Расписание парома висит старое-престарое, так оно и не изменилось:

Раньше паром СП-28 ходил только зимой, сейчас - круглый год. Он более вместителен, и берет любой транспорт, ограничение только по высоте. Легковушка - 170 рублей, груженая фура - 1500 рублей. Выезжают машины с той же стороны, как и заезжали, задним ходом. Расписание - со стороны Вытегры (Вологды, Архангельска ) в Петрозаводск. Ровно в 20.00 открыли шлагбаум, и на паром въехали машины, следующие в Петрозаводск. Паром пересек Свирь , и въехали последние машины, идущие из Петрозаводска .
Еще несколько фотографий с парома :




Вася , 12.03.2014 (5 лет назад)

Скажите, сейчас работает паром ??


traveller , 12.03.2014 (5 лет назад)

О сегодняшнем дне ничего не могу сказать...


Александр , 05.04.2014 (5 лет назад)

точно можно узнать работает паром или нет, посмотрев расписание движения автобусов на автовокзале.
потому что автобус на вытегру уже как 100500 лет ездит через этот паром , это даст вам точную гарантию, что он работает)


Дима , 20.06.2014 (5 лет назад)

Товарищи у меня вопрос, еду с грузом на фуре в ярославль с петрозаводска -пряжу-ленинградскую обл., не подскажите где находятся паромы и как ходят они?


traveller , 20.06.2014 (5 лет назад)

Из Петрозаводска в сторону Питера по М-18, и свернуть в Лодейном Поле на Подпорожье-Вытергу, тогда никаких паромов и к тому же быстрее, хоть по километражу больше.
А совсем нормальная дорога (ну... хотя бы без грунтовок) проходит дальше, нужно доехать до Новой Ладоги и там свернуть на Тихвин.

Насчёт расписания автобусов в Вознесенье как индикатора работы парома - хорошая мысль, кстати. правда, может заблуждаться, но всё же. То, что в расписании из (в) Петрозаводск - идёт по идее через паром .

Ну и если кто не догадается там нажать -


IceVentura , 23.07.2014 (5 лет назад)

полезная информация, спасибо:)


FrolovaV , 16.04.2015 (4 года назад)

Кто-то в курсе сейчас есть паром или нет?


mashyta91 , 22.04.2015 (4 года назад)

Да, паром ходит круглый год и по расписанию!


рома , 02.06.2015 (4 года назад)

а сколько машин? очередь как в крым? или я с лодкой влезу как приеду?


Денис , 08.06.2015 (4 года назад)

Сейчас паром ходит всё также, как указано на фото ?


traveller , 07.02.2016 (3 года назад)

Скорее всего - так же, ничего не менялось много лет в этом расписании. На эту страничку умудряются часто попадать по запросу "Мы родились и живём в Вознесенье", активная группа ВКонтакте -ссылка Кстати, там можете уточнить самую свежую информацию и про паром, ну а если регистрироваться в соцсети не хотите - конечно же, пишите здесь


Олежек , 18.03.2016 (3 года назад)

Вчера там ехал.Ходит паром.Только новый уже.


traveller , 19.03.2016 (3 года назад)

А какой теперь? Чем отличается?


Егор , 25.03.2016 (3 года назад)

Паром ходит, но до парома страшная грунтовка, если не жалко машину то можно попробовать.


Mila , 13.04.2016 (3 года назад)

Егор "до парома страшная грунтовка" - это сколько и откуда до куда? мне из Петрозаводска в Ярославль надо, смотрю дорогу.


Ольга , 02.06.2016 (3 года назад)

Паром-то новый дали, но вот его качество..с осени запустили его, но постоянно ломается. То ремонтировали его в местном цеху (да-да, раньше в Вознесенье был замечательный судоремонтный завод Вознесенская РЭБ флота, который давал работу всем местным жителям, но его развалили почти полностью), потом паром увозили на ремонт в Подпорожье. В общем постоянно ломается. И что странно, что отсек для людей находится внизу (попробуйте проехаться там - все чет трещит и весьма страшновато из-за этого) про дорогу.. Быстрее и надежнее ехать через Лодейное поле, но это пока дорогу не построили. Мы проехались и после поездки пришлось развал-схождение делать))


Ольга , 02.06.2016 (3 года назад)

Кстати, очередей на паром не бывает. Максимум можно не попасть на этот, но точно попадёте на след.паром по расписанию, но это редко.в основном попадаете сразу же (ездим там часто, тк через Лодейное для нас слишком большой круг). У парома есть зелёный магазин, где можно купить кофе и порожки или вообще поесть. Покупали там много раз и очень все понравилось.в т.ч.детям. Пробовали покупать там котлеты - оч вкусные,кстати


Ольга , 02.06.2016 (3 года назад)

Ой. Про развал-схождение это мы проехали целиком дорогу от нашей деревни до Петрозаводска. а так обычно ездим из Лён.обл но от парома нам там уже недалеко


Светлана , 22.06.2016 (3 года назад)

В 1984 году парома, как такового, не было. Был плот. Мой муж-дальнобойщик переправлялся на фуре. И чуть не утопил их плот))) Сейчас паром красивый!


Папа БОР , 18.10.2016 (3 года назад)

Мы ездили по маршруту Петрозаводск -Вознесенье - Вытегра в сентябре 2016 года.
Паром работает. Отличная переправа.
Однако автомобильная дорога плоховата. Еще от Петрозаводска до Шокши или даже до Рыбреки более менее нормально, а потом почти до Вознесенья дорога очень плохая - разбита самосвалами, которые возят камни из карьера.
Сама переправа в Вознесенье работает по расписанию - там все очень хорошо. Цена на переправу легковой машины так и осталась 170 руб.
После Вознесенья до развилки на Подпорожье старенький асфальт, но от развилки на Вытегру (через Ошту, Водлицу и Верхнее Понизовье (нихрена себе название!) ехать не советую. Там паршивая грунтовка. Мы ехали по мелкому дождю - грязь месили, и то было страшновато при клиренсе 18 см.
Маршрут этот интересен только тем чтобы по нему проехать и посмотреть, что ездить туда не надо. А если стремитесь к какой-то другой цели, то советую объезжать другими дорогами, даже если расстояние будет значительно больше, то по времени и нервам будет вам экономия))))


Елена , 14.12.2016 (3 года назад)

Кто нибудь скажите пожалуйста как дорога зимой после Вознесенья и до Вологды? Если ехать на Ладе.


юра , 01.12.2017 (2 года назад) nikozlov wrote in September 3rd, 2014

Оригинал взят у nikozlov в Паромная переправа "Свирь-1". Что делать, если нет моста?

В нашей стране очень много рек и водоемов, через которые построены мосты. Но бывает дорога упирается в воду, а моста нет, тогда на помощь приходит паромная переправа.

Сегодня я расскажу зачем нужен паром, как он работает и чем зарабатывает.

Переправа находится в поселке Вознесенье, на реке Свирь. Это часть дублирующей трассы СПБ-Петрозаводск-Мурманск (Р19).
Интересный пост про сам поселок Вознесенье - у меня в журнале!

Под катом подробный рассказ и много интересных фотографий!


Поселок Вознесенье - самая дальняя точка Ленинградской области. Он расположен на обоих берегах Свири, при ее истоке из Онежского озера. Моста здесь не было никогда, и на протяжении всей истории поселка оба берега связывала паромная переправа.

В Вознесенье примерно 2,5 тысячи жителей и многим из них приходится по несколько раз в день бывать то на левом, то на правом берегу. Одним нужно на работу, другим - на почту или в магазин, третьим - отвести детей в школу или детский сад... Поэтому паром работает круглый год, с раннего утра и до девяти вечера, выполняя за сутки не менее 14 рейсов. Почему "не менее", потому что помимо расписания паром осуществляет рейсы специального назначения: для скорой, полиции и пожарных. Раньше были возможны рейсы коммерческого характера. Если, например, ты не успеваешь на последний рейс парома, то за 5000 рублей тебя могли перевезти на другой берег. Сейчас такого нет - запрещено!

Сейчас ситуация с паромной переправой в Вознесенье близка к критической. Здесь работают очень старые, порядком изношенные суда. Зимой это самоходный паром СП-28, летом - несамоходный "Свирь-1" в паре с буксиром-толкачом РТ-328. Но для жителей поселка есть хорошие новости: в 2015 году навигацию открывает новый паром строящийся на верфи в Санкт-петербурге.

1. Так как на дворе лето, я расскажу о несамоходном пароме "Свирь-1" и толкаче РТ-328.
Выглядит со стороны он вот так:

2. В движение всю эту странную несамоходную конструкцию, похожую на катамаран, приводит самый настоящий, самоходный буксир-толкач РТ-328. Был построен 1980 году, ему уже 34 года, но он поддерживается в более менее хорошем состоянии.

3. К несамоходной части крепится очень крепко, стальными тросами и дублирующими канатами. Точно не оторвется...

4-5. Капитанская рубка, ГКП(Главная Командная Палуба), Мостик - много названий, но суть одна: отсюда капитан управляет паромом, следит за всем и выполняет главную роль судоводителя.

6. Между рейсами капитан и команда отдыхает в комнате. Там они могут посмотреть телевизор, полежать, попить чаю и многое другое.

7. Ладно, забудем на время про РТ, пойдем на сам паром. Называется он СВИРЬ-1, не сложно догадаться почему. Он напоминает катамаран, палуба которого размещена на двух понтонах.

8. Главная палуба. Здесь останавливаются автомобили, которые скорее хотят попасть в Карелию, или уехать из нее, в зависимости от направления движения.

9. На паром одновременно может вместиться, например, 10 легковых авто + 1 автобус, или 2 грузовых фуры + 5 легковых. Схема расстановки автомобилей перед въездом на Свирь-1. Она старая, вместо двух авто 11-12 теперь зона для пассажиров.

10. Пассажирская зона. Здесь сидят люди, которые переезжают на другой берег. В машинах сидеть запрещено, поэтому всех загоняют сюда, как коз и баранов в хлев на закате.

11. Ладно, хватит умничать, пора в рейс. На часах 12:40, паром в ожидании погрузки.

12. Перед переправой уже очередь. Все хотят на другой берег:

13-14. Начинается погрузка. Два матроса, они же расстановщики автомобилей на пароме. Стоимость перевозки 170 рублей легковая машина, груженая фура - 1500 рублей. Паром ходит каждый час, 14 рейсов в день. Первый паром в 6 утра, последний в 21 вечера.

15. Все строго по схеме. Видимо многолетняя практика показала, что таким образом вмещается больше автомобилей, потому что нужно перевезти за один раз как можно больше транспорта.

16. Последним заезжает автобус. Матрос все контролирует с суши. Обратите внимание на кучу знаков перед паромом.

17-18. С машинами вопросы решили. Теперь остались пассажиры. Но и для них найдется место... Командным голосом матрос загоняет их на паром, предварительно дав направление куда идти. Люди ломанулись:

19. Все по местам. Или не по местам. Кароче все на паром, время 13:00, пора выдвигаться... Местные сидят на лавках, они уже насмотрелись, в отличие от туристов, которые фотографируются на фоне всего, что попадается им по пути. В этот раз им попался паром:

20-21. Все на месте, пора отправляться. Поднимается маленький мостик, который нужен для удобства заезда автомобиля на паром. Водители тачек с низким клиренсом могут не волноваться! Волноваться будете по пути в Карелию, хаха:

22. Капитан следит за всем с мостика, чтобы не произошло никаких происшествий. Он главный - он за все отвечает...

23. Как только он удостоверится, что все хорошо, все загрузились, крепко сидят и стоят, отдаются швартовы:

24-26. Паром начинает движение, матросы могут покурить 10 минут. Сейчас начинает свою работу капитан:

27-28. Все суда, следующие по реке обязаны пропускать паром, так как он ходит по расписанию, от которого отклоняться крайне нежелательно. Люди приезжают к определенному времени:

29-31. Капитан парома Захаров Сергей работает там уже 3 года, раньше работал на других судах, настоящий капитан. На пароме есть три смены, все суточные. Капитан парома всегда должен быть готов, потому что если экстренный вызов пожарных или скорой должен незамедлительно быть доставлен на другой берег:

32. Ширина реки 400 метров, паром преодолевает ее примерно за 10 минут. Люди успевают забить флешку ненужными фотографиями и сделать новую аватарку в одноклассниках:

33. На другом берегу уже очередь. Все ждут переправы, но к сожалению за один раз всех увезти не получится:

34. Причаливаем. Это не на фокусе на парковке ашана парковаться, тут нужен огромный опыт, чтобы сделать это идеально. Наш капитан с этим справился... У контролера даже чай не выплеснулся из чашки наполненной до краев:

35. На пароме есть свой пес. Он всегда первый спрыгивает на сушу. Сколько раз переезжал, всегда его видел. Также обратно, запрыгивает последний:

36-38. Пока выгружаются и загружаются автомобили можно покурить и пообщаться с капитаном. Выгрузка и загрузка на другом берегу занимают около 15-20 минут:

39-40. Процесс загрузки вы уже видели, поэтому показывать не буду, итак слишком много фотографий...
Так, снова проверка, все на месте, швартовы отданы и мы отправляемся обратно:

41. Обратный путь ровно столько же и также как и туда. Все тоже самое, показывать нет смысла. Причалили. Начинается разгрузка автомобилей:

42-44. В тот раз капитан делал сразу два рейса. Я же остался на берегу... Спасибо большое Захарову Павлу за экскурсию и добрый прием на корабле! Думаю мы еще не раз будем пользоваться услугами парома.

Спасибо, что дочитали до конца.

Green Forest Club

Адрес: Тверская область, Конаковский район, деревня Глинники , улица Зелёный Бор, д.25

Тел: +7 929 917 47 45 ; +7 925 800 20 28

E-mail: [email protected]

Как доехать на автомобиле: для карт Яндекс и Яндекс Навигатор:

Адрес для карт Яндекс - Россия, Тверская область, Конаково, микрорайон Зелёный бор, поселок Рыбзавода, Рыбхоз

по данному адресу находится паром СП-14, на котором вы можете переправиться на другой берег - пристань Топорок

от пристани Топорок до деревни Глинники - Клуб Green Forest

Адрес для карт/навигатора: Россия, Тверская область, Конаковский район, Топорок

В будние и в выходные дни паром ходит каждый час (без пятнадцати)

Телефон парома СП-14: 8 952 086 88 24

Карты от Google паромную переправу показывают!

Нажмите на схему для перехода на Яндекс Карту

Добраться к нам можно разными способами:

На автомобиле:

2. От г. Дубна по переправе в сторону г. Конаково (20 км.). Из г. Конаково на пароме ().

3. От г. Тверь проезд 30 км. по трассе Тверь - Кимры до дер. Рождественно, далее направо 25 км. до г/п Юрьево - Девичье и еще 7 км. до Клуба ()

Своим ходом:

С Ленинградского вокзала г. Москва до ст. Конаково ГРЭС по адресу ул. Зеленый Бор, причал парома СП-14., далее на такси до причала по адресу ул. Гагарина д. 14а (время в пути 5 мин.)

Возможен трансфер с парома до клуба ТОЛЬКО по предварительному заказу, стоимость 500 руб. в одну сторону до 4 человек.

Водные препятствия (реки, заливы, озера, проливы и т. д.) на пути сухопутных дорог и магистралей автомобильного и рельсового транспорта, а также и путешественников туров трекинга, через которые нет возможности перебросить мост или построить подземный тоннель, преодолеваются на паромах.

Специалисты так и не пришли к единственной мысли какие перевозки по водным маршрутам относить к паромным, а которые нет. Однако эксперты называют ряд «паромных» родовых черт: прежде всего возможность перевозки на судне колесной техники и движение по четко определенному маршруту и расписанию, что позволяет паромам считаться звеньями сложных логистических транспортных цепочек. В сущности, паромные суда выполняют функцию «плавучих мостов» на мировых транспортных путях, разделенных водными препятствиями.

В классификации паромных перевозок есть несколько видов. Да, по своей специализации паромные линии разделяются на железнодорожные и пассажирско-автомобильные. Первые специализируются на перевозке железнодорожных вагонов и большегрузной колесной техники и, как правило, привязанные к определенным переправам. Вторые тоже имеют традиционные маршруты, однако более мобильные в их выборе, поскольку не так жестко зависят от специализированной береговой инфраструктуры. Кроме того, паромные перевозки классифицируются по длине обслуживаемого маршрута средние и длинные (300W600 и больше миль), короткие (30W50 миль), а также по типам употребимых судов, скоростных и обычных.

Паром - плавсредство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водного препятствия (реки, озера, проливы и моря).

Паромы по своей функции похожие с мостами. Впрочем, некоторые морские паромы курсируют вдоль берега, беря на себя таким образом функцию грузопассажирских лайнеров. Хотя путешествие на таком пароме длится дольше, чем на наземном транспорте, однако для автомобилистов путешественников большим преимуществом является возможность взять с собой автомобиль. К тому же иногда такие паромы помогают избежать формальностей, связанных с транзитом через территорию третьих стран (например паром Калининград-Санкт-Петербург). В некоторых странах, например в Нидерландах, эксплуатацию паромов осуществляет служба автомобильных дорог. Паромы через реки часто бесплатные. Например, бесплатный нью-йоркский паром Манхеттен-Статен Айленд, что пользуется особенной популярностью у туристов, любителей посмотреть из водной глади на Статую Свободы и на ошеломляющий вид нью-йоркского даун тауна.

В роли паромов часто выступают суда, однако иногда паромами являются и другие плавсредства, например понтоны. Впрочем, с формальной точки зрения, при таком использовании они сами становятся судами, поскольку приобретают транспортную функцию.

Классификация паромов представлена на рис.6.4.:

По месту применения: морские, речные, озерные

По типу груза: железнодорожные, автомобильные, пассажирские, грузим - пассажирские.

Паромы бывают самоходными и несамоходными.

Самоходные паромы приводятся в движение собственным двигателем и движителем и никак не связанные с берегом (в отличие от паромов канатных).

К несамоходным паромам относятся канатные паромы. Существует два основных типа таких паромов. Самый распространенный - паром, что перемещается вдоль каната (или цепи), протянутого между двумя берегами водного препятствия. Как источник энергии используется дизельный двигатель или (на небольших паромах) мускульная сила. Существуют небольшие канатные паромы самообслуживания. Иногда для пользования ими стягивается плата: пассажир не сможет отчалить до тех пор, пока не бросит в щель монету (принцип торговых автоматов).

Паромы другого, более редкого, типу как источник энергии используют силу хода реки. В таком случае канат закрепляется одним концом посредине реки (например, заякоревается), другим - на пароме. Располагая паром с помощью руля под определенным углом к ходу реки, паромщик проводит свое судно из одного берега на другой.

Самый простой паром, что используется только для перевозки пассажиров - обычная лодка. Соединив несколько лодок вместе и установив сверху платформу получают простой паром для перевозки транспортных средств. Таким же образом делают примитивные паромы из бочек и потому подобного. Также паромом может служить плот.

Для перевозки пассажиров и велосипедистов могут быть использованные небольшие суда, которые не строились специально как паром. Для перевозки автомобилей паром должен быть оборудован достаточно большой палубой и въездной аппарелью. Паромы для коротких дистанций имеют обычно два такие аппарели (таким образом их не нужно разворачивать) и могут с одинаковой скоростью давать ход в обе стороны (то есть у них нет разницы между кормой и носом). У таких паромов часто кабина паромщика расположена в виде мостика над автомобильной палубой, что предоставляет им специфическому, легко узнанному виду.

Более крупные паромы больше похожие на обычные корабли, с четко выраженными носом и кормой: если плавание занимает несколько часов, то время потрачено на разворот не имеет особенного значения. К тому же такая форма лучше отвечает требованиям мореходность. Крупные паромы имеют несколько автомобильных палуб. Как пример можно рассмотреть технические характеристики и описание парома Silja Festival, что будет сделано дальше.

Во многих странах популярные морские путешествия на паромах, которые являются разновидностью морских круизных средств на международных линях- плавучие сооружения для регулярной перевозки транспортных средств, грузов и пассажиров через водные препятствия между отдельными пунктами на берегу.

по типу груза

Классификационные признаки паромов

по типу движению

по месту использования

железнодорожный

самоходные

автомобильный

несамоходые

пассажирский

грузо-пассажирский

Рис.6.4. Классификационные признаки паромов

Самый популярный в Северной Европе паром Silja Line.(рис6.5) Каюты парома делятся на 11 классов, оборудованные гардеробом, кондиционером, душевой установкой, двумя кроватями. В каютах есть телевизор, фен, внутренний телефон.

По числу отличий в обустройстве и обслуживании каюты разных классов на пароме делятся на:

- «Силья люкс» - персональное обслуживание, значительная площадь кают (до 75 м2), отдельное помещение для переодевания, собственная сауна с мини-бассейном;

- «Коммодор» - площадь кают (до 25 м2), расположенные в носовой части на 11 и 10-й палубах в отдельной зоне с холлом и двумя саунами;

- «Конференц-люкс» - три специальных каюты для конференц-групп (6-10 чел.) площадью 53, 45 и 39 м2, расположенные в носовой части на 9-й палубе; одна каюта имеет комнату для переодевания и собственную сауну;

- «Силья» - современные каюты площадью 14 м2, расположенные в носовой части на 11-й палубе с видом на променад или на море.

На этом пароме есть также каюты классов «Сисайд», «Променад», «Турист I», «Турист II», а также каюты для семьи - 15 м2 (4-местные плюс одно детское место) на восьмой, девятой, десятой палубах; каюты для инвалидов - 14 м2 для инвалидов с колясками; каюта для алергиков - 11м2 (2-4-местные) со специальной мебелью.

В составе флота компании «Silja Line» эксплуатируется наибольший в мире паром «Silja Europe» длиной 200 м, что принимает на борт одновременно 3000 пассажиров. Он имеет в своем распоряжении 1194 каюты высшего класса, 6 ресторанов, сеть баров и ночных клубов, казино, магазинов, конференц-залов, дансинг, 28 комнат для переговоров, сотовую телефонную связь и другие атрибуты сервиса.

Оценка судна

Чтобы ориентироваться в огромном количестве круизных лайнеров, которые существуют в мире, нужно как-либо сравнивать их между собой. На сегодня наиболее авторитетным считается классификатор, что ежегодно публикуется в справочнике Berlitz – Complete Guide to Cruises and cruise ships. Эксперты этого издания оценивают суда по огромному количеству параметров, которые включают характеристики самого лайнера (возраст, состояние корпуса, оснастки и размеры открытых палуб, внутренних помещений), условия размещения пассажиров (каюты), ресторанный сервис и др. Особенное внимание уделяется факторам, от которых зависит уровень услуг, которые предоставляются пассажиру.

Оценки, полученные по всем категориям, подытоживаются в итоговый рейтинг, на основе которого судну присваиваются “звезды” – от одной пяти, как и у обычных гостиниц, а также одна из трех общих характеристик классности судна – standard, premium или luxury. Звездность, естественно, может варьироваться от года к году в зависимости от изменений, которые состоялись в оснастке судна или наборе и качестве услуг, которые предоставляются.

Рис.6.5.«Silja Line»

Таким образом

    Паромы по своей функции сходны с мостами. Паромы через реки часто бесплатны.

    Некоторые морские паромы курсируют вдоль берега, беря на себя таким образом функцию грузопассажирских лайнеров.

    Путешествие на пароме длится дольше, чем на наземном транспорте, однако для путешественников - автомобилистов большим преимуществом является возможность взять с собой автомобиль. К тому же иногда такие паромы помогают избежать формальностей, связанных с транзитом через территорию третьих стран. В некоторых странах, например в Нидерландах, эксплуатацию паромов осуществляет служба автомобильных дорог.

    Паромы относятся к категории накатных пассажирских судов (RO-RO), поскольку предназначены для перевозки пассажиров и колесных грузов (легковых автомобилей, трейлеров, сельскохозяйственной, дорожной и промышленной техники и т.п.), а также железнодорожных вагонов.

Когда идет речь о паромных переправах, в первую очередь вспоминают о Волге, где и сейчас, несмотря на интенсивное строительство мостов, до сих пор работает 20 паромных переправ. Иные продолжают функционировать даже рядом со стационарными мостами. Например, в Нижнем Новгороде, где на левый берег в поселок Бор можно попасть и по автомобильному мосту, и по канатной дороге, и с помощью обычного речного парома.
Еще в 2014 году в ходе экспедиции "Корабела" по судостроительным предприятиям, мы случайно оказались в небольшом поселке Красное-на-Волге. И заодно прокатились на автомобильном пароме "СП-72" проекта 774 1968 года постройки. Рассуждать об экономике перевозок на 45-летнем пароме было сложно, но о трудностях эксплуатации с экипажем "СП-72" мы побеседовали. Конечно, старое судно поддерживать в рабочем состоянии дороже - это аксиома. Да и такой "динозавр", пусть даже ухоженный, смотрится на реке архаично.

Паромы проекта 603 с модификациями разработки Горьковского ЦКБ и небольшие речные паромы проекта 774 были в СССР наиболее массовыми. Первые в 60-70-х годах прошлого века строили на Волгоградском ССЗ, 774-е на Чистопольском ССЗ. До сих пор эти суда трудятся на переправах на Севере, в Центральной России, в Западной Сибири.

Паром "СП-28" проекта 603А. Источник: Википедия

Вообще, в те годы в Советстком Союзе строили очень много паромов по совершенно разным проектам. Например, морские паромы пр. 618М строил Канонерский судоремонтный завод, который с 1967 по 1973 год сдал 9 судов. Шесть из них работают до сих пор.

Были паромы, которые строили и на Украине, и на Дальнем Востоке для нужд своих регионов. Но объединяет все эти суда то, что возраст их уже подходит к пенсионному.

Для сравнения в таблице приведены характеристики самых распространенных речных паромов:

Проект 774
(с одной аппаралью)
603
(с двумя аппарелями)
Длина, м 31,67 32,4
Ширина, м 10,77 11,9
Высота борта, м 1,4 3,3
Высота габаритная, м 5,75 8,6
Осадка в грузу максимальная, м 0,65 1,82
Водоизмещение в грузу, т 144,2 278
Пассажировместимость, чел 77 До 350 (сидячих мест 85)
Автомобилевместимость, шт 4 атомобиля МАЗ-200 или 6 автомашин ЗИЛ-150 8 автомашин ЗИЛ-150
Скорость, км/ч 13 15

Проектов ряд


О теме старения речных паромов в России серьезно начинали говорить еще в конце нулевых годов. Тогда на развилке — или "закупать подержанные европейские суда", или "строить свое" — КБ стали представлять обновленные варианты речных паромов.
Паром проекта RPF14 / "МИБ"
Паром проекта RPF14 / "МИБ"
Паром проекта RPF14 / "МИБ"

"Морское инженерное бюро" ("МИБ") предложило два проекта. Первый, RPF14 - грузопассажирский паром с двумя аппарелями пассажировместимостью 200 человек. Это судно габаритами 40х10 метров с осадкой 2,4 метра, с возможностью работы в мелкобитом льду толщиной до 40 см, рассчитано для использования в северных регионах, прежде всего в Архангельской области. Для справки, на внутренних водных путях региона работает около 50 переправ и около 20 транспортных операторов. Только по Архангельску пассажиропоток достигает 1,2 млн человек в год. И если посмотреть список паромов, то годы постройки у них те же - 60-70-е.
Паром проекта RPF15 / "МИБ"
Паром проекта RPF15 / "МИБ"
Паром проекта RPF15 / "МИБ"

У "МИБ" есть и проект небольшого парома RPF15 пассажировместимостью 50 человек с одной аппарелью. Габариты у судна уже скромнее: 38x7 м с максимальной осадкой 0,75 м. Рассчитано судно на перевозку одного грузового автомобиля или 11 легковых.

ГЦКБ Речфлота, которое в советские годы занималось проектированием подобных судов, и сейчас предлагает заказчику проект 603А с некоторыми доработками.


Ростовское ЦПКБ "Стапель" предлагает проект грузопассажирского парома проекта RDB56.01 с двумя аппарелями пассажировместимостью 50 человек. Судно оснащено современным двигателем (в 2014 г. был двигатель MAN D2866LXE40 мощностью 279 кВт) и винторулевыми колонками ZF AT 3111 WM-FP. По габаритам RDB56.01 схож с 603-м проектом. Единственное отличие в осадке: 1,50 против 1,82 у предшественника.

Есть два проекта грузопассажирских паромов и у нижегородского КБ "Вымпел", но они тоже "проверены временем". Прежде всего, проект 736А, серия которых строилась на Астраханском ССРЗ и на Тюменском ССЗ в начале 60-х годов. Это большие паромы пассажировместимостью в 350 человек и габаритами 59,4x13,8 м с осадкой в 2,36 м. Работали они на больших озерах, с большими плечами перехода и автономностью 10 суток.
Второй проект "Вымпела" - это специальный паром для Севастополя проекта 727 длиной 45 метров с двумя аппарелями. Но о Севастопольской бухте речь пойдет несколько позже.

Таблица технических характеристик проектов паромов от "МИБ", ГЦКБ "Речфлота", РЦПКБ "Стапель" и КБ "Вымпел":

Проект RPF14 RPF1 5 RDB 56.01 736А
Длина, м 39,6 35,7 36,5 59,4
Ширина, м 10,4 8,5 11,16 13,8
Высота борта, м 4,2 1,4 3,7 3,6
Высота габаритная, м 15,7 12,06 19,3 12,25
Осадка в грузу макс, м 2,4 0,75 1,5 2,36
Водоизмещение в грузу, т - - 407 977
Пассажировместимость, чел 200 50 50 350
Автомобилевместимость, шт 2 грузовых или 7 легковых 1 грузовое или 11 легковых г/п 90 тонн 20 легковых
Скорость, км/ч 18 8 17 19

Но нужно сразу оговориться, что все эти паромы - только концепты, эскизные проработки. В лучшем случае - техпроекты.

Тогда как петербургский Инженерный центр судостроения, в прошлом ЦТКБ Минречфлота РСФСР, предлагает уже готовые для постройки проекты паромов, с полным комплектом РКД, плазово-технологической документации и т. д.

Петебуржцы "в железе"


ИЦС предлагает пять проектов грузопассажирских паромов. Два — только в виде концепта, мы их рассматривать не будем, вся информация доступна на сайте КБ.

Интересны проекты, которые реализовались "в металле".

Первый в этом ряду был паром "Анатолий Чмыхало" проекта 2967 по заказу администрации г. Игарка. Строили судно на Красноярской судоверфи с 2012 по 2014 год. Стоимость парома тогда составляла 160 млн рублей, финансировал работы краевой бюджет.

Вместимость "Анатолия Чмыхало" — 60 человек, 8 автомобилей ЗИЛ-150 или 16 легковых автомобилей. Комплектация у судна самая простая: одна носовая аппарель, два главных двигателя поставки омской компании "Ремдизель" мощностью 2х220кВт, два вала с ВФШ. Из-за того, что предусматривалась возможность переходов на расстояние до 2500 км, на пароме имеется 5 кают для экипажа. Заявленная автономность парома 5 суток. Габариты парома при такой грузоподъемности небольшие: 37x9 м при осадке в грузу 1,65 м.

Второй паром ИЦС — "Аркадий Филатов", который строил Невский завод в Шлиссельбурге с 2014 по 2015 годы. Стоимость по тендеру была уже 168 млн рублей. Заказчик этого судна — Лодейнопольское дорожное ремонтно-строительное управление. Работает паром на переправе через Свирь в поселке Вознесенье, обеспечивая автомобильное движение по Петрозаводскому тракту.

"Аркадий Филатов" проекта 2967/3132 - модификация "Анатолия Чмыхало", уже с двумя аппарелями, что обеспечивает сквозной проезд автомобилей без въезда или выезда задним ходом. Но речные судоводители все же традиционно предпочитают швартоваться носом.

"Филатов" работает на коротком плече - от берега до берега 400 метров, экипаж судна всего 3 человека. Поэтому на судне предусмотрено только помещение для разогрева пищи. Полноценного камбуза и персональных кают на судне нет.

Соответственно пассажировместимость выросла до 100 человек, количество перевозимых автомобилей не изменилось.


В отличие от "Анатолия Чмыхало", на "Филатове" стоят два двигателя ЯМЗ мощностью 2x220 кВт и рулевые машины отечественного производства. Причем и ГД, и пропульсивный комплекс, по словам капитана "Аркадия Филатова" Андрея Смяченко, зарекомендовали себя с лучшей стороны. Мощности ярославских двигателей хватает с лихвой, с надежностью вопросов нет - за полтора года работы поломок не было.

Рулевая машина тоже превзошла ожидания экипажа, перекладывается быстро и легко. Оптимальная форма корпуса судна с ледокольным форштевнем дополняют эту картину. "Паром управляется "на отлично", даже в ледовых условиях" - признается капитан.

Можно назвать еще некоторые минусы судна, которые отметил капитан. Во-первых, это складная аппарель. "Переправа всего 400 метров, время перехода сравнимо со временем, за которое мы складывам и раскладываем аппарель" , - объясняет Андрей Смяченко.

Однако, как рассказали в Инженерном центре судостроения, складная аппарель на пароме применена для обеспечения видимости и для работе на больших переходах. Да и время раскладывания аппарели на пароме не критично, так как все равно ее до конца не складывают.

Во-вторых, из-за большой площади ходового мостика (за счет закрытых крыльев) система отопления зимой не справляется. В помещении холодно. Экипаж своими силами решил проблему, просто установив дополнительные калориферы.

Но работой котла экипаж доволен. Во всех общественных помещениях, в машинном отделении тепло.

Проект парома экипаж да и сами жители Вознесенья однозначно оценивают как "очень удачный". Особенно по сравнению с прошлым паромом пр. 603.

Сотрудники Инженерного центра судостроения поддерживают с капитаном постоянный контакт, регулярно выезжают на переправу, собирают пожелания экипажа по работе парома. Работа в лучших традициях советского прошлого.

Керченский паром "Нина Малкова" пр. 3221 уже спроектирован под самый высокий класс РРР - "М-СП3,5 (лед 30)А". Предыдущие два парома имеют класс "О2,0 (лед 30)А". Поэтому на "Малковой" пришлось увеличить высоту борта, снабдить судно иным составом средств навигации и связи, спасательных средств и т.д.

Как и у "Аркадия Филатова", у "Нины Малковой" две аппарели. Вместимость парома 66 человек, 16 легковых или 4 длинномерных автомобиля. Автономность парома — 5 суток, для экипажа предусмотрены 5 кают, большая кают-компания, камбуз.


Дизель-редукторный агрегат на "Нине Малковой", так же как и на "Чмыхало", производства омского "Ремдизеля", но мощнее - 2x283 кВт. Паром в основном комплектуется оборудованием отечественного производства - это дешевле, да и строительство в условиях Крыма накладывает свой отпечаток. Но как заявляет проектант, качество работы всех механизмов от этого не пострадало.

Но в ходе строительства спецификацию оборудования по тем же причинам пришлось менять, из-за чего задержались сроки строительства. Сейчас завод "Фрегат" пытается наверстать упущенное время, планирует сдать готовое судно в 2017 году.

Таблица технических характеристик паромов проекта ИЦС:

Проект 2967
"Анатолий Чмыхало"
2967/3132
"Аркадий Филатов"
3221
"Нина Малкова"
Длина габаритная/по КВЛ, м 40,5/37,01 40,5/37,01 40,5/37,01
Ширина габаритная/по КВЛ, м 12,16/9,07 12,16/9,07 9,9/9,07
Высота борта, м 3,3 3,3 3,55
Надводный габарит по несъемным частям, м 8,5 8,5 -
Осадка в грузу макс, м 1,65 1,69 1,73
Водоизмещение в грузу, т 357 373 393
Пассажировместимость, чел 60 100 62
Автомобилевместимость, шт 8 грузовых или
16 легковых
8 грузовых или
16 легковых
4 длинномерных грузовых или
16 легковых
Скорость, км/ч 18 18 22

На Севастополь


Регистровый класс "М-СП3,5 (лед 30)А" позволяет парому проекта 3221 типа "Нина Малкова" работать на ВВП России, в прибрежных зонах Балтийского, Азовского, Черного морей. А необходимость в подобных паромах есть.

И не нужно далеко идти от Керчи. Взять, например Севастополь.

Напомним, в сентябре 2016 года паромное сообщение из центра города на Северную сторону города встало. Как заявляли представители компании-перевозчика, причина остановки - убыточность перевозок.

Ранее там работали два б/у норвежских парома "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Истомин" 1981 и 1984 годов постройки. В 2012 году их выкупила компания "Севастопольские транспортные системы" на смену трем советским паромам проекта 727 КБ "Вымпел" постройки еще середины 50-х годов.

Вместимость норвежских судов — 130 пассажиров и 25 легковых машин или 4-6 грузовых автомобилей.

По последним новостям, правительство Севастополя за 59 млн руб. выкупило у "Севастопольских транспортных систем" "Адмирала Лазарева" и "Адмирала Истомина", которые должны выйти на линию в феврале 2017 года.
Но опять же, самому молодому "норвежцу" перевалило за 32 года. И вряд ли они украсят собой такой город, как Севастополь.

Технологические возможности построить новые суда есть, там же на крымских предприятиях. Есть и проекты под разные задачи и разный бюджет. Причем проекты уже реализованные и отработанные.

П.С. Особую благодарность за помощь в подготовке материала редакция и автор выражают Инженерному центру судостроения и лично директору ИЦС Марку Михайловичу Зингеру и главному конструктору Анатолию Михайловичу Бененсону.