Состав комиссии по СОУТ (специальной оценке условий труда) определяется действующим трудовым законодательством. О том, какие нормативно-правовые акты регулируют рассматриваемый вопрос и из кого состоит оценочная комиссия, мы расскажем в статье.
Правовые источники об организации СОУТ
Основным правовым источником по рассматриваемой нами процедуре является Трудовой кодекс РФ. Однако он затрагивает тему лишь поверхностно, в общих чертах упоминая, что обязанность по организации и финансированию оценки условий труда лежит на работодателе. Подробно порядок проведения оценочных мероприятий раскрывает закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). Именно он определяет орган, который проводит оценку, его компетенцию, порядок работы и состав.
Согласно ст. 9 Закона № 426-ФЗ, руководство проверяемой организации приказом или иным распоряжением утверждает комиссию по СОУТ. В этом же акте определяется порядок деятельности избранного органа. Распорядительный документ составляется в произвольной форме или по образцу, принятому на предприятии. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с данным приказом под подпись.
Сформированный орган обязательно включает в себя нечетное количество членов (оптимальный вариант — 5-7 человек). Очевидно, что данное требование Закона № 426-ФЗ способствует более продуктивному принятию решений комиссией, например при утверждении перечня рабочих мест, которые будут проверяться.
Не знаете свои права?
Кто входит в состав
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, в число членов комиссии по проведению СОУТ входят:
- представители работодателя;
- специалист по охране труда;
- представители профсоюзной организации на предприятии (при наличии);
- представители иного выборного органа работников (при наличии).
Если проверяемая организация относится действующим законодательством к малому бизнесу и ей необязательно иметь службу по охране труда, то со стороны работодателя выступает сам индивидуальный предприниматель или руководитель. Также можно в состав включить нанятого по гражданско-правовому договору самостоятельного или работающего в организации специалиста в области охраны труда. Возглавляет комиссию руководитель или представитель работодателя.
Кто не участвует в комиссии
В состав оценочного органа не входят представители специализированной организации, которая осуществляет фактические измерения и исследования условий труда на конкретном рабочем месте. Такие учреждения должны отвечать требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ. В частности, в штате должно быть определенное количество экспертов со специальным образованием, также обязательно наличие лабораторий.
Организации для проведения СОУТ выбираются решением комиссии и привлекаются в обязательном порядке по гражданско-правовому договору. При этом эксперты осуществляют лишь техническую часть процесса оценки, а также дают свои рекомендации. Влиять на решение комиссии приглашенные специалисты не могут.
Если на предприятии нет профсоюзной ячейки или другого представительного органа работников, то со стороны трудового коллектива также никто не будет приглашен. Работники в этом случае лишаются возможности отстаивать свои интересы и права через своего представителя, т. е. комиссией независимо от их мнения будут выявляться вредные зоны и факторы на предприятии, а также присваиваться рабочим местам классы опасности. По итогам оценки работодатель обязан предоставить работникам соответствующие гарантии и компенсации.
Таким образом, создание комиссии по проведению СОУТ регулируется только одним нормативно-правовым источником — Законом № 426-ФЗ. Что касается состава комиссии по СОУТ , то ее организует работодатель из представителей организации и профсоюзного (или выборного) органа работников. Никаких специальных требований к компетенции членов комиссии законодательством не установлено. Однако следует при этом понимать, что если речь идет об охране труда, то включать в состав оценочного органа лучше людей, имеющих представление о вопросах безопасности на рабочих местах.
16.05.2016 10:52:00
Для любой организации специальная оценка условий труда — обязательное мероприятие, которое проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ; далее - Закон № 426-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой ее проведения , которую утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 24 января 2014 года № 33н (далее - Приказ № 33н) утвердило Методику проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика проведения СОУТ).
Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено Законом № 426. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Статьей 17 Закона № 426 предусмотрены случаи проведение внеплановой СОУТ , в частности:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев
со дня наступления указанных случаев. Регулирование СОУТ
осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее -
ТК РФ), Законом № 426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативны ми правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 Закона № 426-ФЗ). В законодательных актах Российской Федерации содержатся требования к рабочим местам и показатели вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее -
вредные и (или) опасные производственные факторы),
измеряемые при проведении СОУТ, а также гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (таблица)
.
- организация проведения СОУТ;
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.
В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь
Порядок проведения СОУТ установлен Законом № 426-ФЗ и включает несколько этапов:
- организация проведения СОУТ;
- подготовка к проведению СОУТ;
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
- исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
- исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении СОУТ;
- оформление результатов проведения СОУТ;
- декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ
возлагаются на работодателя. СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией
, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ. В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что основным видом ее деятельности (один из видов ее деятельности) является проведение СОУТ
. В штате этой организации должно быть не менее пяти экспертов
, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ
по СОУТ.
Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь испытательную лабораторию (центр) , которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
СОСТАВ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ (ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ
НЕОБХОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ) УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРИКАЗОМ (РАСПОРЯЖЕНИЕМ) РАБОТОДАТЕЛЯ. ЭТИМ ЖЕ ПРИКАЗОМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ.
Работодатель заключает с такой организацией, проводящая СОУТ, гражданско-правовой договор
.
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИИ
Работодатель приказом (распоряжением) образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия). Число членов комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).
При проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства , в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
До начала выполнения работ по проведению СОУТ комиссия утверждает перечень рабочих мест
, на которых будет проводиться СОУТ (с указанием аналогичных рабочих мест), а также опасные и (или) вредные условия труда.
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами кондиционирования воздуха, вентиляции, освещения и отопления, на которых работники работают по одной и той же специальности, профессии, должности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Проведение СОУТ на аналогичных рабочих местах имеет свои особенности. При выявлении аналогичных мест СОУТ проводится в отношении только 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда № 33н.
Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения СОУТ. Согласно разделу II Методики проведения СОУТ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее -
идентификация) включает в себя следующие этапы:
- выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
- сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
- принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
- оформление результатов идентификации.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ
. Результаты идентификации утверждаются комиссией.
И CC ЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
В рамках проведения СОУТ все идентифицированные вредные и (или) опасные факторы производственной среды подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень обнаруженных вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подлежат исследованиям (испытаниям), формируется комиссией исходя из:
- государственных нормативных требований охраны труда;
- характеристик технологического процесса и производственного оборудования;
- характеристик применяемых сырья и материалов;
- результатов ранее проводившихся исследований и измерений
- вредных и (или) опасных производственных факторов;
- предложений работников.
Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных фактора осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ. Методы и методики исследований и методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно. Эксперт организации, проводящей СОУТ, на основании результатов проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов определяет классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или)опасности
.
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ УТВЕРЖДЕННЫЕ И АТТЕСТОВАННЫЕ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И МЕТОДИКИ (МЕТОДЫ) ИЗМЕРЕНИЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ПРОШЕДШИЕ ПОВЕРКУ И ВНЕСЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (Ч. 4 СТ. 12 ЗАКОНА № 426).
Статья 14 Закона № 426-ФЗ:
«2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
3.
Допустимыми условиями труда (2 класс)
являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
4.
Вредными условиями труда (3 класс)
являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности».
ПРОТОКОЛ, СОДЕРЖАЩИЙ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА.
Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может угрожать жизни или здоровью работников, экспертов или иных лиц, проводящих СОУТ . В таком случае условия труда на рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений. Комиссия оформляет решение о невозможности проведения исследований и измерений протоколом , содержащим обоснование принятия такого решения.
Работодатель обязан направить копию протокола в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.
ИССЛЕДОВАНИЕ (ИСПЫТАНИЕ) И ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
В рамках проведения СОУТ исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

Кроме того, при проведении СОУТ измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:
- тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника);
- напряженность труда (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).
По отдельным видам работ, профессий, должностей и специальностей Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с другими исполнительными органами власти и организациями может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые подлежат исследованию и измерению при проведении СОУТ
. По результатам испытаний условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении
по итогам проделанной работы. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждены Приказом № 33н.
В отчет включаются следующие результаты проведения СОУТ:
- сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
- карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
- сводная ведомость результатов проведения СОУТ;
- перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
- заключение эксперта организации, проводящей СОУТ.
Протокол проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов оформляется в отношении каждого исследованного и идентифицированного вредного и (или) опасного фактора.
Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если член комиссии не согласен с результатами проведения СОУТ, он вправе изложить свое мотивированное особое мнение в письменной форме, приложив его к отчету.
ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПЕРЕДАЧЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ, ПРОВОДЯЩУЮ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (Ч. 1 СТ. 18 ЗАКОНА № 426-ФЗ).
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха. Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Организация, проводящая СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает соответствующие сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, в указанную информационную систему учета. Сведения передаются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены
, работодатель подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
(ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Декларация и информация о ней вносятся в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 года № 80н. Декларация действительна в течение пяти лет
со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».
Приказ о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ) и
утверждении графика проведения работ
Для организации и проведения специальной оценки условий труда (далее — ), согласно требованиям < статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ (в редакции от 28.12.2013г.) и в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»>
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. В срок с 12.02.2015г. по 15.06.2015г. провести 119 рабочих мест согласно договору №600 от 19.01.2015г. на предприятии. Приступить к СОУТ совместно с ОАУ «ЦОТ».
2. Для проведения специальной оценки условий труда создать комиссию в составе:
Председатель комиссии:
— директор
Заместитель председателя комиссии:
— главный инженер
Члены комиссии:
— председатель первичной профсоюзной организации
— заместитель директора по экономике и финансам
— главный бухгалтер
— начальник отдела кадров
— начальник производственно-технического отдела
— начальник юридического отдела
— руководитель службы охраны труда
— специалист по охране труда
3. Комиссии по СОУТ проводить работы по оценке рабочих мест в соответствии с , приведенным в Приложении 1 к приказу. В своей работе руководствоваться Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
4. Руководителя службы охраны труда назначить ответственным за хранение документации по СОУТ.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение 1 к приказу
График проведения работ по СОУТ
Подготовительные мероприятия
1. Подготовка и утверждение перечня рабочих мест на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест для организации-исполнителя. Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: комиссия по СОУТ.
2. Подготовка сведений о выполняемых на рабочем месте работах (должностных обязанностях), составе производственного оборудования, применяемом сырье и материалах. Срок: в течении 15 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: руководители структурных подразделений по принадлежности.
3. Подготовка сведений о предоставлении работникам гарантий и компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (доплаты, выдача бесплатно молока или других равноценных продуктов, организация лечебно — профилактического питания, предоставление дополнительных отпусков, льготное пенсионное обеспечение, проведение медицинских осмотров). Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: начальник ОК, главный бухгалтер, руководитель службы ОТ.
4. Подготовка сведений о СНИЛС работников, занятых на рабочих местах, подлежащих СОУТ.
Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: главный бухгалтер.
5. Сведения о наличии случаев производственного травматизма и установления профессионального заболевания на рабочих местах, подлежащих СОУТ. Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: начальник ОК, руководитель службы ОТ.
6. Сведения о рабочих местах, на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда, установлены вредные или опасные условия труда. Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: начальник ОК, руководитель службы ОТ.
Проведение идентификации
7. Проведение экспертами ОАУ «ЦОТ» идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Срок: 15.05.2015г. Исполнитель: ОАУ «ЦОТ».
8. Принятие решений по результатам идентификации (о проведении исследований и измерений идентифицированных факторов /декларировании). Срок: 01.06.2015г. Исполнитель: комиссия по СОУТ.
Проведение исследований и оценок
9. Проведение исследований (измерений) факторов условий труда. Срок: 01.05.2015г. Исполнитель: ОАУ «ЦОТ».
10. Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда. Срок: 15.05.2015г. Исполнитель: ОАУ «ЦОТ».
Оформление отчета
11. Составление отчета о СОУТ. Срок: 01.06.2015г. Исполнитель: ОАУ «ЦОТ».
Комиссия по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) на предприятии - это структура, формируемая из числа его работников.
Возглавляет ее руководитель организации, либо иное ее высокопоставленное лицо, также эта группа непременно должна включать в свой состав специалиста по охране труда в данной компании, а при его отсутствии он должен быть привлечен извне.
Кроме того, данная комиссия включает представителя трудового коллектива (от профсоюзного органа или иной представительской структуры) и руководителей отдельных подразделений предприятия.
Эта комиссия определяет порядок исследования в ходе СОУТ и устанавливает, какие по ее итогам должны быть проведены мероприятия в данной компании.
Что такое система оценки условий труда
Система оценки условий труда, проведение которой регламентировано в Федеральном законе № 426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда» , предполагает, что предприятие создает особую комиссию из числа своих сотрудников с соответствующей целью. Эта комиссия определяет порядок проведения исследования определенных рабочих мест на предприятии с целью оценить, как пребывание на них влияет на здоровье кадров . Также данная структура производит сбор исходных данных и их анализ, она осуществляет опрос сотрудников. Предварительно ее участников распределяют по направлениям ее работы, назначая ответственных лиц по каждому из них.
Следует иметь в виду, что нерационально изучать абсолютно все рабочие места, поскольку это займет слишком много времени, кроме того многие рабочие места, расположенные поблизости, подвергаются одним и тем же воздействующим факторам, поэтому результаты анализа для них будут аналогичными.
В результате принято, что исследуются примерно 20 процентов всех рабочих мес т, в то же время минимальное количество их не может быть менее двух. Полученные итоги распространяются на все существующие места.
Таким образом, комиссия предприятия определяет, какие конкретно рабочие места будут исследоваться. При этом сотрудники, к которым они относятся, должны быть загодя об этом предупреждены. Непосредственно перед мероприятием они производит подготовку к анализу.
После того, как комиссия определила потребности компании в исследовании рабочих мест, привлекают профессиональную компанию , которая производит СОУТ. Она формирует уже свою группу специалистов.
Прибыв на предприятие в назначенное время, эта группа экспертов производит исследование рабочих мест, на которых трудятся заранее определенные лица из числа кадров предприятия, анализируя условия их труда. Задача комиссии - установить наличие опасных или вредоносных факторов производства, а также выявить степень, в которой они оказывают воздействие на сотрудников при их нахождении на рабочих местах. Также требуется вычислить, насколько показатели, характеризующие эти факторы, отклоняются от допустимых значений. Помимо этого устанавливается, насколько действенными являются средства защиты (как индивидуального, так и коллективного применения), которыми оборудованы такие зоны. В итоге эти специалисты выносят свое решение по поводу различных рабочих мест.
На работодателе в ходе проведения СОУТ лежит обязанность создать условия, чтобы эти сторонние специалисты могли изучить рабочие места, предоставив этой группе полный доступ к ним и снабдив ее всей требуемой документацией. Со своей стороны комиссия от предприятия отслеживает действия этих экспертов, осуществляя за ними наблюдение.
Сформулированное по итогам работы сторонней группы заключение поступает к комиссии предприятия, которая его утверждает, в том числе в части, относящейся к наличию либо отсутствию угрожающих факторов и их классу. Также она принимает решение относительно сохранения или изменения класса опасности для различных рабочих зон.
В дальнейшем, комиссия предприятия определяет, каким будет последующее использование результатов деятельности экспертной группы. В частности, она устанавливает, какие мероприятия по охране труда будут в последующий период проводиться на данном предприятии. При наличии у сотрудников компании предложений, они могут подать их в данную комиссию.
Таким образом, система оценки условий труда предполагает взаимодействие сразу двух комиссий. Одна из них формируется самой компанией и состоит из неспециалистов, за исключением специалиста по охране труда, который должен в ней присутствовать обязательно.
Вторая включает сотрудников сторонней организации, привлекаемых по договору. Собственная комиссия определяет порядок проведения исследования, наблюдает за ним и принимает результаты. Сторонняя комиссия выполняет непосредственную исследовательскую работу.
Эксперты обычно относятся к аккредитованной организации , их приглашают в помещения компании, дают доступ к рабочим местам и они непосредственно осуществляют все необходимые исследования.
Состав комиссии по специальной оценке условий труда формируется приказом (либо распоряжением) руководителя соответствующей компании.
Возглавляет всю группу во многих случаях руководитель предприятия, а именно его генеральный директор или же иное соответствующее лицо. Помимо этого такая функция может быть поручена другому высокопоставленному сотруднику (к примеру, заместителю гендиректора).
В состав такой группы прежде всего включается специалист компании по охране труда. Такое требование присутствует, в частности, в Трудовом кодексе . Наличие такого сотрудника, который прошел обучение по соответствующей дисциплине, является обязательным. При его отсутствии считается, что комиссия проходила с нарушениями и результаты ее анализа не признаются.
Если на момент образования комиссии подобного лица в данной организации нет, то привлекают специалиста по охране извне. К примеру существует возможность пригласить в эту группу представителя образовательного центра, в котором проводится такое обучение.
Эти правила особенно актуальны для малого предприятия, то есть такого, в котором общее количество персонала менее 50 человек . В подобных компаниях штатная должность специалиста по охране труда обычно отсутствует. В них можно вместо него пригласить в данную группу работника, которому поручено заниматься охраной труда, но имеет смысл привлечь именно стороннего специалиста, заключив с ним гражданско-правовое соглашение.
Также в нее входят представители трудового коллектива. При наличии в компании первичной организации профсоюза и сформированного ее участниками выборного органа, в комиссию входит представитель именно от этого выборного органа. Если же на предприятии предусмотрен иной представительный орган, то в состав комиссии по СОУТ входит участник именно от него.
Помимо этого, в такую комиссию включаются лица, которые возглавляют структурные подразделения организации. Также в ней присутствуют работники отдела персонала и медицинские сотрудники при наличии их в компании.
В совокупности число участников комиссии должно быть нечетным, чтобы им легче было принять решение в ходе голосования.
Дополнительно о комиссии по проведению специальной оценки условий труда — смотрите в видео:
Состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Федорова М.В. |
заведующий учреждением (председатель комиссии) |
|
Миловзорова Е.Л. |
Старший воспитатель (заместитель председателя комиссии) |
|
Арсеньева Т.Н. |
воспитатель |
|
Ныркова Е.Л. |
Воспитатель филиала на ст. Кабожа |
|
Савина В.В. |
Заведующая хозяйством (секретарь комиссии) |
|
Козлова Н.В. |
Заведующая хозяйством филиала на ст. Кабожа |
|
Чудакова Н.А. |
Председатель СТК |
Приложение 8
УТВЕРЖДЕН приказом заведующего от ___.___.2014 №____ |
Порядок деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда
1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность комиссии по проведению специальной оценки условий труда в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад» с. Левоча (далее соответственно комиссия, учреждение).
2. Комиссия осуществляет следующие функции:
1) готовит и утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;
2) выбирает организацию, соответствующую требованиям статьи 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»;
3) готовит проект гражданско-правового договора, указанного в части 2 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», для подписания;
4) представляет заведующему учреждением проект графика проведения специальной оценки условий труда для утверждения;
5) обеспечивает доступ экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, к рабочим местам;
6) утверждает результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществленной экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда;
7) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, осуществляет признание условий труда на данном рабочем месте допустимыми;
8) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»;
9) формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;
10) рассматривает отчет о проведении специальной оценки условий труда, который затем подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии;
3. Дата, время и место проведения очередного заседания комиссии определяются председателем (заместителем председателя). По его решению на заседании комиссии могут присутствовать заинтересованные лица.
4. Секретарь комиссии заблаговременно, но не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения заседания комиссии, в письменной форме информирует членов комиссии о дате, времени и месте проведения заседания комиссии.
5. Заседание комиссии проводит председатель комиссии, а при его отсутствии – заместитель председателя комиссии.
6. Решения комиссии принимаются в порядке, установленном статьей 181.2. Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные решения принимаются открытым голосованием, если законодательством не установлено иное.
7. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету о проведении специальной оценки условий труда.