Т.А. ЖАРИНОВА,
учитель экологии,
И.В. КУДРЯВЦЕВА,
учитель физики,
Е.В. АМЕЛИНА,
зам. директора школы по информационным технологиям
ГОУ СО школа-интернат № 58, г. Москвы

Экологические декады по предметам естественного цикла

Методика проведения

Сегодня достигнуть нового качества образования, используя устаревшие педагогические методы, невозможно. Нужны другие стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии, интеграция предметов.

Межпредметная интеграция создаст у школьников целостное представление об окружающем мире и поможет построению общей платформы сближения предметных знаний.

В нашей школе мы накопили богатый опыт по интегрированию самых разнообразных предметов: физика и музыка, литература и технология, история и физика. Такая работа проводится и в рамках школьной программы, и во внеурочное время.

Эффективной формой работы на этом пути стали в нашей школе ежегодные предметные декады. Так, с 21 января по 2 февраля 2008 г. успешно прошла декада физики–информатики–экологии.

Не правда ли, необычное сочетание учебных предметов? Как же связаны между собой эти науки? Чтобы узнать мнение школьников, мы провели анкетирование. Было опрошено 98 респондентов. Результаты опроса получились следующими.

На вопрос: «Какая наука, на ваш взгляд, определяет ускорение научно-технического прогресса?»

54 человека ответили, что это физика;
31 человек – информатика;
26 человек – математика;
23 человека – химия;
14 человек – экология.

Однако 68% опрошенных считают, что наш мир находится на грани экологической катастрофы и поэтому, чтобы удержать равновесие и сохранить мир, необходимо изучать такую науку, как экология.

Степень значимости учебных предметов выбранного цикла для учащихся школы выглядит так:

38% – физика;
12% – экология;
11% – информатика.

Началась декада физики–информатики–экологии с информационного обозрения декады – телепередачи «Мы и мир вокруг нас», созданной в школьной телестудии.

Началом праздника наук стали предметные олимпиады. Около 70 учащихся проявляли свою эрудицию при решении предложенных задач.

Прошел конкурс экологического рисунка. Школьный холл пестрел плакатами и призывами не загрязнять планету, спасать мир. Победители этого конкурса были выявлены в ходе общего голосования.

Младшие школьники знакомились с науками в игровой форме. Игра называлась «Поезд наук». Кабинеты физики, экологии и информатики превратились на это время в различные станции: Экологическая, Волшебная, Информационная, где ребятам предлагалось построить свой Экоград, применить имеющиеся у них знания и даже увидеть различные чудеса. Все станции были для ребят интересными, но особой популярностью пользовались гонки на водородных автомобилях.

Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Экология – наука о доме» стал самым массовым. В нем приняли участие ребята с 5-го по 11-й класс. 19 из 34 компьютерных презентаций претендовали на призовые места. Проекты получились яркими, содержательными, нестандартными. Особый интерес к этому конкурсу проявили ученики 5-х классов. Нужно было видеть, с каким удовольствием они бежали в компьютерный класс и как серьезно относились к каждому пункту своей работы.

На базе Политехнического колледжа № 39 и кафедры информатизации журналистики МИРЭА состоялась интернет-конференция. На интернет-мост были приглашены гости: ведущие специалисты, профессора в области вычислительной техники, химии, журналистики, и ребята смогли задать ученым все интересовавшие их вопросы.

В открытом уроке по физике «Транспорт мира и экологические проблемы» принимали участие старшеклассники. Ребята увидели и оценили ущерб, наносимый биосфере транспортом, использующим традиционные источники энергии. Сравнили принципы действия автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и солнечно-водородных автомобилей, выявили преимущество последних и определили пути выхода из сложившейся ситуации.

Завершающим мероприятием декады стало интеллектуальное кафе. Здесь было всё: соревнование между командой учащихся и командой родителей, награждения, танцы, песни, обмен мнениями. А самое главное – всем стало понятно, что знать и уметь воспользоваться своими знаниями вовремя, приятно и престижно. Это был настоящий праздник, праздник знаний, души и единения учащихся, учителей и родителей.

В очередном, февральском, номере школьной газеты «Школьник 58» освещались результаты прошедшей декады, а заключительным аккордом прозвучала телепередача со многими интервью, отзывами участников и зрителей.

На совместном заседании методобъединений был проведен анализ результатов прошедшей декады и отмечены возросшее стремление учащихся к приобретению новых знаний и умений, их творческая активность, способность к осознанному анализу своей деятельности, к самостоятельным действиям и суждениям.

Да и для педагогов проведение декады явилось своеобразным опытом повышения квалификации на рабочем месте. Подобная работа требует особой четкости, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала. Это возможно было осуществить только при наличии слаженной и дружной команды, где взаимопонимание и взаимовыручка являются ключевыми моментами.

Живи, Земля!

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.

С. Смирнов

Наша страна является одним из наиболее загрязненных государств в мире и в последнее время ситуация только ухудшается. Концентрация вредных газов в атмосфере стремительно возрастает, и особенно опасной ситуация становится вблизи крупных российских городов, в том числе Архангельска. Поэтому мы все ждали Год экологии 2017, указ о введении которого был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 5 января.

Загрязнение атмосферы и воды не являются единственными существующими проблемами, потому что нельзя оставлять без внимания тот факт, что на территории Архангельской области стремительными темпами вырубаются леса, а ведь это «легкие Земли». Более того, существует проблема переработки бытовых отходов, на утилизацию которых просто не хватает средств. Подобные данные дают повод задуматься о том, что 2017 год объявлен годом экологии в России совершенно не зря, ведь если проблемы есть, необходимо искать их решение.

Под девизом «Живи, Земля!» в Бобровской школе прошла предметная декада, которую посвятили Году экологии.

В начальной школе для учащихся 1-2 классов прошла игра по станциям «Экологическое ассорти». На станциях «В гости к лесу», «Загадки тётушки Совы», «Зелёная аптека», «Птицы - наши друзья» ученики показали свои знания о животных и растениях леса, о птицах, о лекарственных растениях, о том, как надо беречь и охранять природу. Активными игроками стали Улитина Анна, Говорова Татьяна, Деревицкий Максим, Языков Иван, Багрецов Александр, Плотников Егор, Немытова Александра, Баджурак Лидия.

Для учеников 3-4 классов прошла игра «Экологический калейдоскоп». В ходе весёлой игры на серьёзные темы ученики вспомнили основные экологические понятия, закрепили полученные на уроках экологические знания. Активными игроками стали Носкова Диана, Махмутов Сергей, Неманова Ульяна, Шабанова Ангелина, Воропанова Яна, Воропанова Инесса, Муллер Вика, Секушин Илья, Иванов Владислав, Бронникова Софья.

Очень интересным оказался конкурс поделок «Вторая жизнь бытовых отходов», победителями которой стали Махмутов Сергей - 4 класс, Пономарёв Сергей - 2 класс, Воропанова Яна- 3 класс, Шабуневич Соня - 1 класс. Из «бросового» материала, пластиковых бутылок, пробок, коробок они сделали замечательные поделки.

Ученики начальных классов приняли участие в акции «Мусору- нет!» Они изготовили экологические знаки, листовки, плакаты и разместили их в посёлке Бобровский рейд в местах скопления мусора.

Декада знаний, посвящённая Году экологии для 5-11 классов началась с исполнения «Гимна экологов», затем на линейке педагоги познакомили ребят с планом мероприятий, пожелали удачи.

Для учеников 5-7 классов прошла экологическая интеллектуальная игра, победителем которой стал 5 класс. Пятиклассники показали эрудицию, умение внимательно читать вопрос, находить правильный ответ.

Во всех классах прошли экологические диктанты по всем предметам, на которых отличились Комарова Софья - 5класс, Посыпанова Юля - 5 класс, Кошуняева Алёна - 5 класс, Коваленко Кристина - 9 класс, Ларина Елизавета - 9 класс, Анчукова Елизавета -10 класс, Белавина Анастасия - 10 класс, Антонова Екатерина -10 класс, Батракова Мария - 5 класс, Порохин Даниил -11 класс, Байкова Мария - 11класс.

Викторины, квесты, КВН прошли для учащихся по всем предметам. Ученики 10 класса оформили фото - выставку «Край мой Северный», учащиеся 5-7 классов приняли участие в выставке рисунков «Экология глазами детей!»

При подведении итогов Декады знаний учитывалась активность всех учащихся класса, высчитывался средний балл, полученный классом. Поэтому активными были все!

Итоги были объявлены на торжественной линейке, где ученики продемонстрировали модели одежды из вторичного сырья (бутылок, газет, пакетов).

Победителями декады в своих возрастных категориях стали 5 и 10 классы.

МОЛОДЦЫ!!!

Педагог- библиотекарь

Т.В.Чурносова









Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

Приказ

О проведении предметной декады по экологии

В связи объявленному в России Году экологии, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 января 2016 г. «О проведении в Российской Федерации Года экологии» и Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий», согласно плана методической работы школы в 2016-2017 учебном году, плана работы детской организации, с целью привлечения внимания учащихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе, формирования экологической культуры, экологического стиля мышления, ценностного отношения к природным объектам, создания условий для проявления творческих способностей учащихся

ПРИКАЗЫВАЮ:

Провести предметную декаду по экологии в 1-11 классах.

Назначить ответственным за организацию и проведение предметной декады по экологии руководителя методического объединения естественно-гуманитарного цикла - Паршукову Надежду Алексеевну.

Сроки проведения: с 03 по 09 апреля - подготовительный и организационный этап; с 10 по 30 апреля - основной этап.

Утвердить план проведения предметной декады, согласно Приложения

Классным руководителям 1-11 классов содействовать в обеспечении участия учащихся во всех мероприятиях, предусмотренных планом.

Ответственность за жизнь и здоровье детей, а также за соблюдение правил техники безопасности во время проведения мероприятий возложить:

Учителям - предметникам Паршуковой Надежде Алексеевне, Вараксиной Валентине Васильевне;

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе Тутриновой Людмиле Серафимовне.

  1. Паршукову Надежду Алексеевну, учителя биологии и экологии;

    Вараксину Валентину Васильевну, учителя биологии и географии;

    Калинину Надежду Ивановну, библиотекаря, старшую вожатую

    Подготовить и предоставить аналитическую справку по результатам проведения предметной декады заместителю директора по учебно-воспитательной работе - Тутриновой Людмиле Серафимовне в срок до 05.05.2017 г.

    Обсудить аналитическую справку на заседании методического объединения.

    Разместить информационный материал о проведении предметной декады на школьном сайте до 10.05.2017 года.

Директор _____________________ Н.А. Паршукова

Приложения

План декады экологии

с 03 по 09 апреля - подготовительный и организационный этап;

Мероприятия

Участники

Ответственные

Экологические уроки - сказки:

  1. «Наш адрес - не дом и не улица»

    «Серая шапочка и красный волк»

    «Сказка о человеке и золотой рыбке»

1.4. «Травинка - путешественница»

1-4 классы

Калинина Н.И., библиотекарь

Конкурс рисунков «Природа глазами юного художника».

Критерии: интересный замысел; аккуратность исполнения; выразительность изображения; цветовое решение.

5-11 классы

Паршукова Н.А.

Эколого - социальный проект «Скворечник».

Девиз: «Добро пожаловать, перелетные птицы»

1 - 11 классы

Калинина Н.И., старшая вожатая

Конкурс мудрейших «Проба пера».

5-11 классы

Паршукова Н.А.

Экологическая сказка - быль « SOS - спасите Землю».

Паршукова Н.А.

История Красной книги (презентация).

5-6 классы

Паршукова Н.А.

Фоторепортаж

«Исчезли с лица Земли. Их нужно спасти».

5-6 классы,

Паршукова Н.А.

Охрана и значение растений (презентация, беседа)

5-6 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

По страницам экологической летописи

«Редкие исчезающие животные и растения»

5-7 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

Охрана животных. Экологические правила (презентация, беседа, дискуссия)

5-7 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

Экологический проект: «Природа - бесценный дар»

5-11 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

Загрязнение атмосферы (презентация, беседа, дискуссия)

9-11 классы

Паршукова Н.А.

9-11 классы

Вараксина В.В.

5-11 классы

Вараксина В.В.

Заповедные уроки «Особо охраняемые природные территории» (ООПТ)

5-11 классы

Паршукова Н.А.

Экологические кризисы и катастрофы (презентация, беседа, дискуссия)

9-11 классы

Паршукова Н.А.

Эколого - социальный проект - Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами»

10-11 классы

Паршукова Н.А.

Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

10-11 классы

Паршукова Н.А.

Всероссийский экологический диктант.

5-11 классы

Паршукова Н.А. Вараксина В.В.

Акция «Батарейки собираем - природу спасаем»

Ответственные по классам

Паршукова Н.А.

Оформление тематических стендов

«Мы в ответе за планету».

Участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А. Вараксина В.В.

План экологической декады.


В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую -
Нас много, а она - одна!

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

30.01-08.02

1-11

Бойко Г.П.,

Боровская И.В.

Интеллектуальное кафе

«Мы и природа»

10.02

7-10

Зиновьева Т.А.,

Журкина Р.Н.

Экологическая сказка:

Конкурс загадок, пословиц.

31.01

Зиновьева Т.А.

Конкурс чтецов.

Номинации:

1) «Очей очарованье»

2) «Поэтическая листовка»

3) « Живая классика»

08.02

1-11

Селезнёва Е.С.

Решетникова Г.Н.

02.02

Журкина Р.Н.

1)Конкурс поделок.

Первое место

Второе место

Третье место

2)Конкурс стихов

Первое места

Второе место - Шин Юлия

Третье место - Цой Вика

Это Щепенко Арина (5 класс)

Массалитин Илья (7 класс)

Сим Вика (5 класс).

Полошков Андрей (9 класс)

Шадманов Иса (6 класс)

Ким Екатерина (5 класс)

Доброниченко Костя (6 класс)

Наши победил

на

Наши победители

Среди начальной школы

Первое место - Мищур Дарья

Второе место – Сергеева Елизавета

Третье место - Ким Алена

Первое место – Кургузкина Юлия

Второе место - Ефименко Юлия

Победители конкурса

3)Конкурс «Обзови картину»

Первое место

Второе место – Шутова Анна (5 класс)

План экологической декады.

Ты, человек, любя Природу, Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую -
Нас много, а она - одна!

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Конкурс поделок из вторичного сырья.

30.01-08.02

1-11

Бойко Г.П.,

Боровская И.В.

Классные руководители(1-11кл.)

Интеллектуальное кафе

«Мы и природа»

10.02

7-10

Зиновьева Т.А.,

Журкина Р.Н.

Классные руководители(7-10кл.)

Экологическая сказка:

«Бой королю Мусора и принцессе Замарашке».

Конкурс загадок, пословиц.

31.01

Зиновьева Т.А.

Конкурс чтецов.

Номинации:

1) «Очей очарованье»

2) «Поэтическая листовка»

3) « Живая классика»

08.02

1-11

Селезнёва Е.С.

Решетникова Г.Н.

Викторина «Здоровый образ жизни».

02.02

Журкина Р.Н.

Классные руководители(6-7кл.)

В выставке приняло большое количество участников. На выставке было представлено 37 поделок (индивидуальных и групповых).

1)Конкурс поделок.

В конкурсе поделок приняли участие 37 человек.

Первое место - Селезнёв Алексей, Ефименко Юлия.

Второе место - Ермилова Наташа, Ермилова Даша, Шутова Анна.

Третье место - Банников Андрей, Журкина Елена, Шутов Денис.

П о количеству участников на первом месте- 1 класс, на втором месте- 3 класс, на третьем месте-5 класс.

2)Конкурс стихов

А) Номинация «Живая классика»

Первое места заняли- Титова Даша, Щепенко Арина.

Второе место - Шин Юлия

Третье место - Цой Вика

Б)Номинация «Поэтическая листовка» (дети читали собственные стихи)

Это Щепенко Арина (5 класс)

Невмержицкий Сергей (6 класс)

Массалитин Илья (7 класс)

Сим Вика (5 класс).

Все были отмечены благодарственными письмами.

В) Номинация «Очей очарование»

Первое место заняли - Лазгиев Рустам (11 «б»класс)

Полошков Андрей (9 класс)

Шадманов Иса (6 класс)

Второе место заняли - Морозова (11 «А» класс)

Ким Екатерина (5 класс)

Доброниченко Костя (6 класс)

Наши победил

на

Наши победители

Среди начальной школы

А)В номинации « Очей Очарования»

Первое место - Мищур Дарья

Второе место - Шкарлатюк Юлия

Невмержицкая Екатерина и Черных Валерия

Б)В номинации «Мои любимые стихи»

Первое место- Виноградова Анастасия

Второе место – Сергеева Елизавета

Третье место - Ким Алена

3) В номинации « Живая классика»

Первое место – Кургузкина Юлия

Второе место - Ефименко Юлия

Победители конкурса

3)Конкурс «Обзови картину»

Первое место заняла - Хегай Екатерина (10 «б» класс)

Второе место – Шутова Анна (5 класс)

4) Интересно прошёл конкурс « Интеллектуальное кафе»

Соревновались команда родителей и сборная учащихся. Победила команда родителей.

Для начальной школы старшие учащихся показали сказку

представление и игры на экологическую тематику.

Экологическая неделя была очень насыщенной, было проведено множество интересных мероприятий, такие как конкурсы чтецов, познавательная экологическая сказка от старших классов для начальной школы, конкурс поделок, интеллектуальное кафе, конкурс фотографий и соревнования между группами учащихся на знание окружающего мира. В неделе экологии приняли участие многие учащиеся, их родители и учителя нашей школы. Было множество похвальных и приятных отзывов от зрителей и участников. Спасибо всем, кто не безразличен к состоянию окружающей среды и тем, кто активно участвовал в этом мероприятии.

Редакторы журнала: члены краеведческого кружка – Ким Екатерина(10кл.), Хегай Екатерина (10 кл.), Шадманова Зейна (8кл.). Руководитель кружка – Журкина Р.Н.