Цель: подведение итогов занятия, анализ групповой и индивидуальной работы участников, осознание участниками полученного опыта. Получение обратной связи для тренера.

Время проведения: 10 – 15 минут.

Примечания: ведущему необходимо следить за соблюдением правила «здесь и сейчас» во время обратной связи.

Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Рефлексия - включение сознания на уже происшедшее.

8.1. Упражнение "Спасибо за приятное занятие"

Ведущий: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

8.2. Упражнение «Карусель впечатлений»

Группа стоит, образовав два (внешний и внутренний) круга. Участники круговстоят лицом к лицу, образуя пары (внешний-внутренний). Ведущий предваряетупражнение объяснением о важности обратной связи между людьми. Затем онзадаёт направление диалога темой:

Я думаю, что чувство юмора для тебя – это...

Я думаю, что твоя роль в группе...

Когда я вижу тебя, то я чувствую...

Мне кажется, что в сложной ситуации ты...

Каждый тур – это обсуждение одной темы, одного вопроса. На каждое предложение даётся 3-5 минут для обсуждения. Затем – хлопок ведущего, и внутренний круг передвигается на одного человека. Новой паре даётся тема для обсуждения.

Вопросы для финальной групповой дискуссии: Каковы твои ощущения после упражнения? Было ли тебе тяжело давать товарищам обратную связь? В чем это проявилось? Что было тяжело? Какую обратную связь ты получил? Согласен ли с тем, что услышал от товаришей? Как собираешься поступить с тем, что услышал? Значима ли для тебя та обратная связь, которую ты получил?

8.3. Упражнение «Соковыжималка»

Ведущий на трёх больших плакатах рисует или пишет словами:

1)корзинку/горку апельсинов

2)стакан оранжевого апельсинового сока

3)кучку выжимок из выдавленных апельсинов

Каждый из участников получает по 2-4 самоклеющихся листка бумаги. На них он может написать то, что осталось в памяти к финалу тренинга. Небольшой текст с названием/описанием тренинговых процессов, игр, заданий, впечатлений от общения с одногруппниками и с тренером и т.д. Затем, по сигналу ведущего, эти листки можно будет вклеить на соответствующие плакаты:

- на плакат с апельсинами – то, что ещё не обрело законченного вида, что нужно додумать, к чему будет необходимо вернуться.

- на плакат со стаканом чудесного освежающего сока можно наклеивать то, что радовало, вдохнуло новую энергию, укрепило физические и духовные силы.

-на плакат с отходами нашей соковыжималки будут наклеены вещи, от которых лучше избавиться, которые не понравились, были излишни, обидны, не актуальны, раздражали.

Взглянем затем на три листа и обсудим эффективность работы нашей "соковыжималки":

Много ли тем оказались не проработаны

Многие ли отношения остались не проясненными

Многие ли конфликты не нашли своего разрешения

О чем заставил тренинг задуматься

Что я хочу узнать ещё о себе/ о товарищах/ о теме тренинга, как и в каком направлении планирую самообразование

Какие "вкусные" моменты тренинга порадовали нас в совместной работе

Что придавало силы, внушало уверенность

Какую "жажду" (в чём?) помог мне тренинг утолить

Что хотелось бы исправить/изменить

Какие моменты встречи лучше бы не происходили вообще

С каким "послевкусием" расходятся участники.

Реквизит: 3 листа ватмана с изображением или надписями апельсинов, стакана апельсинового сока, выжатых апельсинов. Стикеры, ручки, равные количеству участников.

8.4. Упражнение «Клубок»

Вся группа стоит в круге. Участники передают друг другу клубок ниток, проговаривая, что значит для него данный человек, произнося пожелания, слова благодарности (любому участнику, не обязательно соседу справа или слева). Постепенно середина круга превращается в узор из натянутых нитей. Когда круг завершен, каждый участник натягивает свою нить, и группа минуту стоит с закрытыми глазами, стремясь прочувствовать другого человека.

Реквизит: клубок ниток.

Обратная связь

Ведущий: Наш тренинг подошел к концу. Я хочу услышать мнение каждого из Вас о сегодняшнем занятии. Что вызвало положительные эмоции? Что вызвало негативные эмоции Что было самым полезным? Что было самым сложным? Что узнали нового о себе, своих одногруппниках? Что запомнилось больше всего?

По окончании встречи ведущий благодарит группу за работу и всем желает успеха.

Приложение 1

Многие упражнения выполняются в малых группах. Нетрадиционный метод деления привлечет внимание всех, даже самых пассивных, и поднимет настроение группы. К тому же после такой небольшой разрядки улучшится дальнейшее восприятие материала.

Вариант 1.

Возьмите старые открытки или картинки и разрежьте на части. Если хотите в итоге получить 5 малых групп по 4 человека в каждой, возьмите 5 открыток и разрежьте на 4 части каждую. Перемешайте получившиеся пазлы и предложите участникам взять по одному. По сигналу все отправляются на поиски своих партнеров по команде. Члены одной малой группы должны составить из своих пазлов целую открытку.

Вариант 2.

Каждому участнику тренер шепчет на ухо название какого-нибудь животного.Если вы хотите получить 3 команды, назовите 3 вида животных, например, кролик,кенгуру и черепаха. Затем предложите объединиться в команды представителямодного вида. Обязательное условие: нельзя произносить ни слова. Разрешаетсяподражать движениям животного, издавать характерные для него звуки. Примечание . Если не хотите, чтобы игра закончилась, не успев начаться, не называйте животных с хорошо знакомыми звуками.

Вариант 3.

Разновидность предыдущей игры заключается в том, что тренер шепчет наухо каждому участнику движение, которое ему необходимо будет повторять.Например, пожать руку, показать язык, чесать затылок или хлопать в ладоши.Если вам требуется 5 команд, назовите 5 различных движений. Ученикиперемещаются по комнате и ищут членов своей команды по производимымдвижениям. Говорить что-либо запрещается.

Список использованных источников и литературы:

1. А. Я. Психология [Электронный ресурс]: Упражнения личностного роста URL: http://azps.ru (дата обращения 30.05.2014).

2. Библиотека начинающего педагога [Электронный ресурс]: Ярова О. М. тренинг: Тайм-менеджмент для учителя «Как успевать жить и работать», 2013 г. URL: http://vashabnp.info (дата обращения 01.06.2014).

3. Кипнис М. «Апельсиновый тренинг», изд-во Ось – 89, 2008 г., с. 112.

4. Персональный сайт Николая Козлова [Электронный ресурс]: методичка по тайм – менеджменту URL: http://nkozlov.ru (дата обращения: 04.06.2014).

5. Психология, психологический образовательный сайт [Электронный ресурс]: Зачем нужен тренинг URL: http://psychologiya.com. (дата обращения 27.05.2014).

6. Победи свой стресс [Электронный ресурс]: 10 способов борьбы со стрессом URL: http://www.netstress.ru (дата обращения 03.06.2014).

7. Психологос, энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]: Н. И. Козлов Рефлексия URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения 11.05.2014).

8. Шепелева Л. «Программы социально – психологических тренингов», изд-во «Питер», Санкт – Петербург, 2011 г.

Психотехнологии измененных состояний сознания Козлов Владимир Васильевич

ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ТРЕНИНГА

ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ТРЕНИНГА

Когда завершены все круги интеграции опыта тренинга, совершите ритуал закрытия семинара. Необходимость этого ритуала продиктована тем, что тренинговая группа представляет собой живую социальную общность, которая имеет все циклы своей эволюции, и завершение, закрытие – это логический этап ее развития.

Формы завершения тренинга многообразны. Это может быть групповая медитация, особый ритуал прощания. Предложите группе соединить руки вместе и минуту сохранять молчание, или совершить групповые объятия, или произносите ОМ, или какие-то другие спонтанные ритуалы, которые бы подчеркнули значимость коллективного процесса. В течение многих лет я произносил заключительную речь для завершения тренинга.

Разумеется, каждый раз при завершении тренинга создается нечто новое, но есть основные стратегии проведения этих ритуалов, которые мы и хотим привести ниже.

Я тебе дарю это в знак…

Этот ритуал родился на Байкале, на одном из самых мощных тренингов, которые мы проводили с командой тренеров Международной ассоциации Свободного Дыхания в 1995 году.

До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья…

«Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.

Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…»

Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание^ помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.

Каждый совершает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.

Вдохни и выдохни день…

Эта настройка была придумана в 1998 году на тренинге «Инсайт» в городе Ярославле.

«Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…»

Этот текст ведущий читает в вышеуказанном содержании и перечисляет все дни, которые продолжался тренинг.

«Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как вы недавно собирались на этот последний ритуал прощания, заходили в этот зал, как вы сели на то место, на котором сидите сейчас…

Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех людей, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале и затем вдохните этот тренинг со всеми знаниями, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было…

Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг.

Я тебе благодарен…

Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все круги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»

Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.

А теперь я хочу сказать…

Этот завершающий ритуал аналогичен предыдущему.

Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «А теперь я хочу тебе сказать…»

Группа становится в круг, все берут друг друга за руки.

Ведущий идет в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой находится ведущий.

Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое.

После этого участники группы отпускают руки и расходятся.

Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.

Из книги Как знакомиться на вечеринке, в транспорте и даже на улице. автора Вебер Эрик

МЕСЯЦ ДЛЯ ТРЕНИНГА Начиная «снимать» девушек, вы чувствуете себя так, словно стоите перед ледяным океаном, в котором собираетесь искупаться. Некоторые мужчины предпочитают бросаться в воду с разбегу. Другие заходят в нее постепенно, шаг за шагом.Если вы нерешительный

Из книги Эрос и бюрократия автора Колташов Василий Георгиевич

Ритуалы ухаживания Половые отношения у пар чиновников начинаются со знакомства. Здесь по утвержденной и твердо соблюдаемой русской бюрократией традиции мужчине принадлежит первая, активная роль. Люди в наше время знакомятся всюду: на улице, в транспорте, в кино,

Из книги Могущество духовного интеллекта автора Бьюзен Тони

Общественные ритуалы Обряды изменения статусаОбряды изменения статуса и инициации - это те общественные ритуалы, с которыми мы лучше всего знакомы; к ним относятся свадьбы; церемонии присвоения имени, вручения дипломов или присвоения степеней; празднования новоселья;

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Ритуалы Может быть очень удобно строить сеанс в соответствии с определенными повторяющимися каждый раз ритуалами. Это особенно удобно для начинающего фасилитатора, который еще недостаточно уверен в своей гибкости. Но и фасилитаторы с любым уровнем мастерства могут с

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ДНЯ Каждый день тренинга начинается с утренней медитации. В начале дня применяют утренние настройки, ритуалы утреннего приветствия.Структура тренинга предполагает и ритуальное завершение дня. Для этого за десять лет работы мы сформировали огромное

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

Ритуалы Когда Джек Б., вице-президент компании, производящей потребительские товары, подъехал к дому после работы и впервые намеренно оставил свой мобильный телефон в машине, ему пришлось притворяться перед самим собой, что он сделал это случайно. Без этой маленькой лжи

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Ритуалы и культ В отличие от других богов и богинь, Гестия известна нам по большей части не из мифов и не по изображениям. Мы можем определить ее значение, исследуя связанные с огнем ритуалы. Для того чтобы здание стало домом, требовалось присутствие Гестии. Когда пара

Из книги Через испытания – к новой жизни. Причины наших заболеваний автора Дальке Рудигер

Ритуалы и их воздействие Наука до сих пор не в состоянии объяснить эффективность ритуалов. Тот, кто возвышается до ритуального воздействия, покидает трон научной объективности. Ритуальным изгнанием из племени шаман может приговорить человека, нарушившего табу, к смерти.

Из книги Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей автора Могилевская Ангелина Павловна

Посвятительные ритуалы Основное различие между исцелительными и посвятительными ритуалами заключается в том, что во втором случае указание судьбы поступает не сверху, а от племени или от самого лекаря. Ответственность за повреждения и заболевания при посвятительных

Из книги Иллюзия «Я», или Игры, в которые играет с нами мозг автора Худ Брюс

Традиционные ритуалы В архаичных обществах описанные нами проблемы переходного возраста не существовали: посвящение в мир взрослых оказывалось настолько эффективным, что описанные выше заболевания были практически не известны.Современному человеку такие ритуалы

Из книги Юмор как способ влияния автора Шейнов Виктор Павлович

Из книги Бесследно пропавшие… Психотерапевтическая работа с родственниками пропавших без вести автора Прайтлер Барбара

Суеверные ритуалы Суеверия и приметы тоже порой заставляют нас делать вещи, последствия которых выходят за пределы нашего контроля. Вы избегаете наступать на трещины в асфальте? Как насчет броска щепотки соли через плечо, если вы случайно ее рассыпали? У вас есть

Из книги автора

Задания для тренинга Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р. Декарт По одному из определений, остроумие – это умение находить сходство между несхожими вещами, то есть, следовательно, скрытое, изначально невидимое сходство. Кроме того, остроумие

Из книги автора

10. Отложенные ритуалы Функция ритуалов для близких пропавших без вести занимает в психотерапии важнейшее место. Г-на В. положили в психиатрическую клинику после попытки самоубийства. Последовавшие за этим два года прошли между больничной палатой и его домом –

Из книги автора

5. Ритуалы Ритуалы могут помочь контролировать страх через создание неких рутинных, нормальных шаблонов поведения. Ритуалы, которые проводят коллективно, создают также чувство принадлежности к группе, которое помогает уменьшить постоянно угрожающее чувство

Из книги автора

6. Ритуалы Консультация может помочь найти правильные ритуалы для случаев особых потерь, подготовить и провести их. Это касается индивидуального, семейного или общинного уровня.В учебной программе на Шри-Ланке мы представили ряд основных западных концепций процесса и

Каким бы группам мышц ни была посвящена ваша тренировка, большая часть нагрузки приходится именно на мышцы спины. Предлагаю вам короткий комплекс упражнений, которые замечательно снимают излишний тонус с прямых мышц спины и укрепляют глубокий мышечный корсет. Он будет уместен в качестве завершения тренировки, потому комплекс дополнен растягивающими упражнениями на основные группы мышц.

Упражнение «планка»

Всем давно известна эффективность этого упражнения для укрепления мышц кора и приведения в тонус всего тела. Вариантов его выполнения в интернете огромное количество. Рекомендую включать по 2-3 вида статичной планки в каждую тренировку. Регулируйте распределение нагрузки, чтобы вы чувствовали качественное напряжение. В нашем видео нагрузка на верхнюю часть тела и мышцы пресса усилена путем слегка приподнятого таза.

Комбинация «кошка + гора»

Упражнение «кошка» не только замечательно расслабляет и компенсирует нагрузку, но и укрепляет мышцы кора, если доводить прогиб и выгибание спины до конечной точки и слегка фиксировать в этом положении. При выполнении кошки важно учесть постановку коленей, они должны быть расположены четко под тазобедренными суставами, а также постановку рук – их место под плечевыми суставами. Все углы изгибов вашего тела должны быть прямыми.

После кошки короткий расслабляющий отдых в позе ребенка, заимствованной из йоги и также направленной на расслабление и вытягивание. В ней важно стремиться усадить ягодицы на пятки. Если никак не получается, то можно компенсировать это путем ладоней, сложенных одна на другую и помещенных под лоб. В этом положении все отделы позвоночника будут одинаково вытянуты и растяжение распределено равномерно.

Затем следует упражнение «гора», также пришедшее в наш комплекс из йоги. При выполнении горы следите за тем, чтобы спина была идеально прямой, подтяните ваш живот в себя и немного вверх и потянитесь создавшимся вакуумом к ногам. Лопатки нужно свести максимально и грудью тянуться по вектору, направленному к ногам и чуть вниз – как бы к стопам. Чтобы прочувствовать раскрытие грудной клетки и ее вытяжение, можете для начала поставить руки чуть шире плеч. Колени старайтесь выпрямлять, а когда ваша спина идеально ровная и колени прямые, старайтесь поставить пятки на пол. Таким образом, мы добиваемся растяжения всей задней поверхности тела, раскрытия грудной клетки и улучшения подвижности плечевых суставов.

Растяжка боковой поверхности тела

Вы можете выполнять стандартные растягивающие наклоны в стороны для вытягивания мышц боковой поверхности тела, а можете разнообразить их такими же наклонами, но из положения сидя в «лотосе» или «полулотосе», когда ваши тазобедренные суставы не отрываются от пола, а положение спины строго перпендикулярно полу. Таким выполнением вы добавите небольшой силовой аспект в это упражнение путем подключения стабилизирующих ваше положение мышц. Попробуйте наш вариант.

Скрутки

Ничего так не расслабляет как вытяжение с перекручиванием. При выполнении скруток следите за тем, чтобы ваша поясница не была прогнута. Изначально в положении лежа прижмите поясницу к полу и старайтесь не менять этого состояния в самой скрутке. Обязательно прижимайте обе лопатки к полу. Входите в скрутку медленно для включения в работу мышц-стабилизаторов.

Растяжка поясницы и задней поверхности ног

При выполнении старайтесь выпрямлять спину, по ощущениям тянитесь к ногам именно животом, подобно описанию выполнения «горы». Коленные чашечки подтягиваем, стараясь выпрямлять ноги.

Растяжка передней и задней поверхности ног

Растяжка бицепса и квадрицепса бедра не только хороша для придания им красивых линий, но и для избегания травм при выполнении силовой части комплекса. Эти упражнения также способствуют раскрытию таза, что страхует от травм-растяжений, а еще подарит вам свободную и грациозную походку.

Растяжка и раскрытие таза

Для улучшения раскрытия таза хорошо подходит комбинация динамической и статической видов растяжки. Выполняйте несколько свободных пружинистых движений, а затем зафиксируйте положение в крайней точке и удерживайте от минуты до трех. Затем можно повторить динамическую часть и снова зафиксировать в статике.

Гибкого вам тела!

Упражнение «Превращаем проблему в цели»

Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30-45 минут.

Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

2.Что еще может доставить мне удовольствие?

3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

5.На что я чаще всего жалуюсь?

6.Что создаст мне больше всего забот?

7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

8.Что меня больше всего расстраивает?

9.Что стало в последнее время меня раздражать?

10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

11.Что мне надо изменить в себе?

12.На что у меня уходит слишком много времени?

13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Время проведения: 20 минут.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

- «Думаю, что настоящий друг…»;

- «Студенты, с которыми я учусь…»;

- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

- «В процессе взаимодействия с людьми…»;

- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Количество участников: до 15 человек.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

Примерные ситуации:

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

Педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

После очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

Задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

Ход занятия:

Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

Задача «козлят» - в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

Обсуждение итогов игры.

«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

Нельзя молчать;

Нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Метод «Пустой стул»

Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 40-50 минут.

Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

Ход занятия:

Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

Примечание:

Количество высказываний не должно превышать четырех;

При наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

При большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

Упражнение «Плохо - хорошо»

Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Количество участников: до 25 человек.

Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

Ход занятия:

Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 15 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентовпредлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Упражнение Какой был тренинг

Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.

Необходимые материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.

Время: 15 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д.

После чего они зачитывают полученный список прилагательных.

Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.

Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.

Упражнение Подведение итогов

Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Время: 20 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.

Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе – комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей – какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.

Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.

После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.

Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими – нет?

Упражнение Изменения

Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

Время: 10 минут.

Размер группы: 6-30 человек.

Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых – облегчить нашу жизнь. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет для себя в ближайшую неделю после тренинга».

Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.

Упражнение Вопросы и ответы

Упражнение используется в конце тренинга или его части для того, чтобы вспомнить пройденный материал.

Необходимые материалы: планшетки, клейкие листочки.

Время: 20 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку. После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали и какие ответы на них придумали.

Обсуждение. Вожатый может дополнять прозвучавшие ответы.

Упражнение Как использовать

Упражнение проводится в конце тренинга и позволяет участникам подвести итоги и задуматься над тем, как они собираются применить полученные знания в своей повседневной жизни.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

Время: 15 минут.

Размер группы: 7-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Группа получает следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых – облегчить нашу жизнь на рабочем месте. Но только вы сами можете принять решение о том, что именно и как использовать в реальной жизни и какие изменения вы планируете сделать. После того как вы набросаете идеи, один человек от каждой команды должен будет выступить и рассказать всем о том, что вы придумали».

Каждая мини-группа предлагает свои идеи, после чего от каждой мини-группы выступает один человек, который рассказывает всей группе о том, что придумала его команда.

Упражнение Бесплатные советы

Упражнение проводится в завершающей части тренинга, в результате него каждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.

Необходимые материалы: Листы бумаги формата А4, карандаши.

Время: 10-30 минут (в зависимости от размера группы).

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.

Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации,которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.

После этого все листы по команде Вожатыйа передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.

Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.

Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации заворачивать, что бы их не было видно.

Упражнение Дерево терминов

Упражнение дает возможность участникам объединить все, что было изучено, в единое целое.

Необходимые материалы: листы ватмана формата А3.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Вожатый объясняет, что один из способов объединить в единую систему какие-либо новые понятия – это организовать их через укрепление-разукрепление. Например, если мы говорим о столах, то можно вспомнить о деталях (ножки, столешница) либо о более общих понятиях (мебель, предметы домашнего обихода). В свою очередь, каждое из этих понятий можно далее разделить на более частные (столешница – это лак, дерево и т.д.) либо объединить в более общие (мебель – это то, что производит промышленность, либо то, что делает нашу жизнь легче и т.д.).

Вожатый предлагает каждой мини-группе построить подобное дерево терминов для ключевых слов данного тренинга (работа в команде, эффективные действия и т.д.)., стволом которого будет центральная тема тренинга, а ответвлениями – более частные понятия. Рисовать эти понятия не нужно, достаточно изобразить дерево, а термины надписать словами.

Каждая группа получает лист ватмана, на котором за 10 минут должна нарисовать дерево, после чего один человек от каждой группы презентует всем результат групповой работы.

Варианты. Подобное задание можно дать и для лучшего усвоения других тем, например, можно попросить мини-группы подготовить дерево изменений, где центральной темой будет внедрение в свою жизнь месте знаний, полученных на тренинге, а ветвями – конкретные шаги, которые будут для этого предприняты.