Что такое стиль?

Стиль – это выбор языковых средств, связанный с определенной сферой общественной деятельности, целью речевого общения и составом его носителей.


СТИЛИ РЕЧИ

КНИЖНЫЕ

РАЗГОВОРНЫЙ

НАУЧНЫЙ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ


Официально-деловой стиль

  • Сфера общения – общение граждан с учреждениями.
  • Используется в документах, отчетах, заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах.
  • Речевая ситуация – 1/много.
  • Служит для передачи информации в сфере управления.


Для официально-делового стиля характерно:

  • четкость;
  • неэмоциональность изложения;
  • стандартизированные словосочетания;
  • слова-термины;
  • стилистически нейтральная лексика;
  • лексика, отражающая официально-деловые отношения: пленум, сессия, решение;
  • канцеляризмы: заслушать доклад, зачитать решение, входящий номер;

Научный стиль

  • Сфера общения – научная деятельность (написание специальных учебников, научных статей, конспектов, курсовых работ).
  • Речевая ситуация 1/много.
  • Назначение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях.


Для научного стиля характерно:

  • четкость и логичность изложения;
  • доказательность;
  • отсутствие выражения эмоций;
  • терминологическая лексика:

Технические термины: центрифуга;

Медицинские термины: рентген;

- лингвистические термины: суффикс;

- экономические термины: бартер;

  • основная форма речи – письменная.

Публицистический стиль

  • Сфера общения – агитационно-массовая деятельность, информационные или аналитические передачи по телевидению и радио, выступления на собраниях, статьи в газетах.
  • Речевая ситуация – 1/много.
  • Используется для определенного воздействия на мысли или чувства людей, с целью заинтересовать их или в чем-либо убедить.


Для публицистического стиля характерно:

  • информативность;
  • доказательность;
  • книжная лексика: позиция, сущность, явление;
  • оценочная лексика;
  • отвлеченные слова с общественно-политическим значением: гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый;
  • выразительность и эмоциональность;
  • эмоционально-экспрессивная оценка;
  • основная форма речи – письменная и устная.

Художественный стиль

  • Сфера общения – художественные произведения: роман, рассказ, поэма, новелла, стихотворение, повесть, эссе, баллада.
  • Речевая ситуация 1/много.
  • Основная функция – эстетическая.


Для художественного стиля характерно:

  • образность;
  • книжная лексика: высокие слова, которые придают речи торжественность;
  • оценочная лексика;
  • эмоционально-экспрессивная оценка: прекраснодушие, донкихотство – положительная оценка;

педантичный, манерность, личина, продажный – отрицательная оценка;

  • авторская индивидуальность;
  • основная форма речи – письменная.

Разговорный стиль

  • Сфера общения – общение людей в быту, беседы в семье, выяснение отношений, обсуждение планов, дружеское общение.
  • Речевая ситуация 1/1.
  • Используется при неофициальном бытовом, повседневном общении между людьми в заранее не подготовленной устной речи.


Для разговорного стиля характерно:

  • неполнота выражения и эмоциональность;
  • разговорно-бытовые слова и формы: братец, сестрица, вымахал, прыг;
  • оценочная лексика;
  • ярко выражена стилистическая окраска: дочурка, отличный, прекрасный, чудесный, превосходный, скверный, гадкий, наглый;
  • сниженные слова, которые находятся за пределами литературной лексики;
  • основная форма речи – устная.

Стилистика-раздел языкознания, изучающий принципы целесообразного использования имеющихся в языке средств Совокупность языковых средст

Стилистика-раздел языкознания, изучающий
принципы целесообразного использования
имеющихся в языке средств
Совокупность языковых средств, выбор
которых обусловлен содержанием,
целенаправленностью и обстановкой речи,
составляет то, что обычно называют стилем
языка

Выбор стиля речи

зависит от
РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ,
т.е. от того
- с кем мы говорим,
- где мы говорим,
- зачем мы говорим

Классификация стилевых разновидностей речи

Письменная речь
Устная речь
Научный стиль
Разговорный стиль
Деловой стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль

Научный стиль речи

Функция, сфера
применения
Изложение
научной
информации;
научные
труды,
выступления,
доклады,
лекции;
статьи и
книги на
научные темы;
учебники
Задачи речи
Характеристика
высказывания
Сообщение
Точность,
сведений,
логичность,
имеющих научное
доказательность;
значение;
отсутствие
объяснение
эмоциональност
причин явлений,
и
разъяснение
(бесстрастность,
достижений науки
сухость речи)
и техники,
сообщение о них
Языковые средства
Книжная и
специальная лексика,
научные термины;
слова категории
состояния, глагольные
формы
множественного
числа, деепричастия и
причастия; прямой
порядок слов,
осложнённые простые
предложения; вводные
слова, указывающие
на порядок
оформления мыслей

Научный стиль

Назначение: систематическое и
точное изложение научных
вопросов
Использование сложных
предложений
Наличие слов с абстрактным
значением, научной и технической
терминологии
Отсутствие эмоционально
окрашенных слов
Логичность изложения

Основные жанры

Статья
Монография
Диссертация
Энциклопедия
Словарь
Справочник
Учебная литература

Определите, какой из текстов написан в научном стиле? Объясните свой выбор.

Берёза – род деревьев и
кустарников семейства
берёзовых. Около 120
видов, в умеренных и
холодных поясах
Северного полушария и в
горах субтропиков.
Лесообразующая и
декоративная порода.
Наибольшее хозяйственное
значение имеют берёза
бородавчатая и берёза
пушистая.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
С. Есенин

Официально-деловой стиль речи

Функция, сфера
применения
Задачи
речи
Характеристика
высказывания
Точная передача
деловой
информации;
деловые бумаги
(объявления,
заявления,
отчёты, справки,
расписки,
инструкции,
договоры,
законы, указания,
приказы,
предписания…
Сообщение
сведений,
имеющих
деловое
информационное
значение
Строгость;
точность;
официальность;
отсутствие эмоций
Языковые средства
Использование штампов
специальной деловой
лексики; прямой порядок
слов; преобладание
существительных, в т.ч.
отглагольных, глаголов в
повелительном
наклонении,
производных предлогов,
ПП и СП с
обособленными членами,
СПП с придаточными
условия,
присоединительными

Деловой стиль

Употребляется в сфере
правовых отношений
Точность
Стандартизованность
построения текста
Предписывающий хар-р
деловых документов
Широкое применение
стандартных оборотов
Большое количество
производных предлогов и
союзов (в соответствии, в
связи, в силу того что,
согласно…)

Основные жанры:

Законодательные
акты
Официальная
переписка
Документы
(заявление, заявка,
доверенность,
объяснительная,
докладная)
Характеристика
Автобиография, cv

Проанализируйте образец заявления. Каковы правила написания и расположения частей?

Директору
Гуманитарной школы №5
Семёнову Ю. Р.
ученика 10 «а» класса
Петрова С. К.
заявление.
Прошу перевести меня в 10 «б» класс (специализация математика), так как намерен сдавать
ЕГЭ по математике для дальнейшего
поступления в институт.
Петров
5 сентября 2015года

Публицистический стиль речи

Функция, сфера
применения
Задачи
речи
Воздействие,
агитация и
пропаганда;
выступления,
доклады, лекции,
диспуты, статьи
на общественнополитические
темы (газеты,
журналы, радио,
телевидение,
профессиональные порталы,
сайты сети
Интернет и т.п.)
Передача
информации об
актуальных
вопросах
современной жизни
с целью
воздействия на
людей,
формирование
общественного
мнения
Характеристик
а высказывания
Призывность;
страстность;
выражение
своего
отношения к
предмету речи;
лаконичность
при
информационной
насыщенности
Языковые средства
Использование различных
лексических пластов, в т.ч.
лексики общественнополитической и
экспрессивно окрашенной,
фразеологизмов, пословиц
и поговорок;
изобразительновыразительные средства
языка (эпитеты, метафоры,
сравнения, инверсии…);
простые (полные и
неполные) короткие
предложения;
риторические вопросы,
обращения

Публицистический стиль

Назначение:информирование,
передача общественно значимой
информации
Воздействие на читателя/слушателя
Сфера употребления:общественноэкономические,политические,культурные отношения
Логичность и образность
Эмоциональность,призывность,оценочность
Общедоступность: речь рассчитана
на широкую аудиторию
Точность фактов,конкретность
Риторические вопросы, обращения

Основные жанры:

Статья в газете,
журнале
Очерк
Репортаж
Интервью
Фельетон
Ораторская речь
Судебная речь
Выступление по
радио, телевидению
Доклад

Определите жанр.

На дне Балтики обнаружено
затонувшее судно «Фрау Мария».
Финнские аквалангисты на дне Балтики обнаружили
затонувшее в 1771 году голландское судно «Фрау Мария».
По имеющимся архивным данным судно перевозило
произведения искусства, фаянс,золотые украшения, которые
императрица Екатерина Великая купила в Амстердаме.

Стиль художественной литературы

Функция, сфера
применения
Художественное
воздействие
(создание
образа);
художественные
произведения
(рассказы,
повести,
романы, пьесы и
пр.)
Задачи речи
Воздействие на
читателя
(слушателя)
путём
словесного
художественного
изображения
жизни;
передача
отношения к
окружающему
миру
Характеристика
высказывания
Образность;
выразительность;
оценочный
характер речи
Языковые средства
Сочетание особенностей
различных стилей;
широкое использование
изобразительновыразительных средств
языка;
привлечение
лексических и
синтаксических средств
других стилей речи для
усиления
выразительности

Художественный стиль

Основная функция: эстетическая
Образность
Использование художественных
средств языка(тропы):эпитеты,
сравнения, метафоры,
гипербола, олицетворение и т.д.
Эмоционально окрашенная
лексика

Прочитайте стихотворение. Определите стиль речи.Назовите изобразительно-выразительные средства.

Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась тыОна тревожна,как листы,
Она, как гусли, многострунна.
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом…
А. Толстой

Разговорный стиль

Используется в
повседневной жизни
Непринуждённость
общения
Неподготовленность
речи
Экспрессивность и
оценочность
Представлен как в
устной, так и в
письменной формезаписками, частными
письмами

1. Разговорный стиль речи

Функция, сфера
применения
Общение в
неофициальной
обстановке (в
кругу семьи,
друзей);
диалоги;
дружеские
послания,
письма, беседы;
социальные
сети, блоги в
сети Интернет
Задачи речи
Обмен
впечатлениями, мыслями с
близкими или
хорошо
знакомыми
людьми
Характеристика
высказывания
Непринуждённая (без
предварительного
обдумывания и
отбора языковых
средств) речь,
эмоциональность,
непосредственность
высказываний
Языковые средства
Эмоциональная
выразительная
разговорная лексика,
слова с суффиксами
субъективной
оценки,
просторечия,
вводные
конструкции,
неполные
предложения,
междометия,
обращения,
модальные
частицы, повторы,
инверсии…

Прочитайте текст. В чём его особенность? Назовите обороты, свойственные данному стилю.

-
Привет!
Привет! Кого я вижу! Сколько лет, сколько зим!
Как же ты изменился! Ай да умница!
Ты куда пропал? А ещё другом назывался!
Жизнь закрутила… работаю до поздней ночи.
Ладно уж, всё очки втираешь?
Встретиться бы, поболтать…
А я по старому адресу живу, заходи… Всегда рады
будем!
- В воскресенье заскочу на огонёк. Пока!
- До встречи!

Характеристика
типа речи
Повествование - это
рассказ, сообщение о
каком-либо событии в
его временной
последовательности.
Особенность
повествования в том,
что в нем говорится о
следующих друг за
другом действиях.
Сфера употребления
Повествование
как тип речи очень
распространен в
таких жанрах
художественной и
публицистической
литературы, как
воспоминания,
письма.
Примеры
Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину
лапу и думаю: совсем как у
ребеночка. И пощекотал
ему ладошку. А ребеночекто как дернет лапку - и меня
по щеке. Я и мигнуть не
успел, а он надавал мне
оплеух и прыг под стол.

Типичная композиция
повествовательных
текстов включает:
Повествование - это 1) завязку (начало
мир в движении (один событий);
кадр сменяет другой) 2) развитие действия;
3) кульминацию;
4) развязку (итог
событий)
Разновидности
повествования:
1) изобразительное;
2) информативное

ОПИСАНИЕ

Характеристика
типа речи
Описание - это
изображение какого-либо
явления
действительности,
предмета, лица путем
перечисления и
раскрытия его основных
признаков.
Цель описания в том,
чтобы читатель увидел
предмет описания,
представил его в своем
сознании.
Сфера употребления
Примеры
Описание может
быть использовано в
любом стиле речи, но в
научном
характеристика
предмета должна быть
предельно полной, а в
художественном акцент
делается только на
самых ярких деталях
1. Научное описание:
Яблоня ранет пурпуровый морозостойкий сорт. Плоды
округлой формы, диаметром
2,5-3 см. Вес плода 17-23 г.
Сочность средняя, с
характерным сладким, слегка
вяжущим вкусом.
2. Художественное описание:
Липовые яблоки были
крупные. Если посмотреть
сквозь яблоко на солнце, то оно
просвечивалось как стакан
свежего липового меда.

Типичная
композиция текстовописаний включает:
Описание 1) общее
это мир в
представление
покое
о предмете;
(одна
2) отдельные признаки
фотография)
предмета;
3) авторскую оценку,
вывод, заключение
Разновидности
описания:
1) описание
предмета,
человека (его
характеристика)
Какой он?
2) описание
Где что находится? (Слева,
места (интерьер, около, недалеко, стоит,
пейзаж)
располагается)
3) описание
состояния
окружающей
среды
4) описание
состояния лица
(человека)
Каково здесь? (Вечереет,
холодно, тишина, небо,
воздух и т. д.)
Каково ему? Какие у него
чувства, ощущения?
(Плохо, радостно, грустно,
не по себе и т. д.)

Характеристика
типа речи
В рассуждении устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений.
Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, т.к. цель его убедить адресата в чем-либо. Последовательность аргументов может быть
выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным
членением.
После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут
стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может
начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно
доказать (объяснить) так…
В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты
из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость,
факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих и др.
При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным
значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно,
подводя итоги и т.п.)
Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения
с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.

Типичная композиция
текстов-рассуждений
включает:
1) тезис (мысль,
требующую доказательства
или опровержения);
2) обоснование
(аргументы, доводы,
доказательства, примеры);
3) вывод
Разновидности
рассуждения:
1) рассуждениедоказательство
Почему так, а не иначе?
Что из этого следует?
2) рассуждениеобъяснение
Что это такое? (Толкование
понятия, объяснение сути
явления)
3) рассуждениеразмышление
Как быть? Что делать?
(Раздумья над различными
жизненными ситуациями)

Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста

Текст № 1
По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная
пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить
скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на
память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе
редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с
обглоданной косточкой.
Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная
трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут
никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых
следов человеческого присутствия.
(И. А. Гончаров)
Текст № 2
Однажды Забавину понадобилось послать телеграмму в Архангельск, и он
пошел на метеостанцию, на которой, ему сказали, была рация. Станцию он
отыскал без труда по высокой радиомачте, от которой во все стороны к земле
были туго натянуты тросы.
Поднявшись на крыльцо, Забавин постучал. Ему никто не ответил. Тогда он
отворил дверь и вошел в дом. В комнате, в которую он попал, было еще три или
четыре двери. Одна из них вдруг распахнулась, и выглянул паренек-радист.
Увидев Забавина, он сделал подозрительное лицо.

Практическое задание на определение типа речи
Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из
текста
Текст№ 3
Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух,
как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что
не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак
общности людей по-прежнему язык.
Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как
птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком
владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но
проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до
конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык –
начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы
осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.
(В.Колесов)

Практическое задание на определение типа речи
Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами
из текста
Текст № 4
Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день
вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь
проникнутый
вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь,
как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.
Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и
прислонился к палисаднику.
Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы
успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный;
разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые
дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую
астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.
(И. С. Тургенев)

Проверь себя!

Сколько функциональных стилей вы знаете?
Перечислите их.
С какими стилями чаще всего встречаетесь и
какие используете в своей речи?

Слайд 2

Из истории слова

Stylos(гр.)- палочка для письма

Слайд 3

Стиль – функциональная разновидность литературного языка, особенности построения речи, словоупотребления.

Слайд 4

Прочитайте тексты, определите стиль речи

  • Слайд 5

    Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления.

    Слайд 6

    Мама, мама! Ты посмотри, какой сильный ветер, деревья так и гнутся к земле. -Пойдем, Машенька, скорее домой.

    Слайд 7

    Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистим закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли рокот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. А.П.Чехов

    Слайд 8

    ответы

    1. научный стиль 2. разговорный стиль 3. художественный стиль

    Слайд 9

    Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К.Паустовский

    Слайд 10

    Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. А.С.Пушкин

    Слайд 11

    Эпитеты Сравнения Олицетворения Метафоры Выразительные средства языка

    Слайд 12

    Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. А.С.Пушкин Эпитеты – образные определения

    Слайд 13

    Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над солнечной поляной. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим

    Слайд 14

    По пруду лебедем красным плавает тихий закат. Метафора – скрытое сравнение, сопоставление двух предметов, имеющих общую черту. С.Есенин

    Слайд 15

    Олицетворение – наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью. Спит черемуха в белой накидке С.Есенин.

    Слайд 16

    ОпределитевыразительныесредстваязыкавотрывкеизстихотворенияА.С.Пушкина«Зимнееутро».

    Вечор, ты помнишь,вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучимрачныежелтела, И тыпечальная сидела. олицетворение олицетворение сравнение эпитет эпитет

    Слайд 17

    Официально-деловой стиль

    Цель-точная передача деловой информации

    Слайд 18

    На месте пропусков напишите полное официальное название нашего государства.

    Наше государство – Российская Федерация. Закончите предложение: Столицей …является город…

    Слайд 19

    Публицистический стиль

    Publikus-лат. общественный

    Слайд 20

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентацию выполнила учитель-логопед (ГБОУ Казанская школа-интернат №7) Усманова Ф.А.

    СТИЛИ РЕЧИ

    Стиль – это выбор языковых средств, связанный с определенной сферой общественной деятельности, целью речевого общения и составом его носителей. Что такое стиль?

    СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ РАЗГОВОРНЫЙ НАУЧНЫЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    Официально-деловой стиль Сфера общения – общение граждан с учреждениями. Используется в документах, отчетах, заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах. Речевая ситуация – 1/много. Служит для передачи информации в сфере управления.

    Для официально-делового стиля характерно: четкость; неэмоциональность изложения; стандартизированные словосочетания; слова-термины; стилистически нейтральная лексика; лексика, отражающая официально-деловые отношения: пленум, сессия, решение; канцеляризмы: заслушать доклад, зачитать решение, входящий номер; основная форма речи – письменная.

    Научный стиль Сфера общения – научная деятельность (написание специальных учебников, научных статей, конспектов, курсовых работ). Речевая ситуация 1/много. Назначение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях.

    Для научного стиля характерно: четкость и логичность изложения; доказательность; отсутствие выражения эмоций; терминологическая лексика: - технические термины: центрифуга; - медицинские термины: рентген; - лингвистические термины: суффикс; - экономические термины: бартер; основная форма речи – письменная.

    Публицистический стиль Сфера общения – агитационно-массовая деятельность, информационные или аналитические передачи по телевидению и радио, выступления на собраниях, статьи в газетах. Речевая ситуация – 1/много. Используется для определенного воздействия на мысли или чувства людей, с целью заинтересовать их или в чем-либо убедить.

    Для публицистического стиля характерно: информативность; доказательность; книжная лексика: позиция, сущность, явление; оценочная лексика; отвлеченные слова с общественно-политическим значением: гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый; выразительность и эмоциональность; эмоционально-экспрессивная оценка; основная форма речи – письменная и устная.

    Художественный стиль Сфера общения – художественные произведения: роман, рассказ, поэма, новелла, стихотворение, повесть, эссе, баллада. Речевая ситуация 1/много. Основная функция – эстетическая.

    Для художественного стиля характерно: образность; книжная лексика: высокие слова, которые придают речи торжественность; оценочная лексика; эмоционально-экспрессивная оценка: прекраснодушие, донкихотство – положительная оценка; педантичный, манерность, личина, продажный – отрицательная оценка; авторская индивидуальность; основная форма речи – письменная.

    Разговорный стиль Сфера общения – общение людей в быту, беседы в семье, выяснение отношений, обсуждение планов, дружеское общение. Речевая ситуация 1/1. Используется при неофициальном бытовом, повседневном общении между людьми в заранее не подготовленной устной речи.

    Для разговорного стиля характерно: неполнота выражения и эмоциональность; разговорно-бытовые слова и формы: братец, сестрица, вымахал, прыг; оценочная лексика; ярко выражена стилистическая окраска: дочурка, отличный, прекрасный, чудесный, превосходный, скверный, гадкий, наглый; сниженные слова, которые находятся за пределами литературной лексики; основная форма речи – устная.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

    Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

    Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...

    Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

    Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...