Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий – это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых – решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны. Инновационные социальные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий – инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой – активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;

2) демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;

3) компромисс, взаимные уступки;

4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий;

компенсация (финансовая, экономическая и др.);

5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической Деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологии (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Кроме того, для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

– степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

– масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

– сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

– степень зрелости социальных объектов;

– инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

– область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

– уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

Любая социальная технология используется адресно и сопровождается теми или иными нюансами. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей как объектов, так и субъектов социальной деятельности. Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий. Примером может служить разнообразие технологий медицинского обслуживания населения, обусловленное спецификой медучреждений. Это государственная и муниципальная системы медучреждений, это страховая и частная, с точки зрения источников финансирования медучреждений, это технология оказания срочной медицинской помощи, медицинской реабилитации, лечения различных заболеваний, их профилактики и т.д. Кроме того, разнообразие технологий медицинского обслуживания обусловливается тем, что каждый больной - это своя технология решения его проблем со здоровьем.


Еще более конкретно и наглядно можно представить специфику социальных технологий на следующем примере. Чтобы решить задачу социальной защиты семей с детьми-инвалидами, необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки и условия. Речь идет о таких случаях и предпосылках, без которых невозможно ни поставить, ни решить проблему. Если представить три семьи, имеющие детей инвалидов, то в каждой из них свои особые условия: заболеваемость ребенка, его возраст, степень обеспеченности жильем, материальный уровень, полнота или неполнота семьи, психологический климат, помощь других родственников и т.д.

У всех таких семей проблема общая - инвалидность ребенка, но условия у всех разные, поэтому процесс работы с этими семьями не может быть одинаков. В одном случае нужна психотерапия, в другом - медико-социальная реабилитация, в третьем - материальная помощь.

Таким образом, высоко значимы не только технологии, предназначенные для решения одной и той же проблемы, но и те, которые обеспечивают решение проблемы каждой конкретной семьи.

Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

Обширностью социальных отношений и видов социального действия;

Системным, сложным характером объектов социальных технологий;

Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Понятие «социальные технологии» характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы. В этой связи можно говорить о различных основаниях диффе­ренциации, группировки социальных технологий.

Существует дифференциация по сфе­рам : специфические социальные технологии регулирования, ре­шения проблем сферы производственно-экономических, общест­венно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений. В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства: транспорт, сельское хозяйство, наука, здра­воохранение, связь, образование и др., в соответствии с которыми дифференцируются и социальные технологии, прежде всего, технологии управления, контроля, регулирования хо­зяйственно-экономических отношений.

Широко распро­страняется вариант деления социальных технологий в за­висимости от сфер детальности: социальные технологии, исполь­зуемые преимущественно в области бизнеса, государственного управления и «третьего сектора» (деятельность некоммерческих организаций).

Распространена дифференциация социаль­ных технологий по предмету и объекту , получаемому результату (технологии получения новой информации, культурных ценнос­тей и др.).

По характеру новизны или традиционности различают инно­вационные и традиционные социальные технологии. Существует осмысление социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества .

Особенно важной и ценной является дифференциация соци­альных технологий по основным задачам, проблемам социальной зашиты , различающихся способами оказания помощи нуждаю­щимся. При этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, пре­дусматривающим различные способы оказания помощи нужда­ющимся.

Можно говорить о дифференциации социальных тех­нологий, сформированных под влиянием различных теорий соци­альной работы, прежде всего психолого- и социологоориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций со­циальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

Развитие и функционирование объектов, субъ­ектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует тех­нологического подхода к управлению социальной деятельностью, поскольку масштаб происходящих изменений настолько ве­лики, что стихийность такого движения привела бы к неоправданной трате сил и средств. Технологизация социальных процессов подразу­мевает:

1) разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвя­занные этапы, фазы, операции;

2) поэтапную координацию действий, направленных на дости­жение искомого результата;

3) однозначность выполнения включенных в технологию проце­дур и операций.

Социальные технологии можно трактовать с двух точек зрения:

· во-первых, как способы применения теорети­ческих выводов той или иной науки в решении практических задач.


Общественные науки, прежде всего, решают практические задачи, связанные с функционированием и совершенствованием социальных объектов;

· во-вторых, под социаль­ными технологиями подразумевают также совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

Главное назначение социальных технологий – регулирова­ние социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром соци­ального обслуживания и социальной деятельности в целом.

Для каждого вида социальной деятельности создается осо­бая технология. Обладают своей спецификой социальные технологии для различных обла­стей социальной сферы (медицинского обслуживания, пен­сионного обеспечения, социального страхования, системы об­разования и социального обслуживания). Поэтому речь идет о множестве технологий, каждая из кото­рых сообразуется с конкретной деятельностью, с целями, ко­торые социальный работник поставил перед собой и которые он стремится достичь.

Любая социальная технология, будучи конкретно направ­ленной на решение определенной социальной проблемы, все­гда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретны­ми условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историчес­кими условиями, традициями и др.

Любая социальная технология используется адресно. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей как объек­тов, так и субъектов социальной деятельности. Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий. Примером может служить разнообразие техноло­гий медицинского обслуживания населения, обусловленное спе­цификой медучреждений:

· это государственная и муниципаль­ная системы медучреждений;

· это страховая и частная, с точки зрения источников финансирования медучреждений;

· это тех­нология оказания срочной медицинской помощи, медицинской реабилитации, лечения различных заболеваний, их профилак­тики и т.д.

Кроме того, разнообразие технологий медицинского обслуживания обусловливается тем, что каждый больной – это своя технология решения его проблем со здоровьем.

Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

· обширностью социальных отношений и видов социального действия;

· системным, сложным характером объектов социальных технологий;

· разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

· различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач
технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа
которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

  1. позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;
  2. демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;
  3. компромисс, взаимные уступки;
  4. односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);
  5. ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Контрольная

Психология и эзотерика

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России когда осуществляются коренные преобразования в политике экономике в социальной сфере.


Введение

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины, так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. С утверждением в обществе такого направления деятельности государства, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть учреждений подготовки специалистов для ее организации и проведения. Эти процессы вызывают к жизни потребность в технологизации социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма сотрудников, но и как условия систематизации и накопления практического опыта и его передачи новым поколениям специалистов.

Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность изучения социальных технологий.

Объектом исследования в данной работе социальные технологии. Предметом – содержание социальных технологий и их специфика.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть социальных технологий и их классификацию;
  • определить специфику социальной диагностики;
  • изучить социальную адаптацию;
  • рассмотреть социальную терапия и методы ее осуществления.

При написании данной работы были использованы учебные пособия, статьи и монографии российских авторов по общей социологии.

Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка используемых источников.

1 Понятие социальных технологий и их классификация

В современной науке представлено множество определений социальной технологии. Давайте рассмотрим некоторые из них:

Под социальной технологией будем понимать методы воздействия на социальные субъекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей .

Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов .

Социальная технология – это, прежде всего, разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Однако это воздействие не сводится к совокупности механического набора операций. В технологической последовательности эти операции координированы и субординированы, упорядочены и регламентированы .

Таким образом, исследователями в области социальной работы и психологии даются различные определения социальных технологий, но, вместе с тем, следует отметить общие черты, свойственные этой дефиниции. Во-первых, социальные технологии представляют собой постоянно развивающуюся и пополняющуюся систему знаний о наиболее оптимальных способах взаимодействия и воздействия на население. Во-вторых, социальные технологии – это прежде всего набор социологических и психологических методов и методик широко применяемых на практике. В-третьих, социальные технологии направлены на пооперационное осуществление взаимодействия с социальным субъектом.

Любая социальная технология всегда имеете конкретную направленность на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет. Те или иные модификации социальной технологии всегда связаны с конкретными условиями ее реализации: состоянием материальных ресурсов, политических, финансовых, кадровых, историческими условиями, традициями и обычаями, принятыми в данной стране др.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий может быть достаточно большим, что определяется прежде всего сложностью объекта социальной работы, так и ее творческим характером, все многообразие социальных технологий может быть организовано исходя из следующих признаков:

— степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

— масштабы и иерархия воздействия на проблему (локальные, региональные, национальные, континентальные, глобальные и т.д.);

— сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

— возрастная характеристика социальных объектов;

— методы, способы и средства воздействия, используемые для решения конкретных задач;

— сфера общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

— уровень разработанности социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

— цель, достигаемая в результате применения данной технологии .

Признаком классификации может выступать степень новизны социальной технологии, различают принципиально новые (инновационные) и традиционные (технологии прошлого опыта). Эта классификация требует комментария. Социальные технологии, как правило, являются ответом на некоторую назревшую социальную потребность или проблему, поэтому создание новых социальных технологий выступает как закономерный и объективный процесс.

Для ряда исследователей основанием для классификации социальных технологий выступает степень их практической включенности в организационный процесс технологической разработки и социального воздействия. А.И. Пригожин среди социальных технологий выделяет: кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые, то есть полученные в реальной общественной среде .

Таким образом, социальные технологии представляют собой комплекс теоретических, практических и прагматических средств достижения поставленных целей посредствам специфических социальных институтов и социальных организаций (реабилитационные и консультационные центры, комнаты психологов, телефон доверия). Усложнение общественных отношений предопределяет не только их разнообразие, но и диалектическое единство и взаимодействие.


2 Социальная диагностика

Диагностика социальная (от греч. diagnosis - распознавание, определение) – изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной жизни. Основная цель социальной диагностики – выявление социального содержания факторов, действующих в различных социальных сферах, создание научных основ разработки методологии и методики социальной работы.

Личности диагностика (от греч. diagnosticos - способность распознавать) – совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности; процесс определения указанных особенностей .

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» индивида или социального явления, основан на всестороннем, систематическом наблюдении и изучении, предполагающем выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не поддается стандартизации. Тем не менее, существует общая схема методики осуществления диагностики. Она включает в себя ряд этапов:

  1. предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его самых сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
  2. осуществление общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
  3. проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех выявленных показателей;
  4. построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы со специалистами- практиками, занятыми в той или иной социальной сфере.

Определение диагноза является заключительным этапом социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов:

  • Объективность. Этот принцип основан на непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключаются любые искажения действительности в чьих-то интересах, поскольку только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • Причинность. Поскольку между всеми явлениями и процессами в реальном мире существует универсальная связь и взаимодействие, это позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
  • Комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий, и выделение отдельных факторов возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные нужно рассматривать со всем комплексом проблем;
    • Научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, поскольку за каждым решением, принятым на основе

социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы .

При диагностики проблемы или явления и в зависимости от ее специфики могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и другие. Давайте остановимся на некоторых из-них.

Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюируемого. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого планируется взять интервью, и к исследователю, который должен предусмотреть план разговора.

Анкетирование как правило предназначено большого круга лиц с целью выявления конкретных фактов и проблем. Перед составлением анкеты следует определить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно группировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в котором эксперт упорядочивает все возможные варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, согласно существующим возможностям и условиям.

Следующий метод, метод дерева целей основан на том, что каждая комплексная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнуты настолько конкретные цели, с точки зрения интересующих специалиста задач, что дальнейшее расчленение не будет иметь смысла

Таким образом, перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры. После этапа диагностики проблемы следует ее решение, и именно от предыдущего анализа зависит, правильно ли будут подобраны способы и методы работы с объектом или явлением, сможет ли специалист грамотно помочь, предупредить, предостеречь, уберечь индивида от неверного шага или неправильного развития событий.


3 Социальная адаптация

Прежде чем рассмотреть понятие социальная адаптация, давайте остановимся на более широком понятии «адаптация»

Адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

  • адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
    • адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
    • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других .

При рассмотрении процесса адаптации одним из наиболее спорных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Между этими процессами существует тесная взаимосвязь, поскольку они отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализацию связывают только с общим развитием, а адаптацию – с приспособлением уже сформировавшейся личности к новым условиям деятельности и общения. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Зачастую понятие социализации в большей степени относят к социальному опыту, развитию и становлению личности при активном взаимодействии с обществом, институтами и агентами социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации.

Таким образом, в процессе социализации человек выступает как объект, принимающий, усваивающий и воспринимающий нормы и роли, традиции и обычаи, существующие в обществе; социализация гарантирует нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации происходит развитие, формирование и становление личности, в то же время этот процесс является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Социальный работник как профессиональный специалист способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и создает предпосылки к их интеграции в общество. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей.

Возникновение трудной жизненной ситуации у отдельных категорий населения является причиной изменений во внешних условиях социальной среды, например, миграция беженцев и вынужденных 
 переселенцев влечет за собой смену не только места жительства и места работы, но и подчас сферы профессиональной деятельности. У безработных граждан при трудоустройстве после длительного перерыва процесс социальной адаптации предполагает установление отношений в новом трудовом коллективе и включение в производственную деятельность. Поэтому для социальной работы важно исследование благоприятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых человек повышает свой социальный статус и достигает равновесия с социальной средой. Это значит, что, реализуя свои потребности, человек не нарушает требований социальной среды (социальных норм и правил, нравственных устоев, традиций) .

Исследователи и практики в области социальной работы и психологии выделяют два типа адаптации: активный и пассивный. При активном типе адаптационного процесса человек преобразует или устраняет проблемную ситуацию. В момент поиска вариантов решения проблемы адаптивные ресурсы личности мобилизуются. Можно констатировать развитие творческих способностей, приобретаются новые знания и навыки социальной компетентности. Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохранении проблемной ситуации в ее первоначальном виде и предполагает избегание и самоустранение человека от решения проблемы, 
 приспособление к действительности. Исследователь А.А. Налчаджян отмечает, что для данной ситуации правомерно использование термина «приспособление»: личность меняется, а ситуация в основном остается без изменения .

Механизмами и стратегиями приспособления в данном случае являются все разновидности конформизма. При пассивном типе адаптационного процесса у людей не формируется желание использовать собственные ресурсы, приобретать новые знания, умения и навыки. Несмотря на то, что социальные работники допускают такую форму адаптации, более предпочтительным является активная адаптация, предполагающая работу индивида над собой. Большой помощью в адаптации к различным проблемным ситуациям выступают учреждения социального обслуживания 
 населения (групп дневного пребывания, клуба, групп длительного пребывания). Подготовка как ребенка, так и взрослого человека к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами учреждения социального обслуживания населения (разыгрывание практических ситуаций, вживание в различные роли, процесс активной работы над собой).

Итак, процесс адаптации может происходить в любом возрасте (как у дошкольников, школьников, так и взрослых людей), главным результатом адаптации является ощущение гармонии с окружающей действительностью и самим собой, которое достигается при активной работе над ситуацией. Большую помощь в этом процессе может оказать социальный работник или социальный психолог.


4 Социальная терапия и методы ее осуществления

В современном обществе люди редко живут там, где родились: в окружении семьи, старых друзей. Разрыв столь значимых для человека связей, который происходит в силу самого разного рода причин: из-за разводов, смены места работы, миграции, многие испытывают потребность присоединиться к другим людям.

В основе терапии лежит установление отношений, удовлетворяющих потребность в присоединении к другим людям, в человеческой близости, опеке. Данное положение верно для любого вида терапии. В деятельности социальных служб используются разные виды терапии: структурная и стратегическая, индивидуальная и групповая, психотерапия и другие.

Существует самое общее понятие терапии. Терапия – это коррекция разногласий в коммуникации и обучение более эффективным методам, приводящим к удовлетворяющим обе стороны результатам. Такой подход базируется на следующих утверждениях, касающихся сущности природы человека:

1) каждому человеку необходимо выживать, развиваться и находиться в значимых отношениях с другими людьми;

2) то, что общество называет нездоровым, безумным, глупым поведением, на самом деле является лишь попыткой страдающего человека рассказать о существовании проблемы и попросить о помощи;

3) люди ограничены только объемом своих знаний, арсеналом способов понимания самих себя и собственной способности «сверяться» с окружающими. Именно на основании этого можно предположить, что человек способен научиться тому, чего не знал раньше, и изменить свои способы понимания окружающего мира, если его собственные оказались неудовлетворительными .

Решение любых социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, его поведение, деятельность, психику. И именно методы психотерапевтического воздействия играют важную роль в процессе социальной терапии.

Являются устаревшими взгляды о том, что пределы психотерапии ограничены клиническим лечением пациентов. Сегодня она применяется в работе кабинетов семейных психологов и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб.

Психотерапия может осуществляться как при непосредственном контакте психотерапевта с клиентом, так и опосредованно: с помощью звукозаписи, телефонного разговора, посредством печатного слова, произведений искусства, музыки, но, при всем многообразии методов, наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладает живое и непосредственное общение. Главное в работе психотерапевта стремление раскрыть перед ним его скрытые резервные возможности. Это требует соблюдения ряда важных условий:

  • выбор психотерапевтических методов должен быть основан на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;
    • нет «хороших» и «плохих» методов психотерапии, они должны применяться своевременно, с учетом особенности психики обратившегося к специалисту человека. Методы могут применяться как самостоятельно, так и в комбинации, сменяя, дополняя или усиливая друг друга;
    • психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;
    • даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.

Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные в практике социальных служб методы:

Самовнушение. Самовнушение тесно связано с такими понятиями, как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует множество. В частности, A.C. Ромен определяет самовнушение как «...волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации» . Самовнушение может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае оно предполагает дополнительные усиленные, несущие большой эмоциональный заряд факторы, во втором — необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном: на проблеме или желании человека. От человека требуется постоянное каждодневное повторение или так называемое настраивание себя на позитивные мысли, на внушение самому себе, что цель или желание будет достигнуто/исполнится.

Групповая психотерапия — это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой специалистом средой. Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели.

К методам поведенческой терапии относится социальный тренинг (тренинг уверенности в себе, тренинг достижения успеха). Эти тренинги, как правило, также проходят в группе. Цель таких временных групп — выработка поведения, которое было бы приемлемо не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг направлен на управление своими эмоциями, планирование ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, учит уверенности в себе.

Таким образом, социальная терапия направлена на установления благоприятных отношений человека с окружающей средой и самим собой, решение психологических проблем, «зажимов», внутренней скованности. Большую роль в социальной адаптации играют методы психотерапии, которые могут применяться как отдельно, так и в комплексе.

Заключение

Социальные технологии представляют собой систематизированные, поэтапные практики направленного социального воздействия на индивида или социальное явления, осуществляемые с различными целями. Это могут быть технологии, направленные на социальную диагностику, адаптацию, терапию, реабилитацию, опеку и попечительство, консультирование и многие другие. В нашей работе мы подробно остановились лишь на первых трех. Каждая из обозначенных социальных технологий имеет свою специфику, методы, методологию, инструментарий, этапы реализации.

В практике социальной работы зачастую социальные технологии выступают и применяются в комплексе и тесной взаимосвязи, более того, неправильная диагностика проблем индивида или социальной ситуации может повлечь неверное применение методик решения и дальнейшее предупреждения. Наиболее опасным является нанесения вреда пациенту. В связи с этим особенно важным встает тщательное, детальное, всестороннее изучение содержания и специфики каждой социальной технологии специалистами социальными работниками, специалистами смежных профессий, а также врачей.

Не менее значимым является систематизация, накопление и передача знания и опыта новым сотрудникам профессий «человек-человек». Разработка новых социальных технологий, опирающихся на основы традиционных методов, также является приоритетным направлением работы практиков и теоретиков социальной работы.


Список использованных источников

1 Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

2 Кравченко А.И. Социальная работа. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 416 с.

3 Настольная книга социального работника / Под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. Г. Шевченко, Е. П. Агапова. – М.: Изд. «Гном и Д», 2009. – 352 с.

4 Социальная работа: Учебное пособие / Под редакцией Басова Н.Ф. –М.: Дашков и К, 2011. – 362 с.

5 Социальной работа / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 576 с.

6 Социальная работа с различными группами населения. Учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.

7 Социальные технологии / С.И. Григорьев и др. – Барнаул, 2009. – 89с.

8 Теория и методология социальной работы: учеб. пособие / Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д., Ельчанинов В.А. – М.: Гардарики, 2009. – 185 с.

9 Технология социальной работы / Под редакцией И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 240 с.

TIME \@ "dddd, d MMMM yyyy "г."" пятница, 24 апреля 2015 г., TIME \@ "h:mm:ss am/pm" 10:47:24