Каин. Каинова печать

В библейском мифе Каин – один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог "сделал ему "знамение" (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы, употребляется и как бранное выражение. Возникшее отсюда же выражение "каинова печать" употребляется в значении: клеймо преступления.

  • - ...

    Этнографические термины

  • - герой мистерии Д.Г.Байрона «Каин» . В интерпретации Байрона библейский Каин превращается в романтического героя - богоборца, революционера духа, восставшего против божества...

    Литературные герои

  • - Там мир заключен. И, как Каин, Там заштемпелеван теплом Окраин, забыт и охаян, И высмеян листьями гром. П915 ; Пусть сосны бурей омамаены И тучи движутся Батыя, Идут слова, молчаний Каины, - И эти падают святые. Хл...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - одежда у народов Юго-Восточной Азии: полотнище, обертываемое вокруг пояса, достигающее колен или щиколоток; используется, в основном, как рабочая одежда...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - первый сын Адама и Евы, брат Авеля. Согласно Книге Бытия, К. был земледельцем, чью жертву Бог отверг, приняв при этом жертву его брата, пастуха Авеля...

    Католическая энциклопедия

  • - и Авель, согласно ветхозаветному преданию, сыновья первой человеческой пары - Адама и Евы: «И человек познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина и сказала: приобрела я мужа вместе с богом...

    Энциклопедия мифологии

  • - в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля - "пастыря овец". Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком...

    Современная энциклопедия

  • - вор, грабитель и сыщик, уроженец села Иванова, принадлежавшего купцу Филатьеву...

    Биографический словарь

  • - Способ воспроизведения объемных изображений на плоскости полиграфическими средствами. Суть его состоит в изготовлении двух изображений одного объекта, сфотографированного с двух точек...

    Краткий толковый словарь по полиграфии

  • - имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, был угрюм и злобен и из зависти убил своего кроткого брата Авеля...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Большевистская печать, революционная печать нового типа, созданная В. И. Лениным, большевистской партией...
  • - согласно библейскому мифу, старший сын Адама и Евы, земледелец...

    Большая Советская энциклопедия

  • - что Клеймо изгоя или преступника. Подразумевается совершение поступков, обладание характеристиками, которые отвергаются обществом...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - Книжн. Экспрес. Внешние признаки преступности на ком-либо. - люди меня боятся, «убивцем» зовут, а тогда я всё одно как младенец был, печати этой каиновой на мне ещё не было...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /i> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 грех преступления...

    Словарь синонимов

"Каин. Каинова печать" в книгах

Нет! Я не из каинова племени!

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора

«Каин»

Из книги Моя жизнь в искусстве автора Станиславский Константин Сергеевич

«Каин» Мы, артисты Московского Художественного театра, оставшиеся в Москве, надеялись перенести разразившуюся над нами катастрофу одни, т. е. без помощи студии. Для этого надо было найти и поставить новую пьесу. В соответствии с переживаемым временем, это должна была быть

Нет! Я не из каинова племени!

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь четвертая: Сквозь Большую Гарь автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Нет! Я не из каинова племени! И вот я снова шагаю по Сибири. Отнюдь не по моему желанию, но по моей вине…Я не принадлежу к каинову племени, которому нечистая совесть не дает осесть на одном месте. Я так была измучена теми неожиданными и незаслуженными пинками и ударами, при

Каин

Из книги Два образа веры. Сборник работ автора Бубер Мартин

Каин За рассказом о древе познания в Писании следует рассказ о братоубийстве; он отличается от первого по манере и стилю, лишен иронии и, не останавливаясь на отдельных эпизодах, сжато и сухо повествует о случившемся, сохраняя архаическиеэлементы, - его язык, безусловно,

Глава III. «КАИНОВА ПЕЧАТЬ»

Из книги Фольклор в Ветхом завете автора Фрезер Джеймс Джордж

Глава III. «КАИНОВА ПЕЧАТЬ» В книге Бытие мы читаем, что Каину после убийства своего брата Авеля было запрещено общаться с людьми. Это обрекало его на жизнь изгнанника и скитальца. Боясь, что всякий встречный может отныне убить его, Каин стал жаловаться богу на свою горькую

Каин

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Каин (библ.) - старший из двоих сыновей Адама и Евы, земледелец. Убил своего младшего брата скотовода Авеля, позавидовав тому, что жертва брата оказалась угоднее Богу, чем его собственная, а затем был вынужден уйти в изгнание, потому что земля, принявшая кровь брата,

Каин

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Каин Каин (с евр. «приобретение») – имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и злобен и из зависти убил своего кроткого брата Авеля. За это убийство он проклят был Богом и, удалившись от общества других людей,

Большевистская печать (революц. печать)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Каин

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Каин

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Каин Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, что Каин, сын Адама и Евы, убил своего кроткого брата Авеля. Это вызвало гнев Господа (Бытие, гл. 4, ст. 11 - 12): «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь

Каин

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Каин Итак, Адам и Ева оказались на земле, после чего у Господа появляются два новых воспитанника: Каин и Авель. Эти два брата одинаково честным образом трудились и решили (видимо, в порядке уважения и благодарности) сделать Господу подарки. Господь ни того, ни другого не

КАИНОВА ДЕМОКРАТИЯ

Из книги Честь и бесчестие нации автора Бушин Владимир Сергеевич

КАИНОВА ДЕМОКРАТИЯ

Поясните, пожалуйста, эпизод из книги Бытия: гл.4: 22–24 про Ламеха Каинова

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Поясните, пожалуйста, эпизод из книги Бытия: гл.4: 22–24 про Ламеха Каинова священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряМесто это для толкования является весьма трудным. Обращает на себя внимание, что в стихах 23–24 присутствует литературный прием:

Печать Христова и печать антихристова

Из книги Печать антихриста в Православном Предании автора митрополит Никопольский Мелетий

Печать Христова и печать антихристова В Священном Предании Православной Церкви говорится о трех печатях Христовых.Первой печатью верные запечатлеваются во время Крещения и Миропомазания. В святоотеческой литературе часто встречается определение, относящееся к

8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его "И когда они были в поле, восстал Канн на Авеля, брата своего, и убил его..." Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого

Ключом к этому вопросу является ответ не другой не менее интерес-
ный вопрос:«Почему жертва Авеля была принята Богом, а на жертву Каина Господь
не призрел?» кто прав: Ева или Апостол Иоанн? Ева о Каине: «Приобрела
я человека от Господа».

Ап. Иоанн: «Не так как Каин, который был от лукавого» (1 Иоан. 3:12).
Если права Ева, то почему так изломана жизнь её сына? Чёрная зависть
брату, безразличие к Божьему предостережению, братоубийство, дерзкий
разговор с Богом («что я сторож брату моему?»), и демонстративный уход
от лица Господня в землю Нод, где и был убит одним из потомком Адама
в четвертом поколении - Ламехом. (Быт. 4:23-24), когда Каин уже соста-
рился и его сопровождал отрок. Грех Адама и Евы тяжелее, чем кажется
на первый взгляд: непослушание, запретный плод… они продали, гене-
тически всё человечество греху, который терзает ещё и сегодня 6 млрд,
человек.

Почему жертва Авеля была принята Богом, а на жертву Каина Господь
не призрел?

И после всего, после страшной сделки, ни слова раскаяния?! Свалили
каждый свою вину на кого-то: Ева на змея, Адам - на Бога («это жена,
которую Ты дал мне»). И, обиженные, шагнув за пределы рая, утонули в буд-
нях, так и не раскаявшись. Рождается сын, мать в восторге: «Приобрела
я человека от Господа». Но диавол уже поставил печать на проданного
ему Адамом и Евой сына.

Ап. Иоанн, видящий несравненно глубже, чем нераскаявшаяся мать,
пишет: «Не так, как Каин, который был от лукавого».

Христиане - супруги знайте, если вы впадете в грех и не раскаетесь,
притихнув в церкви, то первый, кто родится в вашей семье после этого,
может быть отмечен «Каиновой печатью». Будь это изломанная жизнь, бо-
лезнь Дауна или скверный характер, или ещё что-то в этом роде, вплоть
до одержимости. Многочисленные факты подтверждают возможность это-
го в большинстве случаев, хотя бывают и исключения.

С такой печатью, с таким дерзким характером религиозный Каин при-
носит жертву Богу. Но Бог не призрел на неё. И совсем не потому, как
толкуют, что Авель принёс кровную жертву, как прообраз жертвы Христа.

А Каин - бескровную.

Каждый принёс от того, чем занимался. И мы сегодня служим Господу
к тем, чем богаты, отдаем Ему от наших способностей и возможностей. При-
мет Господь или отвергнет наш дар - зависит лишь от того, чья печать
проступает в нашей жизни - печать принадлежности Господу или диаво-
лу, которому мы не только даём место, но, порою, предоставляем простор
на уровне языка, помыслов и поступков, хотя остаемся религиозными, как
Каин, и даже пытаемся что-то делать для Бога.

Значение фразеологизма – Каинова печать или печать Каина.

Термин этот, раньше часто употребляемый означает предательство, человека который предал и который, как
Каин, приговорен к наказанию за предательство. Ведь Каин предал своего брата убив его, заработав себе, таким образом печать.

Каинова печать Книжн. Экспрес. Внешние признаки преступности на ком-либо. - [Теперь ] люди меня боятся, «убивцем» зовут, а тогда я всё одно как младенец был, печати этой каиновой на мне ещё не было (Короленко. Убивец). - От библейского мифа об убийстве Каином, сыном Адама и Евы, своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), в наказание за что Бог отметил лицо его особым знаком. Имя «Каин» стало нарицательным именем тяжкого преступника.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Каинова печать" в других словарях:

    КАИНОВА ПЕЧАТЬ - «КАИНОВА ПЕЧАТЬ», Россия, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ ЛАД, 1996, цв., 41 мин. Телетеатр. По книге А.Родина. В основе сюжета воспоминания Николая Мартынова, убившего на дуэле М.Лермонтова. В ролях: Игорь Ясулович (см. ЯСУЛОВИЧ Игорь Николаевич).… … Энциклопедия кино

    каинова печать - сущ., кол во синонимов: 1 грех преступления (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    КАИНОВА ПЕЧАТЬ - что Клеймо изгоя или преступника. Подразумевается совершение поступков, обладание характеристиками, которые отвергаются обществом. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), реже организация (Z) отмечены очевидными признаками осуществлённых ими … Фразеологический словарь русского языка

    Каинова печать - это особый знак, которым, согласно Ветхому Завету, был отмечен Богом старший сын Адама и Евы. Каин – первый плод чадорождения во грехе. Он от рождения был угрюм, злобен, завистлив. Эти качества подтолкнули его на страшный грех братоубийства… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Каинова печать - крыл. сл. В библейском мифе Каин один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Каинова печать - Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /i> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444 …

    «КАИНОВА ПЕЧАТЬ» - особый знак, к рым был отмечен богом, согласно библ. легенде, старший сын Адама и Евы Каин за то, что убил из зависти своего брата Авеля … Атеистический словарь

    Каин. Каинова печать - В библейском мифе Каин – один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог сделал ему знамение (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы,… … Словарь крылатых слов и выражений

    ПЕЧАТЬ - Каинова печать. Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /i> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444. Класть/ положить печать на кого, на что. Книжн. Устар. Оставлять на ком л., на чём л. след какого л. воздействия, влияния. Ф… … Большой словарь русских поговорок

    ДЕМОНИЧЕСКИЕ ЗНАКИ - в демонологии считалось, что при заключении договора с Сатаной на неофита возлагалось клеймо дьявола, или «печать Сатаны». Оно являлось символом служения силам тьмы. Клеймо дьявола напоминало шрам, родимое пятно или татуировку. Оно могло иметь… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Книги

  • Каинова печать. Пристрастное исследование непоправимого , В. Г. Гитин. Нетрадиционное исследование причин, мотивов и психологии убийства. Методы выявления преступных наклонностей с помощью хиромантии, физиогномики и астрологии. Криминалистический практикум для…

Значение фразеологизма «Каинова печать» отсылает нас к библейскому преданию. Согласно ему, это был особый знак, метка, наложенная Богом на Каина, сына Адама и Евы, после того как тот совершил братоубийство. Что же значит выражение "Каинова печать"? Оно обычно употребляется в переносном смысле, когда говорят о чем-то порочном в облике человека, каких-то особых, чаще всего негативных и зловещих чертах.

История возникновения выражения

Каин был первым рожденным, а не сотворенным Богом человеком. Он стал первенцем у Адама и Евы, рожденным после их грехопадения и изгнания из Рая. Каин имел младшего брата по имени Авель. Он стал скотоводом и пастухом, тогда как Каин возделывал поля и работал в саду.

Однажды, как говорится в предании, Каин и Авель принесли Богу свои жертвы. Авель - ягненка, а Каин - первые колосья пшеницы и плоды нового урожая. Но Господь дары Авеля принял благосклонно, тогда как каинову жертву оставил без внимания. Некоторые комментарии к Ветхому Завету указывают, что старший брат поступил неподобающим образом, принеся к алтарю незрелый хлеб и порченые плоды. Однако сама Библия об этом умалчивает.

После того как Бог не принял жертву Каина, тот, будучи завистливым и угрюмым от рождения, затаил на брата обиду. Каин считал, что, поскольку он первый из рожденных на земле людей, то и прав имеет больше, поэтому его жертва, несомненно, благосклонно будет принята Богом, какой бы она ни была. Но этого не произошло. И озлобившийся Каин обманом заманил Авеля в поле и убил его. Это стало первой попыткой человека исправить в мире то, что не нравилось лично ему. Тем самым Каин начал череду убийств, творящихся на земле.

Тогда Господь проклял Каина, наложив на него печать изгоя и убийцы. Однако назначение печати было не только в том, чтобы все узнавали, кто перед ними, но и в том, чтобы никто не смог навредить преступнику, ибо сказал Господь, что того, кто поднимет руку на Каина, ждет страшная судьба.

Версии о сущности Каиновой печати

По словам Папы которые тот высказал во время одной из устных бесед, «вид обезображенного Каина, отмеченного печатью отвержения, внушал страх, ужас и отвращение». Но что же сегодня мы вкладываем в значение фразеологизма «Каинова печать»? Под этим выражением можно понимать и некую «тень преступления» на лице у человека, уже совершившего неправедный поступок, и настоящее клеймо, подобное тому, которое позже выжигали на лбу у преступников.

Однако нельзя с достаточной долей уверенности утверждать, что же точно значит "Каинова печать" и как именно Бог отметил Каина. Текст Библии лаконичен и поэтому труден для интерпретации. Некоторые ученые, в частности английский востоковед и библеист Уильям Робертсон-Смит, еще в конце XIX века утверждали, что знаки отличия, подобные Каиновой печати, были распространены среди племен различных народов. Это могла быть прическа или рисунок на теле (татуировка). Но вряд ли такое возможно, если речь идет не об узкой традиции, а о событии, действительном для всего человечества - так, по мнению Иоанна Златоуста, братоубийца своим видом должен был убедить всех «не покушаться на подобные дела, чтобы не потерпеть таких же наказаний» (полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста). Тем более что, согласно Ветхому Завету, проклятие пало не только на самого Каина, но и на землю, по которой он ходил и на которую он пролил кровь брата. Она больше не могла его прокормить. Поэтому Каин вынужден был стать скитальцем.

Каинова печать - метафора?

Следовательно, отвечая на вопрос: "Что значит Каинова печать?" - говорить, вероятно, нужно о некоей метафорической метке изверга и убийцы, «клейме преступления», признаке порочности человека. Один из комментаторов Писания и Талмуда Шломо Ицхаки (Раши) поясняет, что, возможно, это была одна из букв имени Всевышнего, которую он начертал на лбу у Каина. Этот знак должен был внушить окружающим - и людям, и диким зверям - страх перед ним. Однако имя Бога - имя табуированное, так называемый «тетраграмматон» (четырехбуквенное непроизносимое слово). Впервые это понятие встречается в Торе. Имя Господа и не могло быть названо, поскольку оно - выражение сущности, а Бог, согласно Книге книг, вездесущ и неопределим. Таким образом, смысл выражения "Каинова печать" подводит нас к более глубинному пониманию значения этого фразеологизма.

Тот же явленный так или иначе знак становился и благодеянием, защитой Бога, поскольку должен был вернуть преступнику уверенность в себе. Прежде всего для того, чтобы рассеялись злоба и отчаяние, и он нашел в себе силы, чтобы раскаяться. Поэтому у другого знатока Талмуда, Авраама Ибн Эзры, появились все основания говорить о том, что Каинова печать - это «знамение божье», «чудо», которое он сотворил для Каина. Этот знак появляется на лице у того, кто исполнил заповедь и признал, что находится целиком во власти Всевышнего и под его защитой.

С учетом всего вышесказанного становится понятным, что значение фразеологизма "Каинова печать" может быть истолковано куда шире, чем это обычно принято.

«Каинова печать» в современном словоупотреблении

Итак, если кратко: значение фразеологизма "Каинова печать" сообщает о преступных замыслах какого-либо человека, либо что на нем уже лежит тень совершенного проступка. А имя Каин является нарицательным для указания на злобную, завистливую личность, способную на низость, предательство, часто уже совершившую какое-либо преступление.

Не случайно древнерусская языковая параллель приводит нас к слову окаяти («проклясть»), старинному аналогу слов окаянный и неприкаянный . А в церковно-славянском языке существует слово каяться , т. е. исповедоваться в своих грехах, признаваться в них.

Другие сходные выражения

Фразеологизм «Каинова печать» вместе со своим первоначальным значением породил и множество родственных выражений. Это, например, и «Каиново семя», «Каиново отродье», «Каиново племя», «Каиновы дети» (дурные, плохие люди); «Каиново раскаянье» (признание под действием неопровержимых улик); «Каинова цивилизация» (аморальная, безнравственная идеология, в которой один человек возвышен над другим по какому-либо признаку - экономическому, социальному, расовому).

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет - «первый». Каин - первый ребенок Адама и Евы. То есть первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а родившийся от папы и мамы. Кроме того, он первый строитель - создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления - зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин - часть урожая, а Авель - лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему Бог не принял жертву Каина? Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу то, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Но ведь очевидно, что Богу вообще не нужны никакие приношения от людей. Все, что человек может принести Ему в дар, Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты и зефирины, а может, отведя глаза в сторону, сунуть им пару слипшихся карамелек. И если он пожалел самое вкусное лакомство, приберегая его для себя, родителям есть от чего расстроиться. Но причиной этого огорчения будет тревога и горечь за свое чадо, которое растет жадиной.

Можно ли считать человека лишь игрушкой в руках Бога? Есть ли у Бога «любимчики» и «гадкие утята»? Чем человек отличается от куклы, а Бог от Карабаса Барабаса? У каждого из нас, как и у одного из читателей «Фомы», иногда возникают такие вопросы. Ответить на них попытался психолог и постоянный автор нашего журнала Александр Ткаченко.

Так и с жертвой Богу - она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: «Смотри, Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Без Твоего благословения эти плоды никогда не стали бы такими прекрасными, возьми их часть Себе!» Так человек своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А что же сделал Каин? К сожалению, он поступил так же, как жадный ребенок на новогоднем утреннике, и принес свою жертву по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Каин, сказано, принес от плодов земли жертву Господу. Потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, то есть - из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».

И, наверное, не так уж важно, что же именно принес Каин в жертву Богу. В любом случае ясно, что это была не лучшая часть его урожая, а значит, и о любви к Богу тут говорить не приходится.

Но, отвергнув его жертву, Бог вовсе не отверг его самого. Непринятие даров Каина было, если можно так выразиться, воспитательной мерой, призванной пробудить в нем сомнение в собственной правоте: ведь если Бог не принял твоей жертвы, значит, ты что-то делаешь не так. Бог не принял плоды Каина, давая ему повод задуматься над причинами этого отказа, желая помочь ему разобраться в себе и вернуть в душу утраченную любовь. Однако в отношениях человека и Бога далеко не все определяется действиями и намерениями Бога. Человек волен отвергнуть предложенную ему помощь, восприняв ее как оскорбление, и остаться наедине со своей обидой. Именно такой выбор, к несчастью, сделал Каин.

Бог не оставил его Своей любовью и после того, как он решил убить своего брата. Увидев, как один лишь замысел братоубийства уже изменил саму внешность Каина, Бог обращается к нему с такими словами: …почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4:6–7). Грех у дверей - образ мыслей Каина, которые всеведущий Бог провидел так же ясно, как мы слышим произнесенные слова. Мысль - дверь, ведущая к поступку. Мысль об убийстве - путь к убийству. Бог дал Каину понять, что замысел убить брата Ему известен. Однако при этом Бог не угрожает наказанием, а объясняет ему, словно маленькому ребенку, как должен вести себя человек, когда его одолевают нехорошие мысли: грех влечет тебя, но ты господствуй над ним. Но Каин снова отвергает этот совет и предупреждение. Мало того, даже убив своего брата, Каин все равно не захотел услышать призыв Бога, теперь уже - к покаянию в сделанном. Где Авель, брат твой?Это ведь очень страшные слова. Бог спрашивает его так вовсе не потому, что не знает, где Авель. «Что же ты натворил, Каин? Подумай, где теперь из-за тебя твой брат, опомнись!» - вот что звучало в этом, таком простом с виду, вопросе. Но Каин уже окончательно окаменел душой: Не знаю, разве я сторож брату своему? Так действует на человека совершенный грех: сердце становится невосприимчивым к голосу совести, разум мутнеет, и вот - уже самому Богу он готов врать.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть каиновой печатью. В чем она заключалась, сказать трудно. В Библии сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог (отсюда, кстати, и пошла поговорка: «Бог шельму метит»).

Под каиновой печатью обычно понимают некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Однако Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что, несмотря на совершенное им преступление, он находится под защитой Господа.

Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. И пресловутая каинова печать - знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца на Земле - Каин.