он чувствует, что все можно понять, не смотря на сложность и многообразие окружающей среды. Ребенок с детства пытается разгадать тайны, познать неизведанный мир, потому что потребность в познании дана человеку от природы. Познание, конечно, зависит от самого ребенка, но управляет этим процессом в начальных классах учитель.

  • 2017-2018 учебном году мы работали над проектом: «Я познаю мир». Это практико-значимый долгосрочный проект, цель которого - открыть возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром через совместную деятельность взрослых и детей, через самостоятельную деятельность . Формы реализации и создание продукта совместной деятельности позволили детям познать себя, людей, живущих рядом, родной край. Поняли, как важно научиться любить и беречь природу, любить Родину, близких людей, а также жить в мире с собой и другими.

На сегодняшний день не существует точного определения проектной деятельности. В широком смысле под проектом можно рассматривать любую самостоятельную работу учащихся в рамках расширения знаний: от реферата до театральной постановки. В более узком смысле, школьный проект должен быть направлен на решение определенной проблемы, достижение заранее обозначенного результата, формирование профессионально-значимых умений.

Н.Г. Алексеев определил проектную работу учащихся, как тип инновационной деятельности, включающий выделение и анализ ситуации, постановку проблемы, выдвижение креативной идеи, выстраивание кооперации с другими участниками ситуации для реализации замысла, проведение рефлексии осуществляемой деятельности, коммуникации и взаимодействия.

М.Ю. Бухарский под проектной деятельностью понимал развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления учащихся через самостоятельную работу, умение сформулировать проблему и достижение результата.

Анализируя разные определения проектной работы, можно выделить несколько общих черт: проектная работа носит практический характер, невозможна без определения проблемы и постановки цели, включает в себя самостоятельный поиск информации, развивает творческий потенциал. Исследовательская работа невозможна без предварительного планирования.

Существует несколько видов проектной работы:

  • Исследовательские проекты – ориентированы на доказательство или опровержение какой-либо теории, гипотезы.
  • Игровые/ролевые проекты – направлены на презентацию публике своего опыта в решении проблемы. Чаще всего находят свое отображение в виде мероприятий: викторин, игр, состязаний. Важны с точки зрения развития групповой коммуникации.
  • Информационные проекты – ориентированы на сбор, анализ и систематизацию информации об объекте или явлении.
  • Творческие проекты – ориентированы на привлечение внимания к проблеме проекта. Целью подобной исследовательской деятельности является получение обратной связи от публики.
  • Практико-ориентированные проекты – направлены на решение определенной задачи: создание учебного пособия, модели, написание и оформление памятки, рекомендации.

Отдельно следует отметить, изменение роли педагога при использовании проектного метода обучения. Учитель из наставника и ментора превращается в консультанта и партнера.

Этапы работы над проектом:

Подготовка – выбор темы и определение цели проекта.

Планирование – поиск источников информации, выбор формы проекта, распределение заданий внутри группы.

Исследование – сбор, анализ и оформление полученной информации. Путь от определения проблемы до ее решения.

Вывод – формулирование выводов, определение практической значимости работы.

Презентация/защита – представление проекта публике или учителю, самоанализ результатов.

Фазы проектной работы:

  • Проблематизация – формулирование проблемы проекта, формирование мотивации учащегося.
  • Целеполагание – выявление цели проекта исходя из тематики и проблемы работы, оформление образа желаемого результата.
  • Планирование – определение шагов для достижения цели и решения проблемы, появление плана работы, оценка имеющихся ресурсов.
  • Реализация – осуществление планирования, материализация проекта.
  • Самооценка и рефлексия – сравнение замысла и результата, определение минусов и плюсов работы.

Суммируя все вышесказанное, делаем выводы:

Проектная работа в педагогике – это многоступенчатая деятельность, которая осуществляется одним или группой учащихся для достижения конкретной цели;

Во время исследовательской деятельности учащиеся получают навыки и знания, которые позволяют им развивать критическое мышление, решать проблемы, реагировать на вызовы окружающей действительности, сотрудничать с другими людьми, задавать вопросы, искать ресурсы и применять информацию;

Обучение на основе проектов – это стратегия взаимодействия, которая может принести ощутимые результаты на практике, создать переход от «понимания» к «применению» - от анализа к решению проблемы.

Долгие годы обучение было направлено на донесение и усвоение информации, развитие понятийного аппарата. Сейчас на первый план выходит процесс обучения навыкам, а не теории.

Однако, только синтез двух подходов – практического и традиционного – позволит достичь положительных результатов, раскрыть потенциал ребенка. И чем раньше будут внедряться разные стратегии обучения, тем проще будет учащимся ориентироваться в современном мире, действовать на основе полученных знаний и применять их в будущей профессии или на бытовом уровне.

Таким образом, образовательный процесс в условиях современного информационного общества невозможен без проектного метода обучения. При этом проект лишь дополняет существующую систему, помогая обучающимся реализовать на практике знания, полученные традиционным способом, выступает средством интеграции, дифференциации и гуманизации образовательной системы.

Проект «Я познаю мир» можно использовать как план воспитательной работы для учащихся 3-4 классов.

Цель проекта: Открыть возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром через совместную деятельность взрослого и детей, и самостоятельную деятельность.

Задачи проекта:

  • Создать условия для формирования навыков рефлексивной деятельности, стимулировать к познанию собственного Я.
  • Формировать потребность в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности.
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков конструктивного общения.
  • Формировать у детей и взрослых определенные системы природоведческих знаний.
  • Воспитывать в каждом ребенке социально-активную личность.
  • Привлечь родителей как непосредственных участников проекта.

Проект состоит из четырех подпроектов.

Познаю:

  • себя;
  • край, в котором я живу;
  • людей, живущих рядом со мной;
  • мир добрых дел.

Участники проекта : педагог, учащиеся 4 класса, родители, психолог.

Формы реализации проекта :

Активные формы обучения с детьми:ситуативные беседы, игровые обучающие ситуации, работа в исследовательской группе, решение проблемной ситуации, викторины, дидактические и сюжетно-ролевые игры, презентации;

Взаимодействие с родителями: тематические консультации, анкетирование, родительское собрание, презентация;

Практические занятия с психологом (с элементами тренинга).

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательная;игровая; коммуникативная; изобразительная.

Продукт совместной деятельности :

Экспозиция совместных работ педагогов,детей родителей;

Видеоролики по теме проекта;

Интернет- альбом « Листая страницы проекта»;

Кормушки, изготовленные учащимися;

Цветы, кустарники, деревья;

Листовки « Покормите птиц зимой»;

Поздравительные открытки;

Презентация проекта « Я познаю мир»

Познаю себя

сентябрь

«Мы все такие разные»

сентябрь

« Несколько слов обо мне»

(диагностический видеоролик)

сентябрь

« Вот какой я ребенок»

сентябрь

« По секрету всему свету»

(синквейн « я о себе», «родители обо мне»)

сентябрь

« Мир моих увлечений»

сентябрь-октябрь

Практические занятия с психологом

(с элементами тренинга)

  • « Кто я?»
  • «Собери улыбки».
  • « Уважение трудно заработать, но легко потерять».
  • « Все мы- разные».
  • « Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».
  • « Моя вселенная».

Край, в котором я живу

Я отвечу на вопросы:

1.Где мой родной край?

2.Какая форма земной поверхности?

3. Какие водоемы дают воду?

4.Какие растения украшают мой край?

5.Как защитить растения?

6.Каких животных можно встретить?

7.Как люди заботятся о животных?

8. Какие культурные растения выращивают?

9.Чем славится мой родной край?

Людей, живущих рядом со мной

Мир добрых дел

сентябрь

«Для чего человеку сердце» (диагностическая творческая работа)

сентябрь-апрель

« Мои добрые дела»

сентябрь,

декабрь,

март

Акция «Протяни руку ближнему» (изготовление поздравительных открыток для учителей-ветеранов нашей школы)

декабрь-март

Акция « Поможем птицам пережить зиму»

Заготовка корма для птиц;

Изготовление кормушек;

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»;

Подкормка и наблюдение за птицами.

октябрь, апрель

Акция «Посади цветок кустарник, дерево» (высадка растений на территории школы).

Работая над проектом, учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. Однако, не стоит останавливаться на достигнутом. Наоборот, ребенок должен находиться в постоянном процессе развития и познания мира. Этот процесс непрерывен и неисчерпаем.

Список литературы:

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В.Васильев // Народное образование. – 2000. - № 9. – С. 177-180.

Организация: МБДОУ «Детский сад №1 «Тугутчаан»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Анабарский улус, с. Саскылах

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Стремление ребенка к самостоятельному исследованию, потребность в познании окружающего мира – одна из самых первых потребностей, появляющихся у человека буквально с самого рождения. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, торопясь как можно больше увидеть, услышать и почувствовать. Ребенок не только стремится к познанию, но исполняет различные варианты поиска ответа на возникший вопрос. Многие психологи и педагоги отличают важность исследовательского поведения в плане развития и, в особенности, саморазвития личности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. В процессе исследования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? как? зачем? что будет? если?), почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Совершать первые детские открытия помогают родители и воспитатели. Они помогают при выборе тем, оформлении, обеспечивают материалом. В процессе исследовательской деятельности дошкольники учатся: определить тему, принимать и ставить цель, видеть и выделять проблему, решать проблемы, анализировать объект и явления, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы.

Процесс познания – творческий процесс, а наша задача состоит в том, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и создать необходимые условия. Обучение детей навыкам исследовательской деятельности: поиск и выделение необходимой информации из различных источников, формирование умения обрабатывать полученную информацию (составление последовательность передачи, раскрытия темы), развивать умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией.

Цель: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии, речи.

Обучение детей навыкам исследовательской деятельности;

Повышение уровня познавательной активности детей;

Развитие коммуникативных и творческих навыков;

Развитие связной речи.

Исследовательская деятельность в нашем детском саду №1 «Тугутчаан» с. СаскылахАнабарского улуса давно вошла в систему работы с детьми, и мы считаем, что накоплен не малый опыт. Так, с 2007 года проводится мини-конференция «Я познаю мир». В данной конференции принимают участие дети старшей и подготовительной группы. Каждый год мини-конференция проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков творческого и исследовательского поведения, развития творческих иисследовательских способностей.

Защита проектов проводится в форме презентации, проведения опыта и защиты исследовательских работ используя разные приемы и формы. Из года в год темы исследовательских работ детей расширяется.Участники выбирают тему по своим интересам.

Проведение данной работы формирует у детей старшего дошкольного возраста представления о проектной деятельности, как ведущем способе развития познавательной активности.

Нужно отметить, что участники проекта не останавливают исследовательскую работу, а продолжают свою работу дальше в школе. Так, например воспитанница подготовительной группы Николаева Полина, в 2008 году защитила работу «Якутская лошадь». В 2009 году, поступив в 1 класс, продолжила исследовательскую работу по данной теме и получила диплом I степени в номинации «Обладающий ораторским даром»; она же, в 2010 году, стала дипломантом II степени защитив тему «Развитие творческих способностей через любовь к якутской лошади».

Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательной активности старшего дошкольного возраста является:

Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире;

Систематизирование информации черезлогические операций (классификация, анализ, сравнение, обобщение);

Стремление к дальнейшему изучению выбранной темы.

Таким образом, проектная деятельность развивает познавательную активность ребенка: дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные замыслы. Дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей.

«Визитной карточка» проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Вавдичык Оксана Васильевна

Город, область

Смоленск, Смоленская область

Номер, название школы

МОУ СОШ №34

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Приспособление живых организмов к жизни в различных природных условия.

Краткое содержание проекта

Данный проект разработан в рамках учебной темы « Земля – наш общий дом» (УМК «Школа-2100») и направлен на закрепление знаний учащихся об особенностях природных зон Земли, её животном и растительном мире. Обучающиеся устанавливают зависимость растительного и животного мира от природной зоны, способы их приспособления, исследуют особенности их жизни.

Проект проводится в целях формирования целостного представления об окружающем мире, развития творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно- исследовательской, экспериментальной деятельности, способной отразить в творчестве интерес к предмету.

Предмет

Окружающий мир

Класс

Учащиеся 2 класса, 8 - 9 лет

Приблизительная продолжительность проекта

1 месяц

Основа проекта

Образовательные стандарты

    Осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

    освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, сравнение, получение информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся освоят этапы поисковой и исследовательской деятельности, научатся выделять цели и задачи, планировать ход исследования, определять ожидаемые результаты, искать самостоятельно информацию, использовать ИКТ, делать собственные выводы, опираясь на научные факты, отстаивать собственную точку зрения, используют полученную информацию, создавая творческий проект и защищая его, выступая с сообщениями, проводя конкурсы и викторины.

- личностные:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- метапредметные:

    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- предметные:

    развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности.

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как и какие особенности внешнего вида живых организмов позволяют им приспособиться к жизни в окружающей среде в условиях природной зональности.

Проблемные вопросы учебной темы

Почему на земле распространение живых организмов не равномерно?

Как растения приспособились к жизни в разных условиях?

Каковы приспособления животных?

Как звери выживают в полярных областях?

Как живые организмы переносят жару и выживают при малом количестве воды?

Могут ли животные поменять среду обитания?

Учебные вопросы

Что такое климат?

Что такое природная зона?

Какие природные зоны существуют?

Какие растения и животные обитают в этих природных зонах?

Как растения и животные приспособились к жизни в пазных условиях?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Вводная презентация

Анкета «Животный мир Смоленщины»

«Забор мнений»

«Забор мнений»

Диагностическая карта продвижения по проекту (для учителя)

Диагностическая карта продвижения по проекту (для ребенка)

Мониторинг оценивания участия учащихся в проекте

«Забор мнений»

Интерактивный лист «Кто где живет?»

Критерии оценивания презентации

Критерии оценивания работы группы (индивидуально)

Отчет о выполнении проекта

Описание методов оценивания

1.Вхождение в проект начинается с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта, с выяснением областей знания – незнания. (Вводная презентация).

2.Интерактивный лист «Кто где живет?» показывает степень понимания учащимися учебного материала, дает возможность оценить качество ранее изученных задач.

3. «Забор мнений» В этих неформальных оцениваниях содержатся заметки и наблюдения учащихся о своей работе над проектом на разных этапах его реализации. 4. Диагностическая карта продвижения по проекту (для учителя) поддерживает корректировку обучения и даёт основания для заключительного оценивания.

5. Диагностическая карта продвижения по проекту (для ребенка) Учащиеся несколько раз обращаются к карте, чтобы отслеживать свое продвижение и проверять даты выполнения заданий.

6. Мониторинг оценивания участия учащихся в проекте даёт ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения.

7. Отчет о выполнении проекта помогает ученикам записывать свое продвижение и пояснять новые моменты в понимании изучаемого материала.

После завершения работы над проектом проводится конференция, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Ученикам предлагается для заполнения отчёт участника проекта. В завершении - итоговое обсуждение.

В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов,

составляются критерии оценивания будущих работ), по которым

происходит контроль, самоконтроль. Критерии оценки способствуют тому, что каждый ученик может отследить свою работу, а учителю помогают получить обратную связь.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знать понятия: закон природной зональности, природная зона, климат, приспособленность. Уметь узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, легко находить её на карте природных зон. Элементарные навыки работы на компьютере.

Учебные мероприятия

Перед началом работы:
В ходе демонстрации презентации учителю необходимо провести беседу с учащимися с целью выявления имеющихся знаний по теме. В ходе беседы следует определить «области знания и не знания» по данной теме.
Мотивировать детей на познание неизвестного.

Одна из главных целей проектной деятельности в начальной школе – развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. На родительском собрании с целью включения родителей в проект им предлагается познакомиться с буклетом, который дает представление о проекте и о планировании работы, о первых шагах любого исследования. Таким образом, родители могут оказать посильную помощь в работе над проектом.
Представление проблемной ситуации:
С помощью презентации,
интерактивный листа «Кто где живет?», учитывая итоги проведенной беседы, учитель создает проблемную ситуацию, организует групповое обсуждение возникших вопросов, выдвижение гипотез и распределение учащихся по тематическим группам.
Работа над проектом:
На начальном этапе работы над проектом учитель помогает обсудить стратегию исследования, способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы.

Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся. На этом этапе учащиеся собирают информацию по теме проблемного вопроса в энциклопедиях, учебниках и в Интернете, обсуждают собранную информацию в группе, проводят исследования, сравнивают его результаты с собранной информацией, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. Если ученики затрудняются с поиском информации, можно порекомендовать им список информационных источников. Основное внимание учителю следует уделить промежуточным обсуждениям, внутри групп, индивидуальным консультациям. Анкета участника конференции поможет участникам проекта осознать уровень личностного роста. При подготовке к защите проекта участникам предлагается заполнить мониторинг оценивания участия учащихся в проекте , которые позволяют оценить вклад каждого ученика в обсуждение, проведение обсуждения в группе, дать самооценку работы в группе.

Оформление результатов проектной деятельности:
Оформление результатов планируется в виде презентации, поэтому здесь может понадобиться консультация учителя информатики, на одной из консультаций необходимо обсудить с ребятами критерии оценивания презентации. Одновременно с презентацией готовится выступление, поэтому в критерии оценивания необходимо заложить пункты оценивания выступления учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.

Защита проекта, оппонирование, дискуссия:
Защиту проектов можно организовать как открытое занятие, пригласить на нее родителей, учителей. В ходе защиты каждая группа представляет свою презентацию и публикацию, отвечает на вопросы. Оценивание выступления происходит с помощью разработанных критериев. Защита проектов позволяет дать ответ на основополагающий вопрос, сформулировать общие выводы по итогам работы.

По окончании работы:
Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, где учитель обсуждает с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. На этом этапе можно вновь обратиться к листу самооценки и увидеть качественный рост каждого участника, составить
отчет о выполнении проекта.

Награждение.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

В работе над проектом учащиеся выполняют доступные для себя,

четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма

действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью

других участников группы, проконсультироваться с преподавателем. Осуществляют сбор материала, выполняют рисунки.

Одаренный ученик

В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые выбирает сам ученик. Одарённый ученик, как правило, выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, делает дополнительные открытия, расширяя поле деятельности проекта. Составление презентаций.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(ы), принтер,проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор

Технологии - программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Программы обработки изображений, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

Учебники, методические пособия, справочный материал. .