Мы начинаем цикл рассказов о разных профессиях — от лица людей, которые знают о своем деле больше других. Что повлияло на их выбор? Что им нравится в работе больше всего? Что они посоветуют новичкам? Плюсы, минусы, подводные камни самых разных специальностей — мы поможем лучше понять, чем занимаются люди вокруг нас.

Первая история — о том, как приходят в авиацию и как становятся пилотами, от летчика Андрея.

Почему небо?

Кем стану, когда вырасту, я знал с раннего детства, так как рос в семье, где было два летчика – мой папа и дядя. С малых лет авиация для меня стала привычным делом, и когда пришло время выбирать, где продолжить обучение после школы, я не раздумывая поехал в Ульяновск. Так я поступил в «Ульяновское высшее авиационное училище».

Первый полет

Первый полет состоялся вскоре после окончания училища. Прошло полгода, я устроился в авиакомпанию, прошел подготовку, необходимые тренажеры и стал летать. В 23 года я первый раз полетел в качестве пилота пассажирского самолета.

А если еще точнее, то первый раз я полетел сам вообще в 20 лет. Это самое важное для летчика – первый самостоятельный полет.

В училище так устроено: мы сначала летаем с инструктором и после 15 часов налета делаем первый самостоятельный полет. Садятся в самолет два курсанта и делают полет по кругу. В самолете в этот момент никого нет, кроме них. Ощущения похожи на те, что возникают, когда впервые самостоятельно за руль садишься и один куда-то едешь, состояние крайней сосредоточенности и собранности.

Самый молодой пилот

Скоро будет полтора года, как я стал командиром воздушного судна (КВС). Мне 28 лет, и многие могут подумать, что я очень молод для такой должности, но на самом деле, сейчас довольно много парней моего возраста, кто уже летает как КВС.

Некоторые «старожилы» авиации не согласны с такой практикой, когда еще и сразу дают управлять машиной вроде Boeing или Airbus. Ведь им пришлось пройти долгий путь к такой машине, кто-то всю жизнь к этому шел.

Нам очень повезло, что мы сразу из училища садимся за управление таким классным самолетом. А раньше новичкам для этого приходилось сначала полетать на Ан-2 (это такой небольшой самолет вроде кукурузника), потом на Ан-26, потом ТУ-134, следом ТУ-154, и только потом на Ил-86. А сейчас сразу. Такое время.

При всем уважении к опыту старших коллег, мне нравится эта тенденция, когда молодому поколению дают такие возможности.

В авиации с тех пор многое изменилось. Когда мои коллеги лет 20-25 назад летали на Ту-154, в кабине было пять человек: командир, второй пилот, бортинженер, штурман и радист. И каждый занимался своим делом. Командир пилотировал, второй пилот заполнял документы, борт инженер тягал рычаги управления двигателей и отвечал за механику, штурман вел навигацию, а радист обеспечивал связь. А сейчас все это делают два человека. Во многом благодаря тому, что техника позволяет. Сейчас в гражданской авиации практически не осталось старых самолетов, закупаются отличные машины – Boeing, Airbus. А у наших пассажиров появилось больше возможностей летать, сильно увеличилось количества рейсов, понадобились люди, которые могли бы обслуживать все это.


Что самолет умеет делать сам

Бытует мнение, что работа у пилота «не бей лежачего»: включил автопилот, попросил стюардессу принести чайку и сидишь себе кайфуешь.

Это от незнания истинного положения дел. Взлет и посадка пилотируются полностью в ручном режиме, а автопилот выполняет полет на эшелоне, то есть после набора высоты. Но даже учитывая тот факт, что автопилот сам улавливает погодные изменения на маршруте следования и массу других параметров, мы постоянно его контролируем и перепроверяем. Все же это техника. Автопилот автопилотом, но контроль над ситуацией нельзя оставлять. Теоретически в любой момент может произойти все что угодно: отказ двигателя, разгерметизация, пожар… В этом случае нужно даже не за секунду, а за доли секунды выполнить то или иное действие.

Но спорить не стану, современные самолёты облегчают работу пилотам, а аппаратура на них установлена такая, что посадка может быть совершена без участия человека. Как правило, это делается чаще для демонстрации или для посадки в условиях очень плохой видимости. Но, во-первых, для этого аэродром должен быть оборудован определенным образом, а во-вторых, есть категории аэродромов, где вообще нельзя садится на автопилоте (например, если очень крутая глиссада – траектория движения самолета, угол при заходе на посадку). Так что человека из управления воздушным судном исключать рано.

Любовь к небу

Эти ощущения не передать! Их можно сравнить с аттракционом «Американские горки», когда дух захватывает. То же самое я испытываю от работы.

Только представьте: погода пасмурная, дождик идет, а ты садишься в самолет, взлетаешь, пробиваешь облачность, а там солнце над пушистыми облаками, красота, кайф! Люди летают в небе. Романтика! Я с детства это люблю.

А еще я считаю, что быть пилотом – это очень престижно.

Деньги

Меня недавно спросили: «А правда, что пилоты зарабатывают по 500 тысяч рублей?». И да, и нет. В целом, зарплаты в гражданской авиации очень достойные. В той авиакомпании, где я работаю, зарплата поменьше, чем 300 тысяч, но примерно в такой же категории. Хотя я знаю, что мои коллеги из других авиакомпаний могут зарабатывать по 600-650 тысяч в месяц, но это летом, в самый сезон, когда налет составляет такое количество часов, что пилоты дома вообще не живут. Все зависит от количества часов налета. Но сразу могу сказать, что

я в авиации оказался вовсе не из-за денег, я просто родился летчиком. Не знаю, как это объяснить.

Вот сейчас есть такая тенденция, что кто угодно может переучиться на пилота и переучиваются все, кто хочет – от бортпроводников до врачей. Людям тридцать лет, и вдруг у них любовь к небу просыпается после того, как они узнают, сколько пилот получает. Тем, кто из-за денег сюда приходит, наверное, очень тяжело работать, они получают все нагрузки с двойной силой. График тяжелый, часовые пояса несколько раз в день во все стороны пролетаешь, день с ночью меняются местами, организм не понимает, под какой режим подстроиться.

Страх

Я люблю небо и летать не боюсь, но тем, кто сомневается в безопасности полета, я бы порекомендовал просто побольше об этом узнать.

Во-первых, статистически авиационный транспорт – самый безопасный вид транспорта. Чтобы самолет упал, надо, чтобы его сбила ракета.

Во-вторых, для многих, может быть, это секрет, но

самолет прекрасно летает с одним двигателем.

В зависимости от типа самолета, он оснащен либо двумя, либо четырьмя двигателями. Но каждый из них прекрасно может выполнить рейс и на одном двигателе. В самолет устанавливают больше одного двигателя не потому, что один не справляется с весом самолета, а потому что в самолете все всегда дублируется или делается вообще в трех-четырех вариантах. Одно отказало – воспользуемся вторым. В авиации вообще все всегда дублируется: люди, техника, аппаратура – все.

В-третьих, это нормально, когда самолет трясет, особенно у земли.

В-четвертых, представьте, если у машины тех обслуживание должно проходить каждые 10 тысяч километров пробега, то у самолета каждые два дня. Еще более серьезное тех обслуживание борт проходит один раз в неделю, каждый месяц еще серьезнее, а каждые три месяца вообще весь самолет разбирают и смотрят каждый болтик, исправен ли он.

Вообще, в авиации столько правил и требований, что я просто не в силах это рассказать за один раз. Над безопасностью полета трудится целая армия специалистов, каждый из которых учился не один год: авиатехники , авиадиспетчеры , пилоты, бортпроводники, службы аэропорта и т.д. Я не знаю других видов транспорта, где такое концентрированное внимание уделялось бы безопасности.

И с каждым годом требования безопасности становятся все жестче.

Раньше у пилотов было негласное правило «Д’Артаньяны на второй круг не уходят». То есть считалось, что, если при посадке пилот ушел на второй круг, потому что условия были не подходящие, значит он слабак. Во что бы то ни стало надо было сесть.

Сейчас с этим очень строго, могут серьезно наказать и даже лишить должности, если ты не стабилизируешь свой заход и не уйдешь на второй круг. Уйти на второй круг — очень разумное решение.

Если хочешь быть пилотом

Нужно очень внимательно следить за своим здоровьем. Это самый первый признак, по которому отсеивают кандидатов в пилоты. Начинать желательно с самого детства, беречь осанку, зрение. Работа пилота несовместима с некоторыми видами спорта, с боксом, например, потому что можно получить такие травмы, которые закроют дверь к полетам. Например, при переломе носа летать уже нельзя. Поэтому спортивные пристрастия не должны доходить до фанатизма: пробежки, гимнастика – самое оптимальное. У нас с этим очень строго, даже с насморком летать нельзя: шмыгаешь носом — оставят в резерве на земле. Еще очень важно учить английский язык. А остальному научат. Было бы желание.

Где учат на летчика

Среди учебных заведений, которые готовят пилотов, как и везде, есть средне-специальные, например, Краснокутское и Сасовское летные училища. Это своего рода «пту» в летном деле. Там учатся три года. Есть и высшие учебные заведения: Санкт-Петербургский Государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище, там нужно учиться уже пять лет. Для командира воздушного судна обязательное требование – это высшее образование, иначе дальше второго пилота карьера не двинется. Но я знаю, что многие ребята, которые заканчивали, например, «Сасово», поступают на работу, начинают летать, и параллельно получают высшее образование на заочном отделении в Ульяновске или в Питере.

Если же человек уже состоявшийся, с опытом совсем иной работы, с другим образованием, вдруг захотел стать летчиком, то процедура та же самая. Сначала нужно выучиться. Хотя я знаю, что летное свидетельство получают и те, кто за свои деньги отлетает в каком-нибудь аэроклубе. Но без образование в нормальную авиацию все равно не попасть.

Рабочий день пилота

Приезжаю в аэропорт, вызываю экипажный автобус, который везет меня в здание нашей авиакомпании. Первым делом там я прохожу врача. Затем иду в штурманскую. Там мы встречаемся со вторым пилотом и старшим бортпроводником, который докладывает, что у него все в порядке, все явились. Я определяю время выхода на самолет. Дальше беру штурмана полетный план и погоду по маршруту. Потом мы принимаем решение, можно ли лететь или нельзя. Дальше нужно ознакомиться с документами, которые рассказывают об особенностях аэропортов, ведь в каждом аэропорту каждый день что-то происходит. Например, закрыта полоса или стоянка. Важно, чтобы по маршруту были рабочие запасные аэродромы. Все это нужно предусмотреть. Со специальной службой решаем вопросы по заправке. Потом садимся в экипажный автобус и едем в самолёт. Там каждый занимает свое место и приступает к своим обязанностям. Я как командир осматриваю весь самолет. У меня есть специальный маршрут проверки, там масса пунктов, что и где проверить: подтеки, повреждения, состояние покрышек и т.д., и такое каждый раз.

Личная жизнь

Вопреки расхожему мнению, что при работе в авиации с личной жизнью все сложно из-за командировок и графика, я женат. Я люблю делать разворотные рейсы из дома с маленькой сумочкой: слетал туда-сюда — и домой. А командировки не очень люблю. Их любят первый год работы в авиации, но потом они надоедают. Зато из-за моего графика мы с женой не ругаемся никогда — не хватает времени на это. Я, наверное, разрушу еще один стереотип, но

моя жена вовсе не бортпроводница и вообще к авиации отношения не имеет. Хотя супружеская пара из пилота и стюардессы – явление нередкое.

Летчик - это специалист, который обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления летательными аппаратами. В качестве последних могут выступать самолеты и вертолеты. Слова «летчик» и «пилот» практически синонимичны, однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех, кто управляет гражданскими воздушными судами, а летчиками - тех, кто работает в военной отрасли. Также существует специализация летчика-испытателя, который тестирует новые воздушные транспортные средства. В любом случае, профессия относится к категории «человек-техника». Профессия подходит тем, кого интересует физика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание: кто такой летчик?

От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот - это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.

Плюсы и минусы профессии летчик

Плюсы

  1. Престижная профессия (причем высота ее статуса одинаково велика в любой точке земного шара).
  2. Высокий уровень доходов.
  3. Востребованность на рынке труда.
  4. Полный соцпакет.
  5. Как правило, ранний пенсионный возраст.

Минусы

  1. Большая ответственность.
  2. Строгие требования (как для поступления в учебные учреждения, так и для трудоустройства).
  3. Необходимость постоянно поддерживать свое здоровье.
  4. Частое отсутствие, сложности в поддержании отношений с родными и близкими.

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.

Обучение на летчика

Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы. Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05).

Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса - на 4 месяца больше.

Вузы

Курсы

Эта специализация достаточно сложна и ответственна, поэтому легких и быстрых курсов, где учиться на летчика нужно было бы всего несколько месяцев, не существует. Есть курсы, например, в летной школе «Аэрофлота»: они длятся два года и подходят только для кандидатов с высшим техническим образованием, причем крайне желательно - авиационным.

Лучшие вузы для летчиков

  1. СПбГУГА
  2. СПбГУАП
  3. МГТУ им. Н.Э.Баумана

Место работы

Летчики работают в государственных и частных авиакомпаниях, могут быть персональными пилотами частных воздушных судов, заниматься испытательными полетами на предприятиях, занимающихся разработкой и производством вертолетов и самолетов.

Зарплата летчика

Как правило, летчики получают высокую заработную плату даже при работе в государственных авиационных компаниях. Для еще больших доходов они могут превышать нормы по вылету в месяц, но на такие превышения действуют ограничения, и делать так постоянно не рекомендуется из-за необходимости в полноценном отдыхе.

Зарплата на 13.02.2020

Россия 30000—42300 ₽

Москва 20000—55000 ₽

Карьерный рост

Карьера летчика начинается с работы на коммерческих маршрутах, в небольших компаниях, легкой авиации. Как только он наберет хотя бы пару лет опыта и достаточно часов налета, он может устроиться в более серьезную фирму. Со временем пилот может стать главным пилотом, командиром экипажа, либо занять одну из руководящих должностей в самой авиакомпании.

Суффикс Словообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном мужского рода, которое обозначает предмет, производящий действие, названное глаголом, от которого соответствующее имя существительное образовано (передатчик). Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Нагрудный знак «Заслуженный лётчик испытатель СССР» Заслуженный лётчик испытатель СССР почётное звание, присваиваемое лётчикам испытателям 1 класса авиационной промышленности и … Википедия

Страна Российская Федерация Тип Почётное звание … Википедия

Счётчик устройство для счёта чего либо. Счётчик (электроника) устройство для подсчета количества событий, следующих друг за другом (напр. импульсов) с помощью непрерывного суммирования, или для определения степени накопления какой… … Википедия

Лётчик космонавт Российской Федерации … Википедия

Лётчики в кабине современного самолёта Русские военные авиаторы готовы к полёту на германском фронте. Весна 1916 Серия почтовых марок СССР 20 ле … Википедия

счётчик - Однофазный счетчик. Однофазный счетчик: а конструкция и схема включения счётчика; б кинематическая схема счётного механизма; 1 катушка тока; 2 катушка напряжения; 3 червячная зубчатая передача; 4 счётный механизм; 5 алюминиевый диск; 6 10 обоймы; … Энциклопедия «Жилище»

Заслуженный лётчик испытатель Российской Федерации … Википедия

Газоразрядный прибор для регистрации ионизирующих излучении (См. Ионизирующие излучения), создающий сигнал, амплитуда которого пропорциональна энергии регистрируемой частицы, теряемой в его объеме на ионизацию. Заряженная частица, проходя … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Повесть о настоящем человеке , Полевой Борис Николаевич. Борис Николаевич Полевой (1908-1981) - советский писатель, сценарист. Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Этот опыт лёг в основу всех произведений писателя.…
  • Переплетчик , Эрик Делайе. Париж, XVII век, времена Людовика Великого. Молодой переплётчик Шарль де Грези изготавливает переплёты из человеческой кожи, хорошо зарабатывает и не знает забот, пока не встречает на своём…

Я бы в летчики пошел…

В мире много разных профессий, но мне больше всего нравится профессия летчика.

Летчик – это человек, умеющий управлять самолетом, вертолетом или другим летательным аппаратом. Многим приходилось управлять виртуальным самолетом, штурмовать противника сидя перед компьютером. Но это игра, а в действительности профессия летчика одна из самых технически сложных.

Летчик, естественно, не должен бояться высоты и уметь в критическую ситуацию брать ответственность на себя, принимать правильное решение; следовательно, он должен быть высококвалифицированным специалистом и иметь отличную профессиональную подготовку.

Особенно важно быть инициативным и помнить, что неуверенным в себе в небе делать нечего. Также необходима большая сила воли, выносливость, крепкое здоровье не только физическое, но и моральное. Особенно это важно для летчиков-испытателей, т.к. обычный будничный рабочий день состоит из стрессовых внештатных ситуаций.

Три оси вращения самолета уже придуманы. Пилоту остается только взять этот метод за основу и научиться управлять летательным аппаратом. Парить, как птица, держать равновесие, делать виражи пилоту необходимо не только для собственного удовлетворения. Важность профессии заключается в том, что летчику предстоит каждый раз, садясь за штурвал, нести ответственность за жизнь пассажиров и членов экипажа.

Профессиональность летчика важна и во время пилотирования самолета в воздушном бою, где именно от мастерства управления полетом зависит, сколько вражеских самолетов будет уничтожено.

Сложность данной профессии состоит также в том, что, например, летчик-испытатель должен первым проверять исправность и надежность летательного аппарата во время полета, ведь от этого тоже зависит жизнь пассажиров и членов экипажа.

Все, у кого профессия связана с небом, должны помнить, что небо ошибок не прощает.

Летчик - это специалист, который обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления летательными аппаратами. В качестве последних могут выступать самолеты и вертолеты. Слова «летчик» и «пилот» практически синонимичны, однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех, кто управляет гражданскими воздушными судами, а летчиками - тех, кто работает в военной отрасли. Также существует специализация летчика-испытателя, который тестирует новые воздушные транспортные средства. В любом случае, профессия относится к категории «человек-техника». Профессия подходит тем, кого интересует физика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание: кто такой летчик?

От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот - это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.

Плюсы и минусы профессии летчик

Плюсы

  1. Престижная профессия (причем высота ее статуса одинаково велика в любой точке земного шара).
  2. Высокий уровень доходов.
  3. Востребованность на рынке труда.
  4. Полный соцпакет.
  5. Как правило, ранний пенсионный возраст.

Минусы

  1. Большая ответственность.
  2. Строгие требования (как для поступления в учебные учреждения, так и для трудоустройства).
  3. Необходимость постоянно поддерживать свое здоровье.
  4. Частое отсутствие, сложности в поддержании отношений с родными и близкими.

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.

Обучение на летчика

Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы. Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05).

Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса - на 4 месяца больше.

Вузы

Курсы

Эта специализация достаточно сложна и ответственна, поэтому легких и быстрых курсов, где учиться на летчика нужно было бы всего несколько месяцев, не существует. Есть курсы, например, в летной школе «Аэрофлота»: они длятся два года и подходят только для кандидатов с высшим техническим образованием, причем крайне желательно - авиационным.

Лучшие вузы для летчиков

  1. СПбГУГА
  2. СПбГУАП
  3. МГТУ им. Н.Э.Баумана

Место работы

Летчики работают в государственных и частных авиакомпаниях, могут быть персональными пилотами частных воздушных судов, заниматься испытательными полетами на предприятиях, занимающихся разработкой и производством вертолетов и самолетов.

Зарплата летчика

Как правило, летчики получают высокую заработную плату даже при работе в государственных авиационных компаниях. Для еще больших доходов они могут превышать нормы по вылету в месяц, но на такие превышения действуют ограничения, и делать так постоянно не рекомендуется из-за необходимости в полноценном отдыхе.

Зарплата на 13.02.2020

Россия 30000—42300 ₽

Москва 20000—55000 ₽

Карьерный рост

Карьера летчика начинается с работы на коммерческих маршрутах, в небольших компаниях, легкой авиации. Как только он наберет хотя бы пару лет опыта и достаточно часов налета, он может устроиться в более серьезную фирму. Со временем пилот может стать главным пилотом, командиром экипажа, либо занять одну из руководящих должностей в самой авиакомпании.