Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Презентацию на тему "Растительный и животный мир России" (8 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: География. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Презентация темы «Растительный и животный мир России». География. 8 класс

Слайд 2

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.

Растительный и животный мир.

Слайд 3

ЧЕМ РАСТЕНИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИВОТНЫХ? На первый взгляд, ответить на этот вопрос совсем несложно. Любой зверь значительно отличается от, например, дерева. Однако у них есть и много общего. Часто говорят, что растения в отличие от животных, не двигаются. Оказывается, растения тоже совершают движения, только более медленно. К тому же существуют сидячие морские животные, которые двигаются столь же медленно, как и растения. Считается, что растения не способны чувствовать. Например, они не реагируют на прикосновения. Это тоже не так. Листья мимозы быстро складываются, если тронуть их пальцем, а стручки некоторых растений в ответ на толчок выстреливают семенами. Не у всех растений есть листья и стебли. С другой стороны, существуют насекомые, форма которых напоминает сухую палочку или листик.

Слайд 5

Особенности растительного и животного мира

Природная зона Приспособленности к условиям обитания Типичные представители Охрана биологических ресурсов

Слайд 6

Вдоль побережий Северного Ледовитого океана широкой полосой протянулась тундра - местность без леса с болотами, речками и ручейками. Здесь настолько суровый климат, что высокие деревья расти не могут. Долгая морозная зима, продолжающаяся 9 месяцев в году, сменяется коротким и прохладным летом. Из-за низких температур земля промерзает, летом успевает оттаять только самый верхний слой почвы, на котором растут мхи, лишайники, травы, маленькие кустарнички - голубика, морошка, брусника, а также стелющиеся карликовая ива и карликовая береза. Растения приспособились к такому суровому климату: как только наступает лето, они начинают торопливо цвести, чтобы успеть дать плоды и семена до наступления холодов. Созревшие семена пережидают долгую зиму, не замерзая.

Слайд 7

Слайд 8

Тайга - это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей - деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки - хвоя. Только это тоже листья, которые не боятся сильного ветра, а их плотная кожистая поверхность надежно защищает от мороза. Но в тайге растут не только хвойные деревья, там полно грибов и ягод - черники, голубики, морошки, брусники, ежевики, малины, а таежный «пол» выстелен ярко-зеленым бархатистым мхом. Таежные звери сумели неплохо приспособиться к долгим холодам и сильным морозам. Чтобы пережить суровую зиму, бурый медведь и некоторые грызуны впадают в спячку. А такие звери, как лось, северный олень, обладающие необыкновенной выносливостью, способны в самую лютую стужу преодолевать большие расстояния, отыскивать под снегом корм. Их широкие копыта позволяют не проваливаться в глубокий снег и передвигаться с меньшими затратами сил.

Хищники - рысь, волк, лиса - тоже отличные стайеры, в поисках добычи они могут покрыть десятки километров.

Слайд 9

СМЕШАННЫЕ ЛЕСА

В районах с умеренным климатом растут смешанные леса. Здесь зима не слишком холодная, а лето теплое. Осадки выпадают в течение всего года. Поскольку климат здесь мягче, чем в тайге, в смешанном лесу встречаются не только хвойные деревья (сосна, ель), но и лиственные (береза, осина, ольха). Чем дальше на юг, тем теплее зима, и смешанный лес постепенно превращается в лиственный. Дуб, бук, клен, ясень полностью вытесняют хвойные породы. Осенью опавшая листва деревьев образует на земле плотный ковер, который постепенно перегнивает. Поэтому в зоне смешанных лесов почва плодороднее, чем в тайге. Смешанные и лиственные леса состоят как бы из трех ярусов. Наверху - кроны деревьев, ниже - кустарники (малина, бузина, рябина, орешник), внизу разнообразные травы, ягоды, грибы, папоротники, хвощи, мхи. Смешанные леса - раздолье для самых разнообразных зверей: медведей, волков, лис, зайцев, ежей, белок, кабанов, лосей, полевых мышей. Только вот беда - зоны смешанных и лиственных лесов давно освоены и очень густо заселены людьми, поэтому многих обитателей этих лесов сегодня чаще можно увидеть в зоопарке, чем в лесу. Правда, за последние годы было создано немало заповедников и национальных парков, где вся эта живность прекрасно себя чувствует.

Слайд 10

Кто я и в каком ярусе леса обитаю?

Характерная примета этого отряда - мелкие одинаковые зубы. Именно такие зубы были у самых древних прародителей всех живородящих млекопитающих. Мелкими шиловидными зубами удобно хватать червей, закусывать личинками, крушить панцири жуков и улиток. Добыча насекомоядных млекопитающих за миллионы лет практически не изменилась. Не удивительно, что и зубы их остались прежними - мелкими и одинаковыми.

Слайд 11

Южнее зоны смешанных и лиственных лесов начинаются степи - огромные ровные пространства, поросшие высокими травами. Деревьев в степи нет, потому что им не хватает влаги. Климат в степях достаточно теплый: жаркое засушливое лето с редкими дождями и умеренно холодная влажная зима. Многие растения начинают цвести ранней весной, как только сойдет снег, пока еще не очень жарко и хватает влаги в почве.

Слайд 12

В степи очень плодородные почвы - черноземы, поэтому сегодня практически все степные территории превращены в пашни, где человек выращивает множество сельскохозяйственных культур. Естественная природа степи сохранилась только в заповедниках. Встречаются в степи и копытные - антилопы, сайгаки. А еще в степях живет необычная птица дрофа, которая полету предпочитает бег на длинные дистанции.

Слайд 14

Приспособление животных степей

В степи довольно богатый животный мир. Среди степных животных много грызунов, роющих глубокие норы, где зверьки спасаются от летнего зноя и зимних холодов. Это суслики, хомяки, сурки, слепыши.

Слайд 15

Азональные растительные сообщества не образуют сплошной полосы: луга и болота. Конечно, вернуть мир к первобытности невозможно и не нужно. Но человек обязан учитывать последствия любых своих действий. Захотели осушить болото - проверьте, не питает ли оно истоки реки. Хотите выпускать продукцию - посчитайте, сколько будет отходов и как от них избавиться. Человек не должен жить ценностями одного дня - хищнически вырубить лес, продать его и на эти деньги жить там, где травка еще зеленеет. Поэтому в большинстве стран мира приняты законы об охране окружающей среды.

Слайд 1

Растительный и животный мир Арктики

Слайд 2

Задачи урока
1. Сформировать у уч-ся представление о природной зоне арктических пустынь. Познакомить с особенностями природы Арктики. Показать влияние природных условий Арктики на животный и растительный мир. Познакомить с животными и растениями Арктики. Выявить признаки приспособленности животных и растений к условиям жизни.

Слайд 3

Арктика (от греч. аrktikos – северный), северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. На островах Арктики расположена ледяная зона.

Слайд 4

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь - царство льда и снега. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое – где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктических островах почти совсем не образуется.

Слайд 5

Но не только острова покрыты толстым ледяным панцирем, но и сам Северный Ледовитый океан. В 1932г был впервые пройден Северный морской путь. Поэтому важному пути регулярно движутся караваны судов. Их ведут мощные ледоколы.

Слайд 6

Что за чудо - чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит – пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажёг огонь чудесный, Золотой костёр небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льётся свет.
(северное сияние)
Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается – темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния – словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе.

Слайд 7

Лето в Арктике очень короткое. Устанавливается полярный день. Он такой же длинный, как и полярная ночь. Солнце совсем не скрывается за горизонтом. Но оно занимает на небосклоне очень низкое положение. Солнечные лучи падают так косо, что только скользят по поверхности Земли. Поэтому нагревают её очень слабо. Лишь берега и прибрежная часть островов освобождаются летом от снега и льда. Температура воздуха здесь в это время поднимается немного выше нуля.

Слайд 8

К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа. На камнях островов встречаются ЛИШАЙНИКИ, похожие на накипь.
Но вдруг попадается зелёная льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют СНЕЖНЫМИ ВОДОРОСЛЯМИ.

Слайд 10

К А М Н Е Л О М К А
Полярный мак
Кое-где встречаются КАМНЕЛОМКИ и ПОЛЯРНЫЕ МАКИ. Чтобы получить больше тепла, их листья прижимаются к земле. У камнеломок листья мелкие, а у полярных маков разрезаны на дольки. Это позволяет растениям испарять мало воды.

Слайд 11

Летом в морях Северного Ледовитого океана появляется множество мельчайших зелёных водорослей. Ими питаются черви и рачки. Скопление червей и рачков привлекает разнообразных рыб.
Бурые водоросли
Водоросли лауренсия
Водоросли спирогира

Слайд 12

Самое сильное впечатление производят «птичьи базары».
Птичьи базары - это шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах. Издалека слышен неумолчный разноголосый гомон его обитателей. А вблизи открывается поразительное зрелище: бесчисленное множество крупных птиц.
В нашей стране птичьи базары можно увидеть на западном побережье Новой Земли и в других районах Баренцева моря, а также на севере тихоокеанского побережья. Они существуют не круглый год, а только короткое северное лето, пока птицы насиживают яйца и выкармливают птенцов.
Гнездование кайры

Слайд 13

Тупик
Полярная крачка
Скалистые берега почти сплошь покрыты гагарками, тупиками, полярными крачками, чайками, кайрами. На большом расстоянии слышны их возбуждённые голоса. Многие птицы не строят гнёзд, а откладывают яйца прямо на голых камнях. Отвесные скалы – надёжное убежище от хищных зверей. Питаются птицы в основном рыбой.
Гагара
Морская чайка

Слайд 14

Полярная сова
Белая куропатка
С наступлением зимы все птицы улетают в тёплые края. В Арктике остаются только белые куропатки и полярные совы. Куропатки питаются почками кустарников, а полярные совы охотятся на куропаток. От холода птиц защищают подкожный слой жира и густое оперение.

Слайд 15

Морж
Полосатый тюлень
Гренландский тюлень
Среди льдов Северного ледовитого океана встречаются тюлени и моржи. Большую часть они проводят в воде, поэтому хорошо приспособлены для плавания и ныряния. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени питаются в основном рыбой. А морж ещё и съедобными моллюсками из раковин, так как у него крепкие губы, позволяющие их всасывать.
Рассмотрите рисунок и объясните, чем морж отличается от тюленя.

Слайд 16

Белые медведи
По ледяным просторам бродят в поисках пищи белые медведи. Белый медведь – хищник. Он замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха… Какое значение всё это имеет в жизни белого медведя? Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата. В берлоге морозы и ветры не страшны медвежатам. Мать кормит молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

Слайд 17

Северный кит
Кит горбач
В просторах океана живут огромные морские звери – КИТЫ, которые питаются маленькими рачками. Один из видов – гренландский или северный кит. Он достигает в длину 15-18 метров. Как и у многих других китов, во рту у него вместо зубов особые пластинки – «китовый ус». Они служат для добывания пищи.

Слайд 18

Арктический заповедник. Расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, или мускусный бык, завезённый в заповедник из Америки. Это зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он сохранился в Северной Америке. И сейчас учёные вновь решили его поселить на острове Врангеля.
Рассмотрев его на рисунке, догадайтесь, почему его так называют.
Овцебык сходен с быками, но стоит ближе к горным баранам. Очень густой и длинный волосяной покров. Рога – очень толстые, изогнутые у основания. Рога имеют и самки, и самцы. Питается лишайниками, мхами и травянистой растительностью.
ОВЦЕБЫК

Слайд 19

Один из редких животных Арктики – песец. Окраска песца бывает как чёрной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, по большей части песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть чёрные волоски. Песцы отлично приспособились к суровым условиям Арктики. Летом они питаются мелкими грызунами, а зимой подбирают остатки от обеда белого медведя. Им достаётся выброшенная волнами морская рыба, морские ежи, погибшие детёныши котиков. Колонии морских птиц – источник яиц и птенцов.

Слайд 20

Итог
Арктика – царство льда и снега Арктика – царство льда и снега
Географическое положение Северный Ледовитый океан северные моря острова
Освещённость полярный день и полярная ночь северное сияние
Растительный мир лишайники и мхи полярный мак камнеломка
Животный мир рачки и рыбы гагарки, тупики, белая куропатка, полярная сова, кайра, белые медведи, тюлени, моржи

Презентация на тему:Животный и растительный мир России


Растительный и животный мир России Растительный и животный мир нашей страны весьма разнообразен. Облик и состав растительного и животного мира нашей страны, как и всей планеты, определяется двумя основными факторами: физико-географическими различиями между регионами – различный режим света, температуры и влажности, характер почв, особенности рельефа – и геологической историей территории. Изменение лика Земли в течение геологической эволюции, её поверхности и климата, появление и исчезновение материковых связей были причиной того, что процессы видообразования шли по разному в различных регионах. В размещении представителей тех или иных видов растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью.


Природные зоны России Природная зональность – одна из основных географических закономерностей. На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь.


Арктические пустыни Зона арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр. Значительная часть поверхности здесь покрыта ледниками; зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Средняя температура самого теплого месяца менее +4°С. В таких условиях формируются ледники. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти не развиты. Растительность свободной от льда и снега поверхности не образует сомкнутого покрова. Это холодные пустыни. Среди растений господствуют мхи и лишайники. Цветковые растения встречаются редко. Среди животных преобладают морские животные : птицы и белые медведи. На скалистых берегах лето м размещаются шумные птичьи базары.



Зона лесотундр Зона лесотундр неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Средняя температура июля составляет +10...+14°С, годовая сумма осадков – 300-400 мм. Лесотундра – одна из наиболее заболоченных природных зон. Для лесотундры характерно сочетание тундровых и лесных сообществ растений и животных, а также почв. По долинам рек тянутся полосы довольно высокоствольного леса. Местами в открытом грунте выращивают картофель, капусту, репу, редис, салат, зелёный лук. В лесотундру зимой на свои зимние пастбища откочевывают северные олени.

Сценарий урока географии по теме «Растительный и животный мир России»

Автор: Красикова Галина Владимировна, учитель географии МБОУ «Беллыкская СОШ» Краснотуранского района Красноярского края
Тип урока : урок открытия нового знания.
Цель урока : создать условия для формирования представлений о причинах разнообразия, особенностях и закономерностях распространения растительного и животного мира страны.
Планируемые личностные результаты : осознание целостности природы России, ее географического пространства как единой среды обитания для живых организмов
Планируемые метапредметные результаты : ставят познавательную задачу под руководством учителя; используют текстовые и картографические источники информации; извлекают необходимую информацию из текста и переводят ее в знаково-символьную, табличную форму и наоборот; устанавливают причинно-следственные связи; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, планируют свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно; работают в соответствии с поставленной задачей; сравнивают полученные результаты с ожидаемыми
Планируемые предметные результаты : учащиеся научатся: объяснять причины видового разнообразия растительного и животного мира; называть основные типы растительности России, описывать их характерные признаки; объяснять зависимость особенностей флоры и фауны природного сообщества от его географического расположения на тер¬ритории России, приводить примеры; учащиеся получат возможность научиться: выявлять черты приспособленности живых организмов к климатическим условиям территории

Ход урока

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности
Деятельность учителя : приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает обратить внимание на доску Слайд 1
- Здесь представлены фотографии картин великих русских художников. Вспомните их названия и авторов.
Открывает названия и авторов на слайде 1
- Как вы думаете, что вдохновляло художников на этих произведений искусства?
- А почему я начала урок именно с этих картин?
Корректирует формулировку темы, открывает слайд 2, предлагает записать тему в тетрадях.
Деятельность учащихся : рассматривают фото, высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадях.
Этап 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Деятельность учителя : демонстрирует слайд 3 и предлагает выполнить задание: вставить в текст пропущенные слова:
На территории России расположены следующие природные зоны: арктические пустыни, ______________, смешанные и широколиственные леса, тайга,________, пустыни и полупустыни. Самая большая по площади природная зона нашей страны - ____. Характерной чертой растительности тундры является_____. Из крупных копытных животных в степях наиболее распространены ____.
Деятельность учащихся : индивидуально выполняют задание (карандашом), выявляют затруднения, формулируют проблему.
Этап 3. Построение проекта выхода из затруднений. Постановка учебной задачи
Деятельность учителя : организует беседу по вопросам:- Что необходимо сделать на уроке для решения выявленной проблемы? - Какие задачи мы поставим сегодня перед собой? - Какие умения нам потребуются для выполнения поставленных задач?
Деятельность учащихся : Предлагают способы решения проблемы. Формулируют цели и задачи урока. Называют умения.
Этап 4. Реализация построенного проекта
Деятельность учителя : организует беседу по вопросам: - Как вы думаете, растительный покров и состав животного мира одинаковы на всей территории нашей страны? А почему? От чего это зависит? - Подумайте, с какими материками и странами схож растительный и животный мир России? Почему? - Как вы считаете, что больше влияет на характер природного комплекса территории растения или животные?
Предлагает выполнить тестовые задания (слайд 4), работая с картой по группам. Источники информации: карты учебника стр. 108,110, карты Атласа «Растительность», «Природные зоны и их обитатели».
Организует обсуждение и самопроверку теста по эталону (слайд 5).
Деятельность учащихся : отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи, сопоставляют особенности природы России с другими территориями.
Работают в группах с картой, выполняют тестовые задания.
Принимают участие в обсуждении, выполняют самопроверку по эталону, заполняют листы оценивания.
Принимают участие в обсуждении, совместно с учителем определяют перечень характеристик.
Деятельность учителя : предлагает рассмотреть особенности флоры и фауны каждой из природных зон: арктические пустыни и тундра; тайга, смешанные и широколиственные леса; степи; полупустыни и пустыни. Организует обсуждение о том, какие характеристики при этом необходимо отразить.
Подводя итог обсуждения, демонстрирует слайд 6.
Предлагает источники информации: учебник стр. 107-111, карты Атласа «Растительность», «Природные зоны и их обитатели». Результат деятельности необходимо оформить в виде логического опорного конспекта или интеллект-карты.
Деятельность учащихся : выбирают объект изучения, с помощью Приложения №2 вспоминают требования к опорным конспектам и интеллект-картам, определяются с формой продукта, работают в группе.
Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Деятельность учителя : организует презентацию и обсуждение полученных продуктов. В случае необходимости уточняет и дополняет представленную информацию. По ходу выступления групп предлагает заполнить таблицу (слайд 7). Характеристика природных зон России. Первая строка заполняется фронтально, остальные – самостоятельно.
Организует оценивание результатов деятельности групп и каждого уч-ся.
Деятельность учащихся : дают характеристику природным зонам с помощью логического опорного конспекта или интеллект-карты.
Заполняют таблицу в тетрадях. Задают уточняющие вопросы.
Совместно с учителем оценивают группы в соответствии с требованиями Приложения 2. Обсуждая в группе, выставляют в листы оценивания баллы каждому уч-ся исходя из отметки, поставленной группе.
Этап 6. Включение в систему знаний и повторение
Деятельность учителя: организует обсуждение и взаимопроверку заполнения таблицы. Демонстрирует критерии (слайд 8) для осуществления взаимопроверки таблицы.
Предлагает вернуться к текстам (Приложение № 2), работа с которыми вызвала затруднения в начале урока. Организует индивидуальную работу учащихся и самопроверку.
Предлагает группам обменяться листами оценивания, подсчитать набранное каждым количество баллов и выставить итоговую отметку с помощью критериев (слайд 10).
Деятельность учащихся : обмениваются тетрадями внутри группы, проверяют и оценивают таблицу по критериям. Выставляют баллы в листы оценивания.
Выполняют задание (ручкой), осуществляют самопроверку по эталону. Заполняют листы оценивания. Обмениваются листами, подсчитывают количество баллов и выставляют итоговую отметку
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Деятельность учителя : открывает слайд 11, организует рефлексию с помощью приема облако "тегов", которые необходимо дополнить устно.
Деятельность учащихся рефлексируют свою деятельность.
Этап 8. Домашнее задание
Учитель задает д/з: изучить п. 20, составить по теме урока по выбору синквейн или кроссворд (не менее 7 слов). Учащиеся записывают д/з.

Презентация на тему: Растительный и животный мир России

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Приспособления животных в пустыне Они имеют общую серовато-желтую или бурую окраску под цвет песков. Могут долгое время обходиться без воды и пищи, некоторые вообще не пьют (им достаточно влаги из растений) Некоторые днем, в жару, спят в норах, а активны ночью. Гнезда устраивают в основном в земле, а не на ее поверхности,быстро бегают. У некоторых животных большие уши пронизывает сеть мельчайших кровеносных сосудов, и обдувающий эти уши ветер охлаждает омывающую их кровь. Ушастый еж Желтый суслик

2 слайд

Описание слайда:

Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира России Рассмотреть типы природных зон России, закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России, Выявить особенности приспособления к среде обитания Цель урока

3 слайд

Описание слайда:

История формирования территории Природные условия: различия в режиме света, температуры, влажности, характера почв, рельефа) Хозяйственная деятельность человека При щелчке по значку книги открываются две подсказки

4 слайд

Описание слайда:

1. История формирования территории И растения, и животные несут в своем облике и распространении особенности, унаследованные от далекого прошлого. Из Центральной Азии к нам пришли пустынно-степные группировки растений и животных. Со стороны Аляски на Дальний Восток проникали североамериканские хвойные. Специфические особенности нашей дальневосточной флоры сочетаются с оригинальностью маньчжуро-китайской фауны. На растительный и животный мир России было велико влияние четвертичного оледенения. Орех маньчжурский

5 слайд

Описание слайда:

Растения и животные отлично приспособлены к природным условиям своей местности. Деревья в лесах, травы в степях, стланик и криволесье в тундре – всё это примеры идеального приспособления растений к среде обитания. Различаются по внешнему виду и приспособленности к тем же условиям животные - летающие, бегающие, лазающие, плавающие. В размещении представителей тех или иных видов растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные широтной зональностью и высотной поясностью. 2. Природные условия

6 слайд

Описание слайда:

Почему природные зоны в России сменяются с севера на юг? Используя карту, перечислите природные зоны нашей страны Какие приспособления растений и животных вы знаете? С чем это связано?

7 слайд

Описание слайда:

На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни, субтропические леса

8 слайд

Описание слайда:

Органический мир России Растения Животные 18000 видов 130000видов из них до 90000 видов насекомых 1450 710 350 160 Классы позвоночных животных рыбы птицы млеко- питающие земно- водные 13500 500 травы деревья

9 слайд

Описание слайда:

Действительно, в самом тесном единстве с растительными сообществами размещаются и животные: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые. Каждый вид животных, так же как и растений, приспосабливается к определенным условиям жизни. Животные находят источники существования и в арктической пустыне, и в тундре, и в песках, и на равнинах, и в горах.

10 слайд

Описание слайда:

Арктическая пустыня Арктику называют безмолвной, унылой, суровой, но еще о ней говорят, что она гостеприимна и чарующе красива. Но ее красоту могут увидеть только те, кто понимает и много знает о русском севере.

11 слайд

Описание слайда:

Растительный мир арктических пустынь К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Растительность свободной от льда и снега поверхности не образует сомкнутого покрова. Это холодные пустыни. Среди растений господствуют мхи и лишайники. Крайне редко, но встречаются некоторые виды цветковых растений: полярный мак, лютик, камнеломка. Кукушкин лен Полярный мак Камнеломка Лишайник

12 слайд

Описание слайда:

Приспособления растений в Арктике Растут в защищенных от ветра местах Низкорослые, часто стелятся по поверхности Подушкообразная форма растений (позволяет прогреваться солнечными лучами) Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого времени

13 слайд

Описание слайда:

Животный мир арктических пустынь Скуден и животный мир. Преобладают те, которых кормит море: моржи, тюлени, белые медведи и др. На скалистых берегах летом размещаются шумные птичьи базары. Морж Тюлень Птичий базар Белый медведь

14 слайд

Описание слайда:

Приспособления животных в Арктике Белая окраска Пища только в море, поэтому все они хорошо плавают На суше растений нет, поэтому животные – в основном хищники Защита от холода - густой мех, толстая кожа и слой жира; у птиц-рыхлое оперение Птицы перелетные, только весной оживают птичьи базары, когда лед отходит от берега Тюлень- белек Белая сова

15 слайд

Описание слайда:

Тундра Тундра - это царство холода, снега, пронизывающего ветра, многолетней мерзлоты, метелей и буранов.

16 слайд

Описание слайда:

Растительность тундры Первое что бросается в глаза в тундре, - отсутствие привычных нам деревьев. От горизонта до горизонта расстилается бескрайняя равнина. Преобладают мхи, лишайники и кустарнички. Все растения предпочитают жаться к земле, прятаться друг за друга, спасаясь от студеного ветра. Даже деревья - карликовая береза и ива - почти не возвышаются над травой. Однолетних растений нет - для них лето слишком короткое.. Характерными представителями тундры являются: лишайник ягель, зеленые мхи, брусника, водяника, куропаточья трава, кассиопея, мятлик арктический и др. Кассиопея Брусника Водяника Куропаточья трава

17 слайд

Описание слайда:

Приспособления растений в тундре Растения многолетние Низкорослые, стелятся по земле Мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковый налет Корни расположены близко к поверхности Многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки Яркая окраска цветов привлекает насекомых Карликовая березка

18 слайд

Описание слайда:

Животный мир тундры Животный мир беден числом видов. Лишь немногие из них приспособились к существованию в суровых зимних условиях и не покидают тундру круглый год. Это лемминги, заяц - беляк, волк, белая куропатка, полярная сова. Одним из распространенных животных являются песцы. Зимой они кочуют вдоль рек и морских побережий, а некоторые уходят во льды Северного Ледовитого Океана. Песцы хищники. Основная их пища - лемминги. Белая куропатка Северный олень Песец Лемминг

19 слайд

Описание слайда:

Приспособления животных в тундре Светлая окраска меха у зверей и оперенья у птиц Накопление слоя подкожного жира Густой мех у зверей, теплый пух – у птиц Утепление конечностей на зиму: у песцов – теплые стельки, у птиц -опушение лап Зимняя спячка Сезонные миграции Приспособления для разгребания снега Северный олень - широкие копыта, кочевание в поисках пастбищ Заяц - беляк

20 слайд

Описание слайда:

Зона лесов занимает больше половины территории России. Леса России разнообразны по видовому составу и по числу древесных пород. Здесь и угрюмая тёмнохвойная тайга, и светлые солнечные сосновые боры, и величественные дубравы, и белоствольные березняки, и неповторимые смешанные леса, и высокоствольная лиственничная тайга. Зона лесов

21 слайд

Описание слайда:

Тайга Слово «тайга» с языка многих северных народов означает горы, покрытые лесами. Мы понимаем под тайгой лес особого рода, а именно хвойный. Тайга занимает около 80% площади лесов России. Она может состоять из ели, пихты, сосны, кедра, лиственницы.

22 слайд

Описание слайда:

Хвойные леса разнообразны сменяются при удалении от океана. Таежная растительность России представлена тёмно-хвойными лесами из ели и пихты на севере, таёжными кедрово – лиственничными в Сибири Растительный мир тайги Ель Кедр Сосна

23 слайд

Описание слайда:

Приспособления растений в тайге Таежные леса обычно образованы одним ярусом деревьев (так как мало света) , под которыми расстилается моховой покров с кустарничками брусники и черники и редкими травами. Почти все хвойные - вечнозеленые и благодаря хвое могут производить пищу круглый год. Мощные корни Листья превращены в иголки с восковой кожицей, которая не даёт хвоинкам пересохнуть. Некоторые хвойные растения (лиственница) приспособились сбрасывать на зиму иглы. Лиственница

24 слайд

Описание слайда:

Животный мир тайги Из млекопитающих в тайге широко распространены: лось, кабарга, белка, белка-летяга, бурундук, заяц-беляк, бурый медведь, рысь, колонок, горностай, ласка. Типичные таежные птицы - это глухарь, уральская неясыть, ястребиная сова, мохноногий сыч, трехпалый дятел, кукушка, кедровка, снегирь, белокрылый клёст и клёст- еловик. Есть в тайге и пресмыкающиеся - обыкновенная гадюка и живородящая ящерица, а из земноводных широко распространен лишь один четырехпалый тритон. Рысь Ласка Неясыть

25 слайд

Описание слайда:

Приспособления животных в тайге Запасают пищу на зиму У многих зверей зимой отрастает более густой мех и появляется защитная окраска. Некоторые животные устраивают в снегу временные жилища. У зайца-беляка, рыси и росомахи широкие лапы. У глухаря и рябчика пальцы оторочены роговидной бахромой(она отрастает и помогает птицам удерживаться на обледенелых ветвях деревьев.) Медведи и бурундуки впадают на зиму в спячку и живут за счет запасов жира Своеобразное строение клюва (клест) Бурундук Клест

26 слайд

Описание слайда:

Широколиственный лес Широколиственные леса произрастают в условиях мягкой зимы и продолжительного лета. Это наиболее богатые видами леса. Поскольку широколиственные леса очень требовательны к климатическим условиям, они произрастают только в европейской части России.

27 слайд

Описание слайда:

Растительный мир широколиственного леса В лиственном лесу можно выделить пять ярусов и больше. Верхний, первый ярус, образуют высокие деревья - дуб, липа, берёза, вяз. Во втором ярусе расположены деревья второй величины - рябина, черёмуха, ива, дикая яблоня. Третий ярус леса состоит из кустарников, образующих подлесок-лещина обыкновенная, жимолость, крушина, бересклет. Четвёртый ярус леса состоит из высоких трав - чистец, бор, борцы. Пятый ярус леса представлен более низкими травами - сныть, осока, пролестник и др.Шестой ярус - мхи, грибы, лишайники. Черемуха Вяз Липа

28 слайд

Описание слайда:

Приспособления растений в широколиственном лесу В лиственном лесу можно выделить пять ярусов и больше Приспособлением лиственных деревьев к смене сезонов является листопад.

29 слайд

Описание слайда:

Животный мир лиственных лесов Наиболее распространенные в широколиственных лесах звери: рысь, лесная кошка, бурый медведь, куница, хорь, норка, ласка, белка, несколько видов соней. Из птиц здесь особенно многочисленны: дятлы, голубь вяхирь, иволга, зяблик, лесной жаворонок, синицы, черный и певчий дрозды, соловей, зарянка. Часто встречаются в широколиственных лесах зеленая и живородящая ящерицы, веретеница, медянка и обыкновенная гадюка, а из земноводных - травяная и остромордая лягушки и квакша. Иволга Веретеница Норка Бурый медведь

30 слайд

Описание слайда:

Приспособления животных в лиственном лесу Для лесов характерно ярусное распределение животных. Сравнительно высокая плотность наземных животных (олени, кабаны и т.д.), множество птиц. Из птиц здесь преобладают насекомоядные и зерноядные. Прячутся в гнездах, дуплах и норах На зиму холоднокровные животные (насекомые, амфибии, рептилии) впадают в состояние анабиоза (замедлены жизненные процессы) Из птиц и млекопитающих одни мигрируют в более тёплые регионы, другие впадают в спячку и лишь немногие активны круглый год. Белка Хорек

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

Растительный мир степей Деревьев в степи нет, потому что им не хватает влаги. Типичными степными растениями являются дерновинные злаки с узкими листьями: ковыль, типчак, тонконог. Наряду с ними в составе степных сообществ всегда присутствует разнотравье. Ирис Типчак Тонконог

33 слайд

Описание слайда:

Приспособления растений в степи Преобладают однолетники Некоторые из них - тюльпан, ирисы- цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Многие злаки образуют мощную корневую систему, которая впитывает талую и дождевую воду и долго её удерживает. Переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги. Многие растения с помощью опушения защищаются от солнечных лучей. Ковыль Тюльпан