Агафуров Альфрид

В этой исследовательской работе прослеживается вся история создания и происхождения главного гароя детского журнала - Мурзилки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ VIII ВИДА»

ТЕМА РАБОТЫ

Выполнил: Агафуров Альфрид,

Ученик 7 класса

Руководитель: Соловьева Л.А.

Учитель

Тара - 2013

  1. Введение – стр. 3
  2. Анализ результатов анкетирования учеников класса – стр. 4
  3. Мурзилка в древности – стр. 6
  4. Палмер Кокс - «Брауни» - стр. 7
  5. Анна Борисовна Хвольсон - рассказы про маленьких лесных человечков – стр. 8
  6. Мурзилка - маленькая белая собачка со своим хозяином - мальчиком Петей – стр. 9
  7. Мурзилка - маленький человечек – стр. 10
  8. Аминадав Каневский - образ щенка- корреспондента Мурзилки – стр. 11
  9. Книга Александра Хвольсона - «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» - стр. 12
  10. «Мурзилка» - журнал для детей – стр. 13
  11. Специальные рубрики журнала «Мурзилка» - стр . 14
  12. Книга рекордов Гиннеса – стр. 15
  13. Выводы и предложения - стр. 16
  14. Литература – стр. 17

Приложение анкета «Мурзилка – кто он и откуда?»

  1. Введение.

С самого раннего детства у каждого ребенка есть любимые игрушки и герои мультфильмов. А знает ли ребенок историю создания этих игрушек и героев мультфильмов? Откуда они взялись? Кто их придумал?

Цель исследования – доказать на конкретном герое историю происхождения и создания.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень знаний детей об истории происхождения и создания конкретного героя.
  2. Проследить историю происхождения и создания конкретного героя.
  3. Рассказать историю происхождения, создания, популярности конкретного героя.
  1. Анализ результатов анкетирования

учеников класса.

В нашем веке у ребят совершенно иные герои мультфильмов и отсюда игрушки. А раньше был знаменитый герой Мурзилка, которого снимали мультфильмы, писали сказки и издавался детский журнал.

Методом анкетирования было выявлено насколько знают историю происхождения и создания Мурзилки.

Ученикам было предложено ответить на несколько вопросов. В анкетировании участвовало 24 ученика. Результаты тестирования показали, что большинство учеников не знают: на какое животное похож Мурзилка, кто его создал и откуда он взялся.

Обобщающие результаты, полученные в ходе тестирования приведены в таблице 1.

Анализ результатов анкетирования учеников класса

Вопрос

Варианты ответов

Количество выбранных ответов

Ты знаешь кто такой Мурзилка?

А. Инопланетянин.

Б. Сказочный герой.

В. Лесной житель.

С. Не знаю

Ты знаешь, на какое животное похож Мурзилка?

А. На щенка.

Б. На Бельчонка.

В. На медвежонка.

С. Не знаю

Ты знаешь, кто придумал героя Мурзилку?

А. Народный герой.

Б. Зарубежный писатель.

В. Советский писатель.

С. Не знаю

Ты знаешь, откуда он взялся?

А. Из леса.

Б. С Луны.

В. Из сказки.

С. Не знаю.

Ты знаешь, чей родственник Мурзилка?

А. Собаки.

Б. Деда Мороза.

В. Медведя.

С. Не знаю.

Ты читал журнал «Мурзилка»?

А. Да.

Б. Нет.

Какие тебе нравятся рубрики в этом журнале?

«Галерея искусств»

«Красная книга» «Поговорим по душам» «Путешествия и открытия».

  1. Мурзилка в древности.

Кто такой Мурзилка? – этот вопрос часто задают дети. И сами же отвечают, кто называет цыпленком, медвежонком, собачкой – кому кто ближе.

Мурзилкой - в древности пугали непослушных детей.

Это маленькое и очень злобное лохматое существо могло подкрасться к непослушному ребенку и отгрызть ему пальцы на ноге или еще чего похуже сотворить.

Само слово «мурзилка» произошло от мурзи́ться. Так говорили о собаке, которая злится и рычит, скаля зубы.

  1. Палмер Кокс - цикл стихов про маленький народец «Брауни» .

В конце XIX века канадский художник и писатель Палмер Кокс придумал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «Брауни» .

Это самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у них преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают и от того, чем они питаются. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели слуги.

  1. Анна Борисовна Хвольсон - рассказы про маленьких лесных человечков

Чуть позже русская писательница Анна Борисовна Хвольсон по мотивам рисунков Кокса написала рассказы про маленьких лесных человечков, где главным героем был Мурзилка (имена писательница придумала сама). Это был мальчик в черном фраке, с огромным белым цветком в петлице, в шелковом цилиндре и модных по тем временам штиблетах с длинными носами. А еще в руках у него, всегда были элегантная трость и монокль.

У Анны Хвольсон "Братья хоть и любили Мурзилку, но считали его лентяем, чем он и был на самом деле. Кроме того, он любил щеголять: носил длинное пальто или фрак, высокую чёрную шляпу, сапоги с узкими носами, тросточку и стёклышко в глазу, чем он очень гордился, между тем как другие называли его Пустой Головой ".

Сам Мурзилка, по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории.

  1. Мурзилка - маленькая белая собачка со своим хозяином - мальчиком Петей

У Мурзилки в жизни произошло несколько судьбоносных перемен.

16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка».

Теперь Мурзилка был маленькой белой собачкой и появлялся вместе со своим хозяином - мальчиком Петей. Мурзилка был несамостоятельным персонажем, зависящим от своего хозяина.

  1. Мурзилка - маленький человечек

Однако ещё в 50-х годах Мурзилка был маленьким человечком, носящим на голове желудёвую шляпку вместо берета. Таким он предстал и в нескольких мультиках, последний из которых – «Мурзилка на спутнике» – был создан в 1960 году. Именно этот берет и стал впоследствии непременным атрибутом Мурзилки.

  1. Аминадав Каневский - образ щенка- корреспондента Мурзилки

В 1937 году художник Аминадав Каневский создал ставший известным в СССР образ щенка- корреспондента Мурзилки - жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.

Из биографии Мурзилки известно, что он, родной внук Деда Мороза и снежной бабы. И как он появляется, то сразу же с ним начинаются самые невероятные и удивительные приключения.

  1. Книга Александра Хвольсона - «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков».

В 1993 году издательством «Квеста» выпущена книга под авторством Александра Хвольсона - «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков».

В XXI веке «Мурзилка» - полноцветное глянцевое издание, журнал для детей. При этом журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей. Несколько рубрик об искусстве, истории России, природе, развлекательные, образовательные, развивающие вкладки - делают нового «Мурзилку» содержательным и интересным.

У Мурзилки за всё время появилось много друзей и они стали ведущими основных рубрик журнала – веселых и занимательных историй, вопросов на любознательность, спортивной странички, рассказов о природе.

На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто.

Мурзилка в своем журнале прививает любовь к учебе с помощью ярких картинок, интересно обыгранных сюжетов и задорных стишков.

  1. Специальные рубрики журнала «Мурзилка» .

Шутки, загадки, небылицы, игры печатаются в «Мурзилке» из номера в номер по сей день, хотя в последние годы их чаще придумывают сами ребята – читатели журнала, а наш повзрослевший герой – Мурзилка – ведет теперь в журнале отдел писем, который называется «Почтовое отделение «Мурзилка».

Специальные рубрики журнала: «Галерея искусств „Мурзилки“», «Красная книга „Мурзилки“», «Поговорим по душам», «Путешествия и открытия».

  1. Книга рекордов Гиннеса .

В 2011 году журнал «Мурзилка» был занесён в книгу рекордов Гиннесса .

Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.

Сущ., кол во синонимов: 3 грязнуля (34) журнал (28) старая тема (2) Словарь синони … Словарь синонимов

МУРЗИЛКА - Герой и название детского журнала. Впервые персонаж по имени Мурзилка появился в русской детской литературе в конце ХIХ в. в сказке А.Б. Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» с иллюстрациями художника Палмера Кокса … Лингвострановедческий словарь

Маленький человечек, гном, игрушка. Производное от мурза. [Неверно. Это слово образовано от мурзиться сердиться, ворчать (о собаке) , диал., звукоподражательное, которое Даль ошибочно поместил в статье мурза. – Т.] … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

- («Мурзилка»,) детский ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Издаётся в Москве с 1924. В становлении журнала участвовали К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, М. М. Пришвин, В. В.… … Большая советская энциклопедия

Ежемесячный литературно художественный журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста, с 1924, Москва. Учредитель (1998) Трудовой коллектив редакции … Энциклопедический словарь

Мурзилка - Мурз илка, и, муж … Русский орфографический словарь

Тип мультфильма рисованный Жанр фантастика … Википедия

Мурзилка Специализация: детский журнал Периодичность выхода: 1 раз в месяц Язык: русский Главный редактор: Татьяна Андросенко Издатель (страна): (Россия) Дата основания: 1924 Объём … Википедия

Тип мультфильма рисованный … Википедия

Детский журнал "Мурзилка" - Мурзилка ‑ популярный ежемесячный детский литературно‑художественный журнал. Адресован детям от 6 до 12 лет. Первый номер журнала вышел 16 мая 1924 года, после чего выход издания не прерывался ни разу. До 1931 года журнал существовал как… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Журнал "Мурзилка" . Годовая подшивка за 1958 год , . "Мурзилка" - популярный советский, затем российский ежемесячный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с 16 мая 1924 года и адресован детям младшего школьного возраста. За 90 лет…

16 мая 1924 года в Советском Союзе вышел первый номер журнала для детей от 6 до 12 лет – «Мурзилка». История Мурзилки началась в 1879 году, когда канадский...

16 мая 1924 года в Советском Союзе вышел первый номер журнала для детей от 6 до 12 лет – «Мурзилка».

История Мурзилки началась в 1879 году, когда канадский художник Палмер Кокс (Palmer Cox) создал серию рисунков о брауни (Brownie) – это самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у них преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают и от того, чем они питаются. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели слуги. Но это была лишь проба перед реальным созданием тех образов, которые в последствии завоюют публику. Так в 1881 году в журнале «Wide Awake» появились именно те самые брауни, которые начали триумфальное шествие сначала по Америке, а потом и по всему миру.

В феврале 1883 года Кокс начал публиковать в нью-йоркском детском издании «St. Nicholas» картинки с брауни, сопровождая стихотворениями о приключениях героев. А через четыре года в свет вышла первая книжка «The Brownies, Their Book», где была собрана коллекция историй про брауни и которая разошлась тиражом в миллион копий. Всего до своей смерти в 1924 году Палмер Кокс создал 15 оригинальных книг о брауни.

Кстати, как таковых имен у брауни Кокса не было – они именовались характерными прозвищами, такими как Китаец, Моряк, Дэнди, Жокей, Русский, Индус, Король, Студент, Полицейский, Канадец и др.

Впервые Мурзилка и его друзья появились на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году в сказке «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок». Автором этой сказки была известная писательница Анна Борисовна Хвольсон, а иллюстрациями служили рисунки художника Палмера Кокса. Первое издание книжки «Царство малюток», включающее 27 рассказов и 182 рисунка, вышло в 1889 году, а после уже следовали переиздания в 1898, 1902 и 1915 годах.

В 1913 году в России вышла книга с рисунками Палмера Кокса и русским текстом от Анны Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков». Анна Хвольсон сделала вольный перевод текстов Кокса, дав персонажам другие имена: Мазь-Перемаз, Дедко-Бородач, Знайка, Незнайка, ловкий Скок, охотник Мик, Вертушка, китаец Чи-ка-чи, индеец Ски, Микробка, американец Джон и т.п. Ну и собственно Мурзилка, от имени которого велся рассказ.

И оказалось, что Мурзилка до невозможности похож на известного нам носовского Незнайку. Он такой же хвастунишка, лентяй и бузотёр, из-за своего характера постоянно попадающий в разные переделки. Однако у этих двух героев имеются и различия. Мурзилка, например, заправский денди. Фрак или длинное пальто, цилиндр, сапоги с узкими носами, тросточка и монокль – непременные составляющие его каждодневного костюма. Так что пристрастие Незнайки к вызывающе ярким тонам в одежде неприятно поразили бы утончённый вкус Мурзилки. Но это отличие чисто внешнее. Хотя характер Мурзилки или, как его называют друзья, «Пустой головы» вполне схож с характером его литературного потомка, выписан Незнайка куда более детально и объёмно. И если у Хвольсон герой умышленно карикатурен и условен, то у Носова это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Поэтому, наверное, над безалаберным и хвастливым Мурзилкой читатели только смеются, а вот Незнайке часто сочувствуют, искренне его жалеют и любят.

Итак, имя Мурзилка родилось в 1913 году. Через два года Анна Хвельсон выпускает уже самостоятельное произведение под названием «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», которое было иллюстрировано работами все того же Палмера Кокса, но так как оно не вошло в официальную библиографию брауни, то его можно считать римейком. Это был мальчик в черном фраке, с огромным белым цветком в петлице, в шелковом цилиндре и модных по тем временам штиблетах с длинными носами.. А еще в руках у него всегда были элегантная трость и монокль. В конце 19 – начале 20 столетий эти сказки были очень популярны. Сам Мурзилка, по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории. Но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли.

В следующий раз о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал. Кому-то из основателей вспомнилось это имя и его приняли практически единогласно. Но не помещать же на обложку домового! Поэтому Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Изменились также его друзья – теперь это были пионеры, октябрята, а также их родители. Однако просуществовал щенок не долго – скоро он исчез, да и Петька впоследствии сошел со страниц журнала.

Традиционно считается, что некое пушистое существо желтого цвета родил на свет художник Аминадав Каневский по просьбе редакции в 1937 году. Однако ещё в 50-х годах Мурзилка был маленьким человечком, носящим на голове желудёвую шляпку вместо берета. Таким он предстал и в нескольких мультиках, последний из которых – «Мурзилка на спутнике» – был создан в 1960 году. Именно этот берет и стал впоследствии непременным атрибутом Мурзилки, когда тот пожелтел и оброс. Скоро в этом журнале стали появляться и другие герои – злая волшебница Ябеда-Корябеда, говорящая кошка Шунька, Сорока-Балаболка, Спортлендик и Божья Коровка. Все эти персонажи стали ведущими основных рубрик журнала – веселых и занимательных историй, вопросов на любознательность, спортивной странички, рассказов о природе.

На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто. Самым маленьким «Мурзилка» прививал любовь к учебе с помощью ярких картинок, интересно обыгранных сюжетов и задорных стишков. В 1977 – 1983 годах. в журнале публиковалась «Детективно-загадочная история про Ябеду-Корябеду и ее 12 агентов» (автор и художник А. Семёнов) и её продолжения. Зачастую журнал брался за далеко не детские темы. Малышам, лишь недавно научившимся читать, «Мурзилка» рассказывал о покорении космоса, стройке ДнепроГЭСа, Олимпиаде-80 и даже толковала идеологию партии – «Октябрятам о коммунистах».

Журнал «Мурзилка» издается до сих пор. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания».

К "Комсомольской правде". В 1934-1944 годах выпускался Издательством детской литературы, после чего он стал журналом ЦК ВЛКСМ.

Образ Мурзилки придумала еще в 1887 году русская писательница Анна Хвольсон . В ее сказках из серии "Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков", опубликованных в популярном детском журнале "Задушевное слово", этот персонаж был маленьким лесным человечком во фраке, с тросточкой и моноклем. К 1908 году он был уже настолько популярен, что издатели в качестве приложения к "Задушевному слову" стали выпускать газету "Журнал Мурзилки".

В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки, сохранившийся в журнале до сих пор. Это — желтый и пушистый волшебный герой в красном берете и шарфе, с фотоаппаратом через плечо. Он — ровесник своих читателей, веселый, находчивый, любознательный и озорной.

В "Мурзилке" печатались известные писатели и поэты Корней Чуковский, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Михаил Зощенко, Даниил Хармс и Агния Барто, авторами "Мурзилки" были Виктор Астафьев и Борис Заходер.

Уже в первые десятилетия существования на страницах журнала появились рисунки художников, которые впоследствии стали ведущими книжными графиками — Константина Ротова, Аминадава Каневского, Андрея Брея, Льва Бруни.

В 1940‑е и 1950‑е годы в издании стали работать Юрий Васнецов, Анатолий Кокорин, Юрий Коровин, Владимир Конашевич. В "Мурзилке" рисовал Владимир Лебедев, сыгравший значительную роль в развитии искусства книжной графики.

С конца 1988 по 1995 год при редакции действовал литературный семинар под руководством детского писателя, сценариста Юрия Коваля, который позволили воспитать новую смену постоянных авторов "Мурзилки".

Современный журнал "Мурзилка" наполнен познавательными материалами по разнообразным сферам знаний. В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи современных зарубежных и отечественных писателей и классиков детской литературы.

Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ.

Расширению лингвистических представлений, изучению русского языка читателей служат рубрики "Прогулки со словами" и "Поиграем в слова". Рубрика "Галерея искусств Мурзилки" более 25 лет знакомит школьников с репродукциями шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Также в журнале печатаются материалы, в которых рассказывается о великих географических открытиях и знаменитых путешественниках (рубрика "Путешествия и открытия"); освещаются вопросы правового воспитания, психологии, этики, культуры общения, правила поведения в экстремальных ситуациях (рубрики "Поговорим по душам", "Школа безопасности"). Большое внимание уделяется полезному проведению досуга, в каждом номере даются разнообразные самоделки. Внутри журнала есть вкладки, клапаны, на которых располагаются развивающие игры, кроссворды, задания.

Публикации раздела Литература

Первые детские журналы

Д етские журналы были настоящим окном в мир для советских школьников: в них публиковались и веселые истории, и серьезная литература, и занимательные задачки, и развивающие конкурсы. Каждый журнал советской эпохи так или иначе выполнял и воспитательную функцию - на их дидактических публикациях росло поколение будущих советских граждан. Вместе с порталом «Культура.РФ» листаем архивные подшивки и знакомимся с главными детскими героями довоенной эпохи.

«Северное сияние» (1919–1920)

Обложка журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Стрница журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Максим Горький. Фотография: citaty.mira5.com

Журнал «Северное сияние», детище Максима Горького, был самым первым советским изданием для детей от 9 до 12 лет. Материалы в нем допускались исключительно идеологически верные. Например, «Северное сияние» публиковало очерки о боевых буднях рудокопов в Средней Азии; стихотворение «Завоеванные дворцы» - о дворцах, которые после революции принадлежали не царям, а народу; антирелигиозный рассказ «Яшка» об отчаянном красноармейце, отказавшемся от рая, чтобы вернуться на землю воевать за правое дело. Именно на такой литературе, а не на волшебных сказках, по мнению создателей журнала, должны были воспитываться дети новой страны.

Журнал выходил в Петрограде совсем недолго, около двух лет. Оформление выпусков было аскетичным и скромным: графические черно-белые иллюстрации разбавляли две колонки текста. Несмотря на это, «Северное сияние» достаточно быстро завоевало свою аудиторию, и в 1920 году журнал выходил тиражом в почти 1500 экземпляров. Однако это не спасло его от закрытия: в период Гражданской войны на постоянный выпуск детского журнала в городе элементарно не хватало бумаги.

«Новый Робинзон» (1923–1925)

Обложка журнала «Новый Робинзон», №12, 1924 г. Фотография: violity.ru

Обложка журнала «Новый Робинзон», №8, 1926 г. Фотография: violity.ru

Страница журнала «Новый Робинзон». Фотография: expositions.nlr.ru

Самуил Маршак. Фотография: polit.ru

Этот легендарный советский журнал первоначально выходил под названием «Воробей», но такое название издатели посчитали слишком легкомысленным. Новое, более серьезное, журнал получил в 1924 году и прославился именно с ним.

«Новый Робинзон» издавался на базе ленинградской студии детской литературы, которой руководил Самуил Маршак . Знаменитый детский поэт привлек в журнал молодых и талантливых литераторов, которые впоследствии стали классиками детской книги: Виталия Бианки, Бориса Житкова, Евгения Шварца .

Тексты в «Новом Робинзоне» были менее ангажированы, чем в «Северном cиянии». Редакция под руководством Маршака понимала, что дети нуждаются в веселом и интересном издании. Поэтому журнал публиковал научно-популярные очерки, рассказы о природе, юмористические стихи и заметки. Давал он слово и самим молодым читателям: публиковал письма «деткоров», то есть «детских корреспондентов» об их жизни и увлечениях, а также отзывы на сам журнал. Смелый дизайн «Нового Робинзона» был под стать эпохе нэпа и складывался под влиянием конструктивизма в живописи: яркие цветовые сочетания, игра форм, шрифтов и эксперименты с композицией.

Журнал закрылся в 1925 году после очередной волны критики со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей за «свободный нрав».

«Ёж» (1928–1935)

Обложка журнала «Еж», №9, 1928 г. Фотография: expositions.nlr

Обложка журнала «Еж», №1, 1928 г. Фотография: expositions.nlr

Фрагмент журнала «Еж». Фотография: expositions.nlr

Фрагмент журнала «Еж». Фотография: d-harms.ru

Журнал «Ёж» - в расшифровке «ежемесячный журнал» - был еще одним ярким проектом Самуила Маршака и неофициальным наследником «Нового Робинзона». В «Еже» творили поэты-обэриуты, не признававшие традиционные формы литературы, впервые публиковались Даниил Хармс , Александр Введенский, Николай Олейников и Николай Заболоцкий. Оформляли «Ёж» знаменитые советские художники Владимир Лебедев, Юрий Васнецов и Николай Радлов. Несмотря на то что журнал не отличался цветовым многообразием, он был богато иллюстрирован графикой и черно-белыми комиксами, для его оформления использовали разнообразные шрифты, силуэты и даже фотографии.

В первые годы журнал фокусировался не на идеологическом воспитании детей, а на юморе, увлекательных и познавательных текстах, стихотворных забавах. В «Еже» выходили рассказы о животных, о жизни африканских народов, об обычаях разных стран, о путешествиях к Северному и Южному полюсам. Детям предлагали подробные инструкции по созданию луков и рогаток, схемы для моделирования самолетов и дельтапланов. Идея коммунистического просвещения нашла в журнале оригинальное воплощение: вместо конъюнктурных пропагандистских текстов в нем публиковались письма от ребят-пионеров из советских республик и даже зарубежных государств. В них они сами рассказывали о жизни, о себе и о «благах социализма».

Тем не менее такого подхода было недостаточно. В 1935 году журнал закрыли после продолжительной травли в пролетарских изданиях, где его политику в области воспитания называли чуждой советским детям.

«Чиж» (1930–1941)

Обложка журнала «Чиж», №3, 1938 г. Фотография: expositions.nlr.ru

Фрагмент журнала «Чиж», №3, 1932 г. Фотография: expositions.nlr.ru

Евгений Шварц. Фотография: bel.kp.ru

Николай Олейников. Фотография: polit.ru

«Чрезвычайно интересный журнал» сначала выходил как приложение к «Ежу», но вскоре стал самостоятельным изданием. В первые годы его выпуском занималась команда «Ежа». Николай Олейников и Евгений Шварц, стараясь сохранить политику «Ежа», много внимания уделяли публикации неидеологических стихов, познавательных материалов и игр. Их адаптировали для читателей самого юного возраста. Например, в рубрике «Школа «Чижа» ребят учили аккуратно наливать молоко в стакан, резать хлеб и понимать, сколько времени показывают часы. Для развлечения публиковали ребусы, головоломки и инструкции, как сделать игрушки своими руками из подручных материалов.

Целевой аудиторией «Чижа» были дошкольники, поэтому журнал был богат на многообразные иллюстрации и малые литературные жанры, а также игровые тексты вроде писем от имени «толстяка-помидора» и «прямой моркови», которые мечтают попасть в суп к детворе. В оформлении художники отдавали предпочтение схематичным карикатурным иллюстрациям, акварельным наброскам и сатирическим зарисовкам. В «Чиже» выходили работы выдающегося книжного иллюстратора Владимира Конашевича, который прославился как автор классического оформления книг Корнея Чуковского, Агнии Барто и Самуила Маршака.

«Чиж» унаследовал дух свободы творчества обэриутов, они общались с детьми не с позиций пролетарского воспитания, а на равных, как с маленькими друзьями. Редакции тем не менее не удалось избежать партийного влияния - поэтому на страницах «Чижа» возникали политизированные материалы вроде сказки о маленьком Володе Ульянове или комикса о том, как Ленин приехал из-за границы и совершил революцию.

Журнал просуществовал до начала Великой Отечественной войны; в разное время в нем, помимо обэриутов, публиковались Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Михаил Зощенко, Юрий Герман.

«Пионер» (1924 – по настоящее время)

Обложка журнала «Пионер», №1, 1967 г. Фотография: bibliograph.ru

Фрагмент журнала «Пионер», 1925 г. Фотография: wordpress.com

Корней Чуковский. Фотография: bibliograph.ru

Константин Паустовский. Фотография: paustovskiy.od.ua

Этот журнал был напрямую адресован истинному советскому ребенку - пионеру. «Пионер» появился в середине 1920-х годов и выходил вплоть до начала 1990-х годов. Несмотря на тенденциозность своего названия, ранний «Пионер» был ярким литературным изданием. Для него писали сильнейшие детские авторы эпохи - Корней Чуковский, Самуил Маршак, Константин Паустовский , Лев Кассиль, Вениамин Каверин, Агния Барто. Была в журнале и особая рубрика «Кораблик», в которой уже сами читатели делились своим творчеством.

Издание полностью соответствовало запросам эпохи: редакция отдавала предпочтение соцреалистическим текстам. В «Пионере» впервые были опубликованы повесть «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Стихи о дяде Степе» Сергея Михалкова , «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и многие другие произведения. Эта тенденция касалась и оформления издания: в журнале не было необычных авангардных иллюстраций - только реалистичные радостные советские пионеры, улыбающиеся дети из стран соцлагеря, героические комсомольцы и участники Гражданской войны.

«Мурзилка» (1924 – по настоящее время)

Обложка журнала «Мурзилка», №6, 1994 г. Фотография из архива Национальной электронной детской библиотеки.

В «Мурзилке» всегда было много занимательных игр, легких инструкций по созданию игрушек и поделок. Как журнал для самых маленьких - тех, кто только учился читать, - «Мурзилка» был щедро иллюстрирован мастерами эпохи: Василием Ватагиным, Борисом Дехтеревым, Николаем Радловым и другими. Их работы отличались уникальностью авторских стилей, поэтому оформление журнала было весьма разнообразным. Рядом с карикатурными иллюстрациями стишков располагались реалистичные изображения растений и животных, игривые наброски хулиганов соседствовали с подробным детскими портретами.

Первые выпуски были насыщены и художественными текстами, соответствующими времени. Например, в первом номере «Мурзилки» был опубликован рассказ «Ванюшкино счастье» о вечно голодном и несчастном мальчике Ване, у которого слишком много работала мама. Помочь Ване решили дети из детского дома: они взяли его к себе, и зажил мальчик счастливо.

Много статей было посвящено советским героям - летчикам и морякам, часть материалов воспевала счастливую жизнь октябрят, которые мечтали поскорее вырасти и стать настоящими коммунистами.