Наталья Кононец
Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста .
Тема : «Укрась квадрат листьями»
Цели : - закрепление учения оформлять по образцу декоративную композицию из листьев на квадрате, заполняя углы и середину;
Развитие цветового восприятия, упражнение в работе кистью и красками;
Воспитание самостоятельности и аккуратности.
Материалы и оборудование : образцы салфеток с узорами, фартуки, схема выполнения узора на квадрате, доска, кисти, краски, баночки с водой, квадраты, салфетки.
Словарная работа : «элементы узора» , «декоративный » .
Предварительная работа : рассматривание цветов, народных орнаментов, платков, оформленных цветами и листьями.
Ход занятия.
Направление коррекционная работа
Создание положительного эмоционального настроя 1. Орг. момент
1.1. Психогимнастика «Я – листочек»
1.2. Введение в тему.
Рассматривание образцов.
Развитие внимания, мыслительной деятельности, восприятия формы - Дети, посмотрите, что это лежит на столе?
Какой формы салфетки?
Чем украшены салфетки?
Для чего украшают салфетки?
Из каких элементов состоит узор?
Кто заметил одинаковые элементы узора?
Какого цвета элементы узора и фон салфетки?
Совпадают ли они?
Обратите внимание на то, что такие цветы и листья называются декоративными , а дети часто называют их сказочными.
Развитие пространственных представлений - А теперь давайте посмотрим, как составлены узоры из листьев и цветов (в середине квадрата крупный цветок, углы украшены листьями) .
А вы хотите украсить салфетки красивыми узорами.
Развитие цветового восприятия Дидактическая игра «Выложи узор на квадрате» .
На столах листья квадраты. Все они разного цвета. Вам нужно не только выложить узор, но и подобрать элементы узора к фону квадрата.
С чего начнем выкладывать узор? (С середины)
Чем дополним наш узор? (Украсим углы) .
Молодцы, вы все справились с заданием. А теперь давайте превратимся в художников и раскрасим салфетки красивым узором. Надевайте фартуки и садитесь за стол.
Развитие памяти и внимания 2. Практическая часть.
2.1. Сегодня мы будем украшать наши салфетки красивым узором. А теперь посмотрите на доску и запомните последовательность выполнения работы
Сначала обозначим середину квадрата точкой это будет середина нашего цветка
Украсим углы салфетки листьями.
Для этого приемом примакивания нарисуем листья.
Развитие мелкой моторики 2.2. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Контроль за соблюдением последовательности выполнения работы, за техникой выполнения узора 2.3. Самостоятельная работа детей .
2.4. Физминутка «Мы, листочки осенние.»
Оценочная деятельность 3. Итог занятия
Выставка и анализ детских работ
Выберите несколько лучших работ и объясните, почему их можно считать лучшими.
Общая оценка всех детских рисунков.
Публикации по теме:
Конспект для детей старшего дошкольного возраста по рисованию «Зимушка зима» Задачи: - обогащать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; - учить работать с нетрадиционными техниками (обсыпание.
Конспект НОД по рисованию «По мотивам городецкой росписи» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Закрепить знания о различных элементах: розане, купавке, трилистнике, листьях.
Конспект НОД по рисованию «По мотивам хохломской росписи» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Познакомить детей с особенностями хохломской росписи, с травным орнаментом хохломы, с последовательностью его выполнения. Формировать.
Программное содержание: Образовательные задачи: - Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским) мотивам. Использовать.
Конспект занятия по декоративному рисованию для детей с нарушением слуха 2-3 года обучения на тему: «Славянские узоры на рубашке». Программное.
Конспект занятия по декоративному рисованию «Уточка Марфуточка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ Тема: «УТОЧКА МАРФУТОЧКА» (по мотивам дымковской игрушки) СРЕДНЯЯ ГРУППА МОСКВА 2008год.
Конспект занятия по декоративному рисованию «Украшение одежды и обуви хантыйским узором» автор Л. В. РосляковаТема: «Украшение одежды и обуви хантыйским узором»Декоративное рисование подготовительная группаПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
По ИЗО деятельности
Конспект занятия по декоративному
рисованию для детей старшей группы
Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей в группу:
К нам сюда скорее просим.
Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте,
Всех вас ярмарка зовёт!
Ярмарка! Ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку придёт.
Что захочет – всё найдёт!
Эй, добры молодцы и красны девицы! Купите у коробейника дымковскую ложку. Ну, не хотите ложку, так хоть купите городецкую матрёшку.
Дети: Нет! Мы пришли за городецкой посудой.
Воспитатель-коробейник: Ну, посуды у меня много. Выбирайте! (Предлагает детям посуду любой росписи, только не городецкой. Дети не берут)
Воспитатель-коробейник: Объясните тогда, что же это за посуда и чем она отличается от всей остальной, что у меня.
Дети объясняют признаки городецкой росписи, называют её элементы.
Воспитатель-коробейник: Много у меня посуды, а вот такой диковинной нет. Не поможете ли вы мне её добыть?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем коробейнику и распишем посуду городецкой росписью. Выбирайте, что захотите. (Дети выбирают заранее приготовленные заготовки, садятся и рисуют. Звучит песня «Ярмарка»
Воспитатель-коробейник: Ах, какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».
А ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.
Дети расхваливают свои работы и «продают» их.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по декоративному рисованию.
Тема: «Веселая Дымка»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познание», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.
1. Цель: учить детей расписывать шаблоны дымковских игрушек.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, пополнять знания об истории и технике их создания;
Развивающая: развивать моторику рук; предложить детям украшать заранее приготовленные фигуры из соленого теста по мотивам дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;
Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, интерес к изучению народного ремесла
2. Оборудование и материалы: образец дымковской игрушки, бумажные силуэты, плакаты с изображением элементов дымковской росписи, краски гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, фигуры дымковских игрушек, медиаресурсы (презентация, русская народная музыка).
3. Методы и приемы :
1) Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
2) Показ и объяснение воспитателя.
3) Наблюдение за работой детей.
4) Анализ работ воспитателем и детьми.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, игрушек с дымковской росписью, изготовление фигур барынь из соленого теста, разучивание стихотворений о дымковской игрушке, изготовление костюма дымковской барыни, приготовление презентации.
Содержание организованной образовательной деятельности.
I Вводная часть.
1.Организационный момент.
Коммуникативная игра приветствие.
«Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Становись скорее в круг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
2.Введение игрового момента.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на наш маленький музей дымковской игрушки, а вы хотели бы сделать его разнообразнее, красивее, ярче? Я хочу предложить вам путешествие в город мастеров, а в какой именно, вы догадайтесь сами, послушав стихотворение:
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымкове слава,
Заслужив на это право.
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду.
II Основная часть.
1. Введение в тему.
О каких игрушках идет речь в этих стихах?
Дети:
О дымковской игрушке.
Воспитатель:
Правильно! Эти замечательные строки народ сложил о дымковских игрушках. А что мы с вами знаем о них? (Дети отвечают, рассказывают об известных фигурах и узорах) . Какие фигуры есть среди дымковских игрушек? (Ответы детей) Предлагаю вам посмотреть на изображения дымковских игрушек (Воспитатель предлагает обратить внимание на проецируемые на стене картинки с изображением игрушек, звучит музыка). Приглашаю вас в город мастеров дымковской игрушки. Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называют дымковскими? А хотели бы узнать? (отвечают)
Предлагаю совершить путешествие в родные места дымковских игрушек. Для этого закроем глазки и скажем волшебные слова:
Встать, на месте покружиться,
На берегу Вятки очутиться!
Открываем глазки. А называют Дымковскую игрушку ее так по месту происхождения. С берега реки Вятки, где сейчас расположен город Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом там часто стояли туманы. Слобода была будто покрыта дымкой. Так и назвали ее - Дымково. Отсюда и игрушки, которые там мастерили, назвали дымковскими.
Процесс изготовления игрушки долгий и кропотливый. Он состоит из нескольких этапов:
Готовили специальную белую глину, лепили из нее силуэт,
Сушили изделие,
Обжигали в печи,
Только потом расписывали красками.
Ребята, какие существуют элементы узоров дымковской росписи?
Дети перечисляют:
Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. (При необходимости воспитатель дополняет).
А как вы думаете, какое сейчас в Кирове время года? (зима). А значит, холодно? А чтобы нам не замерзнуть, предлагаю вам немножко подвигаться!
Воспитатель:
Воспитатель: - Молодцы! Ребята! Смотрите, это же настоящая мастерская!
2.Физминутка: «Вот помощники мои».
Предлагаю перед работой сделать физминутку.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг по шире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
3.Показ и объяснение выполнения работы.
Воспитатель: - Сейчас давайте в воздухе нарисуем элементы узоров дымковский росписи: круг, прямую и волнистую линию, квадрат, ромб и точку. (Дети выполняют задание стоя в кругу.) Молодцы. Вы хотели бы побыть мастерами по изготовлению игрушек города Кирова? Тогда я вам предлагаю выбрать ту фигуру, которая вам больше нравиться и приступить к работе.
Дети выбирают понравившуюся фигуру дымковской игрушки. Звучит русская народная музыка. В процессе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощи. Расписные барыни ставятся рядом с фабричным образцом, получается выставка «Дымковская игрушка».
4.Самостоятельная работа детей.
Дети самостоятельно выполняют рисунки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
III Заключительная часть.
1.Анализ детских работ
Воспитатель :
Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная яркая выставка. Что, хороша Дымка?!
Дети:
- Да!
Вот вам барыни, а вот и кавалеры!
У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки!
Хоть весь мир вы обойдете,
Лучше барынь не найдете!
Наши руки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы не только выучили стихотворения о Дымковских игрушках, но и научились их расписывать. А сейчас мастерская закрывается, и наша экскурсия подходит к концу. Давайте весело попрощаемся с нашими гостями:
Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям!
До свидания!
Татьяна Полякова
Название ООД: «Городецкие узоры»
Цель:
Создавать условия для формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, приобщать детей к духовно – нравственной культуре своего народа.
Программные задачи:
Обучающие:
1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на доске из картона.
2. Закрепить умение рисовать, соблюдая характерные цветосочетания городецкой росписи.
3. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.
Развивающие:
1. Развивать чувство композиции, умение красиво разложить узор в заданной форме.
2. Развивать творческие способности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Воспитывающие:
1. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.
2. Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, уважение к народным мастерам.
Материал и оборудование:
1. Образцы предметов с разной композицией узоров;
2. Книга – альбом «Городецкая роспись»;
3. Заготовки досок, гуашевые краски, кисти № 2, № 6, палитра, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.
4. Записи MP3 русской народной музыки.
Предварительная работа:
1. Знакомство с историей возникновения Городецкого промысла; особенностями изготовления изделий из дерева, их назначением, украшением, цветосочетаниями.
2. Рассматривание иллюстраций изделий декоративно – прикладного искусства.
3. Экскурсия на кухню, знакомство с трудом поваров, просьба поваров украсить им доски.
4. Словарная работа: розан, купавка, бутон, оживка, гирлянда.
(в группе размещены иллюстрации, изображающие предметы городецких мастеров)
Дети стоят на ковре полукругом и приветствуют гостей:
1 ребёнок: Здравствуйте, гости, большой всем салют!
2 ребёнок: Сколько же глаз мы увидели тут!
3 ребёнок: Вас приглашаем наш сад посетить,
Все вместе: И чаще к нам в гости сюда приходить!
Воспитатель: Мир вам гости дорогие!
Вы явились в добрый час –
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас!
Ребята, мы с вами часто бываем на экскурсиях внутри детского сада и на одной из таких экскурсий к нам обратились сотрудники с просьбой. Напомните, ребята, кто же это был и о чём нас просили. (дети вспоминают, что они были на кухне и повара узнали, что дети хорошо умеют рисовать и попросили украсить им доски)

Воспитатель:
Ну что же, ребята, давайте выполним просьбу наших поваров и порадуем их!
Воспитатель обращает внимание детей на заготовки досок.
А какими же узорами мы будем расписывать доски? (Узорами городецкой росписи)
Ребёнок читает стихотворение (обращая внимание детей на иллюстрации):
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Воспитатель: Ах, Россия, ты Россия
Славы не убавилось,
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась!
Воспитатель:
А теперь, давайте подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая игра
Чтоб красиво рисовать
Надо с пальцами играть
Вот – большой, вот этот – средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик-малышок.
У-у-у указательный забыли
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже,
Ушки зайки не забудем,
Пальчиком водить мы будем.
Чтоб красиво рисовать,
Надо с пальцами играть.
Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю вас пройти в мастерскую.
Самостоятельная работа детей за столами (звучит русская народная музыка).

В процессе работы над первым этапом «Подмалёвка», воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Поощряет детей:
Кто рисует Городец
Ах, какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты!
Разминка:
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики!
Пополам согните,
В кулачок сожмите!
Раскройте ладошки,
Встряхните немножко!
Чтоб красиво рисовать,
Надо ручкам отдыхать!
Держим кисточку вот так,
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо, влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть
Закружилась как волчок
За тычком идет тычок.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Взяли кисточки опять.
Постучали, повертели
И работать захотели!

Воспитатель: Отдохнули мы чудесно и пора нам сесть на место.
(Во время разминки детей помощник воспитателя меняет детям воду на столах).

Дети продолжают расписывать городецкой росписью доски:
Второй этап: «Тенёвка».
Третий этап: «Оживка».
Воспитатель, наблюдая за творчеством детей, поощряет их:
Если взглянешь на дощечки,
То увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
И розаны, и купавки
Хороши как никогда!
Готовые работы выставляются на магнитную доску, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы: высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа. (Воспитатель интересуется, как дети получили голубой и розовые цвета).
Воспитатель: Была доска некрашеной,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной
И празднично нарядной!
1 Ребёнок: Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё из Городца.
2 Ребёнок: А вот доски резные
Края расписные
Купавки, розаны
Все без изъяна
Цветы – загляденье
Всем на удивленье!
Воспитатель:
– Добрый конец – делу венец. Молодцы ребята, все славно потрудились - помогли украсить доски для поваров. Они вам будут очень благодарны.

Публикации по теме:
Просмотрев публикацию Ирины Сафаровой «Дидактическая игра «Укрась посуду». Городецкая роспись», решила показать и свою игру, сделанную по.
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Цирк» Тема:«Знакомство с тёплыми тонами, во время циркового представления». Программные задачи: Дать понятие о тёплых тонах. Учить составлять.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Поднос». Роспись подноса "жостовским" узором. Задачи. Изобразительные - формирование умения накладывать цвет на цвет, выбирать яркие праздничные.
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми старшей группы Тема: «Городецкие узоры» Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми старшей группы Тема: «Городецкие узоры» Выполнила воспитатель.
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись жостовского подноса» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова. 2. Учить различать оттенки настроения.
Конспект занятия по декоративному рисованию в
подготовительной группе МДОУ «Родничок»
Воспитатель ИЗО I категории
«Композиция в уральской росписи»
Программное содержание:
1. Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.
2. Продолжать развивать у детей навыки составления узора.
3. Упражнять детей в известных приемах росписи красками («оживки»).
Обогащение словаря: схема, композиция.
Материалы и пособия:
v Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.
v Фоновые карты.
v Круглые кисти №2.
v Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, панно и др.).
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моем столе появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает схемы, показывает их детям.) Какие-то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривает схемы, сопоставляет их. Находит сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)
Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и вот на этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)
Вы правильно подметили: цветы в росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны . Этот рисунок называется схемой росписи, т. е. рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и располагаются другие элементы росписи.
У каждого узора элементы по-разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по-другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).
Давайте поиграем: кто быстрее найдет к этой схеме одинаковые по расположению элементы росписи (воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией).
Молодцы, такая роспись на круглом панно.
https://pandia.ru/text/78/627/images/image006_16.jpg" alt="scan0004" align="left" width="349" height="475">А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе» или «Куст»).
Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем они похожи?
Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определенном порядке (по кругу, в виде куста) называется композицией . Такое слово используют художники.
А сейчас немножко отдохнем.
Физкульминутка «Алые цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки…
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…
Наши алые цветки закрывают лепестки…
Головой качают, тихо засыпают…
(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол).
https://pandia.ru/text/78/627/images/image008_6.gif" width="192" height="187">Ребята, у вас на столах есть фоновые карты-листы и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов).