Будильник. Утро. Сонно. 11 класс. Собрался в школу, пришёл в школу, сел за парту… Как всё скучно, аж зевнул! И тут слышишь недовольный и удивлённый голос учителя, обратившегося к не подготовившемуся к уроку ученику: «Плохо. Я от тебя такого не ожидала…».

А мне хочется выпалить: «Если бы вы знали, что он и понятия не имеет, зачем учится, тогда бы вообще не удивлялись!»

Здравствуйте! Я Илья. Мне 17 лет, и через несколько месяцев я окончу школу. На основе своего одиннадцатилетнего опыта обучения я готов обсудить проблемы современного образования.

И первая, самая важная проблема - это то, что школьники совсем не понимают, для чего и для кого они учатся.

Интересно, а вы понимали (или понимаете), для чего вы это делаете?

Несколько раз я беседовал с одноклассниками о роли учёбы в нашей жизни, но связного и полноценного ответа не получил. Что, собственно, и неудивительно - в эру ИТ, СМС-ок, твитов и мемов десять связных обдуманных предложений - уже маленькое достижение.

Я задавал вопрос: «А зачем мы учимся?» Кто-то отвечал: «Для ЕГЭ». Кто-то: «Для будущей профессии». И всё это вроде бы правильно с одной стороны, а с другой - слишком узко. Нет, каждый хочет подготовиться и успешно сдать ЕГЭ, получить высокооплачиваемую работу, но неужели учёба сводится только к этим двум полюсам? А как же получение знаний, которые определяют мировоззрение, формируют личную позицию и интеллектуальные точки опоры? Как же личностный рост? Саморазвитие?

Вы бы согласились целыми днями перекладывать кирпичи с места на место?

Вторая проблема - скучные уроки. Нам задают прочитать и пересказать параграф по биологии или географии, физике или химии. Большинство механически учит параграф и ещё более механически пересказывает:«Бла-бла-бла!» И я не исключение…

Мы зубрим текст, термины или причинно-следственные связи, даже не вдумываясь во всё это. Не глупо ли?

Лично для меня материал по географии намного понятнее, чем по физике. Он понятен именно потому, что изложен доступно. Тяжеловесный материал даже если вызубришь, всё равно выбросишь из головы через день-два, а то и сразу после урока. Когда отвечаешь на уроке не для расширения горизонтов познания, а ради циферки в клеточке, содержание пересказанного теряет всякий смысл. Это довольно печально.

Вы согласились бы тратить время на перекладывание кирпичей из одного угла в другой? Вот и я бы…

Спасает ситуацию творческий настрой учителя. На уроке истории и уроке обществознания, к примеру, мы не только пользуемся учебниками, каждый нужный абзац из которого объясняется учителем, но и смотрим презентации на смежные темы, исторические или документальные фильмы (О Рокоссовском, о битве под Москвой, о Древней Руси). Это хоть как-то разбавляет архаичную атмосферу, наполненную тошнотворной писаниной и перелистыванием чёрно-белого учебника, информация из которого лишь малюсенькими порциями применяется в нашей жизни. Слушать монотонную речь и записывать её конспект очень надоедает.

На уроке английского у нас обычно сумасшедшая атмосфера! (В хорошем смысле этого слова). Мы все постоянно вовлечены в тему урока: или обсуждаем что-то, или высказываем мнения насчёт какого-либо вопроса. В общем, на английском не заскучаешь. Этот тот урок, на котором успешно сочетается и разговор, и прохождение материала.

Покажи мне, где ты учишься, и я скажу тебе, кто ты

Третья проблема - серость и невыразительность самой школы и прилегающих территорий. Даже если вокруг растут деревья, летают птички и высажены цветы в клумбах. Когда я иду в школу, смотреть на её фасад не хочется - в мире и так слишком много чёрного и серого! Мне кажется, все школы России, ну по крайней мере, все школы нашего города - это постройки из мира геометрии. Слишком они прямые, плоские, типичные. Они выполняют свои функции, но ведь школа - это место получения новых знаний и умений, место, где должна кипеть работа энтузиастов. А смотрю на типичные школы своего города с типичной архитектурой, и думается, что там внутри такие же типичные, обычные, невзрачные ученики и учителя. Хотя это не так! Мы участвуем во Всероссийских олимпиадах разного уровня и становимся призёрами. Победителями.

Видели здание МГУ? Какое оно величественное, тянущееся к небу, какое оно светлое и широкое. Сердце начинает биться быстрее! Хочется постигать науки и искусства! Хочется идти вперёд, совершать открытия и удивлять мир новыми изобретениями! Жаль, что такое здание в России одно, а сколько людей, жаждущих непрерывно учиться?

Учёба для меня - это интеллектуальное и личностное строительство самого себя. Я это понял. Скорее всего, это поняли не все мои одноклассники. С пользой ли проходит каждый учебный год, зависит на 50% от твоей школы, а на 50% - только от тебя. Только надо вовремя остановиться, чтобы увидеть, правильным ли путём ты идёшь. Это сложно сделать, если с первого класса тебе незнакома любовь к знаниям, трудолюбие и ответственность.

Что посеешь, то и пожнёшь. Давайте сеять только хорошее? Доброе? Человечное в землю своей души? Давайте? А на школу или на кого-то ещё надеяться нечего… Гениев создавали не школы. Гении создавали себя сами.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Содержание 1.Вступительное слово классного руководителя. 2.Что такое неуспеваемость? 3.Три категории неуспеваемости. 4.Заключение

Cлайд 4

Почему школьник плохо учится? Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, – Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться, конечно, А главное – просто ребёнка любить.

Cлайд 5

Ребёнок может ненавидеть школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить не только его самооценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы в учёбы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально. Рассмотрим некоторые из них.

Cлайд 6

Неуспеваемость - Несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Cлайд 7

1. Отсутствие интереса к учёбе Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло

Cлайд 8

2. Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.

Cлайд 9

3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.

Cлайд 10

4. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.

Cлайд 11

5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.

Cлайд 12

6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.

Cлайд 13

7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.

Cлайд 14

8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация - это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

Cлайд 15

9.Недостаточное умение учиться Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье. Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.

«Свойства сложения» - Тема урока «Свойства сложения». Серебряные. Схема к задаче. Бронзовые. Арифметический диктант. Оборудование: Компьютер, мультипроектор. Золотые. Геометрические фигуры.

«Обучение руководителей» - Творческие мастерские. Коучинг/индивидуальное консультирование, биографическая работа. Правила работы. Принципы создания интегрированных программ обучения и развития. Школа персонального роста. Примеры интегрированных программ обучения. Занятия искусством: акция «Корпоративная культура». Работы участников мастерской (2-е занятие).

«Всё о цветах» - Клевер. Герберы. Бутон тоже может поведать истинный возраст. Гвоздика. Как узнать, свежий ли цветок. Букет. Бегония. Лилия. Как составить букет. Знаки зодиака и цветы. Совместимость цветов друг с другом. Цветы около водоемов. Нарцисс. Анютины глазки. Цветы. Юность. Жасмин. История цветов. Орхидея. Розы и фиалки.

«Освоение космоса» - Люди Земли. Валентина Терешкова. Трагическая авария. Собака Лайка. Константин Эдуардович Циолковский. Освоение космоса. Чтобы стать космонавтом, надо много работать над собой. Ю.А.Гагарин. Орбитальный полёт. Искусственный спутник Земли. Первый космонавт Земли. Космос XXI века. Полёт Ю.А.Гагарина. Планета.

«Политика гласности» - Популярные передачи на телевидении: «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Были реабилитированы и восстановлены в партии Н.Бухарин, А.Рыков, Л.Каменев, Г.Зиновьев, Г.Сокольников и др. «Покаяние». Литература. Критика сталинизма использовалась для обоснования правильности проводимого курса. Политика гласности: достижения и издержки.

«Учебник по обществознанию 11 класса» - Вопросы для проверки знаний. Методическое пособие. Владимир Леонидович Жарихин. «Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Выполните задания. Константин Васильевич Симонов - кандидат политических наук. Авторский коллектив. Выскажите свою точку зрения и обсудите. Методические подходы к преподаванию курса обществознания.


Софья Ковалевская

Софья Ковалевская познакомилась с математикой в раннем детстве, когда на её комнату не хватило обоев, вместо которых были наклеены листы с лекциями Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении.

Чтобы получить возможность заниматься наукой, Софье Ковалевской пришлось заключить фиктивный брак и уехать из России. В то время российские университеты просто не принимали женщин, а чтобы эмигрировать, девушка должна была иметь согласие отца или мужа. Так как отец Софьи был категорически против, она вышла замуж за молодого учёного Владимира Ковалевского.


А.М. Бутлеров

Уже в пансионе и гимназии Бутлеров занимался химическими опытами, один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь доску с надписью «великий химик».


Мария Склодовская-Кюри

Она занималась настолько интенсивно, что, окончив школу, вынуждена была сделать перерыв для поправки здоровья.

Мария стремилась продолжить образование, однако в Российской империи , в состав которой в то время входила Польша , возможности женщин получить высшее научное образование были ограничены. Сестры Склодовские - Мария и Бронислава договорились по очереди отработать несколько лет гувернантками, чтобы по очереди получить образование. Мария проработала несколько лет воспитателем-гувернанткой. Затем Мария в возрасте 24 лет смогла поехать в Сорбонну , в Париж, где изучала химию и физику в то время, как Бронислава зарабатывала средства для обучения сестры.

Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем.

Её тело, находящееся в свинцовом гробу до сих пор испускает радиоактивное излучение, опасное для жизни


Высказывания Великих

  • Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, тогда как выпускник университета может украсть железную дорогу

Теодор Рузвельт

  • Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов, но он не умеет делать выводов и заключений, - а в этом вся суть Люк де Клапье Вовенарг
  • Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно Конфуций
  • Экзамены - единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней Жорж Элгози
  • На экзаменах те, кому совершенно не интересен ответ, расспрашивают тех, кто не может ответить Уолтер Рали

Парта ждет меня, во-первых, Ждут уроки, Ждут друзья. Будет в школе не до лени, Там я в новую страну Дел и знаний и умений Путешествие начну.

М не никогда не удавалось Познать предметы в полной мере. Я знал лишь маленькую малость: Когда звонок и где тут двери...

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Выполнила ученица 2 классаКГУ «Средняя школа №13 с.Озёрное»Акимата Осакаровского районаКарагандинской областиКазакова ВикторияРуководитель Учитель начальных классовШевелёва Татьяна Павловна Что такое школа?Как тебе ответить?Это то, где ты узнаешьОбо всем на свете:О таблице умноженья,О глаголах и сложенье,Про планеты и моря, То, что круглая земля! Постановка проблемы:-может ли человек прожить без школы? Цель исследования:выяснение, какую пользу приносят учебные предметы Гипотеза: допустим, я выясню, что учиться необходимо, чтобы получить хорошие знания, то буду знать, что они всегда пригодятся в жизни. Была проведена следующая работа: 1 этап – наблюдала за учащимися своего класса во время уроков В школе мы получаем основные знания по всем предметам На уроках математики мы учимся думать и рассуждать. На уроках русского языка мы изучаем новые правила, узнаём очень много нового и интересного, учимся грамотно писать. На русском языке разговаривают народы разных наций. Поэтому можно найти много друзей. Урок литературы - это урок творчества. Здесь раскрываются чувства, мысли человека. Литература занимает важное место в жизни людей. Она расширяет кругозор, дарит мудрые советы, помогает познать окружающий мир, воспитывает человека. Уроки познания мира помогают нам лучше узнать о животном и растительном мире, о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Занятия физкультурой укрепляют здоровье, повышают настроение. Физические нагрузки развивают выносливость, помогают избавиться от болезней. 2 этап – провела опрос учащихся: «Зачем нужно учиться в школе?» Чтобы ответить на этот вопрос, нужно каждому ученику построить свою лесенку. На самой верхней ступени будет стоять самое важное, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступень. 3 этап – результаты опроса В работе приняли участие 13 учащихся. Результаты работы:5 учащихся считают, что учиться в школе нужно для того, чтобы полученные знания пригодились в жизни3 учащихся учатся для того, чтобы все знать2 учащихся учатся в школе, чтобы получать хорошие оценки3 учащийся учится для того, чтобы быть полезным людям В результате проведённого исследования выяснили: Учиться надо для того, чтобы быть успешным в учении, в профессии, в повседневной жизни. Чем раньше мы задумаемся над этим, тем интереснее будет жизнь. Когда человек учится, он развивается. Школа помогает нам получить основу знаний. Знания пригодятся нам в жизни! Век живи – век учись! Приложение 1 Учащимся 2 класса я предложила поиграть в игру «Незаконченные предложения».Условия игры: ведущий читает начало предложения, а ученики придумывают к нему продолжение.1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…3. Больше всего мне школа нравится за то, что …4. Мне радостно, когда в школе…5. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…6. Если я не знаю, как решить задачу …7. Если нам не задают домашнего задания, я…8. Мне всегда интересно на уроке, когда…9.Больше всего я не люблю, когда учитель …10. Я хотел бы, чтобы в школе всегда… Приложение 2 А теперь, давайте с вами вспомним пословицы об учебе. Ребята, какие пословицы об учении вы знаете?учение и труд мать учениязнания и мудрость головой - тысячиучение свет, стыдно не учитьсяучение не учение – тьмане стыдно не знать - лучше богатства рукой победишь одного, украшают человекаповторение - рядом живутЗадание. Соберите пословицы. Выберите одну из пословиц и раскройте смысл изречения.


Приложенные файлы