Характеристика деятельности библиотеки

Педагогические работники 36

Прочие 6

Основные показатели работы

Количество читателей - 537
Количество посещений - 2589
Количество книговыдач - 7211
Читаемость - 14

Посещаемость - 5

Обращаемость - 1

Книгообеспеченность - 12

Сравнительный анализ систематического чтения

посещений

Посещаемость

книговыдач

Читаемость

Обращаемость

Анализ читательских формуляров показал, что учащиеся 1-4 классов регулярно посещали библиотеку, в основном читают детскую периодику. Библиотека остро нуждается в современных детских изданиях художественной и научно-популярной литературы . Читаклассов читают только программные произведения по литературе. Самая низкая посещаемость в 5-8 классах, это обусловливается тем, что учебники литературы , как правило, содержат тексты всех программных произведений и у многих детей имеются компьютеры и выход в Интернет.

Работа с библиотечным фондом

Характеристика базовых элементов библиотеки

Книжный фонд 13841 экз.

Учебный фонд 7321 экз.

Основной фонд 6520 экз.

Периодические издания 19 наименований наименований

Для учителей 15 наименований

Для учащихся 12 наименований

Для учителей 8

Для учащихся 12 наименований

Контингент пользователей

Для учащихся 11

Сравнительная характеристика базовых элементов библиотеки

Учебный год

Книжный фонд

Учебный фонд

Основной фонд

Периодические издания

для учителей

для учащихся

Основной фонд

Фонд библиотеки укомплектован учебной, программной художественной, отраслевой, справочной литературой и разделен на группы:

Для младшего школьного возраста (1-4 классы);

Для среднего школьного возраста (5-8 классы);

Для старшего школьного возраста (9-11 классы);

Фонд периодических изданий

Фонд учебной литературы с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса и ФП учебников.

Создается фонд медиа и видеотеки. Аудиовизуальные материалы выдаются только в читальном зале и учителям, т. к. при приеме этих документов от читателей необходима тщательная проверка сохранности качества материалов, на это уходит много времени.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется документация (инвентарные книги № 1-10, книга суммарного учета, тетрадь учета книг, принятых от читателей в дар, тетрадь учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных, документы списания, папка приходных накладных). Записи в документах проводятся своевременно.

Фонд библиотеки расставлен в соответствии с новой ББК, технически обработан. Хочется отметить, что в последние три года основной фонд библиотеки незначительно (337 экз.), но все же пополнился. Стало хорошей традицией проводить акции «Подари книгу или учебник школе», выпускники школы дарят библиотеке книги. И все же художественный фонд библиотеки не удовлетворяет потребностям читателей. О качестве сформированности фонда говорит показатель - обращаемость, который очень низкий (1), достаточно далек от нормы.

Периодика

В библиотеке оформлена подписка периодических изданий на 2013 год. Выписано 19 наименования на сумму 19977,30 рублей:

8 наименований для учителей

11 наименований для учащихся

Из выписанных детских изданий: газета «Добрая дорога детства», журналы «Спасайкин», «Путешествие на зеленый свет», «Чудеса и приключения» и другие. На протяжении многих лет библиотека выписывает «Кубанские новости», «Свет Маяков», «Кубанская школа», «Учительская газета», «Справочник руководителя образовательного учреждения» и другие.

Учебный фонд

Работа с учебниками занимает большую часть рабочего времени школьного библиотекаря. Учебный фонд включает 7321 экз. на сумму 23 рублей.

Фонд учебной литературы комплектуется за средства краевых субвенций. Для 100 % обеспечения учащихся бесплатными учебниками на 2012/2013 учебный год школа приобрела за счет краевых субвенций 1022 экз. учебников на сумму 75 рублей.

Приобретение учебников за средства краевых субвенций

Учебный год

Количество

На начало нового 2013/2014 учебного года обеспеченность бесплатными учебниками по школе – 100%.

Учебный год

Количество

учащихся

Количество

учебников

обеспеченности

учебниками

Сравнительный анализ обеспеченности бесплатными учебниками

Важнейшим условием правильного выбора учебной литературы является своевременная совместная проработка «Бланка заказа ФП учебников» библиотекарем и учителями- предметниками. Для этого проанализировала имеющийся в наличии библиотеки учебный фонд с целью недопущения невостребованных учебников в новом учебном году, было проведено совещание в педагогическом коллективе по вопросу заказа ФП учебников. Предоставила полную информацию о перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в 2учебном году. Всю эту работу проделали в марте. В апреле было проведено повторное совещание, на котором библиотекарь довела до сведения учителей списки учебников за средства краевого бюджета.

На этом совещании постановили, что классные руководители должны довести до сведения родителей и учащихся списки бесплатных учебников. Был оформлен стенд «Информация об учебниках на учебный год», на котором указаны все сведения об учебниках на новый учебный год:

Список ФП учебников на учебный год, утвержденный директором школы;

Сведения об учебниках, приобретаемых на 20учебный год;

Сведения об учебниках библиотечного фонда;

Графики сдачи и выдачи учебников.

В мае были проведены классные родительские собрания, на которых библиотекарь довела до сведения родителей списки бесплатных учебников, а также списки учащихся, которые получают в первую очередь учебники (многодетные и малообеспеченные семьи, сироты, опекаемые).

В конце учебного года учебники по графику сдаются в библиотеку. После сдачи учебников, в последних числах мая, библиотекарь выдает имеющиеся учебники учителям 1-4 классов. Учащиеся 5-11 классов получают учебники с 5 июня . Количество выданных учебников отмечается в формуляре (на учебники отдельные), где за каждый учебник учащиеся расписываются.

Разработаны единые требования к учащимся по использованию и сохранности учебников. Каждую четверть проводятся рейды по классам с проверкой состояния школьных учебников. Результаты проверок учитываются при подведении общих итогов соревнования на лучший класс.

Процесс учета библиотечного фонда школьных учебников включает прием, штемпелевание, регистрацию поступления, распределение по классам, перемещение учебников, их выбытие, а также подведение итогов движения фонда и его проверку. Всю эту работу в школе ведет библиотекарь. Учет учебников осуществляется групповым способом и ведется в Книге учета библиотечного фонда школьных учебников, а также на каталожных карточках в Картотеке школьных учебников. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников расставляются по классам, а внутри классов – по предметам. Учебный фонд библиотеки весь внесен в электронный каталог. На резервный фонд учебников составлена картотека.

Справочно–библиографическая работа

В целях воспитания информационно-библиографической культуры проводятся библиотечные уроки согласно плану. Велась следующая справочно-библиографическая работа:

ознакомление пользователей с минимум библиотечно-библиографических знаний,

знакомство с правилами пользования библиотекой, с расстановкой фонда,

ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со

справочными изданиями и т. д. Проведено 11 библиотечных уроков, 1 массовое мероприятие.

Наиболее успешно прошли следующие: «Будь здорова, книжка!», «Как читать книги», «История создания книги».

В библиотеке имеется алфавитный и систематический каталоги. Продолжается работа по формированию электронного каталога.

Ведется работа с тематическими картотеками:

- «Прочти в газетах и журналах»;

- «Знай свой край»;

- «За страницами школьного учебника»;

- «Семья и школа»;

- «Библиотека любознательного читателя».

Воспитательная работа

Общее количество мероприятий 77

Книжные выставки 18

Обзоров 21

Библиотечные уроки 11

Викторин 9

Конкурсы рисунков 4

Громкие чтения 8

Утренников 1

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке», а также «Правилами пользования библиотекой» (утверждены 10.01.12г.) В целях учета библиотечно-библиографического обслуживания ведется «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, количестве посещений, объеме книговыдач и распределение по отраслям знаний.

За год от читателей поступило 22 запроса различного характера. Учет запросов ведется в тетради. В большинстве своем справки выдавались при подготовке рефератов и докладов к урокам, внеклассных занятий, педсоветов.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки, которые оформлялись к юбилейным и знаменательным датам. Также имеются постоянно действующие выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой: «Внимание! Экзамены!», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы за здоровый образ жизни», «Край наш кубанский» и другие.

Наиболее значимыми и удачными мероприятиями, которые организовала библиотека, стали следующие:

Турнир знатоков родного края «Земля, на которой мы живем и которой мы гордимся» среди учащихся 6 классов . Лучшие знатоки – Логачев Д. 6 «А», Карапетян Л. 6 «А», Дмитрячкова В. 6 «Б».

- э кологическая игра «Сохраним планету голубой и зелёной» для 4 классов в рамках Года охраны окружающей среды . Победителями стали Клесунова Э. 4 «А», Караваев В. 4 «Б» и Пелих К. 4 «Б» класс.

Пушкинский турнир «На солнечной полянке Лукоморья» между ребятами 5-х классов. Лучшие знатоки сказок: ученики 5 «А» класса Берёзкин С., и Дрожжина В.

К 100-летию со дня рождения и дню рождения было приурочено мероприятие «Поэты из страны детства».Самые активные участники получили призы и грамоты: Башарина М. 1 «А», Шахян М. 1 «А», Андриянов В. 2 «А», Малых М. 2 «А», Шахян А. 2 «Б », Магомедова А. 3 «А».

При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям умело использовали возможности библиотеки такие учителя, как, Волковская активно пропагандировали книжный фонд, давая ребятам задания, выполнение которых автоматически влекло за собой работу с книгой или другими источниками информации.

В течение всего учебного года библиотекарю большую помощь оказывал библиотечный актив. Активом библиотеки проводились рейды по сохранности учебников, была оказана

помощь в проведении Недели детской и юношеской книги, организована

Книжкина больница. Помогали ребята оформлять вновь поступившую литературу, расставлять фонд, подшивать газеты.

Информационная работа

Велась совместная работа с педперсоналом по составлению заказа на учебно-методическую

литературу. Делался подбор документов в помощь проведению предметных недель и других

общешкольных и классных мероприятий. Велись информационное обслуживание обучающихся

на абонементе, подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений, подбор

литературы при подготовке к экзаменам.

Для всеобщего ознакомления составлен библиографический список учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, был сделан отчет перед родительской общественностью о новых учебниках, приобретенных за счет краевых субвенций.

Общие выводы: К сожалению, не все, что было запланировано, удалось выполнить. Библиотечные уроки были проведены, но часто их проведение не соответствовало срокам в плане, не всегда удавалось оказать помощь в выдаче литературы по программе из-за отсутствия в фонде.

Низкие количественные показатели выдачи книг объясняются тем, что у детей среднего и старшего звена снижается интерес к чтению. У детей начального звена формируется потребность к чтению, но библиотека не может удовлетворить в полной мере запросы читателей, т. к. остро нуждается в современных печатных изданиях художественной и научно-популярной литературы. Учащимся начальных классов не хватает ярких, красочных книг. Те, что имеются в библиотеке, находятся в неудовлетворительном состоянии. Также причинами снижения интереса к чтению являются увлечение компьютером и Интернет. Учебной литературой учащиеся обеспечены полностью.

Для повышения эффективности работы школьной библиотеки по привитию учащимся интереса к чтению и книге необходимо в учебном году:

1. Изучить читательские интересы учащихся 5-9 классов через анкетирование и анализ читательских формуляров школьной и сельской библиотеки.

2. Активизировать читательские интересы учащихся 5-8 классов.

3. Повысить роль классных руководителей, учителей-предметников, семьи в воспитании интереса к чтению и книге.

4. Комплектовать основной фонд библиотеки с учетом читательских спросов.

5. Для пропаганды библиотеки и книги оформить библиотечные стенды, обновить рекомендательные списки литературы.

6. Списать морально устаревшие и неиспользуемые учебники.

7. Обеспечить учащихся бесплатными учебниками на 100%.

Как написать характеристику. Что такое Характеристика работника

Характеристика - это официальный документ с отзывом о служебной, общественной деятельности определенного человека. Характеристика представляет собой краткое описание трудового пути работника, его деловых и нравственных качеств, его трудовой и общественной деятельности. Любой соискатель, имея грамотно составленную характеристику с предыдущего места работы, может претендовать на высокооплачиваемую конкурентную вакансию. Характеристика составляется представителем администрации и подписывается руководителем предприятия, заверяется печатью.
Характеристика составляется представителем администрации и подписывается руководителем предприятия, заверяется печатью. Лицо, подписавшее
характеристику, несет ответственность за ее достоверность. Характеристика в основном состоит из следующих сведений:

1) имя, отчество и фамилия сотрудника;
2) дата рождения;
3) образование, полученное сотрудником, какие учебные заведения где и
когда окончил;
4) место работы, откуда предоставляется характеристика, с указанием
должностей, которые занимал сотрудник за время работы в данной
организации, и обязанности, которые должен был выполнять он на этих
должностях;
5) отображаются положительные качества работника (деловые и личные);
даются сведения о наградах и поощрениях;
6) сведения о курсах повышения квалификации, которые проходил сотрудник, а
также об участии его в проектах компании;
7) указывается, для каких целей и для какой организации дается
характеристика.

И тут следует отметить, что в зависимости от цели составления и использования, характеристика работника подразделяется на:
- внутренняя характеристика работника - предназначенная для использования внутри организации;
- внешняя характеристика работника - составляемая по запросам сторонних (относительно организации) субъектов и предназначенные для применения за пределами организации.

Образец характеристики
Образец характеристики сотрудника (водитель)
Образец характеристики сотрудника (бухгалтер)
Образец характеристика работника (общий шаблон)
Производственная характеристика

Внутренняя Характеристика работника
Внутренняя характеристика работника составляется в определённых случаях и основания составления подобных характеристик должны быть определены в локальных нормативных актах.

Внутренняя характеристика работника составляется (преимущественно) в следующих случаях:
при решении вопросов о переводах на вакантные должности,
о применении мер поощрения или дисциплинарного воздействия,
об определении соответствия работника занимаемой должности или
выполняемой работе (в ходе аттестации),
о поручении работнику новых обязанностей (например, руководства новым
проектом),
о направлении в длительную и ответственную служебную командировку и т.д.

Внутренняя характеристика работника оформляется и составляется исходя из общих правил и рекомендаций. Однако во внутренних характеристиках больший акцент должен быть сделан на трудовой деятельности работника.
В зависимости от цели составления характеристики в ней помимо качеств работника могут приводиться оценка творческого потенциала работника, выводы о его стремлениях, ожиданиях и притязаниях (например, на карьерный рост), рекомендации по использованию его качеств и т.д.

Нередко внутренняя характеристика работника является составной частью других документов, например, представлений. Так как внутренняя характеристика работника составляется исключительно для внутреннего пользования, то указывать в ней место представления не нужно.
В некоторых случаях возникает необходимость в указании должностного лица, по просьбе (требованию) которого составлена характеристика.

Внешняя Характеристика работника
Внешняя характеристика работника составляется по просьбе самого работника (для представления по месту запроса), требованиям государственных и иных органов, сторонних организаций. Внешняя характеристика работника составляется (преимущественно) в следующих случаях:
решение бытовых вопросов - к ним можно отнести: поступление работника в
учебное заведение, получение кредита и прочее;
решение вопросов, связанных с принятием в отношении работника государственным (в т.ч. юрисдикционным) или муниципальным органом
властного решения - к ним можно отнести: о выдаче различных разрешений, применении в отношении работника мер государственного воздействия (награждения или наказания) и прочее.

Наиболее сложным для сотрудника кадровой службы является составление внешней характеристики работника, затребованной адвокатами, органами (должностными лицами), в производстве которых находится дело о правонарушении, совершение которого вменяется работнику, судами (судьями).

Во всех случаях привлечения работника к административной или уголовной ответственности суд и орган, уполномоченный на применение административных наказаний, при разрешении дела и назначении наказания должны учитывать личность виновного, его имущественное положение и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для этого они наделены правом истребовать сведения, характеризующие работника, его семейное и имущественное положение, другие. В большинстве случаев в документах с требованиями представить необходимые сведения не указывается, какая именно информация нужна суду или иному юрисдикционному органу. Ввиду этого, сотрудник кадровой службы в лучшем случае может посоветоваться с адвокатом или самим работником, а в худшем - должен самостоятельно определить, какие сведения необходимы запрашивающему внешнюю характеристику работника.

Как написать характеристику сотрудника
Как написать характеристику сотрудника? Что необходимо указать в характеристике сотрудника? Этими вопросом задаются многие кадровики при возникновении подобной необходимости.

Несмотря на то, что для написания характеристики не существует формальных, официальных бланков, не нужно "изобретать велосипед"! поскольку существует определённый стандарт, придерживаясь которого, можно составить грамотную характеристику сотрудника.

Во первых , необходимо решить: для каких целей составляется характеристика сотрудника?
Во вторых , не стоит забывать, что характеристика сотрудника при написании имеет ряд существенных отличий от написания того же самого рекомендательного письма, для потенциального работодателя сотрудника.

Как правило, в характеристике сотрудника приводится оценка работника как специалиста, оценка его профессиональной деятельности, деловых и личных качеств.

Характеристика сотрудника излагается от 3-го лица настоящего или прошедшего времени (окончил, работал, выполняет, имеет). Оформляется характеристика сотрудника на стандартных листах бумаги формата А4, подписывается, как правило, несколькими лицами, например руководителем (или заместителем) организации и руководителем службы персонала (или руководителем подразделения, в котором работает работник).

Характеристика сотрудника состоит из нескольких частей:
заголовочная часть;
анкетные данные о сотруднике;
данные о трудовой деятельности сотрудника;
оценка деловых и личных качеств сотрудника;
заключительная часть.

Итак, обо всём по порядку.

В заголовочной части характеристики сотрудника указывается:
название документа (ХАРАКТЕРИСТИКА),
название организации,
должность сотрудника,
фамилию, имя, отчество работника (полностью).

В анкетных данных характеристики сотрудника указывается:
фамилию, инициалы работника (имя и отчество полностью уже можно не повторять),
год рождения,
образование (при этом указывается, какие учебные заведения, где и когда
окончил работник), специальность (профессию), ученую степень и звание (если они имеются).
Как правило, эта часть характеристики оформляется как первый абзац текста.

В данных о трудовой деятельности сотрудника указывается характеристика трудовой деятельности работника:
с какого года и в какой должности начал свою трудовую деятельность
работник в данной организации (допускается указывать, в каких
организациях и на каких должностях работник работал до поступления в данную организацию),
указывается, на какие должности и в какие подразделения переводился работник, то есть дается краткая информация о его карьерном росте,
в этой же части содержится характеристика результатов трудовой деятельности работника: перечисляются наиболее значимые результаты его работы (какими работами руководил или в каких работах принимал участие,
какие работы выполнил самостоятельно), здесь же могут даваться сведения о повышении квалификации, получении дополнительного образования, второй профессии, переквалификации и др.

В качестве деловых и личных качеств сотрудника указывается оценка профессиональной компетентности работника, его деловых качеств,
работоспособности, психологических и этических качеств:
Оценивая профессиональную компетентность работника, следует обратить внимание на наличие у него опыта, уровень его профессиональных знаний,
знание законодательных и иных нормативных правовых документов, эрудицию, наличие интереса к зарубежному опыту, способность к самообразованию, знание собственных прав и обязанностей и др.

Деловые качества работника проявляются в его способности устанавливать и поддерживать деловые отношения с коллегами, руководством, сотрудниками других компаний; в способности осуществлять руководящие функции или вести аналитическую работу, заниматься планированием работы, осуществлять контроль за выполнением работ и др.

Работоспособность работника оценивается по тому, насколько активен он при выполнении порученных обязанностей, по умению организовывать трудовой процесс и выполнять работу качественно и в установленные сроки, по поведению в сложных ситуациях, по способности брать на себя
ответственность за результаты работы, по эффективности принимаемых решений или результатов работы.

Личные качества работника проявляются в его взаимоотношениях с коллегами (доброжелательность, коммуникабельность), в уровне общей культуры
работника, его психологических качествах. В этой же части характеристики дается информация о формах поощрения работника, имеющихся у него наградах или взысканиях.

Оценивая качества работника, очень важно правильно расставить акценты, по возможности точно определить уровень знаний и навыков работника.
Естественно, что в одном случае уровень знаний, опыта, навыков можно оценить как «очень хороший» или «высокий» (например, имеет большой опыт, имеет высокий уровень знаний, обладает глубокими знаниями), в другом случае как «достаточный» (например, имеет достаточный опыт, имеет
достаточные знания), в третьем случае как «не очень достаточный», «небольшой» (например, недостаточно хорошо знаком с вопросами…, имеет недостаточно глубокие знания…), в четвертом случае как «отсутствие знаний, опыта, навыков и т.д. (например, не имеет опыта в области…, не обладает навыками… и др.).

В заключительной части характеристики сотрудника указывается цель составления характеристики (характеристика составлена для представления в…).

Характеристика сотрудника может подписываться и одним лицом – руководителем организации, в этом случае необходимо, чтобы на экземпляре характеристики, остающемся в организации, были визы руководителя подразделения, в котором работает сотрудник, и руководителя службы персонала. Подписи удостоверяются печатью организации. Дата выдачи характеристики проставляется внизу, под подписями слева. Характеристика составляется в двух экземплярах: один для передачи (отправки) по назначению, второй (копия) остается в организации.

Работник библиотеки, специалист в области художественной, научно-популярной, специальной литературы.

Должностные обязанности

В культурно-просветительных учреждениях обеспечивает подбор необходимой читателям литературы, быстрое выполнение их заявок. Выдает литературу по абонементу и в читальные залы, изучает запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы. Участвует в комплектовании фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов, в работе по учету и хранению фонда, в пропаганде книг, в научно-исследовательской и научно-методической работе библиотеки. Проводит индивидуальную беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов, организует тематические литературные конференции, книжные выставки, комплектует книжный фонд, ведет учет библиотечного фонда и др. Библиотекарь должен знать содержание художественной, научно-популярной, специальной литературы, методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок и т.д., правила учета и обработки книжного фонда. Профессионально важные качества библиотекаря: высокие коммуникативные способности, такт, эмоциональная выдержка, хорошая память.

Квалификационные требования

Библиотечный техникум или соответствующий факультет института культуры.

Характеристика библиотекаря NN NN работает в МУК ЦБС с. . . года - библиотекарем библиотеки - филиала N. Имеет высшее педагогическое образование, в. . . году закончила АГПИ им. Гайдара. NN за время работы в библиотеке - филиале N проявила себя как...

Характеристика библиотекаря NN NN работает в МУК ЦБС с. . . года - библиотекарем библиотеки - филиала N. Имеет высшее педагогическое образование, в. . . году закончила АГПИ им. Гайдара. NN за время работы в библиотеке - филиале N проявила себя как человек, стремящийся в полном объеме овладеть тонкостями библиотечной деятельности. Она посещает ежемесячную учебу, учебу для молодых специалистов, регулярно занимается самообразованием. Полученные знания активно применяет в работе. Работая библиотекарем абонемента, NN быстро и качественно выполняет информационные запросы пользователей библиотеки, ведет информационно - библиографическую работу (по ее инициативе создано 5 картотек и начато ведение тематических папок-накопителей). Она находит общий язык с читателями любого возраста, особенно с детьми и их родителями, активно работает по привлечению новых читателей, обслуживает инвалидов и пенсионеров на дому. NN принимала участие в проектной деятельности библиотеки-филиала: в подготов

Характеристика библиотекаря NN NN работает в МУК ЦБС с. . . года - библиотекарем библиотеки - филиала N. Имеет высшее педагогическое образование, в. . . году закончила АГПИ им. Гайдара. NN за время работы в библиотеке - филиале N проявила себя как человек, стремящийся в полном объеме овладеть тонкостями библиотечной деятельности. Она посещает ежемесячную учебу, учебу для молодых специалистов, регулярно занимается самообразованием. Полученные знания активно применяет в работе. Работая библиотекарем абонемента, NN быстро и качественно выполняет информационные запросы пользователей библиотеки, ведет информационно - библиографическую работу (по ее инициативе создано 5 картотек и начато ведение тематических папок-накопителей). Она находит общий язык с читателями любого возраста, особенно с детьми и их родителями, активно работает по привлечению новых читателей, обслуживает инвалидов и пенсионеров на дому. NN принимала участие в проектной деятельности библиотеки-филиала: в подготовке и реализации проекта «Материнское чтение», который стал победителем городского конкурса "Творческая инициатива". NN активно сотрудничает с учреждениями нашего города: МОУ СОШ №7,10,13, лицей, КОС №10, клуб «Мечтатель». За последние полтора года она подготовила и проведела более 30 обзоров, игр, викторин, литературных часов. Ею разработаны инновационные формы работы с детьми: Игровая неделя, День рождения С. Я. Маршака в библиотеке, Вопросный день. Все мероприятия отличаются высоким профессиональным уровнем, актуальностью и эффективностью. NN - дисциплинированный сотрудник, точно и в срок выполняет все указания, прислушивается к пожеланиям и рекомендациям коллег. Критично относится к себе и оценке своей деятельности. NN пользуется уважением коллектива в силу ответственного и творческого отношения к своим служебным обязанностям. Проявляет сознательность, заинтересованность в результатах труда, требования трудовой дисциплины не нарушает. NN вежлива, тактична, доброжелательна и с читателями, и с коллегами по работе. В полной мере владеет этикой библиотечного работника. NN награждена за последние два года: - Благодарственным письмом КОСа №10 за активное сотрудничество в работе с неорганизованными детьми. - Благодарственным письмом администрации МОУ СОШ №13 за активное сотрудничество в деле образования подрастающего поколения. - Благодарственным письмом Департамента культуры за активную работу по привлечению детей к чтению по итогам работы за 2007 год. Заведующая библиотекой-филиалом N Сведения об образовании и работе

За время работы в библиотеке NN досконально изучила фонд, хорошо ориентируется в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, что позволяет ей квалифицированно выполнять запросы читателей любой сложности оперативно и качественно. Хорошее знание фонда и запросов читателей позволяет ей активно участвовать в комплектовании фонда. Она – профессионал высокого класса, так как профессиональные знания подкреплены у нее практикой работы и любовью к своему делу. NN может работать во всех подразделениях библиотеки, знает специфику каждого из них. Много занималась внедрением в практику работы ЦБС дополнительных платных услуг, активно занимается массовой работой, особо удаются ей информационные и экспозиционные формы. NN – прирожденный методист. Она отличается творческим подходом к работе, восприимчива к инновациям в библиотечном деле и активно воплощает их в жизнь. Она участвовала в разработке всех долгосрочных программ МУК ЦБС, является одним из авторов проектов, получивших гранты на конкурсах социальных проектов: перечисление. NN – автор программы профессионального обучения «название», которая успешно реализуется в МУК ЦБС. Мероприятия проходят с присущей NN выдумкой, оригинальностью и высоким профессионализмом. Она не только учит, но и учится сама: за последнее время активно осваивает компьютер и его возможности в библиотечном деле. Своей главной задачей она видит обучение и развитие персонала, поэтому очень много времени она уделяет мониторингу состояния коллектива, профессиональному, эмоциональному, психологическому. NN много сделала для формирования корпоративной культуры коллектива: стали легендарными придуманные ею годовые отчетные совещания. За отчетный период NN активно занималась разработкой нормативной и документной базой ЦБС: созданы пакеты документов по аттестации библиотечных работников, новые должностные инструкции, памятки по стандартам и стандартизации, библиографии, массовой работе и тд. За последний год в ЦБС активизировалась издательская деятельность, в этом главную роль сыграла NN. Ею выпущено несколько дайджестов различной тематики, обобщен опыт работы библиотек системы в нескольких методических пособиях, а ее «Журнальные столики» пользуются заслуженной популярностью не только у библиотекарей. NN обладает такими личными качествами как трудолюбие, творчество, добросовестность, ответственность, принципиальность и некоторая педантичность. Такое сочетание личных качеств и еще умение реально оценивать способности и возможности людей, организаторские способности сделали ее «человеком на своем месте», стопроцентным методистом. Награждена - перечисление

А ттестация - важнейшее направление работы по формированию персонала и основной компонент кадровой политики библиотеки, ориентированной на качественные изменения и инновационное развитие. Это эффективно действующий инструмент, позволяющий работодателю, т.е. администрации библиотеки, на основе оценки уровня знаний, умений, теоретических и практических навыков, деловых качеств, детального анализа результатов трудовой деятельности работников определить наличие у них достаточной квалификации.

Задачи проведения аттестации :

· установление соответствия работников занимаемой должности;

· формирование высококвалифицированного кадрового состава;

· обеспечение возможности обоснованного передвижения кадров;

· стимулирование роста профессионализма и уровня знаний сотрудников;

· определение необходимости повышения квалификации работников.

В современных условиях в библиотеках проводится как традиционная аттестация, так и удалённая.

При традиционной аттестации акцент делается на изучение документации (представлений-характеристик на работников, их должностных инструкций и отчётов), а также на проведение предварительного тестирования и собеседования.

Для удалённой аттестации Министерством культуры РФ разработана специальная компьютерная система, позволяющая объективно оценить степень общей и профессиональной подготовки работников библиотек по итогам выполнения тестовых заданий.

Каждая библиотека вне зависимости от своего статуса, социального назначения, типа и вида, местонахождения либо принимает собственные программы традиционной аттестации, либо проводит удалённую аттестацию.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В БИБЛИОТЕКЕ

О бщий порядок проведения аттестации для работников различных организаций устанавливается Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ и иными подзаконными актами, содержащими нормы трудового права, а также локальными нормативными актами библиотек, принимаемыми с учётом мнения представительного органа работников. При этом отмечается, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации подтверждается результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81).

Федеральным законом «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ определено, что работники библиотек подлежат периодической аттестации (ст. 26).

Приказом Министерства культуры РФ «Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек» от 24 июня 2016 г. № 1435 установлены правила проведения аттестации. Документ вступил в силу 30 августа 2016 г. и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также на официальном сайте Министерства культуры РФ (http://mkrf.ru/documents/orders/detail.php?ID=1115236).

Согласно данному Порядку аттестация проводится в целях определения соответствия работников занимаемым должностям и квалификации. Отмечается, что аттестация призвана способствовать повышению профессионального уровня работников библиотек, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права быть назначенным на должность при сокращении численности или штата работников, а также вопросов, касающихся изменения условий оплаты их труда (п. 2).

ВИДЫ АТТЕСТАЦИИ И ИХ ПЕРИОДИЧНОСТЬ

В Порядке определены следующие виды аттестации: очередная и внеочередная (п. 6).

Первая проводится с периодичностью раз в пять лет с целью подтверждения соответствия работников библиотек занимаемым должностям. Вторая - до истечения пяти лет после проведения предыдущей аттестации по решению руководителя организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях, после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей и (или) изменении условий оплаты труда.

А ттестацию проходят работники библиотек, занимающие должности, которые соответствуют позициям, включённым в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. № 251н.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учётом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знания нормативных правовых актов и других документов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, и требования к прохождению повышения квалификации.

В Единый квалификационный справочник включены традиционные должности: библиотекарь и библиограф, а также введены новые, например: библиотекарь-каталогизатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда, специалист по учётно-хранительской документации, специалист по превентивной консервации библиотечных фондов, специалист по массовой консервации библиотечных фондов, специалист по библиотечно-выставочной работе, методист централизованной библиотечной системы, библиотеки, редактор централизованной библиотечной системы, библиотеки и др.

Так, за библиотекарем закреплены следующие должностные обязанности: он выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учёт, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов), принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

Библиотекарь должен знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела, основы библиотечного дела и библиографии, основные библиотечные технологические процессы; формы и методы индивидуальной и массовой работы с читателями, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

В справочнике приводятся следующие основные должности библиотекарей и требования к их квалификации.

Ведущий библиотекарь - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее трёх лет.

Библиотекарь I категории - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее трёх лет.

Библиотекарь II категории - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее трёх лет.

Библиотекарь - среднее профессиональное или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

Библиотекарь-каталогизатор обеспечивает составление библиографического описания документа и формирование точек доступа, индексирование содержания классификационными индексами, предметными рубриками и ключевыми словами в соответствии с установленными стандартами и правилами. Осуществляет работы по организации и ведению карточных и электронных каталогов, включая их редактирование.

Библиотекарь-каталогизатор должен знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы в сферах библиотечного и архивного дела, информации, ИТ и защиты информации, авторских и смежных прав; порядок формирования, научной обработки и раскрытия, обеспечения сохранности, учёта фонда документов библиотеки; теоретические и практические методы обработки информации с использованием современных технологий; стандарты и нормы, форматы и стандартизированные процедуры, относящиеся к описанию, презентации и передаче контента, включая стандарты ИСО (Международной организации по стандартизации) и других международных организаций; отечественные и зарубежные достижения в области библиотечного дела; нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности библиотечных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Основные требования к квалификации библиотекаря-каталогизатора следующие.

Библиотекарь-каталогизатор I категории - высшее профессиональное образование по специальностям «Библиотечно-информационные ресурсы», «Библиотечно-информационная деятельность» и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора II категории не менее трёх лет.

Библиотекарь-каталогизатор II категории - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотековедение» и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора не менее трёх лет.

Библиотекарь-каталогизатор - среднее профессиональное либо среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

Отметим, что требования к квалификации библиотечных работников, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей по занимаемой должности, определяются также:

· трудовым договором;

· должностной инструкцией;

· локальными нормативными актами библиотеки;

· профессиональными стандартами, утверждёнными Министерством культуры РФ.

В соответствии с Порядком проведения периодической аттестации работников библиотек от аттестации освобождаются следующие категории работников (п. 33):

· проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

· беременные женщины;

· женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

· работники в течение года с момента окончания повышения квалификации или переподготовки.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ также не подлежат аттестации работники:

· окончившие государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и принятые на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;

· в возрасте до 18 лет;

· с которыми заключены срочные трудовые договоры сроком до двух лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

П роведение периодической аттестации работников библиотек в соответствии с Порядком должно осуществляться аттестационной комиссией, которая является совещательным органом и действует на общественных началах (п. 15).

В аттестационную комиссию входят председатель, его заместитель, секретарь и члены, каковыми, как правило, являются:

· заместитель директора библиотеки;

· руководители структурных подразделений;

· ведущие специалисты библиотеки;

· специалист по кадрам, юрист, председатель профсоюзной организации (при наличии);

· иные работники.

Особо необходимо отметить, что при наличии выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации Порядком предусмотрено обязательное включение в состав аттестационной комиссии его представителя (п. 10). Также установлено, что по согласованию с учредителем в состав аттестационной комиссии могут включаться представители учредителя (п. 11), каковыми для большинства библиотек являются исполнительные органы государственной власти или субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты или комитеты культуры), органы местного самоуправления (комиссии и отделы по культуре при администрации соответствующего муниципального образования).

Порядок проведения периодической аттестации работников библиотек предусматривает право работодателя, т.е. администрации библиотеки, привлекать к работе аттестационной комиссии независимых экспертов, иных высококвалифицированных специалистов из других организаций соответствующего профиля по специальности аттестуемых работников. При этом указанные лица в состав аттестационной комиссии не включаются (п. 12).

На первом заседании аттестационной комиссии избираются:

· председатель комиссии (обычно заместитель директора библиотеки);

· заместитель председателя из числа членов комиссии;

· секретарь.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые решения (п. 14).

Для проведения аттестации в каждой библиотеке необходимо подготовить локальные нормативные акты (п. 7):

· положение о проведении аттестации и формировании аттестационной комиссии;

· график проведения аттестации;

· списки аттестуемых работников;

· документы на каждого работника - представление, т.е. письменный отзыв или характеристику, и аттестационный лист предварительной оценки профессиональных и деловых качеств.

Положение о проведении аттестации и формировании аттестационной комиссии является основным локальным нормативным актом. В нём устанавливаются сроки и формы проведения аттестации, состав аттестационной комиссии и порядок её создания, категории работников, аттестуемых и не подлежащих аттестации, критерии оценки работников, система определения соответствия работника занимаемой должности путём проставления соответствующих оценок и/или баллов, количество или процент правильных ответов, определяющих успешное прохождение работником аттестации, виды решений, принимаемых по результатам аттестации, и правила их принятия, а также иные положения, способствующие, по мнению работодателя, наиболее эффективному проведению аттестации.

В положении должны быть предусмотрены чёткие и ясные критерии, позволяющие объективно оценить деловые качества работников, их знания, умения, теоретические и практические навыки. Оно разрабатывается службой по управлению персоналом совместно с администрацией библиотеки.

Примерная структура положения о проведении аттестации и формировании аттестационной комиссии

· Общие положения

· Подготовка и обеспечение аттестации

· Аттестационная комиссия, её полномочия и организация работы

· Порядок проведения аттестации

· Реализация результатов аттестации

· Заключительные положения

С положением необходимо под подпись ознакомить сотрудников библиотеки, которые будут проходить аттестацию.

В соответствии с Порядком в графике проведения аттестации указываются (п. 19):

· наименование работодателя, подразделения, в которых проводится аттестация;

· список аттестуемых лиц;

· дата, время и место проведения аттестации.

Порядком также определено, что состав аттестационной комиссии, сроки и порядок её работы устанавливаются приказом директора библиотеки (п. 8).

В соответствии с Порядком до проведения аттестации работодатель готовит и вносит в аттестационную комиссию представление-характеристику на каждого аттестуемого работника (п. 16).

В нём должны быть указаны следующие сведения (п. 17):

· фамилия, имя, отчество аттестуемого лица;

· наименование занимаемой должности на дату проведения аттестации;

· дата заключения трудового договора по занимаемой должности;

· уровень образования и (или) квалификации в соответствии с документами об образовании;

· информация о получении дополнительного профессионального образования в области библиотечного дела;

· результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

· мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных и деловых качеств, результатов профессиональной деятельности аттестуемого лица по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

В представлении-характеристике можно также отметить:

· наиболее или наименее успешно выполняемые должностные обязанности, реальные и возможные в будущем причины трудностей в работе;

· профессионализм при выполнении работы в сложных ситуациях, в условиях изменения технологии, ограничения во времени, дефицита кадров и т.п.;

· способность к разработке и внедрению инноваций (генератор идей, организатор, исполнитель);

· деловые качества и стиль личной работы (ответственность, организованность, пунктуальность, исполнительность, инициативность и т.п.);

· наличие поощрений и взысканий.

Представление-характеристику на каждого аттестуемого работника, как правило, готовит непосредственный руководитель структурного подразделения.

Каждого работника следует ознакомить с представлением-характеристикой. После этого аттестуемое лицо вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за аттестационный период (с даты предыдущей аттестации, а при первичной аттестации - с даты приёма на работу, п. 20). Это могут быть документы об образовании, о повышении квалификации, трудовой договор, должностная инструкция, портфолио и т.п.

В соответствии с Порядком представления-характеристики и график проведения аттестации доводятся до сведения аттестуемых лиц под их личные подписи не менее чем за месяц до начала аттестации (п. 18). Если аттестуемое лицо отказывается от ознакомления с представлением и графиком проведения аттестации, то составляется акт, который подписывают работодатель и не менее двух работников (п. 21).

Нарушение работодателем данной обязанности может повлечь признание проведения аттестации незаконным, поэтому желательно зафиксировать обязанность работника проходить аттестацию в трудовом договоре.

На каждого работника также составляется аттестационный лист предварительной оценки его профессиональных и деловых качеств.

РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ

П орядком установлено, что аттестация работника проводится в его присутствии (п. 22). Если сотрудник не является на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине, то аттестация переносится на другую дату. При этом в график проведения аттестации вносятся соответствующие изменения. Если работник не является на заседание комиссии без уважительной причины, то аттестация проводится в его отсутствие.

В ходе заседания аттестационная комиссия рассматривает представленные документы о профессиональной деятельности, выслушивает сообщение самого работника, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя. В целях объективности после рассмотрения представленных аттестуемым лицом дополнительных сведений, характеризующих его профессиональную деятельность, комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание (п. 24).

Как уже отмечалось, каждая библиотека принимает собственные программы аттестации. В современной практике можно выделить следующие формы проведения традиционной аттестации:

· устная в виде индивидуального собеседования;

· устная в виде коллегиального собеседования;

· письменная в виде тестов, выполняемых работниками.

Аттестация может проходить в несколько этапов в соответствии с графиком.

Первый этап - анкетное тестирование каждого сотрудника по специальным вопросам (проверка профессионализма).

Второй этап - тестирование компьютерных знаний и умений сотрудника (работа в текстовом редакторе, проведение поиска в сети Интернет, составление таблиц, презентаций, знание программ библиографического описания и обработки изданий МARC, «Алеф», OPAK Global и др.).

Третий этап - на основе предварительной оценки профессиональных качеств работника по итогам двух этапов тестирования аттестационная комиссия беседует с ним, рассматривает его представление-характеристику и высказывает свои предложения.

Согласно Порядку решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого лица открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов аттестуемое лицо признаётся соответствующим занимаемой должности. Если работник состоит в аттестационной комиссии, то на период аттестации его членство приостанавливается (п. 26).

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей её членов (п. 23).

Результаты аттестации заносятся в протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствовавшие на заседании (п. 27).

Порядком предусмотрено, что протокол вместе с представлением-характеристикой, а также дополнительными сведениями, характеризующими профессиональную деятельность, и представленными аттестуемым лицом самостоятельно документами, хранится у работодателя (п. 28).

В течение двух рабочих дней на сотрудника, прошедшего аттестацию, секретарь аттестационной комиссии готовит выписку из протокола, содержащую фамилию, имя, отчество, наименование должности, дату заседания аттестационной комиссии, результаты голосования и принятое решение. Выписка хранится в личном деле аттестуемого лица (п. 29). В течение трёх рабочих дней после составления выписки из протокола работодатель под личную подпись знакомит с ней работника (п. 30).

В соответствии с Порядком аттестационная комиссия вправе направить работодателю рекомендации о возможности назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности (п. 31).

По итогам аттестации комиссия вправе направить работодателю мнение о целесообразности проведения дополнительной профессиональной подготовки работников либо о получении ими дополнительного профессионального образования в области библиотечного дела (п. 32).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УДАЛЁННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Н овая система удалённой аттестации разработана Министерством культуры РФ в 2014 г. в ходе выполнения НИР «Методика оценки информационной грамотности библиотекаря, работающего в условиях цифровой среды». Опубликована на официальном сайте ведомства: www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2015/21_01_2015_2.rar .

В будущем для проведения удалённой аттестации планируется создать единый общероссийский центр или несколько региональных на основе федерального финансирования.

Процедура проведения удалённой аттестации предполагает:

· направление библиотекой заявки на сайт единого центра аттестации;

· согласование профиля проверки: полная или частичная, плановая или внеплановая; даты и времени выполнения тестовых заданий;

· заключение типового договора;

· сообщение библиотекой кратких данных о каждом аттестуемом работнике, включая адрес электронной почты;

· формирование центром на основе этих сведений каждому аттестуемому работнику логина и пароля для входа в программную оболочку и определение строго отведённого времени для прохождения аттестации;

· организацию со стороны библиотеки строгого контроля над тем, чтобы задания выполняли именно те работники, которые заявлены на аттестацию.

На выполнение задания отводятся четыре часа. Аттестуемый работник должен выполнить более 500 тестов, которые распределены по четырём модулям: общекультурная подготовка, цифровая грамотность, обще- и узкопрофессиональная подготовка.

Общекультурная подготовка предполагает эрудицию работника в самых разных областях знания: литература, архитектура, искусство, история, естествознание, астрономия и т.д. Библиотекарь - интеллигентный человек!

Цифровая грамотность - это умение сотрудника пользоваться компьютером, Интернетом, операционными системами. Библиотекарь - компьютерный пользователь!

Тест общепрофессиональной подготовки выявляет, владеет ли работник библиотечной терминологией, основными положениями отраслевых законов, правилами каталогизации, методикой комплектования, учёта и обработки документов, организацией справочно-информационной деятельности и т.д. Библиотекарь - высококвалифицированный специалист!

Узкопрофессиональная подготовка - квалификация работника в соответствии с профилем его работы: комплектование и каталогизация, информационно-библиографическая деятельность, обслуживание пользователей, организация массовых мероприятий и т.п. Библиотекарь - знаток своего дела!

По итогам удалённой аттестации каждому работнику выставляется оценка в баллах. Итоговый результат должен составлять не менее 50%: тогда аттестация считается пройденной. Если работник выполнил 60–74% заданий верно, то аттестация пройдена на «хорошо»; более 75% правильных ответов соответствуют оценке «отлично».

В настоящее время проект удалённой профессиональной аттестации обсуждается, апробируется и тестируется, разрабатываются и утверждаются программы и процедуры аттестации, образцы тестовых заданий.

ВИДЫ РЕШЕНИЙ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

В соответствии с Порядком по результатам аттестации в отношении каждого из работников в зависимости от оценок, полученных им в процессе аттестации, комиссия может принять одно из следующих решений (п. 25):

· о соответствии занимаемой должности;

· о соответствии занимаемой должности при условии получения дополнительного профессионального образования в области библиотечного дела;

· о несоответствии занимаемой должности.

По итогам аттестации издаётся приказ о назначении работников на соответствующие должности и заключении с ними трудового договора либо приказ о расторжении трудового договора с работниками, не прошедшими аттестацию.

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С РАБОТНИКАМИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИЕЙ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О НЕСООТВЕТСТВИИ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ

К ак уже отмечалось, соответствие квалификации и фактически выполняемых работником обязанностей квалификационным характеристикам определяется аттестационной комиссией в процессе проведения аттестации. Трудовым кодексом РФ (п. 3 ч. 1 ст. 81) предусмотрено увольнение работника как не соответствующего занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации. Увольнение без проведения указанной процедуры недопустимо. Если по данному основанию должен быть уволен работник, являющийся членом профсоюза, необходимо учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 373).

Трудовым кодексом РФ установлено, что при прохождении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работника, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации (п. 3 ст. 82).

Следует иметь в виду: если работодатель полагает, что работник не соответствует занимаемой должности в связи с отсутствием у него образования и/или квалификации, то он должен располагать весомыми и обоснованными доказательствами, подтверждающими данную позицию.

Если по результатам проведения аттестации комиссией выявлено несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации и работодатель планирует прекратить трудовые отношения, то он обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу, как соответствующую квалификации работника, так и нижеоплачиваемую, которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья (ч. 3 ст. 81). Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При письменном согласии работника с переводом на другую должность оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору и работодатель издаёт соответствующий приказ. В трудовой книжке и личной карточке работника формы Т-2 производятся надлежащие записи.

Если работник не согласен с переводом на другую работу и/или соответствующие вакансии у работодателя отсутствуют, то он может принять решение о расторжении трудового договора. В этом случае издаётся приказ и в трудовую книжку вносится запись следующего содержания:

«Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации, п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ».

В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и личных деловых качеств в форме аттестации и что по результатам аттестации может последовать увольнение.

Как следует из апелляционного определения Мосгорсуда от 24 февраля 2015 г. по делу № 33-639/15, факт ознакомления работника с приказом работодателя о проведении аттестации не свидетельствует об ознакомлении работника с соответствующим локальным нормативным актом - положением, регламентирующим проведение аттестации. В связи с этим работодателю нужно иметь неоспоримые доказательства, подтверждающие ознакомление работника под подпись со всеми документами, определяющими порядок проведения аттестации.

Также необходимо учитывать, что в случае отсутствия в локальном нормативном акте пунктов, регламентирующих сроки и порядок проведения необходимой разъяснительной и подготовительной работы, организуемой работодателем с целью информирования работников о задачах, условиях и формах проведения аттестации, а также с целью выявления максимально объективной картины деятельности аттестуемого работника, при возникновении трудового спора суд может указать на неосуществление работодателем необходимых действий и вынести решение в пользу работника.

Следует отметить, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовой договор по данному основанию нельзя расторгнуть в период временной нетрудоспособности работника или в период его пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81), с женщинами, находящимися в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, с одинокими матерями, воспитывающими ребёнка в возрасте до 14 лет (ребёнка-инвалида до 18 лет), с другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери (ст. 261). Запрещается также переводить работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья, при наличии справки из медицинского учреждения (ч. 4 ст. 72¹).

Литература

1. Журавлёва Т. Аттестация персонала // Независимый библиотечный адвокат. – 2013. – № 4. – С. 3–11.

2. Мухамедиев Р. Новую систему осваиваем на практике // Независимый библиотечный адвокат. – 2012. – № 2. – С. 11–16.

3. Мухамедиев Р. Критерии оценки труда // Независимый библиотечный адвокат. – 2014. – № 1. – С. 1–10.