Статья для тех, кто готовиться к интервью. В ней разобраны 15 наиболее часто задаваемых на собеседовании вопросов, показано что ожидает услышать интервьюер, когда задает вам тот или иной вопрос, а также даны рекомендации, как грамотно и четко построить свои ответы.

1. Чем вас привлекает данная позиция\вакансия\компания?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат может сориентировать, что он планирует получить от данной работы, как она поможет достичь его целей

Как отвечать на вопрос:

  • Лучше всего кратко обрисовать свои профессиональные цели, описать роадмэп для их достижения
  • Эти цели должны соответствовать целям и ценностям компании. План достижения целей также должен выглядеть реализуемым, соответствовать должности, возможностям и задачам компании

2. Расскажите, как вы готовились к этому интервью?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат познакомился с задачами, продуктами компании, выяснил для себя важные моменты, которые компания может предложить сотруднику.
  • Кандидат познакомился с задачами и описанием роли, которые представлены в вакансии и подготовил вопросы.
  • Кандидат детально проработал технические требования из описания к вакансии, сопоставил их со своим опытом, повторил то, что требовалось.

Как отвечать на вопрос:

  • Расскажите, что и где вы узнавали о компании, как и у кого выясняли информацию про вакансию.
  • Вкратце опишите свой план подготовки, желательно указывая литературу, ресурсы, источники, которые при этом использовались

3. Какие ваши самые сильные стороны\качества?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат озвучит несколько своих сильных личных качеств с конкретными примерами, которые могут проиллюстрировать их проявление в работы.
  • Кандидат приведет несколько примеров своих основных профессиональных навыков и также сопроводит их короткими примерами.

Как отвечать на вопрос:

  • Для иллюстрации каждого качества\навыка нужна мини-история (буквально несколько предложений), которая покажет его применение в работе и\или в решении личных вопросов (если это может быть полезно и для работы).
  • Лучше всего привести 2, максимум 3 примера, чтобы не затягивать ответ и озвученные вещи не потерялись и к ним могли последовать дополнительные вопросы.
  • Выбирая примеры своих сильных качеств нужно сопоставлять их с тем, что будет востребовано на рассматриваемой позиции. Желательно привести примеры качеств немного оригинальнее стандартных «стрессоустойчивости и коммуникабельности».

4. Какие ваши самые слабые стороны и недостатки?

Что ожидают услышать:

  • Сначала чего точно не ждут:
    • Самоуничижительную «исповедь» кандидата
    • Банальные примеры «недостатков, которые на самом деле достоинства» (перфекционизм, трудоголизм и т.д.)
  • Кандидат знает, какое из личных качеств ему мешает или просто требует улучшения, понимает как его можно устранить или экранировать и принимает соответсвующие меры.

Как отвечать на вопрос:

  • Невозможно не иметь недостатков, главное уметь их выявлять, анализировать и работать над ними и преодолевать. Собственно, главное при ответе раскрыть именно эту идею.
  • Далее нужно выбрать какой-то 1 реальный пример недостатка и рассказать о методах его преодоления.
  • Также будет плюсом краткий рассказ о тех проблемах, которые удалось решить ранее.

5. Как вы видите идеального кандидата на эту позицию?

Что ожидают услышать:

  • Как кандидат видит список навыков, качеств и необходимого для вакансии опыта работы
  • Несколько примеров задач, которые «идеальный» кандидат должен помочь решить

Как отвечать на вопрос:

  • При ответе нужно исходить из проблемы, которую работодатель планирует решить нанимая сотрудника на рассматриваемую позицию.
  • Соответственно, при ответе нужно подсветить основные подобные проблемы\задачи (2-3 штуки), указать навыки и качества которые требуются для их решения (имея в виду, что ваше резюме подтверждает такой опыт)

6. В чем ваши преимущества перед другими кандидатами\почему нам следует взять вас?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат уточнит (желательно с конкретными примерами), в чем именно его опыт, знания и качества необходимые для рассматриваемой позиции являются уникальными, что отличает его от других соискателей.
  • Например, если такой «уникальный» навык кандидата, это персональный тайм-менеджмент, то ожидается, что он кратко раскроет основные принципы и чем его подход помог решить конкретную рабочую проблему.

Как отвечать на вопрос:

  • Фактически этот вопрос более подробно раскрывает пункт 5, но тут ответ уже должен быть персонализирован.
  • Нужно взять для примера 1-2 проблемы\задачи данной вакансии и показать, что у вас есть опыт и знания, как такие проблемы решать. При этом ваш опыт уникален (нужно подсветить чем), что дает вам, как соискателю, преимущество.
  • Отличным вариантом будет озвучить какую-то дополнительную персональную «фишку» (которая полезна в работе), то чего нет в резюме и что пока не успели обсудить. Это может быть, например, ваш личный подход как работать со стрессами на работе и вы можете поделиться своими наработками с интервьюером.

7. Расскажите о своем главном достижении, чем вы можете гордиться?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат расскажет о своих успехах на предыдущих\текущем местах работы и\или решении личных задач (если это коррелирует с темой интервью). Приведет конкретный пример, когда благодаря ему его команда\проект\компания достигла видимых позитивных результатов.
  • Ожидается 1 пример из профессиональной деятельности: что было сделано, как это было реализовано, какие показатели получили (сроки, выручка, затраты, уровень качества и т.п.).
  • Кандидат расскажет почему он гордится именно этим достижением.

Как отвечать на вопрос:

  • Ответ нужно заранее подготовить исходя из того, какую задачу\проблему хочет решить работодатель наймом специалиста на эту вакансию. Определив эту задачу, выбираем максимально близкий к ней успешный опыт из своей предыдущей практики.
  • Примеры действительно должны восприниматься вами как достижение, а не решение регулярной задачи. Это должно быть что-то выходящее за рамки вашего обычного функционала либо должно быть связано с использованием каких-то новых подходов и методов в работе, что привело к лучшему результату.
  • Лучше всего привести 2 коротких четких примера: один из профессиональной деятельности, второй – решение персональных задач.
  • Не нужно брать в качестве примеров свои ежедневные задачи (если нет уникальности решения). Например, если вы тестировщик, то при ответе не подойдет «разработка тест-кейсов и описание дефектов», это и так является основными обязанностями.

8. Расскажите о своем главном провале, неудаче, ошибке?

Что ожидают услышать:

  • Как кандидат анализирует и определяет неудачи, какие делает выводы и предпринимает меры на будущее
  • Что именно кандидат характеризует как крупные неудачи и провалы.
  • Неудачи на каком уровне для него наиболее критичны и важны: личные ошибки, проблемы на уровне команды, проекта

Как отвечать на вопрос:

  • Возьмите в качестве примера такую ситуацию, с последствиями которой можно было работать, исправлять и предотвращать их в будущем, с чем вы, конечно, успешно и справились.
  • При ответе на этот вопрос не обязательно разбирать именно рабочий инцидент. Это вполне может быть и какой-то личный пример из жизненных ситуаций (например, ошибки в финансовой сфере).
  • Главное при ответе на этот вопрос описать алгоритм отработки выбранной проблемной ситуации: анализ, решение, реализация, результат

9. Почему вы решили поменять место работы?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат расскажет, что его не устроило на текущем месте и чего бы он хотел избежать.
  • Какие именно события\факторы слали для кандидата решающими для начала поиска новой работы.
  • Что кандидат ждет он новой работы, что хочет приобрести как профессионал.
  • Вы должны озвучить реальные и настоящие причины, но желательно их брать из области мотивации и развития. Вы показываете, что на текущем месте достигли «потолка», а данная вакансия дает возможности роста (технологии, экспертиза, карьера). Главное правильно определить эти возможности, они действительно должны быть у нового работодателя.
  • Ответ должен строиться по принципу: «я ищу новую работу для того, чтобы», а не «я ухожу из-за того, что». Вы показываете, что вы хотите приобрести, освоить и прокачать на новом месте работы, а не загружаете интервьюера жалобами, что на предыдущем месте вы уже 10 лет занимаетесь неинтересными задачами.
  • Естественно, если на переход повлияло нарушение на текущем месте каких-то «гигиенических» факторов, то в этом случае их вполне можно указать. Например, вам стали задерживать выплату зарплаты.

10. Что бы вы изменили на своем текущем месте работы (в процессах, инструментах, технологиях), если была бы возможность?

Что ожидают услышать:

  • Где и какие проблемы видит кандидат, какие неоптимальные решения в рабочих процессах он идентифицировал.
  • Какие у кандидата есть идеи и предложения по оптимизации работы
  • Как кандидат определяет круг своей ответственности, где, как он видит, заканчиваются его возможности влиять на бизнесс процессы, инструментарий, технологии и рабочие правила существующие в компании.

Как отвечать на вопрос:

  • Необходимы 1-2 примера связанные с неэффективностью процессов\инструментов, которые есть на текущем месте, но которые легко преодолимы или вообще отсутствуют на рассматриваемой позиции в новой компании.
  • Вам необходимо не только обозначить какие-то проблемы, но и пути их преодоления и решения. Плюсом будут свежие, оригинальные идеи по оптимизации какой либо рабочей сферы или бизнес процесса.
  • После ответа на этот вопрос вероятно последует уточнение, почему не вы не стали делать этих изменений. Свой вопрос стоит сразу строить с учетом этого момента. Например, у вас не было возможности поменять какие-либо процессы в компании, т.к. данный вопрос решался не на вашем уровне и не на уровне вашего руководителя. В этом случае нужно описать, какие вы предприняли шаги и попытки, чтобы все же реализовать свои предложения.

11. Что в работе будет вас мотивировать, а что демотивировать?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат обозначит список факторов, которые для него являются нежелательными или недопустимыми
  • Кандидат обозначит факторы, которые наоборот будут для него позитивными, кратко опишет рабочий процесс и\или команду, которую он ожидает увидеть на новом месте работы.
  • Будут озвучены задачи, которые кандидат с удовольствием выполняет, которые ему интересны, и которые соответствуют его плану по развитию, приближают его к цели.

Как отвечать на вопрос:

  • При ответе на этот вопрос вполне можно озвучить общечеловеческие ценности и стандарты профессионального поведения на работе. Например, на работе вас мотивирует, когда все соблюдают свои обещания (если это зависит от человека), настроены на решение проблемы, открыто делятся информацией, дают конструктивную обратную связь и т.п. Соответственно, демотивирует, если все вышеперечисленное не выполняется. Можно остановиться на 2-3 пунктах.
  • Если есть какие-то другие принципиальные моменты (например, совсем не могу работать в опенспэйсе), то их тоже лучше озвучить сразу. Так по крайней мере будет возможность обсудить их с работодателем сразу на входе и знать, чего ожидать.
  • Помимо общих вещей хорошей идеей будет подчеркнуть, что вас мотивируют и воодушевляют задачи, которые как раз потребуется решать на новой работе (ведь раз вы туда идете, то это должно быть действительно так). Здесь не нужно повторять все требования к вакансии, лучше взять 1 самый значимый для вас и для этой роли аспект работы.

12. Как вы видите свое профессиональное развитие через 1, 3, 5 лет?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат в общих чертах опишет свой план профессионального и карьерного развития, который он в свою очередь достаточно себе представляет
  • Будет обозначен примерный срок, в течение которого кандидат видит себя на рассматриваемой позиции, что он планирует на ней получить, как и когда планирует двигаться дальше.
  • Кандидат назовет какие навыки и знания он планирует наращивать на каждом из этапов.
  • Также кандидат сформулирует достаточно четкие критерии роста\перехода от позиции к позиции, от роли к роли.

Как отвечать на вопрос:

  • Данный ответ будет перекликаться с ответом на вопрос №1 «Чем вас привлекает данная позиция\вакансия\компания», т.к. это собеседование ни что иное, как следующий этап в вашем карьерном плане. Однако, здесь ответ должен быть уже более детальным, с описанием технологий, рабочих задач, личных скиллов.
  • Вы обозначаете несколько крупных этапов в будущем, к которым вы сейчас движетесь (это может быть, например, определенная должность, какая-то нишевая экспертиза и т.п.). Все цели естественно должны иметь критерии достижения и определенные сроки, иначе это не будет целью.
  • Также вам нужно указать точку, из которой вы пошли к этим целям: когда вы определили цель и какими знаниями, навыками, возможностями тогда обладали.
  • Далее вы рассказываете, на каком этапе между отправной точкой и своей целью вы находитесь и зачем вам нужна данная работа, как она поможет в дальнейшем продвижении по плану.

13. Как вы видите начало работы на новом месте, процесс вхождения в роль?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат представляет, что ему нужно для подключения к рабочему процессу на новом месте и может описать краткий план начальных действий по вхождению в роль.
  • Убедиться, что кандидат знает кто его основные стейкхолдеры (заинтересованные лица) и коллеги, какие контакты необходимо построить.
  • Кандидат правильно представляет себе основные рабочие задачи на новом месте, понимает как подойти к их выполнению, кто и что для этого необходимо.
  • Выяснить, как кандидат будет узнавать недостающую информацию, что предпримет в случае, если что-то будет непонятно.

Как отвечать на вопрос:

  • Необходимо кратко и структурированно изложить план действий:
    • Что будет нужно изучить для начала работы: регламенты, документы, процессы
    • С кем необходимо познакомиться и наладить взаимодействие
    • Как подойти к изучению предметной области и продукта
  • Нужно показать, что вам понятны ваши ближайшие цели и задачи. Обозначьте ваше видение основных задач (в случае неточности вас скорректируют) и обсудите с интервьюером критериев их достижения и того, как вас будут оценивать.
  • При обсуждении этой темы уточните со своей стороны основное контактное лицо, кто будет заниматься процессом вашей встройки в рабочий процесс, кому можно будет задавать вопросы.

14. Как быстро вы сможете выйти на новое место работы при получении оффера?

Что ожидают услышать:

  • Рассматривает ли кандидат какие-то другие вакансии, проходит ли интервью. Сколько в связи с этим ему потребуется времени, чтобы определиться с окончательным вариантом и принять решение.
  • Через какое время кандидат сможет приступить к новой работе, когда будет его первый рабочий день: точное число или количество дней\недель.
  • Есть ли у кандидата какие-то ограничения по времени выхода: запланирован отпуск, дополнительные обязательства на текущем месте, которые не покрываются стандартными 2 неделями и т.п.
  • Есть ли какие-то риски, что кандидата могут попросить задержаться на текущем месте и\или сделают контроффер, предложат условия, чтобы его оставить в компании.

Как отвечать на вопрос:

  • Лучшим вариантом ответа будет точно обозначить все сроки и критерии связанные с переходом на новое место:
    • Когда вы сможете принять решение по предложению о работе (или с момента его получения, или до определенной даты). Может ли что-то повлиять на этот срок (например, вы ждете решение по интервью от какой-то другой компании).
    • Сколько времени вам потребуется на отработку на текущем месте и когда вы выйдете в новую компанию. Может ли что-то повлиять на этот срок (например, текущий работодатель).
    • Есть ли у вас в ближайшие полгода какие-то запланированные события, требующие отсутствия на работе: отпуск, защита диплома и т.д.

15. Какие ваши финансовые ожидания?

Что ожидают услышать:

  • Кандидат либо озвучивает ту сумму, на которую он в данный момент рассчитывает, либо озвучивает свой ближайший зарплатный ориентир и стратегию по его достижению: что планируется предпринять, изучить, освоить, когда достичь.
  • В случае любого из вариантов кандидат как-то объясняет\комментирует, почему сумма именно такая
  • Как кандидат видит возможности по изменению своей зарплаты в будущем, как может происходить пересмотр и что для этого потребуется выполнить и продемонстрировать.

гЕМШ ЙОФЕТЧШАЕТБ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФПВЩ РПМХЮЙФШ ПФЧЕФЩ ОБ ФТЙ ПУОПЧОЩИ ЧПРТПУБ:

  • уРТБЧЙФЕУШ МЙ чЩ У ДБООПК ТБВПФПК?
  • рПДПКДЕФЕ МЙ чЩ ЛПНРБОЙЙ ЙМЙ ПФДЕМХ, Ч ЛПФПТЩИ ВХДЕФЕ ТБВПФБФШ?
  • вХДЕФЕ МЙ чЩ ГЕМЕХУФТЕНМЕООЩН ТБВПФОЙЛПН, ОБ ЛПФПТПЗП НПЦОП РПМПЦЙФШУС (РТЙ ФПК ЪБТРМБФЕ, ЮФП НПЦЕФ РТЕДМПЦЙФШ чБН ЛПНРБОЙС)?

х ЙОФЕТЧШАЕТПЧ ЕУФШ ФПМШЛП ПДЙО УРПУПВ ОБКФЙ ПФЧЕФЩ - РХФЕН РПУФТПЕОЙС ФПОЛЙИ ХНПЪБЛМАЮЕОЙК. йОФЕТЧШАЕТЩ УНПФТСФ ОБ ФП, ЮФП чЩ ОБРЙУБМЙ П УЕВЕ Ч УЧПЕН ТЕЪАНЕ Й ДТХЗЙИ ДПЛХНЕОФБИ, ЮФП чЩ ХУРЕМЙ УДЕМБФШ Ч ЦЙЪОЙ, ЮЕЗП ДПУФЙЗМЙ Ч РТПЫМПН Й ЛБЛЙНЙ ЛПОЛТЕФОП ОБЧЩЛБНЙ ПВМБДБЕФЕ. рПФПН ПОЙ ЪБДБАФ ЧПРТПУЩ, ПФЧЕФЩ ОБ ЛПФПТЩЕ РТПСУОСАФ УХФШ МЙЮОЩИ УЧЕДЕОЙК, ЙЪМПЦЕООЩИ чБНЙ Ч ТЕЪАНЕ. оБЛПОЕГ, ПОЙ РЩФБАФУС ХЧСЪБФШ УПВУФЧЕООЩЕ ЧРЕЮБФМЕОЙС Й ЙОЖПТНБГЙА, ЛПФПТБС УПДЕТЦЙФУС Ч чБЫЕН ТЕЪАНЕ, У ФЕН, ЮФП, У ЙИ ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС, СЧМСЕФУС ПУОПЧОЩН ФТЕВПЧБОЙЕН Л ТБВПФЕ ОБ ЧБЛБОФОПН НЕУФЕ.

хНЕМЩК ЙОФЕТЧШАЕТ ПВЩЮОП ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСЕФУС ПВФЕЛБЕНЩН Й ОЕДПУФБФПЮОП ЛПОЛТЕФОЩН ПФЧЕФПН. пО ЪБДБЕФ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, ЮБУФП ЙУРПМШЪХС ЮФП-ФП УЛБЪБООПЕ чБНЙ ЛБЛ ЪБГЕРЛХ. рТЙ ЬФПН ЙОФЕТЧШАЕТ ОЕ ФПМШЛП РПМХЮБЕФ ОХЦОХА ЕНХ ЙОЖПТНБГЙА РП УХЭЕУФЧХ ЧПРТПУБ. пО ФБЛЦЕ УПЪДБЕФ ДМС УПЙУЛБФЕМС УФТЕУУПЧХА УЙФХБГЙА Й ОБВМАДБЕФ ЪБ ЕЗП РПЧЕДЕОЙЕН. оЕ УНХЭБКФЕУШ Й ОЕ ЧРБДБКФЕ Ч РБОЙЛХ. уРПЛПКОП ЧПУРТЙОЙНБКФЕ МАВЩЕ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, УФБТБКФЕУШ ПФЧЕЮБФШ РП УХЭЕУФЧХ Й ЛТБФЛП.

х ОЕЛПФПТЩИ ЙОФЕТЧШАЕТПЧ ЗМБЧОЩК ЧПРТПУ УПВЕУЕДПЧБОЙС - "рПЮЕНХ?". уОБЮБМБ ЙОФЕТЧШАЕТ ЪБДБЕФ ЛБЛПК-ФП РТПУФПК ЧПРТПУ. чЩ ПФЧЕЮБЕФЕ "ДБ" ЙМЙ "ОЕФ" ЙМЙ ОБЪЩЧБЕФЕ ЮФП-ФП (ОБРТЙНЕТ, МАВЙНПЕ ЪБОСФЙЕ). й ЙОФЕТЧШАЕТ ФХФ ЦЕ УРТБЫЙЧБЕФ: "рПЮЕНХ?". пЮЕОШ ЮБУФП ЬФП РТПУФПЕ "РПЮЕНХ?" УФБЧЙФ УПЙУЛБФЕМС Ч ЪБФТХДОЙФЕМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ. пО ОЕ ЪОБЕФ, ЮФП ПФЧЕФЙФШ Й МЕРЕЮЕФ ЮФП-ФП ОЕЧТБЪХНЙФЕМШОПЕ. вХДШФЕ ЗПФПЧЩ Л ПФЧЕФХ ОБ ЧПРТПУ "рПЮЕНХ?", П ЮЕН ВЩ чБУ ОЙ УРТБЫЙЧБМЙ. рПНОЙФЕ: ХНОЩК ЙОФЕТЧШАЕТ ХЧЙДЙФ Й ХУМЩЫЙФ ВПМШЫЕ, ЮЕН чЩ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ УЛБЦЕФЕ. пО ЧУЕЗДБ ПВТБФЙФ ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ОБ УПДЕТЦБОЙЕ чБЫЕЗП ПФЧЕФБ, ОП Й ОБ чБЫХ ХЧЕТЕООПУФШ, ЙУЛТЕООПУФШ, ОБ ФП, ЛБЛ чЩ РПДБДЙФЕ чБЫ ПФЧЕФ. оЕ МЗЙФЕ! ьФП ПЮЕОШ ЪБНЕФОП. рТЙЧЕДЕООЩЕ ОЙЦЕ ЧПРТПУЩ ЪЧХЮБФ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОБ ЛБЦДПН УПВЕУЕДПЧБОЙЙ.

тБУУЛБЦЙФЕ ЛТБФЛП П УЕВЕ. ч ДБООПН УМХЮБЕ ТБВПФПДБФЕМС ЙОФЕТЕУХЕФ Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ РТПЖЕУУЙПОБМЙЪН РПФЕОГЙБМШОПЗП УПФТХДОЙЛБ. чПФ Й УППВЭЙФЕ ЕНХ, ЮЕН ЛПОЛТЕФОП чЩ ЪБОЙНБМЙУШ ОБ РПУМЕДОЕН НЕУФЕ ТБВПФЩ, ЛБЛПК ЧХЪ ПЛПОЮЙМЙ.

оБ ЛБЛПК ДПМЦОПУФЙ чЩ ЧЙДЙФЕ УЕВС ЮЕТЕЪ РБТХ (ЙМЙ РСФШ) МЕФ? пФЧЕЮБС ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ, ОЕ ОХЦОП УЛТПНОЙЮБФШ. рМБОЙТХЕФЕ УФБФШ ОБЮБМШОЙЛПН? нПЦЕФЕ УНЕМП ЪБСЧЙФШ ПВ ЬФПН, ОП ФПМШЛП Ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ чБЫЙ ЛЧБМЙЖЙЛБГЙС, ПРЩФ Й ЪОБОЙС РПЪЧПМСАФ ОБДЕСФШУС ОБ РПДПВОХА РЕТУРЕЛФЙЧХ. еУФЕУФЧЕООП, ПФЧЕФ ДПМЦЕО ЪЧХЮБФШ ЛПТТЕЛФОП Й ПВПУОПЧБООП.

вПМШЫЙОУФЧП ТБВПФПДБФЕМЕК РПМПЦЙФЕМШОП ПГЕОСФ УФТЕНМЕОЙЕ УПФТХДОЙЛБ Л ЛБТШЕТОПНХ ТПУФХ. рТЙ ХУМПЧЙЙ, ЮФП ДПМЦОПУФШ РПЪЧПМСЕФ ТБУФЙ. ч ГЕМПН ЬФПФ ЧПРТПУ, УЛПТЕЕ, ОЕ П ЛБТШЕТОЩИ ДПУФЙЦЕОЙСИ, Б ПВ ХНЕОЙЙ ЧЙДЕФШ РЕТУРЕЛФЙЧЩ, РПОЙНБФШ, ЛБЛЙН ПВТБЪПН НПЦОП ДЧЙЗБФШУС Л ОБНЕЮЕООПК ГЕМЙ, ЧОХФТЕООЙИ НПФЙЧБИ, ХНЕОЙЙ РМБОЙТПЧБФШ УПВУФЧЕООХА ЦЙЪОШ Й ЧЙДЕФШ РТПНЕЦХФПЮОЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ.

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФПЗП, ЮФП чЩ ТБУУЛБЪЩЧБЕФЕ, ОЕ ФТХДОП РПОСФШ, ОБУЛПМШЛП ПВЯЕЛФЙЧОП чЩ ПФОПУЙФЕУШ Л УЕВЕ ЛБЛ Л РТПЖЕУУЙПОБМХ, ЙОФЕТЕУОБ МЙ чБН УБНБ РТПЖЕУУЙС ЙМЙ чБУ ВПМШЫЕ ЙОФЕТЕУХЕФ ЛБТШЕТОЩК ТПУФ, ОБУЛПМШЛП ФПЮОП чЩ УППФОПУЙФЕ УПВУФЧЕООПЕ ТБЪЧЙФЙЕ Й РТПДЧЙЦЕОЙЕ.

рПЮЕНХ чЩ ИПФЙФЕ ТБВПФБФШ Ч ОБЫЕК ЛПНРБОЙЙ? рТЙ ПФЧЕФЕ ОБ ДБООЩК ЧПРТПУ, ФТЕВХЕФУС УЕТШЕЪОБС РПДЗПФПЧЛБ. уПЙУЛБФЕМЙ ЪБЮБУФХА ЙДХФ ОБ УПВЕУЕДПЧБОЙЕ ФПМШЛП РПФПНХ, ЮФП ЙИ РТЙЗМБУЙМЙ, Б ЧПЧУЕ ОЕ РПФПНХ, ЮФП ЦЕМБАФ ТБВПФБФШ ЙНЕООП Ч ЬФПК ЖЙТНЕ. оП ТБВПФПДБФЕМА ОХЦОЩ "РТЕДБООЩЕ ВПКГЩ". й ЕУМЙ чЩ ДБДЙФЕ ЕНХ РПОСФШ, ЮФП чБН ЧУЕ ТБЧОП, ЗДЕ ФТХДЙФШУС, МЙЫШ ВЩ ДЕОШЗЙ РМБФЙМЙ - ЬФП ОЕ РТЙВБЧЙФ чБН ПЮЛПЧ. рПЬФПНХ ОХЦОП РПМХЮЙФШ ЛБЛ НПЦОП ВПМШЫЕ ЙОЖПТНБГЙЙ П "РТЙОЙНБАЭЕК УФПТПОЕ" (ОБРТЙНЕТ - ЮЕТЕЪ йОФЕТОЕФ). фПЗДБ ОБ УПВЕУЕДПЧБОЙЙ чЩ УНПЦЕФЕ ВМЕУОХФШ РПМХЮЕООЩНЙ УЧЕДЕОЙСНЙ Й ХВЕДЙФШ ЙОФЕТЧШАЕТБ, ЮФП УДЕМБМЙ ЧЩВПТ ПУПЪОБООП.

рМПИП, ЕУМЙ ЧЩ ВХДЕФЕ ПФЧЕЮБФШ ТБУИПЦЙНЙ ЖТБЪБНЙ: "нЕОС РТЙЧМЕЛБАФ РЕТУРЕЛФЙЧЩ ТПУФБ, ЙОФЕТЕУОБС ТБВПФБ, УПМЙДОБС ЖЙТНБ...". лБОДЙДБФ ДПМЦЕО РТЙЧЕУФЙ УЕТШЕЪОЩЕ Й ЛПОЛТЕФОЩЕ ДПЧПДЩ: ЦЕМБОЙЕ РТЙНЕОЙФШ УЧПА ЛЧБМЙЖЙЛБГЙА Й ПРЩФ ФБН, ЗДЕ ПОЙ НПЗХФ ДБФШ ОБЙВПМШЫХА ПФДБЮХ Й ВХДХФ РП ДПУФПЙОУФЧХ ПГЕОЕОЩ, РТЙЧМЕЛБФЕМШОПУФШ ТБВПФЩ Ч УЙМШОПК ЛПНБОДЕ РТПЖЕУУЙПОБМПЧ.

уХЭЕУФЧХАФ ПФЧЕФЩ, ЛПФПТЩЕ РПЧФПТСАФУС НЙММЙПО ТБЪ, ОБРТЙНЕТ: "нОЕ ОТБЧЙФУС ТБВПФБФШ У МАДШНЙ". дБЦЕ ЕУМЙ ЬФП Й ФБЛ, РПУФБТБКФЕУШ ЙЪВЕЦБФШ ЫФБНРПЧ. оБРТЙНЕТ, ТБУУЛБЦЙФЕ П чБЫЕК НБОЕТЕ ТБВПФЩ У ЛМЙЕОФБНЙ. пФУХФУФЧЙЕ ЫФБНРПЧ Й ВБОБМШОПУФЕК РТПЙЪЧПДЙФ ВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ.

чБТЙБОФ ПФЧЕФБ: с НОПЗП ЪОБА П чБЫЕК ЖЙТНЕ, ЙЪХЮЙЧ РХВМЙЛБГЙЙ Ч РТЕУУЕ (РПЗПЧПТЙЧ УП УРЕГЙБМЙУФБНЙ, РПВЩЧБЧ ОБ УБКФЕ йОФЕТОЕФБ Й Ф.Р.). нОЕ ПЮЕОШ ЙНРПОЙТХЕФ чБЫ БЧФПТЙФЕФ Ч ДЕМПЧПН НЙТЕ, УФЙМШ ТБВПФЩ, Б ФБЛЦЕ ЛТХЗ НПЙИ ВХДХЭЙИ ПВСЪБООПУФЕК. еУМЙ чЩ ПЛБЦЕФЕ НОЕ ДПЧЕТЙЕ, ФП С УП УЧПЕК УФПТПОЩ - (ДБМЕЕ УМЕДХЕФ РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ФЕИ ХНЕОЙК Й ОБЧЩЛПЧ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ВЩФШ РПМЕЪОЩ ЛПНРБОЙЙ).

рПЮЕНХ чЩ УЮЙФБЕФЕ УЕВС ДПУФПКОЩН ЪБОСФШ ЬФХ ДПМЦОПУФШ? ч ЮЕН чБЫЙ РТЕЙНХЭЕУФЧБ РЕТЕД ДТХЗЙНЙ ЛБОДЙДБФБНЙ? ьФП ОБЙМХЮЫЙК ЧПРТПУ ДМС ЛБОДЙДБФБ, ЮФПВЩ ВЕЪ МПЦОПК УЛТПНОПУФЙ ОБЪЧБФШ УЧПЙ ЗМБЧОЩЕ РТЕЙНХЭЕУФЧБ РЕТЕД ДТХЗЙНЙ РТЕФЕОДЕОФБНЙ. рТЙ ЬФПН чЩ ДПМЦОЩ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПЕ ХНЕОЙЕ ХВЕЦДБФШ, РПДЮЕТЛЙЧБС УЧПЙ РТЕЙНХЭЕУФЧБ. рМПИП, ЕУМЙ ЧЩ Й ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ ПФЧЕЮБЕФЕ УМБВЩНЙ БТЗХНЕОФБНЙ Й РТЙЧПДЙФЕ УЧПЙ ЖПТНБМШОП-ВЙПЗТБЖЙЮЕУЛЙЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ.

лБЛПЧЩ чБЫЙ УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ? чУРПНОЙФЕ П УЧПЙИ ЗМБЧОЩИ ХУРЕИБИ Й ДПУФЙЦЕОЙСИ ОБ РТЕДЩДХЭЙИ ТБВПФБИ ЙМЙ РТПУФП Ч ЦЙЪОЙ. фЕРЕТШ ЪБДБКФЕ УЕВЕ ЧПРТПУ, ЪБ УЮЕФ ЛБЛПЗП ЛБЮЕУФЧБ чЩ ЬФЙИ ХУРЕИПЧ ДПВЙМЙУШ?

уЕТШЕЪОЩК БОБМЙЪ ДБУФ ЧПЪНПЦОПУФШ ПРТЕДЕМЙФШ ЧБЫЙ УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ЙММАУФТБГЙЙ ЧУЕЗДБ МХЮЫЕ РТЙЧЕУФЙ ЛПОЛТЕФОЩЕ УЙФХБГЙЙ, Ч ЛПФПТЩИ РТПСЧМЕОЙЕ ДБООЩИ ЛБЮЕУФЧ, РТЙЧЕМП чБУ Л ХУРЕИХ.

ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ОХЦОП РПДЮЕТЛОХФШ ФЕ ЛБЮЕУФЧБ, ЛПФПТЩЕ ФТЕВХАФУС ДМС ДБООПК ТБВПФЩ.

оБЪПЧЙФЕ чБЫЙ УМБВЩЕ УФПТПОЩ. ч ТЕЛПНЕОДБГЙСИ ДМС ФЕИ, ЛФП ЙЭЕФ ТБВПФХ, РТЕДМБЗБЕФУС РТЕДУФБЧМСФШ УЧПЙ УМБВЩЕ УФПТПОЩ ЛБЛ РТПДПМЦЕОЙЕ УЙМШОЩИ, ОБРТЙНЕТ, РТЕДМБЗБЕФУС ТБУУЛБЪБФШ ТБВПФПДБФЕМА П ФПН, ЛБЛ чЩ ОЕ НПЦЕФЕ ВТПУЙФШ ОБЮБФПЕ ДЕМП, Б ХКФЙ ЧПЧТЕНС У ТБВПФЩ - ЬФП РТПУФП ЧЩЫЕ чБЫЙИ УЙМ.

ъБ ЬФЙН ЧПРТПУПН ЛТПЕФУС ОЕ УФПМШЛП ЦЕМБОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ХЪОБФШ П ЧБЫЙИ РПМПЦЙФЕМШОЩИ Й ПФТЙГБФЕМШОЩИ ЛБЮЕУФЧБИ, УЛПМШЛП УРПУПВОПУФШ Л ПФЛТЩФПУФЙ, ХНЕОЙЕ ПФЧЕЮБФШ ОБ ОЕХДПВОЩЕ ЧПРТПУЩ, ХЧЕТЕООПУФШ Ч УЕВЕ.

оЕ ЧЩДБЧБКФЕ ЫФБНРПЧ, Х ЛБЦДПЗП ЙЪ ОБУ ДПУФБФПЮОП НОПЗП ОЕДПУФБФЛПЧ, "ЙНЕАЭЙИ РТБЧП ОБ ЦЙЪОШ" - ЛФП-ФП ФЕТСЕФ ТБВПФПУРПУПВОПУФШ РПД ЧЪЗМСДБНЙ ОЕДПВТПЦЕМБФЕМЕК, ОЕЛПФПТЩЕ ОЕ ЧЩОПУСФ ТХФЙООПК ТБВПФЩ, Й ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОБУ У ФТХДПН РПДОЙНБАФУС У ХФТБ, ЮФПВЩ ХУРЕФШ ОБ ТБВПФХ ЧПЧТЕНС.

рПДХНБКФЕ, ЮФП ДЕКУФЧЙФЕМШОП РТЙУХЭЕ ЙНЕООП чБН Й ОЕ ВПКФЕУШ ВЩФШ ПФЛТПЧЕООЩНЙ. чЕДШ ФПМШЛП ХЧЕТЕООЩК Ч УЕВЕ ЮЕМПЧЕЛ НПЦЕФ ЗПЧПТЙФШ П УЧПЙИ ОЕДПУФБФЛБИ.

рПЮЕНХ чЩ ХЫМЙ У РТЕДЩДХЭЕК ТБВПФЩ? рМПИП, ЕУМЙ РТЙЮЙОПК ХИПДБ ВЩМ ЛПОЖМЙЛФ, ЕУМЙ ЛБОДЙДБФ ТХЗБЕФ ВЩЧЫЙЕ ФБН РПТСДЛЙ Й УЧПЕЗП ВЩЧЫЕЗП ТХЛПЧПДЙФЕМС. хИПД У ТБВПФЩ ЙЪ-ЪБ ЛПОЖМЙЛФБ СЧМСЕФУС ВЕЗУФЧПН ПФ ФТХДОПУФЕК, РТЙЪОБОЙЕН УПВУФЧЕООПЗП РПТБЦЕОЙС, ОБЛМБДЩЧБАЭЙН ПФРЕЮБФПЛ ОБ УБНППГЕОЛХ МЙЮОПУФЙ. иПТПЫЙК ЛБОДЙДБФ РПДЮЕТЛОЕФ ФП РПЪЙФЙЧОПЕ, ЮФП ВЩМП Ч ЕЗП РТЕДЩДХЭЕК ТБВПФЕ Й ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙСИ У МАДШНЙ, Й ОБЪПЧЕФ ФБЛЙЕ ДПУФПКОЩЕ РТЙЮЙОЩ, ЛБЛ ЦЕМБОЙЕ ВПМЕЕ ЙОФЕТЕУОПК (ЧЩУПЛППРМБЮЙЧБЕНПК, ДБАЭЕК ЧПЪНПЦОПУФЙ РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП ТПУФБ) ТБВПФЩ Й УФТЕНМЕОЙЕ ОБЙВПМЕЕ РПМОП ТЕБМЙЪПЧБФШ УЧПЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ.

пРЙЫЙФЕ НОЕ ФТХДОХА РТПВМЕНХ, У ЛПФПТПК чБН РТЙИПДЙМПУШ УФБМЛЙЧБФШУС? рТЕЛТБУОБС ЧПЪНПЦОПУФШ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПЕ ХНЕОЙЕ ТЕЫБФШ РТПВМЕНОЩЕ УЙФХБГЙЙ, ХЮЙФШУС ОБ ПЫЙВЛБИ, БОБМЙЪЙТПЧБФШ ЧПЪНПЦОПУФЙ УФТБФЕЗЙК РПЧЕДЕОЙС.

дМС ТБВПФПДБФЕМС ЧБЦОП, УЛПТЕЕ, ОЕ РТПУФП РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ УЙФХБГЙК, Ч ЛПФПТЩИ чЩ РПФЕТРЕМЙ ЖЙБУЛП, Б РПОЙНБОЙЕ ФПЗП, ЮФП чЩ ПГЕОЙЧБЕФЕ ЛБЛ ОЕХДБЮХ, УРПУПВОЩ МЙ ПВ ЬФПН ТБУУЛБЪЩЧБФШ, ЛБЛЙН ПВТБЪПН РТЕПДПМЕЧБЕФЕ ФТХДОПУФЙ.

оЙЛФП ЙЪ ОБУ ОЕ ЪБУФТБИПЧБО ПФ ОЕХДБЮ, Х ЛБЦДПЗП, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ЮЕМПЧЕЛБ, УЙДСЭЕЗП ОБРТПФЙЧ чБУ, ВЩМЙ УЧПЙ ЧЪМЕФЩ Й РПТБЦЕОЙС. й ГЕООПУФШ ЦЙЪОЕООПЗП ПРЩФБ УПУФПЙФ ОЕ Ч ЛПМЙЮЕУФЧЕ МЕФ, ЛПФПТЩЕ чЩ ПФТБВПФБМЙ Ч ДПМЦОПУФЙ, Б Ч ЦЙЪОЕООПН ПРЩФЕ, ХНЕОЙЙ "ЧУФБЧБФШ" РПУМЕ ОЕХДБЮ, ДЧЙЗБФШУС ЧРЕТЕД РПУМЕ УПЧЕТЫЕООЩИ ПЫЙВПЛ, ТБЪХНОПУФЙ РТЙОЙНБЕНЩИ ТЕЫЕОЙК Й ХНЕОЙЙ ОЕ ОБУФХРБФШ ОБ ФЕ ЦЕ ЗТБВМЙ.

пЮЕОШ ЮБУФП ПЫЙВЛБ ЛБОДЙДБФПЧ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ПОЙ ПРЙУЩЧБАФ УМПЦОХА УЙФХБГЙА, Б ЪБФЕН ЗПЧПТСФ - С У ОЕК УРТБЧЙМУС. оБ УБНПН ДЕМЕ, ЪПОБ РТПВМЕНБФЙЛЙ ЙОФЕТЕУХЕФ НЕОЕДЦЕТБ РПУФПМШЛХ РПУЛПМШЛХ. еЗП ЧОЙНБОЙЕ УЛПОГЕОФТЙТПЧБОП ОБ БМЗПТЙФНЕ ТЕЫЕОЙС УМПЦОЩИ РТПВМЕН, ХНЕОЙЙ ЛБОДЙДБФБ УПУТЕДПФПЮЙФШУС, ТБВПФБФШ РПД ДБЧМЕОЙЕН ЧТЕНЕОЙ ЙМЙ ПВУФПСФЕМШУФЧ, ХНЕОЙЙ ТЕЫБФШ ЪБДБЮХ РПЬФБРОП, РТЙУМХЫЙЧБФШУС Л НОЕОЙА Й РПДУЛБЪЛБН ПЛТХЦБАЭЙИ, ЗЙВЛПУФЙ Ч РТЙОСФЙЙ Й ПФЧЕТЦЕОЙЙ УРПУПВПЧ РПЧЕДЕОЙС.

оЕ РПНЕЫБЕФ МЙ чБЫБ ХЮЕВБ/МЙЮОБС ЦЙЪОШ ДБООПК ТБВПФЕ, УЧСЪБООПК У ДПРПМОЙФЕМШОЩНЙ ОБЗТХЪЛБНЙ (ОЕОПТНЙТПЧБООЩК ТБВПЮЙК ДЕОШ, ДМЙФЕМШОЩЕ ЙМЙ ДБМШОЙЕ ЛПНБОДЙТПЧЛЙ, РПУФПСООЩЕ ТБЪЯЕЪДЩ)? уФПЙФ ЪБДХНБФШУС, ЕУМЙ чБН ЪБДБМЙ ФБЛПК ЧПРТПУ. ч ОЕЛПФПТЩИ ЖЙТНБИ, РЩФБСУШ ПВПКФЙ ЪБЛПО, УФБЧСФ ЦЕУФЛЙЕ ХУМПЧЙС, ФБЛЙЕ, ЛБЛ: ОЕ ЪБЧПДЙФШ ДЕФЕК ПРТЕДЕМЕООПЕ ЧТЕНС, ОЕ ПЖПТНМСФШ ВПМШОЙЮОЩЕ МЙУФЩ РП ХИПДХ ЪБ ТЕВЕОЛПН, ОЕ ПЖПТНМСФШ ПФРХУЛПЧ ВЕЪ УПИТБОЕОЙС УПДЕТЦБОЙС Й Ф.Д. ч МАВПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ чБУ УРТБЫЙЧБАФ: "оЕ РПНЕЫБЕФ МЙ ХЮЕВБ ТБВПФЕ?", УФПЙФ ЕЭЕ ТБЪ ЧУЕ ЧЪЧЕУЙФШ Й ПВДХНБФШ. чЕДШ ЕУМЙ Ч ЛПНРБОЙЙ ОЕФ ЧПЪНПЦОПУФЙ ПФРТБЫЙЧБФШУС, НПЦЕФ РПРТПВПЧБФШ РПДЩУЛБФШ ВПМЕЕ РПДИПДСЭЕЕ НЕУФП.

еУМЙ чЩ РПМХЮЙФЕ ЬФХ ТБВПФХ, ЛБЛЙНЙ ВХДХФ чБЫЙ РЕТЧЩЕ ЫБЗЙ? чПРТПУ ЮБЭЕ ЪБДБЕФУС РТЕФЕОДЕОФБН ОБ НЕУФБ НЕОЕДЦЕТПЧ Й БДНЙОЙУФТБФЙЧОЩЕ ДПМЦОПУФЙ. уМЕДХЕФ РПЛБЪБФШ УЧПЕ ЪОБЛПНУФЧП У РПДПВОЩНЙ УЙФХБГЙСНЙ Й ХНЕОЙЕ РТПСЧМСФШ ЙОЙГЙБФЙЧХ. пУФЕТЕЗБКФЕУШ РТЕДМБЗБФШ ЙЪНЕОЕОЙС, ЕУМЙ чЩ ОЕ ЙНЕМЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ ДПУФБФПЮОП ПЪОБЛПНЙФШУС У УПУФПСОЙЕН ДЕМ.

мЙЮОБС ЦЙЪОШ. рПЮЕНХ-ФП ЧУЕ ЧПРТПУЩ, ЪБФТБЗЙЧБАЭЙЕ ЬФХ ПВМБУФШ, ЧЩЪЩЧБАФ ФБЛЦЕ ВПМШЫПЕ УНХЭЕОЙЕ.

ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ ЧПРТПУЩ П МЙЮОПК ЦЙЪОЙ ОЕ УФБЧСФ ГЕМША РТПОЙЛОХФШ Ч ЕЈ ФБКОЩ, УЛПТЕЕ, РПОСФШ ФХ ЗТБОЙГХ, ДП ЛПФПТПК чЩ УРПУПВОЩ ЗПЧПТЙФШ П УЕВЕ У ОЕЪОБЛПНЩН ЮЕМПЧЕЛПН. оБУЛПМШЛП чЩ ПФЛТЩФЩ Й ЛБЛ чЩ ХДЕТЦЙЧБЕФЕ ЗТБОЙГЩ УЧПЕЗП "С", ДПУФБФПЮОП МЙ чЩ ОЕЪБЧЙУЙНЩ Й УБНПУФПСФЕМШОЩ, ЗПЧПТЙФЕ МЙ П ФПН, ЮФП чБУ ЧПМОХЕФ, ЙМЙ РЩФБЕФЕУШ ХКФЙ ПФ ПВУХЦДЕОЙС МЙЮОЩИ ФЕН. й ЕУМЙ чЩ РТЕДРПЮЙФБЕФЕ ОЕ ТБУРТПУФТБОСФШУС П УЧПЕК ЮБУФОПК ЦЙЪОЙ, ОБУЛПМШЛП ДЕМЙЛБФОП чЩ ХНЕЕФЕ ЬФП ДЕМБФШ.

оБ ЛБЛХА ЪБТРМБФХ чЩ ТБУУЮЙФЩЧБЕФЕ? тХУУЛБС РПУМПЧЙГБ ЗМБУЙФ: "лФП УЕВЕ ГЕОЩ ОЕ ЪОБЕФ, ФПФ ЧУЕЗДБ РТПДЕЫЕЧЙФ". мХЮЫЕ ЧУЕЗП ХЛБЪБФШ УТЕДОАА ДМС чБУ УХННХ, РПДЮЕТЛОХЧ РТЙ ЬФПН, ЮФП чЩ ОБДЕЕФЕУШ ОБ ПРМБФХ чБЫЕЗП ФТХДБ ОЕ ОЙЦЕ ЕЗП ТЩОПЮОПК УФПЙНПУФЙ.

тЕЛПНЕОДХЕФУС ЙЪВЕЗБФШ ДПФПЫОПЗП ПВУХЦДЕОЙС ПРМБФЩ чБЫЕЗП ФТХДБ ЕЭЕ ДП ФПЗП, ЛБЛ чЩ РПМХЮЙФЕ ЧПЪНПЦОПУФШ ПРЙУБФШ ФП, ЮФП НПЦЕФЕ РТЕДМПЦЙФШ ЛПНРБОЙЙ, Б ФБЛЦЕ ЪБСЧМЕОЙК, ЮФП ЪБТРМБФБ ДМС чБУ "ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБЮЙФ".

й ЕЭЕ П ЧПРТПУБИ: еУМЙ чБН ЧДТХЗ ЪБДБМЙ ЧПРТПУ, ПФЧЕФБ ОБ ЛПФПТЩК чЩ ОЕ ЪОБЕФЕ, МХЮЫЕ ЮЕУФОП УЛБЪБФШ ПВ ЬФПН. чППВЭЕ, ПФРТБЧМССУШ ОБ УПВЕУЕДПЧБОЙЕ, ОХЦОП ВЩФШ ЗПФПЧЩН Л ФПНХ, ЮФП чБУ НПЗХФ РПРТПУЙФШ ПФЧЕФЙФШ ОБ ОЕЛПФПТЩЕ ЮЙУФП РТПЖЕУУЙПОБМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПЙ ХНЕОЙС. еУМЙ ОЕЛПФПТЩЕ ЧПРТПУЩ РПЛБЦХФУС чБН ВЕУФБЛФОЩНЙ, РПУФБТБКФЕУШ ОЕ ЧЩЛБЪЩЧБФШ УЧПЕЗП ЧПЪНХЭЕОЙС. тЕБЗЙТХКФЕ НСЗЛП, ЙЪВЕЗБС ЪБСЧМЕОЙК ФЙРБ "ЬФП Л ДЕМХ ОЕ ПФОПУЙФУС".

хИПДЙФШ ПФ "ОЕЧЩОПУЙНЩИ" ЧПРТПУПЧ, ЛБУБАЭЙИУС чБЫЕК МЙЮОПК ЦЙЪОЙ, МХЮЫЕ ДТХЗЙН РХФЕН: "нПЦОП НОЕ ОЕ ПФЧЕЮБФШ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ?" оЕ ЪБВЩЧБКФЕ П РТБЧЙМБИ ЧЕЦМЙЧПУФЙ, ЮФПВЩ ОЙ УМХЮЙМПУШ. дБЦЕ ЕУМЙ чЩ РПКНЕФЕ ЧП ЧТЕНС УПВЕУЕДПЧБОЙС, ЮФП ЬФБ ТБВПФБ ОЕ ДМС чБУ.

оЕДПРХУФЙНП ОЕ ЪБДБФШ ОЙ ПДОПЗП ЧПРТПУБ, ЕУМЙ чБН РТЕДМПЦЕОП ЙИ ЪБДБЧБФШ. юФПВЩ ОЕ ПЛБЪБФШУС ЪБУФЙЗОХФЩН ЧТБУРМПИ РТЕДМПЦЕОЙЕН ЪБДБЧБФШ ЧПРТПУЩ, ЪБТБОЕЕ ЪБЗПФПЧШФЕ УЕВЕ УРЙУПЛ ЙОФЕТЕУХАЭЙИ чБУ ЧПРТПУПЧ. рПУФБТБКФЕУШ ЪБДБФШ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ ЗПЧПТЙМЙ ВЩ П чБЫЕК ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФЙ Ч ДБООПК ТБВПФЕ.

чПФ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЧПРТПУПЧ, ЛПФПТЩЕ чЩ НПЦЕФЕ ЪБДБФШ ФПНХ, ЛФП ВХДЕФ РТПЧПДЙФШ УПВЕУЕДПЧБОЙЕ:

  • юФП ТХЛПЧПДУФЧП ЦДЕФ ПФ УПФТХДОЙЛБ Ч ЬФПК ДПМЦОПУФЙ?
  • лБЛЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПЦЙДБАФУС ОБ ЙУРЩФБФЕМШОПН РЕТЙПДЕ?
  • лБЛ ВХДЕФ РТЙНЕТОП ЧЩЗМСДЕФШ ТБУРПТСДПЛ НПЕЗП ТБВПЮЕЗП ДОС?
  • лПНХ С ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ВХДХ РПДЮЙОСФШУС?
  • оБУЛПМШЛП ЧБЦОБ ЬФБ ТБВПФБ ДМС ЛПНРБОЙЙ?
  • лБЛЙЕ РТПЗТБННЩ ПВХЮЕОЙС Й РПДЗПФПЧЛЙ РТЕДПУФБЧМСАФУС?
  • лБЛЙЕ ЙНЕАФУС ЧПЪНПЦОПУФЙ ДМС УМХЦЕВОПЗП ЙМЙ РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП ТПУФБ?
  • лБЛПЧЩ РМБОЩ Й РЕТУРЕЛФЙЧЩ УБНПК ЛПНРБОЙЙ?
  • у ЛБЛЙНЙ РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ НОЕ РТЙДЕФУС ЧЪБЙНПДЕКУФЧПЧБФШ?

оЕ УФТЕНЙФЕУШ ЪБДБФШ ЧУЕ ЪБЗПФПЧМЕООЩЕ ЪБВМБЗПЧТЕНЕООП ЧПРТПУЩ. мХЮЫЕ ПЗТБОЙЮЙФШУС ДЧХНС-ФТЕНС, УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ РТЕДЩДХЭЕНХ ЛПОФЕЛУФХ Й ОБУФТПЕОЙА УПВЕУЕДПЧБОЙС. йНЕКФЕ Ч ЧЙДХ, ЮФП ОЕФ ОЙЛБЛПК ОЕПВИПДЙНПУФЙ Ч ФПН, ЮФПВЩ УФТЕНЙФШУС ЧУЕ ЧЩСУОЙФШ ОБ РЕТЧПН УПВЕУЕДПЧБОЙЙ. х чБУ ЕЭЕ ВХДЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ УРТПУЙФШ, ЛПЗДБ чБН УДЕМБАФ РТЕДМПЦЕОЙЕ.

Сегодня в рамках темы «Успешное собеседование» мы поговорим о вопросах, чаще всего задаваемых на собеседовании при приеме на работу. Ведь большинство соискателей боится собеседования именно из-за заковыристых вопросов. Многих трясет уже от одной мысли о том, что вот сейчас им буду задавать самые жуткие вопросы, в каждом из которых один, а то и два, подвоха. Ведь если ответишь неправильнохоть на один из них, тебя тут же выгонят на улицу пинками под зад, бросив в спину скомканные в сердцах резюме и анкету.

Какие вопросы задают на собеседовании? Как разгадать подвох в них и достойно ответить? Мало того, вопросы эти снабжены правильными ответами. Так что Вам остается лишь прочесть статью, усвоить ее и достойно пройти собеседование на работу.

Какие вопросы задают на собеседовании

Приводим Вам список вопросов на собеседовании и рассказываем, как отвечать на них.

Расскажите немного о себе

Рассказ этот нужно продумать заранее. Пусть он будет связным и содержит информацию о Вашем опыте работе, навыках, знаниях, умениях. Расскажите о том, где учились и работали, делая акцент на образовании, достижениях, успехах, профессиональном опыте и интересе к той сфере деятельности, в которой ищите работу. Старайтесь говорить четко, уверенно и по существу.

Почему Вы выбрали именно нашу компанию?

Постарайтесь привести весомые доказательства: возможность карьерного роста и реализации себя именно в этой компании, полезный и необходимый опыт и т. п. Покажите, что Вас в первую очередь привлекает не возможность заработка. Не стоит рассказывать о том, что Вы остались без работы и что Вам сейчас тяжело в финансовом плане. Продемонстрируйте некоторую осведомленность о продукции компании, ее технологиях и достижениях.

Почему Вы уверены, что подходите на вакантную должность?

Ответ на это вопрос лучше всего подготовить заранее. Ведь от Вас ждут доказательств того, что Вы многое знаете о компании и той отрасли, в которой она функционирует.

Почему Вы уходите (ушли) с нынешнего (предыдущего) места работы?

Ни за что не рассказывайте о конфликте на прошлом месте работы, даже если таковой имел место, и не обвиняйте своего бывшего работодателя или коллег. Ведь подобное поведение сразу наведет интервьюера на мысль, что Вы точно так же будете ругать новую фирму, куда пришли собеседоваться. Т.е. Вас по праву заподозрят в нелояльном отношении, а это грозит не чем иным, как отказом в приеме на работу.

Правильнее будет указать какую-то реальную, но абсолютно не связанную с взаимоотношениями в коллективе и заработком, причину. Например, указать на ограничения профессионального и карьерного роста, реорганизацию, невозможность реализовать весь свой потенциал, неудобство месторасположения, частую смену руководства, неудобный график работы и т.д.

Чем Вы занимались, когда у Вас не было работы?

Нужно ответить так, чтобы показать, что это не было пустым и бесполезным времяпрепровождением. Расскажите о том, что во время активного поиска работы, Вы успели многое сделать по дому (ремонт, генеральная уборка и т.д.),посещали курсы, получали специальное образование.

Какая работа Вам нравится больше и почему? (как вариант – что Вам нравилось на предыдущем месте работы?).

Работодателю важно увидеть Ваше желание работать именно на этой работе, т.е. Вашу мотивацию и личные качества, определяющие способность ладить с коллективом и руководством. Поэтому Ваш ответ должен содержать как можно больше информации.

Вы должны показать, как нравится Вам Ваша специальность и то дело, которым занимаетесь или хотите заниматься на новой должности. По возможности положительно охарактеризуйте прежнюю организацию, покажите свою коммуникабельность и способность «уживаться» в коллективе.

Назовите свои сильные стороны

Расскажите о тех качествах, которые по-Вашему будут полезны для этой должности. Подтвердите свои слова примерами из прошлой жизни. И не стесняйтесь себя хвалить, три-четыре позитивных качества будут в самый раз.

Назовите свои слабые стороны

Отвечая на этот вопрос, будьте предельно внимательны и очень осторожны. Не стоит признавать за собой никаких недостатков и слабостей. Можете сделать вид, что поняли вопрос как возможность рассказать о недостатках в профессиональных знаниях, указав на незначительные пробелы в областях, знание которых заведомо не требуется на новой работе.

Если Вас все-таки попросят уточнить слабые стороны именно натуры, то укажите не более 1-2-х, причем таких, которые вытекали бы из достоинств и стали бы их оборотной стороной. Например, можете поведать, что обладаете излишней нетерпеливостью, потому что хотите как можно скорее увидеть результат проделанной работы.

Совершали ли Вы ошибки на своей прежней должности?

Этот вопрос относится к самым каверзным. Скажите, что, разумеется, у Вас были мелкие ошибки, а вот больших за собой не припоминаете. Главное тут, чтобы, назвав свои упущения, Вы могли рассказать о том, как сами же их и исправили.

Как поведете себя, если по работе возникнет конфликтная ситуация?

Тут правильным будет ответить так: «Свое мнение буду отстаивать до конца лишь по принципиальным вопросам, от которых зависит успех всего дела. Если же вопрос не так принципиален, смогу пойти на уступки».

Если у Вас другие предложения?

Если Вы чувствуете себя достаточно уверенно, можете попытаться ускорить процесс принятия решения о зачислении Вас в штат компании – скажите, что у Вас есть на примете одно-два интересных предложения, и что решение Вам нужно принять в течение двух дней. Есть шанс, что компания начнет торговаться и тут же даст свое согласие, еще и с весомой прибавкой к зарплате.

Кем Вы видите себя через 5-10 лет?

Лучше всего уклониться от прямого ответа на этот заковыристый вопрос. Скажите, что хотели бы работать в этой же компании, но на более ответственной должности.

Какие у Вас планы на личную жизнь?

Не стоит рассказывать будущему работодателю, что через полгода собираетесь уйти в декрет. Ограничьтесь классическим ответом: выйти замуж (если еще не там), обустроить дом, завести ребенка. Пусть они поймут, что рожать Вы собираетесь не скоро.

Как проводите свой досуг?

Какие отношения у Вас складываются в коллективе?

Скажите, что Вы человек команды, что Вам легко договариваться с людьми, что Вы готовы оказать помощь по первой просьбе коллег и сами не откажитесь от их советов.

Каким по-Вашему должен быть руководитель?

Идеальным будет такой ответ: компетентный специалист, сильная личность, лидер, у которого можно многому научится, который даст возможность проверить собственные силы, будет наставлять, и при необходимости исправлять ошибки.

Какими будут Ваши первые шаги после принятия на работу?

Следует показать свое умение проявлять инициативу и осведомленность. Но не перестарайтесь.

Какую именно зарплату Вы рассчитываете получать?

Если будет возможность, попробуйте уйти от прямого ответа. Если интервьюер будет настаивать, спросите у него, сколько компания сможет предложить. Если Вас вынудят таки назвать конкретную цифру, укажите ее немного выше средней. Если назвать небольшую сумму, Вас могут посчитать плохим специалистом или девушкой с заниженной самооценкой, а если значительно преувеличить – слишком амбициозной и гордой.

Если у Вас дополнительные вопросы?

Никогда не говорите, что у Вас не осталось вопросов к интервьюеру. Можно спросить об особенностях новой должности, о том, чего ждет компания от кандидата на эту должность, почему уволился/уволили предыдущего работника и т.д.

Удачного Вам собеседования и только правильных ответов!

Гузенко Анастасия 16 февраля 2017 Эксперт в сфере подбора персонала (моя цель-лучший персонал для бизнеса). ИП Гузенко Анастасия Сергеевна

Вопрос на собеседовании: Что для Вас самое главное в работе?

Коллеги, рекомендую Вам еще один вопрос, который я часто использую в своей практике. Звучит он так: "Что для Вас самое главное в работе?"
На первый взгляд вопрос ничем особенным не выделяется и не является вопросом из разряда "странных" или "редких".
Но лично мне данный вопрос кажется нужным и важным.
Знаю несколько вариаций данного вопроса:
"назовите три критерия, что для Вас является важным в работе по степени их значимости для Вас?"
"что для Вас - идеальная работа?"

  1. Цель данного вопроса - понять мотивацию и ценности кандидата в работе. Исходя из ответов на поставленный вопрос можно понять насколько кандидат подходит именно в ту или иную компанию, на ту или иную должность и т.п.
  2. Кому задавать? Вопрос можно задавать абсолютно любому стажеру/специалисту/руководителю,так как он не имеет каких-либо ограничений и противопоказаний)).
  3. Кому, как и когда задаем данный вопрос - для комфотного течения собеседования, я бы советовала коллегам задавать данный вопрос к окончанию собеседования, когда уже получены ответы, касаеме опыта/компетенций/образования кандидата. Я всегда записываю тезисно ответы кандидатата на его же распечатанном резюме. Это дает возможность в любой момент вернуться к нужному резюме и вспомнить ход собеседования и самого кандидата в целом.
  4. Оценка полученного ответа: это собственно то, ради чего мы задаем свои вопросы. Спросили - выслушали ответы - проанализировали ответы - сделали выводы.

Часто бывает так, что компания/ должность/ руководитель отдела - имеют некую специфику, которая несомненно может сказаться на работе нового сотрудника. Как раз ответы на данный вопрос помогут просчитать риски.

Например, кандидат отвечает:

  • "интересне задачи и должностной функционал"

Ответ идеального канидата, но невсегда такой ответ подойдет. Придется поглубже "покопать",что будет являться интересным именно для этого специалиста и соотнести, будет ли он в предлагаемой работе.

  • "важным в работе является стабильный оклад"

Зная компанию и предалагаемую в ней систему оплаты труда, мы соотносим ответ кандидата с действительностью. Ведь, если мы не сможем удовлетворить кандидата по з/п, он будет искать новую работу. Риск просматривается явно.

  • "возможность зарабатывать"

Если в предлагаемой компании отличная/прозрачная система KPI и реально есть возможность заработать - это предложение подойдет нашему кандидату.

  • "перспектива карьерного роста"

Мы знаем, что ротация кадров в компании происходит редко. Руководство неохотно повышает внутренних сотрудников, а если такая необходимость возникает - берут человека с рынка. Это предложение не подойдет нашему кандидату,т.к. он уйдет в более перспективную компанию.

  • "график работы"

Многие мечтают работать строго по графику (с 08 до 17 или с 09 до 18 и т.п.), но при этом реальность такова,что многим сотрудникам приходится задерживаться на работе. Иногда приходится работать в выходные дни. Реально оцениваем риски - сотрудник будет всеми силами избежать задержки/переработки и работу в выходне дни.

  • "территориальное расположение места работы"

Вопрос очень актуален для многих специалистов. Бывает так, что кандидат приехал на собеседование, реально не оценив время на дорогу, принял оффер и вышел на работу. Мы люди и прекрасно понимаем,что добираться на работу 2-3 часа в одну сторону - можно, но не долго...Человеческие силы ограничены и долго такой сотрудник не продержится. Оцениваем риск.

Еще из часто встречающихся ответов могут прозвучать " отличный дружный коллектив", "хороший руководитель", "белая зарплата и соц.гарантии" и т.п.

Я привела примеры самых популярных ответов, но и по ним четко видно, что проанализировав их, мы можем просчитать риски. А какое выносить решение - брать специалиста или отказать ему - каждый hr/ руководитель и другое ЛПР - принимает индивидуально.

Желаю коллегам успешных проектов!

Во время собеседования при приеме на работу менеджеры по подбору персонала часто задают очень непростые вопросы, с помощью которых они хотят выудить из кандидата информацию, которую кандидат может не захотеть раскрывать. Иногда такие вопросы задают, для того чтобы посмотреть на реакцию кандидата или на то, как он будет вести себя в стрессовой ситуации. Неважно, чего добиваются HR-менеджеры, важно быть готовым к самым неожиданным вопросам.

В своей книге «301 умный ответ на непростые вопросы на собеседовании» («301 Smart Answers to Tough Interview Questions») Вики Оливер советует подготовить умные и продуманные ответы на самые сложные вопросы заранее.

Ниже мы приводим самые распространенные вопросы, которые любят задавать HR-менеджеры на собеседовании, однако приведенные ответы не являются универсальными для каждой ситуации. Важно не пытаться обманывать во время собеседования, так как ваша ложь в какой-то момент может стать явью и работодателю это вряд ли понравится.

1. Вопрос : Какая ваша самая большая слабость, которая действительно является слабостью, а не скрытой сильной стороной?

Ответ : Я очень нетерпелив. Я жду, что мои сотрудники начнут проявлять себя с самого первого задания. И если им это не удается, я перестаю делегировать им полномочия и начинаю все делать самостоятельно. Но чтобы компенсировать эту слабость, я могу готовить сотрудников, объясняя им, что конкретно ожидается от них.

2. Вопрос : Вы хотите занять мою должность?

Ответ : Возможно, через 20 лет, но к тому времени вы будете управлять компанией, и вам понадобится хороший, верный помощник, который будет помогать вам управлять компанией.

3. Вопрос : Если вы знали, что дела в компании идут не очень хорошо, почему вы не ушли из нее раньше?

Ответ : Я очень много работал, чтобы сохранить свою работу, в то время как других сотрудников увольняли, поэтому у меня не было времени искать другую работу. Учитывая все слияния и поглощения, которые имеют место в нашей отрасли, увольнения - это обычное явление. Ну по крайней мере я сделал все, что было в моих силах.

4. Вопрос : Представьте, что вы работаете в нашей компании уже пять лет и вас до сих пор не повысили. Многие из наших сотрудников так и не получают повышения. Вас это огорчает?

Ответ : Я считаю себя амбициозным, но я также довольно практичен. Пока я учусь новому и расту как специалист на своей должности, меня все устраивает. Разные компании повышают сотрудников на самых разных уровнях, и я уверен, что если я буду работать на вас, это будет мотивировать и стимулировать меня в течение следующих лет.

5. Вопрос : Если бы вы управляли компанией, которая производит некий товар, и вдруг рынок резко падает. Что бы вы сделали?

Ответ : Я бы исследовал новые рынки сбыта этого товара, при этом я бы стимулировал инженеров, чтобы они изменили товар так, чтобы он стал пользоваться большим спросом у своей первоначальной аудитории.

6. Вопрос : Из вашего резюме следует, что вас увольняли дважды. Как вы отреагировали на эти увольнения?

Ответ : После того как я оправился от шока, оба раза я почувствовал себя сильнее. Меня действительно дважды увольняли, но я смог восстановиться оба раза и получил работу, в рамках которой мне предоставлялось больше ответственности, платили больше денег, и в конце концов это была работа в более успешных компаниях.

7. Вопрос : Вы хотите сказать, что теперь, когда вам уже за 40, вы готовы пойти на начальную позицию только для того, чтобы работать в нашей компании?

Ответ : Иногда необходимо сделать шаг назад, чтобы ускорить карьерный рост. Работа на начальной позиции позволит мне узнать о вашей компании и ее работе с самого начала и во всей ее аспектах. Та работа, на которой я работал до этого, настолько отличается от той, что предлагает ваша компания, что я рад возможности начать с самого начала в той области, в которой вы работаете. Снижение заработной платы стоит этого.

8. Вопрос : Вы можете описать работу вашей мечты?

Ответ : Это и есть работа моей мечты, именно поэтому я подал резюме на эту должность. Я очень рад, что у меня есть возможность работать в вашей компании и помогать развивать ваш бизнес.

9. Вопрос : Если бы вы подбирали кандидата для этой должности, на какие качества вы обратили бы внимание?

Ответ : Я обращал бы внимание на следующие качества:

  • Способность решать проблемы.
  • Способность выстраивать хорошие рабочие отношения.
  • Способность заключать сделки.

Кандидат, который обладает этими качествами, может стать идеальным помощником директора. Позвольте рассказать немного о моем опыте…

10. Вопрос : Представьте, что вы работаете с человеком, который все ваши идеи приписывает себе. Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Ответ : Во-первых, я бы при всех отметил и похвалил бы этого человека за те идеи, который действительно принадлежат ему. Иногда важно быть щедрым на похвалу, и этого достаточно, чтобы человек ответил взаимностью.

Если бы это не решило проблемы, то я постарался бы создать такую обстановку на работе, при которой каждый из нас представлял бы свои идеи начальству по отдельности. Если бы и это не помогло, то я бы открыто обсудил ситуацию с этим человеком.

Однако если человек, который пользуется моими идеями, это мой босс, то я отнесся бы к ситуации более осторожно. В некоторой степени я считаю, что моя работа - это помогать моему начальству. Но если я получу за свои идеи повышение зарплаты или продвижение по карьерной лестнице, то я буду просто счастлив.

11. Вопрос : Расскажите о тех случаях, когда вы не смогли уложиться в поставленные сроки.

Ответ : Я бы с удовольствием сделал это, но, честно говоря, такого никогда не случалось.

12. Вопрос : Совершали ли вы когда-либо ошибку, которая привела к денежным потерям вашей компании?

Ответ : Если честно, я очень рад, что не могу ответить вам на этот вопрос, так как ничего подобного никогда не происходило.

13. Вопрос : Что важнее - быть удачливым или квалифицированным?

Ответ : Я считаю, что важнее быть удачливым, хотя богатый опыт и хорошие квалификации также очень помогают создавать новые возможности. На моей предыдущей работе вера начальства в меня помогала и вселяла уверенность в то, что я смогу принять правильные решения для нашей компании. Но, несомненно, нужно отметить и то, что я оказался в нужное время и в нужном месте.

14. Вопрос : Бывало ли так, чтобы вы были так уверены в своем решении, что окружающие люди называли вас негибким или упрямым?

Ответ : Я совсем не являюсь скромным и тихим, поэтому, вероятно, найдется несколько человек, с которыми мне довелось работать, которые могли бы назвать меня негибким. Но это прилагательное никогда не встречалось мне в описании моих личных качеств или в рекомендациях, которые мне давали. Полагаю, что в конце концов мне удавалось быть твердым и гибким одновременно.

15. Вопрос : У вас потрясающий список достижений. Но насколько хорошо вы умеете работать в команде? У нас в компании есть несколько сотрудников более старшего возраста, которым требуется помощь в работе в соцсетях.

Ответ : У меня был опыт обучения моих коллег эффективной работе в Twitter. Там есть некоторые подводные камни, но научиться работе в соцсетях довольно просто, а кроме того, социальные сети могут быть отличным инструментом для продвижения бизнеса. Хотите, я раскрою вам несколько секретов в работе с соцсетями?