Оптимальная организация перемещения материальных и информационных потоков – это неотъемлемая часть работы любого крупного предприятия. Правильно настроенные логистические процессы позволяют сэкономить ресурсы компании, а также оптимизировать складские запасы. В этой статье мы рассмотрим что такое логистика и её виды, а также кто такой логист и чем он занимается на предприятии.

Некоторые особенности

Многие причисляют логистику к математическим наукам. Нельзя не согласиться с этим утверждением, т.к. это наука, большей частью которой являются расчеты вне зависимости от сферы ее применения. Современные высшие учебные заведения готовят специалистов как широкой, так и узкой направленности, а сама логистика стала настоящим секретом успешного бизнеса, т.к. с ее помощью можно сэкономить на материалах, времени и информации.

Логистика – это рациональное продвижение товара или услуги от поставщика до потребителя, включая планирование, управление и контроль процесса.

Цель — повышение эффективности компании, а также повышение ее конкурентоспособности. Задачами являются:

  • улучшение управления товарами и услугами;
  • создание и повышение эффективности системы управления материальными и информационными ценностями;
  • повышение качества продукции.

Видео — что такое логистика транспорта и почему она важна:

Логистика имеет несколько направлений, основными из которых являются закупочная, производственная, маркетинговая и распределительная логистики. С каждым из этих направлений напрямую взаимодействует транспортная и информационная логистики.

Организация логистики на предприятии

Следует отметить, что работа отдела логистики будет эффективна только тогда, когда руководитель компании мыслит стратегически.

С понятием логистической системы тесно связано понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь – это канал поставок, включая поставщика, склад, перевозчика, дилера (и/или дистрибьютора), продавца, покупателя.

В зависимости от товара, величины компании и прочих параметров звенья логистической цепи варьируются. Так, самой короткой цепью бывает цепь «Производитель – покупатель», однако, такое встречается крайне редко. Обычно в цепочку включены перекупщики, склады и перевозки.

Как строится и что включает в себя логистика на предприятии:

  1. Создание службы логистики. Важно понимать, то налаженная логистика значительно экономит бюджет предприятия и повышает качество сервиса. На первом этапе компания определяется с приемлемой технологией логистики.
  2. Мероприятия по достижению поставленных задач. Чтобы достичь задачи компании (сокращение расходов и повышение качества товара или услуги) предприятие после создания логистической службы должно комплексно подойти к вопросу отлаженности ее функционирования. Если это необходимо, ставятся новые задачи, либо прежние разбиваются на подзадачи. Важно провести хотя бы небольшой анализ маркетинговой среды компании (пройтись по конкурентам, окружающей среде и проч.). Также на этом этапе исключаются возможные угрозы.
  3. Мероприятия по совершенствованию и расстановке приоритетов. Создание инфраструктуры логистики в компании еще не означает, что все будет идеально отлажено с самого начала. Необходимо проводить ревизию каналов распространения товара, если требуется увеличить их пропускную способность, расставить приоритеты. Также на этом этапе исправляются крупные ошибки логистической цепочки.
  4. Совершенствование рабочего состава. Никогда не поздно проревизировать работу менеджеров и идентифицировать проблемы. На этом этапе консолидируются полномочия, власть и влияние.

Кто такой логист и чем он занимается

Логист – это человек, который, грубо говоря, организует доставку из одного пункта в другой. Если вам кажется, что в этом нет ничего сложного, вы глубоко ошибаетесь: логист должен учесть множество факторов и выбрать оптимальный вариант перевозки продукции или доставки услуги.

Логисты существовали еще во времена Византийской империи и занимались тем, что разрабатывали план перемещения армии. Разработка оптимального плана действий – вот чем занимается логист.

Должность логиста востребована, в первую очередь, в компаниях, которые занимаются перевозками. Более того, логист нужен любому предприятию (например, агрофирме), т.к. продукцию необходимо каким-то образом доставлять до конечного потребителя.

В обязанности логиста входит:

  • организация и координирование перевозок;
  • составление маршрута;
  • управление складом;
  • работа в 1С;
  • прием и контроль автомобильного транспорта, координация работы водителей;
  • оптимизация затрат;
  • формирование разного типа отчетов.

Видео — поможет на примере понять кто такой логист и чем он занимается:

Виды логистики

Логистику можно рассмотреть с точки зрения ее функционала, масштаба и типа затрагиваемых ресурсов.

Остановимся подробнее на первой классификации. Логистика по своему функционалу делится на следующие виды:

  • Закупочная . В ведении этого вида находится поиск и оценка поставщиков, выбор условий доставки, установление выгодных отношений с партнерами.
  • Производственная . Вид логистики, которая работает внутри предприятия. Отвечает за распределение материальных ресурсов.
  • Сбытовая . Управление уже готовым продуктом или услугой. В этот вид частично водит маркетинг (например, управление внешним видом товара).
  • Складская . Эффективное управление операциями на складе, выбор складов.
  • Транспортная . Выбор метода транспортировки, транспортного средства, маршрута и проч.
  • Таможенная . Перевозка груза через границу, работа с импортом и экспортом, работа с финансовой документацией.
  • Финансовая . Отвечает за оптимизация финансов на предприятии.
  • Туристическая . Организация маршрутов, работа с авиакомпаниями, отелями и проч.
  • Комплексная . Управляет всем выше названным.

Конечно, существует и другие виды логистики. Например, информационная — которая отвечает за эффективное распространение информации. Логистика – это неотъемлемая часть эффективности организации. Если компания выросла до определенного масштаба и ей требуется оптимизация, то без внедрения определенных логистических принципов не обойтись.

Вы узнаете что такое логистика, зачем она нужна и какие виды логистики существуют, а также как выбрать компанию по оказанию услуг логистики начинающему бизнесмену

Добрый день, с вами Эдуард Стембольский. У меня за плечами несколько лет работы в качестве экономиста в крупных отечественных корпорациях. Логистика – сфера, с которой я знаком не понаслышке.

Грамотный подход к логистике позволит вам оптимизировать процесс управления оборотными средствами и запасами, снизить себестоимость конечной продукции, повысить способность реагировать на запросы, выдвигаемые рынком, и, в итоге, сделать ваш бизнес более эффективным.

Также в конце статьи я поделюсь 7-ю практическими советами по выбору логистической компании. Поэтому обязательно дочитайте данную статью до конца!

1. Что такое логистика простыми словами - даем определение

В наиболее универсальном формате логистика представляет собой процесс планирования и организации прохождения потока материальных ценностей, услуг и информации от мест их возникновения к местам их потребления с целью обеспечения работы предприятия.

Подобное всеобъемлющее определение требует некоторых уточнений.

Современная логистика с точки зрения структуры включает в себя два масштабных процесса:

  1. Формирование параметров взаимоотношений вашего бизнеса с поставщиками ресурсов и управление перемещением ресурсов в процессе создания продукции.
  2. Построение механизма поступления создаваемой вашим предприятием продукции к ее потребителям.

Логистический процесс многогранен.

На практике он содержит:

  • договоры с поставщиками;
  • политику управления запасами;
  • организацию перевозки грузов;
  • взаимодействие с таможенными органами;
  • анализ потребностей рынка;
  • особенности заключения договоров с покупателями и многое другое.

Отдельные этапы логистического процесса могут оптимизироваться по-разному в соответствии с принятой общей логистической моделью. Некоторые функции находятся на «пограничье» логистики и маркетинга. Однако их конечная цель одна – повышение эффективности бизнеса.

Именно сложность самого процесса транспортировки грузов обусловила то, что подобная деятельность выделилась в отдельное направление.

Поэтому в современном мире фирмы очень часто прибегают к услугам логистических компаний, а обучение логистике и управлению цепями поставок - особая сфера знания.

Исторически логистика появилась рано. Еще в период аграрного общества она тесно переплеталась с международной торговлей предметами роскоши (логистическая структура караванов Великого шелкового пути или торговых флотилий финикийцев была довольно сложна) и военным ремеслом (первые трактаты о военной логистике возникли еще до нашей эры).

Все изменилось с выходом промышленности на новый уровень современных экономических отношений и роль логистики увеличилась.

Теперь, что такое логистика знают на каждом предприятии.

Факт

Общие логистические затраты – крупная статья в структуре себестоимости промышленной продукции. Здесь логистика опережает расходы на заработную плату и уступает лишь материальным издержкам.

2. Особенности и ключевые проблемы логистики в России

Состояние логистики в России далеко не идеальное. К сожалению, такое положение наблюдалось и в прошлом. Известное изречение про то, что одна из двух главных отечественных бед – плохие дороги родилось не вчера.

Доля транспортных расходов в нашей стране в структуре ВВП достигает 20%, что существенно превышает среднемировые показатели (справедливости ради надо отметить: отчасти это обусловлено тем, что РФ является одним из крупнейших поставщиков нефти, а также существенными размерами нашей страны).

Среди проблем логистики в России стоит выделить:

  • неразвитость логистической инфраструктуры, что, по мнению экспертов, лимитирует рост российской экономики на уровне 3-4% в год (при прочих оптимальных условиях);
  • высокие затраты на услуги складов, хранение, разгрузку и погрузку;
  • нестабильность рынков и низкое качество планов по сбыту;
  • ограниченность численности поставщиков по ряду позиций;
  • непрозрачность большого перечня затрат;
  • низкое качество исполнения контрактов;
  • тяжелые климатические условия во многих регионах;
  • кадровый дефицит и неудачные модели управления логистикой.

Пример из практики

Мелкие нарушения контрактов на поставку в России практически невозможно оспорить в судебном порядке. В условиях отечественной правовой системы размер сумм к взысканию не оправдает затраченных усилий.

В случае проблемных ситуаций с предприятиями-естественными монополиями (РЖД, поставщики электроэнергии) тяжбы абсолютно бесперспективны.

В условиях кризиса большинство логистических систем начинают сжиматься. Это может привести к тому, что ряд отраслей отечественной экономики потеряют приемлемый уровень рентабельности.

Обратная сторона ситуации – открывающиеся возможности для логистических компаний. При грамотной организации подобного бизнеса есть возможность проникновения в рыночные ниши с чрезвычайно низким уровнем конкуренции.

3. Теоретические аспекты логистики: предмет, цели, задачи и логистические модели

Предмет логистики как науки – состояние ресурсов в некоторой системе (как -микро так и макроуровня) и управление их потоками.

Цель логистики – повышение экономической эффективности системы путем оптимизации логистического процесса.

Основные задачи, решаемые логистикой:

  • управление движением товаров,
  • контроль над потоками материальных ценностей, услуг и информации путем создания развитой системы,
  • анализ востребованности материалов и товаров, прогноз данных показателей.

Логистика исследует ряд объектов :

  1. Логистическая операция – действие по трансформации материального потока или потока услуг.
  2. Логистическая система – набор принципов планирования и реализации всей совокупности логистических операций. Современные логистические системы являются адаптивными и используют обратную связь со своим окружением. Выделяют логистические системы, функционирующие на основе прямых связей (потоки напрямую протянуты от производителей к потребителям) и эшелонированные (многоуровневые системы, в которые включен как минимум один посредник).
  3. Логистическая функция – набор действий, преследующих общую цель, соответствующую этапу логистического процесса. Среди логистических функций выделяют: транспортировку, складирование, закупку, формирование запасов.
  4. Материальный поток – физическая продукция, проходящая логистическую процедуру. Материальный поток измеряется количественными показателями (объем, масса), представленными во времени.
  5. Логистические издержки – затраты на обеспечение процесса логистики. При ведении бухгалтерского учета могут частично включаться в себестоимость продукции, а частично являться расходами на сбыт.

На практике построение логистической системы предполагает поиск баланса «интересов производства» и «оптимизации ликвидности».

Система «работы с колес» (одна из крайних точек упомянутой выше дуальной модели) хороша с позиции активизации использования оборотного капитала. В таком случае отсутствуют средства, омертвленные в запасах сырья или готовой продукции, минимизированы складские расходы.

Обратная сторона – высокий риск простоев производства или нарушения условий контрактов, заключенных с контрагентами. Система становится крайне хрупкой.

Факт

Промышленные предприятия Российской Федерации вынуждены формировать запасы, превышающие аналогичный показатель в ЕС и США на 18%.

Сравнение с Японией демонстрирует, что объем запасов в этой стране ниже российского на 64%. Причина такой ситуации – низкое качество отечественной логистической системы.

Ниже я привожу сравнительную таблицу эффективности логистической системы в зависимости от объемов имеющихся запасов:

Показатель Большое объем запасов Малый объем запасов
1 Расходы на логистику Высокие (-) Низкие (+)
2 Эффективность использования оборотного капитала Низкая (-) Высокая (+)
3 Риск нарушения контрактных обязательств Низкий (+) Высокий (-)
4 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по объему Высокая (+) Низкая (-)
5 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по ассортименту Низкая (-) Высокая (+)
6 Сложность управления логистической системой Низкая (+) Высокая (-)

4. Основные виды логистики - ТОП-7 популярных видов

С целью упрощения механизма управления логистической системой логистический процесс разбивается на ряд составляющих. На базе этого выделяют отдельные виды логистики.

Вид 1. Производственная логистика

Материальный поток, проходя через предприятие, участвует в ряде производственных операций и трансформируется. Управление им на этой фазе осуществляется на базе производственной логистики. Ее цель – оптимизация затрат на этапе технологических процессов.

Производственная логистика решает ряд задач:

  • планирование производства на базе оценки потребностей покупателей;
  • формирование планов-графиков для отдельных производственных подразделений;
  • согласование планов-графиков с отделами снабжения и сбыта;
  • оперативное управление производством, контроль над выполнением заданий и их корректировка.

Вид 2. Закупочная логистика

Управление материальным потоком при организации обеспечения предприятия комплектующими, сырьем и материалами – это задача закупочной логистики (логистики снабжения). Фаза снабжения включает в себя: закупку, доставку, временное хранение ресурсов до их передачи в производство.

Важность закупочной логистики обусловлена двумя факторами :

  1. Некачественная организация данного процесса приводит к простоям производства. Закупки должны координироваться с производством по ассортименту, количеству, качеству, упаковке, графику поставок.
  2. На этапе снабжения формируется около 55% себестоимости , что обусловливает важность этого этапа.

Грамотная организация закупочной логистики – обязательное условие для высокой конкурентоспособности бизнеса. Этот процесс требует исследования рынка закупок. Иногда необходимо решать задачу «купить или произвести самим».

Вид 3. Логистика запасов

В ведении логистики запасов находится управление производственными запасами и товарными запасами. В рамках данного процесса вычисляется норма запасов на базе оценки ритмичности поставок, сезонных колебаний и рисков. Этот параметр должен обеспечить бесперебойное производство и реализацию продукции.

Вид 4. Транспортная логистика

Решает задачу доставки материальных ценностей в заданном объеме и в определенные сроки от точки предыдущей трансформации материального потока к точке последующей трансформации материального потока. При этом определяется оптимальный маршрут.

Вид 5. Информационная логистика

Информационная логистика – управление потоком данных, сопровождающих материальный поток. При этом выделяют внешние и внутренние по отношению к предприятию информационные потоки. Также отдельно организуются горизонтальные и вертикальные потоки.

Информационная логистика должна быть закреплена во внутреннем положении предприятия о документообороте (включая электронный). При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

Вид 6. Таможенная логистика

Таможенная логистика – процесс обеспечивающий прохождение материального потока между разными странами.

При этом приходится решать ряд задач:

  • оформление таможенной декларации и оценка груза;
  • проверка соответствия груза и декларации;
  • организация перевозки;
  • сертификация товаров при необходимости;
  • послетаможенное сопровождение материального потока;
  • контроль над соблюдением валютного законодательства.

Таможенная логистика требует учета ряда правовых нюансов, которые могут сильно влиять на возникающие обязательства перед бюджетом.

Вид 7. Складская логистика

Цель данного вида логистики – управление процедурой принятия материальных ценностей на склад их хранения и выдачи.

Также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.

5. Как правильно выбрать логистическую компанию - 7 золотых советов

Логистических компаний в России немало. Качество услуг не всегда высокое, но рынок не монополизирован, что почти всегда оставляет пространство для выбора.

Достаточно пользоваться небольшим перечнем приведенных ниже правил, чтоб сделать правильный выбор даже в малознакомом регионе.

7 золотых советов :

  1. Услугами транспортно-логистической компании стоит пользоваться почти всегда , кроме тех случаев, когда характер вашего бизнеса предполагает наличие большого автопарка. И даже в такой ситуации оцените вариант привлечения стороннего перевозчика. Дело в том, что в подобной ситуации играет роль «эффект масштаба». Тот, кто занят перевозками профессионально, делает это дешево. Логистическая компания экономит на оптовых закупках бензина, на ремонте (имеет скидки или своих мастеров).
  2. Если перевозчик не имеет собственного автопарка, то это – не перевозчик. Не имейте дело с такой компанией.
  3. Смотрите на то, какие гарантии готов предоставить потенциальный партнер. Прописаны ли в проекте контракта на доставку точное время поступления груза и транзитное время.
  4. Крайне желательно, чтобы перевозчик страховал свою ответственность за сохранность перевозимых материальных ценностей в сторонней страховой компании.
  5. Сравнивайте стоимость услуг и готовность перевозчика работать с «нестандартной» поставкой. При необходимости заключите дополнительный контракт, который гарантирует вам предоставление транспортного средства в случае возникновение экстренной потребности в перевозках (разумеется, что рассчитывать на «стандартные» тарифы в подобной ситуации не придется).
  6. Ознакомьтесь с отзывами о компании. «Мировая паутина» вам поможет.
  7. Обратите еще боле пристальное внимание на отзывы о компании, если вам предоставляются услуги таможенного брокера. Ошибки при декларировании могут иметь негативный «отложенный эффект».

6. Заключение

Итак, в этой статье я рассказал, что такое логистика и сформировали представление о многогранном логистическом процессе. Хотя само понятие, на первый взгляд относится только к распределению путей транспортировки товара, оно на самом деле более обширно.

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Данный термин широко используемый в сферах бизнеса, военного искусства, экологии и повседневной жизни.

Но если говорить просто, то логистика – это наука о минимизации затрат человеческих и материальных ресурсов за счет оптимизации всех процессов.

На практике логистику чаще всего применяют для построения маршрутов перевозок, планирования размещения складов и грамотного использования ресурсов. Поскольку другие области применения узкоспециализированны, в статье будут подробно рассмотрены именно транспортная, складская и ресурсная логистика.

Что это такое простыми словами

Перед рассмотрением конкретных примеров стоит ознакомиться с двумя «правилами», которые помогут понять что такое логистика в целом:

Транспортная логистика

Транспортная логистика – эта система , по которой перевозчики осуществляют доставку товаров. Она состоит из нескольких этапов:

  1. Составление маршрута;
  2. Подбор транспортных средств;
  3. Подбор рабочего персонала;
  4. Финансовые расчёты и организация перевозки.

Чтобы вникнуть в смысл процесса, рассмотрим организацию перевозки на практике.

Процесс перевозки

Предположим, что компания «Хороший перевозчик» получила заказ на перевозку 3 тонн щебня на расстояние 70 километров от завода до стройки. Начальник компании извещает логиста, и тот приступает к работе.

Подбор транспортного средства

Первым делом логист оценивает массу, объём и текстуру перевозимого товара. В данном случае щебень:

  1. Масса: 3 тонны. В мире перевозок это немного.
  2. Объём: 3 тонны щебня – это приблизительно 2 кубических метра, кузов среднего грузовика.
  3. Текстура: щебень сыпучий и относительно просто принимает форму сосуда, в который он насыпан. При этом он имеет свойство просыпаться.

Соответственно логист решает, что уместно использовать грузовую машину (а не цистерну или поезд) с открытым кузовом (сыпучий материал неудобно загружать и выгружать из закрытого), который должен быть закрыт плотным тентом.

На этом этапе логист также сопоставляет идеальную машину для перевозки с автопарком компании. В случае со щебнем подойдёт обычный КАМАЗ, однако если бы поступил заказ на перевоз сорока тысяч тонн метанола, то компании пришлось бы арендовать цистерны со специальной маркировкой или отказываться от работы.

Составление маршрута

Предположим, что от завода до стройки ведут две дороги: ухабистая длиной 60 километров и ровная, длиной 70. С одной стороны, если выбрать ухабистую, то сократятся расходы на топливо, с другой – если она сильно ухабистая, то щебень может рассыпаться и при конечном взвешивании будет недовес.

В этом случае логист предусмотрел плотный тент, который будет защищать груз от просыпания, поэтому он выбирает более короткую дорогу.

Подбор рабочего персонала

В этом случае понадобятся: бригада для загрузки щебня на заводе, водитель и экспедитор. Экспедитор – это человек, который везет документы и следит за тем, чтобы по дороге груз оставался в сохранности. Поскольку груз не особенно ценный, логист, скорее всего, сам выступит в роли экспедитора. Однако если бы везли, скажем, золото, то было бы нанято несколько экспедиторов из разных независимых организаций и охранная команда.

Финансовые расчёты и организация перевозки

Тут все зависит от контроля начальства и добросовестности организатора логистического процесса. Предположим, что этот конкретный логист нечист на руку. Он берёт в руки лопату сам, агитирует водителя и пару друзей, и грузит щебень своими силами. При этом в расходы он вписывает работу бригады, оставляя деньги себе. Опять же, действия могут варьироваться в зависимости от количества перевозимого груза.

Стоит отметить, что чем крупнее компания, тем сильнее разделение труда. То есть в крупной финансовой компании, или при заключении больших сделок логист будет заниматься исключительно подбором транспорта и составлением маршрутов.

Интересный факт: несмотря на значительное развитие воздушного транспорта, более 40 процентов всего перевозимого товара все ещё транспортируется по воде. Просто это значительно дешевле.

Складская логистика

Обычно люди не углубляются в термин, думая, что это понятие относится только к транспорту. На самом деле это не так. Например, человек, работающий с логистикой складов, по-простому называется товаровед. В обязанности товароведа входит:

  1. Наблюдать за наличием товаров на складе. В случае необходимости сообщать о дефиците или избытке.
  2. Следить за тем, чтобы продукция на складе имела товарный вид, не портилась, не слеживалась.
  3. Организовывать поставки и отгрузки продукции, следить за правильностью выполнения процесса.
  4. Вовремя проводить учёт.

Работа логиста склада на практическом примере

Простая ситуация: на складе есть 300 кг яблок, 300 кг груш, и 300 кг помидоров.

Разобранная ситуация упрощена и служит лишь моделью.

Сверху поступает директива:

  1. Отгружать яблоки в штатном режиме по 50 кг в день;
  2. Отгружать груши в усиленном режиме по 100 кг в день;
  3. Проверить сохранность помидоров и, в случае просрочки, избавиться от них.

Первым делом логист проверяет потенциально испорченный товар. Он обнаруживает, что 100 кг помидоров безнадёжно сгнили, а оставшиеся 200 продержатся максимум неделю.

После он отгружает груши и яблоки, делает соответствующие пометки и составляет отчётность следующего содержания:

  1. Яблок осталось 250 кг, хватит на 5 дней.
  2. Груш осталось 200 кг, хватит на 3 дня, требуется подвоз.
  3. 100 кг помидоров сгнили, еще 200 кг требуется немедленно продать.

Выглядит нехитро, но если товаров хотя бы 15, то работы реально хватает на целый день

Интересный факт: по оценкам независимых экспертов, товаровед – одна из профессий, в которых в ближайшие 20 лет компьютеры точно не заменят людей.

Ресурсная логистика

Логист, занимающийся ресурсами, обычно встречается на крупных производствах. В его обязанности входит:

  1. Составлять планы расходования материалов и производства товара;
  2. Координация работы складов;
  3. Распределение человеческих ресурсов.

Если обратиться к языку мира игр, то логист-ресурсник – это логист-складовик, но на один уровень повыше. Его рабочий день выглядит примерно следующим образом:

Рабочий процесс логиста-ресурсника

В отличие от своих коллег, которые не так далеко продвинулись по карьерной лестнице, ресурсник получает более обобщенные задания, например:

Разобранная ситуация упрощена и служит лишь моделью.

  1. К концу года увеличить выплавку металлических труб на 5 процентов;
  2. К концу года сократить штат разнорабочих на 5 процентов.

Получив такое указание, он приступает к составлению плана, а именно:

  1. Определяет количество и разновидность необходимых для увеличения производства материалов.
  2. Отправляет на склад запрос о наличии материалов;
  3. Прикидывает в каких сферах можно сократить количество рабочих;
  4. Составляет первичный отчёт и отправляет наверх.

Эта работа, как и другие в сфере логистики, требует хороших математических способностей, умения аналитически мыслить и принимать быстрые решения.

Интересно: по данным независимых исследований, логистика ресурсов входит в десятку самых стрессовых профессий.

Подводя итоги

Закончим статью подытоживанием фактов простыми словами:

  1. Логистика изучает оптимальное распределение ресурсов. Используя этот термин в обиходе, люди чаще всего имеют ввиду ее транспортную разновидность (как в старой доброй игре «Дальнобойщики»).
  2. Самые распространенные виды после транспортной: складская, ресурсная и военная.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Дистрибьютор - это тот, кто занимается дистрибуцией (продвижением) товаров (услуг) крупного производителя
Аутсорсинг - что это такое простыми словами Роялти - это аналог арендной платы в некоторых сферах бизнеса Что такое пассив и как он соотносится с активом Что такое рентабельность и как это связано с эффективностью - формула расчета рентабельности продаж Что такое ресурсы и какие они бывают Что такое офшор простыми словами Что такое выручка и чем она отличается от прибыли Что такое менеджмент - его функции и виды Дивиденды - это доля прибыли, которую выплачивают акционерам Что такое концерн

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «сайт»! Сегодня мы поговорим про логистику — что это такое простыми словами, какие задачи и цели она имеет, а также приведем советы как выбрать логистическую компанию.

В современном мире вопрос грузоперевозок является неотъемлемой частью работы любого предприятия. Грамотно организованная доставка позволяет экономить ресурсы организации при ведении коммерческой деятельности. Пожалуй, нет такой сферы, где абсолютно не нужны подобные услуги. Эти и многие другие задачи решает правильно проводимая логистическая политика .

Современные ВУЗы подготавливают узких специалистов в этой области, а сама наука логистики раскрывает секреты успешного бизнеса и учит оптимизировать потоки материалов, средств и информации.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Что такое логистика и какие у неё задачи;
  • Какие виды логистики бывают;
  • Как правильно выбирать транспортную компанию для сотрудничества;
  • О специфике российской логистики и самой профессии логиста.

Данная статья будет полезна начинающим логистам , представителям бизнеса , которые хотят оптимизировать транспортный процесс, организовать логистический контроль внутри самого предприятия (например, бизнес по системе ), а также правильно выбрать партнёра для долгосрочной и выгодной работы в области доставок и экспедирования грузов.

Хотите ознакомиться с всеми тонкостями логистической науки? Тогда читайте об этом прямо сейчас!

Про логистику — что это такое и какие функции и задачи она имеет, как выбрать логистическую компанию и кто такой логист — читайте далее

🔔 Логистика — это моделирование , контроль и рационализирование процесса передачи товаров , услуг или информации от поставщика к потребителю . Ее можно оценить, как стратегическое управление процессом снабжения. Логистический контроль направлен на сокращение издержек при реализации или передачи материальных, финансовый и информационных потоков.

Логистическая структура может быть представлена следующими процессами:

  • управление со стороны покупателя или потребителя, с целью минимизации издержек;
  • управление со стороны поставщика, направленное на повышение прибыльности поставки.

Процесс логистического управления нельзя свести к одному какому-то постоянному действию, он включает в себя сразу несколько аспектов:

  • оформление договоров;
  • система управления запасами;
  • схема доставки продукции;
  • тесная сообщение с таможенными органами;
  • мониторинг рыночного спроса;
  • и прочее.

Для оптимизации данного процесса используются разнообразные модели логистики на различных этапах. Некоторые из таких моделей можно отнести к маркетингу, однако все они сводятся к конечной цели – повышению прибыльности коммерческой деятельности .

Логистика , как самостоятельная область, возникла в связи с рядом трудностей, связанных с доставкой грузов .

Существуют специализированные логистические организации, к которым обращаются предприниматели и юридические лица, не имеющие собственного отдела логистов.

Хотя, фактически логистика возникла достаточно давно. Даже во времена аграрного общества существовала международная торговля, а ее участники старались снизить затраты на перевозку грузов. В современных экономических условиях и промышленных масштабах производства, логистика вышла на новый уровень.

Затраты на логистику являются одной из крупнейших статей в определении себестоимости продукции.

2. Задачи, функции и цели логистики 📑

Предметом логистической науки выступает состояние материальных , финансовых или информационных ресурсов на различных уровнях в той или иной системе и оптимизация их потоков.

Целью логистики является увеличение эффективности экономической системы, с помощью управления логистическими процессами.

Среди задач логистики можно выделить:

  • управление товарными потоками;
  • развитие системы управления потоками товаров, услуг и информации;
  • мониторинг рынка и выявление спроса на материалы и товары, прогнозирование будущей ситуации на рынке.

Логистика включает в себя следующие понятия:

Логистическая операция – операции, направленные на изменения материальных потоков или потоков услуг.

Логистическая система – это система планирования и осуществления всех логистических операций.

В современной науке логистические системы делятся на:

  • прямые (устанавливают связь между поставщиком и потребителем);
  • посреднические (включают как минимум одного дополнительного участника).

Материальный поток – объект логистических действий, который измеряется физическими показателями веса, размера и времени.

Функция логистики – направленные на повышение эффективности работы действия на том или ином этапе процесса логистики.

Среди них можно отметить:

  • транспортные услуги;
  • хранение продукции;
  • закупка товаров;
  • создание запасов.

Логистические издержки – траты, связанные с проведением и оформлением логистических операций. Они могут становиться составляющими сбытовых расходов или входить в себестоимость продукции.

Фактически, формирование системы логистики представляет собой балансирование производственных интересов и обеспечение ликвидности.

Эффективность работы логистической системы напрямую зависит от объемов имеющихся у организации запасов, что можно представить в виде сравнительной таблицы:

№ п/п Показатель Много запасов Мало запасов
1 Логистические затраты выше (-) ниже (+)
2 Выгода от применения оборотного капитала ниже (-) выше (+)
3 Адаптивность к росту или снижению спроса по количеству выше (+) ниже (-)
4 Вероятность нарушения условий контракта ниже (+) выше (-)
5 Контроль за системой логистики проще (+) сложнее (-)
6 Адаптивность к росту или снижению ассортимента потребностей рынка ниже (-) выше (+)

Из данной таблицы видно, что количество запасов предприятия определяет то, что работа системы логистики связана с количеством ресурсов предприятия.

3. Понятие и основные виды логистики — 7 самых популярных видов ✈🚚⛴

Процесс логистического управления включает в себя различные составные части, обеспечивающие оптимальные результаты работы данной системы. Исходя из этого, можно выделить несколько видов логистики.

1) Транспортная логистика (Логистика транспортных перевозок)

Определение наиболее выгодного маршрута движения средств, обеспечивающего передачу материальных ресурсов в нужном объеме и необходимые сроки из одной точки в другую, с целью дальнейшей переработки, перераспределения или потребления данных ресурсов.

2) Таможенная логистика

Осуществление контроля за материальным потоком, проходящим через государственные границы.

Таможенная логистика позволяет решить сразу несколько задач:

  • осуществление самой перевозки груза;
  • получение необходимых сертификатов на ввозимый товар;
  • оформление таможенной документации;
  • оценка стоимости, состояния и соответствия таможенным требованиям груза;
  • сопровождение дальнейшего движения груза, прошедшего таможенную границу;
  • обеспечение соответствия валютному законодательству.

Таможенная логистика обязует учитывать правовые таможенные требования и затраты, связанные с их выполнением.

3) Производственная логистика

Когда производственные ресурсы проходят несколько этапов внутри самого предприятия в процессе создания и переработки, необходимо установить контроль за этим процессом с целью его оптимизации.

Этим занимается производственная логистика, путем решения следующих задач:

  • согласование графиков работ, производимых в различных подразделениях производства;
  • соответствие сроков выполнения работ всеми подразделениями процессам закупки ресурсов и продажи продукции;
  • выявление потребностей потребителей с целью эффективного планирования производственного процесса;
  • быстрое реагирование на сбои в работе производства, его корректировка и контроль выполнения поставленных задач в заданные сроки.

4) Логистика запасов

Основной задачей логистики запасов является установление постоянного бесперебойного процесса производства и реализации продукта. Ее решение осуществляется путем контроля за имеющимися запасами товаров и ресурсов производства, с учетом рисков, сезонной специфики и постоянства поставок

5) Закупочная логистика (Логистика снабжения)

Осуществляет контроль движения материальных потоков, обеспечивающих процесс производства необходимыми ресурсами. Включает в себя снабжение производства, поставку материалов, их хранение до отпуска в производство.

Необходимость логистики снабжения обуславливается:

  • Неслаженность процесса снабжения неизбежно влечет за собой простой в производстве. Необходимо контролировать закупки по количеству, качеству, организации поставок, целостности упаковки и ассортименту.
  • Больше половины себестоимости производимого товара создается именно в процессе снабжения.

Для повышения и поддержания нужного уровня конкурентоспособности бизнеса организация логистики снабжения обязательна. Для этого производится постоянный контроль состояния рынка закупаемых материалов и определяется выгодность закупок или самостоятельного изготовления необходимого сырья.

6) Информационная логистика

Это направление логистики занимается контролем и координацией потоков данных, которые идут в дополнение к материальному. По отношению к самому предприятию такие потоки можно разделить на внутренние и внешние , а в рамках организации – горизонтальные и вертикальные .

Положения информационной логистики определяются внутренними распоряжениями о документообороте на предприятии.

В случаях десинхронизации материального и информационного движения, важно , чтобы информационный не шёл впереди материального.

При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

7) Складская логистика

Данный вид логистики нацелен на контроль работы склада – приемка , хранение , выдача материалов . Также определяются такие вопросы, как оптимальное расположение складов и ведение складского учета, который напрямую влияет на оценку себестоимости продукции в бухгалтерии.

Складская логистика также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.

Логистическая компания — основные критерии как выбрать логист. компанию

4. Как выбрать логистическую компанию - ТОП-8 критериев выбора 📝

Российский рынок логистических услуг представлен множеством компаний. На нем нет монополий и высокая конкуренция, однако качество предоставляемых услуг не всегда должного уровня.

Есть несколько критериев , которыми следует пользоваться при выборе такой компании, даже в малоизученном регионе.

Критерий 1. Перевозчик обязательно должен иметь собственный автопарк, иначе это посредник, что повысит стоимость перевозки. Поинтересуйтесь у компании — имеет ли она хотя бы и намерено серьезно предоставлять услуги или компания предоставляет исключительно посреднические услуги.

Критерий 2. Компания-перевозчик обязательно должна обеспечивать гарантии. В договоре должно быть указано точное время доставки товара и время в пути.

Критерий 3. Если предприятие не имеет собственного автопарка или его недостаточно, использование услуг транспортных компаний необходимо. Но, даже при наличии своих средств перевозки имеет смысл оценить затраты, возможно доставка логистической компанией обойдется дешевле.

Дело в том, что те фирмы, которые специализируются на перевозках имеют больше возможностей в этой сфере за счет экономии затрат, путем формирования сборных грузов в одном направлении и преференций при оптовой закупке топлива, обслуживании транспортных средств и прочем.

Критерий 4. Страхование ответственности перевозчика – это важный аспект, позволяющий получить гарантии сохранности груза или возмещения ущерба при наступлении страхового случая.

Критерий 5. Необходимо сравнивать условия и стоимость сразу нескольких перевозчиков.

Критерий 6. Способность логистической фирмы работать с нестандартными заказами говорит о ее серьезности. Возможно заключение дополнительного соглашения на предоставление альтернативного транспорта, в случае экстренной потребности, само собой, что тариф при этом будет выше.

Критерий 7. Важно ознакомиться с отзывами о работе компании посредством интернета.

Критерий 8. Особое внимание нужно уделить при использовании дополнительных услуг таможенного брокера. Погрешности в оформлении документации могут существенно задерживать поставки.

5. Основные проблемы и особенности российской логистики 📊

В России обстановка в сфере логистики не самая благоприятная. Это обуславливается климатическими условиями, большими расстояниями, состоянием дорожного покрытия и техническими возможностями транспорта.

Транспортные расходы в РФ сильно превышают показатели в среднем по миру и составляют около 20% ВВП , это, в первую очередь, связано со спецификой действий РФ на международном рынке в качестве одного из крупнейших поставщиков сырья, а также территориальными размерами.

Россия имеет ряд проблем в сфере логистики:

  • высокий уровень цен на складские и разгрузо-погрузочные услуги;
  • скрытый характер многих затрат;
  • неисполнительность сторон договора;
  • нестабильная обстановка на рынке и неэффективное сбытовое планирование;
  • плохая развитость транспортной инфраструктуры, ограничивающая экономический рост до предела 4% в год, в лучшем случае;
  • ограниченное количество поставщиков;
  • дефицит квалифицированных кадров и, как следствие, ошибочные логистические модели;
  • сложные природные условия в большей части регионов.

В связи с кризисом, многие системы логистики сокращаются, что приводит к снижению рентабельности множества отраслей экономики страны. Однако, в условиях снижения конкуренции остаются более «крепкие» фирмы, способные поддержать соответствующий уровень предоставляемых логистических услуг и занять освобождающиеся ниши на рынке.

6. Кто предоставляет услуги логистики — обзор ТОП-5 компаний на российском рынке логистических услуг 📄

На российском рынке существует множество частных перевозчиков и крупных логистических компаний, способных представлять широкий спектр услуг и работающих по всей стране или большинству регионов.

1) Деловые линии

Наиболее крупная транспортно-логистическая компания в России. Работает по всей стране уже более 12 лет и предоставляет разнообразные услуги в сфере логистики:

  • автомобильные, железнодорожные и авиаперевозки;
  • перевозки отдельным транспортом;
  • наличие филиалов и пунктов выдачи грузов в большинстве регионов России, Казахстана и Белоруссии;
  • перевозки сборных грузов;
  • наличие услуг по быстрой доставке грузов;
  • возможность соблюдения температурного режима перевозки при помощи специализированного оборудования по специальному рейсу;
  • возможность отслеживания груза и система оповещений;

В этой компании заботятся о спокойствии клиентов и контролируют качество обслуживания, предоставляются гарантии и страховые услуги

2) ПЭК

Данная компания работает на территории всей страны и имеет более 100 представительств, постоянно расширяясь.

Уже более 10 лет компания ПЭК повышает качество услуг и их разнообразие:

  • адресная доставка груза и забор от клиента;
  • система информирования клиентов о пересечении ключевых точек в пути следования;
  • разнообразие упаковки перевозимого материала;
  • погрузка и разгрузка доставляемых грузов.

3) Delko

Компания работает более 17 лет, имеет более 1000 единиц автотранспорта и осуществляет доставку любых грузов, весом до 20 т различными транспортными средствами по России и Казахстану:

  • рефрижераторными полуприцепами (режим ±20C);
  • полуприцепами с тентом — 90 м3;
  • тентовыми полуприцепами 110 м3 (16,5 м, 40 паллет) с использованием коников.

4) TTG

Фирма работает около 5 лет по России и СНГ, осуществляя перевозки грузов от 0,5 до 20 тонн, и имеет более чем 5000 единиц различной техники, что позволяет быстро ставить на погрузку транспорт в любом регионе страны и так же оперативно находить замену при необходимости.

В электронной базе перевозчиков АТИ компания TTG имеет самый высокий рейтинг и несколько сотен положительных отзывов от клиентов. Компания удостоена премии «Гарант качества и надежности»-2014 и представляет свои услуги множеству крупных клиентов на постоянной основе

5) ДА-ТРАНС

Данная компания предоставляет как логистические, так и экспедиторские услуги в полном объеме. Перевозки осуществляются по всей территории РФ, включая Крымский полуостров, а также странам СНГ – Армения, Казахстан, Белоруссия. Есть возможность доставки «до двери» клиента. К перевозке принимаются грузы от 500 кг или 2м³ по объему и доставляются как отдельным транспортом, так и сборной машиной. Негабарит и грузы с требованием соблюдения режима температуры также принимаются в работу.

Специалисты компании оптимизируют маршруты следования груза, обладая полными данными о состоянии трассы, дорожно-ремонтных работах и пробках, что помогает снизить затраты на перевозку.

Расчет величины оплаты за перевозку в любом из направлений рассчитывается за 15 минут.

7. В чем отличие экспедиторской деятельности от логистики 📎

Экспедиторская деятельность является неотъемлемой частью работы логиста, но она ограничивается лишь координацией перемещения грузов, сопровождением и доставкой до места назначения.

Логистика же, сама по себе, более широкое понятие. Она подразумевает оптимизацию материальных и информационных потоков параллельно с экспедиторской деятельностью.

Полный объем услуг транспортной экспедиции включает в себя:

  • забор груза, перевозку и доставку до места назначения
  • погрузку и выгрузку товара;
  • контроль оплаты перевозки;
  • оформление необходимых документов;
  • возможные услуги таможенного брокера;
  • информирование сторон договора о маршруте и этапе перемещения груза
  • и прочее.

То есть, экспедиторская деятельность – это лишь одна составная часть логистики.

8. Логистик — что это за профессия или кто такой логист 📄

Человек, занимающийся логистической деятельностью, именуется как «логист» (логистик) .

Логистик отвечает за оптимизацию потоков продуктовой реализации, посредством исполнения различных задач для рационализации и повышения эффективности следования материальных и информационных потоков в условиях ограниченного времени и конкретизации начального и конечного пункта.

Сферы работы специалиста (менеджера) по логистике следующие:

  • перевозки, осуществляющиеся более чем одним транспортным средством, в рамках одного договора, называемые мультимодальными;
  • экспедирование грузов;
  • складское управление и контроль хранения материалов;
  • контроль материально-технической базы;
  • заполнение и предоставление необходимых таможенных документов;
  • планирование и управление в рамках корпоративной логистики;
  • обеспечение контроля над услугами, связанными с информационной, справочной и сервисной деятельностью;
  • сбытовой контроль распределения товарно-материальных ценностей;
  • прочее.

Преуспевающий логист обязательно должен освоить свободное использование компьютерных программ , таких как: , Банк-клиент и прочие , а также уметь оперативно находить качественную и достоверную информацию, актуальную в данный момент.

Обязательным условием деятельности логиста является умение составлять прогнозы продаж, закупок и возможных транспортных затруднений, усваивать и применять данные статистики в ежедневной работе.

9. Заключение + видео по теме 🎥

Важность правильной организации доставки товаров при реализации, координирования закупочных процессов и контроль над складскими операциями, неоспорима. При этом, важно понимать какие именно услуги может предоставить логистическая фирма , а также чем должны заниматься логисты внутри предприятия.

Эффективность любого бизнеса напрямую зависит от издержек, в том числе на транспортные операции . Например, при ведении , важно понимать какая часть затрат придётся на доставку товара, так как, как правило, покупателям китайских «трендовых» товаров (обычно товары со стоимость около 10-20 $) приходится тратить треть стоимости на доставку.

В наше время российский рынок представлен широким выбором партнёров по транспортным перевозкам и ассортиментом предоставляемых услуг. Не менее важны гарантии, которые может обеспечить экспедитор.

Логистика, как отдельная отрасль бизнеса, появилась сравнительно недавно , однако уже прочно укрепилась на рынке. При этом существует множество ее видов и направлений, с которыми Вы уже ознакомились в статье.

Теперь Вы знаете, как важно правильно выбрать партнера для перевозок, какими умениями должен обладать логист и какие компании занимают топовые позиции на рынке логистических услуг.

Уважаемые читатели журнала «РичПро.ru», будем Вам благодарны, если поделитесь своими пожеланиями, опытом и замечаниями по теме публикации в комментариях ниже.