Считается, что именно труд предопределил развитие человеческой цивилизации и выделил её из животного мира. Именно склонность к осознанной деятельности помогает людям становиться творцами своей судьбы и серьёзно влиять на окружающий мир, изменяя его по своему усмотрению. В быту мы отождествляем понятия работа и труд, считая их синонимами. Действительно ли данные категории схожи друг с другом, либо между ними есть разница?

Определение

Труд – сознательная деятельность живых существ, направленная на преобразование материи, удовлетворение физических и духовных нужд. В процессе труда исходные материалы приобретают новые свойства, старые идеи – новое содержание. В экономике данный термин является составной частью факторов производства и состоит из предметов и средств труда.

Работа – это целенаправленная человеческая деятельность, естественное и неотъемлемое право, которое заключается в производстве материальных благ, оказании услуг, выполнении задач. Усилия прикладываются именно для того чтобы получить осязаемый результат, который можно либо посчитать (производство, строительство, сельское хозяйство), либо оценить умозрительно (юриспруденция, программирование, журналистика).

Сравнение

Как работа, так и труд могут вестись на общественных началах либо оплачиваться. Всё зависит от статуса субъекта правоотношений и условий, в которых он находится. При этом принудительный труд запрещен, равно как и подневольная работа, за эксплуатацию человека предусмотрена уголовная ответственность. Участники правоотношений наделены свободой самореализации, которая проявляется в сознательном выборе.

Тем не менее, отличия между данными категориями тоже есть. Во-первых, понятие «труд» значительно шире: в него, в числе прочего, входит и работа. Он может и оплачиваться, и осуществляться на добровольных (принудительных) началах. Во-вторых, слово «труд» чаще всего используется в позитивном смысле, противопоставляясь рутинным процессам. Работа же может выступать в негативном значении как монотонная, ежедневная задача, которая должна выполняться несмотря ни на что.

Труд далеко не всегда является оконченным: он может продолжаться бесконечно. Об этом красноречиво говорит миф о Сизифе, который был наказан богами на вечный подъём камня в гору. В то же время, работа направлена на результат, который должен быть либо измеряемым, либо умозрительным. Слово «работа» применяется исключительно по отношению к человеку. Понятие «труд» используется и при описании других представителей животного мира (пчёлы, обезьяны, растения).

Выводы сайт

  1. Объём понятий. Значение категории «труд» более широкое, нежели понятия «работа».
  2. Конечный результат. Работа всегда направлена на получение конкретного блага, в то время как труд может реализовываться именно через процесс («Сизифов труд»).
  3. Олицетворённость. Понятие «труд», как правило, может применяться по отношению к любым живым существам (пчелиный труд – сбор мёда), в то время как работа – только по отношению к человеку.
  4. Эмоциональная окраска. В массовом сознании работой принято называть рутинные действия, которые отнимают много времени, а труд выступает в качестве созидания, развития, реализации целей и устремлений.
  5. Наличие/отсутствие оплаты. Как правило, работа осуществляется на возмездной основе и синонимично занимаемой должности или вакансии. Труд может выполняться как подневольно (рабский, каторжный), так и безвозмездно (общественно-полезный, волонтёрский).

По дисциплине «Регламентация и нормирование труда

Курс лекций

Т.А. Самылкина

Использование связей между публикациями для выявления структуры областей знаний, наблюдения и прогнозирования

Информационный блок, для обслуживания индивидуальных исследований и научных организаций

8. Дайте понятие «междисциплинарного исследования» (Междисциплинарное исследование – это организация исследовательской деятельности, предусматривающая взаимодействие, изучение одного и того же объекта разными научными дисциплинами.)

Тема 1. Понятие труда. Характер и содержание труда.

С точки зрения регламентации и нормирования труда производственные процессы чаще всего рассматривают как совокупность процессов труда по созданию определенного вида продукции. При этом процессы труда могут сочетаться с естественными процессами. Но и в этих случаях основу производства составляет труд.

Поэтому «труд» относят к важнейшим базовым экономическим категориям, используя которую можно определить ряд других важнейших категорий в экономике. Например, «производство» – это сфера применения труда, «капитал» есть накопленный труд, «прибыль» представляет собой денежный эквивалент преобразованного труда и т.д.

По этим и другим причинам, связанным с пониманием дисциплины «Регламентация и нормирование труда», необходимо определиться с понятием "труд», его сущностью, характером, содержанием и характеристиками.

Понятие «труд» трактуется в экономической литературе в двух различных аспектах: как экономический ресурс и как вид деятельности .

Первый подход связан с именами Джеймса Милля (1773–1836) и Карла Маркса (1818–1883), которые рассматривали труд, как особую деятельность, где субъект труда не просто человек, а работник , для которого труд – источник существования, источник дохода, т. е. деятельность не ради удовольствия.

Особым свойством труда К. Маркс определил «отчуждение продукта труда », которое означает, что результат труда работнику не принадлежит. В обмен он получает материальное вознаграждение.

Этот подход обосновывает ведущую роль
человеческого труда в системе факторов производства. Объясняется это тем, что производительной силой обладают только люди, производящие те или иные блага с помощью вещественных
факторов производства. Сами по себе, не охваченные человеческим трудом и не приведенные им в действие, эти факторы никакой самостоятельной производительностью не обладают.

Следуя данной точке зрения, можно заключить, что и при современном
уровне производительных сил, при определяющей роли знаний и информации, при развитии информационных и коммуникационных технологий нет никаких оснований говорить об утрате трудом роли
важнейшего фактора производства. Информация сама по себе ничего не производит. Только труд обеспечивает интеграцию информации, средств производства, технологии, т.е. без него невозможен
процесс производства.



Второй подход связан с именем Альфреда Маршалла (1842–1924), основателя Кембриджской школы политэкономии, который в своей работе «Основы (Принципы) экономической науки» (1890) впервые выделил четыре вида экономических ресурсов: земля, капитал, труд, организация производства. Труд как один из видов экономических ресурсов Маршалл предложил рассматривать «как всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо полезного результата...» .

При этом Маршалл подчеркивал, что в производстве существует только два базовых фактора: природа и человек, а капитал и организация производства – это результат деятельности человека. Современные экономисты, следуя за Маршаллом, обозначают четыре вида экономических ресурсов: земля, капитал, труд, предпринимательские способности.

Согласно этому подходу невозможно
приписывать труду какие-либо особые преимущества по сравнению с другими факторами производства. Более того, в процессе
развития современной рыночной экономики значение труда как
фактора производства снижается. Этот вывод обосновывается
двумя аргументами.

Во-первых, в условиях современной НТР и постиндустриальной экономики труд человека достаточно быстро замещается другими факторами производства. Внедрение комплексной механизации, автоматизации, компьютеризации производства ускоряет процесс вытеснения труда из сферы производства.

Во-вторых, в современной рыночной экономике отсутствует
прямая, непосредственная связь между величиной затрат труда
и показателями хозяйственной деятельности предприятия (выручка от реализации, прибыль, рентабельность). Достаточно сдержанно оценивается и роль
труда в развитии общества и человека.

Отечественная экономическая школа в целом всегда придерживалась первого подхода, где понятие труд интерпретируется в традиционно классической форме, а именно: как процесс сознательной человеческой деятельности, направленной на определенную цель, благодаря которой человек видоизменяет природные предметы для удовлетворения собственных потребностей и нужд семьи.

Отправной точкой отечественных экономистов при первом подходе являются работы К. Маркса, где категория "труд" получила достаточно подробную характеристику. В частности, К. Маркс писал: "...труд, как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость..."

Анализируя процесс материального производства, К. Маркс подчеркивал, что "труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Принимая в целом эту точку зрения, отечественные экономисти в разные периоды развития экономической науки и, прежде всего, экономики труда, внесли свой вклад в трактовку понятия «труд». Так, в учебной литературе советского периода наиболее часто можно встретить следующую трактовку рассматриваемого понятия. "Труд" – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.

Именно в создании материальных благ и услуг заключенасущность труда. Она остаётся неизменной в любых экономических условиях и способах производства.

В современных учебниках можно встретить определение данного понятия, которое в явном виде раскрывает двойственную природу труда, а именно: труд – это целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе и по поводу производства.

Также можно встретить следующую трактовку понятия. В самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу деятельности по превращению располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного или общественного потребления продукт.

И, наконец, в одном из современных учебников по экономике труда понятие "труд" трактуется как целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг .

Существенные особенности труда как процесса, вытекающие из приведенных определений, состоят в следующем.

1. Труд – это процесс целенаправленного воздействия людей на природу для удовлетворения определенных потребностей.

В ходе трудовой деятельности человек познает окружающую среду и видоизменяет ее в соответствии с заданной целью.

2. По своей сути труд является общественным процессом, так как цель трудовой деятельности людей - удовлетворение потребностей общества в целом, а не только конкретного человека.

Трудовая деятельность всегда должна быть направлена на удовлетворение в первую очередь общественных потребностей через волю и личные потребности людей, а не наоборот, поскольку труд – это коллективная деятельность людей, их первое и основное условие социального существования.

Осознание необходимости труда как базовой общественной ценности не может восприниматься человеком автоматически, восприимчивость к труду приобретается лишь в ходе длительного воздействия со стороны общества. Человечество на протяжении всей своей истории занималось поиском способов заставить человека трудиться на общество.

3. Всякий процесс труда неизбежно сопровождается установлением трудовых отношений или социально-трудовых отношений (определенных отношений между его участниками), что предопределяет двойственную природу труда – технико-технологическую (естестенно-техническую) и социальную.

В современном производстве человек труда рассматривается не только как владелец рабочей силы, но и как носитель определенных социально-трудовых отношений. С этой точки зрения труд рассматривается как такая целесообразная, сознательная и общественно-полезная деятельность человека, в которой важную роль играет его поведение по отношению квещественным факторам производства, а также коллегам по совместному труду.

4. Труд есть: важнейший элемент процесса адаптации человека к среде обитания; фактор воздействия на внешнюю среду и собственную человеческую природу.

Труд не только создает продукцию, но и формирует самого работника.

Таким образом, разные трактовки отражают развитие взглядов на процесс труда, что обусловлено развитием способа производства.

В любом процессе труда всегда присутствуют основные элементы – предмет труда, средства труда, продукт труда. Взаимодействие основных элементов процесса труда можно представить в виде следующей схемы:


Предметы труда всё то, что видоизменяется, перерабатывается (земля, её недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия). Другими словами, предметы труда - это то, что составляет материальную основу
будущего продукта труда. Они могут даваться природой (водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые) либо
быть результатом переработки в процессе труда (сырье, полуфабрикаты). К предметам труда также относят объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Средства труда всё то, что используется, применяется, с помощью чего воздействуют на предметы труда (машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест).

По своему составу средства труда неоднородны и подразделяются на такие группы:

1. Орудия труда - органы непосредственного воздействия
человека на предмет труда (рабочие машины, оборудование, инструменты). Именно они в наибольшей мере определяют и характеризуют степень овладения людьми
 силами природы. Развитие орудий труда - показатель технического прогресса. Главный отличительный признак каждой исторической эпохи в развитии производства состоит в степени развития орудий труда.

2. «Сосудистая система производства » - различные емкости для хранения предметов и продуктов труда (чаны, цистерны,
трубы, бочки, сосуды, тара и т.п.).

3. Объекты производственной инфраструктуры , обеспечивающие необходимые условия для нормального хода процесса производства (здания, сооружения, дороги, транспортные средства, хранилища, каналы). Земля также является средством труда. В этой роли она выступает, прежде всего, как место, на котором совершается труд,
и как естественная сила, поставленная на службу человеку (носительница естественных свойств, используемых в земледелии для выращивания различных культурных
растений). К средствам труда относятся и другие естественные силы,
используемые в производстве, например, пар, электричество,
химические, ядерные реакции и т. п. В современном производстве применение этих сил получает широчайшее развитие.

Окружающая среда рассматривается с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюдения требований к условиям труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические).

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей организма и личности человека, используемых им в процессе труда при производстве товаров и услуг.

Другими словами, "рабочая сила" – это совокупность физических и духовных качеств, которыми обладает организм, живая личность и которые пускаются человеком в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости.

Связи между орудием и предметом труда образуют технологические операции и технологические процессы, а связи работника с орудиями и предметами труда – трудовые операции и трудовые процессы. В совокупности они составляют производственный процесс как процесс производства продукции. Эти взаимосвязи показаны на следующей схеме:


Продукт труда является результатом взаимодействия элементов процесса труда. На него "переносятся" основные элементы процесса труда (предметы и средства труда, рабочая сила) в стоимостной форме. Именно труд выполняет эту важную функцию (создание не только потребительной стоимости, но и стоимости).

Из определений труда следует, что труд есть целесообразная деятельность. Это означает, что понятие «труд» взаимосвязано с понятием «деятельность». Однако следует различать понятия «труд» и «деятельность».

Под деятельностью понимается любая целесообразная внутренняя
(психическая) и внешняя (физиологическая) активность человека.

Деятельность может быть как трудовой, так и нетрудовой. Понятие «деятельность» является более широким, так как труд это не всякая, а целесообразная деятельность, направленная на создание определенных
общественно полезных материальных или духовных благ . Трудовая деятельность складывается из совокупности решаемых задач и выполняемых работ.

Выделяют два основных критерия различия трудовой и нетрудовой деятельности.

Первый критерий - связь с созиданием благ (материальных
или духовных). Деятельность, не имеющая этой связи, не относится к трудовой. Например, такие виды деятельности, как прием пищи, лечебные процедуры, путешествия, прогулки, игры,
отдых, играют важную роль в развитии человека, восстановлении его работоспособности, воспроизводстве жизнедеятельности, однако трудом не являются, поскольку связаны с потреблением, а не с созиданием благ.

Второй критерий - легитимность (законность) деятельности.
Трудом можно считать только разрешенную законом деятельность. Запрещенная же деятельность (торговля наркотиками,
работорговля) не является трудовой.

Таким образом, понятия «труд» и «трудовая деятельность» взаимосвязаны. Труд, как деятельностный процесс, всегда выполняется под воздействием внешней среды прямым либо опосредованным путем. Это обусловлено, во-первых, целесообразностью трудовой деятельности, а во-вторых, вынужденным характером труда в силу обеспечения общественной выживаемости. Этим трудовая деятельность отличается от деятельности человека ради собственного удовольствия.

В силу этих обстоятельств человеческая практика выработала следующие формы необходимости труда :

Экономическая неизбежность - человек в обмен на те или иные материальные блага вынужден продавать свою возможность и способность трудиться;

Социальная неизбежность - человек трудится ради приобретения социального статуса, для нахождения своей социальной ниши в обществе;

Моральная неизбежность - человек получает желаемое одобрение со стороны других через свою трудовую деятельность.

Кроме того, целые исторические эпохи были связаны с рабским трудом. Это было прямое насильственное принуждение к труду . В сису распространенности принудительного труда и в современную эпоху была принята Конвенция МОТ No 29 «О принудительном или обязательном труде», которая вступила в силу 1 мая 1932 года и была ратифицирована в Советском Союзе. Она определяет такой труд, как всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно.

Вместе с тем в п. 2 ст. 2 Конвенции были установлены пять исключений для некоторых работ, на которые не распространяется понятие принудительного или обязательного труда. К этим исключениям относятся:

1) всякая работа или служба, связанная с обязательной военной службой и применяемая для работ чисто военного характера;

2) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны ;

3) всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;

5) всякие мелкие работы общинного характера , выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

С категорией «труд» тесно связана категория «рабочая сила». Можно сказать, что рабочая сила - это потенциальный труд, а труд - это реализовавшая себя рабочая сила. Различают биологическую и организационно-технологическую формы проявления трудовой деятельности.

Биологическая
форма заключается в расходовании в процессе труда энергии человека, а организационно-технологическая - в системе взаимодействия работника с вещественными факторами производства. Однако две эти внешние формы проявления трудовой деятельности в полной мере не раскрывают богатства содержания
категории «труд».

Ключевой характеристикой труда является его общественная природа . В процессе труда работники вступают в определенные отношения друг с другом. Труд отдельного работника есть
частица совокупного общественного труда. Даже там, где внешне процесс труда представляется совершенно обособленным,
изолированным от общества процессом, при более внимательном
рассмотрении всегда обнаруживаются взаимосвязи и взаимозависимости между различными производителями.

В то же время
многие экономисты отрицают общественную природу труда.
В западной экономической теории на протяжении уже достаточно длительного периода широкую популярность сохраняет метод «робинзонад».

Апеллируя к известному
герою классической литературы Робинзону Крузо, многие экономисты видят в нем убедительное доказательство индивидуального, а не общественного характера труда. Ведь сумел же Робинзон Крузо прожить один на необитаемом острове более 20
лет. Поэтому рассмотрение в качестве исходной методологической предпосылки именно отдельного изолированного индивида
как ключевой фигуры в анализе экономических явлений получило название метода «робинзонад».

Между тем пример Робинзона Крузо доказывает как раз обратное. Этот герой потому
и выжил в столь экстремальных условиях, что в процессе своей
трудовой деятельности сумел успешно использовать все те знания, умения и навыки, которые он получил в обществе.
К тому же Робинзон имел в распоряжении значительное количество разнообразных орудий труда, которые он перетащил на остров с затонувшего корабля.

Следовательно, безусловной предпосылкой процессов труда
и производства выступает общество , а не изолированный от него
индивид. Производство всегда есть производство общественное.

Характер и содержание труда.

Двойственная природа труда проявляется в таких его категориях как "содержание" и "характер".

Характер труда определяется всей совокупностью отношений , которые устанавливаются между участниками процесса труда. Он выражает отношение человека к своей трудовой деятельности, которое задается системой производственных отношений.

Различают общие и частные признаки характера труда.

Общие признаки характера труда отражают, в каком отношении находятся работники к средствам производства, продукту своего труда, степень принудительности труда, проявление общественной природы труда. Это означает, что категория «характер труда» выражает тип его общественной организации и отношение работников к труду. Характер труда определяется типом собственности как на средства производства, так и на
рабочую силу, всей системой производственных отношений общества.

К. Маркс подробно
проанализировал систему капиталистических производственных
отношений и обусловленный ею характер труда при капитализме. В этой системе
доминирует наемный труд. Рабочая сила становится товаром. Для этого требуется наличие
двух условий.

Во-первых, владелец рабочей силы должен быть
юридически свободен. Для сохранения отношений купли-продажи рабочей силы ее владелец должен продавать свою способность
к труду только на определенный срок, а не навсегда. В противном
случае он превратился бы из свободного человека в раба, из товаровладельца - в обычный товар.

Во-вторых, рабочая сила становится товаром, если ее владелец лишен средств производства, а значит, и средств существования.

Поэтому процесс труда выступает как
процесс потребления капиталистом рабочей силы наемного рабочего. Процесс труда характеризуется здесь двумя особенностями.

Во-первых, он совершается для капиталиста и под контролем капиталиста. Капиталист монопольно владеет средствами производства и в течение рабочего времени распоряжается
рабочей силой, которую он приобретает как товар.

Во-вторых,
созданный в процессе производства продукт принадлежит не непосредственному его производителю - наемному рабочему, а работодателю.

Процесс потребления рабочей силы и есть процесс
производства товаров и новой стоимости. В отличие от других
товаров рабочая сила в процессе ее потребления создает новую
стоимость , и притом большую, чем она сама имеет. Избыток
стоимости, созданный трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, составляет прибавочную стоимость.

Отличительная черта капиталистической эксплуатации заключается в замаскированном, завуалированном характере принудительного труда наемного рабочего. Личная свобода рабочего
и продажа им своей рабочей силы затушевывают, маскируют
принудительный характер его труда, зависимость рабочего от
капиталиста, безвозмездное присвоение последним прибавочного
продукта труда рабочего.

Представители современной западной экономики исходят из того, что именно рыночная экономическая система (термин «капитализм» используется все реже и реже) создает наиболее благоприятные условия для свободного и эффективного труда. Рыночная экономика
обладает несомненными преимуществами перед любой другой
экономической системой, функционировавшей на разных этапах истории человечества. Каковы ее преимущества?

1. Рыночная система является саморегулирующейся. Она способна перестраивать себя, приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. В рыночной экономике постоянно поддер¬
живаются целостность системы и ее
внутреннего устройства. Реагируя на изменения внешней среды,
она в то же время остается самой собой, что создает основы для
стабильного общественного развития.

2. Рыночная экономика обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности использования всех факторов производства,
в том числе и труда. Об этом свидетельствует отсутствие в данной
системе как излишков, так и дефицита товаров, следовательно,
все имеющиеся в экономике ресурсы расходуются только на производство необходимых благ и в нужном количестве.

3. Рыночная система предполагает наиболее полное соблюдение как экономических, так и политических прав и свобод граждан. Она исключает любые разновидности принудительного труда. Каждый индивид может реализовать свои способности в качестве либо предпринимателя, либо наемного работника. Это развивает частную инициативу и, следовательно, создает мощные импульсы к экономическому развитию. Если индивид не желает работать, никто не может принуждать его к труду. В то же время
свобода выбора предполагает и ответственность. Каждый индивид
в рыночной экономике в полной мере несет ответственность за
свои нерациональные, непродуманные действия.

4. Рыночная экономическая система предполагает приоритет не производителя, а потребителя. Это означает, что оценку
эффективности и качества труда дает не какой-либо административный орган, не вышестоящая инстанция, а сам потребитель
того или иного блага либо услуги.

Сторонники рыночной системы организации общественного
труда не исключают наличия в ней проявлений эксплуатации
и несправедливости. Однако они обусловлены не природой рыночных отношений как таковых, а существованием серьезных
препятствий и ограничений для их развития (господство монополий в экономике, ограниченная мобильность рабочей силы из-за отсутствия развитых рынков труда, жилья и недвижимости,
дискриминация работников по признакам национальности, пола, возраста, образования и др.). Поэтому государство должно
принимать все необходимые меры для устранения всех препятствий и ограничений, создания максимально благоприятных
предпосылок для функционирования рыночной системы.

Частные признаки характера труда отражают особенности содержания труда, специфику функционирования рабочей силы – труд производительный или непроизводительный, творческий или нетворческий, умственный или физический, сложный или простой и др.

Содержание труда - это характеристика организационно-технической стороны трудового процесса. Она выражает функциональные
особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные применяемыми средствами и предметами труда, а также
формой организации самого производственного процесса. Содержание труда характеризует распределение различных функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Именно содержание трудовых операций определяет функциональное содержание той или иной профессии.

Особенности конкретного трудового процесса охватывают степень
ответственности и сложности труда, уровень технической оснащенности производства, соотношение исполнительских и творческих функций, умственного и физического труда, степень
разнообразия трудовых операций и др.

Главным фактором, влияющим на изменение содержания труда, выступает научно-технический прогресс. Это обусловлено тем, что категория «содержание труда» раскрывает ключевые особенности процесса труда
с точки зрения производительных сил. Каждая новая ступень
развития производительных сил общества обусловливает существенные изменения в содержании труда.

Его развитие создает благоприятные условия для самореализации личности в процессе труда и в то же
время предъявляет постоянно повышающиеся требования к образованию и квалификации работника, ко всем другим компонентам его личностного потенциала.

Современная научно-техническая революция, использование
принципиально новых средств производства и технологий принципиально меняют содержание труда. Постоянно растет уровень
технической вооруженности и квалификации труда. Высококвалифицированный труд, требующий органического сочетания физических и умственных усилий, вытесняет неквалифицированный и малоквалифицированный ручной труд.

Происходят существенные изменения в самой структуре трудового процесса, что
обусловливает преобразование производственных функций работников. В их трудовой деятельности увеличивается роль и значение интеллектуальных усилий, связанных с функциями контроля, активного наблюдения, переработкой поступающей информации о ходе технологического процесса. Это приводит к большему
сближению и взаимопереплетению умственного и физического
труда.

Таким образом, следствием технического прогресса является возрастание роли умственных элементов в процессе труда, так как этот процесс "освобождается" более совершенными средствами труда от ограниченных возможностей человеческого организма (особенно в крупном машинном и автоматизированном производстве). Эта тенденция способствовала появлению такого понятия как "содержательность труда".

Современная лингвистика подтвердила идеи великих мыслителей XIX и XX вв. о том, что язык и образ мышления народа взаимосвязаны, что между жизнью общества и языком, на котором оно говорит, существует тесная связь. Поэтому представления народа о жизни, действительности, его привычки и этические ценности, культурные установки (т. е. картина мира) раскрываются и становятся понятными при анализе значения и сочетаемости слов, называющих предметы и явления как внешнего, так и внутреннего мира человека (о языковой картине мира см. «Виноград», №3, 2007). Такой лингвистический анализ позволяет проследить, как складывалось отношение к труду в обществе с древних времен (что невозможно для социологического исследования) и даже поколебать устойчивые культурные мифы, в частности о лености русского народа.

В русском языке имеется два базовых глагола и два производных от них имени со значением трудовой деятельности - РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, которые объединяют вокруг себя разнообразную лексику, называющую трудовой процесс, его разновидности, параметры, оценку. РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, часто выступая как синонимы, выражают целенаправленную и полезную для людей, созидательную деятельность, требующую усилий, обыденная цель которой - получение средств для жизнеобеспечения человека. РАБОТА, ТРУД противопоставлены развлечению и игре, как деятельности ради удовольствия. Спортивная игра, занятия спортом могут быть названы РАБОТОЙ только в случае их профессионального статуса, дающего средства к существованию.

РАБОТАТЬ и ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА и ТРУД не являются полными синонимами, между ними имеются содержательные и связанные с ними сочетаемостные различия, специфические именно для русского языка. Эти различия описываются в словарях синонимов современного русского языка (например, в словаре под ред. Ю.Д. Апресяна). ТРУДИТЬСЯ, ТРУД выражают этически более значимую и всегда оцениваемую положительно трудовую деятельность, требующую напряженных усилий человека, а РАБОТАТЬ, РАБОТА - более прикладную, утилитарную деятельность, которая может оцениваться и положительно, и отрицательно. Эти содержательные различия объясняют разную сочетаемость данных слов. Можно «трудиться честно, упорно, добросовестно, самоотверженно», ср. также «самоотверженный, благородный труд», но выглядят странными сочетания (?)«трудиться плохо, недобросовестно, нечестно», (?)«некачественный, халтурный труд». Нейтральный в стилистическом отношении глагол РАБОТАТЬ допускает оба типа сочетаемости (ср. «работать хорошо, самоотверженно, добросовестно // плохо, недобросовестно», «самоотверженная // халтурная работа»).

Для ТРУДАна первом плане находятся усилия, сама деятельность, поэтому ТРУДне анализируется, в отличие от РАБОТЫв терминах результата, а для работы важен результат (ср.: «выполнить, сделать работу», но не «труд»). «Много работы» означает большой объем того, что надо сделать; «много труда» характеризует объем затраченных усилий. Актуализация идеи результата возможна и в производных словах, которые образуются от глагола РАБОТАТЬ: «выработать, разработать, переработать, обработать что-л.». Обыденная цель РАБОТАТЬ - получение средств для жизнеобеспечения человека - выражается в производных лексемах «заработать, заработок». РАБОТА может быть наемной, вынужденной (ср.: «дать работу», «поручить работу», «работать на кого-либо»), для ТРУДА и ТРУДИТЬСЯ эти смыслы неактуальны (нельзя *«дать труд», *«получить труд», маловероятно (?) «трудиться на кого-либо»).

Различия в сочетаемости этих слов могут быть объяснены только исторически, т.е. с учетом исторической памяти современного русского языка, отражающего представления о трудовом процессе наших предков. Различия связаны с этимологией данных лексем, которые восходят к индо-европейским *orbhos ‘раб’; *ter- ‘тереть’ и общеславянскому *trudъ ‘тяжелое физическое усилие’ (см. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., 1986-1987), а также с их историей, отраженной в словарях старославянского и древнерусского языков, в специальных исследованиях древнерусских памятников письменности.

В Словаре старославянского языка Х - XI вв. все значения глагола РАБОТАТИ взаимосвязаны и выражают подневольную, рабскую работу: 1) ‘находиться в рабстве’, 2) ‘служить кому-то’, 3) ‘тяжело работать на кого-либо’. Углагола ТРУДИТИСЯв этот период отмечаются следующие значения: ‘прилагать усилия’; ‘страдать’; ‘вести аскетический, мученический образ жизни’ (о монахах и православных подвижниках); ‘заботиться о ком-либо’; ‘устать, изнемочь’ - и отсутствует значение ‘работать’. Для обозначения трудовой деятельности в тот период использовался также глагол «делати», который постепенно утрачивает обобщенное значение, употребляясь в современном русском языке с конкретизированным объектом («делать что»).

В Словаре русского языка XI-XVII, в Словаре И.И. Срезневского («Материалы для словаря древнерусского языка». Спб, 1893-1903) у глагола РАБОТАТИ основным значением остается ‘находиться в рабстве, неволе, быть рабом’. Толкования ТРУДИТИСЯ фиксируют существенное преобразование его семантической структуры, выделяются следующие основные значения: ‘работать, трудиться’; ‘заботиться’; ‘стараться’; ‘прилагать усилия’, ‘страдать’, ‘совершать подвиг’. Трудовой процесс, составляющий основу человеческой жизни, в этих преобразованиях представляется как форма подвижничества - через усилия, тяготы и страдания. Часто глагол ТРУДИТИСЯ используется по отношению к аскетической жизни монахов. Ср. примеры из житийной литературы: «Братския кельи строят сами хотящии обитати и трудитися во оной обители братия». «Был он телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три».

По данным церковнославянского языка и исследований Т.И. Вендиной (см. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры, М., 2007) в сознании средневекового человека идея страдания имела особое значение - оно осмыслялось как своеобразный залог спасения человека. «Человек “труждает себя” во имя Господне, поэтому вектор “труда” устремлен вверх, от жизни тела (через страдания и мучения) к жизни духа». Об этом свидетельствуют многие памятники житийной и святоотеческой православной литературы (например, «Наказания» митрополита Даниила, «Поучения» преп. Феодосия Печерского, житие преп. Сергия Радонежского), в которых труд как форма спасения человека противопоставлен праздности. Ср.: «Никтоже буде тунеядецъ, никтоже буде празденъ, праздность всем злым ходатайственна есть. Сего ради преже въ раи повелел Богъ Адаму делати и рай хранити, по изгнании же оттуда въ труде и поте лица хлебъ ясти повеле ему Господь, а яже ко Адаму реченная, ко всемъ речена быша. И Иисус безъ лености мест от места пешъ преходя тружася нашего ради спасения, образъ далъ намъ» (из «Наказаний» митрополита Даниила).

Труд, требующий усилий, связанный со страданиями, но свободный, направленный на человека (в языке об этом свидетельствует возвратные формы соответствующих глаголов - «трудить себя») воспринимается как деятельность, определяющая нормы человеческого бытия, как самоутверждение личности, субъекта деятельности. Именно ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪв исследованиях памятников древнерусского языка XIII-XV вв. отмечаются как наиболее частотные слова в обобщенном значении трудового процесса. ТРУДИТИСЯ используется по отношению к жизни не только монахов и православных подвижников, но и обычных людей с их каждодневными заботами, обозначая при этом свободный, не подневольный труд. Широкое распространение этого глагола объясняется большим влиянием средневековых монастырей на развитие рус­ской культуры. В отличие от западноевропейского городского типа культуры, древнерусская культура сложилась во многом как культура монастырская, где противоречия между богословско-церковным и повседневно­-практическим уровнями сознания снимались в форме охвата различных сфер человече­ской деятельности аскетическим монастырским мировосприятием. О влиянии монастырской культуры на древнерусскую культуру пишут историки и культурологи, об этом также свидетельствует развитие содержательной структуры и употребления слов ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪ. В последующие исторические периоды наметившаяся тенденция в их значении и употреблении продолжится - от номинации физических усилий, страдания к развитию обобщенного значения трудовой деятельности, которая при этом не утратила духовно-нравственного смысла и в современном русском языке воспринимается как значимая и ценная.

Слова РАБОТАТЬ, РАБОТА, сближаясь по значению со словами ТРУДИТЬСЯ, ТРУД,в процессе исторического развития языка и общества под влиянием христианской культуры (ср. из «Поучений» Феодосия Печерского: «Слышали ведь, как Павел глаголет… “Кто не работает, пусть не ест”») постепенно утрачивают негативные оценочные значения, связанные с подневольной, рабской, недостойной работой. РАБОТАТЬ, РАБОТА становятся в русском языке нейтральным средством для обозначения обыденного трудового процесса и профессиональной деятельности, сохранив при этом некоторые особенности значения наемной работы, для заработка, «по долгу, нужде». Развитие значения РАБОТАТЬ от выражения подневольного тяжелого труда к широкому пониманию работы как естественной формы существования человека сопровождается расширением употребления этого глагола и на учреждения («Аптека работает и в воскресенье»), механизмы («Телевизор не работает. Станок работает бесшумно»), отдельные органы живого организма («Сердце хорошо работает»). Для ТРУДИТЬСЯ такое расширение значения не характерно, он выражает лишь человеческую деятельность.

Сходные с глаголом РАБОТАТЬ содержательные изменения пережили лексемы со значением трудовой деятельности во многих европейских языках. Так, в немецких этимологических словарях отмечается генетическая связь глагола arbeiten со славянским «работать» в значении ‘работать как раб’. Общегерманское Arbeit в значении ‘тягота, нужда, тяжелый физический труд’ под влиянием христианских идей, теряя отрицательную оценку, становится нейтральным обозначением трудовой деятельности человека. Но ни в одном из современных европейских языков, в том числе и славянских, нет глагола, похожего на глагол ТРУДИТЬСЯ, сохранившего и в современном русском языке возвышенную, духовную, этическую оценку трудового процесса человека. Вряд ли ленивый и пассивный народ, как иногда пишут о русском народе западные культурологи, мог бы сохранить в своей культуре и языке возвышенно-этическое понимание предназначения труда и не растратить духовно-нравственного отношения к нему, зародившегося с принятием христианства и укрепившегося в средние века.

История двух русских глаголов ТРУДИТЬСЯ и РАБОТАТЬ (и производных от них имен ТРУД и РАБОТА) запечатлела в языке формирование православной этики труда. Ориентация в средние века на монашеский идеал и в мирской жизни сформировало на Руси понимание святости труда как общей категории религиозного сознания. Труд считался благим делом, основой нравственности человека, но только тот труд, который не заслонял главной цели жизни человека - стремления «жить в Боге», по Евангельским заповедям и не вел к победе материального над духовным. Многие отечественные философы и историки отмечают недостаток внимания православной культуры (в отличие от католической и лютеранской) к повседневному труду, к так называемому «среднему» уровню культуры. Тем фактом, что хозяйственным, профессиональным и социальным вопросам труда в Православии традиционно уделялось меньшее внимание, чем вопросам духовным, не преминули воспользоваться социалисты-марксисты, учение которых в конце XIX - начале XX получило быстрое и победное распространение в России, приведшее к атеистической социалистической революции.

Часто можно услышать или прочитать о том, что именно социализм возвеличил нравственное значение труда, положив его в основание хозяйственно-экономического строя, подняв труд до вершины нравственного подвига. Ссылаясь на то, что советский лозунг и принцип «Кто не работает, тот не ест» является скрытой цитатой из Нового завета (из послания апостола Павла), иногда проводят аналогию между социалистическим и христианским отношением к труду как к нравственному подвигу. О последнем вроде бы свидетельствует и социалистическая риторика, ср.: «Слава трудовому народу! Герой социалистического труда, трудовые подвиги, трудовая доблесть, ударный труд» и др. О политической и идеологической стороне этой проблемы, о двойной морали того времени много написано. Например, А.И. Солженицын резко выступал против высокой положительной оценки трудовой политики в эпоху социализма, напоминая о разрушении мотивации к труду, о том, что «труд именно при “социализме ” стал заклятым бременем», прежде всего для крестьянства, о насильственных трудовых мобилизациях горожан, о тяжелом женском труде и т.д., так что нет необходимости подробно останавливаться на этом вопросе. Но мы хотим показать - при помощи лингвистического анализа социалистической риторики - принципиальные различия в социалистическом и православном понимании ТРУДА.

В материалах КПСС, официальных и газетных текстах того периода (отдающих предпочтение возвышенно-духовному слову ТРУД, причем отвлеченному существительному, а не более конкретному глаголу) о труде говорится как о высшей и абсолютной ценности, мере смысла человеческой жизни. Ср. лозунг и задачу, поставленную на одном из съездов КПСС: «Способствовать превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека!». Ср. также отрывок из материалов одной из партийных конференций, в котором «участие в труде» выступает как конечная цель этого процесса, как наивысшая ценность: «Участие в общественном труде стало неотъемлемой чертой образа жизни советской женщины. Начиная с 1970 года среди рабочих и служащих женщины составляют 51%. И хотя к началу 70-х годов процесс привлечения женщин к труду в общественном производстве был в основном завершен, ежегодно 2/3 вновь вовлекаемых в производство граждан за 70-е и начало 80-х г.г. составляли женщины. В настоящее время почти все трудоспособные женщины используют гарантированное им право на труд по способности». Цель труда в официальных и публицистических текстах того времени определяется «на благо родины», характеризуются параметры труда - производительность, качество, объем, нормы труда, социалистическое отношение к труду и т. д. Но сам конкретный производитель труда, субъект трудового процесса, отдельная личность при рассуждениях о труде отодвигается на задний план, приобретает инструментальную функцию в обезличенном трудовом процессе. Инструментальную функцию человека актуализируют термины политэкономии социализма типа «трудовые ресурсы, трудовые резервы». Социалистическая пропаганда была направлена на формирование послушного производителя, обезличенного «винтика» в системе, на формирование рычагов управления им как инструментом в коллективном процессе, цель которого связана с завуалированными политическими и экономическими интересами власть имущих.

Напротив, в Православии труд, а не человек, выполняет инструментальную функции, цель труда - конкретная личность, трудящийся человек. Труд направлен на очищение человеческой души от страстей и пороков, на совершенствование человека и восхождение его к святости. Поэтому, как говорит Игнатий Брянчанинов, не любой труд полезен: «Что значить трудиться в разуме ? Значит - нести труд монастырский, как наказание за свою греховность, в надежде получения прощения от Бога». Если же человек трудится «с тщеславием, с хвастовством, с уничижением других», то «как бы он ни был усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели».

Как мы видели, анализируя выше значение и сочетаемость слов ТРУДИТЬСЯ, ТРУД, многое из высоконравственного и духовного понимания ТРУДА нашими предками вошло в современный русский язык. «И хотя ни в литературном языке, ни в диалектах труд больше не воспринимается как мученический подвиг, однако ценность его определяется именно этой этической мотивацией… Уважение к бескорыстному труду, несмотря на все тяготы и страдания, составляет основу нравственности человека, формирует глубинные основы его отношения к жизни» (Т.И. Вендина. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры»).

Представления о судьбе слов (и понятий) ТРУД, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, РАБОТАТЬ в русском языке были бы неполными, если не рассмотреть вопрос об особенностях их употребления в публицистике последних, бурных и «рыночных», 10 - 15 лет. Язык, как живой и чуткий организм, реагирует на все изменения в социально-экономических и морально-нравственных настроениях общества. Политические и социально-экономические потрясения, пережитые российским обществом последних двух десятилетий, привели в частности к снижению официальности средств массовой коммуникации, усилению спонтанности русской публичной речи, к ослаблению ее норм, жаргонизации, расцвету языковой игры, распространению сниженных форм выражения. Это не могло не сказаться и на употреблении рассматриваемых слов. ТРУДИТЬСЯ с его возвышенно-этическим потенциалом в современных газетных текстах часто используется иронически по отношению к деятельности незначительной, бесполезной и даже противоправной. Например: «Один из мошенников, по совместительству трудившийся в местном отделении милиции, разработал новый план». Ирония может возникнуть вопреки намерениям автора, желающего при помощи глагола ТРУДИТЬСЯ придать значимость той деятельности, о которой он говорит. Поэтому в справочнике для депутатов Госдумы «Культура парламентской речи» (1994) не рекомендуется употреблять ТРУДИТЬСЯв обыденной речи, например, говорить «Он трудится в аппарате правительства»; «У нас в отделе трудится 20 человек»(вместо него советуют использовать нейтральный глагол РАБОТАТЬ). Отметим, что РАБОТАТЬ в современных газетных текстах для обозначения общественно бесполезной деятельности употребляется часто без иронии - РАБОТОЙ может называться любая деятельность, являющаяся источником дохода для субъекта действия или кем-то заказанная (Ср. «Они работали в основном в электричках или на вокзалах» - о профессиональных нищих. «Здесь работал профессионал» - о киллере). В следующем примереирония возникает как результат нарушения причинно-следственных отношений между работой и получением дохода: «Люди делятся на тех, кто работает и кто зарабатывает».

Но современный человек, как наследник культуры наших предков, тонко чувствует различия между РАБОТОЙ как вынужденной формой человеческого существования и свободным, творческим ТРУДОМ. Об этом красноречиво свидетельствуют отрывки из статьи, написанной в наше кризисное время: «Современный рынок, на котором каждый работник, каждая организация пытается сделать продукцию товаром, то есть найти партнёра, способного к обмену, отличается потрясающе высоким уровнем конкуренции. Поэтому нелегко найти того, кто согласится взять твой продукт, кто согласится признать его товаром, кто ободрит тебя - ты трудился, а не просто работал, и воздаст тебе эквивалентом труда за труды. Да и не каждую работу удаётся сполна воплотить в труд: где-то ошибся, где-то схалтурил, а чаще умения не хватило... «Да и нужно ли трудиться?», - вкрадётся шальная мысль... Возникает соблазн халтуры, то есть формальной деятельности, исполнения работы и попытки продать её результаты, выдав работу за труд… Но восполнят мне лишь ту часть работы, которую покупатель признает трудом. И будет урок - трудись больше, трудись лучше» (А. Белковский, journalisti.ru). Этими словами я и заканчиваю свои размышления о сущности ТРУДА и РАБОТЫ в русском языке - языке русской культуры.


© Все права защищены

“Старания и труд все перетрут”


Для чего люди работают? Чаще всего - чтобы получать деньги. Мне нужны деньги, и я иду продавать себя. (см. ) То есть человек выставляет себя как товар. Приценивается на рынке, чтобы не продешевить. Делает себе рекламу, чтобы продать подороже. Другими словами, занимается работорговлей . Корень слова “работа” очень однозначно на это указывает.

Да, наше рабовладельческое общество очень гуманное. За хороших рабов не только дают большие деньги. Их обеспечивают отдыхом, медицинской страховкой, развлекают, обучают, иногда даже дружат с ними.

Если первой приходит идея: “Это не про меня”, значит стоит сильно задуматься над тем, что мешает вам видеть свою самоработорговлю.

Чем же труд отличается от работы? Труд - это проявление естественного созидательного устремления человека. Основной мотив труда не связан с выгодами и вознаграждениями. выгоды и вознаграждения возникают как побочный эффект.

Разница между работой и трудом не в действиях, а в отношении человека к ним. Если вы делаете что-то потому что так надо, потому что нужны деньги, потому что вынуждены - значит вы решили продать себя в рабство. Работа чаще всего забирает энергию, со временем вызывает раздражение и даже апатию. Труд - это то, что делать хочется . Труд приносит радость, приятную усталость, удовольствие и от процесса, и от результата.

Используйте очень простой тест, чтобы определить, трудитесь вы или работаете . Спросите себя: “Буду ли я продолжать делать то же самое, если мне не будут за это платить?” Если ответ “да” - это труд, если “нет” - работа.

В позиции раба работника есть два больших плюса: ему всегда расскажут что делать и чего хотеть . Никакой лишней ответственности. Не надо думать даже о желаниях. Маркетологи говорят, что городской житель за 1 день получает больше 20 тысяч информационных сообщений (читай “20 тысяч желаний”). При таких объемах просто некогда думать о том, нужно ли мне это на самом деле. Тем более, все хотят похожее. В чужеродности многих желаний легко убедиться. Загляните в свои шкафы, на балкон, в кладовку, в гараж. Сколько там храниться очень важных и желанных вещей, которыми вы пользовались в лучшем случае пару раз в жизни?

Так устроен социум потребления (подчинения). Массам нужно рассказать, что они должны хотеть. Чтобы потом указать, что они должны делать (см. ). Самое интересное, что большинство из нас участвует в этом процессе прямо или косвенно. “Потому что нужно зарабатывать”.

Труд несет в себе два минуса: приходится самому решать чего хотеть, и что делать . И один большой минус: приходиться нести ответственность за результаты своего труда . Не только за качество, но и за то, как он влияет на людей, на природу, на общество. И это пугает. Многим гораздо проще двигаться по накатанному и обвинять других во всех своих бедах.

Труд формирует созидающее общество, работа - потребляющее. Хотя разница только в мотивах.

Это разные понятия! Вот бы сменить работу на ТРУД! Смотрите сами:
Труд - облагораживает.
Труд сделал из обезьяны человека (спорно, но так говорят!).
Терпенье и труд - всё перетрут.
Без труда не вынешь рыбку из пруда. (согласитесь, труд чаще всего - в удовольствие!).
А как звучала фраза Пушкина: "Не пропадёт наш скорбный труд..."!
...
А теперь... о работе. Почувствуйте разницу:

Работа не волк - в лес не убежит!
От работы кони дохнут!
Работа дураков любит.
В концлагерях немцы вешали плакаты:"Работа - делает свободными"

Видимо, потому мы так плохо, скучно и как-то нервно живём сейчас в России, что вынуждены работать, а не трудиться. Вот эта вся фигня с бумажками, отчётностями, прочей бюрократической волокитой... Разве это труд? Труд - это созидание! Вспомните фразу "созидательный труд"!
А слышали ли Вы фразу "созидательная работа"? Нет? А что слышали? Вот что: монотононная, рутинная... работа... мерзкая работёнка. А "монотонный труд" и "рутинный труд" - тоже как-то не звучит? Зато есть понятия "кропотливый труд", "тяжёлый труд", но... "Без труда..."
Вот ещё сравните: "труженник села" и "комсомольский работник"... К кому из них Вы проникнитесь большим уважением?
Я вот... когда-то жил в Тбилиси. Проблемы в этой, тогда ещё союзной республике - Грузии, возникли, когда слово "трудящиеся" заменили на "общественность".
"Общественность", потому, что не трудящиеся, а праздные бездельники, считавшие себя элитой и затеяли тогда смуту в 1989-м году...
А теперь сравните: Баку, где - трудящиеся, и Тбилиси, где "общественность"! Баку - красивейший город с весёлыми людьми... Тбилиси - тоже красивый город, но народ мрачноватый... Если не лень, гляньте в Интернете телевизионные каналы этих городов.
И ещё... "работяга" - звучит уважительно, но с лёгкой долей насмешки... "Трудяга" - звучит гораздо уважительней!
Заметьте: раньше учёные писали труды. Это было чем-то фундаментальным, выстраданным и полезным.
А сможет ли, к примеру, Анатолий Чубайс, написать труд (о нанотехнологиях, к примеру... или о своей родной псевдонауке - экономике)? Не-а. Только - работу, в несколько страничек, но с большим гонораром...
И ещё фразы: "умственный труд", "физический труд"... Есть зато фраза "работа мозга", но это скорее, о функционировании... Зато понятия "дурная работа", "бесполезная работа" - на слуху. И ещё я не понимаю... Почему на работе - Охрана труда, хотя по сути это сейчас - "охрана работы". Введь в инструкциях про труд ничего не сказано, а только про работу.

Механическая работа есть физическая величина, численно равная произведению силы на перемещение в направлении действия этой силы и ей же вызванное... а работа электрического тока равна произведению силы тока на напряжение
и на время протекания тока в цепи. Понимаете? Работа - это то, что считает ваш электросчётчик в киловатт-часах!
Это - мощность, действующая определённое время или сила, тяни-толкающая нечто на определённое расстояние! И всё!
Так что, счаслив тот, кто трудится, отдыхает, меняет умственный труд на физический, созидает...
В слове "труд" заложено нечто человеческое, а "работу" - надо уступить роботам!

Рецензии

Ну, ты, Сашок, и выдал иследованьеце!
Забыл ещё, что некоторые считают, что "работа" произошла от слова "раб"! Думается, что это не так, но спорить, которое из этих слов первично - то же самое, что спорить о первичности яйца или курицы.
:-)
Да, творения учёных называют трудами, а вот художники так никогда не делают! Свои произведения они предпочитают называть РАБОТАМИ! Ни один нормальный художник о своей деятельности не скажет, что я, мол тружусь, а только работаю. Нет "забронзовевшие" и "непризнанные гении" могут ещё сказать, что они "созидают" или "творят"...
Но это уже мания величия, явная попытка поднять себя на один уровень с всевышним!
:-)