Задачи образовательных областей:

Познавательное развитие.

Учить детей чередовать ранее пройденные элементы, закрепить навыки письма овалов и прямых длинных палочек, прямой и наклонной штриховки. Закрепить знания о цифрах и буквах, о геометрических фигурах, умение ориентироваться на листе бумаги.

Социально-коммуникативное развитие.

Закрепить знания о семье, членах семьи. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Учить анализировать работу свою и сверстников.

Речевое развитие.

Закрепить умение согласовывать движения пальцев рук со словами.

Художественно-эстетическое развитие.

Развивать аккуратность, поощрять желание детей писать чисто, без помарок.

Физическое развитие.

Развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук. Следить за правильной осанкой во время работы за столом. Укреплять мышцы глаз. Упражнять в правильном дыхании.

Оборудование:

Демонстрационный материал.

  • Мольберт (доска), маркеры, лист бумаги в крупную клетку.
  • Картинка «Семья»
  • Корзинка с клубками разноцветных ниток, варежки, носочки.
  • Лист с геометрическими фигурами.

Раздаточный материал.

  • Тетради в клетку, карандаши простые, таблица с образом зрительного диктанта, специальный набор для зрительного диктанта на каждого ребенка, карточки с заданием.

Ход занятия.

1. Сюрпризный момент – входит бабушка с корзинкой в руках, в корзине клубочки

Воспитатель: — Ребята, кто к нам пришел в гости?

Дети: — Бабушка.

Воспитатель: — А кто вы для бабушки?

Дети: — Внук, внучка.

Воспитатель: — А для мамы и папы вы кто?

Дети: — Дочь, сын.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите на картинку, как одним словом сказать, кто это?

Дети: — Семья.

Воспитатель: — Бабушка, а что у тебя в корзине?

Бабушка: — Клубочки для ребят, да вот они у меня размотались, помогите ребята смотать мне клубочки.

Воспитатель: — Ребята, давайте поможем бабушке смотать клубочки.

(Дети выполняют).

Воспитатель: — А какие у бабушки нитки?

Дети: — Длинные, прямые.

Воспитатель: — Покажите.

(Дети показывают, выполняя движение кистью руки слева-направо, справа-налево).

Воспитатель: — А когда ниточки висят, как они расположены?

Дети: — Вертикально.

(Дети показывают, выполняя движения кистью руки сверху-вниз, снизу-вверх)

Бабушка: — Спасибо ребятки, помогли мне. А что же вы собираетесь делать?

Воспитатель: — Бабушка, а ты оставайся у нас и посмотри, наши ребятки будут сейчас учиться писать. Присаживайся. И вы ребята все садитесь на свои места (обратить внимание на осанку)

2. Постановка цели и показ на доске.

3. Воспитатель: — Сегодня будем писать овалы и две длинные палочки. Слева отступаем две клетки, ставим точку, от точки пишем вверх палочку, но не доходя до верхнего угла, плавно закругляем влево, касаемся верхнего края клетки закругляем и пишем палочку вниз, но не доходя до нижнего угла, плавно закругляем вправо, касаясь нижнего края клетки закругляем правый нижний угол, соединяем овал. Пропускаем одну клетку, пишем сверху вниз длинную палочку, пропускаем еще одну клетку пишем еще одну палочку, затем овал и так до конца строчки. Все взяли правильно карандаши, пальцы сильно не сжимаем.

Сначала попробуем писать овал в воздухе на счет 1 – закругление вверху, 2 – длинная палочка слева, 3 – закругление вправо, внизу и соединяем.

Взяли тетрадки, положили,»уголком» , сели прямо, не касаясь стола.

После этого воспитатель поясняет: «Напишите овал и две длинные полочки и поднимите руку”. Если дети написали правильно, продолжают писать дальше, если неправильно, воспитатель индивидуально объясняет. По окончании работы воспитатель просит детей отметить точкой сверху самый правильный, самый красивый овал и палочки. Спрашивает: — Почему они отметили именно этот элемент.

Дети: — Потому что он ровный, красивый, аккуратный.

4. Самостоятельное письмо палочек.

Индивидуальная работа воспитателя с детьми

5. Пальчиковая игра.

Бабушка, дедушка, мама, папа, я сжимаем и разжимаем кисти

Это вся моя семья.

Этот пальчик – дедушка, загибаем поочередно пальцы

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А этот наш малыш – Ванечка!

Упражнение на дыхание.

Раз, два, три, четыре, пять

Научились мы писать

Отдыхать умеем тоже

Карандаш на стол положим

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим

Дети встают — поднять голову, расправить плечи. На счет «раз-два» подняться на носки, руки через стороны вверх, ладонями вовнутрь, «вдох» «три-четыре» руки вниз, наклон вперед, усиленный выдох через рот.

Повторять 5-6 раз.

Гимнастика для глаз.

6. Зрительный диктант.

Бабушка: — Ребята, а я вам принесла не только клубочки, но и связала носочки и варежки, но вот украсить не успела

Воспитатель: — Бабушка, в Вы не расстраивайтесь, наши ребятки умеют выкладывать узоры. Поможем бабушке?

Воспитатель привлекает внимание детей и показывает цветную таблицу. Спрашивает: «Какая геометрическая фигура справа? А слева? А между синим квадратом и зеленым треугольником какие палочки? Посмотрите еще раз и украсьте свои носочки и варежки»

Таблица закрывается, после чего дети выполняют задание, затем проверяется по таблице правильность выполнения задания.

7. Физкультурная минутка

Встаем в круг и по порядку

каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа — быстро приседает,

Поворот вправо – влево

Делаем мой братик Сева,

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

8. Зарисовка каемочки (показ на доске).

Воспитатель: — На второй строчке зарисовываем каемочку, соединяем слева – направо длинные палочки. Овалы заштриховываем наклонными линиями, а прямоугольник прямыми слева – направо.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Бабушка: — Какие ребятки вы молодцы, умеете писать красиво. А моё задание можете выполнить? Нужно все буквы обвести в квадрат, а цифры в кружок.

Дети выполняют задание.

Бабушка: — Какие ребята у вас умные и моё задание выполнили, за это я вам подарю книгу «Готовим руку к письму» И.Светлова.

9. Итог. Анализ детских работ. Поощрение детей.


наталья мелашенко
Конспект занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе «Путешествие в страну Солнечных зайчиков»

"Путешествие в страну "Солнечных зайчиков "

Программное содержание :

1. Продолжать формировать готовность детей к обучению письму .

2. Совершенствовать навыки ориентировки на листе.

3. Продолжать развивать зрительное и пространственное восприятие , зрительную память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию в системе глаз-рука.

4. Продолжать формировать правильный захват карандаша.

5. Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.

6. Воспитывать культуру общения, умение слушать.

7. Формировать дружеские взаимоотношения.

Материал к занятию : интерактивная доска, компьютер, стол, бумажные солнышки , прищепки, игрушки : божья коровка, бабочка, стрекоза, пчёлка, цветы, домик, фотографии детей, рабочий лист с заданиями на каждого ребенка, простые карандаши, цветные карандаши, воздушные шарики.

Ход занятия:

Группа украшена желтыми шарами. В углу группы стоит домик .

Ребята стоят по кругу.

Воспитатель : Мы сегодня с вами отправляемся в необычную страну «Солнечных зайчиков »

В : - Хотите туда отправиться?

Д : Да.

В : Ребята, но чтобы добраться до страны «Солнечных зайчиков » и познакомиться с ее жителями, нам нужно преодолеть трудности. А для этого нам понадобится ваша дружба, хорошее настроение и, конечно, все ваши знания и умения.

Готовы вы к этому?

Д : Да.

В : Перед тем как отправиться в путешествие нам нужно поприветствовать друг друга ладошками. И передать друг другу свое тепло и хорошее настроение (прикосновение передается по кругу, от одного участника к другому, при этом дети улыбаются друг другу и произносят слова)

Мы ладошками коснулись,

И друг другу улыбнулись.

Ты мой друг. И я твой друг.

Как прекрасен мир вокруг.

В : (Показывает солнышко без лучиков )

Ребята, посмотрите что это?

Д : Солнышко .

В : А чего не хватает у нашего солнышка ?

Дети : Лучиков.

Воспитатель : Вот сейчас нам и пригодятся ваши умения. Подойдите к столам.

Давайте прищепками сделаем нашим солнышкам лучики .

В : Вот ребята, вы все справились с заданием.

Сколько у нас получилось солнышек , столько и жителей будет в стране «Солнечных зайчиков »

В : Посмотрите, кто здесь живет? (Бабочка, божья коровка, стрекоза)

Думаю, они нам подскажут, что необходимо для того, чтобы попасть в страну «Солнечных зайчиков » . Посмотрите, у них лежит для нас подсказка.

(Читаю письмо )

«Чтобы добраться до страны «Солнечных зайчиков » вам необходимо посадить нас каждого на свой цветочек»

В : Поможем, ребят?

Д : Да.

В : Для этого вам нужно, провести линии, не выходя за пределы дорожек.

(Воспитатель показывает на интерактивной доске)

В : Но сначала давайте разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика :

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою .

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Пусть бегут как зайчики .

В : А теперь возьмите в руки карандаши и приступаем к заданию.

(Дети выполняют задания на листочках)

В : Посмотрите, вы справились с заданием. И мы попали на луг.

Выходите, погуляем по лугу и немного отдохнем.

Физминутка :

(ходьба высоко поднимая колени)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

(Остановились)

Но вдруг на лужайку подул ветер.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

В : Молодцы ребята! Вот мы с вами прогулялись по лужайке и немного отдохнули.

А кого вы здесь видите?

Д : Пчелу.

В : Пчела просит помочь ей найти цветы, с которых необходимо собрать нектар, чтобы получился «Солнечный мед » для жителей страны .

А что случилось с цветами? (показ слайда на интерактивной доске)

Д : Потерялись лепестки, потеряли цвета.

Садитесь на места.

В : Давайте дорисуем лепесточки по цифрам и раскрасим их. Но сначала вспомним счет от 1 до 10 и обратно.

(Дети выполняют задание на листочках.)

Прощаемся с пчелкой.

В : Посмотрите, бабочки тоже приготовили для вас задание.

(Штриховка крыльев бабочки в разных направлениях)

В : Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вот мы подошли к домику «Солнечных зайчиков » . Давайте заглянем, кто там живет, и я надеюсь вы подружитесь с жителями этой страны . (Открываем окошко и дети видят свои фотографии) .

Да ребята, в этой стране живете вы . Так давайте всегда будем с вами такими добрыми, дружными, веселыми.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Путешествие в страну звуков и слов» Ход занятия: «Становись скорее в круг Ты мой друг и я твой друг! Крепче за руки возьмись И друг другу улыбнись!» Как красиво вы улыбаетесь,.

В рамках летнего проекта «Путешествие солнечных зайчиков» вместе с детьми мы изготовили и оформили лепбук. Лепбук представляет собой книгу.

Нетрадиционные способы работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОО Нетрадиционные способы работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОО Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко.

Конспект занятия по обучению грамоте и письму в подготовительной группе «Путешествие на планету «Буквозвукия» Программное содержание: Образовательная: Закрепить полученные знания: звук, речь, предложение, деление слов на слоги. Учить подбирать недостающий.

Реферат. Использование игровых приёмов в подготовке руки к письму Наверное, каждому воспитателю, работающему в нашем учреждении, приходилось много раз задумываться над следующим: «А что я могу сделать.

Программное содержание:

Цель: Способствовать формированию у детей навыков общения на русском языке в игровых ситуациях, продолжить работу над усвоением новых слов, грамматических форм, несложных образцов русской речи, вызвать интерес к изучению языка.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование умений и навыков аудирования и говорения в новых игровых ситуациях.
  • Обогащение активного словарного запаса существительными, обозначающими домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими действия животных.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, воображение, любознательность, память и мышление детей.
  • Развивать русскоязычных фонетических навыков.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным.
  • Воспитывать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы : практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика «Запахи деревни», гимнастика для глаз «Жмурки», физкультминутка «Выщла курочка гулять»

Наглядные пособия: предметные картинки с изображением домашних животных, сюжетная картина «Деревенский двор», маски животных (из УМК), мягкая игрушка –собачка, гармонь.

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Программное обеспечение : аудиозапись песни Филлипенко «Вышла курочка гулять», мультфильм «Кто пасется на лугу?»

Реализация Федерального государственного стандарта: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой; программа «Изучаем русский язык» С.М.Гаффаровой, Г.З.Гарафиевой и др., методическое пособие «Изучаем русский язык» С.М.Гаффаровой, Г.З.Гарафиевой и др.,

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель здоровается с детьми, дарят друг другу улыбки.

  1. Пальчиковая игра «С добрым утром!»
  2. Сюрпризный момент.

Воспитатель — У меня в коробке сюрприз. Угадайте, кто там?

Дети угадывают домашних животных. -Это кошка? Это корова? Это собака?

Воспитатель –Да, это собака. А имя его — Сарбай.

Сарбай. Вау! Вау! Здравствуйте, дети! (Дети потрогают ее, ласкают)

– Вам нравится Сарбай? Какая она?

Дети -Красивая, пушистая, мягкая, добрая, хорошая.

Воспитатель -Она хочет с вами поиграть.

Сарбай. –Хотите со мной играть?

Дети. – Да!

  1. Работа на магнитной доске

Воспитатель — Ребята, а вы знаете домашних животных?

Дети -Да!

Воспитатель -Давайте, проверим.

На магнитной доске выставляются предметные картинки: корова-теленок, лошадь-жеребенок, коза-козленок и т.д.

Назовите животных.

Дети – корова и теленок и т.д.

Воспитатель. –Молодцы! А теперь давайте играть.

  1. Игра «Назови — кто я»

Сарбай. – Сейчас я превращусь в маленьких домашних животных.

А вы угадайте кто я, и кричите как они.

На собачку надевается маска теленка.

Сарбай. -Кто я?

Дети -Теленок! Му-му-му!

Сарбай. -Кто я?

Дети -Жеребенок! И-го-го, и-го-го!

Таким образом разыгрывается маска котенка, ягненка , козленка.

Сарбай. –Молодцы, дети!

Воспитатель И ты, Сарбай, молодец! Иди, посиди рядом с детьми.

  1. Работа по картине «Деревенский двор»

Воспитатель -А теперь посмотрим картину «Деревенский двор»

Это деревня. Это деревенский двор. А по татарски- авылның ишегалды

7. Дыхательная гимнастика . –Давайте, понюхаем запах деревни. Ой, как пахнет сеном. Ой, нам жарко. Давайте, подуем.

  1. Вопросо-ответная работа.

Воспитатель — А теперь назовите животных, кого вы здесь видите.

Дети –Это петушок.

Воспитатель –Что делает петушок?

Дети –Петушок кричит и т.д.

Воспитатель –А теперь назовите, кто что делает. Кто пьет молоко? (Кошка пьет молоко) и т.д.

9.Физкультминутка. «Вышла курочка гулять» Пение песни и исполнение движений.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко,

Раз, два, три, четыре, пять,

Кошка может вас поймать.

10.Игра «Кого здесь нет»

С помощью считалки вызывают водящего.

Трынцы-брынцы-бубенцы.

Разыгрались удальцы,

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее –вон!

Дети надевают маски цыпленка, утенка, петушка, коровы, лошадки и т.д. Ребенок водящий стоит в углу с закрытыми глазами и считает:

«Я считаю до пяти,

Не могу до десяти.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду искать.»

В это время один персонажей «Деревенского двора» прячется за ширмой.

Дети — Посмотри — кого здесь нет!

Водящий должен правильно угадать и назвать животное или птицу, которое прячется за ширмой.

11.Просмотр мультфильма «Кто пасется на лугу?»

А теперь у нас мультфильм! Посмотрите хорошенько, потом мы с вами разучим эту песню.

12. Гимнастика глаз.

Теперь в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем,

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем глазки открывать.

  1. Разучивание песню под гармошку «Далеко-далеко-на лугу пасутся ко

Дети делятся в две группы. Одна половина поет одну часть песни, вторая половина –другую.

Далеко, далеко на лугу пасутся ко..

Кони?

Нет, не кони.

Козы?

Нет, не козы!

— Далеко-далеко-на лугу пасутся ко…

Коровы?

Правильно. коровы!

Пейте, дети молоко, будете здоровы!

Все вместе: Пейте дети молоко, будете здоровы!

  1. Заключительная часть

Воспитатель — Ну, что, Сарбай, понравились тебе сегодня наши дети?

— Сарбай . Да! Какие они молодцы!

Воспитатель: А теперь пора нам попрощаться. Ребята, а вам понравился Сарбай? Понравились наши игры?

Дети – Да!

Воспитатель: До свидания, дети!

Сарбай . До свидания!

Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано как считают врачи, физиологи, психологи, с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Основное внимание мы обращаем на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.
  • Занятия с пластилином.
  • Шнуровки. Застёжки.
  • Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
  • Игры с мозаикой. Пазлы.
  • Вырезание ножницами.
  • Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
  • Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.
  • Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Остановимся более подробно на некоторых приёмах:

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. (Слайд 6)

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.Детям предлагается:

— сортировать,

— угадывать с закрытыми глазами,

— катать между большим и указательным пальцем.

Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Вырезание ножницами.

Предусматривает навык резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Необходимо побуждать детей давать словесную характеристику движениям рук при вырезывании.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Рисование, раскрашивание.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.

Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.

Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Графические упражнения. Штриховка.

Выполняются на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.

Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.

Штриховка — одно из важнейших упражнений.

Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Графический диктант:

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам - очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя графический диктанта, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

К концу года дети должны:

  • знать и соблюдать гигиенические правила письма (это посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
  • ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
  • выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
  • уверенно пользоваться ножницами;
  • изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.

Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

Конспект занятия по подготовке руки к письму в подготовительной к школе группе.

Обучающие задачи:
Развивать у детей графические навыки: выполнять задание на бумаге в клетку.
Закрепить умение использовать различные виды штриховки; проводить линии по точкам, не отрывая руки. Продолжать развивать навыки ручной умелости: выкладывать предметы с помощью палочек, ниток, семян.
Воспитательные задачи:
Развивать зрительное внимание; мелкую моторику мышц пальцев рук при выполнении упражнений по подготовке руки к письму.
Воспитывать умение понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу.
Следить за правильной осанкой.
Оборудование : ; листы в клеточку с изображением ракет; карандаши разных цветов; образцы для рисования по точкам созвездия большой медведицы; семена, палочки, нитки, рисунок с лабиринтом.

Образовательная деятельность детей:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга ладошками. Передадим друг другу свое тепло и хорошее настроение.
(прикосновение передается соседу по столу), при этом дети молча улыбаются друг другу, затем берутся за руки и произносят слова:
Мы ладошками коснулись,
И друг другу улыбнулись.
Ты- мой друг,
И- твой друг.
Как прекрасен мир вокруг.
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, в какую группу вы ходите? (в подготовительную группу)
Значит, вы скоро станете школьниками. Сегодня мы с вами отправимся в стану Знаний. А на чём мы отправимся, вы узнаете отгадав загадку.

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла

Только выпустит хвост-понесётся до звёзд. (ракета)

Перед вами листы бумаги с нарисованными ракетами. На этих ракетах мы отправимся в наше путешествие. А чтобы отправиться в путешествие надо заштриховать эти ракеты.

Давайте вспомним, какие виды штриховки вы знаете?
Дети отвечают (наклонные, прямые линии; точки, петли, волны, клубочки, крестики, и т. д.)
Выполнение штриховки ракет

У вас получились красивые ракеты, вы использовали разные виды штриховки. Молодцы! Но для того, чтобы отправиться в путешествие, мы на нашем лабиринте, должны найти самый короткий путь до страны Знаний. Нужную дорожку раскрасить голубым цветом. Поехали!

Физкультминутка

У ракеты острый нос(руки сложить «домиком» над головой)

Есть и тело (руками перед собой образовать кольцо)

Есть и хвост (руки опустить вниз, плавно покачивать телом)

Посмотрите, как красиво вокруг. Вдалеке мы видим созвездие. Для того, чтобы увидеть его ближе, я предлагаю вам соединить на листке в клетку точки по порядку, не отрывая карандаш от бумаги. Получается созвездие большой медведицы «Ковш».

Нарисуйте рукой в воздухе созвездие «ковш»

Мы много интересного сегодня увидели, поэтому наши глазки очень устали. Предлагаю выполнить упражнения для глаз.

В далеке виднеются необычные предметы, подумай, на что может быть похожа каждая фигура. Дорисуй.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветрок!
Здравствуй, маленькй дубок! (загибаем пальчики)
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю! (ударяем по столу ладошкой и кулачком).

Солнце-единственная звезда Солнечной системы. Предлагаю вам нарисовать солнце на столе с помощью ниточек, палочек, семян.

Молодцы. А теперь пора отправляться в обратную дорогу, в нашу группу. Вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось?