Работы по созданию самолета ТУ-160 "Белый лебедь " – ракетоносца сверхзвукового бомбардировщика дальней авиации начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева. А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией. Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году.

Ту-160 Фото

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек», а на сленге американцев – «дубинка» (Black Jack - избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» - и это очень похоже на правду. Сверхзвуковые Ту-160 красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. Вооружением для них выбрали Х-55 - дозвуковые крылатые малогабаритные ракеты и Х-15 - аэробаллистические ракеты, которые разместили на многопозиционных установках под крыльями.

Макет Ту-160 утвердили в конце 1977 года, и опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком - опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. На государственных испытаниях, которые завершились в середине 1989 года, самолетом Ту-160 были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец».

    Экипаж Ту-160: 4 человека.

    Двигатели: (турбинные) четыре штуки НК - 32 ТРДДФ 4х14.000/25.000 кгс (тяга: рабочая / на форсаже).

    Агрегат трехвальный, двухконтурный, с форсажной камерой. Его запуск происходит от воздушного стартера.

    За левой опорой главного шасси располагается ВСУ – электрическая система управления двигателями, имеющая гидромеханическое дублирование

    Масса и нагрузки: взлетная нормальная – 267600 кг, самолета порожнего – 110000 кг, максимальная боевая – 40000 кг, топлива – 148000 кг.

    Летные данные: 2000 км/ч - скорость полета на высоте, 1030 км/ч – полет у земли, от 260 до 300 км/ч - скорость посадочная, 16000 м - потолок для полета, 13200 км - практическая дальность, 10500 км - длительность полета при максимальной нагрузке.

Салон

Ту-160 - один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала до его постройки, за несколько лет. В 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском). Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код - «Black Jack». С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен.

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.А что сегодня?

При распаде СССР Ту-160 были распределены между республиками. 19 из них достались Украине, авиаполк в Прилуках. Восемь были переданы в счет долгов за газ России, а оставшиеся попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа. Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C. Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

    Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

    Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения, который мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

    Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

    Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. Это значило, что модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами «Кречет-Р» автономная, инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» были свернуты в середине 80-х годов ХХ века.

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза, при этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14 000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разрабатывать комплекс начали в 1991 г., ввод в эксплуатацию был запланирован в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160КС к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19.01.2000 между аэрокосмической корпорацией «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписаны нормативные документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

В 60-х годах прошлого столетия Советский Союз делал упор на развитие ракетного вооружения, а стратегическая авиация, представленная Ту-95 и М-4 с дозвуковыми скоростями, считалась неспособной преодолеть ПВО стран НАТО.

Решение США о создании нового стратегического сверхзвукового бомбардировщика В-1 подтолкнуло руководство СССР к адекватным ответным мерам. Совет министров постановил приступить к подготовке проекта современного межконтинентального стратегического сверхзвукового самолёта, впоследствии получившего обозначение ТУ-160 , а у лётчиков носившего ласковое имя – «Белый лебедь».

История проекта создания самолёта Ту 160

Создание проекта нового бомбардировщика было поручено ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. К началу 70-х годов проекты представили на рассмотрение. Оба проекта получились схожие – это сверхзвуковая машина с четырьмя двигателями и крылом с изменяющейся стреловидностью, но всё же схемы отличались.

В 1969 году к проекту подключилось ОКБ Туполева с опытом в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 . Рассмотрев проекты ОКБ Сухого и Мясищева и внеконкурсный проект ОКБ Туполева, было решено отдать работу над проектом туполевцам, как имеющим большую практику в создании сверхзвуковых машин.

Кроме ОКБ Туполева, задействовали предприятия ВПК, НИИ ВВС, ЦАГИ, всего начиная с 1972 года принимали участие более 800 организаций.
Первый опытный образец (обозначение 70-01) оторвался от земли в декабре 1981 года с экипажем под руководством лётчика-испытателя Б.Веремея с аэродрома «Раменское». Второй образец предназначался для статических испытаний. Первые четыре образца изготовили на предприятии «Опыт».

Ту 160 схема

Серийные самолёты изготавливались на Казанском авиационном заводе. В 1984 году 10 октября серии была дана путёвка в небо.

Описание самолёта Ту 160

Конструкция машины построена по интегральной аэродинамической компоновке с низкорасположенным крылом с изменяющейся в полёте стреловидностью. Стреловидность возможно менять от 200 до 650.
Крыло оснащено богатой механизацией – на каждой консоли расположены предкрылки по всей длине, сзади – закрылки. Перед закрылками в конструкцию консоли встроили флаперон и интерцептор.

Радиопрозрачный обтекатель антенны прячет внутри бортовую РЛС обзора передней сферы. В пространстве между кабиной пилотов и блоками обзорного локатора стоит РЛС «Сопка», предназначенная для полётов на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Кабина экипажа рассчитана на четырёх членов – два лётчика и два штурмана, которые сидят бок о бок. Первый штурман отвечает за самолётовождение, другой за применение вооружения. Кресла оборудованы катапультой.

Под наплывом крыла спереди стоят многорежимные воздухозаборники, регулирующие набегающий поток и подающие его в двигатели. Сечение каналов заборников изменяется, из прямоугольного плавно переходит в круглое. Силовая установка состоит из четырёх ТРДД НК-32, размещённых по два с каждой стороны фюзеляжа.

Киль у Ту-160 изготовлен из двух секций, корпус фюзеляжа жёстко соединён с нижней частью, а верхняя трапециевидная секция выполняет функцию руля поворота. На неподвижной части киля крепится механизм поворота и сам поворотный стабилизатор.

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме, основное шасси на каждой опоре имеет по шесть колёс, убирающихся в нишу на центроплане между воздухозаборниками и отсеком вооружения. Носовое шасси двухколёсное, в убранном положении размещается между отсеком вооружения и кабиной экипажа.

Конструкция самолёта разрешает разместить в 13 кессон-баках 171 тонну топлива, что на крейсерской скорости со стреловидностью в 350 даёт возможность преодолеть расстояние в 14 тыс. км. Предусмотрена и дозаправка в полёте – топливоприёмник в виде убирающейся штанги расположен в носовой части, перед кабиной пилотов.

Ту 160 в воздухе

Для выполнения предназначения – прорыва ПВО противника и нанесения ударов по важным стратегическим объектам, оснащён бортовым комплексом обороны «Байкал». В состав этого комплекса входят станции обнаружения угроз со стороны авиации и средств ПВО, станции РЭБ и автоматические устройства отстрела ложных целей и ловушек.

Внизу носовой части самолёта размещены оптико-электронный прицел ОПБ-15Т для точного бомбометания и телекамера обзора в передней нижней сфере. Инерциальная навигационная система, система астронавигации и оборудование спутниковой системы слежения позволяют выполнять полёт с высокой точностью с отображением местонахождения самолёта на индикаторах штурмана.

Тактико-технические данные бомбардировщика Ту 160

Ту 160 «Белый Лебедь»

Лётные характеристики Ту 160

  • Максимальная скорость на высоте 12тыс. м – 2200 км/час.
  • Максимальная скорость у земли – 1030 км/час.
  • Крейсерская скорость – 850-920 км/час.
  • Скороподъёмность – 70 м/сек.
  • Практическая дальность без дозаправки – 14 тыс. км.
  • Потолок – 15600 м.
  • Боевой радиус – 7300 км.
  • Продолжительность полёта – 14,5 часов.

Силовая установка самолёта Ту 160

  • Четыре ТРДДФ НК-32 с тягой на крейсерском режиме – 137,2 кН.
    на форсаже – 245,7 кН.

Размеры самолёта Ту 160

  • Длина самолёта – 54,10 м.
  • Высота самолёта – 13,10 м.
  • Размах крыла, стреловидность 200 – 55,7 м.
  • Размах крыла, стреловидность 350 – 50,7 м.
  • Размах крыла,стреловидность 650 – 35,6 м.

Вес самолёта Ту 160

  • Пустой, снаряжённый самолёт – 117 т.
  • Взлётный максимальный – 225 т.

Вооружение самолёта Ту 160

  • На установке барабанного типа – 6 КРВБ Х-55СМ/101/102.
  • Ракеты малой дальности Х-15 – 12 шт.

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО , а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

Видео: пуски крылатых ракет по объектам террористов в Сирии с борта Ту 160

В четверг на лётно-испытательной станции Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова представили новый Ту-160. Согласно планам Министерства обороны России с 2021 года в стране должно начаться серийное производство стратегических ракетоносцев Ту-160М2. Программа по модернизации легендарного «Белого лебедя» и созданию на его основе современных воздушных судов обеспечит обороноспособность государства вплоть до появления преемника Ту-160 - Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Каким будет новый российский стратегический ракетоносец - в материале RT.

Важность появления такой машины сложно переоценить — последний новый самолёт этого типа был передан в 121-й Гвардейский авиаполк ещё в 2008 году.

По мнению экспертов, программа по модернизации уже существующих стратегических ракетоносцев и строительству новых позволит обеспечить безопасность страны вплоть до появления преемника Ту-160 — Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)

По словам заместителя министра обороны Юрия Борисова, планируется закупить не менее 50 модернизированных Ту-160.

  • Ту-160
  • Reuters
  • Viktor Korotayev

О первом «выходе в свет» модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 на встрече с президентом России Владимиром Путиным доложил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

«Вами было принято решение об укреплении российской ядерной триады, в том числе воздушной триады, и возобновлении производства на новой технической и технологической основе нашего стратегического авианосца Ту-160. Докладываю, что сегодня, как раз в дни, когда «Казанское авиационное производство имени Горбунова» празднует своё 90-летие, произошла выкатка из цеха», — сказал Рогозин на встрече с главой государства.

В свою очередь, Владимир Путин поздравил с этим событием российских авиастроителей.

«Поздравляю авиастроителей и думаю, что порадуем Министерство обороны. Это именно Минобороны настаивало на возобновлении этой версии Ту-160 на новой базе оправдавшего себя носителя — сверхзвукового самолёта», — сказал президент России.

Рогозин также заявил, что первый полёт стратегического ракетоносца состоится в феврале 2018 года, а в 2023 году начнётся серийная поставка «стратегов».

Начать с нуля

Несмотря на узнаваемый силуэт, модернизированные «лебеди» будут значительно отличаться от своих предшественников. По ряду ключевых параметров Ту-160 до сих пор нет равных в мире. Уникальный механизм уборки крыла, отсеки для вооружения, сверхмощные двигатели, работающие на топливе с добавлением двуокиси азота и способные разогнать машину с максимальной взлётной массой в 275 тонн до 2200 км/ч, — всё это не смогли повторить ни в одной стране мира.

Долгое время вопрос возобновления производства Ту-160 почти не обсуждался — необходимо было сохранить в пригодном для эксплуатации состоянии оставшиеся машины.

По мнению экспертов, появлению самолёта предшествовала огромная работа по восстановлению технологий с нуля. Электронно-лучевая сварка центроплана, схема стыковки крыльев с фюзеляжем и масштабное восстановление всей производственной кооперации — всё это делалось практически заново.

«Всё это нужно было восстанавливать с нуля. Особенно сложным этот процесс оказался ещё и потому, что в производстве участвуют даже не сотни, а тысячи смежных предприятий», — отметил в интервью RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.

Самые серьёзные опасения у специалистов вызывали двигатели — новых силовых установок НК-32 для самолётов Ту-160 давно не производили.

Одним из первых руководство Минобороны привлекло к работе над новой машиной самарское производственное объединение «Кузнецов», входящее в состав «Объединённой двигателестроительной корпорации».

Уже осенью 2017 года заместитель директора ПАО «Кузнецов» Сергей Павлинич заявил, что завод готов к производству модернизированных двигателей НК-32-02 для модернизированных Ту-160.

«Сложность производственной технологии заключается в том, что приходится восстанавливать уникальное оборудование, некогда созданное исключительно под производство Ту-160. Это касается как двигателей, так и планера», — рассказал в интервью RT военный эксперт Василий Кашин.

Глубокая модернизация

Помимо строительства Ту-160М2, глубокой модернизации должны подвергнуться уже состоящие на вооружении ВКС РФ ракетоносцы.

Единым для новых машин останется только планер. Бортовое радиоэлектронное оборудование, включая авионику, прицельно-навигационные и пилотажные приборы будут другими.

По сути, это будет совершенно другая машина, отмечают эксперты, для строительства которой понадобилось не только восстановить уникальные технологии авиастроительной промышленности, но и применить весь опыт защиты самолётов такого типа современными комплексами бортовой обороны.

Известно, что, помимо средств обнаружения ракет противника, модернизированный Ту-160М2 получит защиту от всех типов ракет. Принципиально новый комплекс защиты разрабатывают специалисты российского Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

«Мы понимаем, что там будет стоять принципиально новый комплекс обороны, который разрабатывается в новой опытно-конструкторской работе. Он будет защищать от всех возможных типов ракет. Комплекс будет обнаруживать цели на расстоянии в несколько сотен километров», — рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев.

Эксперты отмечают, что глубокая модернизация самолетов Ту-160 до уровня Ту-160М и серийное производство Ту-160М2 неизбежно подтянут за собой и разработку перспективных средств поражения.

Часть из арсенала стратегических ракетоносцев уже испытана в бою: в Сирии экипажи дальней авиации отработали боевые пуски крылатых ракет Х-101 с дальностью полёта в несколько тысяч километров.

  • Сопровождение истребителем Су-30СМ бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, выполнившего пуск крылатых ракет над Средиземным морем по объектам ИГ в Сирии
  • РИА Новости

Министр обороны России Сергей Шойгу проинспектировал в Казани ход работ по производству и модернизации самолётов Дальней авиации, а также возобновление производства Ту-160 в новом облике. Первый серийный глубоко модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160М2 должен поступить в войска в 2021 году, сообщил министр обороны по итогам посещения Казанского авиазавода. "Работы по воспроизводству […]

Самарское двигателестроительное объединение «Кузнецов» получило заказ на производство 22 авиадвигателей НК-32 второй серии, которые предназначены для установки на модернизированные ракетоносцы Ту-160М2. Об этом 16 октября в ходе совещания в правительстве Самарской области рассказал генеральный директор Объединённой двигателестроительной корпорации Александр Артюхов, сообщает пресс-служба областного правительства. «В этом году завершится исполнение первого […]

Проект глубокой модернизации стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М в версию Ту-160М2 полностью осуществляется в цифровой среде, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). "Создание нового модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160 потребовало организации работы над проектом в распределенной цифровой среде - впервые все ключевые конструкторские бюро, входящие в ОАК, объединились […]

Объединённая двигателестроительная корпорация поставит Министерству обороны первую партию новых двигателей НК-32 второй серии уже в этом году, сообщает "Интерфакс-АВН" со ссылкой на свой источник в ОДК. Таким образом, прототип стратегического ракетоносца Ту-160 нового поколения может появиться уже в ближайшее время. По словам представителя ОДК, сейчас на машиностроительном предприятии «Кузнецов» проводятся […]

Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») приступил к строительству первого стратегического ракетоносца Ту-160М2, сообщает "Интерфакс", цитируя заявление генерального директора "Туполева" Александра Конюхова. "Первый самолёт в облике Ту-160М2 уже строится", - заявил Конюхов. Он пояснил, что "Ту-160М2 - это свежий планер, совсем новый самолёт, а Ту-160М - […]

В рамках проверки хода выполнения государственного оборонного заказа предприятиями ОПК заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов посетил в Самаре ПАО "Кузнецов", сообщает РИА Новости. Завод является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в […]

Уже в феврале 2018 года машина поднимется в небо, ознаменовав новый этап развития стратегической авиации России. Именно с этого самолета начнется путь к созданию перспективного комплекса дальней авиации ПАК ДА. . Всего ВКС планирует закупку не менее 50 таких самолетов. Как говорят конструкторы, «новинки» внутри. Более 60 процентов систем и оборудования бомбардировщика - новые. Это и «стеклянная» кабина экипажа, в которой вместо аналоговых приборов будут стоять жидкокристаллические панели, на которые будет выводиться вся нужная информация, и новые вычислительные комплексы повышенной производительности, и система радиоэлектронного подавления, и многое другое, чего не было на Ту-160.Но главное, что самолет получит новый двигатель НК-32 серии 02 производства самарского ПАО «Кузнецов» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию», ОДК). Производство оригинальных НК-32 было прекращено в 1993 году. Так что без нового мотора Ту-160М2 в небо не подняться. На базе модифицированных двигателей НК-32 второй серии будет создаваться и двигатель ПАК ДА.НК-32 - уникальный по своим характеристикам авиационный двигатель. Он не только самый мощный в мире, но еще и позволяет летать самолету, как в атмосфере, так и в стратосфере. Максимальная высота полета Ту-160 с НК-32 - 18 000 метров. Эту возможность бомбардировщик может использовать для прорыва противовоздушной обороны противника. Ту-160 поднимается к границам космоса и на скоростях, близких к 2 тыс. км в час, легко отрывается от истребителей. Экипаж перед такими полетами надевает специальные скафандры, очень похожие на те, что носят космонавты.
Концепция НК-32 позволяет развивать его, создавая машину большего размера и большей тяги. Это одна из основных причин возобновления его производства. Известно, что модифицированный НК-32 получит новый газогенератор и цифровую систему управления FADEC. Это не только обеспечит оптимальные режимы его работы, но и существенную экономию топлива. Так что уже сейчас можно предположить, что новый двигатель Ту-160М2 позволит ему не только выполнять сверхдальние перелеты, подниматься к границам космоса, но и иметь большую, чем у предшественника Ту-160 скорость.
Уже сегодня на Ту-160 установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые, с обычными боеголовками Х-555, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару, что, собственно, наша дальняя авиация неоднократно продемонстрировала в ходе сирийской кампании по уничтожению инфраструктуры террористической организации ИГИЛ (запрещена в России).
Российские ВКС показали возможность пуска с бомбардировщика самых современных стратегических крылатых ракет Х-101 в неядерном оснащении. Дальность их полета - 4 тысячи километров. Ту-160М2 также будет иметь такую возможность, так что будет использоваться не только в рамках системы ядерного сдерживания, но и для решения текущих задач в интересах безопасности государства. Именно это имел в виду начальник Генштаба Валерий Герасимов, когда на последней коллегии военного ведомства сказал, что «набранная динамика развития высокоточного оружия и ведущиеся разработки гиперзвуковых ракет позволят перенести основную часть задач стратегического сдерживания из ядерной в неядерную сферу».Объединенная авиастроительная корпорация подчеркивает, что производство Ту-160М2 будет идти поэтапно. Цена вопроса слишком высока. Только на модернизацию производства на Казанском заводе потратили 500 млн рублей. При этом перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов, для того чтобы на нем можно было выпускать и ПАК ДА. Все это говорит о том, что ту Ту-160М2 станет именно тем полигоном, на котором сегодня начнется обкатка технологий бомбардировщика будущего.