« Громадная трагедия души» в рассказе А.И.КУПРИНА «Гранатовый браслет»


В душе померк бы день,

И тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь,

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно

Что не жил…

Жан Батист Мольер


Задачи урока:

  • Выявить идейное и художественное своеобразие рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»;
  • Проанализировать сюжет рассказа в единстве формы и содержания;
  • Определить систему образов рассказа;
  • Сформулировать концепцию любви в рассказе;
  • Подготовиться к написанию сочинения

История создания рассказа

«Это печальная история маленького телеграфного

чиновника П.П.Желтикова, который был так

безнадежно, трогательно и самоотверженно

влюблен в жену Любимова (Д.Н. – теперь губернатор в Вильне).»


ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РАССКАЗА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Проверка домашнего задания


Почему рассказ называется

«Гранатовый браслет»?


БЕЗЫСХОДНОСТЬ

ЛЮБОВЬ

БРАСЛЕТ СИМВОЛИЗИРУЕТ

ВЕЧНОСТЬ

СМЕРТЬ


Как вы понимаете смысл эпиграфа к рассказу» ?

L. van Bethoven

(op. 2, № 2).

Largo Appassionato


Музыка Бетховена передает

чувства героев рассказа


«Гранатовый браслет» –

рассказ о любви.

А сколько историй любви

в рассказе?


Истории любви в рассказе

  • Вера Николаевна и Василий Львович;
  • Анна Николаевна и Густав Иванович;
  • Генерал Аносов и его жена;
  • Вера Николаевна и Желтков
  • Генерал Аносов и болгарочка;
  • «Полковая Мессалина» и прапорщик;
  • Леночка, капитан и поручик

КОМФОРТ

ДОЛГ

ПРИВЫЧКА

ДРУЖБА

ПОШЛОСТЬ

РАБСТВО

ЖАЛОСТЬ

БЕСКОРЫСТИЕ

ЧИСТОТА

СКРОМНОСТЬ

ОБОЖАНИЕ

ПОКЛОНЕНИЕ

ЛЮБОВЬ


Работа в группах ВОПРОСЫ

Первая группа: «Какова роль образа генерала Аносова в рассказе?»

Третья группа: «Каков смысл упоминания в рассказе «великих страдальцев Пушкина и Наполеона»»?

Вторая группа: «Как и почему отношение князя Шеина к Желткову изменилось?»

Четвертая группа: «Судьба Желткова – история «маленького человека» или «громадная трагедия души»?


Генерал Аносов

«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой»


Князь Василий Львович и Желтков

«Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать.»


Вера Николаевна

«В эту секунду она

поняла, что та

любовь, о которой

мечтает каждая

женщина, прошла

мимо неё.»


«Великие страдальцы»

«Она вспомнила, что

то же самое умиротворенное

выражение она видела

на масках великих страдальцев –

Пушкина и Наполеона»


ПУШКИН:

НАПОЛЕОН:

«невольник чести»

«невольник власти»

ЖЕЛТКОВ:

«невольник любви»


Предчувствие трагедии

«… в них, глубоко

под их гладкой яйцевидной

поверхностью,

вдруг загорелись прелестные

густо-красные живые

огни.

«Точно кровь!» –

подумала с неожиданной

тревогой Вера».


«Посередине, между большими камнями,

Вы увидите один зеленый. Это весьма

редкий сорт граната – зеленый гранат.

он имеет свойство сообщать дар предвидения

носящим его женщинам…»

«-Оставь меня, - я знаю, что этот человек убьет себя».


Концепция любви в рассказе

ТРАГЕДИЯ

ТАЙНА

НА ВСЕ ГОТОВАЯ

ЕДИНАЯ

Любовь - мечта

СКРОМНАЯ САМООТВЕРЖЕННАЯ

ВСЕПРОЩАЮЩАЯ


«Громадная трагедия души»

«Да святится

имя

Твое!»


Я пред тобою - одна молитва:

«Да святится имя твоё!»


Да, я предвижу страдание, кровь и смерть.

Но, Прекрасная, хвала тебе и тихая любовь.

«Да святится имя твоё!»


Я ухожу один, молча, так угодно

было богу и судьбе.

«Да святится имя твоё!»


И, умирая, я в скорбный час расставанья

с жизнью все-таки пою – слава Тебе.


Успокойся.

Мне спать так сладко, сладко, сладко.



Для меня рассказ

«ГРАНАТОВЫЙ

БРАСЛЕТ» - это…


Темы сочинения по рассказу«Гранатовый браслет»

1. Роль пейзажа в рассказе «Гранатовый браслет»;

2. Образ музыки в рассказе «Гранатовый браслет»;

3. Неразделённая любовь: унижение или возвышение?;

4. Рецензия на художественный фильм по рассказу «Гранатовый браслет» (режиссер А.Роом, 1964 г.)


Спасибо за

A. И. Куприн

"ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ"

Тема урока Великая сила любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» «...что это было: любовь или сумасшествие?»

Задачи урока

(с позиции ученика)::

Дать анализ рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и установить особенности авторского раскрытия темы любви;

  • Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком;
  • Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, ИЗО.

Самый большой дар, который ты можешь

дать или получить,- ЛЮБОВЬ.

«…любовь, для которой совершить подвиг,

отдать жизнь, пойти на мученье -

вовсе не труд, а одна радость».

«…любовь заключает весь смысл жизни, всю вселенную».

Куприн «Гранатовый браслет»

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил...

Жан Батист Мольер

Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

Всеволод Рождественский

Первый признак любви–благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти.

Блез Паскаль

Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца.

Виктор Гюго

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая – любовь.

Но еще не любовь – соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, – любовь!

Омар Хайям

Раны от любви если не убивают,

то никогда не заживают.

Джордж Н.Г.Байрон

Я Вас люблю… что делать - виноват!

Я в тридцать лет так глупо сердцем молод,

Что каждый ваш случайный, беглый взляд

Меня порой кидает в жар и холод..

И в этом вы должны меня простить,

Тем более что запретить любить

Не может власть на свете никакая;

Тем более что, мучась и пылая,

Ни слова я не смею вам сказать

И принужден молчать, молчать, молчать!

О, многое прошло; но ты не полюбила,

Ты не полюбишь, нет!

Всегда вольна любовь.

Я не виню тебя, но мне судьба сулила –

Преступно, без надежд,

Любить все вновь и вновь.

Аполлон Григорьев

Любовь – огонь: не светит- всё темно,

А светит – так сгореть не мудрено.

Восточная мудрость

… ничего целомудреннее я еще не писал.

А. И. Куприн.

Словарная работа.

ЦЕЛОМУДРИЕ – положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу.

Словарная работа

  • Курьёзный- Представляющий собой курьез, забавный.К
  • .КУРЬЁЗНЫЙ - Забавный, смешной, любопытный, представляющий собой курьез. К. случай. К. рассказ. Курьезная старушка. Он курьезно (нареч.). рассказывает.
  • (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова)

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

2.«… что это было: любовь или сумасшествие?»

(По рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)

3. Ответить на вопросы викторины

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

История создания рассказа Знакомый Любимов рассказал о любви (или болезненной страсти – в семье считали телеграфиста маньяком) простого чиновника Желтого к Людмиле Ивановне Туган-Барановской, его матери. В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные то признанием в любви, то ворчанием. Нежелание открыть свое имя объяснялось разным социальным положением и понимание невозможности отношений между ними.

3 слайд

Описание слайда:

Однажды влюбленный телеграфист прислал подарок – гранатовый браслет. Создание ситуации, которая могла расцениваться как компрометирующая, стало последней каплей: брат и жених Людмилы Ивановны отправились к Желтому домой – это была убогая мансарда на 6 этаже – и застали его за написанием очередного послания. Телеграфисту вернули- браслет. История на том и закончилась. Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви.

4 слайд

Описание слайда:

А. Куприн переосмыслил ее и написал рассказ «Гранатовый браслет», дополнив его своим вариантом концовки. Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: “L. von Bethovn. Son (op. 2 № 2). Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя твое!”

5 слайд

Описание слайда:

Тема рассказа: любовь и одиночество. Идея: Изображение судьбы «маленького» человека, история его любви. Композиция: рассказ состоит из 13 частей, вставные новеллы, которые заключают всю историю семьи. Стиль: безличной болтовне противопоставляется «книжный характер» речи, переживания героев.

6 слайд

Описание слайда:

Символы Гранатовый браслет «Это камень любви, гнева и крови. Гранат – символ любви, сердечных чувств и дружбы Название «гранат» произошло от латинского Bagranurn - крупинка, зерно. Другие названия минерала и его разновидностей: шорломит, меланит, лейкогранат, карбункул, червец, вениса, бечета, уральский гранат. Гранатами называют несколько минералов, в числе которых пироп, альмадин. Гранат очень похож, формой и цветом, на зерна в плодах гранатового дерева. Старое русское название граната - "вениса".

7 слайд

Описание слайда:

Писатель в рассказе показывает нам несоответствие граната и очень неуклюжего, толстого браслета. Это описание выдает безвкусицу Желткова, его низкое происхождение. Но сами гранаты символизируют прекрасное чувство, что несомненно делает телеграфиста человеком страстным, пылким и горячо любящим Веру. Браслет напоминает магию любви и страсти. И Вера постепенно понимает, что она прошла мимо большой любви.

8 слайд

Описание слайда:

Жемчужные серьги В рассказе Вера получает драгоценность и от мужа – грушевидные серьги с жемчугом. Но кто не знает, что жемчуг приносит несчастье и слезы. Куприн мастерски показывает нам, как гранатовый браслет пробуждает у Веры чувство любви, а серьги губят ее прежнюю жизнь.

Слайд 1

«Гранатовый браслет» - гимн торжествующей любви.
Выполнила: Гайсина Т.С.учитель русского языка и литературы

Слайд 2

В душе померк бы день, И тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь, Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно Что не жил… Жан Батист Мольер

Слайд 3

Любовь - единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего. О. Бальзак

Слайд 4

Я пришел к мудрецу и спросил у него: "Что такое любовь? Он сказал "Ничего" Но, я знаю, написано множество книг: Вечность пишут одни, а другие – что миг... То опалит огнем, то расплавит как снег, Что такое любовь? "Это все человек!" И тогда я взглянул ему прямо в лицо, Как тебя мне понять? "Ничего или все?" Он сказал улыбнувшись: "Ты сам дал ответ!: "Ничего или все!",- середины здесь нет!" Омар Хайям

Слайд 5

Мы можем избавиться от болезни с помощью лекарств, но единственное лекарство от одиночества, отчаяния и безнадежности - это любовь. В мире много людей, которые умирают от голода, но еще больше тех, кто умирает от того, что им не хватает любви. Мать Тереза Любовь как ртуть: можно удержать ее в открытой ладони, но не в сжатой руке. Дороти Паркер

Слайд 6

Любовь – это:
ЛЮБОВЬ - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь) ЛЮБОВЬ – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение). (Толковый словарь С.И. Ожегова) ЛЮБОВЬ – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу; 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Слайд 7

Какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.

Слайд 8

Слайд 9

Одно из самых благоуханных и печальных произведений о любви – повесть А.Куприна «Гранатовый браслет». Романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой. Любовь до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины – тема повести.

Слайд 10

История создания повести «Гранатовый браслет»
Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьей князя Дмитрия Николаевича Любимова. «… В течение нескольких лет к моей матери, Людмиле Ивановне, почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенства в социальном положении не составляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Все уже и забыли о них…

Слайд 11

Так длилось до тех пор, пока от влюбленного телеграфиста не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было описано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай – разыскали служащего со «странной» фамилией Желтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Желтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Во время объяснений Желтого, отец больше молчал, а дядя, который молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Желтый обещал не писать больше мой матери. Этим все и кончалось.. Во всяком случае о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно.»

Слайд 12

Слайд 13

О чем произведение Куприна? Почему рассказ называется «Гранатовый браслет»? Что он символизирует?

Слайд 14

БРАСЛЕТ СИМВОЛИЗИРУЕТ
ЛЮБОВЬ
БЕЗЫСХОДНОСТЬ
СМЕРТЬ
ВЕЧНОСТЬ

Слайд 15

Как вы понимаете смысл эпиграфа к рассказу» ?
L. van Bethoven 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato

Слайд 16

Музыка Бетховена передает чувства героев рассказа

Слайд 17

Кто является главной героиней повести?

Слайд 18

Главной героиней повести является княгиня Вера Николаевна Шеина. Действие повести разворачивается 17 сентября – в день именин Веры Николаевны. Мужем Веры Николаевны был князь Василий Львович Шеин. Прежняя страстная любовь к мужу у Веры Николаевны перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы.

Слайд 19

Какое настроение создает пейзаж? Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада? Какую цель преследовал автор?

Слайд 20

Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.

Слайд 21

«Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. …он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам…»
Что мы узнали о браслете из письма Желткова? Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

Слайд 22

В записке рассказывается о браслете, о том, что это фамильная драгоценность, и что это самая дорогая вещь, которая есть у дарителя. В конце письма стояли инициалы Г. С. Ж., и Вера поняла, что это тот тайный воздыхатель, который пишет ей уже в течение семи лет. Этот браслет становится символом его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.

Слайд 23

«Гранатовый браслет» – рассказ о любви. А сколько историй любви в рассказе?

Слайд 24

Истории любви в рассказе
Вера Николаевна и Василий Львович; Анна Николаевна и Густав Иванович; Генерал Аносов и его жена; Вера Николаевна и Желтков
Генерал Аносов и болгарочка; «Полковая Мессалина» и прапорщик; Леночка, капитан и поручик

Слайд 25

Что говорят о любви герои повести?

Слайд 26

Герои о любви:
Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты, и компромиссы не должны ее касаться». Вера Николаевна: «И что это: любовь или сумасшествие?» Желтков: «…это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить «Да светится Имя Твоё…» Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкование»

Слайд 27

Работа в группах ВОПРОСЫ
Первая группа: «Какова роль образа генерала Аносова в рассказе?» Вторая группа: «Как и почему отношение князя Шеина к Желткову изменилось?»
Третья группа: «Каков смысл упоминания в рассказе «великих страдальцев Пушкина и Наполеона»»? Четвертая группа: «Судьба Желткова – история «маленького человека» или «громадная трагедия души»?

Слайд 28

Генерал Аносов
«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой»

Слайд 30

«Великие страдальцы»
«Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона»

Слайд 31

НАПОЛЕОН: «невольник власти»
ПУШКИН: «невольник чести»
ЖЕЛТКОВ: «невольник любви»

Слайд 32

Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры? Каую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?(гл. 8, стр. 174) Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? « Что это любовь или сумасшествие?» (гл.10,с.181, гл.11, с.187-188)

Слайд 33

Почему Желтков « заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?

Слайд 34

«Да святится имя Твое» - рефреном звучит в последней части «Гранатового браслета». Ушел из жизни человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой №2 Largo Appassionato. На этой трагической ноте заканчивается повесть.

Слайд 35

«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое». Да я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь: «Да святится имя Твое».