Русская культура первой половины XIX в. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека).


Первая треть XIX Первая треть XIX Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века.


Первая треть XIX Первая треть XIX В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.


Театральная жизнь Театральная жизнь В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского "Ревизора", где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя". Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского "Ревизора", где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя". Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества.


Литература Литература А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу.


Русская культура первой половины 19 века Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.


Русская культура второй половины XIX в. Условия развития. 1. Буржуазно-либеральные реформы х гг. 2. Отмена крепостничества. 3. Огромное воздействие демократических и социальных идей на культуру. 4. Бурный процесс капитализации российской экономики в 80-е годы. 1. Буржуазно-либеральные реформы х гг. 2. Отмена крепостничества. 3. Огромное воздействие демократических и социальных идей на культуру. 4. Бурный процесс капитализации российской экономики в 80-е годы.


Просвещение Просвещение Уровень грамотности населения повышается, открываются всевозможные учебные заведения: воскресные школы для взрослых, вольные крестьянские школы, земская школа, классические гимназии, высшие женские курсы. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Возрастает число библиотек. Вторая половина XIX в. - период выдающихся достижений науки и техники. Развивается химия (Менделеев, Зинин, Бутлеров), физика (Яблочков, Столетов, Попов, Можайский, Жуковский), космонавтика (Циолковский), биология (Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевский, Докучаев), география (Миклухо-Маклай, Пржевальский). Уровень грамотности населения повышается, открываются всевозможные учебные заведения: воскресные школы для взрослых, вольные крестьянские школы, земская школа, классические гимназии, высшие женские курсы. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Возрастает число библиотек. Вторая половина XIX в. - период выдающихся достижений науки и техники. Развивается химия (Менделеев, Зинин, Бутлеров), физика (Яблочков, Столетов, Попов, Можайский, Жуковский), космонавтика (Циолковский), биология (Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевский, Докучаев), география (Миклухо-Маклай, Пржевальский).


Изобразительное искусство Изобразительное искусство В конце 50-х гг. обозначился поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму. Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи ("Украинская ночь", "Ночь на Днепре"), Шишкина ("Рожь", "Утро в сосновом бору"), Левитана ("Вечер на Волге", "Золотая осень", "Март"). Также знамениты портретист Репин, живописец Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"), Серов ("Девочка с персиками"). В конце 50-х гг. обозначился поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму. Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи ("Украинская ночь", "Ночь на Днепре"), Шишкина ("Рожь", "Утро в сосновом бору"), Левитана ("Вечер на Волге", "Золотая осень", "Март"). Также знамениты портретист Репин, живописец Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"), Серов ("Девочка с персиками").


Театр и музыка Театр и музыка С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Конец XIX в. - период достижений русской культуры связанный с именами Чайковского ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"), Мусоргского ("Борис Годунов"), Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко"), Рахманинова ("Алеко", "Утёс"), Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка"). С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Конец XIX в. - период достижений русской культуры связанный с именами Чайковского ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"), Мусоргского ("Борис Годунов"), Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко"), Рахманинова ("Алеко", "Утёс"), Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка").


Русская культура 19 века Русская культура 19 века Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России.


Русская культура 19 века В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил. В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.


Русская культура 19 века Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных протипоречий. Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных протипоречий.


Русская культура 19 века Особое явление в русской и мировой литературе роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью эпической фрески. Прошло более ста лет со дня появления в печати первой части романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов от юношей до стариков. Вечным спутником человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо «Война и мир», посвященная одной из губительнейших войн XIX в утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что приобрело колоссальную значимость в конце XX в. Особое явление в русской и мировой литературе роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью эпической фрески. Прошло более ста лет со дня появления в печати первой части романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов от юношей до стариков. Вечным спутником человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо «Война и мир», посвященная одной из губительнейших войн XIX в утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что приобрело колоссальную значимость в конце XX в.


Русская культура 19 века Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью. Античный нигилизм был связан со скептицизмом и эпикурейством, его идеалом была благородная безмятежность, достижение спокойствия духа перед лицом превратностей фортуны. Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью. Античный нигилизм был связан со скептицизмом и эпикурейством, его идеалом была благородная безмятежность, достижение спокойствия духа перед лицом превратностей фортуны.


Русская культура 19 века В записных тетрадях Достоевского имеется самая сильная мысль, в которую сейчас все упирается, из которой все исходит: «бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие». Миру грозит гибель, мир может должен! быть спасен красотой, красотой духовно-нравственного подвига так прочитывается Достоевский сегодня, так заставляет нас прочитать его сама реальность нашего времени. В записных тетрадях Достоевского имеется самая сильная мысль, в которую сейчас все упирается, из которой все исходит: «бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие». Миру грозит гибель, мир может должен! быть спасен красотой, красотой духовно-нравственного подвига так прочитывается Достоевский сегодня, так заставляет нас прочитать его сама реальность нашего времени.


Развитие музыкальной культуры Развитие музыкальной культуры Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав «картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства». Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав «картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства».


Развитие музыкальной культуры Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами». Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отразила веяния новой передовой литературы. Для «лаборатории» поисков Чайковского характерно то, что он использует в опере традиционные формы, вносящие в музыкальный спектакль необходимую «дозу» зрелищности. Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами». Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отразила веяния новой передовой литературы. Для «лаборатории» поисков Чайковского характерно то, что он использует в опере традиционные формы, вносящие в музыкальный спектакль необходимую «дозу» зрелищности.


Русская культура 19 века Русская культура 19 века В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. «Знамением» времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре. В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. «Знамением» времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре. Н. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма оперу «Царская невеста». Н. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма оперу «Царская невеста». Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их творчестве отразилась идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни». Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их творчестве отразилась идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни».


Русская культура 19 века Русская культура 19 века В истории русской культуры конец XIX начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров- Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. В истории русской культуры конец XIX начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров- Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов». Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов».


Русская культура 19 века Русская культура 19 века Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт все европейского признания «Мира искусства», а также открытия русской живописи XVIII начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства. Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт все европейского признания «Мира искусства», а также открытия русской живописи XVIII начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства.


Русская культура 19 века Русская культура 19 века С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала XX в. был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета. С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала XX в. был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.


Русская культура 19 века Русская культура 19 века Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения «одними звуками, одними образами, одними рифмами» (Брюсов). Бесспорен вклад поэзии символизма в развитие русского стихосложения. К. Бальмонт со свойственной ему манерой «удивить» читателя все же имел основание написать: Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения «одними звуками, одними образами, одними рифмами» (Брюсов). Бесспорен вклад поэзии символизма в развитие русского стихосложения. К. Бальмонт со свойственной ему манерой «удивить» читателя все же имел основание написать: «Я изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.» «Я изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.»


Русская культура 19 века Красота символистами рассматривалась как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии же отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота». Красота символистами рассматривалась как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии же отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота». К концу десятых годов XX в. символизм внутренне исчерпал себя как целостное течение, оставив глубокий след в различных сферах русской культуры К концу десятых годов XX в. символизм внутренне исчерпал себя как целостное течение, оставив глубокий след в различных сферах русской культуры


Русская культура 19 века Конец XIX начало XX в. является русским философским Ренессансом, «золотым веком» русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, «... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот». Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др. Конец XIX начало XX в. является русским философским Ренессансом, «золотым веком» русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, «... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот». Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др.


Русская культура 19 века Оказывается, что не русская словесность «серебряного века» является главной наследницей классической литературы для этого она морально двусмысленна, подвержена дионисийским соблазнам (соблазнам чувственности). Преемницей русской литературы оказывается именно философская мысль, она наследует духовные заветы «золотого века» классики и потому сама переживает «золотой век». Оказывается, что не русская словесность «серебряного века» является главной наследницей классической литературы для этого она морально двусмысленна, подвержена дионисийским соблазнам (соблазнам чувственности). Преемницей русской литературы оказывается именно философская мысль, она наследует духовные заветы «золотого века» классики и потому сама переживает «золотой век».


Русская культура 19 века И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру. И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру.


Заключение В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество и ожидание новых катастроф. Носители русской культуры «серебряного века», критиковавшие буржуазную цивилизацию и ратовавшие за демократическое развитие человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев и др.), жили в огромной стране словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество и ожидание новых катастроф. Носители русской культуры «серебряного века», критиковавшие буржуазную цивилизацию и ратовавшие за демократическое развитие человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев и др.), жили в огромной стране словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира.


Итоги развития культуры XIX в. 1). Феномен взлёта русской духовной культуры позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры. 1). Феномен взлёта русской духовной культуры позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры. 2). Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. 2). Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. 3). Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве. 3). Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве. 4). Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. 4). Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. 5). В XIX в. завершается процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. 5). В XIX в. завершается процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.


Работу выполнили ученики 10 «А» класса: Работу выполнили ученики 10 «А» класса: Онегина Анастасия Евгеньевна Онегина Анастасия Евгеньевна Шейко Александр Александрович Шейко Александр Александрович Волкова Екатерина Андреевна Волкова Екатерина Андреевна Жильцов Александр Сергеевич Жильцов Александр Сергеевич Платонов Алексей Евгеньевич Платонов Алексей Евгеньевич Вот и все =))^^ Вот и все =))^^

Русская культура первой половины XIX века. Презентация к уроку истории России в 10 классе. Подготовила учитель истории г. Новомосковска Тульской области Эсаулова Вера Владимировна

План. Особенности культурного развития. Основные направления культуры России первой половины XIX века. Просвещение и образование: - системы образования; - характер и особенности образования. Наука и техника: - ученые и изобретатели; - основные открытия и достижения.

План. Литература: - основные жанры и направления; - поэты, писатели и их творчество. Театр: - виды театров; - крупнейшие российские театры; - выдающиеся актеры и реформаторы русского театра.

План. Живопись: - основные жанры; - выдающиеся художники и их творчество. Архитектура и скульптура: - основные стили и направления; - характерные черты; - крупнейшие архитектурные сооружения. Музыка - особенности музыкального развития в первой половине XIX века; - ведущие композиторы и их творчество.

Особенности культурного развития. 1. 2. 3. 4. 5. Быстрая смена направлений и стилей. Подъем после Отечественной войны 1812 года. Усиление интереса к спектаклям, музыкальным вечерам, собиранию книг и картинам. Самобытность и отход от европейского влияния. Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры.

Сентиментализм Сентиментальная идеализация действительности; Чувствительность; Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. Классицизм Идея служения государю и Отечества; Обращение к образам античной литературы и искусства; Интерес к русской летописной истории Романтизм противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории; Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности Реализм Правдивое отражение реальной жизни различных социальных слоёв; Истинная, а не показная народность; Широкая постановка социальных и нравственных проблем;

Просвещение и образование В России оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных. Для государственных крестьян были предусмотрены приходские училища(1 год). Образцовым заведение стал Царскосельский лицей. (Пушкин, Пущин, Дельвиг)

Системы образования. Широко была распространена система домашнего образования. Отсутствовало женское образование, только несколько закрытых институтов. В политике правительства доминировали консервативные тенденции в отношении начального и среднего образования. Однако открывались новые университеты (В Петербурге, Харькове, Казани). Но у университетов не было автономии и была высокая плата. Университеты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Складывался слой русской интеллигенции. (поэт Кольцов, публицист Полевой.)

Наука и техника. Ученые и изобретатели. Математик Н. И. Лобачевский создал теорию "неевклидовой геометрии". Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы. Академик В. В. Петров положил начало практическому применению электричества. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Больших успехов в медицине достиг хирург Н. И. Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом.

Наука и техника. Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина. В конце 40 -х гг. начал свои исследования историк С. М. Соловьев, создавший 29 -томную "Историю России с древнейших времен". Основывается ряд научных обществ - Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803 - 1806 гг.), а Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.

Литература Именно расцвет литературы позволил определить I половину XIX в. как "Золотой век" русской культуры. Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был "Вестник Европы", основанный Н. М. Карамзиным. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.

Основные жанры и направления. В Начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин. Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В. А. Жуковского проявился "салонный" романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэтыдекабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, ранее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Они призывали к борьбе за свободу и служению Родине. Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм - стремление правдиво отображать действительность. Основоположником реализма стал А. С. Пушкин (роман "Евгений Онегин"). В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН «МАРФА ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА» , «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» , «БЕДНАЯ ЛИЗА»

Театр Виды театров: -крепостные; -государственные; -частные; -балетные. Крупнейшие российские театры в первой половине XIX века: В Петербурге - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой, Малый Александрийский и Михайловский театры. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра

Ярким представителем актерской стези был выдающийся актер Михаил Щепкин. Каждая его новая роль, была событием в жизни Москвы.

Живопись Основные жанры С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А. Г. Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян.

Живопись Основные жанры Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К. П. Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в.

Живопись Основные жанры 30 -40 -е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П. А. Федотов. Персонажами П. А. Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Картины Федотова открывали жизнь и быт русского народа. В своих картинах он метко вскрывает крупные социальные проблемы.

Живопись Основные жанры Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А. А. Иванова, выдающегося мариниста И. К. Айвазовского. А. А. Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философскоэтическое содержание.

Архитектура и скульптура Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей.

В архитектуре царил стиль АМПИР, что значит имперский. Ярким его представителем был архитектор Андрей Захаров, автор Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Символ эпохи в музыке был, выдающийся композитор Михаил Глинка. Его произведения «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), стало проявлением мужества, стойкости и величия русского народа.

Музыка Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, французской и итальянской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, АЛ. Гурилев). Крупным представителем реализма был А. С. Даргомыжский (оперы "Русалка", "Каменный гость").

Итоги Первая половина вошла в историю России как начало «Золотого века» художественной культуры. Ее отличали смена стилей и направлений. Самобытность и отход от европейского влияния. Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры.

Просвещение
1) В конце XVIII первой половине XIX в. в России
законодательно оформилась замкнутая
сословная система просвещения.
2) Задача реорганизации и расширения сети
учебных заведений
3)Высшее образование достигло больших
успехов, расширилась сеть высших учебных
заведений.
4) Открытие университетов.
5) Расширялось начальное и среднее
образование.

Просвещение
В первой половине XIX в. русское общество настоятельно
требовало коренных изменений в области народного
просвещения. В годы царствования Александра I была
создана система образования, включавшая на начальной
ступени приходские одноклассные школы и
двухклассные уездные училища, далее следовали
четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего
образования было положено обучение в университетах и
немногочисленных технических учебных заведениях.

Учебные заведения
Центральными звеньями этой системы были
российские университеты (Московский,
Петербургский, Казанский, Дерптский и др.).
Наряду с ними существовали и сословные
дворянские учебные заведения - лицеи,
самым известным из которых был
Царскосельский лицей. Военное
образование дети дворян получали в
кадетских корпусах.

Наука

Борьба между материалистическими и
идеалистическими воззрениями

Важнейшие события
1826- Лобачевский открыл
«неэвклидову геометрию»
1834- Якоби сконструировал первый
электромотор
1834- Черепановы создали ж\д состав
паровой тягой
1803-1806- Крузернштерн и Лисянский
совершили первое русское
кругосветное плавание.

Лобачевский Николай Иванович

(1792-1856, Казань),
русский математик,
создатель геометрии
Лобачевского.

Якоби Борис Семёнович

(1801- 1874) -
русский физик,
академик
Петербургской
Академии Наук
(1847).

Братья Черепановы

Ефим Алексеевич (1774-
1842) и Мирон
Ефимович (1803-1849)
Черепановы, русские
изобретатели и
промышленные
инженеры, отец и сын.
Они были из крепостных
Демидовых - знаменитой
семьи владельцев
заводов.Создатели ж\д
составов паровой тягой

Литература.
Первая половина XIX в. появление
творцов, преодолевших старый
культурный разрыв между верхами и
низами общества. Это время потом назовут
Золотым веком русской культуры.

Выдающиеся писатели

А.С Пушкин (1799-1837)
М.Ю Лермонтов (1814-1841)
Н.В Гоголь (1809-1852)

Проверь себя

1. Какой период называют «золотым
веком» русской культуры?
а) первую половину XVIII века
б) 60-90-е годы XIX века
в) первую треть XIX века
2. Какой известный русский писатель
был послом в Иране в первой половине
XIX в.?
а) А.А.Иванов;
б) А.С.Грибоедов;
в) М.Ю.Лермонтов

Архитектура

В свои позиции классицизм с его
пристальным архитектуре и скульптуре
сохраняли вниманием к античному
наследию как норме и идеальному образу.
В архитектуре его вершиной стал стиль
ампир, который выражался в массовых
формах с наличием скульптур,
дополнявших архитектурное оформление
зданий.

Известные архитекторы:

А.Н.Воронихин (1759-1814)
О.Монферрана (1786-1858)
О.И.Бове (1784-1834)

О. Монферран

К числу наиболее
выдающихся памятников
архитектуры первой
половины XIX в
относится огромный
Исаакиевский собор в
Петербурге, стоившийся в
1818 по 1858г по проекту
французского
архитектора
О.Монферрана.

А.Н.Воронихин

В 1814 году завершил строительство Казанского
собора известный архитектор А.Н.Воронихи. На
площади перед Казанским собором установлены
статуи Кутузова и Барклая- де-Толли.

Проверь себя

1. Кто является архитектором
Исаакиевского собора в Петербурге?
а) К.И.Росси;
б) И.Е.Старов;
в) О.Монферран
8.Автором какого сооружения в
Петербурге является архитектор
А.Н.Воронихин?
а) Казанский собор;
б) Исаакиевский собор;
в) Адмиралтейство.

Живопись

1. Особенности этапа развития;
2. Выдающиеся деятели;
3. Крупнейшие произведения;
4. Тестовые вопросы;

Особенности этапов развития живописи

В русской живописи первой половины ХIХ века
универсальный стиль классицизма уступает место
романтическому мироощущению.
Классицизм
Романтизм

Выдающиеся деятели

К. П. Брюллов (1799 – 1852);
Известнейшее произведение –
картина «Последний день
Помпей», написанная в
Италии. Так же в его творчестве
присутствует так называемый
итальянский жанр, яркими
образцами которого являются
картины «Итальянское утро» и
«Итальянский полдень»
К. П. Брюллов, автопортрет

Проверь себя

1. Назовите имя известного художникапортретиста первой половины XIX
века?
а) И.Н.Крамской;
б) А.А.Иванов;
в) В.А.Тропинин.
2. Как называется картина А.А.Иванова,
которую он писал всю свою жизнь?
а) «Явление Христа народу»
б) «Неравный брак»
в) «Последний день Помпеи»

Проверь себя

3. Какой русский художник изображал на
своих картинах крестьянский быт?
а) А.А.Иванов;
б) А.Г.Венецианов;
в) С.Ф.Щедрин
4. Кисти какого художника принадлежит
картина «Последний день Помпеи»?
а) И.Н.Крамского;
б) К.П.Брюллова;
в) А.А.Иванова.

Музыка
начало XIXв.в России - господство
сочинений иностранных авторов
в 1830-х появляются крупные
музыкальные произведения, в которых
отечественные композиторы
широко используют национальные
мотивы

Выдающиеся деятели:

М.И Глинка (1799-1862)
А.Н Верстовский(1799-1862)
А.С Даргомыжский (1813-1869)
А.А Алябьев (1787-1851)
А.Е Варламов (1801-1848)
А.Л Гурилев (1803-1858)

М.И Глинка (1799-1862)

Общепризнанный
родоначальник русской
классической музыки. Две
его оперы («Жизнь за
царя» и «Руслан и
Людмила»)положили
начало двум направлениям
в развитии русской оперынародной музыкальной
драме и опере-сказке,
опере-былине.

Проверь себя

1. Назовите композитора, автора оперы
«Руслан и Людмила» ?
а) М.И.Глинка;
б) А.С.Даргомыжский;
в) А.Е.Варламов.
2. Какой русский композитор написал оперу
«Жизнь за царя»?
а) М.И.Глинка;
б) А.С.Даргомыжский;
в) А.Л.Гурилев.

«Русская культура 18 века» - А.Воронихин; б). Горный институт. Скульптура. Архитектура. «Екатерининский дворец». Казанский собор. В. Л. Боровиковский. Русская культура XVIII в. Особенности культуры. И. Е. Старов. «Зимний дворец». Фальконе. И.П.Мартос. И. П. Аргунов. Петровские реформы. И. П. Мартос. Золотой век Екатерины. А.П.Струйской. 3. Для культуры XVIII века характерным был стиль… а).

«Культура России 18 века» - Страницы книги «Театрум махинарум». Новизна разработки: XVIII – нач. XIX вв.). Содержание разработки. Ожидаемые результаты от внедрения: Раздел 1. Преобразования Петра I в области культуры (первая четверть XVIII в). «Русская культура XVIII века». Цель программы: Авторская программа спецкурса. Чертёж А.К. Нартова для постройки здания.

«Быт россиян в 18 веке» - Жилище. Галерея дворца в Архангельском. Досуг. Одежда. Быт россиян в 18 веке. Изменения в повседневной жизни. Дворяне участвовали в бесконечных балах,по-сещали театральные. Голова женщин. Катание с гор. Питание.

«Мода XVIII века» - Ф.Рокотов И.Аргунов Портрет Маркиной Л.А. Портрет Шереметьевой В.П. На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. А. Вишняков Портрет Сарры Элеоноры Фермор. Изменения в женском костюме закреплялись указами и сразу же находили свое отражение в живописи. Мода при Екатерине II (1762-1796). Изменения в женской моде при Петре I (1682-1725).

«Культура России в первой четверти 18 века» - Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики». Наука. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. План. В 1703 году крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. Образование. Изменения в быту. Музыка. Новый для России архитектурный жанр. Цель. Введение. Юности честное зерцало.

«Образование 18 века в России» - Образование и просвещение. Особенности государственной политики в области образования. Эпоха просвещения в России XVIII век. Изменения в системе высшей школы. Высшая школа. Старо­славянская кириллица. Обучение дворян. Школа для обучения иностранным языкам. Государственная политика в области образования в Екатерининскую эпоху.


В 1801 году на престол России взошел молодой монарх Александр I .

В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства.

Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812г.

Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «Золотым веком» русской культуры

В мировой фонд культуры Россия внесла огромный вклад


Особенности развития культуры

этого периода:

Пореформенная Россия вступила на путь быстрого

капиталистического развития.

Это развитие требовало большого количества

Высококвалифицированных кадров и инженеров, образованных

Людей во всех сферах жизни общества.

Крестьянство включалось в сферу рыночных товарных отношений,

Испытывало потребность в элементарном образовании.

Развитие гражданского общества демократизировало культуру,

сделало ее достоянием широких слоев


Система образования в первой половине XIX века

Высшая школа

Общеобразовательная школа

Университеты

Академии

Уездные училища

Для детей купцов, ремесленников,др.городских жителей

Приходские училища

Для детей «самых низших сословий»

Гимназии

Для детей дворян, купцов, чиновников


Царскосельский лицей 1811г.

Петербургский университет 1819г.

Дерптский университет 1802г.

В начале XIX в. В России сложилась система высшего, среднего

и начального образования.

Были открыты университеты в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно,

Петербурге и Лицеи в Царском Селе и Ярославле.

Казанский императорский университет 1804 г

Виленский университет 1803г.

Харьковский университет 1805г.



В первой половине XIX века в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц

Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.



XIX век - один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание..

И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.


На литературном небосклоне взошла звезда великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского языка. Поэт стал символом эпохи.



Русская поэзия того времени была тесно связана с

общественно-политической жизнью страны. В произведениях

предназначения. Поэт в России считался проводником

божественной истины, пророком .





"Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем".

КАРАМЗИН Николай Михайлович – писатель, историк.

Событием не только в исторической науке, но и общественно-культурной жизни России в целом стали первые восемь томов "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина, вышедших в свет в 1818 году.


Архитектура и скульптура.

Конец XVIII и начало XIX в.- это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Постройки в стиле классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого.


Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства, по проекту А.Д.Захарова.


Казанский собор

(Воронихин А.Н.)

1801-1811г.г .




С 1818-1858г.г. Строился Исаакиевский собор в Петербурге -самое большое здание в России в первой половине XIX века. Внутри собора может находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором О.Монферраном

Осип Бове стал творцом Москвы. Его руке принадлежит реконструкция Красной площади, Триумфальной арки, Театральной площади .




Триумфальные ворота в г.Москве

(1827-1834г.) О.Бове


Иван Петрович Мартос

(1754-1835).

Памятник Минину и Пожарскому. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в античные одежды.


Памятник Александру I (Таганрог)

Памятник Ломоносову М.В.

(Архангельск)


Храм Христа Спасителя

Константин Тон работал в стиле «русско-византийском». Им были созданы величественные сооружения: Храм Христа Спасителя, Оружейная палата, Николаевский (Ленинградский) вокзал.


Оружейная палата

(1844-1851 )

Николаевский вокзал

(1847-1851)

Большой Кремлевский Дворец

(1839-1849)


Живопись этого периода, стала расцветом реализма, явным проявлением которого, стал выдающийся художник Карл Брюллов .

Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой - и у него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе.

Русская живопись


«Всадница» 1832г.

«Итальянский полдень» 1831г.


Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова

20 лет трудился над своим фундаментальным трудом «Явление Христа народу»



В первой половине XIX века в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился

А.Г. Венецианов.


"Кормилица с ребенком" 1831 год

"Гумно" 1821 год

"На жатве. Лето" 1825 год

"Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга" 1838 год

"На пашне. Весна" 1822 год


Картины Федотова открывали жизнь и бытовые краски русского народа. В своих картинах он метко показывает крупные социальные проблемы.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество

Павла Андреевича Федотова


"Свежий кавалер".

Это была дерзкая насмешка не только над тупым, самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями.


«Разборчивая невеста»1847г.

Картины Федотова открывали жизнь и бытовые краски русского народа. В своих картинах он метко показывает крупные социальные проблемы.



«Портрет Пушкина» 1827г.

«Портрет сына» 1818г.

«Кружевница»



В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями, что являлось отличительной чертой творческого подхода композитора. Его оперы "Жизнь за царя" по либретто Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы и во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты.




Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, В.А. Каратыгин. Эти и другие талантливые артисты закладывали основы русской театральной школы.

П. С. Мочалов

М. С. Щепкин

А. Е. Мартынов

В.А. Каратыгин



М.С. Щепкин прославился, сыграв в Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, роли Фамусова ("Горе от ума") и Городничего ("Ревизор")




А.И. Истомина

Под его руководством на Петербургской сцене блистали А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина.