Вчера в который раз слышала от знакомого руководителя: «Сотрудники не справляются с поставленными задачами! Ну что, увольнять что ли?»

Давайте еще раз во всём разберёмся.

Есть только 5 причин, по которым сотрудники не выполняют поставленные задачи.

Всего 5!

Только 5 причин невыполнения задач сотрудником любого уровня, от грузчика до генерального директора.

Я не претендую на ранжирование их по степени важности. В каждом случае порядок их важности определяется конкретной ситуацией, условиями работы, сложностью задач.

Причина 1. Сотрудник не справился с задачей, т.к. задача поставлена не корректно.
Чья вина? Виноват тот, кто ставил задачу. А Вы объяснили, что Вы хотите получить в результате? Вы получили обратную связь от сотрудника? Вы убедились, что он Вас понял правильно? Да! Тогда ещё одна причина…

Причина 2. Сотрудник не имеет достаточной квалификации для решения Вашей задачи.
Чья вина? Виноват тот, кто ставил задачу. Вы зачем поставили такую задачу сотруднику, который не обладает достаточной квалификацией? Вы хотели насладиться его провалом? Вы хотели удовлетворить свои амбиции, наслаждаясь его несовершенством? Так Вам нужен результат или нет? Вы провели обучение этого сотрудника? Наконец, это Вы взяли на работу человека, который не обладает достаточной квалификацией! Вот как! Вы уверены в его квалификации, он прошёл необходимое обучение и раньше справлялся с такими задачами? Тогда возможна ещё одна причина…

Причина 3. Сотрудник не замотивирован на решение этой задачи.
Чья вина? Виноват тот, кто ставил задачу. Мотивировать сотрудника на решение задачи, это НЕ ТОЛЬКО создать эффективную материальную мотивацию, но и нематериально заинтересовать сотрудника. Т.е. объяснить ему, насколько важно для Вас и для компании выполнить эту задачу в срок и с ожидаемым результатом. Ответственность и чувство, что никто кроме него с этой задачей не справится, вдохновляет порой сильнее материальных стимулов. Оказывается, Вы отлично подготовлены! И мотивация и важность задачи сотруднику ясны? Что ж! Следующая причина …

Причина 4. Сотрудник не может выполнить Вашу задачу, поскольку он физически не успевает. Он перегружен на работе. Ему банально не хватает времени.
Чья вина? Вина того, кто ставил задачу. Руководитель даже не знает, насколько загружен его сотрудник, и продолжает навешивать на него новые задачи. Вы уверены, что задачи у Ваших подчинённых распределены равномерно? Или Вы действуете по принципу «нагружай ту лошадь, которая везёт»? Вы знаете, какую задачу сейчас решает сотрудник? Вы уверены, что он может подвинуть все остальные, чтобы заняться этой задачей? Да, конечно! Вы профессиональный и грамотный руководитель! Конечно, Вы всё это предусмотрели! Вы помогли ему расставить приоритеты, и теперь ждете результата. А результата нет? Тогда последняя причина…

Причина 5. Сотрудник не обладает достаточными и необходимыми ресурсами, для решения этой задачи.
Чья вина? Вина того, кто ставил задачу. Руководитель не обеспечил исполнителя инструментами для её выполнения. Вы уверены, что смогли создать условия, для решения этой задачи? Вы уверены, что предоставленные ресурсы соответствуют сложности задачи? Вы точно знаете, что сотрудник имеет доступ к этим ресурсам в нужное время и в нужном количестве? Да! Вы точно знаете, что все необходимое для выполнения задачи у него есть. Тогда вернитесь к Причине 1, и прочитайте всё ещё раз, снова и снова задавая себе вопрос «Мне всё-таки нужен результат или просто наслаждение властью?»

Только 5 причин невыполнения сотрудниками поставленных задач:

  1. Задача поставлена не корректно ;
  2. Сотрудник не имеет достаточной квалификации для её решения;
  3. Сотрудник не замотивирован на решение этой задачи;
  4. Сотрудник перегружен;
  5. Сотрудник не обладает достаточными ресурсами для её выполнения.

И все 5 причин по вине непосредственного руководителя и только! Да, друзья мои! Это неприятно осознавать, но если уже забрался на иерархическую ступеньку, приходится понимать и принимать, что мы несём полную ответственность за свой персонал в рамках рабочих задач.

13.11.2012

Как действовать, если хочется заменить всех сотрудников разом? Как быть, если сотрудник спорит, получая задание от руководителя?


Принесет ли пользу компании увольнение всех сотрудников сразу? Кто виноват в том, что работники не выполняют задания Генерального Директора или спорят с ним по любому поводу?

Как действовать, если хочется заменить всех сотрудников разом?

Отвечает: Андрей Медведев - Исполнительный директор и соучредитель компании «Промышленные силовые машины», Ярославль

Желание всех уволить или что-то радикально изменить в компании – исключительно эмоциональный порыв. Как правило, директор так реагирует, если сотрудники срывают сроки, некачественно выполняют задания или не проявляют никакой инициативы. Но зачастую во всем этом виноваты не сотрудники, а сам руководитель. Ведь его задача – таким образом организовать работу, чтобы подобных проблем не возникало. Вот как, по моему мнению, стоит поступать, оказавшись в такой ситуации.

Прежде всего нужно успокоиться. Помогает погружение в работу с головой. Я, например, занимаюсь срочными делами, и мысли о сотрудниках отходят на второй план. К вечеру эмоции утихают, и мозг начинает искать конструктивное решение проблемы. Помогает и такой прием: я вспоминаю, что тружусь вместе с огорчившими меня работниками уже давно, что они обладают большим опытом. Успокоившись, думаю, что можно сделать.

Делегировать полномочия. Часто руководитель пытается все решить за всех. Сотрудники привыкают к этому и уже ничего не делают без прямого указания директора. Выход – делегирование полномочий. Приведу пример. До недавнего времени вопросами развития департамента продаж приходилось заниматься мне, так как директор департамента погряз в оперативных вопросах. Чтобы разгрузить его и меня, мы реструктуризировали подразделение: выделили сегменты по типам оборудования и заказчикам. В итоге появилось несколько новых отделов, начальники которых четко знают, за что отвечают. А директор по продажам смог сосредоточиться на развитии направления и контроле работы. Мера дала еще и дополнительный результат. Сотрудники, получившие начальственный статус и соответствующие полномочия, стали охотнее брать на себя ответственность, проявлять инициативу, поняли, что никто из более высоких начальников не должен заниматься их текущими проблемами.

Поощрять за конкретный результат. Получая задание, сотрудник должен понимать, что он получит при успешном решении задачи и как будет наказан за срыв сроков или некачественную работу. Например, раньше я лично общался с основными контрагентами (представителями пяти компаний, поставляющих 70% закупаемой продукции), а руководитель департамента материально-технического обеспечения контактировал только с более мелкими партнерами (их около 300). Теперь я поручил ему вести дела и с крупными поставщиками, пообещав, что вмешиваться не буду. Но вместе с новыми обязанностями и прибавкой к зарплате он получил дополнительную ответственность: я четко разъяснил, что в случае просрочек в поставках и срыве договоренностей по любым вопросам доплаты он лишится.

Ввести контроль сбоев. Слишком детальный контроль приводит к тому, что директор начинает опять все делать сам. Лучше контролировать сбои. Я, например, каждую неделю провожу совещания с начальниками отделов – ставлю задачи и слушаю отчеты. И если руководитель сообщает о сбое, то я уже разбираюсь в причинах.

Как быть, если сотрудник спорит, получая задание от руководителя?

Отвечает: Андрей Семенов - Соучредитель и совладелец пироговых «Подсолнухи», Екатеринбург

Десять лет назад у меня под началом оказалось 200 человек. Мне было 24 года, и опыта руководящей работы я не имел. Я был юристом, а мои подчиненные – инженерами, причем почти все в два раза старше меня. Это были высокоинтеллектуальные люди, знающие себе цену, но законов рыночной экономики они не принимали. Передо мной стояла задача перевести предприятие на хозрасчет. Сопротивление коллектива было колоссальное – все время возникали конфликты и споры. Когда сотрудники начинали мне перечить, я поступал ужасно: повышал голос, прилюдно отчитывал, стучал кулаком по столу, «давил статусом». После увольнения нескольких человек споры прекратились, недовольные голоса смолкли, но сопротивление никуда не исчезло, потому что его невозможно побороть криком.

Выйти из подобных ситуаций помогают два принципа.

Принцип 1. Не давать задание, если не уверен в том, что оно будет

Выполнено.

Генеральный Директор должен понимать, с кем работает, хорошо знать сотрудников и предугадывать их реакцию. Потому что не всё люди готовы делать сразу же, как только поступит указание. Руководитель – как тренер футбольной команды. Наставник, предположим, умеет забивать голы лучше любого своего футболиста, однако делать это вместо него не может – должен научить подопечных, чтобы команда стала чемпионом. А теперь представьте ситуацию: команда еще не выиграла даже городского соревнования, а тренер выдвигает ее на участие в чемпионате России.

Футболисты возражают, а им в ответ: «Я сказал – участвуем! Всем молчать и собираться». Или, например, у Вас в учениках начинающий прыгун в длину. Чтобы прыгнуть на шесть метров, нужно как минимум год тренироваться. А Вы с ножом к горлу: прыгни прямо сейчас! Как думаете, получится у него?

Чтобы не оказаться в положении таких тренеров, нужно понять: у подчиненных есть естественные ограничения, для их преодоления требуется время. А осознав это, руководитель должен оценить реалистичность стоящих перед компанией планов с учетом возможно-стей сотрудников немедленно сделать все, что требуется.

Принцип 2. Недостаточно быть руководителем по статусу, нужно завоевывать признание подчиненных.

Сейчас я не могу себе представить, чтобы я поставил перед сотрудником задачу и услышал в ответ: «Я не буду этого делать». Если подчиненные доверяют руководителю, признают его авторитет, то никаких споров по поводу заданий быть не может. А Генеральный Директор должен грамотно использовать властные рычаги – и психологические, и финансовые. Если работник все-таки отказывается выполнять Ваше поручение, спросите почему. Возможно, он лучше разбирается в вопросе и понимает невыполнимость (или даже абсурдность) задачи. Попросите его предложить пути решения проблемы. А потом ничто не помешает Вам согласиться (почему нет, если решение выгодно всем?) или настоять на своем (если сотрудник со своей позиции не видит каких-то важных нюансов).

Нажмите на рисунок чтобы увеличитель его.

  • рассчитывает привлечь к себе внимание и повысить авторитет;
  • ему придется работать не так, как он привык;
  • Вы лично ему несимпатичны;
  • у Вашего подчиненного проблемы личного характера.

Приведу пример из практики. Я работал заместителем директора по развитию в управляющей компании банковско-строительной группы. Руководитель службы маркетинга все время со мной спорила. Скажем, я говорил: «Недавно слышал, что конкуренты (партнеры, известная компания) запустили такую-то акцию. Давайте подумаем, можем ли мы использовать этот опыт». В ответ я получал бурю негодования и протесты. Безусловно, я понимал, что акции, которые проводят парфюмерные магазины, не очень подходят нашему бизнесу, но мне не нравилось, что сотрудники отдела не предлагали никаких идей – из месяца в месяц в плане стояли одни и те же мероприятия, выставки и публикации. Я начал ставить задачи директивно: «Жду от Вас решения, как увеличить наши Редакция журнала " Генеральный директор "

Вы сорвали сроки, которые были даны на выполнение важного проекта. Начальник раздражен и интересуется, как такое могло произойти. Ответы подчиненного комментируют эксперты.

«Задание почти выполнено, остались совсем незначительные детали»

1. Неплохой ответ, потому что дается конкретное объяснение. Хотя, конечно, хороший сотрудник обязан держать начальника в курсе деталей и сообщать заранее, если что-то не удается выполнить вовремя.

2. Хорошее объяснение, которое следовало бы уточнить: сколько именно работы сделано, как сделано, какие детали остались. Необходима конкретика. Заодно следовало бы оговорить причины возникшей ситуации.

3. Подчиненный по крайней мере старался. А вот руководителю имеет смысл объяснить подчиненному, что задача должна быть выполнена стопроцентно.

«Случилось ЧП, и мне пришлось восстанавливать всю информацию»

1. Я не стала бы ставить оценку такому объяснению, потому что данный ответ - просто констатация факта. Если ЧП произошло, сотрудник не виноват. А если работник говорит неправду, это всегда легко проверить.

2. Логичный ответ. Форс-мажор случается со всеми. К тому же, что важно, сотрудник не отказался от работы, а восстановил все данные.

3.Увы, такое случается. Если это единичный случай, то начальнику придется с этим смириться. Если такое происходит часто, руководителю следует уделить внимание повышению надежности IT-систем и научить подчиненных работать, сохраняя резервные копии.

«Я не рассчитал усилий и думал, что справлюсь»

1. Мне как руководителю такой ответ понравился. В данной ситуации мне в первую очередь важно, соответствует ли оправдание действительности. Все мы порой не справляемся с работой вовремя. Главное, чтобы ответ прозвучал честно. Иногда лучше сказать: «Да, я не справился». Не нужно лгать и приводить аргументы, не относящиеся к сути дела.

2. Прогнозируемая ошибка - хороший повод для обучения. Сотрудник, который осознает, почему не справился с заданием, не сделает осечки в следующий раз.

3. Подчиненный демонстрирует понимание важности сроков и качества, но оказался не совсем готов профессионально. Начальнику стоит уделить больше внимания профессиональному развитию сотрудника.

«Я сделал все что смог»

1. Ответ похож на правду. Сотрудник признается, что приложил максимум усилий. Меня бы такое объяснение вполне удовлетворило.

2. Ответ честный, и это хорошо. Однако сотрудник признается в собственной слабости. Быть может, ему стоит поискать другую, более низкую должность?

3. Сотрудник не знает своих возможностей. Руководителю в отношении этого работника нужно убедиться, что человек способен и готов выполнить задачу.

«Никто в отделе не справился бы лучше меня»

1. Кому давали задание: сотруднику персонально или всему отделу? Если это входило в обязанности подразделения, почему руководитель спрашивает ответ только с одного работника? А если задание получил один человек, то почему он ссылается на других? Пока вопросов больше, чем ответов.

2. Подчиненный демонстрирует стремление выполнить задачу на высоком уровне. Если это действительно так, то начальнику следует лучше планировать работу по времени и, возможно, выделять на нее больше времени.

«Вы не дали мне нужных ресурсов»

1. Это не объяснение. Обо всем необходимом можно было бы побеспокоиться до того, как вопрос был задан руководителем.

2. Где же раньше был сотрудник? Вы специалист, это ваши обязанности, и вам следует самому формировать план работы. Начальник не должен неотступно ходить за подчиненным и разбираться во всех тонкостях работы специалиста. Взяв задание и не выполнив его, сотрудник подводит не только начальника, но и весь отдел, партнеров, клиентов, а то и компанию.

«Вы дали мне невыполнимое задание»

1. Да, действительно, задания бывают труднодостижимыми, но о том, что задача невыполнима, стоило подумать и сообщить начальнику заранее. Когда сотрудник уже постфактум упрекает руководителя в сложности поставленной задачи, это не аргумент.

2. Безобразный ответ. Во-первых, если задание действительно сложное, зачем вы его взяли? Либо выполняйте задание, либо оговаривайте возможные проблемы заранее. Руководитель задумается: зачем мне работник, который не может справиться с задачей? Сотрудник расписывается в собственной беспомощности.

3. Подчиненный должен был обсудить выполнимость задания в самом начале, при постановке задачи руководителем. А руководитель, оговаривая условия, обязан был убедиться, что подчиненный способен выполнить задание в срок.

Наталья Чудова
По материалам «Труд»

Все мы стремимся расти и продвигаться по карьерной лестнице. И рано или поздно каждый из нас становится начальником. Пусть небольшим, но в подчинении – люди: хотя бы один или два человека. И многочисленные сложности и трения между начальниками и подчиненными заставляют на многое взглянуть с другой стороны. Например, на исполнительность сотрудника.Самый банальный пример – кажущаяся лень и безынициативность человека, находящегося у вас в подчинении. Когда вы были на его месте, вы могли сказать себе, что начальник чрезмерно крут и настойчив, и этим успокоить себя. Но сегодня ваша задача – завершить деловой проект, сделать дело. И вам уже не до сантиментов. Вы ждете результата, а его может и не быть в том виде, в котором вы ожидали. Либо он есть, но ждать его приходится слишком долго.Разумеется, по инерции, большинство людей сразу списывают вину на исполнителя.Но давайте разберемся. Во-первых. Попытайтесь поставить себя на место человека. И представьте, что хотели бы услышать вы от начальника. И попытайтесь ощутить, как бы вы отреагировали на то, что собрались говорить вы сами сотруднику, не справившемуся с заданием. Такой подход позволит изначально выстроить более конструктивную линию беседы и настроит человека на доверительный лад.Если времени входить в положение нет совсем, по крайней мере начните диалог с вопросов и выяснения обстоятельств. Учтите, что подчиненный, во избежание ужесточения наказания или вашего гнева может начать оправдываться, списывать все на нехватку времени, не раскрывая истинной причины ситуации.Избежать такой реакции можно, задавая вопросы по существу. Например:«Какая стадия проекта кажется вам сложной? Может быть, вам требуется помощь?»«Не волнуйтесь. Я заинтересован (а) в том, чтобы работа была сделана хорошо. Давайте уделим некоторое время и разберемся, что вызвало затруднения».Настройте человека на диалог. Покажите ему, что вы не нападаете на него, а готовы идти навстречу. Это очень расслабляет и позволит вам выявить истинную причину отсрочки выполнения работы.Но если ситуация повторяется многократно, даже после конструктивных диалогов и вежливого подхода? Если вы видите и отчетливо понимаете, что человек неэффективно распоряжается рабочим временем, не стремится выполнять ваши указания, хотя может это сделать.- Составьте график выполнения заданий. - Напишите подробную должностную инструкцию. - Назначьте премии (если это в вашей компетенции) или штрафы.- Определите другого исполнителя. Видя, что назначенная работа передана другому, человек может оценить это как фактор риска и начнет принимать меры.- Измените подход к выполнению задания, если сменить исполнителя невозможно. - Дайте человеку шанс проявить себя иначе. Может быть, ему сложно дается ваше понимание ситуации. Опишите результат и предложите ему действовать по своему разумению и своей схеме в рамках оговоренных сроков.- Отправьте человека на повышение квалификации, если видите, что ему реально не хватает знаний. По возможности освободите исполнителя на время от других менее важных заданий.- Поощряйте за достигнутые результаты, финансово или морально. - Распределите одно задание между несколькими людьми. - Прибегните к аутсорсингу. - Контролируйте этапы исполнения работы, а не только готовый результат.Инициативность. Почему подчиненный ленится? Если человек не проявляет инициативу, то он либо не заинтересован в процессе, либо не понимает, что и, главное, зачем от него требуется. Не гнушайтесь лишний раз разъяснить, что вы хотите получить и в каком виде. Даже если вам кажется, что ваши требования просты и элементарны. Они таковы для вас. Но перед вами – другой человек, у которого свое видение ситуации.Если человек вникнет в разумность ваших доводов, и будет заинтересован в улучшении результатов, он предложит свой вариант. Возможно, вас удивит реакция сотрудника и его подход окажется более продуктивным и современным. Спросите, что предлагает ваш подчиненный. Если встречного предложения не последует, тогда сотрудник вынужден будет следовать вашей схеме.Если же сотрудник отказывается выполнять ваши требования или выполняет их вполсилы, не поясняя причины своего поведения, вероятно, его не интересует результат так, как вас. Ваша задача – уточнить причину. Ему неинтересно работать? Ему непонятен итог? Ему не кажется грамотной последовательность действий? Ему просто скучно?Исходя из причины, и нужно принимать решения. Не хочет работать – решать вам, как поступить. Но таких сотрудников – единицы. Как правило, лишь 20% людей не хочет или не может работать. Большинство просто встает в тупик в связи с некорректной постановкой задачи. И это реально исправить.Всегда помните о том, что люди – разные. И думать человек может иначе, чем вы. И это отнюдь не означает, что он хуже работает или глупее вас. Он может просто видеть все по-другому.ВАЖНО! Никогда не унижайте нерадивого сотрудника на фоне прочих коллег. Всегда делайте выговор наедине, а поощряйте прилюдно. Для большинства людей такой стимул становится очередным мотивацией работать лучше и с большей отдачей. И никто не любит быть виноватым и чувствовать себя хуже других.К сожалению, даже при очень грамотном подходе к коллективу, всегда найдется особая категория людей, не поддающаяся контролю.Вполне может быть, что человек просто не на своем месте. Поговорите с ним об этом в форме указания слабых и сильных мест. Искренне предложите ему учесть слабые моменты или найти себя в чем-то другом. Но не решайте за человека его проблему. Вы должны быть наставником, но не другом-жилеткой для своих подчиненных. А уважение к вам начинается с дисциплины.Хорошие эмоции не должны заменять рабочие отношения. Если вы увидели, что ваше доброжелательное отношение принимают за излишнюю лояльность, не бойтесь напоминать о сроках и должностных обязанностях.Помните, что хороший начальник не тот, кто все понимает и спускает дело на тормозах, а тот, кто, все понимая, помогает улучшить производительность труда.

Вопрос. Руководитель дал задание заместителю руководителя 24.04.2015 г. а 27 04.2015 г. к порученному заданию она не приступила. 27.04.2015 в период времени с 8-10 занималась просмотром журналов, не относящихся к данному заданию. В связи с этим не выполнила задание руководителя. Что делать?Материал из КСС «Система Кадры» - первого онлайн-портала готовых решений для вашей службы персонала.Подробнее: http://www.1kadry.ru/#/document/99/901807664/ZAP2QCK3N3/?of=copy-5f81c903c3

Ответ

Ответ на вопрос:

Сотрудника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, но при соблюдении всей процедуры, о которой поговорим чуть ниже.

Для начала отметим, что работодатель вправе издать распоряжение на выполнение какого-то определенного задания в рамках должностных обязанностей сотрудника. В распоряжении должно быть задание, срок его исполнения , возможно указать ответственных лиц, рекомендации по выполнению и пр. Если в организации есть локальный акт (с которым работник ознакомлен под роспись) о том, что распоряжение с грифом или отметкой «срочно» (или что-то подобное) сотрудник должен исполнять в определенный срок, то для того, чтобы привлечь сотрудника за неисполнение срочного приказа, достаточно сослаться на этот акт.

Если подобного акта нет, а срок исполнения распоряжения (если оно было) не был установлен, то появляются риски обжалования дисциплинарного взыскания . Это обусловлено тем, что у работника могли быть текущие рабочие дела, а задание, указанное в распоряжении, он хотел выполнить позже, поскольку не знал, что оно является приоритетным. Привлечь к взысканию сотрудника можно, если нарушение было очевидным, т.е. при наличии возможности и отсутствии других рабочих задач распоряжение так и не выполнялось.

Вопрос о правомерности привлечения к ответственности в данном случае относится к вопросу доказывания (показания свидетелей, акты, докладные записки, отчеты о выполненной работе и пр.). Суд, рассмотрев все обстоятельства дела, примет решение на свое усмотрение. Гарантий, что дисциплинарное взыскание не будет обжаловано, здесь нет.

Также отметим, что время начала и окончания работы устанавливается Правилами трудового распорядка (). В течение рабочего времени сотрудник должен исполнять свои должностные обязанности, установленные трудовым договором ( ) . Это означает, что сотрудник не вправе использовать рабочее время в каких-либо других целях, кроме работы (например, не должен читать журналы, не относящиеся к работе).

При этом сотруднику установлено , в течение которого он свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать по своему усмотрению (). В это время сотрудник вправе заниматься отвлеченными от работы делами и отлучаться с рабочего места, в том числе покидать пределы территории организации.

Из указанного следует, что работодатель вправе привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности за использование им рабочего времени в личных целях при условии соблюдения ().

Применить к работнику дисциплинарное взыскание можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка . Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда непосредственному руководителю сотрудника стало известно о нарушении. При этом не имеет значения, может такой руководитель принимать итоговое решение о наложении дисциплинарного взыскания или нет.

Течение месячного срока приостанавливается на период :

  • болезни сотрудника ;
  • любого отпуска сотрудника, в том числе ежегодного основного и дополнительного, учебного, за свой счет;
  • времени, необходимого на учет мнения профсоюза ().

Также отметим, что процедура наложения дисциплинарного взыскания предусмотрена в Трудового кодекса РФ. Прежде чем наложить дисциплинарное взыскание, нужно документально подтвердить сам факт нарушения трудовой дисциплины . Если речь идет о неисполнении трудовых обязанностей, понадобятся доказательства неудовлетворительной работы сотрудника - жалобы клиентов, планы и графики работы, технические задания и т. п. Таким подтверждением может быть непосредственного руководителя и (или) , составленный в присутствии двух и более свидетелей.

Подробнее о том, как применить дисциплинарное взыскание, см. в доп. материалах.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применить дисциплинарное взыскание

Виды взысканий

Какие виды дисциплинарных взысканий работодатель может применить к сотруднику

Внимание: наказывая сотрудника за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, учтите, что эти обязанности должны быть действительно возложены на него и закреплены в трудовом договоре, должностной инструкции и т. п. ().

В противном случае сотрудник может обжаловать дисциплинарное взыскание, сославшись на то, что в круг его трудовых обязанностей не входила работа, которую он якобы не исполнил. Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, апелляционные определения Архангельского областного суда от 24 июля 2013 г. по делу № 33-4030/2013, Московского городского суда от 30 июля 2013 г. № 11-24137).

Можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника, который в течение рабочего дня решает свои личные вопросы

Да, можно.

Время начала и окончания работы устанавливается Правилами трудового распорядка (). В течение рабочего времени сотрудник должен исполнять свои должностные обязанности, установленные трудовым договором (). Это означает, что сотрудник не вправе использовать рабочее время в каких-либо других целях, кроме работы.

При этом сотруднику установлено , в течение которого он свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать по своему усмотрению (). В это время сотрудник вправе заниматься отвлеченными от работы делами и отлучаться с рабочего места, в том числе покидать пределы территории организации.

Из указанного следует, что работодатель вправе привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности за использование им рабочего времени в личных целях при условии соблюдения ().

Выявление нарушения

Какими документами оформить факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка

Процедура наложения дисциплинарного взыскания предусмотрена в Трудового кодекса РФ. Прежде чем наложить дисциплинарное взыскание, нужно документально подтвердить сам факт нарушения трудовой дисциплины.

Для подтверждения отсутствия сотрудника на работе сделайте отметку в табеле учета рабочего времени по форме или (применяется при автоматизированной обработке данных), утвержденными , или по .

В том случае, когда неизвестна причина отсутствия сотрудника на рабочем месте, в табеле поставьте буквенный код «НН». Если в дальнейшем сотрудник представит документы, подтверждающие болезнь, или будет признан факт прогула, табель нужно уточнить. В нем буквенный код «НН» исправьте на код «Б» - временная нетрудоспособность (болезнь) или «ПР» - прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин). Условные обозначения явок и неявок приведены на титульной стороне табеля по , утвержденной . Если организация применяет самостоятельно утвержденную форму табеля, то необходимые условные обозначения она также может утвердить сама.

Если речь идет о неисполнении трудовых обязанностей, понадобятся доказательства неудовлетворительной работы сотрудника - жалобы клиентов, планы и графики работы, технические задания и т. п. Таким подтверждением может быть непосредственного руководителя и (или) , составленный в присутствии двух и более свидетелей.

Пример оформления акта о дисциплинарном проступке

Рабочий А.И. Иванов появился на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Был составлен о дисциплинарном проступке.

Объяснительная сотрудника

Как должна быть оформлена объяснительная записка сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок

После выявления проступка потребуйте от сотрудника написать . В ней он должен изложить причины и обстоятельства совершенного дисциплинарного проступка. Причины нужно внимательно проанализировать и установить, являются они уважительными или неуважительными. Если по истечении двух рабочих дней объяснение сотрудник не представил, нужно составить об отказе дать объяснение за подписью двух или более свидетелей. Имея на руках такой акт, организация может наложить дисциплинарное взыскание и без объяснений сотрудника. Такой порядок предусмотрен в частях и статьи 193 Трудового кодекса РФ.

Следует отметить, что дисциплинарное взыскание можно применить сразу после того, как сотрудник отказался давать , и до истечения двухдневного срока. При этом такой отказ также нужно зафиксировать . Правомерность такого подхода подтверждает и судебная практика (см., например, апелляционное определение Брянского областного суда от 25 июля 2013 г. № 33-2316/2013).

Внимание: если работодатель не затребовал объяснительную записку у сотрудника до наложения взыскания, то дисциплинарное взыскание можно признать незаконным (). Это подтверждает и судебная практика, см., например, апелляционные определения Московского городского суда от 8 сентября 2014 г. № 33-18654/2014, от 2 августа 2013 г. № 11-24378/2013.
В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.


  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.