Александр Николаевич Митин

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии, главный редактор-директор Издательского дома «Уральская государственная юридическая академия»

Никита Геннадьевич Кормин

Финансовый директор ООО «ТрансЛогистик», аспирант кафедры теории и практики управления Уральской государственной юридической академии

Логистический подход к управлению персоналом организации

В последние годы в хозяйственной практике произошли существенные преобразования -увеличение скорости изменений в социальной сфере, постоянное усложнение взаимосвязей с окружающей средой. Необходимость все более точно реагировать на эти изменения привели к появлению концепции логистики, которая стала новой экономической категорией, отражающей современную реальность, характеризующуюся непрерывностью изменений, объединяемых в поток.

Быстрое развитие логистики обусловлено тем, что эта наука оказалась в центре современных проблем российского бизнеса. Переход от периода обретения предпринимателями самостоятельности к этапу развития рынка, заключающемуся в необходимости комплексного использования ресурсов, требует изменения предпринимательской философии. Основой ее становится объединение логистических партнеров в сквозном управлении материальными и другими потоками в организации на всем протяжении их движения. Кроме ускорения изменений не менее важной стороной современной предпринимательской деятельности являются усложнение отношений, повышение взаимозависимости в бизнес-деятельности - с партнерами: поставщиками и клиентами. Следует отметить, что термином «логистика» обозначают несколько понятий:

логистика как наука, объектом изучения которой является движение экономических потоков с целью их оптимизации;

логистика как управление хозяйственным процессом, обеспечивающее применение научных достижений на практике;

логистика как комплекс инфраструктурных элементов в экономике, связанный с обеспечением движения материальных потоков.

Логистику воспринимают как часть современной философии бизнеса, предпринимательского мировоззрения, концепции оптимизации деятельности предприятий в конкурентной борьбе.

По степени охвата объектов изучения и управления различают два подхода к пониманию логистики:

узкий, в соответствии с которым логистика охватывает операции по физическому перемещению товаров от поставщиков к потребителям и обеспечивает их доставку в требуемое время, место, в нужном количестве и с наименьшими затратами;

широкий, в соответствии с которым объектом логистики являются потоки разных видов (материальные, информационные, финансовые, кадровые), но при определяющем значении материальных.

Практика подтверждает правомерность расширенного понимания объекта логистики. Появляются такие направления, как банковская, транспортная, информационная логистика и др. Термин «логистика» используется в самых разных сферах деятельности и ситуациях, требующих точного согласования действий, строгой последовательности выстраивания операций.

Анализ определений, предлагаемых разными авторами в многочисленных публикациях, позволяет дополнить приведенное выше определение следующими аспектами:

логистика изучает и оптимизирует потоки всех видов в их взаимосвязи;

логистика способствует адаптации, устойчивости предприятий в быстро меняющейся рыночной среде;

логистика рассматривает всю цепь движения экономических потоков: «закупка сырья -производство - распределение - продажа - потребление» (логистика может рассматриваться как алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с требованиями потребителя);

логистика направлена на оптимизацию деятельности на основе координации и интеграции действий, участвующих в цепи фирм.

Сегодня преобладает взгляд на логистику как на транспортно-складскую технологию. С точки зрения формализации, этот подход содержит специфические множества логистических операций, которые образуют определенные совокупности технологий, таких как заготовительная, внутрипроизводственная и распределительная логистики. Однако, по мнению авторов, такой подход идет в ущерб многим другим сферам, где логистика оказывается очень эффективной. В основу транспортно-складской логистической деятельности положен этап воспроизводственного цикла, поэтому логистику данного вида можно характеризовать как функциональную. Технологии, связанные с продуктом на различных стадиях его изготовления, отображаются на множество технологий ресурсной логистики, представленной такими составляющими, как материальная (транспортно-складская), информационная, финансовая и кадровая логистики.

Если в разрезе системного подхода рассматривать предприятие как объект логистического воздействия, то управление им предполагает работу и с материальным, и с информационным, и кадровым, и, конечно, финансовым потоками. Тогда весь ресурсный потенциал фирмы (материальный, финансовый, информационный, кадровый, имиджевый и т.д.) можно показать в развитии, т.е. в каждый фиксированный момент времени организация будет представлена совокупным запасом из этих ресурсов.

Таким образом, логистика как совокупность алгоритмов и технологий может рассматриваться в системе координат трех и более измерений, отражающих основные направления и образующих главные составляющие логистической деятельности.

Логистика изучает особенности процессов, связанных с потоками, поэтому операционные термины непосредственно основываются на группе потоковых терминов: поток, материальный поток, информационный поток, финансовый поток, кадровый поток, поток услуг, поток основной, поток сопутствующий. В этой связи использование логистики дает новый угол зрения на деятельность фирмы и стратегию ее развития, изучая не ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, под которым понимается непрерывное изменение состояния ресурсов - их количества, качества, места нахождения, принадлежности собственнику и т.д.

Если учесть, что движение имеет направленность, то можно уточнить: логистика исследует возникновение, преобразование и выход потоков за пределы экономических объектов (логистических систем).

Материальные потоки, безусловно, являются основными в производственной сфере бизнес-процесса. Основные понятия и концепции логистики очень хорошо соответствуют и такому сложному и важному виду ресурсов, как кадры, которые характеризуются высокой подвижностью. Поэтому понятие «кадровый поток» достаточно раскрывает необходимость постоянного отслеживания и управления изменениями в человеческих ресурсах. При таком подходе необходимо помнить обо всех особенностях, присущих человеческим ресурсам. Кадровые ресурсы не являются собственностью предприятия. Работники в кадровой логистике рассматриваются как партнеры,

заключившие с предприятием договор о найме. Как и с любыми другими логистическими партнерами, предприятие должно выстраивать отношения с ними, используя логистические принципы интеграции, компромиссов и др. Кадровая логистика должна обеспечить соответствие между имеющимися на фирме рабочими местами, предъявляющими определенные требования к работникам (квалификация, личные качества), и работниками, обладающими различными качествами, профессиональной подготовкой, квалификацией. Достижение этого соответствия происходит в условиях постоянных изменений требований, предъявляемых к работникам, так и требований, предъявляемых работниками к условиям и содержанию их труда. В связи с этим формирование движения кадровых потоков на предприятии предполагает постоянный выбор наиболее эффективных вариантов с учетом всех факторов и обстоятельств. Чтобы правильно осуществлять этот выбор, необходимо четко понимать целевую направленность фирмы в области кадров.

Во взаимодействие с фирмой работник вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумный и сознательный индивид, обладающий устремлениями, желаниями, эмоциями, моралью. Это взаимодействие всегда имеет более широкую область, чем выполнение определенных работ на определенном рабочем месте. В любом предприятии кроме трудовых операций и функций, обеспечивающих движение материальных, финансовых, информационных, сервисных потоков, работники вступают в личные взаимоотношения, создавая тем самым культурную среду, социальный климат фирмы.

Кроме того, человеческим ресурсам присущ долгосрочный характер использования и, что самое главное, возможность развития в процессе использования. Развитие кадров через обучение в процессе их трудовой деятельности - важная отличительная особенность данных ресурсов по отношению ко всем остальным.

Кадровая логистика предприятия имеет три основных логистических функции: оптимизация входящих кадровых потоков в соответствии с потребностями фирмы, оптимизация внутренних кадровых потоков - использование кадров, развитие кадров и оптимизация выходящих кадровых потоков - высвобождение кадров (см. таблицу).

Структура кадровой логистики

Оптимизация Оптимизация внутренних потоков Оптимизация

входных потоков использование (обучение) развитие выходных потоков

Анализ обеспеченности кадрами Организация труда Обучение Планирование высвобождения работников

Планирование персонала Мотивация Планирование служебной карьеры Высвобождение (увольнение)

Отбор Оплата труда Социальное развитие Анализ обеспеченности кадрами

Прием Контроль Формирование культуры и имиджа фирмы

Адаптация Оценка работников

При таком подходе логистика должна обеспечить оптимальный баланс между входящими и выходящими кадровыми потоками, чтобы кадровый потенциал предприятия развивался в соответствии с развитием этого предприятия. Оптимизация и рационализация кадровых потоков являются главной целью и содержанием кадровой логистики. При этом, говоря об оптимизации, необходимо указать цель движения кадровых потоков. Только в таком случае можно судить об эффективности ее достижения.

При традиционном подходе управление каждым предприятием или его структурным подразделением, через которые проходит кадровый поток, осуществляется обособленно и задача оптимизации управления параметрами сквозного потока не ставится. В этом случае отдельные улучшения на пути движения кадрового потока, которых добивается какое-то предприятие (подразделение), могут не только не получить дальнейшего развития, но и быть разрушены. Таким образом, результирующие показатели движения кадрового потока (скорость, стоимость, качество составляющих его единиц и т.д.) складываются случайно и поэтому далеки от оптимальных.

При логистическом подходе управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и миссии организации. Определяя то, для чего создана и существует фирма, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше понимать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия - это

философия фирмы. Она определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми фирма осуществляет свою деятельность. Поэтому миссия связывает, ориентирует интересы и ожидания людей, имеющих к ней отношение. Смысл существования фирмы формулируется как отражение взаимосвязанных целей и интересов различных групп людей, заинтересованных в ее функционировании и оказывающих влияние на содержание и направленность ее деятельности. Такими группами являются:

собственники, создающие и развивающие фирму для того, чтобы за счет результатов ее деятельности удовлетворять свои потребности;

работники, которые своим трудом обеспечивают ее деятельность, получают оплату и удовлетворяют за счет этой оплаты свои потребности;

покупатели, которые приобретают продукцию фирмы и удовлетворяют с ее помощью свои потребности;

деловые партнеры, которые оказывают фирме услуги и получают за это плату; общество, получающее от фирмы в виде налогов часть создаваемой ею прибыли.

Субъектам внешней среды - покупателям, деловым партнерам и обществу в целом - миссия дает представление о фирме, способствует формированию ее имиджа. Для собственников и работников миссия создает возможность установления непротиворечивых целей деятельности, способствует выработке корпоративной культуры. Таким образом, миссия определяет целевые ориентиры кадровой логистики. При этом выстраивается необходимая последовательность, согласованность и взаимоувязка действий различных предприятий (подразделений), участвующих в едином потоке движения кадров: от приема на работу к его использованию, развитию и высвобождению. То есть выстраивается логистическая система управления сквозными потоками. В логистической системе управления происходит согласование отдельных кадровых процессов, осуществляемых различными подразделениями организации. При этом управленческие функции выполняются подразделениями самостоятельно, но при условии, что удовлетворяется общий критерий - оптимизация кадрового потока как единого целого.

Цель кадровой логистики можно сформулировать на основе общего логистического правила «семи Н»: обеспечить предприятие Нужными кадрами Необходимой квалификации в Нужное время (учитывая потребность в людских ресурсах на данный момент и на перспективу) в Необходимом количестве в Нужном месте (для выполнения конкретных работ) Необходимыми структурным подразделениям фирмы, с Наилучшими затратами (на оплату труда и другие расходы по содержанию персонала).

Управление кадровыми потоками требует выполнения функций управления (прогнозирования, планирования, организации, контроля, анализа, регулирования, мотивации), что возможно только в определенных организационных структурах. Это предполагает использование в логистике группы структурообразующих терминов, к которым следует отнести: логистическое звено, логистическую цепь, логистическую сеть, логистическую систему, микрологистическую систему, макрологистическую систему, мезологистическую систему, элемент логистической системы. Логистическое звено (отдельный работник) является неделимой минимальной единицей логистических структур и лежит в основе определения значений таких терминов, как «логистическая цепь» (связанные между собой линейной зависимостью подразделения), «логистическая сеть» (подразделения, имеющие функциональные и перекрестные связи), «логистическая система» (организационная структура), «элемент логистической системы» (подразделение, цех, участок).

Таким образом, логистика как бизнес-концепция базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании и может рассматриваться как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании. Следовательно, логистическая оптимизация, не разрушая конкурентных преимуществ и уникальных достоинств каждого предприятия, должна обеспечить «связывание границ» разных и самостоятельных субъектов рынка; снижение затрат в результате оптимизации движения кадровых потоков как внутри, так и за пределами фирмы; повышение эффективности использования кадровых ресурсов за счет согласованности действий подразделений внутри фирмы и взаимодействия фирмы с партнерами; повышение качества предоставляемых потребителям услуг на основе более полного учета их интересов на всех стадиях прохождения продукции от замысла до потребителя.

Логистическая кадровая система предприятия может считаться результативной, если:

все работники четко понимают и активно участвуют в реализации целей и задач фирмы, подразделения, в котором работают;

выполнение персоналом должностных обязанностей четко соответствует предъявляемым требованиям;

персонал всех структурных подразделений фирмы эффективно взаимодействует друг с другом;

эффективно осуществляется взаимодействие с внешними партнерами; работники постоянно повышают знания и применяют их в практической деятельности; уделяется необходимое внимание гуманизации процесса труда (улучшение условий труда и профессионального роста сотрудников, справедливое материальное и моральное поощрение, развитая социальная политика и т.д.).

Управление кадровой логистикой предприятия - это системное, планомерно организованное воздействие на процессы формирования, распределения, перераспределения кадров предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития его кадров.

Таким образом, инвестиции в человеческие ресурсы и развитие кадрового потенциала, основанные на логистическом подходе, становятся одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности предприятий, поскольку хорошо обученный персонал, с высоким уровнем мотивации на качественную работу имеет не меньшее значение, чем новейшие технологии и оборудование. Затраты, способствующие повышению квалификации и результативности труда работников, рассматриваются в современном бизнесе как инвестиции, которые будут многократно компенсированы возросшими доходами. Такой подход к управлению содержит новые возможности для оптимизации деятельности и повышения эффективности ее результатов.

Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике. Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX в. н. э. (Византия), обозначая в основном четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т. е. работу, которая является значимым составляющим. боевого успеха.

Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продовольствие, обмундирование. В истории человечества целые войны выигрывались или проигрывались в зависимости от организации снабжения войск. Например, поражение британцев в войне за независимость в Северной Америке (Освободительная война тринадцати английских колоний (главком -- Дж. Вашингтон), в ходе которой создано независимое государство США. Велась в период с 1775 по 1783 гг.) в значительной степени объясняют несовершенством обеспечения английских войск. В разгар войны в составе британской армии на американском континенте действовало 12 000 отрядов, которые должны были получать из Англии не только боеприпасы, но и продовольствие. В -течение первых шести лет войны организация этих жизненно важных поставок была совершенно неадекватна потребностям войск, что отрицательно влияло на характер военных действий и на моральное состояние солдат. Четкое обеспечение войск было налажено лишь в 1781 г., что оказалось слишком поздно. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУФФ, 1996.

Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно "Военному энциклопедическому лексикону", изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин "логистика" в России широкого применения не имел: «... слово "логистика" в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» . Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Санкт-Петербург, 1996.

Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым. "Без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабжение... немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций", -- эти слова М. В. Фрунзе цитирует другой выдающийся отечественный полководец -- Г. К. Жуков. Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский словарь и сегодня переводит слово "Logistics" как: воен.:

1) тыл и снабжение;

2) материально-техническое обеспечение;

3) организация и осуществление работы тыла.

Другое направление развития логистики -- экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с / ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60--70-е гг. и связано с достижениями в "области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга (Мониторинг -- постоянное сопоставление фактического состояния дела с желаемым.) всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.

Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятие логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и точный расчет.

Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики -- математическое. Живший в XVII -- начале XVIII в. Немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 190Ф г. на философской конференции в Женеве. В ""отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин "логистика" также трактуется математическая Логика. Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

Деятельность по управлению материальными потоками, так же как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Предприниматели лишь сравнительно недавно осознали, каким потенциалом повышения эффективности обладает сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции в экономике. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков является концепцией логистики. При этом основным, конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, является принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.

Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления -- сквозного материального потока, то все вместе они получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо подходить с системных позиций к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

Наряду с системностью к исходным положениям (принципам) логистики относят: комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность и вариантность.

Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных принципов логистики.

Комплексность:

· формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях;

· координация действий непосредственных и опосредствованных участников движения ресурсов и продуктов;

· осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;

· стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.

Научность:

· усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока;

· признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.

Конкретность:

· четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями;

· осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;

· руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.

Конструктивность: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров.

Надежность:

· обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для Изменения в случае необходимости траектории движения потока;

· широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.

Вариантность:

· возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса1 и другие возмущающие воздействия внешней среды;

· целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

Наряду с перечисленными принципами концепция логистики раскрывается также следующими положениями:

· учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи;

· гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;

· развитие логистического сервиса.

Одна из основных задач логистики -- управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы -- минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней.

Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе "пронизывает" предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем. Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. Например, расходы, связанные с процессом продвижения заказа, складываются из множества специфических издержек, возникающих в самых разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета весьма сложно.

Логистика предполагает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

Под бизнес-процессом понимают совокупность последовательных действий для решения какой-либо предпринимательской задачи (в логистике, например, задачи по обеспечению производства сырьем, собственно производству и доведению определенного товара до определенного клиента, находящегося на определенном рынке).

Бизнес-процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и проч.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Учет издержек по бизнес-процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока (в данном случае -- бизнес-процесса), так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях. Практическое применение концепции учета издержек по бизнес-процессам предполагает:

· во-первых, выявление всех вовлеченных в бизнес-процесс подразделений,

· во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса.

Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, т. е. специально обученный персонал способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна что объясняет наличие здесь "вечной" проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом должны адекватно совершенствоваться условия труда. Иначе говоря, если нет современных условий труда и перспектив карьеры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифицированного персонала а значит, элемент "кадры" в логистической системе будет так называемым "узким местом".

Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации. Всю совокупность определений логистики можно объединить в две группы. Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Вторая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных и информационных потоков.

В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.

В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г., дается такое определение логистики: «Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».

Обобщая все сказанное выше, можно предложить более краткое определение логистики.

Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управлении, прежде разрозненными материальными потоками: в технической, технологической, экономической, методологической интеграции отдельных звеньев материалопроизводящей цепи в одну единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроизводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное время, в нужное место, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю.

  • Шамис Виталий Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Омская гуманитарная академия
  • МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • ЛОГИСТИКА
  • ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы

  • Теоретические аспекты распределительной логистики предприятия
  • Рассмотрение принципов управления качеством в системах «Человек-машина» на основании оценки функционального состояния операторов
  • Рассмотрение некоторых аспектов управления в транспортно-логистической системе

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила её разделение на макрологистику и микрологистику.

Отличия между системами заключается в том, что в макрологистике взаимодействия между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли – продажи, а в рамках микрологистике - на бестоварных отношениях. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микроуровне и на макроуровне заключается:

  1. в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
  2. в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками .

Традиционный подход к управлению материальными потоками на макроуровне – можно представить в виде цепи, через которую последовательно проходит сквозной материальный поток и состоит из самостоятельных предприятий. Управление каждым предприятием осуществляется собственником обособленно. Задача управления сквозным материальным потоком не ставится. Отсюда показатели потока: себестоимость, качество, надежность на выходе из цепи складываются случайно и далеки от оптимальных. При таком подходе точка сквозной материальный поток на выходе из цепи складывается случайно .

При логистическом подходе материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели. Нужный груз в нужное место, в необходимом количестве, необходимого качества начинает поступать в нужное время и осуществляется с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую проходит материальный поток, состоит из различных служб: снабжение, производство, сбыт, одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия имеют случайное значение и далеки от оптимальных. При логистическом подходе к управлению материальными потоками на предприятии, получает служба, которой приоритетной задачей является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне и проходят сквозь всех подразделений предприятия: склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции, затем уходят к потребителю. Итогом такого подхода к управлению материальным потоком будет результат, при котором показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми .

Таким образом, отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в том, что на выходе сквозной материальный поток имеет спроектированные и контролируемые показатели, обеспечивается эффективное управление материальным потоком путем выделения единой функции управления в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему .

Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на пятьдесят процентов, сокращение численности вспомогательных рабочих, так как при высоком уровне системности потребность во вспомогательном персонале уменьшается для выполнения пиковых объемов работ, улучшение качества выпускаемой продукции, улучшение использования производственных и складских площадей, снижение травм.

Список литературы

  1. Аникин Б.А. Логистика: Учебник / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013.-406 с.
  2. Алесинская T.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие./Т.В.Алесинская.-М.: Издательство «ТРТУ». 2011.
  3. Буцанец Н.Б. Специфика логистического подхода к управлению материальными потока: Учебное пособие./Н.Б.Буцанец.-Минск, 2012.
  4. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. - 20-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 484 с.
  5. Горшкова А.А. Логистика и управление цепями поставок /А.А Горшкова// Логистика.- 2011.- №1- С. 69-85.
  6. Григорьев М.Н. Логистика: Учебник для бакалавров/М.Н. Григорьев, С.А.Уваров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательств « Юрайт», 2012.-825с.
  7. Дресвянников В.А., Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Щетинина Н.Ю., Шмелёва А.Н. Стратегический менеджмент. Москва, 2013.
  8. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Москва, 2008. Сер. Высшее образование
  9. Шмелева А.Н. Оценка операционной эффективности системы менеджмента качества. Количественные подходы к оценке операционной эффективности СМК предприятия // Российское предпринимательство. 2010. №9-2. C. 57-63.
  10. Шмелева А.Н. Оценка и повышение операционной эффективности системы менеджмента качества предприятия (теория, методология, практика). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. // Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 2011.
  11. Шмелева А.Н. Качество продукции и качество менеджмента: как оценить? Качественные инструменты оценки операционной эффективности СМК предприятий // Российское предпринимательство. 2010. №9-1. C. 88-93.
  12. Шмелева А.Н. Оценка конкурентоспособности предприятия с учетом результативности процессов СМК «Ответственность руководства» // Российское предпринимательство. 2011. №5-2. С. 99-103.

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования показывают, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на хранение, транспортировку, упаковку и другие логистические операции. Высокая доля расходов на указанные выше операции в конечной цене товара показывает, какие резервы содержит оптимизация управления материальными потоками.

В большинстве определений логистика трактуется как теория и практика управления материальными потоками. Однако, подобная деятельность, связанная с оптимизацией движения товаров и грузов осуществляется человечеством уже давно, с тех пор как существует производство и распределение. В чем же тогда новизна логистики, в чём специфика логистического подхода? Новизна и специфика логистического подхода заключается в том, что объектом управления в данном случае выступает обобщенный, т.е. сквозной материальный поток.

Если рассматривать обобщенный материальный поток на макроуровне, то цепь, через которую он проходит, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление этими предприятиями осуществляется обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. В результате показатели материального потока, такие как себестоимость, надёжность поступления, качество и др., на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных. При логистическом подходе, выделяющем в качестве объекта управления сквозной материальный поток, обособленность звеньев материалопроводящей цепи в значительной мере преодолевается, поскольку осуществляется согласованное управление обобщенным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходим количестве, необходимого качества и с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит материальный поток, состоит из различных служб одного предприятия (служба снабжения, склады, цеха, служба сбыта и т.п.). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия также имеют случайные значения и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется особая служба управления сквозным материальным потоком, получающая существенные приоритетные права. В результате материальный поток становятся управляемым и его показатели на выходе из предприятия принимают оптимальные значения.

Таким образом, специфика логистического подхода, его отличие от традиционного подхода, заключается в том, что прежде разрозненные материальные потоки объединяются в единый, сквозной материальный поток и выделяется особая, единая функция управления этим сквозным потоком.

Применение логистического подхода позволяет:

1) снизить запасы на всем пути движения материального потока;

2) сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

3) снизить транспортные расходы;

4) сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

1. Значительная доля экономического эффекта от использования логистики достигается за счёт снижения запасов на всём пути движения материального потока. Это объясняется следующим:

В общей структуре логистических издержек расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товара;

Большая часть оборотного капитала предприятий, по расчетам от 10% до 50% его активов, отвлечена на запасы;

В производстве расходы на содержание запасов составляют 25-30% от общего объёма издержек.

Сокращение запасов при использовании логистического подхода достигается за счёт высокой степени согласованности действий всех участников логистического процесса, за счёт повышения надежности поставок, за счёт рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин. Исследования показывают, что в результате использования логистического подхода можно сократить запасы на 30-70%.

2. Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счёт сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня время, необходимое на изготовление товара, составляет всего лишь 2-5% от общих затрат времени на производственные операции, складирование и доставку. Таким образом, более 95% времени оборота приходится на доведение изготовленного товара до потребителя. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала и соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени.

3. Экономический эффект от применения логистики возникает также в результате снижения транспортных расходов. При использовании логистического подхода оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются и другие показатели использования транспорта.

4. Четвёртая составляющая экономического эффекта от использования логистики обеспечивается за счёт сокращения затрат ручного труда и соот­ветствующих расходов на операции с грузом. Логистический подход предпо­лагает высокую степень согласованности всех участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. То есть применяются однотипные средства механизации, однотипная тара, исполь­зуются аналогичные технологические приемы грузопереработки во всех звеньях товаропроводящей цепи, за счёт чего и сокращается использование ручного труда и достигается соответствующий экономический эффект.

Следует отметить, что совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму этих четырёх составляющих, что является ярким примером проявления нелинейности (эмерджентности) логистических систем.