(Приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2. Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую(тепловую)энергию на розничном(потребительском)рынке)

25. Регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов.

VI. Ценообразование для отдельных групп потребителей
электрической и тепловой энергии (мощности)


26. Особенности расчета тарифов (цен) для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии (далее - тарифные группы) определяются в соответствии с:
- - статьями 2 и 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
- - пунктом 59 Основ ценообразования.
27. Тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности):

1 группа. Базовые потребители


Базовые потребители - потребители, получающие электрическую энергию (мощность), вырабатываемую ПЭ, не являющимися участниками оптового рынка, через гарантирующих поставщиков и энергоснабжающие организации.

Отнесение потребителей к указанной группе возможно только при наличии в субъекте Российской Федерации производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка, поставка электроэнергии которыми на розничный рынок осуществляется по регулируемым тарифам. При этом производитель электрической энергии (мощности) в свою очередь должен удовлетворять следующему критерию:

Располагаемая мощность, равная или более 25 мВт в месяц.

При этом такие производители электрической энергии (мощности) в субъекте Российской Федерации в свою очередь должны осуществлять совокупный полезный отпуск электроэнергии и мощности в размере, обеспечивающем возможность расчета тарифов в соответствии с требованиями пункта 66 настоящих Методических указаний.

К базовым потребителям относятся потребители, удовлетворяющие следующим критериям, - потребители с максимальным значением заявленной покупаемой мощности, равным или более 20 МВт в месяц, и годовым числом часов использования заявленной покупаемой мощности, равным или более 7500, подтвержденным фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или автоматизированной системой контроля и управления потреблением и сбытом энергии (АСКУЭ).

В зависимости от региональных особенностей структуры производства и потребления электроэнергии, в целях отнесения потребителей к группе 1 Служба может по представлению регионального регулирующего органа повысить значение заявленной мощности потребителей.

2 группа. Население


К данной тарифной группе относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Абзацы второй - девятый исключены. - Приказ ФСТ РФ от 24.06.2011 N 303-э.
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственное регулирование тарифов может производиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, определяемой в установленном порядке.

3 группа. Прочие потребители


В целях формирования бюджетной политики в группе "Прочие потребители" потребители, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой (далее - Бюджетные потребители).
К группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности. При отсутствии прибора учета электроэнергии данный объем определяется в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии.

Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Методических указаний:
- - высокое (110 кВ и выше);
- - среднее первое (35 кВ);
- - среднее второе (20-1 кВ);
- - низкое (0,4 кВ и ниже).
Установленные настоящим пунктом тарифные группы потребителей могут быть дифференцированы на потребителей, расположенных в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и расположенных в пределах Единой энергетической системы России.

4 группа. Организации, оказывающие услуги по передаче
электрической энергии, приобретающие ее в целях
компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным
организациям на праве собственности или ином
законном основании


Тарифы для указанных потребителей определяются согласно пункту 49.1 едиными на всех уровнях напряжений, не дифференцируются по числу часов использования заявленной мощности.
28. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по следующим видам теплоносителей:
- горячая вода;
- отборный пар давлением:
от 1,2 до 2,5 кг/см2
от 2,5 до 7,0 кг/см2
от 7,0 до 13,0 кг/см2
- свыше 13,0 кг/см2;
- острый и редуцированный пар.

В зависимости от присоединенной мощности, потребители электроэнергии на розничном рынке подразделяются на тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности).

Под заявленной (договорной) мощностью рассматривает наибольшую получасовую электрическую мощность, которую потребитель обязуется ежедневно не превышать в часы максимальной нагрузки энергосистемы. Величина заявленной (договорной) мощности, как правило, устанавливается на год с помесячной разбивкой и отражается в договоре.

1 группа. Базовые потребители

Базовые потребители - потребители со средним за период регулирования значением заявленной (или расчетной) мощности, равной или более 250 МВт, и числом часов использования заявленной мощности более 7000.

В зависимости от региональных особенностей структуры электропотребления потребителей Комиссия может по представлению региональной комиссии:

Повысить значение заявленной мощности потребителей в целях отнесения их к группе 1;

Понизить значение заявленной мощности потребителей в целях отнесения их к группе 1 - в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации потребителей с заявленной мощностью, равной или более 250 МВт.

2 группа. Бюджетные потребители

Бюджетные потребители - организации, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов.

3 группа. Население

Аналогично указанной группе рекомендуется производить расчет тарифов для населенных пунктов, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе; жилищных организаций, потребляющих электроэнергию на технические цели жилых домов; садоводческих товариществ, дачно - строительных кооперативов, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе, а также содержащихся за счет прихожан религиозных организаций.

4 группа. Прочие потребители

Тарифы на передачу электрической энергии дифференцируются по четырем уровням напряжения:

– высокое (110 кВ и выше);

– среднее (35 кВ);

– среднее (1-20 кВ);

– низкое (0,4 кВ и ниже).

Задание к выполнению практического занятия №3

«Изучение источников и групп потребителей электроэнергии».

Темы рефератов и вопросы на семинар:

Солнечные электростанции.

Ветрогенераторные станции.

8. Группы потребителейэлектрической энергии.

10. Промышленное электропотребление и количественное описание электрического хозяйства.

11. Основные требования к системам электроснабжения.

12. Тарифные группы потребителей.

Вопросы на семинар по теме лекции №3 дисциплины «Электроснабжение»

1. Основные производители электроэнергии. Структура генерируемых мощностей на электростанциях РФ.

2. Принцип работы и особенности атомных электростанций.

3. Принцип работы и особенности тепловых электростанций и тепловых электроцентралей.

4. Принцип работы и особенности гидро- и гидроаккумулирующих электростанций.

Принцип действия дизельной генераторной установки.

Солнечные электростанции.

Ветрогенераторные станции.

8. Развитие альтернативной энергетики в Крыму.

Литература

1. Справочник по проектированию электроснабжения / Под ред. Ю.Г. Барыбина и др. – М.: Энергоатомиздат, 1990.

2. Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий. – М., 1973.

3. Правила устройства электроустановок. Изд. 6-е. – М.-Л.: Энергия, 2000.

4. Князевский Б.А. и Липкин Б.Ю. Электроснабжение промышленных предприятий. – М.: Высшая школа, 1986.

5. Кнорринг Г.М. Осветительные установки. – Л.: Энергоиздат, 1981.

6. Кудрин Б.И., Прокопчик В.В. Электроснабжение промышленных предприятий.- Мн.: Вышэйшая школа, 1988.

7. Федоров А.А., Старкова Л.Е. Учебное пособие для курсового и дипломного проектирования. – М.: Энергоатомиздат, 1987.

  • 1.2. Становление рынка
  • 1.3 Общее представление об отраслевом законодательстве, регулирующем функционирование рынка
  • Глава 2. Оптовый рынок. Структура, субъекты, договоры
  • 2.1. Оптовый рынок электроэнергии (мощности) как организованная торговая площадка
  • 2.2. Инфраструктурные организации оптового рынка
  • Глава 4. Рынок мощности в ценовых зонах 118
  • Глава 10. Рынки тепловой энергии. Актуальное состояние и возможности развития 358
  • 2.2.2. Технологическая инфраструктура оптового рынка электроэнергии (мощности)
  • 2.3. Участники оптового рынка
  • 2.4. Договорная конструкция оптового рынка. Предмет торговли на оптовом рынке
  • 2.4.1. Договор о присоединении к торговой системе: роль, значение, структура, порядок заключения
  • 2.4.2 Регламенты оптового рынка - приложения к Договору о присоединении к торговой системе
  • 2.4.3. Предмет торговли на оптовом рынке: электроэнергия и мощность
  • 2.4.4. Структура договоров оптового рынка
  • 2.5 Порядок разрешения разногласий и решения споров на оптовом рынке
  • Глава 3. Оптовый рынок электрической энергии в ценовых зонах
  • 3.1. Двусторонние договоры
  • 3.1.1. Общие свойства двусторонних договоров
  • 3.1.2. Регулируемые договоры
  • 3.1.3. Свободные договоры
  • 3 .2. Рынок на сутки вперед
  • 3.2.1. Принцип маржинального ценообразования
  • 3.2.2. Возможные типы аукционов в рынках электроэнергии
  • Аукцион с учетом пропускной способности зональные пены
  • 3.2.3 Аукцион с учетом всех системных ограничений
  • 3.2.4. Свойства цен рынка на сутки вперед
  • 3.2.5. Конкурентные и регулируемые механизмы торговли электроэнергией в плановом режиме
  • 3.3. Балансирующий рынок электроэнергии
  • 3.4. Рыночные механизмы выбора состава включенного генерирующего оборудования
  • 3.6. Заключение
  • Глава 4. Рынок мощности в ценовых зонах
  • 4.1 Основы рынка мощности. Цели введения рынка мощности
  • 4.3. Обязательства поставщиков и пуловое соглашение поставщиков мощности
  • 4.4. Обязательства покупателей по покупке мощности
  • 4.5. Способы торговли мощностью оптового рынка в ценовых зонах
  • 4.5.1. Регулируемые договоры купли-продажи мощности
  • 4.5.2. Свободные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности (сдэм)
  • 4.5.3. Покупка и продажа мощности атомной и гидрогенерации.
  • 4.5.4. Покупка и продажа мощности через централизованного контрагента.
  • 4.6 Биржевая торговля как механизм заключения свободных двусторонних договоров на мощность и электроэнергию
  • 1 Месяц
  • Глава 5. Рынок электроэнергии и мощности в «неценовых» зонах
  • 5.1. Особенности функционирования оптового рынка на территории Дальнего Востока
  • 5.2 Особенности функционирования оптового рынка на территориях Республики Коми и Архангельской области
  • 5.3. Особенности функционирования оптового рынка на территории Калининградской области
  • Глава 6. Учет фактического производства и потребления на оптовом рынке. Финансово-расчетная система
  • 6.1. Финансово-расчетная система оптового рынка
  • 6.2 Коммерческий учет электроэнергии (мощности) на оптовом рынке
  • Глава 7. Розничные рынки
  • 7.1. Основы модели розничного рынка переходного периода
  • 7.2 Субъекты розничного рынка
  • 7.2.1. Гарантирующий поставщик Требования к гарантирующему поставщику
  • 7.2.2. Энергосбытовые организации, не относящиеся к гарантирующим поставщикам
  • 7.2.3. Энергоснабжающие организации
  • 7.2.4. Особый порядок принятия потребителей на обслуживание
  • 7.2.5. Производители электрической энергии
  • 7.2.6. Территориальные сетевые организации
  • 7.2.7. Исполнители коммунальных услуг
  • Система договорных отношений розничного рынка
  • 7.3.1. Договоры энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии)
  • 1) Договорные величины потребления электроэнергии (мощности): в зависимости от принадлежности потребителя к той или иной классификации определяются следующие договорные величины:
  • 7.3.2. Договоры поставки (купли-продажи) электрическом энергии, заключаемые производителями электрическом энергии
  • 7.4. Ответственность за надежность энергоснабжения потребителей
  • 7.5. Ценообразование на розничных рынках
  • 7.5.1. Регулируемые и свободные цены на розничных рынках в ценовых зонах
  • 7.5.2. Регулируемые тарифы
  • 1 Группа. Базовые потребители
  • 2 Группа. Население
  • 3 Группа. Прочие потребители
  • 7.5.3. Нерегулируемые цены
  • 7.5.4. Система ценообразования в неценовых зонах
  • 7.5.5. Система ценообразования в технологически изолированных электроэнергетических системах
  • 7.6. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике
  • 7.6.1. Виды перекрестного субсидирования
  • 7.6.2. Пути решения проблемы
  • 7.7. Основы организации коммерческого учета на розничных рынках
  • 7.7.1. Требования к организации коммерческого учета у потребителей
  • 7.7.2. Бездоговорное и безучетное потребление
  • 7.8. Развитие розничных рынков
  • Глава 8. Сетевая инфраструктура рынков электроэнергии
  • 8.1 Услуги по передаче электроэнергии
  • 8.1.1. Содержание услуги
  • 8.1.2. Магистральные (передающие) и распределительные сети
  • 8.1.3. Договоры на оказание услуги по передаче
  • 8.1.4. Система договоров на услуги по передаче в субъекте рф
  • 8.1.5. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
  • 8.1.6. Особенности системы отношений по оказанию услуги по передаче электрической энергии
  • 8.2.1. Содержание услуги
  • 8.2.2. Проблемы технологического присоединения потребителей и производителей
  • 8.2.3. Процедура технологического присоединения
  • 8.2.5. Стандарты раскрытия информации по технологическому присоединению
  • 8.2.6. Присоединение к сетям, которыми владеют лица, не являющиеся сетевыми организациями
  • 8.2.7. Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям
  • 8.2.8. Законодательство рф об электроэнергетике и законодательство рф о тарифах организаций коммунального комплекса
  • 8.2.9. Принципы формирования платы за технологическое присоединение по группам потребителей услуг
  • 8.3. Потери электроэнергии
  • 8.3.1. Классификация потерь в электрических сетях
  • 8.3.2. Покупка сетевыми организациями электроэнергии для компенсации потерь в сетях
  • 8.3.4. Учет нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность, приобретаемую для целей компенсации потерь
  • Глава 9. Государственное регулирование электроэнергетического рынка - прогнозирование, тарифное регулирование, антимонопольное регулирование.
  • 9.1 Государственная система прогнозирования
  • 9.1.1. Значение прогнозирования и планирования в отрасли
  • 9.1.2. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики
  • 9.1.3. Инвестиции и согласование программ развития
  • 9.1.4. Планирование строительства сетевых объектов
  • 9.2. Система тарифного регулирования в электроэнергетике рф
  • 9.2.1. Нормативная база тарифного регулирования
  • 9.2.2. Текущая система ценообразования
  • 9.2.3. Роль ежегодного сводного баланса
  • 9.2.6. Особенности тарифного регулирования для неценовых зон и технологически изолированных энергетических систем
  • 9.3 Антимонопольное регулирование
  • 9.3.1. Органы антимонопольного регулирования и их полномочия в энергетике
  • 9.3.2. Особенности антимонопольного регулирования на оптовом и розничном рынках
  • 9.3.3. Рыночная сила
  • 9.3.4. Обеспечение недискриминационного доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электроэнергии, к услугам администратора торговой системы
  • 9.3.5. Меры антимонопольного регулирования
  • 9.3.6. Государственное регулирование в условиях ограничения или отсутствия конкуренции
  • Глава 10. Рынки тепловой энергии. Актуальное состояние и возможности развития
  • 10.1. Актуальное состояние рынков тепловой энергии в Российской Федерации
  • 10.1.1. Предпосылки и потенциальные возможности для развития рынков тепловой энергии
  • 10.1.2. Система отношений между субъектами теплоэнергетики и потребителями тепловой энергии
  • 10.1.3. Тарифообразование в теплоэнергетике
  • 10.2. Основные направления развития рынков тепловой энергии
  • 10.2.1. Цели и задачи развития рынков тепловой энергии
  • 10.2.2. Инструменты и механизмы решения задач развития рынков тепловой энергии
  • 10.3. Законодательная база рынков тепловой энергии
  • Функционирования рынков электроэнергии
  • 3 Группа. Прочие потребители

    В целях формирования бюджетной политики вгруппе "Прочие потребители" потребители, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой (далее - Бюджетные потребители).

    4 группа.

    Организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании

    Введение данной группы направлено на легализацию тарифа покупки потерь электроэнергии, для учета расхода на оплату потерь в сетях при расчете услуг по передаче электрической энергии для каждой сетевой организации. Данное изменение позволяет РСТ включать в свои решения тариф на покупку потерь для каждой сетевой организации.

    Принципы формирования тарифов:

    Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются по уровням напряжения:

      высокое (110 кВ и выше);

      среднее первое (35 кВ);

      среднее второе (20-1 кВ);

      низкое (0,4 кВ и ниже).

    Расчет двухставочных тарифов основан на принципах раздельного учета затрат между электрической энергией и мощностью.

    При расчете ставки тарифа за электрическую энергию учитываются переменные расходы, к которым в том числе относятся расходы на покупку энергии. При расчете ставки тарифа за мощность учитываются условно-постоянные расходы, к которым в том числе относятся расходы на покупку мощности, ставка на содержание сетевого тарифа.

    Процедура расчета тарифов на электрическую энергию предусматривает двухставочные тарифы в качестве базы для расчета тарифов на электроэнергию для всех групп потребителей, как для потребителей, применяющих двухставочные тарифы, так и для потребителей, применяющих одноставочные и тарифы, дифференцированные по зонам (часам) суток.

    В теории пересчет двухставочных тарифов в одноставочный тариф мои жен осуществляться по следующей формуле:

    - ставка тарифа на электрическую энергию, утвержденная ФСТ России;

    Ставка тарифа на мощность, утвержденная ФСТ России;

    Обьем установленной (заявленной) мощности данной группы потребителей;

    Объем потребления электрической энергии данной группы потребителей, определенный в соответствии с прогнозным балансом ФСТ России.

    Как видно из формулы, величина одноставочного тарифа зависит от соотношения объемов электроэнергии и мощности, которое отличается для разных групп потребителей в зависимости от режима их энергопотребления.

    Соотношение объемов электроэнергии и мощности показывает число часов использования заявленной мощности (далее – ЧЧИ) потребителем в год.

    Таким образом, в соответствии с методическими указаниями одноставочный тариф считается следующим образом:

    Чем больше ЧЧИ, тем более ровным графиком потребляет потребитель электроэнергию.

    В связи с этим на розничном рынке одноставочные тарифы дифференцируются по заданным диапазонам ЧЧИ:

    от 7000 и выше;

    от 6000 до 7000 часов;

    от 5000 до 6000 часов;

    от 4000 до 5000 часов;

    от 3000 до 4000 часов;

    от 2000 до 3000 часов;

    менее 2000 часов.

    Расчет одноставочных тарифов для каждого диапазона ЧЧИ осуществляется, исходя из значения ЧЧИ, равного среднему арифметическому значению нижней и верхней границы соответствующего диапазона:

    от 7001 часов и выше - 7500;

    от 6001 до 7000 часов - 6500;

    от 5001 до 6000 часов - 5500;

    от 4001 до 5000 часов - 4500;

    от 3001 до 4000 часов - 3500;

    от 2000 до 3000 часов - 2500;

    менее 2000 часов - 1000.

    РСТ субъектов Российской Федерации имеют право не дифференцировать диапазоны годового ЧЧИ заявленной мощности менее 5000 часов. В случае установления РСТ нижней границы дифференциации па уровне 5000 часов и ниже применяется расчетное значение годового ЧЧИ заявленной мощности, равное 4500 часов. Указанная норма дает возможность не устанавливать одноставочные тарифы для диапазонов ЧЧИ ниже 5000, если они получаются выше социально-приемлемого уровня. Однако в этом случае возникает дополнительное перекрестное субсидирование между потребителями с ЧЧИ заявленной мощности, находящимся в данном диапазоне.

    Следует отметить, что дифференциация тарифов по ЧЧИ вводилась, когда заявленная мощность потребителей определялась как мощность, участвующая в годовом совмещенном максимуме графика электрической нагрузки ОЭС. В связи с этим, для отнесения потребителей к тому или иному диапазону ЧЧИ достаточно было наличие у потребителя интегрального коммерческого учета потребленной электрической энергии, который даст информацию об объеме потребления нарастающим итогом (без сохранения данных о почасовых значениях) и поэтому позволяет определить объем потребленной мощности только за определенный час путем ручного снятия показаний прибора учета в начале и в конце этого часа. Это стимулировало одноставочных потребителей с более или менее ровным графиком (определяемым по потреблению электрической энергии в отчетные часы), т.к. у них получался сравнительно низкий тариф.

    С принятием правил оптового и розничных рынков изменились принципы измерения мощности для определения обязательств по оплате мощности - оплачивается не среднегодовой объем потребления электрической энергии в отчетные часы, а ежемесячное среднее значение из максимальных почасовых объемов потребления электрической энергии, зафиксированных в дневные часы всех рабочих дней месяца.

    В связи с этим в настоящее время целесообразность установления и применения тарифов, дифференцированных по ЧЧИ, как это написано в методических указаниях, сомнительна по следующим причинам:

    > в отсутствии почасового учета потребленной электрической энергии (так называемого интервального коммерческого учета) процедура отнесения потребителей к той или иной группе ЧЧИ непрозрачна и ведет к злоупотреблению энергосбытовыми организациями;

    > двухставочный тариф применяется к объемам мощности, определенным как средний почасовой максимум потребления электрической энергии в дневные часы рабочих дней месяца.

    Целесообразным представляется изменить принципы определения одноставочных тарифов:

      При отнесении потребителей к диапазонам ЧЧИ расчетную мощность определять по принципам, аналогичным порядку определения фактической мощности на оптовом рынке (максимум из часов, определенных СО, в рабочие дни месяца). При этом для потребителей, имеющих почасовой учет, величину мощности определять, исходя из фактических объемов потребления мощности согласно показаниям почасового коммерческого учета. Для потребителей, не имеющих почасовой учет, определять расчетную мощность, исходя из типовых графиков потребления электрической энергии (возможно согласование с РСТ). В настоящее время отсутствует порядок определения типовых графиков потребления в случае отсутствия у потребителей почасового коммерческого учета (такой порядок должен быть описан в Правилах коммерческого учета электрической энергии на розничном рынке, разработка которых ведется в настоящее время Минэнерго России). В связи с этим энергосбытовые компании вправе использовать любой разумный механизм определения расчетной мощности для таких потребителей, согласовав его с регулирующим органом;

      Ввести новый порядок определения одноставочиого тарифа для потребителей, имеющих почасовой коммерческий учет (свыше 750 КВа):

    о Либо определять одноставочиый тариф определять ежемесячно на основе фактического соотношения потребления мощности и э/э,

    о Либо определять применяемый одноставочиый тариф ежемесячно в зависимости от того, к какому диапазону ЧЧИ относится соотношение фактических объемов мощности и э/э указанного потребителя;

    > Для потребителей (групп потребителей), кроме имеющих почасовой учет (ниже 750 кВА) - выбор необходимого диапазона из шкалы одноставочных тарифов осуществляется один раз в год.

    > Чтобы стимулировать переход потребителей на использование двухставочных тарифов при расчете одноставочных тарифов, дифференцированных по диапазонам ЧЧИ, можно исходить не из среднего значения ЧЧИ внутри диапазона, а из значения ЧЧИ, соответствующего нижней границе диапазона. В этом случае одноставочиый тариф получиться выше. Эту норму не имеет смысла применять для населения и мелких потребителей, например, с ЧЧИ ниже 3000. Помимо дифференциации одноставочных тарифов на розничном рынке по ЧЧИ существуют дифференциация тарифов по зонам суток (пик, полупик, ночь). Дифференциация тарифов по зонам суток направлена на стимулирование энергосбережения и сглаживание графиков потребления, то есть увеличения потребления в периоды меньших нагрузок (ночь) и уменьшение потребление в периоды больших нагрузок (полупик, пик).

    Интервалы тарифных зон суток по энергозонам (ОЭС) России устанавливаются ФСТ России на основании запрашиваемой в ОАО «СО ЕЭС» информации.

    При расчете тарифа в ночной зоне учигаваются только затраты, обеспечивающем возмещение переменных затрат, т.е. затрат на покупку электроэнергии на оптовом и розничном рынке (без оплаты мощности).

    Тариф за электроэнергию, поставляемую в полупиковой зоне, приравнивается к средневзвешенной стоимости покупки электроэнергии и мощности гарантирующим поставщиком на оптовом и розничных рынках с учетом сбытовой надбавки и расходов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) - услуги ОАО «АТС».

    Тариф за электроэнергию, потребляемую в пиковой зоне графика нагрузки, определяется таким образом, чтобы обеспечить совокупную необходимую валовую выручку ГП с учетом тарифной выручки от потребителей, потребляющих электроэнергию по тарифам в ночной и в полупиковой зоне.

    Также допускается производить дифференциацию тарифов на электрическую энергию по двум зонам суток - «день» и «ночь», когда тариф в дневной зоне рассчитывается остаточным образом по аналогии с тарифом за электроэнергию, потребляемую в пиковой зоне графика нагрузки, за минусом тарифа в ночной зоне графика нагрузки.

    Определение стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии производится в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2007 г. № 166-э/1.

    Стоимость электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком или другими энергосбытовыми организациями по регулируемым ценам покупателям, кроме населения, определяется как произведение тарифа, установленного РСТ для соответствующей группы потребителей (для потребителей, рассчитывающихся по двухставочному тарифу, - тарифной ставки за электрическую энергию), и объема электрической энергии, определяемого с учетом коэффициента распределения электрической энергии, поставляехмой гарантирующим поставщиком или другими энергосбытовыми организациями на розничном рынке по регулируемым ценам (далее -коэффициент бета).

    Коэффициент бета определяется по окончании каждого расчетного периода непосредственно каждым гарантирующим поставщиком, исходя из сложившихся результатов торгов на оптовом рынке и фактического суммарного потребления электроэнергии на розничном рынке собственными потребителями.

    Стоимость мощности, поставляемой гарантирующим поставщиком или другими энергосбытовыми организациями по регулируемым ценам покупателям, рассчитывающимся по двухставочным тарифам, определяется как произведение тарифа, установленного РСТ для соответствующей группы потребителей, фактически потребленной мощности и коэффициента, определяющего соотношение величины мощности, приобретаемой данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) по регулируемым ценам к фактически потребленной им мощности.