Бюджетное планирование позволяет определить объем, источники и направления использования бюджет­ных ресурсов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Бюджетное планирование является необходимым элемен­том функционирования бюджетной системы и частью бюд­жетного процесса. С помощью бюджетного планирова­ния определяются направления движения бюджетных средств в соответствии с основными направлениями со­циально-экономического развития и перспективным фи­нансовым планом для соответствующих территорий.

Бюджетное планирование включает в себя :

Определение общего объема и источников по­ступления бюджетных средств на каждом уров­не бюджетной системы РФ;

Формирование расходов бюджетов на основе рас­чета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на ока­зание государственных и муниципальных услуг;

Установление направлений использования бюд­жетных средств.

1)составление проектов бюджетов финансовыми орга­нами различных уровней;

2) рассмотрение проектов бюджетов в органах испол­нительной власти;

В ходе бюджетного планирования происходит :

Распределение доходов и расходов между бюдже­тами различных уровней бюджетной системы;

На каждом уровне бюджетной системы опреде­ляется объем государственных и муниципальных заимствований и размеры бюджетных резервов;

Устанавливается величина и источники покры­тия бюджетного дефицита;

Определяется верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга Российской Фе­дерации на 1 января года, следующего за оче­редным годом;

Распределение по субъектам Российской Феде­рации средств Федерального фонда финансо­вой поддержки субъектов Российской Федера­ции, Федерального фонда компенсаций (по ви­дам субвенций), Федерального фонда софинансирования социальных расходов (по видам субсидий), Федерального фонда регионального развития (по видам субсидий) и др.

6. Бюджетное планирование и его структура

Бюджетное планирование позволяет определить объем, источники и направления использования бюджет­ных ресурсов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Бюджетное планирование является необходимым элемен­том функционирования бюджетной системы и частью бюд­жетного процесса. С помощью бюджетного планирова­ния определяются направления движения бюджетных средств в соответствии с основными направлениями со­циально-экономического развития и перспективным фи­нансовым планом для соответствующих территорий.

Бюджетное планирование включает в себя:

Определение общего объема и источников по­ступления бюджетных средств на каждом уров­не бюджетной системы РФ;

Формирование расходов бюджетов на основе рас­чета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на ока­зание государственных и муниципальных услуг;

Установление направлений использования бюд­жетных средств.

Этапы бюджетного планирования:

1) составление проектов бюджетов финансовыми орга­нами различных уровней;

2) рассмотрение проектов бюджетов в органах испол­нительной власти;

3) рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюд­жетов в органах законодательной власти различ­ных уровней и органах местного самоуправления;

4) поквартальное распределение финансовыми органа­ми федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, составление сводных бюджетных росписей.

В ходе бюджетного планирования происходит:

Распределение доходов и расходов между бюдже­тами различных уровней бюджетной системы;

На каждом уровне бюджетной системы опреде­ляется объем государственных и муниципальных заимствований и размеры бюджетных резервов;

Устанавливается величина и источники покры­тия бюджетного дефицита;

Определяется верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга Российской Фе­дерации на 1 января года, следующего за оче­редным годом;

Распределение по субъектам Российской Феде­рации средств Федерального фонда финансо­вой поддержки субъектов Российской Федера­ции, Федерального фонда компенсаций (по ви­дам субвенций), Федерального фонда софинансирования социальных расходов (по видам субсидий), Федерального фонда регионального развития (по видам субсидий) и др.

Правовые основы бюджетного планирования опре­деляются Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами субъектов РФ, Бюджетным Кодек­сом РФ.

Методы бюджетирования

Обоснование проекта бюджетных расходов ведется органами исполнительной власти с использованием раз­личных методов бюджетирования.

Наиболее традиционным методом обоснования рас­ходов служит метод постатейного бюджетирования . Ос­новной смысл этого метода состоит в детальном обосно­вании (калькуляции) отдельных статей расходов в соот­ветствии с бюджетной классификацией. Бюджетополуча­тели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядите­лями бюджетных средств, а затем передаются на согласо­вание в правительство. В случае, если общая сумма смет­ных заявок превышает величину запланированных бюд­жетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов. Серь­езный минус этого метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следова­тельно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.

Идеи разработки исполнительского бюджета возник­ли в конце 30-х и были реализованы в послевоенный период. Суть этого метода заключается в том, что он обращает внимание не только на затраты, но прежде все­го на то, что именно в результате этих затрат будет сде­лано той или иной организацией, эффективна ли ее внут­ренняя структура и технология работы. Исходя из функ­ций бюджетных организаций и задач, которые они долж­ны выполнить, проводится так называемый операционный анализ деятельности их подразделений.

Метод исполнительского бюджета нацеливает бюд­жетные организации на повышение производительности (количественно измеримого результата на единицу денеж­ных затрат) и изменение в этих целях своей организаци­онной структуры и технологии работы.

Однако этот метод, обращая внимание на внутрен­нюю структуру организаций и технологию их работы, не рассматривает вопрос о целесообразности финансирова­ния этих организаций, необходимости их деятельности.

Внедрение метода планово-программного бюджети­рования (или ориентированного на результат бюджети­рования) в 60-е годы прошлого века в США было связа­но с масштабным внедрением в бюджетный процесс эле­ментов планирования и программирования. Использова­ние метода ППБ означает, что исходным звеном для составления плана расходов становятся не государствен­ные учреждения, а программы, разрабатываемые для до­стижения общественно значимых целей. Учреждения же рассматриваются лишь как институты, которые могут принять участие в реализации этих программ и тем са­мым претендовать на получение части бюджетных ассиг­нований. Таким образом, исходным пунктом при разра­ботке бюджета методом ППБ становится определение об­щественно значимых целей.

Метод ППБ делает акцент на экономическом анализе затрат-результатов, альтернативных программах, оценке общеэкономических последствий бюджетных расходов. Он также предполагает расширение временного горизонта, по­скольку программы почти никогда не укладываются в один бюджетный год. Основной недостаток данного метода -сложность разработки системы показателей социальной и экономической эффективности государственных расходов.

Суть метода нулевого бюджетирования заключается в периодическом и полном пересмотре функций и расходов государственных организаций. Давно работающие органи­зации время от времени должны составлять и защищать свои бюджеты как вновь создаваемые учреждения.

Нулевое бюджетирование предполагает, что ведом­ства составляют свои проекты бюджета с "чистого листа" без учета плановых и фактических показателей прошлых периодов, что влечет за собой устранение излишних зат­рат, переходящих из периода в период.

Бюджетированием проекта называется определение стоимости проекта в целом и работ, выполняемых в ходе его реализации, а также процесс формирования проектного бюджета, который содержит утверждённое распределение затрат по:

  • статьям расходов,
  • времени выполнения процессов,
  • видам работ,
  • центрам затрат и др.

Структуру бюджета определяет план счетов стоимостного учёта проекта: традиционный (бухгалтерский) и/или специально разработанный под конкретный проект план счетов управленческого учёта. Но в любом случае бюджет проекта складывается из сметы поступлений и сметы затрат. В свою очередь смета затрат включает в себя управленческий резерв, смету непредвиденных затрат и основной, операционный бюджет, представляющий собой совокупность трат на ресурсы, которые способны обеспечить выполнение проектных работ.

Виды бюджета по стадиям проекта

На различных стадиях формируются разные бюджеты с разной степенью точности.

  1. Стадия определения концепции проекта . Здесь формируется объём бюджетных ожиданий, определяющих потребности в финансах и предварительное планирование потенциальных платежей. Величина погрешности такого планирования самая большая по сравнению с другими стадиями – 25-40%.
  2. Стадия обоснования . На этой стадии одновременно с технико-экономическим и инвестиционным обоснованием формируется предварительный бюджет проекта с погрешностью в 15-20%. В бюджете обосновываются статьи расходов и необходимость привлечения финансовых ресурсов.
  3. Стадия переговоров и заключения контрактов . После завершения тендеров, проведения переговоров и заключения контрактов планируется уточнённый бюджет с привлечением поставщиков и подрядчиков. Благодаря этому бюджетная погрешность на стадии составляет не более 10%.
  4. Стадия разработки документации . В этой фазе принимается окончательный бюджет и вводится директивное ограничение на использование ресурсов. В таком бюджете тоже могут быть отклонения, но они составляют всего порядка 3-5%.
  5. Стадии реализации проекта и его завершения. На этих стадиях идёт речь о фактическом бюджете, когда происходит практическое управление стоимостью с минимальными погрешностями.

В целом эволюция создания бюджета демонстрирует переход от оценочных (предварительных) бюджетных показателей через официальные – к корректируемым текущим и фактическим значениям.

После технико-экономических исследований преждевременно сразу формировать директивные бюджеты. (На этой стадии они носят оценочный характер). И только после согласования с заинтересованными лицами и участниками утверждается официальный эталонный документ, с которым сравнивается фактический процесс. При расхождении ранее запланированных показателей с фактическими отклонения должны своевременно отражаться в бюджетах. А по завершении проекта итоговый документ должен отразить окончательные реальные значения.

Инвестиционная деятельность компании

В этой части бюджетирование деятельности компании касается её финансовой сферы, основанной на инвестиционной стратегии. Здесь бюджетная система работает как функциональная подсистема, которая решает комплексные финансовые задачи планирования, контроля, мотивации, регулирования. Система позволяет непосредственно управлять денежными потоками в тесной связи с работой системы реализации технико-экономических нормативов. Но основная задача инвестиционного бюджетирования – составление финансового плана, который бы учитывал расходы, связанные с программой развития компании в целом.

Из этого следует, что:

  • сначала утверждается состав стратегических инициатив, приводящих к выбору оптимальных путей роста,
  • затем – перечень соответствующих им проектов, формирующих новую модель проектного состава, что, как правило, связано с ростом доли инноваций,
  • затем – планирование инвестиций, направленное на минимизацию финансовых потерь.

Система сбалансированных бюджетных значений представляется в виде стратегических карт и свода ключевых показателей деятельности, на основе которых демонстрируется связь инвестиционного бюджета и других бюджетов финансовой системы. К ним относятся:

  • бюджет доходов и расходов, с которым перекликаются плановые значения инвестиционного бюджетирования,
  • бюджет заимствований,
  • бюджет движения денежных средств.

Основанная на методологии Cash Flow структура состоит из трёх типовых направлений:

  1. строительства и ввода в эксплуатацию мощностей,
  2. закупки и приобретения базовых производственных фондов, позволяющих расширять воспроизводство действующих мощностей,
  3. осуществления планируемых портфельных инвестиций, которые возможны благодаря применению финансовых инструментов (вкладов в уставные капиталы, ценных бумаг и др.).

Результаты, отражённые в плане, влияют на прогнозы, помогая не только реализации динамического моделирования финансовых потоков, но и предвидению по основным значениям эффективности проекта.

Бюджет локального проекта

От предыдущего аспекта бюджет локального проекта отличается тактическим периодом реализации проектного портфеля. В этом аспекте речь ведётся:

  • о модели финансовых операций определённого типа, которые осуществляются параллельно с проектными событиями на протяжении жизненного цикла,
  • о реальном финансовом потоке, который включает поступление и исключение денежных средств в ходе реализации длительной уникальной задачи.

Данное планирование осуществляется силами служб управления персоналом, подразделениями капитального строительства, службами закупки и сбыта с привлечением технологов, согласованием с экономистами, специалистами по учёту и налогообложению. Так структура бюджета проекта может быть описана следующими взаимосвязями:

Производственная деятельность становится составляющей операционного цикла хозяйственной деятельности. При включении в проектный бюджет она отражает поступление и выбытие денег.

Модель бюджета проекта

Перед составлением бюджета проекта разрабатывается , который поможет получить данные для консолидации финансовых бюджетов. Такой план должен включать список этапов и зависимых мероприятий с указание точных сроков их реализации. Кроме того, до составления бюджетов с конкретными суммами, определяются необходимые по каждому мероприятию плана ресурсы:

  • Список ресурсов состоит из трудовых и материальных ресурсов. Для первых определяются единицы времени и стоимость (цена часа работы), для последних – единицы измерения и стоимость.
  • Привязка ресурсов к мероприятиям проекта предполагает указание названия ресурса, длительность и объёмы в указанных единицах измерения. Может быть запланировано частичное использование трудовых ресурсов, выделенных под определённые мероприятия. В этом случае загруженность удобно обозначать в процентах (от максимальных 100% загрузки). Так, например, при 50-процентной загрузке расчёт затрат по мероприятию предполагает следующую схему: ставка оплаты труда работника умножается на сроки реализации мероприятия, а полученная величина умножается на 0,5.

Бюджет затрат по проекту вычисляется путём умножения используемых ресурсов на стоимость по каждому мероприятию.Далее, в привязке к срокам реализации и мероприятиям, рассчитывается потребность в материальных ресурсах для каждого материала, после чего информация консолидируется с учётом всех проектов и включается в сводный план бюджета в части закупки материалов. Такие расчёты используют и для контроля фактического расходования материалов.

Например, на строительных проектах, специалисты производственно-технических отделов ежемесячно сверяют документы по всем проектам, учитывая и списание материалов. Сделать это можно, только если объёмы работ чётко привязаны к ресурсам.

Без такой привязки (при отдельном контроле только осваиваемых сумм) прорабы могут подогнать поступающие данные так, чтобы формально сумма, рассчитанная по СНИПам и коэффициентам пересчёта цен, совпадала со стоимостью списываемых материалов. При отсутствии в компании интегрированной модели планирования даже в случае исчерпания материалов на одном проекте их можно нелегально взять с другого с подтасовкой информации в документах на списание. В случае регулярного запуска компанией новых проектов такая манипуляционная «схема» может существовать довольно долго, не будучи обнаруженной.

При согласовании бюджетов по всем объектам с финансовыми бюджетами следует учитывать стратегические показатели компании в целом, поскольку возможна ситуация, при которой требования к реализации отдельного проекта будут вступать в противоречие с требованиями в масштабах общей проектной деятельности компании. Например, решение о кредите под какой-то отдельный проект может быть невыгодным, поскольку это снизит прибыль по проекту, но оправданным с точки зрения развития копании в целом.

Весомая часть финансового анализа со специальной формой оценки воздействия показывает, как написать экономическое обоснование. Пример использования такой формы, прослеживающий процесс изменения чистых финансовых потоков, которые возникают как результат реализации мер, будет представлен в этой статье. Такого плана оценка денежных потоков в корпоративных программах должна быть направлена на позитивные изменения социально-экономической сферы.

Закон

Российская законотворческая практика чётко обозначила, как написать экономическое обоснование, пример которого представлен в статье 105 (Регламент Госдумы РФ), и касается он финансовой целесообразности при внесении законопроектов, требующих для реализации определённых материальных затрат. Правительство рассматривает до представления законопроекта соответствующие материалы.

Прежде всего готовят пояснительную записку, где изложена концепция законопроекта со всеми предметами законодательного урегулирования. Второй документ демонстрирует, как написать экономическое обоснование. Пример этот не универсален, поскольку рассчитан для конкретного проекта и соблюдает интересы определённого заказчика. Естественно, каждый случай требует индивидуального подхода - всякий раз с другими расчётами и планами, поскольку финансовые обоснования пишутся всюду и всеми - от законодателей Государственной думы до учеников на уроках технологии в средней школе.

ФЭО

Как написать экономическое обоснование? Пример вы можете видеть ниже. Все зависит от объекта, которому оно посвящено: технические ли это регламенты, организации со своими собственными стандартами или даже национальная экономика, ищущая финансовые пути для экономического подъёма. Возьмём, например, техническое регулирование, которое нуждается в чётко прописанных финансовых обоснованиях для изменения норм или технических регламентов.

При внедрении проекта неминуемо будут перераспределяться затраты, выгоды и риски каждого субъекта государства, предприятия или сообщества. Не многие знают, как написать экономическое обоснование. Образец существует для каждого вида деятельности, но его нельзя назвать универсальным. Осуществление такой процедуры требуется на начальном этапе - при проектировании, что позволяет не допустить множества ошибок и приобрести массу возможностей.

Плюсы экономического обоснования

Прежде всего, с написанием обоснования прогнозируются изменения издержек, выявляются риски и выгоды всех субъектов экономики. Это связано с точной оценкой финансового и экономического эффекта в связи с изменением определённых норм. Издержки оптимизируются посредством корректировки направлений развития экономики, а разработка новых норм будет помогать выполнению этой задачи.

Конкретное моделирование обеспеченного воздействия этих разрабатываемых норм пошагово подскажет, как написать экономическое обоснование. Образец вряд ли отражает действительное положение данного предприятия, отрасли, общества. Выявить выигрышные и проигрышные стороны может только человек, находящийся внутри ситуации. Требования перемен должны быть эффективно гармонизированы со всеми системами, подвергающимися техническому регулированию, с использованием всех преимуществ внедрения какого-либо проекта.

Законопроекты

Нормативные правовые акты тоже требуют материальных или финансовых затрат, а потому законодатель, предлагающий новый проект, должен написать экономическое обоснование, то есть предоставить конкретные финансовые расчёты. В этих обоснованиях, прямо связанных с введением новой нормы или изменением правового акта, должны быть прописаны доходы и расходы бюджетов на всех уровнях, затраты каждого субъекта экономики, затраты общества (или третьих лиц), налоговые поступления, указана бюджетная эффективность.

Так делаются все реформы в государстве: изменяются механизмы управления, вводятся саморегулируемые организации, изменяются правила торговли и производства, участниками ассоциаций и объединений предоставляются определённые новые услуги. По правде сказать, эффективность введения любого законопроекта прямому и точному расчёту редко поддаётся, что общество сейчас и наблюдает воочию - множество ошибок и неточностей сопровождают их. Видимо не все законодатели знают, как написать экономическое обоснование проводимых операций. При проведении реформ особенно важен прогноз социально-экономических последствий и эффектов.

Как нужно?

Финансово-экономическая оценка любого нововведения должна быть максимально точной и заблаговременно выявлять политические, административные, экономические и другие эффекты и последствия. Как написать экономическое обоснование отчуждения имущества у государства, лучше всех знают "младореформаторы", а вот последствия этих знаний теперь преодолевает общество - с огромным трудом, болью и потерями. А ведь необходимо было оценить в денежной форме не только свои приобретения, но и наши потери (это из раздела экономического обоснования под названием "дополнительные затраты"). Выявлено ли было воздействие таких изменений на финансы всех заинтересованных сторон и бюджетов абсолютно всех уровней? А это является непременным условием правильного составления экономического обоснования.

Нет, ничего выявлено не было, просто огромное число граждан страны "в рынок не вписались". Как написать экономическое обоснование по нехватке зарплаты, которую люди не видели по несколько месяцев? Надо было провести тщательный анализ всех изменений структуры доходов, расходов и рисков субъектов экономики, всего общества, то есть третьих лиц, и это является незыблемым правилом составления экономических обоснований. Нужен был детальный анализ всего, что связано с изменениями механизмов управления. Необходимо было в этом финансовом расчёте честно оценивать (монетизированно оценивать!) перераспределение выгод, причём для абсолютно всех сторон, заинтересованных или затронутых переменами.

О целесообразности

Именно честный и беспристрастный анализ ситуации ещё до начала каких-либо изменений способен помочь в оценке целесообразности любого проекта прежде всего в денежном отношении. Тогда и даются рекомендации по его соответствию данному положению дел. Процедуры экономических обоснований должны проводиться уже на самом первом этапе, когда проект существует ещё в стадии разработки. Проектирование изменений норм правового регулирования требует достаточно веских обоснований, поскольку лишь тогда прогнозируются риски, выгоды и издержки самых разных субъектов экономики. Лишь экономическое обоснование может расписать расходы, основываясь на ожидаемом повышении доходов или сокращении затрат. Деньги тратятся для того, чтобы в будущем заработать значительно больше или расходовать меньше.

Финансовые тонкости

Как написать экономическое обоснование для банка, чтобы убедить его инвестировать проект? Сначала нужно разобраться с некоторыми непреложными истинами заёмного характера. Учитывает ли написанное обоснование то, что деньги сегодня, как правило, стоят дороже, чем через даже самое короткое время? Ведь банк даст их, разумеется, под процент. Но даже если есть личные свободные суммы, способные покрыть расходы, просчитан ли в обосновании тот процент на депозите, который неминуемо будет потерян при вложении денег в проект?

Как написать экономическое обоснование к договору с банком, чтобы в нём было доказано, что все расходы будут эффективно и с лихвой погашены, то есть будущие доходы окупят проценты по кредиту или превысят процент по депозиту? Нужно найти в данном проекте самые многообещающие стороны и доказать в обосновании, что все предлагаемые расходы на самом деле принесут экономию или доходы, равные запланированным. И не нужно искать готовых форм и распечатанных бланков. Нужно помнить, что твёрдых правил документирования финансово- или технико-экономического обоснования просто не существует.

Форма экономического обоснования должна быть самой простой и с обязательным указанием причины, которая повлияла на решение данной организации выполнять этот проект. А вот обсуждение предполагаемых выгод должно быть очень детальным, с приложением альтернатив, которые, возможно, будут кстати, и подробнейшим финансовым анализом, который определит инвестиционную привлекательность проекта. На практике обычно никто не знает, как написать технико-экономическое обоснование, особенно для проектов, где предполагается значительный риск. Чаще всего оно оформляется как самостоятельный документ и служит приложением к точной форме инициализации данного проекта. Если же, собственно, проект невелик, то все выгоды можно перечислить прямо в форме инициализации.

Отдельные элементы

Обычно определяются и указываются результаты выполнения проекта в его материальном аспекте, то есть все параметры поддаются измерению: экономия по затратам, повышение мощности или производительности, увеличение рынка, повышение доходов и тому подобное. Перед написанием обоснования есть смысл поговорить с людьми, заинтересованными в инвестициях проекта, или с разрешительными органами на предмет того, что именно они хотят в обосновании увидеть, что для них самое важное.

И всё же некоторые материальные элементы нужно иметь в виду в обязательном порядке при написании обоснований. И чем сложнее будет проект, тем большее количество таких элементов будет в нём присутствовать: сокращение издержек, экономия, возможность получения дохода дополнительно, увеличение принадлежащей компании доли рынка, полное удовлетворение клиента, направления денежных потоков. Последнее документируется как главная часть экономического обоснования проекта.

Денежные потоки

Этот анализ имеет целью помощь комитетам или лицам, которые рассматривают проекты, выбрать самые подходящие для реализации. Элементы, поддающиеся измерению, уже перечислены выше, но ими экономическое обоснование не исчерпывается. Есть и нематериальные, и их много. К примеру, из основных можно выделить переходный период и его издержки, расходы на эксплуатацию, изменение бизнес-процесса, замену персонала и тому подобное.

Отдать должное в экономическом обосновании необходимо и альтернативным решениям, перечислив все доступные методы реализации проекта на практике. Например, среди тысяч поставщиков с миллионами предлагаемых одинаковых продуктов практически не бывает одной и той же цены.

Каким образом сделать приобретение выгодным? В экономическом обосновании придётся ответить на многие, часто неудобные или просто трудные вопросы. Выгоднее купить готовое решение или найти альтернативный, собственный вариант. А можно частично купить, частично реализовать его самостоятельно. Именно таких ответов в экономическом обосновании должно быть много.

Опекунство

В зависимости от культуры данной организации экономическое обоснование пишет опекун или сам руководитель проекта. Но несёт ответственность за проект в любом случае опекун, то есть инвестор, именно он отвечает за финансовую эффективность, в то время как руководитель планирует, выполняет и практически реализует. Руководитель - форма, а опекун - содержание, то есть инвестиции. И потому главное - довести до инвестора точный объём затрат на весь проект, обозначить верные сроки окупаемости и спрогнозировать привлекательные результаты работы.

Бюджетный процесс, осуществляемый на всех уровнях бюджетной системы, включает в себя этапы составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения его органом законодательной (представительной) власти, исполнения бюджета.

В основе составления проекта бюджета лежит экономическое обоснование и прогноз процессов, которые будут происходить в стране (на территории субъекта или муниципального образование) в течение года.

Подготовке проекта бюджета предшествует анализ итогов экономического развития за прошедший год, составление прогноза основных социально-экономических параметров, планирование институциональных изменений в следующем бюджетном году. Основными параметрами прогноза социально-экономического развития являются: инфляция, ВВП, инвестиции, экспорт, импорт, доходы населения, расходы и доходы бюджета.

В РФ основную роль в подготовке прогноза социально-экономического развития (на федеральном уровне) играет Министерство экономического развития и торговли. При участии других органов исполнительной власти Минэкономразвития разрабатывает многовариантный прогноз, который впоследствии обсуждается в Правительстве РФ.

Наряду с Министерством экономического развития, Министерством финансов свои прогнозы составляет Центральный Банк, а также независимые аналитические центры и институты.

Прогноз социально-экономического развития – это базис, на основе которого строится макроэкономическая (в частности бюджетная) политика как в долгосрочном, так и в средне- и в краткосрочном периодах.

Бюджет государства является важным инструментом и финансовой основой проведения макроэкономической политики, поэтому, в бюджете должны быть отражены основные направления и цели краткосрочной макроэкономической политики, на которую ориентированы органы государственной власти. В свою очередь, цели и направления краткосрочной политики должны являться продолжением среднесрочной программы социально-экономического развития и долгосрочной стратегии развития. Краткосрочным целям макроэкономической политике, социально-экономическому прогнозу посвящено (на федеральном уровне) послание Президента РФ Федеральному собранию. Цели бюджетной политики конкретизируются в бюджетном послании Президента к Федеральному собранию. На уровне субъектов РФ с бюджетным посланием выступает глава исполнительной власти соответствующей административно-территориальной единицы.

В соответствии с Бюджетным кодексом, бюджетное послание Президента должно направляться в Федеральное собрание не позднее марта предшествующего бюджетному году, однако на практике бюджетное послание передается в Федеральное собрание в апреле-июне.

В соответствии с бюджетным посланием разрабатываются основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год.

Помимо перечисленных документов, в основе проектировки бюджета лежит прогноз сводного финансового баланса и перспективный план развития государственного или муниципального сектора на соответствующий год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории.

Кроме того, на этапе бюджетных проектировок разрабатывается перспективный финансовый план, который законодательно не утверждается и носит, в основном, информативную функцию, т.е. его цель заключается в информировании законодателей, которые будут утверждать бюджет, о среднесрочных тенденциях экономического и социального развития, финансовых последствиях разрабатываемых законов, программ, реформ.