«Это очень влиятельный человек...»
«Не знаю как так произошло, что я это сделал, видимо он на меня повлиял...»
«Ничего не могу поделать, видимо, не хватает влияния...»

Вспомните как часто мы с Вами слышим подобные фразы.

Давайте разберемся, что стоит за этим часто употребляемым термином. И чтобы начать с основ, пойдем методом «от противного». Когда наступает потеря влияния? Кода вы чувствуете, что не можете или не способны оказать влияние на человека или ситуацию в целом?

Вспомним анекдот:

«В магазин воздушных шаров врывается покупатель и просит надуть все шары. Продавец, удивившись, исполняет просьбу. Человек покупает все шары и довольный уходит из магазина. Но через час возвращается обратно и говорит, что возвращает все шары, так как товар бракованный. «Как так?!!» - удивляется продавец. «Не радуют они меня больше»,- отвечает ему покупатель.

Очень часто потеря влияния связана с потерей смысла. Осознание смысла деятельности стоит на трех китах:

  1. Осознание человеком своей цели. Умение осознать и правильно сформулировать собственные цели подразумевает развитие определенных навыков работы с собственным сознанием.
  2. Понимание особенностей среды, в которой поставленную цель хотелось бы достичь.
  3. Технологии направленного развития ресурсов человека для достижения поставленной цели.

Влияние берет начало с умения объединить вокруг себя, своей идеи группу людей.

Три способа объединения сообщества.

  1. Власть - предъявление требований к жизни человека в обществе, обеспеченное возможностью применения силы и поощряемое идеологией.
    Если к власти добавить влияние, то появляется легитимность власти, лидерство доверия.
    Убери из власти влияние тут же образуется или тирания, или олигархия.
  2. Управление - это определение правил поведения профессиональной группе, регламентов достижения целей организации, которое подкрепляется положительной и отрицательной мотивацией вплоть до возможности исключения из профессиональной группы. Т.е. если говорить иначе, управление — это совмещение целей организации и его сотрудников.
    Если в управлении появляется влияние, то мы сталкиваемся с управлением авторитетом, лидерством, харизмой.
    Если убрать из управления влияние появляется бюрократизация, конъюнктурные войны, политические игры, так называемые «итальянские забастовки».
  3. Влияние - это процесс коррекции сознания человека или его поступков исключительно психологическими средствами. Т.е. у влияния нет ресурсов и инструментов власти и управления, есть только человеческие ресурсы и умение достичь поставленной перед собой цели.

Влияние и воздействие

Начиная говорить о влиянии мы сталкиваемся с первой проблемой. Проблемой разделения влияния и воздействия.

Воздействие - это процесс. Процесс, когда люди пытаются через какие-то свои действия достичь поставленной перед собой цели.

Влияние - это результат. Это результат этих действий, реальное изменение сознания другого человека.

И как не прискорбно это отмечать, большинство руководителей занимаются воздействием, а не влиянием. Они искренне верят, что то что они делают меняет сознание и мотивы к действию другого человека.

За счет какого же механизма осуществляется влияние? Вспомните, каким именно образом человек заражается вирусом. Для того. Чтобы проникнуть в клетку (достаточно сложная система, содержащая несколько слоев для защиты от негативных факторов), вирус не борется с клеткой, а просто присоединяется к ней. Не хочется проводить прямые параллели, но тот же самый механизм зашит и во влиянии. Защитной оболочкой человека являются его ценности. Ценности есть у каждого из нас. Информация, которая не соответствует нашим ценностям не ложится для восприятия, человек подсознательно отвергает ее и борется с ней. С другой стороны если информация ложится на ментальную матрицу человека, тогда она начинает усваиваться и перерабатываться. Под ментальной матрицей мы понимаем: ценности человека и его психо-эмоциональное состояние.

Когда мы начинаем общение с человеком в режиме влияния, первое с чего начинаем, это присоединение к ценностям. Рассмотрим пример.

Если Ваш собеседник начинает диалог так: «Я не совсем с Вами согласен и сейчас в двух словах объясню почему это не так». Даже если дальше он будет говорить о логичных и легко доказуемых фактах, будет возникать сопротивление, противоборство. Поскольку на уровне подсознания уже схвачено, что этот человек противопоставляет свою позицию нашей, Он с нами не согласен, Он с нами спорит, а здесь уже наступают другие правила игры и нам уже не важен тот смысл, который Он доносит в своем сообщении.

Давайте с Вами поменяем правила контакта. К примеру Вы слышите: «Как Вы думаете, должен ли успешный бизнесмен проявлять заботу о своих подчиненных?» Или «Должна ли современная женщина служить источником вдохновения для своего мужчины?» «Если мы с Вами сидим за одним столом переговоров значит у нас есть общие интересы. Давайте направим свои усилия на поиск этих интересов, а не на...»

Заметьте все эти подходы соответствуют теории влияния. Сначала присоединись к тому, что человеку ценно, с чем человеку проще согласиться, и дальше начинай развивать свою мысль.

Отталкиваясь от сказанного, позвольте ввести первое правило влияния (его можно обозначить как пазловость воздействия):

1. Влияние начинается с присоединения к ценности. Для того чтобы ваши действия переросли во влияние Они должны ложиться на ментальную матрицу собеседника.

Второе правило влияния:

2. Просчитанное воздействие блокируется и не переходит во влияние. Если мы осознали то, что против нас хотят сделать, осознали то направление, куда нас пытаются повести, то мы уже косвенно от этого защищены. Очень часто различаются профессиональные и непрофессиональные характеристики и реакции человека попавшего в новую ситуацию. Особенно, если ситуация стрессовая. Новичок дергается, Профессионал — замирает, пытаясь сначала определить правила игры.

Модели влияния

Модель влияния (тип влияния) — стиль действий и поведения человека, направленный на изменение сознания собеседника.

Есть всего лишь четыре модели влияния:

  1. Силовая
  2. Манипулятивная
  3. Деловая
  4. Идеологическая

За каждой из этих моделей стоят свои инструменты, конкретные приемы и технологии действия.

У каждого человека есть своя личная предрасположенность к использованию инструментов определенной модели.

Силовая модель

Основной принцип этой модели «Со слабыми не договариваются, слабому диктуют условия».Когда мы общаемся в в режиме этой модели, мы задействуем такие методы влияния, как свой статус, свой опыт, свои связи. При этом, однако, нужно разделять силовое влияние и силовое воздействие. Основное их отличие — право собеседника самостоятельно принять решение, при воздействии такого права нет.

Манипулятивная модель

Основной принцип этой модели «Не тратьте силы, чтобы победить своего оппонента. Искренне победите ему поиграть». Основной метод влияния здесь - не демонстрировать своих истинных намерений; говорить нужно одно, подразумевать другое. Данная тип влияния работает только в том случае, если манипуляция не была сразу раскрыта.

Деловая модель

Основной принцип этой модели «Разумные люди всегда могу договориться». Данная модель подразумевает пошаговое согласование интересов. Среди методов данной модели влияния: прежние договоренности, деловая этика, пункты договоров.

Идеологическая модель

Основной принцип этой модели «Мы вместе, мы сможем». Данная тип влияния характеризуется призывом к единым базовым ценностям, мощным эмоциональным заражением собеседника.

Третье правило влияния:

3. Объем влияния человека определяется навыком использования всех моделей , т.е. при решении возникшей ситуации человек должен быть свободен в выборе инструментов различных моделей влияния.

Четвертое правило влияния:

4. Степень влияния человека определяется скоростью смены различных инструментов .

Подумайте, какие из моделей влияния наиболее энергетично сильны? Силовая и идеологическая . Поскольку именно за этими моделями стоит личность человека. Здесь побеждает тот, кто более энергетичен, кто более настроен на такой силовой ресурс. Поэтому все перехваты управления чаще всего строятся на инструментах либо силовой, либо идеологической модели.

Какая модель наиболее защищенная? Манипулятивная . Поскольку манипулятора нельзя перевоспитать, его можно только переиграть. Манипулятор до того момента когда ОН начинает или внутренне готов договариваться, сначала отвечает себе на вопрос: «Игрок какого класса против меня?» Если манипулятор видит, что это человек, который может переиграть его на его же игровом поле, тогда появляется возможность договоренности. Если этого нет, то манипулятор по прежнему остается в своей позиции.

Деловая модель - самая синергетичная. Она обеспечивает возможность развития без оглядывания назад - нет ли там кого-то с кинжалом с желанием тюкнуть с спину. Но при этом, как ни печально, она самая незащищенная. Инструменты влияния этой модели самые слабые из всех моделей. Они самые стратегически эффективные, но Они же самые незащищенные.

Поэтому если Вы желаете выстаивать систему нормального, корректного, цивилизованного, делового взаимовлияния, сначала нужно показать, что Вы способны работать с инструментами всех других моделей. Когда Вы становитесь защищенным, тогда с Вами можно договариваться.

Пятое правило влияния:

5. Не эффективная, не работающая модель влияния должна мгновенно меняться . Что делают большинство людей? Как только они сталкиваются усилением сопротивления, они пытаются усилить инструменты модели которую они используют. «Ну-ка, дай-ка начну еще громче, дай-ка я постараюсь продавить ситуацию, сопротивляются, значит нужно усилить давление, довод слаб - повысить голос». Застревание в таких моделях только усиливает сопротивление. Как только Вы увидели сопротивление - мгновенно меняйте модель.

Шестое правило влияния:

6. Никогда не включайтесь в контакт пока Вы детально не проанализировали модель влияния партнера . Почему? Дело в том, что за каждой моделью влияния стоят свои цели.

Почему важно определить модель? Не правильно определенная модель влияния влечет за собой способы защиты и контр атак. Но если не правильно определили модель, то на сможете защищаться и играть по заданным правилам.

Отсюда следует седьмое правило влияния :

7. Защищаться по той же модели, атаковать по другой .

Когда Вы защитились от модели, по которой на Вас нападали, Ваш соперник пожелает отыграться, и если Вы продолжаете использовать ту же самую модель влияния, то Он применит все усилия для того, чтобы реабилитироваться. Поэтому не давайте ему такого шанса: как только почувствовали, что защищены - тут же атакуйте по другой модели.

У каждого из нас с рождения присутствует склонность к одной из моделей влияния, что зачастую является нашим ограничением. Важно понять, что в жизни есть место всем четырем моделям и научиться эффективно применять их в своем бизнесе.


"Го, что ограничивает мысль и ведает нам видеть очевидное, это наши ментальные модели того, как должен быть устоеп мир. Ментальная модель - ото не что иное, как мнение по любому вопросу, касается ли тго нашей семьи, бизнеса или мира в целом. Таким образом, когда итого говорит: «Думаю, что все должны ходить в церковь но воскресеньям», этот человек просто выражает свою ментальную модель по этому вопросу, то есть, хорошо ли или плохо ходить в церковь. В литературе, посвященной бизнесу, можно встретить разные названия, обозначающие ментальную модель. Недавнее исследование одной только научной литературы установило восемьдесят одно подобное обозначение: среди них встречаются управленческие фреймы, типы мышления, «священные коровы», мертвые зоны, парадигмы, допущения, шаблоны, когнитивные карты, управленческие линзы и так далее (см. Пример 2-1), которые использовались для описания одного и того же явления.2
Как личности мы развиваем наши ментальные модели со временем, в первую очередь через образование и опыт. Подобным образом, в организациях формируются ментальные модели, проявляющиеся в их внутренней культуре, заведенном распорядке деятельности и неписанных правилах поведения. Бывает, что мы слышим заявления: «Вот так мы делаем бизнес в этой отрасли» или «Мы никогда не снижаем цену на нашу продукцию». Это не что иное, как ментальные модели, принятые в этой организации. Они также развиваются и формируются со временем, в первую очередь, с помощью внутренних программ обучения, непосредственного общения и накопления опыта.
Что представляет интерес в ментальных моделях, так это их способность формировать наше поведение. Это происходит потому, что они действуют как фильтры, через которые проходит вся поступающая
пек itRi’itMt; 1*г.шкння

Пример 2-1
Синонимы понятия «ментальная модель»

Управленческие представления Зашоренное восприятие Познавательные карты Схемы интерпретации
» Подразумеваемые теории Экраны
*Фреймы Шаблоны Каузальные (причинные) карты Основные каузальные убеждения Промышленные рецепты Фильтры восприятия Системы убеждений Стратегическая близорукость Скрытое понимание Мыслительные сгержни Мировоззрение
4 Священные коровы Управленческие линзы Допущения
4 Мысленные картинки Организующие рамки Стратегические фреймы Представляемая действительность Общие перспективы Господствующая логика Мертвые зоны Организационная схема 4 Туннельное видение Организационные идеологии

информация. Все, что бы мы не видели или не слышали, проходит через эти фильтры. В связи с тем, что у всех разные фильтры, это обычное явление, когда два человека слышали или видели одно и то же, но, тем не менее, интерпретируют ситуацию по-разному. И так как эта иитерпретация данных, влияет на поведение, люди будут вести себя по-разному, даже если у них «одинаковая» информация.
Во время упражнения с борьбой на руках я дал всем студентам одинаковые инструкции. Но слова побороться на руках (армрестлинг), победитель и соперник каждым были истолкованы по-разному на основании их индивидуальных ментальных моделей. Для большинства одно упоминание таких слов, как победитель и соперник, создает в воображении картины соревнования и борьбы. А поведение проистекает из этого «мысленного построения образов». Большинство пытается соревноваться, даже не задумываясь о стратегии сотрудничества в качестве возможного выбора.
Ментальные модели важны, потому что обуславливают поведение. Поведение каждого индивидуума обусловлено его образом мышления

окружающем мире.3 Манера поведения каждой организации склады* ¦ТСЛ очень похоже на основании господствующей в ней ментальной дели (моделей).
Как ментальные модели обуславливают поведение
Ментальные модели могут быть чрезвычайно полезны, так как позво- ют нам обрабатывать информацию и быстро принимать решения, лпример, если вы свято верите, что защищать свое Отечество в случае тадеиия на него другого государства -ваша нравственная обязанность, >1 не будете тратить много времени, размышляя над вопросом «Должен ли защищать Родину?». Вам также не потребуется тщательно анализировать:с это с точки зрения выгоды, чтобы решить, идти сражаться или нет. м просто пойдете, потому что твердо верите, что ото правое дело. Вашим оведением в данном случае управляет ментальная модель, согласно оторой «защита Родины является обязанностью каждого гражданина».
В ментальных моделях нет «правильного» или «неправильного». Никто е может утверждать, что его убеждения или ценности весомее ваших, "ем не менее, ментальные модели могут породить проблемы но двум [ричинам.
. Ментальные модели позволяют нам думать «пассивно» или, возможно, вообще не думать. Именно это приводит к тому, что мы не замечаем очевидного. В качестве примера рассмотрим следующее упражнение. Считая от 1 до 100, сколько раз вам встретится число, в котором есть цифра 9? Пожалуйста, подумайте об этом полминуты, прежде чем продолжить чтение.

Когда я делаю это упражнение со студентами, больше 75% отвечают, что «десять раз». Когда я прошу назвать эти десять чисел, вызвавшийся отвечать начинает перечислять «9, 19, 29, 39 и так далее». С момента, когда вы сказали «и так далее», вы переключились с активного на пассивное мышление. Сработала «установка», «шаблон». А когда вы знаете ответ, зачем тратить время на его обдумывание? Это та самая разновидность пассивного мышления, которая мешает большинству людей «увидеть» еще девять возможных вариантов: 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98. Правильный ответ - девятнадцать раз. Он кажется таким очевидным, однако большинство не замечает его.
ВСК KKPtffJE РСГПЕИКЯ
Вторая причина» почему сильные ментальные модели могут быть проблематичны, заключается в том, что у людей есть склонность отвергать новую информацию, противоречащую тому, в чем они уже полностью убеждены. Нели у нас сложились очень устойчивые ментальные модели, мы стремимся услышать или увидеть то, что укрепляет нас в наших нынешних убеждениях и образе действий. Любая новая информация, которая не соответствует нашим убеждениям, обычно отбрасывается как неверная или не относящаяся к делу. В компаниях это убийца инноваций №1.
Таким образом, устойчивые ментальные модели заставляют нас мыслить пассивно и удерживают от принятия, или даже рассмотрения, новых идей.
Упражнение.
Я задумал английское слово из четырех букв. В нем нет первой буквы, но я знаю, что оно оканчивается на _апу. Вы можете придумать слово, которое подходит под это описание? Получив это задание, большинство людей очень быстро реагирует, отвечая «many» - другими словами, не хватает буквы т. Но теперь подумайте вот о чем: здесь используется такой же принцип. Я задумал английское слово, в котором не хватает первой буквы, но заканчивается оно на _епу. Можете придумать слово теперь? Прошу вас подождать полминуты, прежде чем назвать его и продолжить чтение.
Большинство людей слово придумать не могут. Они перебирают весь алфавит, ставят по порядку букву за буквой в начале _епу, пытаясь найти слово, которое всем им известно. Большинство терпят неудачу. Представьте их удивление, когда кто-нибудь выкрикивает правильный ответ: «deny». Практически все пропускают этот очевидный ответ, потому что ищут слова, которые произносятся так же, как «many». Первый ответ упражнения повлиял на ход мыслей и заставил нас думать в очень ограниченном пространстве. А теперь подумайте вот о чем: если достаточно одного слова, чтобы так повлиять на наше мышление, представьте, что могут сделать двадцать или тридцать лет работы в одной отрасли?

Как избежать стереотипов мышления
Несмотря на то, что они так сильно влияют на наше поведение, большая [асть индивидуальных и существующих и организациях ментальных моделей имеет скрытый характер. Они существуют и управляют нашим поведением, но мы не осознаем этого.
Действия какой-либо организации также обусловлены влиянием множества скрытых ментальных моделей, или «священных коров», как их часто называют. Когда бы я не попросил руководителей определит!, и перечислить «священных коров» в их виде деятельности, они обычно приводят длинный перечень, в котором все начинается с твердой уверенности в том, чего хотят клиенты, с переходом к тому, что необходимо для достижения успеха в бизнесе, и затем к тому, что можно или нельзя в нем делать. Оставаясь невидимыми, «священные коровы» управляют поведением такой компании, причем ее руководители даже не подозревают об их существовании. Чем успешнее компания развивается, тем глубже прячутся эти «священные коровы», пока не станут непреложными истинами, которым никогда не бросят вызов, не подвергнут сомнению и не оспорят.
Чтобы преодолеть отрицательные последствия влияния этих скрытых ментальных штампов, надо сделать их видимыми, то есть вытащить их на поверхность и поставить вопрос об их обоснованности и полезности. Это не обязательно означает, что от них придется отказаться. Бы можете сделать это и прийти к выводу, что в ваших моделях нет ничего неправильного. Важно их обозначить и подвергнуть сомнению для того, чтобы начать активно думать обо всех тех вещах, которые вы воспринимаете как сами собой разумеющиеся.
Задумайтесь вот над чем: если суть стратегического новаторства в том, чтобы обнаружить новых клиентов, новые виды продукции или новые приемы и правила игры, то как их обнаружить, если вы никогда не задаетесь вопросом, кто в действительности является вашими клиентами, в чем фактически состоит ценность вашего предложения этим клиентам, или даже являются ли оптимальными используемые вами способы производства, распределения и продаж? Способность задаться вопросом и поставить под сомнение именно то, что воспринимается нами как должное, и есть ключ к стратегическому новаторству.
К сожалению, и об этом я более подробно нишу в Главе 4, просто убедить организации в необходимости выработки такой позиции не достаточно. Чтобы по-настоящему задавать такие вопросы, компании нужно
ВСЕ ВЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ

инициировать процесс активного осмысления ситуации, а это делается с помощью создания позитивного кризиса.
Состояния позитивного кризиса можно достичь, сформулировав для себя новую амбициозную цель, то есть такую, которая заставит компанию функционировать не в обычном режиме, а па более высоком уровне ее возможностей. При условии, что вы сможете убеди ть организацию, что эта цель того стоит, сотрудники скоро поймут, что она настолько честолюбива, что ее нельзя достичь, продолжая лучше делать то же самое. Для ее достижения им придется думать и вести себя иначе. В действительности, именно это и произошло в 1960-е годы, когда президент Кеннеди поставил перед Америкой задачу высадить человека па Лупу до конца десятилетия.
Кроме юто, и это всем известно, в организациях то, что относится к категории срочного, часто вытесняет то, что относится к категории важного. Поэтому не достаточно убедить людей в том, что подвергать сомнению существующее положение пещей просто важно. Их нужно убедить в том, что это абсолютно срочно. Для обеспечения непрерывности постановки вопросов внутри организации, высшее руководство должно найти методы, чтобы сделать ее приоритетной. Создание позитивного кризиса ~ это один способ. Другой - побуждать высшее руководство вознаграждать за идеи, возникшие в результате того, что кто-то в организации поставил под сомнение status quo.
В Главе 6 я доказываю, что для того, чтобы получить в организации желаемое поведение, следует сначала создать соответствующий организационный контекст. Чтобы у сотрудников была мотивация постоянно подвергать сомнению «священных коров» организации, надо сначала создать среду, которая побуждает и способствует этому типу поведения. Например, задумайтесь о совете Эндрю Гроува из Intel.
Самыми полезными для вашей организации являются «Кассандры», то есть люди, приносящие плохие вести. Не во всех организациях находятся сотрудники, которые могут поведать вам плохие новости, если вы представляете высшее руководство... Если хотите, чтобы до вас доводили неприятную информацию, и хотите создать среду, в которой это возможно и поощряется, вы не должны создавать атмосферу страха, каким-то образом наказывая или ставя в невыгодное положение людей, приносящих плохие вести. Если вы найдете правильный подход, и если в компании это также будет расцениваться положительно, те работники, кто находится в непосредственной близости с проблемой, то есть ближе всех к технологии, к ситуации с продажами
и заказчиками..., быстро до недут их до вас и руководстве. Структура обмена информацией и организации имеет тенденцию идол кровать руководителя от информации с месг или из первых рук. Так что жизненно важно гарантировать, чтобы «кассапдры» приносили плохие нести прямо вам. Отделы продаж особенно хороши в этой роли. Им первым достается от клиентов, и они первыми намечают, что теряют все больше заказов. Они нуждаются и доступе и канале по доставке плохих новостей высшему руководству, так чтобы оно мо1ло обратно интегрировать их в общую стратегию.1
11однергать сомнению ментальные модели - способ избежать их ограничивающего эффекта. Возможны и другие тактики (см. Пример 2-2).
Аутсайдеры (представители внешней деловой среды, посторонние или исмш и пересованные лица), чьи ментальные модели отличаются от преобладающих в организации, могут действовать как катализаторы, то есть помочь переосмыслить ее способ ведения бизнеса. Так, приход нового CEO (особенно из совершенно другой отрасли) может дагь мощный толчок стратегическим инновациям. Бенчмаркинг" относительно аутсайдеров (конкурентов или компаний, работающих в других отраслях) также может облегчить активный пересмотр существующих ментальных моделей и открыть другие возможности.
Другой полезный тактический ход заключается в развитии позиции, ставящей под сомнение существующее положение дел. Ее характерным признаком является постоянный вопрос «почему?». «Почему», например, «мы продаем нашу продукцию именно так?» Когда вопрос подкрепляется рядом примеров из организаций, продающих свою продукцию иным способом и при этом являются довольно преуспевающими, ответ на вопрос «почему?» может стать для компании мощным сигналом к пробуждению.
Чтобы избежать стереотипов, можно использовать и другие тактические приемы. Некоторые совершенно очевидны, хотя, тем не менее, эффективны: проведение экспериментов с новыми идеями, приведение фактов и примеров, которые противоречат «общепризнанной мудрости», мониторинг ведущих показателей деятельности компании и обратная связь с внешними участниками процесса (например, с клиентами и дистрибьюторами). Не подумайте, что мой список тактических приемов является исчерпывающим. Важно отметить, что, если не подвергать сомнению ментальные модели, если потребуется, «не отправлять священных коров на бойню», превосходные стратегии появляются крайне редко.

Пример 2-2
Некоторые тактические приемы преодоления ментальных моделей Обозначьте их и спросите себя, насколько они правильны. Облегчите процесс постановки вопросов с гюмощыо развития позитивного кризиса и организации. Привлекайте аутсайдеров как катализатороп дискуссии. Произведите замены в высшем руководстве. Используйте псе лучшее, что находится за пределами вашен отрасли. Установите правило подвергать сомнению существующее положение дел. Экспериментируйте с новыми идеями. Приводите факты или примеры, которые противоречат «общепризнанной мудрости». Отслеживайте основные показатели деятельности компании. Ищите обратную связь с представителями внешней деловой среды (аутсайдерами): заказчиками, дистрибьюторами и т. п.

Один из основоположников институциональной экономики, Д. Норт определил институты как правила, регулирующие экономическое поведение. Это некоторые конструкции, сознательно или бессознательно возводимые людьми в постоянных попытках преодолеть собственное несовершенство, ограниченность своего знания и неопределенность поведения окружающих.

Институциональный анализ выделяет три типа действующих лиц :

агент – человек, «подавленный» своей экономической ролью, которая и определяет все его поступки. Агент действует в рамках определенного института, а его действия сводятся к максимизации функции располагаемого дохода, прибыли;

актор – человек, сознательно действующий и осуществляющий свой выбор;

актер – человек, который тщательно пытается «играть» свою роль, значительная часть его усилий направлена на изображение лояльности институту.

Каждый актор, готовясь к тому, чтобы принять некоторое решение, рассматривает множество вариантов (рисунок 1). Институты выступают как механизм ограничения числа возможных вариантов бесконечного «поля выбора решений» до «поля допустимых решений», в пределах которого и осуществляется принятие одного решения.

Рисунок 1 – Деятельность актора

Ментальные модели – это набор «внутренних рамок» деятельности, которые есть у каждого человека, к которым относятся знания, умения и навыки, ценности; это модель восприятия окружающего мира, который слишком сложен для восприятия во всем его многообразии. Совокупность знаний, умений и навыков определяют компетенции человека, то есть радиус его возможностей. Выделяют два типа компетенций :

инструментальные компетенции – могут быть использованы для получения удовлетворения, дохода;

профессиональные компетенции – определяют место актора в разделении труда с точки зрения других акторов.

Ценности определяют набор возможных выборов в пространстве возможных выборов, а также воздействуют на принятие актором риска (положительно или отрицательно). Совместно разделяемые ценности создают основу для совместной деятельности людей.

Набор общих ментальных моделей, формируемых людьми в процессе их взаимодействия, представляет собой культуру общества. В литературе также встречается понятие «экономически значимая культура» – это набор ментальных моделей, разделяемых многими акторами. Изменение роли института связано с изменением экономически значимой культуры.

Ментальные модели определяются рутинами – устойчивыми стереотипами, привычками в деятельности людей. Рутины можно также определить как «институт для себя». Появление рутин вызвано возможностью экономии времени, когнитивных действий и эмоционального напряжения. Простейшая классификация подразумевает существование трех типов рутин : технологических, поведенческих, экономических. На рисунке 2 представлено соотношение между компетенциями и рутинами.

Рисунок 2 – Компетенции и рутины

От простейших рутин, которые складываются в индивидуальных действиях, до сложных процедур разработки и принятия законов, – все в конечном счете направлено на устранение элементов неопределенности и увеличение вероятности наступления желаемого события.

Резюмируем изложенное. Устойчивые стереотипы (рутины) и ценности, свойственные людям, образуют их ментальные модели (рисунок 3). В процессе взаимодействия людям приходится корректировать эти модели, вырабатывая общие представления о базовых вещах (общие ментальные модели). Из них складывается культура общества, и в ее рамках формируются нормы поведения. Последние находят свое отражение в структурах, упорядочивающих человеческую деятельность. Эти структуры – правила, которые дополнены механизмами принуждения к их исполнению, – называются институтами.

Институты, существующие в обществе, создают стимулы, которые влияют на поведение людей. Они снижают издержки выбора в условиях неопределенности, позволяют структурировать затраты на функционирование в рамках системы. Формирование институтов - эндогенный процесс, он связан с опытом взаимодействия людей и их общей историей. Попытки извне внедрить чуждые правила будут неудачны, если они идут вразрез с культурой общества и существующими неформальными практиками. Напротив, формальное закрепление существующих практик может быть очень удачным.

Рисунок 3 – Механизм формирования институтов

Конвенции (соглашения) в отличие от института, не обладают механизмом принуждения: актор может не следовать конвенции и не быть при этом формально «наказанным», однако такое нарушение влечет за собой возникновение дополнительных издержек. Соглашение представляет собой общую для определенной группы людей систему знаний, навыков (в первую очередь – коммуникационных) и ценностных установок, позволяющую им взаимодействовать с низкими издержками.

Соглашения, в сохранении которых заинтересованы влиятельные акторы, могут под их воздействием оформиться в виде институтов. И наоборот, длительно существовавшие формальные институты после отмены их «обязательности» могут продолжить существование в форме конвенций.

Возможны три стратегии поведения акторов применительно к институтам:

следование институтам – актор становится агентом института, или актером, рассчитывающим на вознаграждение за неукоснительное исполнение роли. Его поведение рационально, если система институтов стабильна и обладает большими возможностями принуждения и вознаграждения;

использование институтов – актор стремится извлечь выгоду из возможностей, предоставляемых институциональной средой, выбирая любую из ненаказуемых поведенческих стратегий. При этом он часто использует институты с иными целями, нежели они задумывались, относится к институтам как к обычным факторам производства. Чем лучше институт освоен, тем больше возможностей у актора по его использованию;

проектирование и конструирование институтов – актор стремится изменить сам институт. Очевидно, что для этого он должен обладать соответствующими властными полномочиями и ресурсами.

http://studopedia.org/1-31399.html

Рутины

- Как вы делаете ваши чудеса?
- Какие такие чудеса?
- Ну,… исполнение желаний…
- Ах, это? Как делаю… Обучена сызмальства, вот и делаю. Откуда я знаю, как делаю…
[разговор с золотой рыбкой]

А. и Б. Стругацкие 8

Изначально понятие рутина (routine ) было введено создателями эволюционной теории Р. Нельсоном и С. Уинтером применительно к деятельности организаций и определено ими как «нормальные и предсказуемые образцы поведения« 9 . Однако рутинное поведение характерно не только для организаций, но и для индивидов. Применительно к последним рутины можно разделить на две категории: рутины технологические , формирующиеся в процессе взаимодействия человека и природы, и рутины отношенческие , складывающиеся в процессе взаимодействия между людьми.

Работая на станке, токарь применяет день за днем одни и те же приемы, причем бóльшую часть времени автоматически. У него не возникает необходимости проговаривать последовательность действий, отдавая себе мысленные указания. Его действия отлажены, они складываются из набора технологических рутин. То же касается и действий женщины, занимающейся домашним хозяйством, почтальона, разносящего газеты, преподавателя, проверяющего работы студентов. Почему формирование подобных рутин свойственно человеку?

Технологические рутины выполняют важную функцию: они снижают издержки принятия решений. Сталкиваясь с проблемой, мы, как правило, выбираем решение, которое, исходя из прошлого опыта, было признано нами удачным. Абсолютное большинство таких рутин являются неосознаваемыми и реализуются на основе неявного знания 10 . Мы не отдаем себе отчета в том, как именно завязываем шнурки на ботинках, открываем ключом дверь или чистим зубы. Более того, зачастую нам проще сделать что-то, чем написать инструкцию, как это должно сделать.

Довольно долго люди не осознавали различия между рутинами технологическими и рутинами отношенческими, усматривая прямую причинно-следственную связь между своими действиями и реакцией природы на них. Именно на таких повторяющихся действиях, направленных на стимулирование тех или иных реакций природы, основаны многие обычаи. В XIX в. выдающийся этнограф Эдуард Тайлор писал:

Современные сербы с танцами и пением водят маленькую девочку, убранную листьями и цветами, и выливают на нее чашки воды, чтобы вызвать дождь. Моряки при штиле иногда высвистывают ветер, однако вообще-то они не любят в море свиста, который поднимает свистящий ветер. Рыбу должно есть от хвоста к голове,… чтобы привести головы других рыб к берегу, потому что если их есть неправильным способом, рыба поворачивает от берега.

Кстати, подобное первобытное представление об одушевленности всего мира, обуславливало и попытки «наказать» природу за «плохое поведение». Например,

…персидский царь Ксеркс во время похода на Грецию (V в. до н. э.) приказал соорудить мосты через Геллеспонт (Дарданеллы), но буря их разметала. За это Ксеркс приказал бичевать Геллеспонт. А Кир, персидский царь (VI в. до н. э.), во время похода на Вавилон наказал реку Гинду, унесшую одну из священных лошадей, приказав перекопать ее и превратить в мелкую речку. 11

Технологическиерутины облегчают нам выбор в ситуации неопределенности, при нехватке информации. Не имея возможности оценить, насколько эффективными являются альтернативные стратегии поведения, мы обычно демонстрируем отрицательное отношение к риску, предпочитая следовать проверенным образцам поведения. Чем меньше у людей знаний об окружающем мире, чем выше степень неопределенности, тем более устойчивы рутины. Неопределенность на фоне ограниченных когнитивных возможностей делает постоянную оптимизацию поведения не только весьма затратной, но и зачастую бессмысленной. Рутина в таком случае выступает в качестве элемента страхования.

Значительная часть деятельности любого человека неизбежно связана с другими людьми. В рамках социальных взаимодействий и складываются отношенческие рутины . Они, помимо описанной выше функции снижения издержек принятия решений, выполняют еще одну важную функцию - функцию координации. В отличие от Природы, люди являются стратегическими игроками, и при выборе линии поведения они стремятся учесть возможную реакцию окружающих на свои действия. Когда мы знаем, что наши партнеры действуют, руководствуясь стереотипами, у нас возникают определенные ожидания относительно их будущих действий, и в соответствии с этими ожиданиями мы выбираем стратегию своего поведения. Таким образом, рутины дают возможность путем построения системы взаимных ожиданий вносить в отношения элемент координации и предсказуемости.

Рутины - это способ компактного хранения знаний (knowledge ) и навыков (skills ), которые требуются человеку для его деятельности (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Компоненты рутины

Полное освоение той или иной рутины на основе одного только явного знания (например, письменных инструкций) может быть связано с запретительно высокими издержками. Для их снижения нужны соответствующие навыки, которые вырабатываются упражнениями. Действительно, обеспечить человека инструкцией по катанию на велосипеде еще не означает научить его на велосипеде кататься. Кулинарный рецепт, руководствуясь которым мог бы испечь пирог человек, никогда в жизни не подходивший к плите, занял бы не один десяток страниц. Всегда есть что-то, что невозможно передать словами, составляющее, однако, самую суть знания.

На крупных предприятиях система принятия решений построена на организационных рутинах, которые обеспечивают механизм защиты от нерационального поведения экономических агентов, принимающих решения. У такого механизма, помимо положительных свойств, есть и отрицательные - в частности, медленное принятие решений.

Представим, что у вашей финансово-промышленной группы появилась возможность купить нефтяную компанию на очень выгодных условиях. И хотя вы прекрасно понимаете, что она должна быть оформлена очень быстро (только тогда она состоится), существующие организационные рутины на это не рассчитаны. Подготовить нужные для анализа документы можно за несколько дней, но вопрос о сделке включается в плановое заседание совета директоров (вопрос-то очень важный!), намеченное лишь через месяц. В результате, из-за негибкости системы принятия решений сделка срывается.

Необходимость выработки навыков для реализации имеющихся знаний обуславливает эволюционный характер формирования и изменения рутин. Если условия, в рамках которых функционируют фирмы или индивиды, меняются, то существующие в их памяти рутины перестают быть эффективными. Процесс приспособления к новым условиям, выраженный в поиске новых стратегий поведения, освоении и закреплении их в качестве рутин, зависит от природы знания, которое лежит в основе этих рутин: чем менее явно знание, тем более длителен данный процесс.

С проблемой нехватки рутин при переходе к рыночной экономике столкнулись в начале 1990-х гг. предприятия стран Восточной Европы. Новые рыночные условия открыли новые возможности, но чтобы их использовать, предприятиям необходимы были навыки работы в совершенно непривычных условиях. Согласно исследованиям 12 , через несколько лет после начала реформ страны Восточной Европы и страны с развитой рыночной экономикой в равной мере владели рутинами, которые основаны на легко передаваемом явном знании (уровень обязательного образования) и на неявном знании, не связанном с коммерческим опытом (наличие квалифицированных инженеров и рабочих). Однако по рутинам, которые основаны на неявном знании о функционировании рынка (время, необходимое для разработки и маркетинга нового товара, внедрение системы контроля качества), страны Восточной Европы значительно отставали от стран с развитой экономикой.

Результаты сравнения на 1994 г. венгерских предприятий с предприятиями других стран (выборка проводилась по 41 стране) представлены в табл. 2.1.

Табл. 2.1. Сравнение венгерских предприятий с предприятиями других стран

В соответствии с нашими знаниями у нас формируются те или иные ментальные модели . Через их призму мы воспринимаем мир. Они определяют наши реакции и позволяют выбрать линию поведения наиболее экономным, с точки зрения расходования когнитивных усилий, способом. Таким образом, модель рационального выбора может быть скорректирована за счет включения в нее ментальных моделей как элемента механизма принятия решений (рис. 2.2).


Рис. 2.2. Выбор на основе ментальных моделей

Итак, сталкиваясь со сложностями восприятия окружающего мира, мы выстраиваем его упрощенную модель. Она обуславливает предписания касательно поведения, которые позволяют нам решать конкретные задачи. Эти предписания хранятся в виде рутин, и мы их осваиваем по мере обучения и приобретения опыта.

В этом разделе обсуждаются основные компоненты культуры и ее влияние на экономическое поведение людей. Особое внимание уделяется анализу ценностей как фактора принятия решений различными группами экономических агентов.

В социальных взаимодействиях люди критически оценивают деятельность окружающих, и у индивидов с общими ментальными моделями такие оценки очень схожи. Можно говорить о существовании в обществе определенных ценностей - представлений (на разных уровнях абстракции) о том, что хорошо, а что плохо. Передача оценочных суждений происходит в рамках ментальных моделей и ведет к их корректировке. Ментальные модели, разделяемые обществом в целом, сохраняются культурой этого общества.

Разумеется, экономика действительно состоит из технологий, действий, рынков, финансовых институтов и заводов - все они реальны и материальны. Но в глубине, на самом элементарном уровне, управляют ими, и стоят за этим управлением представления … Они формируют и собирают воедино экономику на макроуровне… Они являются ДНК экономики.

Б. Артур (1995) 15

Основополагающий элемент культуры - ценности (values) , поскольку именно они задают вектор деятельности человека. Именно от их характера зависит, какие знания и навыки будет накапливать человек (рис. 2.5).


Рис. 2.5. Компоненты культуры

Подход Хофстеда 16 , одного из самых известных специалистов по вопросам культуры, в чем-то схож с подходом Норта и Дензау, которые определяют культуру через общие ментальные модели. Хофстед полагает, что во многом поведение человека зависит от его ментальных программ (он «запрограммирован» на их реализацию). Под ментальными программами Хофстед понимает «образцы размышлений, чувств и действий». Он выделяет три уровня таких программ (рис. 2.6).


Рис. 2.6. Три уровня ментальных программ

На нижнем уровне находятся универсальные, схожие для всех индивидов программы. Они наследуются генетически и являются неотъемлемой частью человеческой природы . На среднем уровне находятся те ментальные программы, которые специфичны для конкретной группы индивидов. Они формируются путем социального обучения при постоянном взаимодействии внутри группы. Модели этого уровня Хофстед называет культурой . На самом высоком уровне находятся ментальные программы, специфические для конкретного индивида. Они определяют его индивидуальность , отличают его от других. Частично эти программы наследуются генетически, частично формируются путем обучения.

С точки зрения Хофстеда, наибольший интерес для анализа представляет именно уровень культуры. Для анализа культурных особенностей различных групп он разработал специальную методику, к обсуждению которой мы вернемся в главе «Теория организаций» в контексте организационной культуры и в главе «Институты и институциональные изменения» в контексте межстрановых культурных различий.

Говоря об экономической культуре, как о той части культуры, которая касается экономических взаимодействий, имеет смысл выделить три ее уровня - массовую экономическую культуру, экономическую культуру лиц, принимающих решения на уровне организаций, и теоретическую экономическую культуру. Эти уровни образуют пирамиду экономической культуры 17 (рис. 2.7а).


Рис. 2,7а. Пирамида экономической культуры

Первый (нижний) этаж пирамиды - массовая экономическая культура. Это ценности, знания, навыки и представления массы потребителей, массы наемных работников. Это культура лиц, принимающих решения только за себя и за свою семью. На этом уровне явные знания как элемент культуры практически не оказывают влияния на экономическое поведение, которое обусловлено, в первую очередь, ценностями и навыками. Навыки приобретаются за счет имитации успешных образцов поведения окружающих, причем имитируются они обычно без критического осмысления и оценки. В моменты кризисов социального сознания и резких изменений экономического устройства, когда в обществе идет пересмотр ценностей, такая имитация может стать причиной массового неэффективного поведения, например, участия в финансовых пирамидах. В принципе, не нужно глубоких экономических знаний, чтобы понять, что пирамида существует только до тех пор, пока новые люди приносят в нее деньги, и что она развалится сразу, как только этот процесс прекратится. Однако люди несли деньги в МММ и другие пирамиды, руководствуясь принципом «другие несут, понесу и я».

Еще один пример. В настоящее время большинство россиян не сознает, что хорошо сделанная работа достойна уважения, и для нас сейчас это главная ценностная проблема массовой экономической культуры. Вероятно, корни данной проблемы в том, что многие наши сограждане всю жизнь работали, не получая нормального вознаграждения и уважения за свой труд во времена советской экономики, а еще раньше - при крепостном праве. А ведь очень часто требуется примерно одно и то же время и одни и те же усилия, чтобы сделать какую-то вещь хорошо или плохо!

Второй этаж пирамиды - экономическая культура менеджеров и руководителей организаций (decision-makers) , составляющих так называемое управленческое звено организаций. Решения управленцев распространяются уже на десятки, сотни и тысячи людей, которые возложили на них реализацию собственных интересов, делегировав им свое право принятия решений.

Третий (верхний) этаж пирамиды - теоретическая экономическая культура . Это культура профессиональных экономистов. Если в нашей стране миллионы людей вовлечены в массовую экономическую культуру и сотни тысяч - это лица, принимающие решения, то десятки тысяч (не больше!) - это профессиональные экономисты, создающие схемы, которыми пользуются и люди, принимающие решения, и люди массового экономического поведения. Анализируя решения других, профессиональные экономисты сами не принимают решения. Они обобщают и выдают готовые блок-схемы таких решений.

Заметим, что чем выше мы поднимаемся по пирамиде экономической культуры, тем в большей степени принимаемые решения основываются на теоретических знаниях и тем меньшую роль при принятии решений имеют ценности (см. рис.2.7б). Ценности определяют именно массовое экономическое поведение. Ими обусловлены стимулы и конкретные поведенческие ограничения, специфика экономической деятельности и ее результаты. Благодаря этому в одних и тех же экономических условиях и под влиянием одной и той же экономической политики различные группы, принадлежащие к разным культурам, могут развиваться по-разному. Примеров тому очень много - китайские семьи в Таиланде, Малайзии, Индонезии, США, японские диаспоры в Бразилии и США и т. д.

Ценности могут способствовать экономическому росту (как это произошло в США, где успешно развивается китайский семейный бизнес), а могут, напротив, его замедлять (как это произошло в России в начале рыночных реформ, когда ценности, сформировавшиеся в рамках плановой экономики, существенно снижали эффективность новых механизмов хозяйствования). При этом влияние одной и той же ценности может быть прямо противоположным в разные периоды развития. Например, для японцев характерна высокая норма сбережения. Подобное отношение к деньгам сформировалось в тяжелые послевоенные времена и способствовало экономическому росту Японии до тех пор, пока не началась длительная рецессия. Теперь оно стало препятствием: японцы полагают, что при кризисе надо больше сберегать, и даже повышение выплат и субсидий, стимулируемое правительством, не способно заставить их больше тратить.

Вопрос не в идентификации культурных свойств как таковых, а в идентификации политической и экономической среды, в которой эти культурные факторы могут функционировать активно и динамично.

Х. Сяо (1988) 18


Рис. 2,7б. Соотношение компонентов культуры на разных уровнях пирамиды

Итак, ценности - это один из факторов, которые определяют успешность развития экономики. Другим фактором является государственная политика. Она, как и ценности, воздействует на стимулы индивидуальных участников экономических отношений.

Модель: государственная политика, ценности и структура бизнеса в Китае

Модель: государственная политика, ценности и структура бизнеса в Китае 19 Свернуть

Рассмотрим экономическую деятельность (отношения обмена) как последовательность взаимодействий между предпринимателями. Эти взаимодействия описываются игрой, матрица выигрышей которой изображена в табл. 2.3.

Табл. 2,3. Отношения обмена

Кооперативное поведение Некооперативное поведение
Кооперативное поведение x;y z;y
Некооперативное поведение y;z w;w

Каждый из участников выбирает между кооперативным поведением (подразумевающим поставку товара) и некооперативным (нарушением контракта поставки). Если оба участника выбирают кооперацию, реализуется обмен, в котором каждый участник выступает продавцом своего товара и покупателем чужого. Если один участник выбирает кооперацию, а другой ведет себя некооперативно, имеет место эксплуатация первого вторым.

Выгоды, извлекаемые участниками из взаимодействия, зависят не только от их поведения, но и от государственной политики (в частности, от вмешательства государства в бизнес в той или иной форме). Поскольку взаимодействие повторяется во времени, то на текущие решения участников влияет история их отношений.

- ценность товара для продавца;

- ценность товара для покупателя; , в то время как выигрыш другого участника составит, и при отсутствии стимулов к кооперации поведение участников будет некооперативным. и . Таким образом, в каждом периоде происходит взаимодействие, описываемое дилеммой заключенных 20 . Его результат определяется тем, насколько сильны стимулы к кооперации (в частности, каков временной горизонтом отношений).

Используем эти выводы для анализа структуры бизнес-отношений, которые сложились в китайском обществе под влиянием господствующих норм и ценностей.

Государственная политика . С начала 40-ых гг. XIX в., когда в Китае стала развиваться промышленность, и вплоть до конца 40-ых гг. XX в. государство вело себя то грабительски, то нейтрально, а что касается базовых правовых и финансовых институтов, распределяющих риски и защищающих контракты, то они практически отсутствовали. Государство, предоставляя значительную автономию частным предприятиям, тем не менее, не способствовало их развитию. Стабильность бизнес-среды поддерживалась не государством, а торговыми гильдиями. Именно они обеспечивали стандарты и разрешали споры. Но их возможности были ограничены - власть гильдий, по сравнению с властью государства, была мала, и, кроме того, для торговцев был типичен переход на государственную службу, а к концу XIX в. наметилась и обратная тенденция,т. е. происходило сращивание бизнеса и власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Из-за неспособности политических институтов обеспечить защиту формальных контрактов, полагаться на них в кооперативных отношениях было нерационально. И все же кооперация достигалась, но не за счет доверия к политическим механизмам, а за счет доверия между индивидами, разделявшими общие ценности.

Ценности . Китайскому обществу присуща конфуцианская система ценностей, основанная на родственных связях. Согласно Конфуцию, люди должны действовать в интересах тех, с кем их связывают родственные отношения, но только если

  • они сами не понесут прямых потерь от такого поведения;
  • их действия не нанесут ущерба тем, с кем у них еще более близкая родственная связь;
  • их потенциальные партнеры в прошлом всегда вели себя кооперативно.

Эти традиционные ценности распространялись и на деловые отношения с момента их возникновения в Китае. Участники взаимодействий старались сузить круг своих партнеров, выбирая их из числа наиболее близких родственников, никогда ранее не замеченных в неподобающем поведении. Более того, тем, кто не разделял изначально конфуцианских ценностей, тоже было выгодно вести себя в соответствии с ними, чтобы их приняли как партнеров. Таким образом, конфуцианские ценности создали платформу для формирования кооперативных отношений и в дальнейшем были перенесены из сельскохозяйственного в индустриальный городской контекст.

В результате, до определенного этапа фирмы в Китае, как правило, были маленькими или средними, и каждая из них контролировалась одной семьей. Эти фирмы не развивались вертикально и при первом же удобном случае делились на несколько независимых фирм, каждая из которых по-прежнему управлялась отдельной семьей, что вполне объяснимо. Действительно, если предпочтение отдается отношениям кровного родства, то через поколение часто начинаются трения между многочисленными родственниками из-за сложности определения степени родства. Однако конфуцианские ценности не задают никакой четкой стратегии для фирмы в целом, и проблема может быть решена только с помощью разделения.

Итак, на стимулы участников отношений к кооперации оказывает воздействие не только экономическая политика, но и общие культурные ценности. Политика, влияя на результаты деятельности, в долгосрочном плане косвенно способствует изменению этих ценностей.

http://www.econline.edu.ru/textbook/Glava_2_Ekonomi4esko/2_3__Obwie_mentalny

Самым распространенным определением экономического института является определение, данное Дугласом Нортом, определившим институты как разработанные людьми правила игры в обществе, задающие рамки взаимодействия между людьми и механизмы принуждения к исполнению этих правил. Это определение института, включающее три основных составляющие (формальные правила, неформальные ограничения, и уровень принуждения к исполнению этих правил) широко используется в рамках неоинституциональной школы.Ментальность - это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли - диктуются культурой, а эмоции - реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида. Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта. Таким образом ментальность - это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах. Ментальность - способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций. Ментальная модель – термин достаточно широко распространенный в когнитивной психологи Модели часто слабо осознаваемы, трудно вербализуемы, знания, содержащиеся в них, контекстуально опосредованы и извлекаются непосредственно в процессе взаимодействия с объектом. В модели комплексно и взаимосвязанно хранится информация об объекте взаимодействия, параметрах ситуации взаимодействия, себе как деятеле и наличных средствах преобразования объекта. Выделяется два модуса существования модели: модель как единица хранения информации и актуальная модель (отражение текущей ситуации), таким образом модель может рассматриваться как в структурном аспекте (особенности организации опыта), так и в аспекте процессуальном (особенности актуализации знания). Модель как единица в свою очередь включается в более крупные структуры организации опыта (наивные теории, образ мира и т.п.)На формирование стратегии оказывают влияние ментальные модели индивидов, под которыми понимаются способы восприятия процессов или явлений, базирующиеся на присущих человеку предпочтениях, ценностях, верованиях, чувствах и т. п. Ментальные модели являются инструментом, с помощью которого менеджеры способны уменьшать сложность ситуаций и делать доступными приемы принятия решений. Ментальные модели формируются на самых верхних уровнях организации и распространяются вплоть



до уровня подразделений. Рутина - привычные приемы, методы работы, обычные для данного вида деятельности, пристрастие к шаблону; боязнь перемен, застой. Институты развития – (самой популярной формой которых являются банки и корпорации развития) позволяют перераспределять средства общества в пользу «ключевых сегментов».Институты развития - специализированные государственные (квазигосударственные) корпорации (компании), деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны. Конкретнее речь идет о решении четырех основных задач:1)преодолении провалов рынка в сфере инноваций («квазиинноваций»1);2)устранении институциональных провалов (формировании отсутствующих, но необходимых сегментов рынка);3)развитии экономической (энергетика, транспорт, другие коммуникации) и социальной инфраструктуры;4)элиминировании существенных региональных дисбалансов развития. Основные различия между типами институтов развития определяются сферами их деятельности и набором используемых инструментов.

Модель экономического поведения. Согласно модели, люди используют различные специфические формы рассуждения и стремятся скорее к обоснованности, чем к оптимальности. Если какой-либо способ в прошлом доказал свою эффективность в подобной ситуации, то люди удовлетворяются тем, чтобы повторить свое решение, и не ищут более оптимальное. Первая модель, основанная на методологии английского экономиста и философа А. Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта. Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:

1. приятность или неприятность самих занятий;

2. легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;

3. постоянство или непостоянство занятий;

4. большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;

5. вероятность или невероятность успеха в них.

Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида.

Вторая модель, основанная на методологии американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально; все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения. Модели организационного поведения.

Первая модель организационного поведения: преданный и дисциплинированный член организации. Он полностью принимает все организационные ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли и функций в организации.

Вторая модель организационного поведения: приспособленец. Человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам организации, но соответствовать его собственным интересам. Приспособленцы - самый распространенный тип поведения среди персонала любой организации.

Третья модель организационного поведения: оригинал. Человек приемлет цели деятельности организации, но не приемлет существующие в ней традиции и нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, в коллективе он выглядит «белой вороной», оригиналом. Однако если руководство организации находит в себе силы отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным сотрудникам и дать им свободу в выборе форм поведения, то они могут найти свое место в организации и приносить ей значительную пользу. К этому типу относится много талантливых людей креативного (творческого) склада, способных генерировать новые идеи и оригинальные решения.

Четвертая модель: бунтарь. Индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый мятежник, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Очень часто «бунтари» своим поведением рождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей ущерб. Среди них также встречается много одаренных личностей, присутствие которых в организации приносит большую пользу, несмотря на все создаваемые ими неудобства.

Понятие рутины было введено Нельсоном и Уинтером применительно к деятельности организаций и определено ими как «нормальные и предсказуемые образцы поведения». Однако рутинное поведение характерно не только для организаций, но и для индивидов. Применительно к последним рутины можно разделить на две категории


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7344. Базовые информационные технологии 25.92 KB
Мультимедиа-технологии можно определить как систему компьютерных информационных технологий которые могут быть использованы для реализации идеи объединения разнородной информации в единой компьютерной информационной среде. Выделяют три основные принципа мультимедиа...
16940. 19.79 KB
Анализ понятия права как института может быть сведен к понятию социального договора. При более широкой трактовке понятия договора можно фактически поставить знак равенства между понятием социальный договор и рефлексивная норма. Права без договора вообще не может быть поскольку реализация любых прав есть всегда чья-то обязанность. В современной юридической литературе понятие договора обычно опускается.
9290. Терминология и базовые показатели финансового менеджмента 26.85 KB
Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание национального богатства. Вычтем из ДС расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежи предприятия по социальному страхованию пенсионному обеспечению и проч. а также все налоги и налоговые платежи предприятия кроме налога на прибыль получим БРЭИ...
8039. Базовые технологии проектирования САПР/АСТПП/САИТ 7.89 KB
Сквозное проектирование Смысл сквозной технологии состоит в эффективное передаче данных и результатов конкретного текущего этапа проектирования сразу на все последующие этапы. Данные технологии базируются на модульном построении САПР но использовании общих баз данных и баз знаний на всех этапах выполнения проекта и характеризуются широкими возможностями моделирования и контроля на всех этапах проектирования. Параллельное проектирование Технология параллельного проектирования является развитием технологии сквозного проектирования.
17229. КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО УК РФ 30.47 KB
Отнесение того или иного преступления к определенной категории влечет за собой широкий набор уголовно-правовых последствий что в конечном итоге обеспечивает дифференциацию уголовной ответственности и индивидуализацию наказания. Некоторые деяния по мнению диссертанта не совсем правильно отнесены к тяжким преступлениям а также к преступлениям небольшой и средней тяжести. Нередко к лицам совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления применяются недостаточно жесткие меры уголовно-правового воздействия что становится возможным в связи с...
8118. Категории диалектики 7.27 KB
Единичное характеризует предмет явление процесс отличающийся по своим пространственным временным и другим свойствам от иных в том числе подобных ему предметов явлений процессов. Сущность и явление. Сущность скрыта от взора человека явление же лежит на поверхности.
19279. Категории и закономерности политологии 14.72 KB
Термин политология образовался от греческих слов politik государственные или общественные дела и logos слово учение что буквально означает политическая наука или наука о политике. политическая наука тоже развивалась достаточно интенсивно. В посткоммунистический период развития нашего государства политическая наука вновь обрела права гражданства в России и оказалась как нельзя более кстати. Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества.
15122. Особенности категории юридического лица 603.45 KB
Системность права в целом обуславливает необходимость комплексного, системного исследования видов юридических лиц в условиях современной реформы гражданского законодательства. Следует обратить внимание на преимущество системного подхода при исследовании того или иного правового явления, заключающегося в том, что изучать целостный объект допустимо, представляя его как систему, разложив на части (анализ).
9292. История возникновения налога как экономической категории 27.94 KB
В мирное время налоги не существовали – управление государством городом было почетной обязанностью и поэтому расходы были минимальными Зачастую состоятельные граждане сами оплачивали расходы по управлению. Если война была победоносной то налоги уменьшались или отменялись вовсе местные налоги платились всегда. В 1413 веках до нашей эры появляются местные коммунальные налоги и повинности. Граждане живущие вне Рима платили и местные и государственные налоги.
17429. Специфика выражения категории определенности-неопределенности 88.9 KB
Некоторые лингвисты утверждают что русскому языку не свойственна категория определенности-неопределенности ввиду отсутствия формального грамматического показателя существующего в английском языке в виде артикля. Изучение данной категории получило широкое распространение среди артиклевых языков хотя многие лингвисты приходят к выводу что КОН проявляется тем или иным способом и в других языках однако в современной лингвистике отсутствуют ее формальные показатели. Кацнельсон указывает на то что значения определенности-неопределенности...