Как стало известно “Ъ”, акционеры одного из крупнейших в России сервисов каршеринга BelkaCar обсуждают возможность продажи части бизнеса потенциальным инвесторам, среди которых автоконцерн Volkswagen и венчурный фонд Sistema_VC. Компания оценивает себя в $100 млн. Консультации проходят на фоне судебного процесса на Кипре, в котором участвуют BelkaCar и крупнейший акционер сервиса, швейцарская Bryanston Group.


Акционеры BelkaCar ведут переговоры о привлечении инвесторов, представители компании встречались в том числе с немецким концерном Volkswagen и фондом Sistema_VC (входит в АФК «Система»), рассказали источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. Компания ищет деньги на развитие, чтобы не отставать от роста рынка каршеринга, подтвердил собеседник, осведомленный о переговорах. «BelkaCar говорят инвесторам, что стоят $100 млн, но с выходом "Яндекса" на рынок каршеринга такая оценка выглядит завышенной»,- считает один из собеседников.

В пресс-службе BelkaCar сообщили, что «в целом вопрос про продажу акций или выпуск новых сейчас неактуален», так как компания «не находится в фазе закрытия раунда». Представители Sistema_VC «неоднократно общались с основателями» BelkaCar и наблюдали за развитием ее бизнеса, сообщил вице-президент по инвестициям фонда Искандер Гиниятуллин, подчеркнув, что предметных переговоров об инвестициях в BelkaCar фонд не ведет. Представитель Volkswagen не подтвердила и не опровергла информацию о переговорах по поводу инвестиций в BelkaCar.

Парк BelkaCar состоит из 4,3 тыс. автомобилей в Москве и Сочи. По данным издания «Трушеринг», по этому показателю сервис занимает третье место на рынке, уступая «Делимобилю», у которого около 6 тыс. автомобилей в 11 городах, и «Яндекс.Драйву» с примерно 8,53 тыс. автомобилей в Москве и Петербурге.

Volkswagen и Sistema_VC не единственные, кто может рассмотреть инвестиции в BelkaCar, говорит собеседник “Ъ”. По его словам, в прошлом году представители структур концерна Daimler (производитель Mercedes-Benz) проводили due diligence BelkaCar, также к этому сервису, как и другим каршеринговым компаниям, присматривается Mail.ru Group. В «Мерседес-Бенц Рус» отказались от комментариев. Представитель Mail.ru Group говорит, что холдинг рассматривает различные варианты усиления позиций в транспортном сегменте.

Привлечение инвестиций в BelkaCar осложняется тем, что акционер сервиса швейцарская Bryanston Group стала ответчиком по иску на Кипре, сообщил источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Эта компания получила долю в сервисе, инвестировав в него «несколько миллионов долларов», в 2017 году. Кроме нее, BelkaCar владеют основательницы Екатерина Макарова, Лориана Сардар и Елена Мурадова.

В октябре 2018 года окружной суд Никосии по требованию мюнхенской B.S. Beteiligungsgesellschaft mbH ограничил активы Bryanston Group на €26,9 млн, также запретив кипрской BelkaCar Ltd продавать 52,47% управляющего сервисом АО «Каршеринг», следует из копии решения суда (есть у “Ъ”). Владельцем B.S. Beteiligungsgesellschaft выступает экс-президент Bryanston Resources Бенедикт Соботка, сообщила его адвокат Кристина Котсапа. Иск подан в связи с мошенничеством и сговором компаний BelkaCar, Bryanston Group, Bryanston Resources, их владельцев и менеджеров, что привело к потере активов Bryanston Resources, включая 52% BelkaCar, утверждает адвокат.

Часть акций временно заблокирована, подтвердили в пресс-службе BelkaCar: «Это стандартная процедура блокировки акций до решения суда». Его решение ожидается «в ближайшее время», ситуация «никак не влияет на операционную деятельность», отметили в BelkaCar. Прямого ограничения на инвестиции решение суда не создает, оно лишь налагает обеспечительные меры на пакет акций, принадлежащий ответчику, отмечает партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Владислав Новый, Халиль Аминов

Идея каршерингового бизнеса BelkaCar родилась во время обычных девичьих посиделок на кухне, а теперь симпатичные синие авто с оранжевой полоской можно увидеть на любой улице Москвы, компания растет быстрее конкурентов и недавно приобрела 200 автомобилей Mercedes-Benz CLA, чтобы преуспевать в премиальном сегменте. Основательницы BelkaCar Екатерина Макарова, Елена Мурадова и Лориана Сардар рассказывают о том, как каршеринг развивается в России, готовы ли они сами пересесть из личного автомобиля в арендованный и почему в сознании русского человека автомобиль премиум-класса ассоциируется именно с Mercedes-Benz.

Почему вы решили заняться этим бизнесом? Как он возник и почему у Belka три владельца?

Екатерина Макарова: Бизнес возник спонтанно. Мы дружили, вместе учились на MBA. Я искала проект для «Стартап Академии Сколково», где тогда училась. Как-то вечером после занятий приехала в гости к Лене, а она только вернулась из Милана, где работала в тот момент Лора и где очень развит каршеринг. Я узнала об этом сервисе и заявила, что его надо делать в Москве. И Лена неожиданно согласилась, хотя обычно женщины пугаются новых бизнес-идей. Той же ночью мы позвонили Лоре. А когда трое русских собираются на кухне…

Лориана Сардар: У меня не было планов возвращаться в Россию, но я действительно загорелась этой идеей. Я была потребителем со стажем: часто меняла автомобили, принимала участие в гонках, половину бюджета тратила на автокредиты. В Милане страдала без машины. И тут - чудо! - появляется каршеринг. Мое сознание поменялось за один день. Я поняла, что не хочу покупать машину, моя потребность в вождении удовлетворена. Стала активным пользователем Car2Go, причем, как все женщины, верным и лояльным. Присылала Кате и Лене видео, чтобы показать, как это работает. В декабре 2013-го это было. Вау! Когда Катя сказала, что хочет заняться разработкой этого проекта в «Стартап Академии», я серьезно не отнеслась. Однако она подключила Лену, потом - меня. И через несколько месяцев мы поняли, что тема интересная и мы хотим ею заниматься. Вскоре я вернулась в Москву.

Елена Мурадова: Говорят, что многие стартапы в Европе и Америке начинались с гаража. У нас практически так и было. Мы вложили абсолютно все свои деньги, набрали кредитов, но не сдавались и боролись до последнего. Важно верить в то, что делаешь. Если бы была возможность вернуться в прошлое, я бы ничего не меняла. Хорошо, что мы не струсили. Помогло, что нас трое. Все решения стараемся принимать коллегиально. А так у каждого есть собственное поле деятельности. Катя занимается IT-разработкой и возглавляет группу из семи мужчин-программистов, также на ней маркетинг и PR. Лориана в Милане училась в магистратуре по специальности Fashion Expirience & Design. Но при всей легкомысленности образа в ее зоне ответственности финансы, инвесторы и операционная деятельность - все, что связано с мойками, заправками, поломками, угонами. Я отвечаю за отношения с поставщиками, в том числе и с самым важным нашим партнером - Mercedes-Benz. А также за продажи b2b-клиентам.

В Москве работает несколько сервисов краткосрочной аренды автомобилей. Какова концепция Belka и в чем ваши особенности? Почему компания так называется?

Екатерина: Насчет названия мы долго спорили, сначала хотели составить его из английских слов, которые ассоциируются с автомобилями и вождением. В итоге остановились на «Белке». Это слово запоминается сразу, а значит, в долгосрочной перспективе придется меньше платить за привлечение клиентов. По всем законам семантики в нем нет «страшных» шипящих и звенящих звуков, бессознательно отталкивающих людей. «Белка» ассоциируется с шустрым симпатичным зверьком, обитающим не в экзотических краях, а в средней полосе. Хорошо склоняется, помещается в слоганы и предложения. Попробуйте какое-нибудь английское слово просклонять!

Елена: Сейчас и нас самих часто называют «белками». Когда куда-то звоню, представляюсь: «Здравствуйте, Елена Белка». Полное название компании - BelkaCar - даже не произношу.

Лора: Что касается конкурентных преимуществ, то у нас их много. Во-первых, мы пока одни на рынке, кто продает услуги не только розничным клиентам, но и компаниям. Во-вторых, с первого дня мы понимали, что на арендованной машине клиенту важно чувствовать себя защищенным. Поэтому включили в базовый тариф каско. В отличие от конкурентов, в BelkaCar все застраховано. Есть франшиза в размере не более 30 тысяч рублей, которую при наступлении страхового случая обязан выплатить клиент, но его ответственность ограниченна. И пользователи это ценят. Еще они отмечают, что у нас машины в хорошем состоянии. Зимой мы их моем дважды в неделю. Что касается автомобилей Mercedes-Benz, ? то их будем мыть два раза в неделю летом и, скорее всего, три раза зимой. Это премиум-сервис, такого в мире нет, чтобы каршеринговые машины мыли трижды в неделю.

Екатерина: Мы позиционируем бренд как инновационный, более премиальный, чем у конкурентов. У нас крутое мобильное приложение. На «белках» любят ездить предприниматели, основатели компаний. Бизнес построен по американской модели: три основателя и западный фонд-инвестор. Это отличается от ситуации, когда инвестор, например крупный банк, сам выходит на рынок и нанимает менеджмент. Основатели - это всегда родители бизнеса, они заинтересованы в том, чтобы их «ребенок» ел вовремя и рос быстро. И пока на рынке мы растем быстрее всех.

BelkaCar по-новому подошла к такой большой проблеме всех каршерингов, как заправка. У нас все удобно и бесшумно: как только бензин в баке подходит к определенному уровню, на экране телефона с приложением загорается кнопка. Если вы ее активируете, она ведет вас до ближайшей заправки. Вы нажимаете на «хочу заправиться», и тут же генерируется пин-код. Вы его показываете, заправляетесь и уезжаете. Отсутствует необходимость звонить в службу поддержки, как у других компаний. Мы сами это разработали, и пока такого нет ни у кого.

Лора: Мы были первыми, кто ввел подписание договора онлайн. У остальных сервисов для этого надо приезжать в офис. И у нас есть собственная система риск-менеджмента - система оценки пользователей. Мы проверяем, насколько благонадежны наши клиенты с точки зрения финансов, не находятся ли они в черных базах уголовников, угонщиков автомобилей. Система автоматически выдает результат. А потом уже человек принимает решение по существующему алгоритму.

Что думаете по поводу развития каршеринга в России? Верите ли вы в то, что этот сервис произведет урбанистическую революцию?

Елена: Она уже потихоньку происходит.

Лора: Когда мы только начали изучать рынок каршеринга в мире, статистика говорила, что в городах им обычно пользуются от 1 до 3% населения, включая детей и стариков. Примерно такие цифры мы и закладывали на Москву. Спустя два года в Москве клиенты каршеринга - уже 1,5% населения. А мировая статистика говорит уже о 6%. При этом Москва по темпам роста - один из лидеров. В нашем парке сейчас 850 автомобилей, а к моменту выхода этого интервью будет 1000.

Екатерина: Есть еще потенциально огромный рынок - московские города-спутники. К нам каждый день приходят запросы, почему нет машин в Митине, Красногорске или Одинцове. Там плотность населения местами выше, чем в Москве. Этот рынок интересен, потому что, в отличие от Москвы, там нет квартир, доставшихся по наследству, - они все покупные. А владельцы покупных квартир чуть за МКАД - это абсолютно средний класс. Те, у кого есть деньги на квартиру в ближнем Подмосковье, - как раз наша целевая аудитория. Мы сейчас открываем хабы в Сколкове. Делаем коллаборации с туристическим направлением - с S7, «Аэроэкспрессом», Biletix. Верим в мультимодальность, мобильность, когда человек открывает приложение и видит: «О-о-о, пробка, поеду-ка я на “Белке” до Белорусского, а дальше на аэроэкспрессе». Мы хотим стать частью транспортной системы, а не просто эксклюзивным предложением для отдельной группы лиц. Если такое произойдет, значит, рынок сформировался.

Как вы думаете, если брать в расчет также и тренды в других странах, какая часть нынешних автовладельцев могут отказаться от обладания автомобилем?

Лора: По статистике, 60% автолюбителей используют каршеринг. У них есть сформированная привычка. По нашим подсчетам, если человек накатывает на автомобиле меньше 15 тысяч км в год, ему выгоднее каршеринг.

Готовы ли вы отказаться от личного автомобиля в пользу каршеринга?

Лора: Лично я давно отказалась. Наверное, я самый активный пользователь нашего сервиса. Агитирую родных и близких сделать то же самое, раздаю промокоды.

Елена: Нет, я пока не готова! Но когда мы только запускались, я разместила на своем авто огромное красное сердце с надписью I Love BelkaCar. И еще по Москве ездит Geländewagen наших друзей с такой же надписью. Это первый шаг к тому, чтобы отказаться!

Екатерина: Я езжу ситуационно. Например, на тренировки. Живу далеко от метро, поэтому рядом со мной всегда большое скопление «белок». Все точки в городе, где рядом нет метро, - это клиенты BelkaCar.

Каков портрет вашего типичного клиента?

Екатерина: Мужчина, 24-32 года, городской житель со средним доходом, много путешествует, работает в основном в сервисных компаниях - IT, сервис-провайдеры, телеком - или на фрилансе.

Чем российский каршеринг отличается от европейского или американского?

Лора: У нас другие условия: плохая погода семь месяцев в году, поэтому автомобили моются чаще. Случается больше ДТП. И приходится держать сток запчастей, наиболее популярных при авариях: бамперы, крылья. Чтобы можно было отремонтировать машину в тот же день и выставить ее на дорогу.

Екатерина: В Москве гораздо выше уровень сервиса, особенно в том, что касается IT-инфраструктуры. Ни один российский каршеринговый оператор не использует западные разработки, все создаем сами, потому что они у нас быстрее и технологичнее. На Западе все еще популярен традиционный каршеринг, привязанный к картам и парковкам. Он менее ликвидный, потому что вы должны вернуть автомобиль на то же место в определенное время. Не верю, что на Западе изобретут какие-то прорывные для каршеринга штуки. Мне кажется, все самое крутое будет рождаться в России.

Тем не менее когда вы только начинали, у вас был западный ментор - сооснователь американского каршеринга ZipCar Джулиан Эспириту.

Лора: Он помог в построении финансовой модели, потому что тогда мы были абсолютно неопытными. Проблема стартапа в том, что непонятно, какие предпосылки закладывать в финансовую модель. В итоге наши результаты даже выше, чем ожидалось. Это хорошая ситуация: инвесторы рады, мы рады. Но с точки зрения бизнеса, сервиса, приложения, оборудования мы поняли, что можно сделать намного лучше, чем советовал консультант.

В каком направлении планируете развиваться?

Елена: Мечтаем об отпуске и о том, чтобы Belka все время росла. Быстрее рынка. А он за последние полгода вырос на 300%. И радость, и сложность в том, что конкуренты не дремлют. Все время придумывают что-то новое и нам не дают засыпать. Иногда усталость наваливается, мы грустим и жалуемся, но потом вспоминаем, что сами придумали себе эту белку в колесе.

Екатерина: Рынок сформируется до конца года, и потом вход в него будет стоить сумасшедших денег. К тому моменту у основных игроков уже появится большой парк, и чтобы конкурировать с ними, придется купить сразу очень много машин. А это тяжело и неэффективно. Ведь надо же еще и привлечь пользователей на такое количество.

Елена: А тем, кто войдет в эту тройку-четверку ведущих игроков, будет еще сложнее. Придется все время добавлять что-то новое, улучшать сервис, приложение. С увеличением конкуренции нужно двигаться еще быстрее.

Московский каршеринг на этой неделе вновь оказался в центре скандала. На этот раз обошлось без разбитых авто и компенсаций на сотни тысяч, просто в интернете появилось бизнес-предложение для блогеров: «Вы пишете много негатива про одну каршеринговую контору и получаете за это заслуженное вознаграждение». Пользоваться услугами было не обязательно, можно было просто включить воображение и составить текст.

В Сети по этому поводу возникло два предположения: либо на рынке каршеринга стало настолько тесно, что в ход пошли такие грязные приемы, либо сама компания инициировала «ложную атаку» на себя, чтобы привлечь внимание. Такой хитрый пиар-ход.

И пока блогеры погрузились в поиски истинных мотивов нанимателей, мы в Daily Storm решили обратить внимание на сам рынок каршеринга, чтобы понять, что это за явление такое и почему оно столь интересно.



Что такое каршеринг

Для тех, кто не в курсе, каршеринг - это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной, почасовой или посуточной оплатой. Преимуществом такого проката является мобильность и отсутствие лишних формальностей: находите с помощью смартфона машину, выбираете и едете, никаких переговоров с операторами и ожидания на линии.

В Москве первый сервис был запущен осенью 2015-го и за два года набрал популярность: сейчас машины с оранжевым принтом на улицах города — отнюдь не редкость.

Для того чтобы арендовать автомобиль, достаточно просто пройти регистрацию на сайте, указав свои данные (паспорт, права, адрес проживания и т.д.), а также скачать мобильное приложение. Собственно, на этом практически вся волокита заканчивается (надо еще подписать договор, но зачастую конторы соглашаются сами вам его привезти). Однако есть свои тонкости: чтобы арендовать такое авто, вам должно быть больше 21 года, а стаж вождения должен составлять не менее двух лет. Если не отвечаете требованиям — такси или метро.




Главные игроки рынка каршеринга

Если на рынке каршеринга действительно началось масштабное противостояние с использованием черного пиара, то здесь и до использования других методов недалеко (никакого намека на административный ресурс!). Поэтому чтобы понять ситуацию, нужно познакомиться с игроками и уяснить, что они из себя представляют.

В настоящее время в Москве работают пять каршеринговых компаний: BelkaCar (именно про их сервис блогеров просили написать немного негатива), YouDrive, «Делимобиль», Anytime и Car5. А в сентябре добавится еще один оператор — Carenda.

Самая крупная компания — «Делимобиль» («Каршеринг Руссия»). 58% уставного капитала принадлежит в ней офшору — люксембургской «МК Листед Секьюритиз», которую связывают с другой фирмой — Mikro Kapital. Ее владелец — президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани, который столь плотно осел в России, что в разгар санкций пообещал пошить костюмы в своем ателье всем чиновникам, которым запретили въезд в страны Европы и США. Также с Mikro Kapital связывают Дениса Саклакова — бизнесмена и хорошего знакомого Максима Ликсутова.

Другие представители «Делимобиля» тоже не чужды силовым видам спорта. Гендиректором «Каршеринг Руссия» числится Алексей Градов, а совладельцем - Артур Меликян. Оба работают в аппарате главы Международной федерации самбо Василия Шестакова. По состоянию на 2016 год прибыль компании составила 257 миллионов рублей.

Далее — YouDrive (она же НТС, гендиректор Борис Голиков). Ее хозяева уже не из мира единоборств. Здесь слились воедино немецкие технологии, бензин и мобильные приложения. 40% капитала YouDrive — у компании «Панавто» — официального дилера «Мерседес» в России. Оставшиеся 60% — у НГК. Ее владельцы прославились тем, что создали приложение для смартфонов Pump.Today по дистанционной доставке бензина прямо на парковку.

«Жертва блогеров» BelkaCar — на первый взгляд исключительно женский проект. Компанией управляют три подруги: Екатерина Макарова, Елена Мурадова, Лориана Сардар. Про них ничего особо интересного не рассказать, в отличие от человека, которого называют главным инвестором этой каршеринговой компании — Дмитрия Зимина, основателя компании «ВымпелКом». Инвестиции в BelkaCar на первом этапе составили около 148 миллионов рублей.

Car5 — гендиректор и владелец (точнее, инженерного центра «Технологии информационной безопасности», который указан в договоре аренды) Андрей Розе. Наверное, самая незаметная личность в нашем списке. До того как прийти в каршеринг, он занимался традиционной арендой автомобилей.

Anytime — самая загадочная компания в списке. 95% принадлежит Сабине Якубовой, про которую известно, что она является супругой некоего Салима Якубова. Причем подробности его биографии найти практически невозможно. Даже его отчество удалось отыскать только среди участников одной московской конференции — Насимович. И тут у нас возникли подозрения по поводу причин такой скрытности. В 2009 году «Новая газета» в своей статье о Черкизовском рынке писала, что «делами по сдаче в аренду складов и продаже точек на Черкизоне ведал некий Якуб». Журналисты также уточняли, что партнера Зараха Илиева (хозяина Черкизовского) и соучредителя ООО «Фирма Илиев» звали Салим Нисонович Якубов. Нам удалось найти ООО «Фирма Илиев» в системе «СПАРК-Интерфакс», но ни Илиев, ни Якубов в числе совладельцев не значатся. Так что стопроцентной уверенности, что таинственный «Якуб с Черкизона» и муж хозяйки Anytime — один и тот же человек, у нас нет. В самой компании не смогли ответить на данный вопрос.




Размах имеет значение

Сейчас в Москве работают более трех тысяч каршеринговых машин. Если сравнивать с общим автопарком столицы — 4,8 миллиона автомобилей, то может показаться, что это капля в море.

Но здесь нужно учитывать два фактора.

Во-первых, динамика. По данным департамента транспорта Москвы, осенью 2016 года число каршеринговых автомобилей приближалось к тысяче. То есть меньше чем за год произошел рост в три раза. Но и это не предел: исследования показывают, что емкость рынка может достигать 15 тысяч машин.

Рынок, по словам экспертов, безусловно очень перспективен.

«В настоящее время не только в Москве, но и в стране в целом растет стоимость владения автомобилем. Для некоторой категории граждан — имею в виду тех, кому не надо пользоваться автомобилем постоянно, каршеринг — хорошая альтернатива”, — рассказывает Daily Storm автомобильный обозреватель Андрей Осипов.

Во-вторых, во всем мире соотношение каршеринговых автомобилей и частных примерно такое же, как и в Москве. Автопарк самой крупной компании, занимающейся краткосрочной арендой — Car2Go, составляет 12 тысяч машин. При этом раскиданы они по 7 странам мира. Плотность насыщения городов — Москвы, Берлина и Нью-Йорка — примерно одинаковая. Это видно по картам, на которые вы можете посмотреть ниже.

Хотя есть важная оговорка. По качеству и комфорту автомобили на западе на порядок выше: если у нас преобладающее большинство авто — это эконом-класс от Hyundai и Kia (не в обиду этим маркам, многие в редакции на них ездят), то в европейских каршеринг-компаниях основа автопарка — BMW и Mercedes.




IT и регионы

Еще одним признаком того, что рынок каршеринга — место весьма привлекательное, является интерес к нему со стороны интернет-компаний.

15 августа «Яндекс» выпустил первый агрегатор для каршеринговых компаний, который должен упростить использование сервисов. Задумка простая — сделать так, чтобы пользователям больше не надо было рыскать по нескольким приложениям и тратить драгоценное время на поиск свободного автомобиля, теперь на одной карте находятся автомобили сразу от нескольких компаний.

«Сейчас каршеринг активно развивается: им пользуются все больше людей, появляются новые каршеринговые компании, услуга приходит в регионы», — пояснил Антон Рязанов, руководитель «Яндекс.Каршеринга».

И касательно регионов. Там для развития подобного рода бизнеса перспективы огромные. Сейчас компании активно продвигают каршеринг в наиболее платежеспособных городах-миллионниках. Так, по данным портала cars-sharing.ru , помимо Москвы, в России сервис каршеринга доступен в Санкт-Петербурге в компаниях YouDrive, «Делимобиль» и Colesa. В Краснодарском крае — в городах Сочи, Адлер, Красная поляна, Туапсе — работают каршеринг-сервисы от компаний YourMove и UrentCar, а уже в октябре «Делимобиль» запустит услугу в Уфе.


Конкуренция

Относительно каршеринга еще один вопрос: для кого это конкурент — для общественного транспорта, частного или же такси? Эксперты настаивают на последнем варианте. Такую позицию высказал партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

«Все это — форма современной мобильности. В условиях мегаполиса наличие автомобиля становится необязательным. Я встречал случаи, когда люди действительно отказывались от своих автомобилей в пользу каршеринга или же такси”, — добавил эксперт.

Пока такси по популярности обходит каршеринг. Согласно данным Taxi Price Index 2017, Москва заняла третье место по дешевизне за 1 км поездки, уступив только Каиру и Бангкоку.


В 2014 году три подруги без предпринимательского опыта основали компанию BelkaCar. Девушки несколько месяцев брали измором московских чиновников (ведь каршеринга в мегаполисе еще не было), и те разрешили сервисным авто парковаться во дворах и платить за парковку в 10 раз меньше, чем горожанам. Машины компании угоняли, обворовывали, в них даже жили, но сейчас сервис поминутной аренды авто один из самых популярных в Москве. Начиная бизнес, одна из основательниц BelkaCar, Екатерина Макарова , была уверена, что все чиновники - коррупционеры, опасалась угонщиков и думала, что отечественные инвесторы по достоинству оценят компанию. Но чиновники оказались лучше, чем о них думают, западные инвесторы - адекватнее русских, а главная угроза каршеринга - не угонщики, а мелкие воришки. Вот шесть открытий, которые сделала Екатерина Макарова, став предпринимателем.

Лучшие сотрудники - дети врачей и учителей

У нас работает очень много детей учителей и врачей. Я долго думала, почему? Причем это отличные сотрудники, с которыми очень комфортно. У меня есть теория, почему так вышло. Их родители были умными людьми, которые в 90-е годы мало зарабатывали, но при этом приучили своих детей к тому, что даже если мало платят, всё равно нужно что-то делать. Поэтому выросли идейные люди, которые работают не только ради денег, но и ради общей идеи. Кроме того, при найме мы смотрели, как мужчины относятся к женщинам. Фаундеры BelkaCar - женщины. И если мужчина сексист или с доминантным менталитетом, то он у нас просто не приживется. Он не сможет привыкнуть к тому, что ему женщины приказывают, что делать.

Инвестиции придется ждать дольше, чем вы планируете

Мы не были готовы к тому, что ждать первые инвестиции придется два года. Мы были уверены, что привлечем их быстрее, и поэтому в какой-то момент пришлось занимать деньги у знакомых и родственников, чтобы заплатить сотрудникам и продолжить работу. Повезло, что у Лоры (Лориана Сардар, соосновательница сервиса BelkaCar) много родственников и они помогли собрать деньги. Никакой неловкости не было, мы были уверены, что у нас всё получится и деньги придут.

Зарубежный инвестор проще

Я не думала, что работа с иностранными инвесторами более предсказуема, чем с российскими. Иностранцы долго проверяют факты и запрашивают очень много документов, зато после Due Diligence полностью доверяют команде. А российские инвесторы склонны к тотальному контролю и привыкли корректировать стратегию по ходу дела. Это влечет за собой риски.

Нельзя экономить на IT Если бы я сейчас могла вернуться к самому началу, то наняла бы еще больше людей в IT-отдел. Каршеринговая компания - это в первую очередь IT. Когда бизнес начинает масштабироваться, то любой неавтоматизированный процесс сразу превращается в кошмар. У нас такая история была со штрафами, потому что мы сейчас получаем по 700 штрафов в день и нужно определить, что с ними делать: списать с пользователя или нет, это физический пользователь или юридическое лицо, в какой момент был получен штраф и было ли это между арендами. И нам приходилось перебирать разные системы работы, какие-то штрафы терялись.

Клиенты воруют

Мы недооценили мелкое воровство, не знали, что клиенты могут воровать в таких масштабах. Из машин тащат всё, что могут: держатели для телефонов, провода, коврики, колеса меняют. В среднем за две недели обчищают 50% всего автопарка. При этом провода мы проводили через панель, чтобы их было сложнее достать, но клиенты разбирают панели, чтобы утащить провод. И далеко не всегда можно отследить, на каком из этапов утащили. У нас уже сперли вообще все держатели и много проводов, это убыток примерно на 100 тыс. рублей.

Чиновники лучше, чем принято думать

Мы думали, что все чиновники - коррупционеры, которые не хотят работать. Но в Департаменте транспорта Москвы стали активно нам помогать. Они сами написали необходимое законодательство, у нас есть чат каршеринговых компаний в Telegram, где представитель Дептранса быстро отвечает на наши вопросы. Они молодые, демократичные, многие с западным образованием. Затем была Московская область - 1 февраля мы запустили пилотный проект в Химках. Нам сами (!) позвонили из администрации Химок, я съездила туда на нашей машине, глава города послушал меня, и уже через три дня мы подписали инвестиционное соглашение, предусматривающее организацию специальных парковочных зон каршеринга около торговых центров и других оживленных мест. Причем власти активно помогают - видно, что они очень хотят себе каршеринг.

«Тёлкин бизнес», - шутит о своём проекте Екатерина Макарова, соосновательница московского каршеринга BelkaCar, который в декабре получил 2,1 млн евро от швейцарского инвестфонда Bryanston. Макарова и две её подруги, Елена Мурадова и Лориана Сардар, запустили сервис в октябре с сотней сине-оранжевых Kia Rio, благодаря инвестициям они увеличили парк до 350 автомобилей и расширили зону их парковки до МКАД.

У сервиса «Делимобиль», крупнейшего московского каршеринга, в три раза больше машин, но подруги уверяют, что их бизнес растёт быстрее и в первый же месяц работы вышел на показатели, к которым конкуренты шли четыре-пять месяцев. В конце года у BelkaCar до 300 заказов в сутки, среднее время загрузки автомобиля - три-четыре часа. Цена - 8 рублей в минуту. Таким образом, дневная выручка сервиса должна быть в районе 500 000 рублей.

«Секрет» рассказывает, как близкие подруги делают совместный бизнес и почти не ссорятся.

Три подруги

Екатерина Макарова, Лориана Сардар и Елена Мурадова очень разные. Сардар, красивая брюнетка, рассказывает о сервисе больше всех и приводит кучу цифр. Макарова играет роль большого босса. Часто перебивает, чтобы что-то уточнить или дополнить, много шутит и не скупится на резкие выражения. Съела все конфеты на столе, пока Сардар не отодвинула от нее тарелку (в шутку, конечно). Мурадова в основном наблюдает за тем, что рассказывают подруги. Но если вдруг решает что-то добавить, то говорит неспешно и никто её не перебивает.

Познакомились они почти десять лет назад в Калифорнийском университете, где учились на программе MBA. Макарова и Сардар поступили туда, чтобы придать импульс карьере, а Мурадова решила таким образом занять себя на время беременности и декретного отпуска.

После учёбы Макарова работала в московском офисе американской компании Borland, занималась маркетингом и развитием бизнеса, Сардар уехала в Милан, где продолжила работать в BMT Private Equity, а Мурадова вместе с партнёрами занялась производством одежды под брендом Classic Style.

Екатерина Макарова

То, что Сардар обосновалась в другой стране, на отношениях не сказалось - подруги часто летали к ней в гости. «Повод находился всегда, - смеётся Мурадова. - Ой, музеи! - поехали к Лоре. Ой, шопинг! - к Лоре».

Именно в Италии будущие предпринимательницы узнали, что есть такая штука - каршеринг. Ещё в 2013-м в Милане было 1200 машин, и Сардар с удивлением отмечала, что знакомые оставляют в семье один автомобиль и активно пользуются прокатом. Она и сама потом зарегистрировалась в местном car2go, но интерес к каршерингу как к бизнес-проекту, который можно было бы раскрутить в Москве, возник позднее - и не у неё.

Ночное озарение

В конце октября 2013 года любительница публичных выступлений Екатерина Макарова оказалась на лекции в бизнес-школе «Сколково». Кто и о чём тогда рассказывал, она уже точно не помнит - в памяти осталась только презентация стартап-академии, после которой сотрудники бизнес-школы записали номер её телефона.

«Учиться я там не собиралась», - уверенно отвечает Макарова. Но акселератор проявил настойчивость и даже каким-то образом убедил взять кредит на обучение в Газпромбанке. «Что-то они там, видимо, делают с людьми», - смеётся Макарова. «Да это гипноз», - подхватывают подруги.

У всех студентов, кроме Макаровой, уже были проекты, и ей тоже нужно было что-то придумать. Как-то вечером после лекций Макарова заехала в гости к Мурадовой. Та как раз уложила детей спать, и подруги сели на кухне обсуждать учёбу и другие дела. Потом они позвонили Сардар, та в очередной раз начала нахваливать миланский каршеринг, и Макарову осенило: вот он - проект, за который ей было интересно взяться. Но не одной, а с лучшими подругами, конечно.

Стартап для троих

Екатерина Макарова показала в стартап-академии схематичную бизнес-модель, которую она накидала за ночь, но в «Сколкове» идеей никто особенно не вдохновился. У других студентов в разработке были сервисы, которые не были отягощены никакими тяжёлыми активами. Но подруг было уже не остановить.

Макарова продолжала ходить на работу, посещать занятия в акселераторе и, помимо этого, находила время на изучение особенностей работы успешных каршерингов. Подруги в этом тоже участвовали, и Сардар даже через полтора года решилась на переезд в Москву. «Бросайте вы эту утопию», - буквально со слезами уговаривали предпринимательниц их домашние. Зачинательница проекта Макарова и вовсе скрывала стартап от семьи - отец узнал о BelkaCar только из телевизионного сюжета, посвящённого запуску.

Лориана Сардар

Так как никто в России в каршеринге не разбирался, а самим набивать шишки не хотелось, подруги пригласили в качестве ментора основателя американского каршеринга ZipCar Джулиана Эспириту, о котором узнали, просматривая очередной вебинар в мае 2014 года. «Во-первых, у него колоссальные знания о каршеринге, во-вторых, он просто очень открытый...» - рассказывает Мурадова. «Лён, да мы просто боялись, - перебивает Макарова. - Нам нужен был психолог, который бы сказал, что всё у нас будет хорошо».

Эспириту оказался лёгким на подъём (хоть и побаивался сначала ехать в Россию), но недешёвым экспертом. Консультации в сумме обошлись в $60 000. Предпринимательницы тратили уже не только свои личные деньги, но также занимали у родственников и брали кредиты.

На низком старте

«Кар… что?» - таким вопросом подруг встретили в департаменте транспорта правительства Москвы. На все встречи они тогда ходили вчетвером - брали с собой Эспириту. Стартаперы уговаривали чиновников разрешить им не платить за парковку каршеринговых авто, и в конце концов они этого добились.

За 11 месяцев департамент разработал законодательство и получил необходимое для его реализации постановление правительства. Выделенную полосу для каршеринга, правда, пролоббировать не удалось, но подруги не теряют надежды.

Платформу для сервиса решили не отдавать на аутсорс, а разрабатывать самостоятельно - не хотелось ни от кого зависеть. Так в компании появился технический директор, которому на тот момент исполнилось всего 20 лет. К декабрю 2015 года он оброс командой из шести человек.

Специалистов приходилось перевозить из других городов, потому что москвичи, как объясняет Макарова, «перекормлены» - просят огромные зарплаты, даже если толком ничего не умеют.

Плохое предзнаменование

Почти ровно год назад Елена Мурадова открыла как-то утром дверь офиса BelkaCar на «Сухаревской» и обнаружила за ней распахнутое окно и пустые столы. В комнате не хватало компьютеров, игровой приставки, телевизора, нескольких мобильных телефонов, а главное - сейфа, в котором хранились учредительные документы.

Ночью грабители вынесли всё имущество через окно - офис был на цокольном этаже. Прибывшие полицейские почему-то больше всего интересовались документами на технику, но ответить было нечего. Украденные вещи были личной собственностью стартаперов - на компанию был куплен лишь один компьютер.

Елена Мурадова

Утром следующего дня Мурадова вновь обнаружила в офисе открытое окно и бардак - уже во второй из двух комнат офиса: грабители вернулись за вещами, которые не успели забрать накануне. Ещё на полу валялась красная папка - та самая, из сейфа, с учредительными документами.

После этих неприятных событий команда переехала в коворкинг к знакомым, а через неделю нашла офис в бизнес-центре на Павелецкой набережной. Аренда была дорогой, но после уговоров Мурадовой владелец смягчился и дал скидку - помещение только-только освободила турецкая компания, которой пришлось уйти из России из-за введённых тогда санкций. В наследство от прежнего арендатора BelkaCar достался свежий ремонт с ярко-жёлтыми стенами.

Когда нет денег

До запуска проекта было ещё далеко, а деньги подходили к концу - подруги уже успели потратить $260 000. «Сначала было неудобно звонить друзьям и просить о помощи, но это быстро прошло, - вспоминают предпринимательницы о том, как они пытались выйти на какого-нибудь инвестора.

Какой им нужен инвестор, они представляли чётко - стратегический, западный и обладающий экспертизой. Но бесконечные переговоры не давали никаких результатов. «После сотой встречи я вообще перестала их считать», - вспоминает Сардар.

В итоге весной 2016 года деньги всё-таки закончились, и Сардар решилась обратиться к Дмитрию Зимину, основателю «Вымпелкома», владельцу инвестиционного фонда «Династия» и BMT Private Equity, в котором она работала в Милане. Зимин не стал инвестировать, но вместо этого предложил взять у него в долг 250 000 евро.

На низком старте

«Конечно, мы хотели быть первыми - столько работы было проделано», - сокрушается Лориана Сардар, когда речь заходит об официальном запуске проекта. Летом 2016 года в Москве было уже четыре каршеринга («Делимобиль», Car5, YouDrive и Anytime), а BelkaCar всё ещё была на низком старте.

В августе 2016 года подруги наконец достигли принципиальных договорённостей с инвестором, которого сейчас не называют, и уже готовились к запуску, когда в их истории произошёл очередной поворот. Екатерине Макаровой позвонили с незнакомого номера. Услышав что-то про инвестиции, он передала трубку Лориане Сардар со словами: «Держи, это твой инвестор очередной». Звонили из швейцарского фонда Bryanston, предлагали познакомиться.

На встрече с инвестиционным менеджером и аналитиком Bryanston основательницы BelkaCar чувствовали себя расслабленно, так как думали, что она ничем не закончится. Тем не менее вечером того же дня им перезвонили и предложили взять деньги на условиях, которые были лучше тех, что им давали до этого. Подруги сразу согласились. В сентябре они окончательно распрощались с первым потенциальным инвестором и подписали договор с Bryanston, который в ноябре вложил в компанию 2,1 млн евро.

Тачка на прокачку

Всю ночь на 21 октября десять сотрудников BelkaCar обклеивали фирменной оранжевой плёнкой 100 тёмно-синих хетчбэков Kia Rio. Запуск сервиса уже объявлен - отступать некуда. Основательницы потом сами отвозили их на стоянки.

Инвестиции Bryanston позволили расширить зону парковки до МКАД, к первым 100 автомобилям добавились ещё 250. Сейчас у BelkaCar до 300 заказов в сутки, среднее время загрузки автомобиля - три-четыре часа. Весной сервис попробует выйти в Санкт-Петербург.

По словам Сардар, BelkaCar за первый месяц удалось достичь показателей, к которым конкуренты шли несколько месяцев. Кроме того, проект смог избежать ошибок, которые на первых порах допускал тот же «Делимобиль». Например, после громкого скандала с аварией машины «Делимобиля» вопрос, оформлять КАСКО или сэкономить, перед подругами уже не стоял.

Но самая острая головная боль - это не конкуренты, а недобросовестные клиенты. Как-то Сардар пришла домой из офиса и расплакалась - в очередной машине с корнем вырвали зарядное устройство, которое зашито под панель. И это ещё не самое страшное: в машинах ночуют, пытаются их угнать, перевозят домашних животных без переносок и, конечно, попадают в аварии.