Программно-целевое планирование- один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели-пути-способы-средства". При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

В общем случае программно-целевые методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Данные методы представляют собой применение системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются: ·в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей; ·в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы; ·в создании механизмов распределения ресурсов;·в создании организационных систем управления реализацией программы; ·в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы.

Таким образом, основными особенностями программно-целевого подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ.

Основными компонентами программно-целевого метода являются: ·комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи; ·организационная система управления программой; ·система распределения/стимулирования привлечения ресурсов; ·система контроля реализации программы и оценки ее эффективности; ·законодательная и нормативная базы программы.

Функции и задачи, решаемые с помощью программно-целевого подхода: ·задание вектора развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния системы; ·координация развития различных подсистем (например, экономической, социальной, научно-технической, экологической), в целях достижения мультипликативного эффекта; ·создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (в случае региональной экономической системы: органы исполнительной и муниципальной власти, ведомства, частный бизнес, население); ·балансировка интересов участников системы.

Наилучшие результаты программно-целевые методы дают при одновременном применении с методами макроэкономического и регионального прогнозирования, а также индикативного планирования. Эта связь определяется необходимостью создания и отслеживания системы показателей эффективности управления реализацией целевых программ.

Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы таких стыковок.

Таким образом, ключевой особенностью программного управления является то, что решаемые при помощи ПЦМ задачи не могут быть решены при использовании стандартных «рутинных» управленческих процедур органов власти, муниципального управления и коммерческих структур, а также в рамках действий исключительно одной из сторон процесса. Следовательно, одним из основных признаков программно-целевого подхода является его комплексность и наличие соответствующих организационных форм реализации программ.

Применение программного подхода к решению оперативных задач управления не является целесообразным, поскольку программный подход является более сложным и затратным с организационной точки зрения, и его использование будет оправданным только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта.

Примерами комплексных задач социально-экономического развития, для которых наиболее часто и успешно применяется программно-целевой подход, являются: 1)выравнивание уровня социально-экономического развития регионов; 2)повышение равномерности распределения производительных сил; 3)создание новых капиталоемких отраслей промышленности, имеющих стратегическую значимость для государства; 4)создание кластеров, ОЭЗ, территориально-производственных комплексов; 5)эффективная организация бюджетной системы;6)повышение уровня научно-технического развития; 7)создание и капитальная реконструкция инженерной и транспортной инфраструктуры; 8)воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом.

Основными предпосылками применения программно-целевых методов планирования и управления на государственном уровне выступают:

1)Большая площадь территории, ее географическая неоднородность и административная раздробленность.

2) Наличие неоднородностей и диспропорций в:·пространственном распределении факторов производства;·социально-экономическом уровне развития регионов;·отраслевой структуре экономики;·структуре внешнего торгового баланса;·уровне жизни различных слоев населения (индекс Джинни);·этническом и религиозном составе населения.

3)Наличие устойчивых негативных тенденций:·снижение численности населения;·высокий износ и устаревание основных средств; ·отток природных, финансовых и интеллектуальных ресурсов за рубеж;·рост коррупции и преступности.

4)Отставание от развитых стран по ключевым факторам, определяющим производительность труда:·уровню научно-технического развития;·энергоемкости экономики;·качеству трудовых ресурсов (здоровье и образование населения).

В настоящее время о программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах. Использование программно-целевого метода на каждом уровне - общегосударственном, региональном, муниципальном - в своей основе определяется характером и территориальным масштабом возникновения комплексной проблемы, влияющих на воспроизводственный процесс в целом.

Так, для общегосударственного уровня предметом программной проработки являются проблемы, оказывающие глобальное влияние на динамику развития экономики страны и связанные с реализацией регионального разреза государственной политики.

На уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в зкономике, создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе.

На уровне муниципалитетов предметом программной проработки могут являться участие в развитии объектов рыночной инфраструктуры местного значения, проблемы социальной ориентации - поддержка и развитие социально значимых объектов: больниц, школ, детских учреждений и т.д.

При этом для решения проблем, подлежащих программной проработке, в первую очередь, должны быть задействованы ресурсы того уровня, на котором проблема возникла. Ресурсы остальных уровней должны привлекаться по восходящей или нисходящей линии по остаточному принципу.

Вместе с тем глубокие кризисные деформации экономики отдельных регионов, крайняя недостаточность собственных ресурсов на региональном и муниципальном уровнях, усугубляемая стремлением федерального центра к избыточной централизации финансовых средств, приводят в ряде случаев к аномально высоким различиям социально-экономического положения регионов. Для их преодоления также могут быть использованы возможности программно-целевого метода.

В текущих экономических условиях все более важным фактором успеха становится обеспечение гибкости и модифицируемости системы управления для максимально быстрого и эффективного реагирования на существенные изменения внешней среды. Как никогда ранее, востребованным становится проектно-ориентированный подход к управлению, рассматривающий существенное количество рисков, неопределенности и изменений как данность и обеспечивающий учет этих факторов при планировании и реализации работ.

В условиях усиливающегося государственного контроля во всех значимых отраслях мировой экономики на первый план выходят как оптимизация самой схемы регулирования, так и обеспечение эффективного функционирования предприятий в новых экономических условиях.

Предприятия, планируя свою деятельность в новых экономических условиях, должны стремиться к проектной философии управления рисками, изменениями, бюджетом, качеством, персоналом и т.д. Причем начинать необходимо с формирования стратегии компании, учитывающей неопределенность внешней и внутренней сред предприятия, применять систематизированную систему проектно-ориентированного управления к бизнес-планированию, обоснованию инициатив, оценке стоимости предприятия, собственно реализации проектов, оптимизации бизнес-процессов предприятия как с технологической, так и с финансовой и организационных точек зрения.

Системное применение проектного подхода позволит предприятиям не только выживать, но и укреплять свои позиции в текущих условиях.

С точки зрения государственного управления применение проектных методов позволит построить систему необходимого и достаточного контроля, управления приоритетами экономической жизни нашей страны. Отмеченная Президентом низкая скорость реакции на изменения в настоящее время будет значительно увеличена с повышением качества и эффективности принимаемых решений.

При этом не стоит рассматривать проектно-ориентированный подход к управлению как инструмент работы исключительно в экстремальных условиях. Напротив, при выходе на фазу роста экономики культура проектного управления позволит существенно повысить эффективность деятельности компании.

Несомненно, предметное и прагматичное сотрудничество государства и частного бизнеса позволит России существенно усилить свои позиции в мировой экономике, пройдя испытания достойно и эффективно.

Таким образом, в современном государственном управлении России реализация проектного управления детерминирована рядом факторов:

· цели изначально только намечаются, и существует необходимость их корректировки по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка затруднена;

· сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;

· расходы на проект, как правило, не оптимизированы и зависят от бюджетных ассигнований;

· ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного;

· существует административный формализм, при котором внедряются новшества, которые лишь выглядят современным без надлежащего анализа их эффективности в конкретных условиях;

· изменение законодательства происходит без проведения базисных преобразований;

· организационная культура не предусматривает риск и новации;

· наблюдается инертность государственных служащих, которые воспринимают только инициативы, спускаемые сверху.

Эти и прочие факторы предопределяют перечень проблем, решение которых позволит расширить использование проектного управления в российских органах власти и компаниях с государственным участием:

· Отсутствие детализированной методологии осуществления проектного управления и основы нормативно-правового регулирования управления проектами в органах исполнительной власти;

· Проектное управление не используется как инструмент достижения стратегических целей;

· Жесткая организационная структура в органах исполнительной власти не позволяет сформировать команды для реализации проектов в соответствии с задачами;

· Нехватка специалистов по управлению проектами, государственные гражданские служащие не обучены методам проектного уравнения и низкая их мотивация;

· Необходимость унифицированного, гибкого и доступного программного обеспечения для сопровождения проектной деятельности.

Однако ни одна управленческая инновация не принесет своего эффекта в неподготовленной среде. Внедрение инновационных информационных и управленческих технологий должно сопровождаться изменением самой организационной культуры и мотивации сотрудников органов власти.

8. Статус и права граждан Российской Федерации .

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе. Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности, последних в отношении данной личности. Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов. В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции. Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных Конституционных Законах: - "О Конституционном Суде Российской Федерации"; - "О референдуме в Российской Федерации"; - "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; в законах: - "О гражданстве Российской Федерации; - "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"; - "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации. В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г. Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, "Декларация о правах человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства). Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется: - социально-экономическим положением государства; - степенью развитости и демократичности политического режима; - нравственными и иными условиями жизни общества. Закрепляя необходимый, прежде всего, с точки зрения государства и общества комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям. Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права.

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, администрацией предприятий, учреждений, а также организации системы управления государством, в первую очередь следует назвать следующие.

Право на свободу и личную неприкосновенность . Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);

Право частной собственности . Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);

Право на неприкосновенность жилища . Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени . Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);

Право на передвижение . Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);

Право участвовать в управлении государством , в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);

Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);

Право на объединение , включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);

Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно- правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно-правовую сферу и устанавливающих административно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности. Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

Избирательная система в РФ.

Органы государственной власти в РФ формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Но назначение на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти также осуществляется через выборы.

Суть выборов заключается в том, чтобы все граждане РФ смогли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.

Термин «избирательная система» часто употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. Различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.

Пропорциональная избирательная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. Партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель голосует за данный список.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях…» внесено дополнение – выборы по пропорциональной системе должны проходить по единому избирательному округу.

Мажоритарная система – избранным считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к другому кандидату, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

Понятие «Избирательное право» (в узком смысле) понимается как система норм, регулирующих порядок предоставления права участия в выборах. Избирательное право может быть активным (это право участвовать в выборах и избирать) и пассивным (это право быть избранным). Возникает с 18 лет.

Принципы избирательного права (требования, предъявляемые к проведению выборов, при несоблюдении которых выборы могут быть признаны не состоявшимися):

Всеобщность выборов – все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Равное избирательное право – все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Международно-правовые стандарты, предъявляемые к проведению выборов:

Выборы должны быть свободными – выборы должны проводиться в атмосфере исключающей давление и запугивание избирателей с соблюдением всех основных прав человека.

Справедливыми – гарантия всеобщности и равности выборов при тайном голосовании.

Подлинными – возможность реализации гражданами демократических избирательных и иных прав.

Стадии проведения выборов:

Назначение выборов (Уполномоченный орган в определенные законом сроки обязан принять решение о назначении выборов, определить дату дня голосования и опубликовать свое решение для всеобщего ознакомления)

Работа избирательных комиссий.(Система избирательных комиссий предполагает работу комиссий как на профессиональной (штатной основе): к ним относятся Центральная избирательная комиссия России, Избирательная Комиссия Свердловской области, районные и городские территориальные избирательные комиссии. А так же комиссии формируемые на время проведения избирательной кампании: к ним относятся окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии).

Регистрация и учет избирателей. Составление списков избирателей.(Создан регистр Избирателей (участников референдума) на основании которого устанавливается численность зарегистрированных избирателей, с использованием сведений содержащихся в регистре составляются и уточняются списки избирателей, образуются избирательные участки и избирательные округа).

Образование избирательных округов и участков.

Выдвижение и регистрация кандидатов.

Осуществление предвыборной агитации и финансирования выборов.

Референдум

В мировой практике референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Референдум проводят в случаях:

Достижения высшей легитимности по некоторым важнейшим вопросам (внесение изменений в Конституцию и т.д.);

Желание государственной власти получить одобрение какого-то акта, в случаях, когда сама власть не решается взять на себя ответственность за решение данного вопроса.

При проведении референдума в РФ действуют общие принципы избирательного права: всеобщее равенство и прямого волеизъявление при тайном голосовании.

Конституции и уставы субъектов РФ предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.

Программно-целевое управление. В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также и на уровне предприятия. Однако следует учесть некоторые особенности ее применения, которые заключаются в следующем:

– на государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает лишь как элемент программы определенного уровня, и речь идет о программно-целевом управлении с позиций этого уровня;

– на уровне организации каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительством РФ заявлено о приверженности программному методу управления. В его основе находится система программ и проектов. Программы будут основой проводимой государством бюджетной политики, которая станет ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые комплексные программы (ЦКП) и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных.

Процесс разработки ЦКП базируется на понятиях и принципах программно-целевого планирования, а именно:

Целенаправленность как целевая ориентация программ на достижение конечных результатов;

Системность как разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации;

Комплексность как соответствие промежуточных подцелей генеральной цели;

Обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;

Приоритетность через ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;

Экономическая безопасность проектов программы;

Согласованность программ различных уровней;

Своевременность достижения требуемого конечного результата.

Современные представления о содержании проектного управления инновационной деятельностью. Проблемам управления проектами (УП) уделяется в мире все большее внимание,* регулярно проводятся конгрессы и симпозиумы, посвященные УП. С целью распространения знаний и опыта в сфере УП, развития контактов между специалистами в этой области в 1965 г. была создана Международная ассоциация управления проектами – INTERNET со штаб-квартирой в Цюрихе. Россию в INTERNET представляет Российская ассоциация УП – SOVNET, учрежденная в октябре 1990 г.

В Москве в сентябре 1993 г. был проведен международный симпозиум «Управление проектами в России и Восточной Европе (INTERNET-93), организованное INTERNET и SOVNET. В докладе президента INTERNET M. Фангеля (Дания) были рассмотрены основные тенденции в развитии теории и практики У П. Сопоставляя УП в 70-е и 90-е годы, докладчик отметил, что раньше УП ориентировалось главным образом на решение специфических задач с применением особых методов. В настоящее время УП использует широкий спектр методов, относящихся к общей теории управления, стратегическому планированию, маркетингу и управлению кадрами.

В качестве главных тенденций развития УП в 90-е годы М. Фангель выделил следующие:

1) переход от реализации традиционных инвестиционных проектов к управлению почти всеми типами задач (включая уникальные);

2) переход от рассмотрения в процессе УП только «проектного» периода (с момента заключения контракта до окончания проекта) к анализу всего жизненного цикла проекта*, начиная с его концепции и заканчивая стадией утилизации конечного продукта;

*См. также модуль «Управление программами и проектами»

3) переход от создания узкоспециализированных, национальных проектных «команд» к межнациональной кооперации в области УП;

4) переход от управления каждым индивидуальным проектом к работе над ним как элементом в сети проектов и других видов деятельности;

5) переход от концентрации внимания на отдельных параметрах (качестве управления, сроках, ресурсах и т.д.), представленных в жестко очерченных рамках, к комплексному рассмотрению всех проектных характеристик с учетом окружающей среды;

6) переход от взгляда на УП как на задачу только его руководителя к пониманию роли всех заинтересованных в реализации проекта лиц;

7) переход от применения одной концепции на всех фазах УП к выбору наиболее подходящей концепции для каждой главной фазы жизненного цикла проекта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Сущность программно-целевого управления и планирования
  • Заключение
  • Литература
  • Введение

Актуальность изучения программно-целевого метода управления определяется двумя важнейшими характеристиками менеджмента предприятия - организационная структура управления и направленность менеджмента.

Переход от узкой специализации к интеграции вызывает изменения в содержании и характере управленческой деятельности. Проявляется четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся управленческих структур, расширению использования организационной кооперации, дальнейшему развитию программно-целевого управления. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедур и значительному сокращению управленческого аппарата.

Без развития методов проектирования структур управления затрудняется совершенствование управления и повышение эффективности производства.

Многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов: либо формальных, либо неформальных. Именно поэтому необходимо исходить из сочетания научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно-целевого управления, организационного моделирования) с экспортно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта, тесным взаимодействием разработчиков и тех, кто практически будет внедрять и использовать проектируемый организационный механизм. В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала формулируются цели, а затем - механизм их достижения.

При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики.

Особенностью менеджмента в рыночных условиях хозяйствования выступает четкая ориентация деятельности на конечные результаты. Эта установка распространяется не только на общий результат функционирования деловой организации прибыль, но что существенно, на все ее структурные подразделения и каждого работника. Причем цели должны быть конкретными, т.е. иметь количественную и качественную определенность. Только при этом условии менеджмент можно характеризовать как управление по результатам, которое подлежит системному контролю и обеспечивает быструю реакцию на изменения внешней и внутренней среды организации.

Исходя из этого положения, каждая функциональная подсистема управления должна иметь четкие показатели функционирования и критерии оценки его результатов.

Стержнем эффективной методологии менеджмента должны быть современные методы. Они представляют собой систему, т.е. взаимообусловлены, пропорциональны по силе воздействия, своевременны и адекватны к условиям конкретной ситуации. Среди всей многочисленной совокупности методов управления в рыночной экономике особое значение придается программно-целевым, прогнозным, проектным, информационно-аналитическим и др. Именно эти из них должны стать нормой управления.

Выработка и использование методов менеджмента, их характер должны ориентироваться на системно-мультипликационный эффект: нововведения в одной области деятельности вызывают эффекты в смежных сферах и таким образом суммарный эффект увеличивается многократно.

Применение программно-целевых методов менеджмента предполагает выявление сфер функциональной деятельности, в наибольшей мере определяющих долговременную конкурентоспособность организаций. К ним в большинстве случаев относится управление сокращением затрат на производство и реализацию продукции, качеством, производительностью, персоналом, инновациями.

В России до 2000г. не было практически ни одной компании, внедрившей эффективную технологию по построению системы управления предприятием, основанной на методах стратегического маркетинга (или программно-целевого планирования). А, как известно, других методов управления, подтвердивших свою эффективность на практике для предприятий, с начала 60-х годов не предлагалось.

Поэтому изучение аспектов программно-целевого управления организацией, проведенное в данной работе, является важной задачей для современного менеджера.

1. Понятие и сущность программно-целевого управления и планирования

Термин «программно-целевое управление» обязан своему появлению такому понятию, как программно-целевой метод - научно-программный и временной способ увязки планируемых целей с ресурсами.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственно-монополистического регулирования пространственных аспектов развития экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Объектом его являются все основные элементы пространственной структуры хозяйства. Этот метод предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Перед программно-целевым планированием стоят также задачи непосредственного влияния на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

Программно-целевое управление организацией - метод управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса.

Программно-целевое управление - одна из форм структурно-функциональной организации управленческой деятельности, применяемая для повышения эффективности и гибкости управления сложными объектами. Программно-целевое управление может быть применено в качестве инструмента реализации как проектно-планового, так и программного подходов к управлению развитием сложных социально-экономических систем: крупных предприятий, территорий и т.п. Можно сказать иначе: сложность объектов управления породила особую форму организации деятельности управления - программно-целевые структуры. Усложнение объектов управления, их связей и взаимодействий с объектами внешней среды потребовали использования таких методических подходов решения организационных вопросов, которые, основываясь на методах расчленения проблем на элементы, включают в свой состав целый арсенал способов и приемов.

Так, программно-целевой метод охватывает следующие способы и приемы:

1. Структурирование проблемы на подпроблемы и мероприятия в такой степени, которая позволяет раскрыть проблему. Выделение в ней подпроблем позволяет определить состав целереализующего комплекса.

2. Расчленение проблемы на задачи и мероприятия, что позволяет разработать программу решения проблемы.

3. Оценку приоритетности и последовательности выполнения мероприятий, что используется для разработки технологии выполнения работ по всей программе в виде сетевого графика, а также распределения ресурсов (инвестиций, материальных, трудовых) между организациями целереализующего комплекса.

4. Механизм управления выполнением комплексной программы решения проблемы, куда включаются методы оптимизации сроков выполнения работ, использования ресурсов, методы стимулирования и система санкций.

5. Организационную систему управления решением проблем в целом. На каждом этапе решения проблемы с помощью программно-целевой методологии широко используются эмпирические методы, методы экономико-математического моделирования, сетевые методы планирования и управления, регрессионного анализа, финансового анализа и инвестиционного проектирования.

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути - способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа.

Программа -- это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.

2. Программно-целевой подход к построению организационных структур управления предприятием

Программно-целевой подход нашел свое применение в построении организационных структур нового, отличного от механистических, типа.

По типу схемы скелетной структуры осуществлялось формирование проективных матричных структур, структур программно-целевого управления.

Начало появления и использования этих структур относится к 60-м годам. Они получили названия адаптивных, органических. Уже в самих названиях структур определены причины их появления: необходимость приспособления к окружающей среде и потребностям самой организации.

Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать.

Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур.

Матричная структура управления (рис. 1) представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.

Рис. 1. Матричная структура управления

Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры.

Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ. Этот руководитель наделяется всеми правами распоряжения в части производственной, сбытовой и вспомогательной деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов.

Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе.

Чем вызвано появление новых структур управления?

Управление - это процесс получения, передачи, переработки, хранения и использования информации. Вся деятельность любого управленца связана с информацией. С увеличением масштабов предприятия, числа его внешних связей, повышением требований к оперативности принятия и исполнения решений информационные потоки растут. В то же время возможности обработки информации любым подразделением или должностным лицом ограничены. В результате скапливаются нерешенные вопросы, неисполненные решения, необработанные документы и т.п. - и в конечном счете падает эффективность управления. Один из выходов из указанной ситуации состоит во внедрении матричных структур управления (рис. 2), когда на предприятии создается ряд целевых программ, и исполнители, работающие в каком-либо функциональном подразделении ставятся в ситуацию двойного подчинения: административного - руководителю функционального подразделения и функционального - руководителю программы. При этом руководитель программы определяет, что и когда нужно делать по данной программе, а руководитель функционального подразделения - кто и как будет это делать.

Рис. 2. Матричная структура управления

Прямоугольники вверху - функциональные службы; слева - руководство программами; кружками обозначены исполнители.

Матричные структуры позволяют распределить информационные потоки между руководителями функциональных подразделений и руководителями программ; благодаря вводимой горизонтальной координации работ уменьшается нагрузка на высший уровень руководства. В результате повышаются качество и гибкость управления. Однако внедрение таких структур сопряжено со значительными организационно-правовыми трудностями, в частности, с решением вопросов о перераспределении полномочий и ответственности между руководителями функциональных подразделений и программ. Могут возрасти затраты на управление. Поэтому к внедрению матричных структур следует подходить с осторожностью, а при принятии решения о внедрении такой структуры тщательно разработать ее нормативно-правовое обеспечение.

Преимущества матричной структуры:

· лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

· более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

· более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

· относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

· улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;

· любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

· сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур:

· трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

· необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

· высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

· частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

· возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация. Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой.

3. Организация программно-целевого управления компанией

В самом общем виде управленческие технологии (УТ) - это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации. Управленческие технологии имеют двухъярусную структуру: технологии целевого управления и технологии процессорного управления (см. рис. 3).

Рис. 3. Состав управленческих технологий

менеджмент программный целевой управленческий

Технологии целевого управления (ТЦУ) определяют набор технологий процессорного управления (ТПУ). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦУ - это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦУ ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий (см. рис. 4).

Рис. 4. Укрупненная схема процесса управления 1 - основное направление решения, 2 - фоновое направление решения.

В состав ТЦУ входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии. Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий без указаний средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Она предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления работника, группы или процесса, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше, либо цель может быть не достигнута по каким-либо причинам и наконец цель может быть достигнута за пределами установленного срока. Технология не гарантирует достижение цели. Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.

Наиболее часто в организациях используется программно-целевая технология, которая предусматривает выдачу заданий (целей, задач) исполнителям с указанием средств, методов и времени их выполнения. Она предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм реализации задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология обычно гарантирует достижение цели и базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информационных технологиях.

· штат работников, охваченных конкретной целью, не должен превышать 1000 - 1500 человек;

· время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;

· наличие определенности и доступности управленческих и производственных ресурсов;

· наличие явно выраженного разделения управленческого и производственного труда;

· выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;

· большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.

Для данной технологии эффективной является кольцевая схема организационных отношений.

Регламентная технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием возможных средств и методов их выполнения; в информировании о возможных ограничениях ресурсов и ориентировочном времени их выполнения; в жестком контроле по безусловному движению к цели.

Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя.

Регламентная технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т.д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки заранее трудно определимые.

Основными условиями использования данной технологии являются:

Исходя из приведенного материала, ниже приводится весьма важная практическая таблица эффективного применения ТЦУ в зависимости от типа организации, организационно-правовой формы и численности ее персонала (см. табл. 1).

Таблица 1. Приоритеты целевых технологий в управленческой деятельности

Группы, формы и численность организаций

Приоритеты технологий

Все формы организаций с численностью персонала 5-10 человек

Рисковое производство

Инициативно целевая Регламентная Программно-целевая

Типовое производство

Регламентная Программно-целевая Инициативно-целевая

Товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия с численностью до 100 человек

Открытые и закрытые акционерные общества с численностью 1-5 тысяч человек

Программно-целевая Регламентная Инициативно-целевая

Крупные объединения, финансово-промышленные группы, государства с численностью свыше 100 тысяч человек

Только регламентная технология

Принято рассматривать три основных элемента управления Компаниями: планирование, программирование и бюджетирование.

План - система целей и стратегий по их достижению.

Программа - комплекс мероприятий по реализации стратегий.

Бюджет - запланированные сметы и прогнозируемые финансовые результаты, финансовое оформление программ и подсчет необходимых для этого затрат.

Несомненно, использование этих понятий для классификации управленческих документов и, в частности, для описания различных разделов Целевой программы предприятия оправдано. Оправдано это и для различных частных задач финансового анализа. Как известно, существуют две противоположные точки зрения на управление Компаниями.

Первая точка зрения, чаще всего встречающаяся среди российских руководителей предприятий, выражается в ассоциации слова «автоматизация» только с проблемой облегчения рутинной деятельности или условиями, навязываемыми извне.

Редко встречающееся отрицание первой точки зрения рождает вторую точку зрения. Она выражается в осознании принципиальной невозможности управления капиталом без автоматизации принятия управленческих решений. Реализация ее ведет к логичному подчинению алгоритмов работы всех подразделений Компании задаче аналитического обеспечения системы поддержки принятия управленческих решений (СППУР).

У каждой задачи должен быть исполнитель. Уже на начальной стации проектирования СППУР целесообразно вычленить структурное подразделение Компании, обоснование наличия которого лежит вне рамок задачи обоснования структуры компании. Этим подразделением должно являться подразделение Компании, ответственное за стратегическое планирование, имеющее главенствующее положение в структуре Компании и подчиняющее все структурные подразделения Компании единой цели - исполнению Целевой программы Компании.

В общем случае процесс управления Компанией включает проведение следующих последовательных мероприятий:

а) Проведение операций, направленных на выполнение Целевой программы - задача системы менеджмента (исполнительной системы Компании).

б) Оценка степени выполнения Целевой программы (степени отклонения от нее) или оценка маркетинговых решений - задача системы маркетинга.

в) Разработка предложений по корректировке параметров управления (в случае краткосрочного или среднесрочного планирования) или предложений по корректировке Целевой программы - задача системы маркетинга.

г) Возврат к пункту а).

Рис. 5. Обобщенная структура Компании

Таким образом, система маркетинга является элементом системы управления Компании, в которой она выполняет функции нормативного элемента, обладающего сенсорами, взаимодействующими с внешней и внутренней средой Компании.

Заключение

Программно-целевой подход -- один из основных методологических подходов в современном менеджменте. Этот подход предполагает четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. Программно-целевой подход является теоретической основой стратегического управления, которое получает в современных условиях все большее распространение.

Программно-целевой подход нашел свое применение в построении организационных структур нового, отличного от механистических, типа. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур.

Внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация. Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой.

Проанализировав этот материал, можно сделать определенные выводы. Программно-целевое планирование и управление основываются на системном подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, как в условиях рыночной, так и планово-регулируемой экономики.

На Западе существует множество разработок на тему программно-целевого управления и планирования. Они успешно применяются на практике как на макро-, так и на микроуровне.

На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

Преимущества программно-целевого управления персоналом заключаются в:

· активной позиции управленческого персонала;

· ориентации на достижение результатов;

· фокусировке на изменениях, инновациях и других способах улучшения эффективности.

В России программно-целевое планирование существует и используется в основном при планировании государственных и местных целевых программ. Однако научные разработки в этой области явно недостаточны. Методы программно-целевого планирования и управления являются успешными и давно применяются в России и на Западе. Однако вся проблема заключается в том, что в условиях динамично развивающейся экономики необходимо постоянное обновление целей.

Литература

1. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: учебник. М., «ИНФРА-М», 2002г.

3. Рубцов С.В. Методика программно-целевого управления предприятием. http://www.cfin.ru/rubtsov/prg_target.shtml

4. Рубцов С.В. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями. - М.: 2001.

5. Мильнер Б. 3. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980.

6. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник.- М:.ИНФРА-М, 2000.

7. Кононенко П.И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой: обобщение и практические рекомендации. - М.: Дашков и Ко, 2003.

8. Теория системного менеджмента. Под общей редакцией П.В. Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г. Янчевского. М., "Экзамен", 2003.

9. Страхова О.П. О методах организации управления.//Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №5.

10. Страхова О.П. Принципы и методы тектологии А.А.Богданова в современной организации управления. // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №3.

12. Смирнов Э.А. Управленческие технологии как объект функционального аудита.// Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №6.

13. Тренев Н.Н. Методология стратегического управления предприятием на основе самоорганизации.//Аудит и финансовый анализ. - 2001.- №4.

16. В.В. Лукашевич, О.Л. Митрякова. Программно-целевые аспекты стратегического управления персоналом полиграфических предприятий.//"Российский печатник". http://www.printer-publisher.ruprint.ru/stories/4/60_1.php

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды связи в структуре управления и принципы разделения труда, существующие структуры и значение. Алгоритм формирования организационной структуры компании. Совершенствование организационных структур управления как фактор стратегического развития вуза.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2015

    Анализ традиционных и современных организационных структур. Ключевые понятия структур управления. Маркетинговая (программно-целевая) структура управления. Персонал как объект управления. Описание организационной структуры и кадровой политики предприятия.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Виды и типы организационных структур управления и условия их применения. Преимущества и недостатки различных типов организационных структур. Анализ особенностей организационных структур западных стран. Перспективы развития организационных структур.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2008

    Этапы и методы проектирования организационных структур. Основные типы структур управления, их видимые преимущества и недостатки. Анализ существующей организационной структуры управления предприятия "КП Ворошиловский СЕЗ", ее особенности функционирования.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Значение развития малого бизнеса в России. Процесс управления малым предприятием на примере ООО "DenStroy". Программно-целевой подход к совершенствованию механизма управления. Адаптация организационной структуры к разработанным стратегическим целям.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2015

    Матричная структура. Применение матричных структур. Преимущества матричной структуры. Недостатки матричной структуры. Использование матричных структур управления. Построение организационной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2007

    Характеристика факторов, затрудняющих управление организациями здравоохранения. Исследование основных методов управления и их применения на практике. Комплексный подход к управлению персоналом. Программно-целевое планирование в медицинском менеджменте.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Понятие организационной модели предприятия. Основные методы проектирования организационных структур управления компаниями. Анализ организационно-управленческих структур "City Express". Оценка соответствия организационных структур компании ее задачам.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Понятие организационной структуры организации. Классификация и характеристика бюрократических и органических (адаптивных) организационных структур управления. Анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2010

    Понятие и принципы построения организационных структур управления. Анализ различных типов организационных структур управления предприятием. Пути совершенствования, положительные и отрицательные стороны организационной структуры на примере ООО "КТС Запад".

В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. Однако следует учесть некоторые особенности ее применения:

на государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает лишь как элемент программы определенного уровня и речь идет о программно-целевом управлении с позиций этого уровня;

на предприятии каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительство РФ использует программные методы управления. В их основе - система программ и проектов. Программы будут основой проводимой государством бюджетной политики, которая станет ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые комплексные программы (ЦКП) и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных.

Процесс разработки ЦКП базируется на понятиях и принципах программно-целевого планирования:

целенаправленность - целевая ориентация программ на достижение конечных результатов;

системность - разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации;

комплексность - соответствие частных целей (подцелей) генеральной цели;

обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;

приоритетность- ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;

экономическая безопасность проектов программы; согласованность программ различных уровней; своевременность достижения требуемого конечного результата. Современные представления о содержании проектного управления инновационной деятельностью. Проблемам управления проектами (УП) уделяется в мире все большее внимание, регулярно проводятся конгрессы и симпозиумы, посвященные этим вопросам. С целью распространения знаний и опыта в сфере УП, развития контактов между специалистами в этой области в 1965 г. была создана Международная ассоциация управления проектами - INTER.NET (со штаб-кварти- рой в Цюрихе). Россию в INTER.NET представляет Российская ассоциация УП - 80\^ЕТ, учрежденная в октябре 1990 г.

В Москве в сентябре 1993 г. был проведен международный симпозиум «Управление проектами в России и Восточной Европе (INTERNET 93)», организованное INTERNET и 80\ШЕТ. В докладе президента INTERNET М. Фан геля (Дания) были рассмотрены основные тенденции в развитии теории и практики УП. Сопоставляя УП в 70-е и 90-е годы, докладчик отметил, что раньше УП ориентировалось главным образом на решение специфических задач с применением особых методов. В настоящее же время УП использует широкий спектр методов," относящихся к общей теории управления, стратегическому планированию, маркетингу и управлению кадрами.

В качестве главных тенденций развития УП в 90-е годы М. Фан- гель выделил следующие: 1)

переход от реализации традиционных инвестиционных проектов к управлению почти всеми типами задач (включая уникальные); 2)

переход от рассмотрения в процессе УП только «проектного» периода (с момента заключения контракта до окончания проекта) к анализу всего жизненного цикла проекта, начиная с его концепции и заканчивая стадией утилизации конечного продукта; 3)

переход от создания узкоспециализированных, национальных проектных «команд» к межнациональной кооперации в области УП; 4)

переход от управления каждым индивидуальным проектом к работе над ним как элементом в сети проектов и других видов деятельности; 5)

переход от концентрации внимания на отдельных параметрах (качестве управления, сроках, ресурсах и т. д.), представленных в жестко очерченных рамках, к комплексному рассмотрению всех проектных характеристик с учетом окружающей среды; 6)

переход от взгляда на УП как на задачу только его руководителя к пониманию роли всех заинтересованных в реализации проекта лиц; 7)

переход от применения одной концепции на всех фазах УП к выбору наиболее подходящей концепции для каждой главной фазы жизненного цикла проекта.

Контрольные вопросы к главе 4.4 1.

Что представляет собой инновационный потенциал предприятия? 2.

Какова структура внутренней среды предприятия? 3.

Подходы к оценке инновационного потенциала. 4.

Сущность детального подхода к анализу среды предприятия и оценке его инновационного потенциала. 5.

Схема детального анализа. 6.

Сущность диагностического подхода к анализу среды предприятия и оценке его инновационного потенциала. 7.

Схема диагностического анализа. 8.

Сущность диагностического анализа инновационной среды предприятия по методу 5\А/ОТ-анализа. 9.

Общий вид матрицы 5\А/ОТ-анализа. Поля матрицы. 10.

Структура макросреды предприятия. 11.

Структура микросреды предприятия. 12.

Сущность операционной инноватики. 13.

В чем отличия функционального и проектного управления нововведениями? 14.

В чем разница между менеджером и лидером? 15.

Что представляет собой концепция проекта? 16.

В чем выражаются особенности стратегической инноватики как объекта управления? 17.

Каков подход к распределению полномочий в разработке и реализации проекта? 18.

Что представляет собой команда, выполняющая проект? 19.

Каковы структурные преобразования перед выполнением проекта? 20.

В чем заключается стратегическое партнерство в выполнении проекта? 21.

Укажите, каковы соотношения проектного и программно-целе- вого управления.

Источник: А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. Управление организацией: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,- 669 с.. 2000 {original}

Масштаб инноваций и соответственно инновационных процес­сов имеет широкие границы. Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности (инноватики): операцион­ный и стратегический.

Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций - получение текущих прибылей за счет стабиль­но действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных иннова­ций - отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и техноло­гического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Такие изменения встречаются в жизни предприятия довольно часто, и они нуждаются в управлении. Как правило, это объекты функционального управления.

Назначение функционального управления - консервативное. Оно призвано поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек. Специалисты, занятые организацией функционального управления, справедливо считают операционную инноватику одной из функций предприятия, подобно производству и маркетингу.

Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций, по их выживанию в долгосрочной перспективе, спо­собствовать достижению целей, направленных не на получение те­кущих прибылей, а на удовлетворение потребителей.

Инновационная деятельность такого масштаба не может огра­ничиваться одной функцией (пусть даже называемой проектированием), так как она органически представляет собой бизнес в це­лом (в целостном восприятии - от идеи продукта до его коммер­ческой реализации), интегрирующий исполнителей всех стадий цикла создания и реализации нового продукта, т.е. исполнителей всех функций организации. Здесь мы имеем дело уже не с функ­цией, а с проектом. Поскольку стратегическая инноватика требу­ет значительных ресурсов организации, исполнители проекта кон­курируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих ста­бильных процессов. Для одновременного осуществления обоих видов деятельности требуется их организационно разделить.

При организации стратегической инноватики необходимо про­вести большую работу по переходу от функционального мышле­ния руководителей и исполнителей, ведущему к ограниченности восприятия задач и уходу от ответственности за конечные резуль таты всего дела, к проектному мышлению и проектному управле­нию, при которых все функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг, - всего лишь звенья одной цепи, которые должны служить одной цели, заключающейся в выпуске нового продукта, решающего проблемы потребителей.

Эти особенности более четко видны из результатов успешно за­вершенных инновационных проектов.

В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, ре­гиональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприя­тия. Однако следует учесть некоторые особенности ее примене­ния:

На государственном (региональном и отраслевом) уровне про­ект выступает лишь как элемент программы определенного уров­ня и речь идет о программно-целевом управлении с позиций это­го уровня;

На предприятии каждый проект отражает определенную про­блему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительство РФ использует программные методы управле­ния. В их основе - система программ и проектов. Программы - основа проводимой государством бюджетной политики, ориенти­рованной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объект­ные целевые программы (ЦП) и проекты. Региональным и отрас­левым программам в зависимости от важности задач может при­сваиваться статус федеральных.

Процесс разработки ЦП базируется на понятиях и принципах программно-целевого планирования:

целенаправленность - целевая ориентация программ на до­стижение конечных результатов;

системность - разработка всей совокупности мер, необходи­мых для реализации;

, комплексность - соответствие частных целей (подцелей) генеральной цели;

обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;

приоритетность - ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;

экономическая безопасность проектов программы;

согласованность программ различных уровней;

своевременность достижения требуемого конечного результата.

Контрольные вопросы к главе:

1. Что представляет собой инновационный потенциал предприятия?

2. Какова структура внутренней среды предприятия?

3. Подходы к оценке инновационного потенциала.

4. Сущность детального подхода к анализу среды предприятия и оценке его инновационного потенциала.

5. Схема детального анализа.

6. Сущность диагностического подхода к анализу среды пред­приятия и оценке его инновационного потенциала.

7. Схема диагностического анализа.

8. Сущность диагностического анализа инновационной среды предприятия по методу SWOT -анализа.

9. Общий вид матрицы SWOT -анализа. Поля матрицы.

10. Структура макросреды предприятия.

11. Структура микросреды предприятия.

12. Сущность операционной инноватики.

13. В чем отличия функционального и проектного управления нововведениями?