Алексей Андреевич Туполев – это родной сын прославленного советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»). Алексей Андреевич Туполев оставил заметный след в становлении авиации в нашей стране. Он был в числе первых авиаконструкторов, которые начинали разрабатывать БЕСПИЛОТНЫЕ самолёты, участвовал в конструировании космической техники, например в разработке советского космического корабля многоразового использования «Буран» (смотри статью «Буран космический корабль»). Космический корабль «Буран» был схож с американским «Шатлом» только в одном – это космические корабли МНОГОРАЗОВОГО использования. В остальном «Буран» имел принципиальные отличия. Но самая известная и значимая работа Алексея Андреевича Туполева – это конечно советский СВЕРХЗВУКОВОЙ пассажирский лайнер Ту-144 (смотри статью «Ту-144»).

В 1960-х годах 20-го века в одном из лондонских государственных учреждений предметом обсуждения стал авиационный проект, в котором большой пассажирский авиалайнер смог бы как истребитель разогнаться до 2-х скоростей звука! Проект назвали «Конкорд» (Concord содружество). Наличие такого самолёта подтверждало уровень развития науки и техники страны! Конкорд являлся СОВМЕСТНЫМ производством Великобритании и Франции. Создание такого самолёта преследовало повышение ПРЕСТИЖА страны!!! Поэтому крайне важно было выпустить данный самолёт хотя бы на день раньше конкурента. Необходимо было, чтобы он обладал большей скоростью полёта, большей дальностью полёта, большей вместимостью пассажиров, чем конкурент.

В это время в КБ отца модернизировался сверхзвуковой стратегический ракетоносец На тот момент внешний вид был необычным, острый нос, длинный узкий фюзеляж, двигатели в хвосте под килем. Экипаж состоял из 3-х человек – пилот, штурман и оператор вооружения. Кабина пилотов была довольно узкая и имела ограниченный обзор. Катапультные кресла вместе с пилотами поднимались на тросах с помощью лебёдок в кабину. Это всё было сделано для того, чтобы как можно больше воздуха и увеличить скорость.

В тот момент, когда работа по шла полным ходом, отца Алексея Андреевича Туполева, А.Н.Туполева вызвали в Кремль и сказали: « Вот за рубежом ведутся работы по созданию сверхзвукового пассажирского самолёта». А.Н.Туполев ответил: « У меня тоже ведутся такие работы Он сразу понял, какого ответа от него ждут, хотя понимал какой сложности этот проект. Также он понял, что создание такого самолёта произведёт скачок в развитии авиастроения и соответствующих отраслей науки – электронике, металлургии, моделировании! На базе некоторых наработок по сверхзвуковому ракетоносцу был спроектирован пассажирский самолёт на 50 мест на скорость 2М (2-е скорости звука).

Главным конструктором революционной разработки сверхзвукового пассажирского лайнера, А.Н.Туполев назначил своего сына, Алексея Андреевича Туполева. Специально для этого проекта был создан отдел внутри КБ, в который входили ведущие специалисты по аэродинамике, конструктора, прочнисты, технологи, специалисты по делооборудованию. Эти специалисты готовили материалы по производству сверхзвукового пассажирского лайнера на случай, если в будущем придётся строить такие самолёты. Чтобы в нужный момент мы не начинали с нуля, а уже имели представление по их созданию. Этот отдел и возглавил Алексей Андреевич Туполев. Теперь после получения указания создавать сверхзвуковой пассажирский лайнер перед Алексеем Андреевичем Туполевым стояла задача не просто технологическая, а уже даже ПОЛИТИЧЕСКАЯ. Это было противостояние двух политических систем. С одной стороны противостоял социализм СССР, с другой стороны капитализм Запада. На кону стоял вопрос, чья политическая система обгонит другую и соответственно будет иметь право на существование. На должность ведущего конструктора нового супер самолёта Алексей Андреевич Туполев назначил Юрия Попова.

Первое с чего начало работу это изучение того опыта, который накопили англо французы. Они достаточно широко публиковали свои наработки по Конкорду в прессе, в журналах. Публиковали свои исследования, намётки, что они думают. Также они построили летающую лабораторию, на которой они исследовали работу отдельных элементов будущего самолёта. Трудности, с которыми столкнулись конструкторы, оказались не просто сложными, а казались непреодолимыми! Для того, чтобы большая машина дважды обогнала скорость звука потребовались очень мощные двигатели и очень совершенный планер самолёта. Мощность двигателей Ту-144 на форсаже — 4 двигателя по 20 тонн в секунду! А.Н. Туполев внимательно следил за работой своего сына, Алексея Андреевича Туполева потому, что до этого никто в мире не строил СВЕРХЗВУКОВОЙ ПАССАЖИРСКИЙ самолёт. На Ту-144 присутствуют агрегаты, которых нет ни на одном другом пассажирском самолёте!

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ АЛЕКСЕЯ АНДРЕЕВИЧА ТУПОЛЕВА ПЕРЕД

СТУДЕНТАМИ МАИ.

ПЕРВОЕ, что необходимо было сделать для того, чтобы большой пассажирский самолёт разогнался до скорости 2 500 км/ч это уменьшить лобовое сопротивление воздуха в 4 раза. На предыдущих сверхзвуковых военных самолётах существенный прирост скорости достигался в основном за счёт совершенствования формы только одной части самолёта это крыла . Делалось хорошо обтекаемое крыло, которое существенно увеличивало скорость полёта. При проектировании Ту-144, в КБ Алексея Андреевича Туполева пришли к выводу, что совершенствование только одной части самолёта – крыла, будет явно не достаточно для уменьшения лобового сопротивления воздуха. Необходимо было совершенствовать все части самолёта – крыло, фюзеляж, моторную гондолу, оперение, киль.

ВТОРОЕ, что необходимо было сделать это систему управления самолёта. Для того, чтобы на Ту-144 отклонить элероны, требуется усилие примерно в 1 000 л.с. Система управления должна быть совершенно надёжной и удобной в использовании. На Ту-144 система управления гидравлическая, автоматизированная и дублированная ЧЕТЫРЕЖДЫ. Это значит, что при отказе даже трёх систем из них, катастрофы не произойдёт.

ТРЕТИЙ вопрос, который необходимо было решить это навигация. Принимая во внимание скорость самолёта, получается, что высчитывать и следить за маршрутом следования Ту-144 вручную невозможно! Штурман на Ту-144, Алексея Андреевича Туполева, был выведен из состава экипажа совсем. Его заменила автоматическая система навигации. На специальном экране непрерывно высвечивается карта, на которой отображается точка, где в данный момент находится самолёт. Изображение карты на экране навигационного прибора осуществлялось с помощью микроплёнки с заранее отснятым маршрутом полёта. Экипаж регулярных рейсов Ту-144 состоял из 3-х человек – два пилота и бортинженер.

ЧЕТВЁРТОЕ, что нужно было сделать на Ту-144, Алексею Андреевичу Туполеву это систему жизнеобеспечения для высотного полёта. Как известно с увеличением высоты подъёма в атмосфере давление воздуха или, проще говоря, количество воздуха уменьшается. Так на высоте 20 000 метров, воздуха меньше примерно в 15 раз! Соответственно в самолёте на крейсерской высоте полёта необходимо ИСКУССТВЕННО поддерживать приемлемое для человека давление воздуха. На современных самолётах во время полёта поддерживается давление воздуха, соответствующее 2 500 метров над уровнем моря – это 660 мм ртутного столба.

Также на большой высоте совершенно необходима эффективная термоизоляция пассажирского салона. На высотах от 11 000 до 25 000 метров температура воздуха составляет от -45 до -70 градусов, независимо от времени года и температуры воздуха на земле. Здесь применительно к Ту-144 Алексея Андреевича Туполева необходимо учитывать, что этот самолёт на разных этапах полёта летит и на дозвуковой и на сверхзвуковой скорости. На дозвуковой скорости полёта салон самолёта необходимо защищать от холода, а на сверхзвуковой скорости полёта от жары! Дело в том, что на дозвуковой скорости полёта ОБШИВКА Ту-144 существенно НЕ нагревается, а на скорости 2 500 км/ч обшивка нагревается до температуры +120 градусов, а в некоторых местах и до +130 градусов. Сначала казалось, что обеспечить необходимые условия кондиционирования салона трудно и сложно, но потом в процессе работы оказалось, что это не так сложно!

Система жизнеобеспечения на Ту-144, Алексея Андреевича Туполева работает так. Система берёт воздух от компрессора двигателя. Несмотря на то, что на высоте полёта Ту-144 воздух сильно разряжённый, компрессор двигателя его сильно сжимает и обеспечивает давление воздуха несколько атмосфер. Этот сжатый компрессором воздух имеет температуру +600 градусов. Затем, сначала он охлаждается набегающим потоком воздуха, который на скорости 2 500 км/ч имеет температуру +180 градусов. Потом охлаждается топливом, которое затем всё равно попадает в камеру сгорания. Затем этот сжатый воздух охлаждается турбохолодильником. В результате температура этого воздуха становится +8 градусов и с такой температурой он вдувается в салон через багажные полки. Для вентиляции воздух отсасывается из салона всей ВНУТРЕННЕЙ поверхностью обшивки салона. За счёт этого температура обшивки салона становится +20 градусов. В результате температура в салоне во время полёта колеблется в пределах от +18 до +22 градусов! Также на Ту-144, Алексея Андреевича Туполева установлен салонный кондиционер, который обеспечивает комфортную температуру в салоне во время стоянки самолёта на аэродроме.

На первый взгляд экономия времени в полёте от 3 до 6 часов, в зависимости, от расстояния до пункта назначения, которую даёт Ту-144 может показаться не очень значимой. Однако это не так. Экономия времени имеет очень большое значение. Например, Вам надо слетать куда-нибудь на 3-4 часа. Предположим, Вы вылетели в 9:00, время в полёте 5 часов, потом Вам надо 2-3 часа на то, чтобы получить свой багаж и добраться до пункта назначения. То есть в пункт назначения Вы попадаете как раз в конце рабочего дня. На следующий день Вы делаете свои дела и на 3-й день улетаете. Получается, что из-за 3-4 часов, на всё Вы тратите около 3-х суток. Если лететь туда же на полёт займёт 1 час 40 минут, соответственно в пункт назначения Вы прибудете к 12:30. Как раз успеете сделать свои дела! Затем предположим в 19:30 Вы вылетели обратно и в 23:30 Вы дома! На всё уйдёт 1 день! Преимущества ОЧЕВИДНЫ! Кроме того существуют авиалинии и гораздо большей длины. На них экономия времени ещё больше и очевидней! Здесь ещё необходимо упомянуть тот факт, что чем меньше время полёта, тем меньше усталость человека от полёта!

Чудо машину Алексея Андреевича Туполева создавало, условно говоря, полстраны! Такой самолёт могла построить только страна, обладающая высоким уровнем научно-производственной базы! В конце 1968-го года был построен первый опытный образец Ту-144, Алексея Андреевича Туполева. Тогда в СССР крупные технические достижения старались приурочить к значимой политической дате. Ту-144 задумали выпустить к 50-й годовщине Октябрьской Социалистической революции. В данном случае такое решение было принято не правительством страны, а руководством Министерства Гражданской Авиации (МГА). Однако тут возник целый ряд непредвиденных трудностей. Ещё во время НАЗЕМНЫХ испытаний разрушился ТУРБОНАСОС, и его осколки сильно повредили многие агрегаты нового самолёта. Так случился первый, но не крайний удар по репутации молодого конструктора Алексея Андреевича Туполева. Юбилей Октябрьской Социалистической революции 1967-го года прошёл грустно, а устранение последствий аварии и доработка конструкции заняли почти весь 1968-й год.

К середине декабря 1968-го года самолёт был полностью готов к лётным испытаниям. Здесь возникла другая проблема, в лётные испытания вмешалась погода. Первый испытательный полёт самолёта, а тем более полёт самолёта с такой степенью технической новизны, должен проходить в определённых погодных условиях. Должна быть ЯСНАЯ погода или, по крайней мере, высокая облачность, хорошая видимость. А тут, как назло, видимости почти никакой, дождь, туман. Сотрудники КБ Алексея Андреевича Туполева вынуждены были каждое утро приезжать в ангар, где стоял Ту-144 и с грустью ждать, когда же наступит приемлемая для испытательного полёта погода. В это же самое время в конце декабря 1968-го года во Франции на заводе «Аэро Пасъяль» готовился к полёту Конкорд. Неужели он взлетит раньше?! Тогда это будет ещё один, более серьёзный удар по репутации Алексея Андреевича Туполева.

И вот в крайний день года 31-го декабря небо вдруг прояснилось! День выдался солнечным, тёплым с новогодним настроением. Один из лётчиков-испытателей сказал: « Хорошо в такой день быть живым!» Экипаж первого испытательного полёта Ту-144 состоял из командира Эдуарда Еляна, бортинженера Юрия Селивёрстова, ведущего инженера Владимира Бендерова и второго пилота Михаила Козлова. А.Н.Туполев с сыном Алексеем Андреевичем Туполевым, главным конструктором Ту-144, стояли на краю аэродрома. Первый испытательный полёт Ту-144 прошёл благополучно! Конкурент Ту-144, Конкорд, взлетел спустя два с половиной месяцав марте 1969-го года.

Ту-144 изначально по техническим характеристикам ПРЕВОСХОДИЛ Конкорд (смотри статью «Ту-144»). Ту-144 был больше и мощнее Конкорда — на 6 метров длиннее, на 10 тонн тяжелее, скорость на 300 км/ч больше! Кроме того АЭРОДИНАМИКА КРЫЛА Ту-144, Алексея Андреевича Туполева была заметно ВЫШЕ!

Взлёт Ту-144 происходил по такой схеме. Отрыв самолёта от взлётной полосы на форсаже. Затем некоторое снижение форсажа и набор высоты 11 000 — 12 000 метров. Затем переход на сверхзвук, набор высоты 17 000 – 20 000 метров и выход на крейсерскую скорость 2 500 км/ч! Переход от дозвуковой скорости на сверхзвуковую крейсерскую скорость осуществлялся с небольшим ускорением комфортным для пассажиров, примерно 0,1-0,2. Такое ускорение человеку почти не заметно! У первого лётного образца Ту-144, Алексея Андреевича Туполева, был ОШЕЛОМЛЯЮЩИЙ УСПЕХ! Второй экземпляр Ту-144 было решено показать на международном авиасалоне аэронавтики и космоса в Париже в 1973-м году. Именно там произошла одна из самых громких авиакатастроф в истории (смотри статью «Ту-144»).

Через 4 с половиной года после этой катастрофы, 1-го ноября 1977-го года Ту-144, Алексея Андреевича Туполева, получил «Сертификат лётной годности»!!! В этот же день начались РЕГУЛЯРНЫЕ рейсы сверхзвукового Ту-144 из Москвы, из аэропорта Домодедово в Алма-Ату! Всего сверхзвуковых пассажирских самолётов Ту-144, Алексея Андреевича Туполева, было выпущено 19 штук!!! Рейсы Ту-144 были единственным случаем в истории СОВЕТСКОГО аэрофлота, когда в состав бортпитания входили КОНЬЯК и ЧЁРНАЯ ИКРА. Билет туристического класса на сверхзвуковой Ту-144 стоил 82 рубля – это было всего на 30% больше, чем на дозвуковом Ил-62, следовавшего по тому же маршруту. Однако если Ил-62 долетал до Алма-Аты за 4,5 часа, то Ту-144, Алексея Андреевича Туполева, подлетал к Алма-Ате уже через 1 час!!! Полёты с такой скоростью производили ошеломляющее впечатление на пассажиров! После приземления Ту-144, к обшивке самолёта нельзя было прикасаться ещё полчаса потому, что температура нагрева обшивки составляла +120 градусов.

В момент преодоления самолётом скорости звука (любого самолёта) происходит так называемый «звуковой хлопок». Это звуковой хлопок, по силе, сравнимый со звуком выстрела из нескольких артиллерийских пушек одновременно! Однако он слышим только для наблюдателя находящегося ВНЕ самолёта. Пассажиры, сидящие ВНУТРИ сверхзвукового самолёта, никак его НЕ слышат и не ощущают. Если бы самолёт преодолевал скорость звука вблизи с жилым домом, то оконные стёкла бы в этом доме вылетели! Эксплуатация Ту-144, Алексея Андреевича Туполева, напоминала эксплуатацию боевого истребителя. Взлёт под большим углом, полёт на большой высоте с большой скоростью, при посадке уже во время пробега по полосе, выпускались 3 тормозных парашюта!

Через полгода благополучной эксплуатации Ту-144, Алексея Андреевича Туполева на регулярных рейсах в Алма-Ату, произошла катастрофа этого типа самолёта на испытательных полётах при испытаниях НОВЫХ двигателей . Это произошло недалеко от подмосковного города Егорьевска. После этого регулярные полёты Ту-144 в Алма-Ату сразу прекратили. Сначала было задумано временное прекращение полётов до окончания расследования, но потом оказалось навсегда. Уже во время посадки на небольшой высоте произошло разрушение одного из двигателей. Экипажу всё-таки удалось посадить терпящий бедствие самолёт, но приземление оказалось слишком жёстким и во время этой жёсткой посадки переднее шасси подломилось, и задавило бортинженера. Если во время авиационного происшествия нет погибших людей, то это называется аварией, а если есть жертвы, то это уже авиакатастрофа.

Эксплуатация Ту-144, Алексея Андреевича Туполева была прекращена, прежде всего, по экономическим причинам. Внедрение новых более экономичных двигателей для Ту-144 так и не было осуществлено. Расход топлива и его стоимость были неоправданно высоки! Например, для полёта Ту-144 в Хабаровск, сначала туда должен был прилететь специальный топливозаправщик с соответствующим топливом.

По пути следования самолёта на случай отказа техники или в случае плохой погоды предусматриваются запасные аэродромы для незапланированной посадки.

Применительно для Ту-144, Алексея Андреевича Туполева необходимо было во многих советских аэропортах реконструировать или полностью строить заново взлётно-посадочные полосы. Длина взлётно-посадочной полосы для Ту-144 должна быть не менее 3 700 метров. Также требовалось перестраивать все перронные стоянки во всех советских аэропортах под больший размер самолёта Ту-144 и т.д. и т.п. В остановке эксплуатации Ту-144 сыграло определённую роль и отсутствие мощной поддержки отца Алексея Андреевича Туполева, А.Н.Туполева.

Вся жизнь Алексея Андреевича Туполева не была лёгкой и радостной. Он застал 1990-е годы, когда пошла массовая замена отечественной техники на зарубежную, когда из авиационного производства уходили высококвалифицированные рабочие кадры, когда останавливались авиационные заводы. Всё это он, конечно, безумно переживал, и всё это конечно повлияло на его здоровье! Алексей Андреевич Туполев не дожил до 76-тилетия 8 дней. Его не стало 12-го мая 2001-го года (75 лет).

ТУПОЛЕВ Алексей Андреевич (1925–2001). Авиаконструктор. Действительный член АН СССР. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Герой Социалистического Труда.
Родился в Москве в семье авиаконструктора А.Н. Туполева и Ю.Н. Туполевой. Трудовую деятельность начал в 1942 г. в ОКБ А.Н. Туполева. В 1949 г. окончил МАИ. После окончания МАИ работал последовательно инженером-расчетчиком, ведущим конструктором, начальником отдела, зам. Главного конструктора, Главным конструктором, зам. Генерального конструктора, а с 1973 года Генеральным конструктором. До 1992 года был ответственным руководителем предприятия АНТК им. А.Н. Туполева.
В начале своей трудовой деятельности занимался небольшими работами по конструкции Ту-2. Большой вклад А.А. Туполев внес в выбор аэродинамической компоновки Ту-16; именно предложенная им схема оригинальной компоновки мотогондол у фюзеляжа легла в основу будущего самолета, выбор во многом определивший успех Ту-16. А.А. Туполев был одним из ведущих специалистов по аэродинамике Ту-95 и его модификаций. С 1957 года А.А. Туполев возглавил вновь созданное подразделение ОКБ, задачей которого стало создание беспилотной авиационной техники. Он руководил проектированием опытного беспилотного самолета-снаряда Ту-121, дальнего серийного беспилотного разведчика Ту-123 "Ястреб" и его развития Ту-139 "Ястреб-2", возглавлял исследования по темам ВКС первого поколения.
С начала 60-х годов А.А. Туполев возглавил весь цикл работ по созданию первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. После назначения Генеральным конструктором и ответственным руководителем АНТК он осуществлял общее руководство по созданию боевых самолетов ОКБ и комплексов на их основе (Ту-22М, Ту-95МС, Ту-142, Ту-142М и Ту-160), а также беспилотных разведчиков Ту-141, Ту-143 и Ту-243. В 70 - 80-е годы А.А. Туполев непосредственно руководит работами по перспективным направлениям гиперзвуковой авиационной техники, включавшей работы по дальним ударным гиперзвуковым самолетам и многоразовым космическим самолетам. Кроме того, в сферу творческой деятельности А.А. Туполева продолжали входить проекты по тематике развития СПС, а также работы по перспективным самолетам на альтернативных видах топлива (СПГ, водород).
Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.

Основные даты жизни и деятельности А.А.Туполева

1925 , 20 мая - родился в Москве в семье авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972) и Юлии Туполевой (1894-1962).
1942 - окончил в эвакуации среднюю школу в Омске, начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством своего отца.
1943 - после возвращения в Москву, поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт - национальный исследовательский университет).
1949 - окончил учебу в институте. Вернулся в конструкторское бюро Андрея Туполева в Москве на должность ведущего конструктора.
1953 - защитил диссертацию кандидата технических наук.
1956 - начал заниматься созданием боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей
1957 - возглавил отдел "К" по беспилотной технике авиационного завода номер 156 (с 1966 г. - Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Опыт", с 1989 г. - Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне - ОАО "Туполев" в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).
1963 - защитил диссертацию доктора технических наук.
1963 - 1973 - главный конструктор предприятия, заместитель генерального конструктора.
1973 - после смерти отца становится генеральным конструктором ММЗ "Опыт". Принимал участие в создании многих военных самолетов марки "Ту" и их модификаций - Ту-2 (первый полет в 1941), Ту-4 (1947), Ту-70 (1946), Ту-16 (1952); сверхзвукового тяжелого беспилотного самолета-снаряда Ту-121, оперативных сверхзвуковых беспилотных разведчиков Ту-143 "Рейс" (1970) и Ту-141 "Стриж" (1973); сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (1981). Участвовал в разработке пассажирских самолетов Ту-104 (1955), Ту-114 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154Б (1975), Ту-154М (1982). Руководил созданием сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 (1968), экспериментального самолета Ту-155 (1988, использовал криогенное топливо), пассажирского лайнера Ту-204 (1989). Генеральный конструктор одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (ВКС) Ту-2000 (1986-1995, проект был заморожен из-за отсутствия госфинансирования).
1978-1985 – заведующий кафедры "Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов" Московского авиационного технологического института (ныне МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского в составе МАИ).
1979 , 15 марта - избран членом-корреспондентом Академии наук (АН) СССР (Отделение механики и процессов управления, специальность "самолетостроение").
1984 , с 15 марта - академик АН СССР по специальности "машиностроение, в том числе транспортное машиностроение".
1991 - академик Российской академии наук. Депутат Совета Национальностей 9-го (1974-1979), 10-го (1979-1984) и 11-го (1984-1989) созывов Верховного Совета СССР, народный депутат СССР. В 1995 г. участвовал в выборах в Государственную думу РФ второго созыва в составе блока "Тихонов - Туполев - Тихонов" (блок набрал 0,15% голосов, мест в парламенте не получил).
2001 , 12 мая - скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета". Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1967).
Был женат на Майе Александровне Туполевой. Сын Андрей (1961 г. рождения), кандидат технических наук, директор центра маркетинга ОАО "Туполев". Дочь Татьяна (1963 г. рождения), кандидат медицинских наук.


Смерть вас рассудит
Путин не ответил на письмо академика

В те самые дни, когда российский премьер ударно посещал ульяновский «Авиастар» и поднимался по трапу недостроенного Ту-204, обещая возродить российскую авиапромышленность, судья Одинцовского районного суда Московской области очередной раз откладывал слушание дела создателя Ту-204 - Алексея Андреевича Туполева. Дела, которое, в сущности, и свело авиаконструктора в могилу 12 мая прошлого года.

Знаменитость
Судебная история, произошедшая на склоне лет с потомственным конструктором, сыном Андрея Николаевича Туполева, может приключится с каждым из вас, да это и происходит, как мы увидим, чуть ли не в каждом районном суде необъятной России. Личная сторона жизни знаменитого авиаконструктора мало интересовала его биографов советского периода. Обычно вспоминали лишь то, что он, выпускник МАИ военных лет, вместе со своим отцом работал над всеми основными самолётами марки «Ту», начиная с легендарного Ту-104. Причём именно Алексей Андреевич курировал создание сверхзвукового Ту-144, единственного в мире самолёта с двигателями на сжиженном газе Ту-155, того самого Ту-204, до сих пор считающегося новейшим, и знаменитого бомбардировщика Ту-160. В 1957 году Алексей Туполев получил первую правительственную награду (орден «Знак Почёта»), затем он стал кавалером двух орденов Ленина, многих других орденов и медалей, героем соцтруда, в 1979 году стал академиком. Но всё это не уберегло его от банальной судебной волокиты, сведшей в могилу, и от равнодушия судей безвестного райсуда.
История начиналась очень по-житейски. Алексей Андреевич Туполев (1925 - 2001) женился рано, но в браке не был особо счастлив. Ещё в 1960-м году он познакомился с женщиной, которую полюбил: Наталией Николаевной Синдаровской. Но ради детей и сохранения семьи не стал разводится со своей первой женой. Лишь в 1990 году, в возрасте 65 лет, когда дети окончательно встали на ноги, он подал на развод и женился на Наталье Николаевне.
Сыну Андрею, дочери Татьяне и бывшей первой жене он оставил всё, что имел: три машины, большую квартиру в престижном Леонтьевском переулке, коллекцию картин, всевозможные фамильные драгоценности, даже огромную любимую библиотеку. Как вспоминает его адвокат, «он хотел взять только ордена, вазу с дарственной надписью и какую-то памятную вещь его матери. Суд при разводе так и определил, но прежняя семья не хотела отдавать». Детям трудно было понять поступок отца, и академик прописался ко второй жене в... коммунальную квартиру. Впрочем, через некоторое время правительство Москвы выделило беспризорным молодожёнам небольшую двухкомнатную квартиру.

Злополучная дача
Ещё у Туполева была дача на знаменитой Николиной горе. Постановлением Совета народных депутатов от 26 февраля 1946 года 2 Га земли были переданы в пользование Туполеву-отцу. В 1973 году после кончины Андрея Николаевича Туполева эту землю и дом унаследовал Алексей Андреевич. В 1992 году, уже после развода, академик решил большой дом подарить детям от первого брака, а себе с женой выстроить на том же участке ещё один поменьше.
В 1997 году дом был готов и академик с детьми поехал к нотариусу оформлять дарение. Но подготовкой документов занимались дети, и текст договора был написан весьма туманно. Так, слово «дом» везде употреблялось в единственном числе, однако в перечне даримых строений значилось: «дом..., состоящий из кирпичного строения с открытой и остеклённой верандами, соляриями, подвалом; кирпичного строения с мансардой и террасой..., летней кухней». Получалось, что Алексей Туполев подарил детям оба дома. Но он об этом узнал не сразу: дети «забыли» оставить ему экземпляр договора. Когда же он получил в БТИ копию, то понял, что его обманули.
Тогда Туполев с женой подал в Одинцовский районный суд иск о признании договора дарения недействительным в соответствии со ст. 178, 179 ГК РФ (сделки, совершённые под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения сторон и стечения тяжёлых обстоятельств). Это было 9 октября 1998 года, когда академику исполнилось 73. Но он не знал, что в законодательстве его родины нет никаких реальных нормативов по срокам рассмотрения подобных дел. Судья Михаил Хрипунов первый раз назначил дело к слушанию только через полгода: в конце апреля 1999. А 11 октября того же года Хрипунов, несмотря на возражения истца и его супруги, в рамках гражданского, а не уголовного дела (!) отправил истца академика Туполева на судебно-психиатрическую экспертизу, с целью определить, понимал ли он значение своих действий. Адвокат Алексея Андреевича считает, что это, возможно, было признаком сговора судьи с ответчиками - детьми Туполева: ранее они уже писали в комитет по земельным вопросам Одинцовского района, а также в администрацию Московской области и прокуратуру (!) про своего отца: мол, «гр. Туполев А.А. тяжело болен, у него нарушена координация и речь.., ограничена двигательная активность... Пользуясь состоянием здоровья Туполева А.А. его вторая супруга гр. Синдаровская требует документы о земле... Туполев не в состоянии сам писать и [она] составляет за него документы. Сама Сандаровская находится в состоянии тяжёлого психического заболевания и принимает сильнодействующие психотропные препараты. Эти же препараты она... вынуждает принимать Туполева А.А., что способствует быстрому ухудшению его здоровья. Убедительно просим вас приостановить продажу земли до выздоровления Туполева А.А., подтверждённого... справкой из психо-неврологического диспансера». Несмотря на очевидную юридическую ничтожность этого доноса, на нём стоит виза должностного лица администрации: «На контроль».
Унизительная экспертиза признала академика абсолютно дееспособным, но это не сдвинуло с места дело. Судья Хрипунов тем временем ушёл... на повышение: в Московский областной суд. А новая судья Любовь Шиян 30 июня 2000 года послала Алексея Туполева на... Верно: именно туда - на повторную экспертизу!
За месяц до этого инициатор судебной реформы народный заступник президент Путин направил Алексею Туполеву поздравление с 75-летим. Но где ему было знать о реальных жизненных проблемах академика, которого хотят признать сумасшедшим. В адресе говорится: «Ваше имя золотыми буквами вписано... Одна из вершин Вашего мастерства - ракетоносец Ту-160... Убеждён, что ученики и последователи будут достойны традиций...» Меньше, чем через год - 12 мая 2001 года Туполев скончался, так и не дождавшись правого суда на протяжении последних четырёх (!) лет своей жизни. Наслушавшись телеразговоров о судебной реформе, вдова писала тому же Путину: «Между судьей и детьми Туполева состоялся сговор, по которому они договорились затянуть дело, пока А.А.Туполев не умрёт... Алексей Туполев при жизни дважды обращался к Вам с просьбой о помощи, чтобы дело было заслушано в полном соответствии с законом... То, что происходит сейчас в суде, показывает, что мои конституционные права, как супруги и наследницы попраны. Я остаюсь без средств, полной нищей, обобранной с ног до головы». Ответа пока не последовало, а дело отложено судьёй на неопределённый срок... Есть у него такие полномочия - было бы желание.

Тысяча и один способ
Ещё одна история, рассказанная нам специалистами Московского областного суда, одновременно и похожа, и не похожа на туполевскую. Похожа в том, что речь опять идёт об имущественных спорах между бывшими супругами (только мужчина и женщина здесь поменялись местами) - такая категория гражданских дел - самая часто встречающаяся, и от подобного увы не застрахован никто. А непохожа в том, что если в деле Туполева судьи никак не желали назначать заседаний, то в случае с Александром Зражевским заседаний наоборот прошло за неполных пять лет целых 52 (!), но дело не сдвинулось с мёртвой точки.
Как известно, имущество, нажитое во время брака, принадлежит обоим супругам вне зависимости от того, на кого было оформлено. Так же оно и делится после развода. Именно этого и просил истец Зражевский в своём исковом заявлении от апреля 1997 года в Красногорский городской суд Московской области: признать право собственности на загородный дом в посёлке Опалиха. Точно также, как жену Туполева, его в этот дом не пускают: там проживает бывшая жена Елена Таганцева. Дело, бесспорное по существу, оказалось затянутым на пять (!) лет: из полусотни с лишним заседаний ответчица под разными предлогами не явилась на 38 (75%), но судья так и не пожелала найти правовых механизмов заслушать дело в её отсутствие. Когда ответчик всё же приходила в суд, то неожиданно уходила в отпуск или «заболевала» судья Татьяна Зайцева (кстати, председатель суда): например, брала бюллетень на один день... Были и другие юридически бесспорные способы: например, ответчик мог неожиданно потребовать коллегиального рассмотрения дела. Это значит, что нужно вызвать двух народных заседателей, которых в Красногорске якобы приходится искать минимум пару недель... Кроме того ответчик постаралась не сдавать дом в эксплуатацию. А это значит, что по документам его как бы и нет, хотя там больше десяти лет живут люди. Для чего? Судья пригрозила разделить «дом» как совокупность стройматериалов, что снизит его стоимость в десятки или сотни раз: своя рука - владыка.
Истец обращался за правовой помощью к депутату Московской областной думы. Депутат пообещала разобраться. А потом передала - якобы от судьи: пожертвуйте, мол, через какую-нибудь благотворительную организацию пару факсовых аппарата и два компьютера... Как считают адвокаты, многие граждане сталкиваются с таким завуалированным способом вымогательства взятки. Зражевский «благотворительностью» заниматься не стал. Говорила ли депутат с судьёй на самом деле или нет, кому требовались компьютеры: суду, судье или кому-то ещё - никто уже никогда не докажет и не опровергнет.

Семейный долг
Точно также, как и в случае с Туполевым, адвокаты истца подозревает судью в тайном соглашении с ответчиком. Но так же, как и во всех таких случаях, доказать это почти не возможно. Дело осложняется ещё и тем, что у супругов Зражевского и Таганцевой есть общий долг в 125 тыс. долларов: эту сумму они в период брака одолжили у иностранной компании на покупку квартиры, автомобиля и обучение дочери (правомерность долговых обязательств окончательно признана Мосгорсудом). По закону этот пока не возвращённый долг бывшие супруги должны выплатить солидарно, а это значит, что у ответчика есть прямой резон не допустить раздела имущества, чтобы продолжать им пользоваться.
Алексея Туполева направляли на психиатрическую экспертизу. А красногорская судья Зайцева назначала инженерно-техническую экспертизу на предмет готовности спорного дома к эксплуатации. Хороший выигрыш во времени, тем более что на охраняемый собаками участок долго не пускали эксперта. Не удалось туда попасть и судебным приставом, пришедшим описать спорное имущество. В своём акте от 05.04.97. они пишут, что Таганцева им «угрожала физической расправой, размахивая молотком, лыжными палками, оскорблениями».
Затяжка рассмотрения дела имела и другие последствия. Продолжали накалятся человеческие страсти, нередкие между бывшими супругами. На каком-то заседании ответчик пригрозила истцу «физической расправой, угрожая нанять убийц». Милиция возбудила 05.12.97. уголовное дело по ст. 119 УК РФ, которое, естественно, ничем не кончилось и было закрыто: статья «мёртвая». За пять лет волокиты истцу пришлось пережить и бандитское нападение (дело № 70569; «авторы» - известная подмосковная банда Г.Лапоченка и В.Бодрова - осуждены в январе этого года), но возможная с бытовой точки зрения связь этого факта с разделом имущества осталась за юридическим бортом.
Дети академика Туполева писали на папу в прокуратуру и администрацию Московской области. Ответчица по иску Зражевского тоже писала жалобы во все инстанции с просьбой «разобраться», откуда у бывшего мужа были деньги... На поводу пошла и судья Зайцева, бросившая журналистам в зале суда: «Чем спрашивать о сроках слушания, вы лучше выясните, откуда в советское время у человека оказались листы меди на крыше!» Всех этих страстей могло бы и не быть, если бы судьи разрешали гражданские споры хотя бы быстро (не говоря уж - по справедливости). В армии есть поговорка: «Солдат спит - служба идёт». Так же работают и наши суды: дело «висит», но всё это время судье и его аппарату исправно капают бюджетные денежки.
(Когда материал уже готовился к печати, стало известно, что судья Зайцева наконец приняла решение по иску Зражевского к Таганцевой. Имущество бывших супругов она почему-то поделила не на две, как положено по Семейному кодексу, а на четыре доли: две других достались общей дочери и матери ответчицы (с 1966 года живет в интернате для лиц с психиатрическими заболеваниями) - специалисты по семейному праву оценят такое решение: теперь дом нельзя будет продать в уплату общего долга супругов.)
Сегодня жертвам судебной волокиты и очевидных, но недоказуемых юридически, договорённостей одной из сторон с судьёй - остаётся одно: бесконечно писать жалобы на судей в квалификационную коллегию о сложении их полномочий. Станет ли ситуация лучше, если судьи не будут пожизненными и их легче будет снять по нажиму «сверху» (именно это предлагается в частности в путинской реформе)? Вряд ли. Опыт показывает, считают адвокаты, что чиновник, оказавшийся на некой должности на заведомо более короткий срок, делает «всё тоже самое, только в больших количествах» - чтобы успеть за отведённое ему время. Простые люди страдают от отечественной судебной системы вовсе не потому, что у федерального центра мало рычагов влияния на низовых судей. Это-то как раз в ряде случаев и неплохо. Обе наших истории показывают, что перед российским судом действительно все равны: и знаменитый академик, и простой гражданин. Равны в полном бесправии, и порой только смерть может его прервать.

Отец - знаменитый авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1888-1972).

Во время Великой Отечественной войны он с родителями, еще не окончив средней школы, был эвакуирован в город Омск.

В 1942 году закончил среднюю школу.


  • С 1942 года по 1949 год А. А. Туполев работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолета Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
  • В 1949 году закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работал в должности ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год - главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ.
  • В 1973 году - становится генеральным конструктором.
  • 15 марта 1979 года избран членом-корреспондентом АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Самолетостроение».
  • 26 декабря 1984 года избран академиком АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение».
  • Член Главной редколлегии информационных изданий ВИНИТИ.
  • Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
  • Работал в КБ Туполева , расположенный на улице Радио г. Москвы.
  • Умер 12 мая 2001

Доктор технических наук (1963), профессор (1964).

Продолжил развитие первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолета Ту-144.

Участвовал в проектировании МТКК «Буран».

Избирался от БАССР в Верховный Совет СССР. Депутат Верховного Совета СССР - Совета Национальностей от РСФСР по Башкирской АССР, (1975-79, Орджоникидзевский избирательный округ № 504, 1980-1985 Ишимбайский избирательный округ № 509

  • 1953 - защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук (научный руководитель - С. И. Зоншайн);
  • 1963 - ученая степень доктора технических наук за научные труды по новым летательным аппаратам;
  • 1978-1985 - возглавлял кафедру «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института;
  • 1979 - член-корреспондент АН СССР по Отделению механики и процессов управления (самолетостроение);
  • 1984 - академик АН СССР (с 1991 г. - РАН)

Известные проекты

  • Ту-134
  • Ту-144
  • Ту-154
  • Ту-160
  • Ту-204
  • МТКК «Буран»
  • Ту-16 Проработка компоновки самолета с двумя ТРД.
  • Ту-123
  • Ту-142ЛЛ
  • Ту-139

Награды

  • Герой Социалистического Труда
  • Лауреат Ленинской премии.
  • Лауреат Государственной премии СССР.
  • Награжден тремя орденами Ленина.
  • Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».

Герои Социалистического Труда

    Туполев Алексей Андреевич Энциклопедия «Авиация»

    Туполев Алексей Андреевич - А. А. Туполев Туполев Алексей Андреевич (р. 1925) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1984; член корреспондент 1979), Герой Социалистического Труда (1972). Сын А. Н. Туполева. Окончил МАИ (1949). С 1942 в ОКБ А. Н. Туполева.… … Энциклопедия «Авиация»

    - (р. 1925) российский авиаконструктор, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), Герой Социалистического Труда (1972). Сын А. Н. Туполева. Руководил созданием ряда военных и гражданских самолетов, в т. ч. Ту 144, Ту 160, Ту 204. Ленинская… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 20.5.1925, Москва), советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1972), доктор технических наук (1963), профессор (1964). Член КПСС с 1959. Сын А. Н. Туполева. Окончил Московский авиационный институт (1949). С 1942 работает в… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1925) советский авиаконструктор, академик АН СССР (1984; член корреспондент 1979), Герой Социалистического Труда (1972). Сын А. Н. Туполева. Окончил МАИ (1949). С 1942 в ОКБ А. Н. Туполева. С 1957 начальник отдела по сверхзвуковым ЛА, с 1963… … Энциклопедия техники

    - (1925 2001), авиаконструктор, академик РАН (1984), Герой Социалистического Труда (1972). Сын А. Н. Туполева. Руководил созданием ряда военных и гражданских самолётов, в том числе Ту 144, Ту 160, Ту 204. Государственная премия СССР (1967),… … Энциклопедический словарь

    - (20.05.1925 12.05.2001) известный советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик АН СССР, д.т.н., профессор. Сын А. Н. Туполева. С 1942 г. работал в ОКБ А. Н. Туполева, с 1973 г.… … Большая биографическая энциклопедия