Печчеи: Революция качества людей-вот путь спасения

Обращение Аурелио Печчеи
Президента Римского клуба по устойчивому развитию человечества

Оглавление:
1.Развитие западной цивилизации приближается к критическому рубежу
2. Научиться использовать человеческие качества

3.Ограниченные ресурсы Земли не выдержат роста прихотей потребительства
4.Раскол между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами =угроза для жизни цивилизации
5. Научно-техническая революция (НТР) умножает рост запросов, уничтожающий ресурсы
6. Нет иного пути_кроме как научиться

7.Только революционная эволюция качеств самих людей и государств

8. Проблемы опутали всю планету, подобно щупальцам гигантского спрута.
9. Вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка
10. Несмотря ни на какие предостережения
11. Что же мы можем предпринять в этот последний час
11.1. Нельзя без конца уповать на общественные, социальные
и государственные механизмы и организации






12. Если достаточно людей осознает опасность

Перевод текста Печчеи:

Моим детям, моим внукам, всей молодежи,
чтобы вы поняли, что должны быть лучше нас

1. Развитие западной цивилизации приближается к критическому рубежу

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу.
И мы на пороге знаменательного десятилетия 80-х годов
_обещающего стать одним из самых важных переходных периодов во всей истории.

Полная не только чудесных щедрых подарков
--но и противоречий
_нынешняя фаза прогресса дала мощный импульс
к развертыванию промышленной, научной и технической революций.--

Но достигнув сейчас угрожающих размеров
_эти революции уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать.

Глубокие изменения ими нашей маленькой человеческой вселенной
грозят человечеству неслыханными бедами
.
_и эти угрозы поставили перед нами небывалые задачи.

Перед человеком сейчас открыт столь широкий выбор путей дальнейшего развития
--и в то же время во всем столько неясного и неопределенного,
что поистине настала пора сделать паузу

Чтобы поразмыслить о судьбе дел человеческих
и о смысле нашей удивительной эпохи

2. Научиться использовать человеческие качества
=это и есть тот новый важнейший критический рубеж, который предстоит преодолеть.

Ведь, в сущности, именно человеческие качества людей
являются самым важным ресурсом человечества
_сравнимым разве что с теплом солнечной энергии, которое оно нам так щедро посылает

И поэтому научиться использовать человеческие качества для блага всех вместе и каждого
=это и есть тот новый важнейший критический рубеж, который предстоит преодолеть.

3.Ограниченные ресурсы Земли
не выдержат роста прихотей потребительства

Развитие цивилизации сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые однако не могли осуществиться,
хотя бы по причинам психологическим
и социальным.

Потому что Земля_как бы ни была она щедра
--все же не сможет разместить непрерывно растущее население

И не может удовлетворить все новые и новые его потребности,
желания
и прихоти.

4.Раскол между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами
=угроза для жизни цивилизации

Вот почему сейчас в мире наметился новый _более глубокий_ раскол
между СВЕРХразвитыми и СЛАБОразвитыми странами.

Но даже и этот бунт мирового пролетариата
_стремящегося к богатствам своих более благополучных собратьев

Даже этот бунт слаборазвитых стран

(хотя он и протекает в рамках все той же господствующей цивилизации
и в соответствии с установленными ею принципами

Всё же маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание

Особенно сейчас_когда ее собственный общественный организм раздирают
многочисленные недуги.

5. Научно-техническая революция (НТР)
умножает рост запросов, уничтожающий ресурсы.

Научно-техническая революция (НТР) становится между тем всё строптивее
и усмирять её все труднее и труднее.

Наделив нас невиданной доселе силой
и привив нам вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли
--НТР, увы, не дает нам порой мудрости.

НТР не даёт мудрости держать под контролем баланс наших возможностей и запросов.

6. Нет иного пути_кроме как научиться
поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие

Нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь,
сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие,

От которого впервые в истории зависит судьба не отдельных стран и регионов,
а всего человечества в целом.

Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества,
сможет ли оно избежать самоуничтожения
_создав условия для сбалансированного (с возможностями) удовлетворения своих потребностей и желаний.

У человека сейчас _по сути_ нет другого пути
_ кроме скорейшего достижения очередной фазы своего развития,
которая должна сочетать могущество НТР с достойной мудростью

Научиться поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие.

7. Только революционная эволюция качеств самих людей и государств
может предотвратить самоуничтожение человечества

И достичь этой гармонии и равновесия можно только за счет невиданной еще цепи событий,
которую я называю РЕВОЛЮЦИЕЙ, ПРЕОБРАЖАЮЩЕЙ САМОГО ЧЕЛОВЕКА..

Человек сможет использовать собственное могущество только посредством КУЛЬТУРНОЙ эволюции

Только научившись предотвращать вольное или невольное злоупотребление могуществом

Только научившись предвидеть и предупреждать любые сомнительные, вредные и нежелательные
последствия своей деятельности.

Было бы величайшей ошибкой не осознать важность и настоятельную необходимость
такой эволюции САМОГО ЧЕЛОВЕКА.
=Было бы величайшей (а возможно и фатальной) ошибкой:
предельно не осознать этого именно сейчас.

Ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина, и следствие
неприспособленности человечества к новой реальности могущества НТР.

8. Проблемы опутали всю планету, подобно щупальцам гигантского спрута.
_и мы стремительно мчимся к критическому порогу

Далек ли от нас критический порог?
Думаю, что он уже совсем близок,
и мы стремительно мчимся прямо к нему.

Уже к 1984 году население планеты достигнет почти 5 миллиардов.
Это неизбежно приведет к увеличению масштабов и сложности всех земных проблем

(Примечание моё:
На 31 октября 2011 года численность населения планеты составила 7 млрд. человек
http://ru.wikipedia.org/wiki/Численность_населения_мира).

Число безработных может достигнуть 500 миллионов в 1984г

(Примечание моё:
По данным Международной организацией труда (МОТ) 24 января 2012г.,
число безработных в мире достигает 200 млн. человек.
Но помимо этого, около 900 млн. человек, хотя и имеют работу, однако зарабатывают меньше $2 в день,
оказываясь фактически за чертой бедности.)

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) будет, видимо, по-прежнему биться над тем, как реформировать многоликую денежную систему
и координировать развитие входящих в него стран и их внешнюю политику.

Численность населения ЕЭС составляет всего лишь 5-6% от мирового населения,
и вряд ли можно всерьез рассчитывать на его ощутимую помощь остальному миру.
Маловероятно, чтобы страны ЕЭС смогли к этому времени выбраться из трясины собственных проблем.
Так как тем временем занятая «оборонными» программами изобретательная и могущественная половина мирового ученого сообщества
даст новый толчок гонке вооружений, И все большие и большие ломти мирового продукта будут поглощаться в самоубийственных целях.

Десятки миллионов лет влажные тропические леса пребывали в состоянии устойчивого равновесия.
Сейчас их уничтожают со скоростью 20 гектаров в минуту.
Если так пойдет дальше, то через три-четыре десятилетия они окончательно исчезнут_
(раньше, чем иссякнет нефть в последних скважинах,--
-- но с куда более _опасными для человека последствиями. чем отсутствие нефти).

Можно до бесконечности продолжать этот печальный список:

Неполное использование социальных и экономических возможностей,
дефицит и нерациональное управление ресурсами,
неэффективность принимаемых мер,
инфляция,
отсутствие безопасности и гонка вооружений,
загрязнение среды и разрушение биосферы,
заметное уже сегодня воздействие человека на климат,_

И многие-многие другие проблемы опутали всю планету, сцепившись друг с другом,
подобно щупальцам гигантского спрута.

9. Вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка,

И что самое страшное, никто, в сущности, не знает, какая именно из этого множества опасностей и проблем
(далеко не все из которых мы уже успели прочувствовать и осознать)_
какая из них развяжет ту цепную реакцию,
которая поставит человечество на колени.

Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдет,

И вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка,

Дарованная человечеству, чтобы оно наконец образумилось и, пока не поздно, изменило курс.

10. Несмотря ни на какие предостережения
-до сих пор не предпринято никаких эффективных мер

Опасность столь велика и реальна,
что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение
можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов.-

Но до сих пор,несмотря ни на какие предостережения--
-- не предпринято никаких эффективных мер для решения хотя бы одной из этих проблем.

А тем временем число нерешенных проблем растет,
они становятся все сложнее,
сплетение их все запутаннее,
и их щупальца с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету.

11. Что же мы можем предпринять в этот последний час

11.1. Нельзя без конца уповать на общественные,
социальные и государственные механизмы и организации

Что же мы можем предпринять
в этот последний час?

Прежде всего пора, наконец, понять всем_
_как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям,_
что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы,
на обновление и усовершенствование социальной организации общества,

Когда на карту поставлена судьба человечества.

При всей той важной роли, какую играют в современной жизни вопросы её социальной организации, её институты, законодательства и договоры,

И при всей мощи созданной человеком техники,--

Не они в конечном счете определяют судьбу человечества,--
--а пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения,--
--нет и не будет ему спасения

Истинная проблема человеческого вида (на данной стадии его эволюции) состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении
идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир.

Поскольку возникшая на этой критической стадии_
проблема находится внутри, а не вне человека,
взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне,_

То и ее решение должно исходить (прежде всего и главным образом)
изнутри самого человека.

11.2. Проблема в итоге сводится к ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ
и к путям их усовершенствования.

Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей
можно добиться изменения всей цивилизации, ориентированной на материальные ценности,

И использовать ее огромный потенциал для благих целей.

И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему,
то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке.

Только качественный скачок в человеческом мышлении и поведении
может помочь нам проложить новый курс, разорвав порочный круг, в котором мы оказались.

11.3. Сильная политическая воля может добиться
необходимых психосоциальных изменений
в самой человеческой природе

Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно.

Хотя не менее мрачно и безнадежно выглядит сейчас панорама международной жизни,
но все-таки я не считаю такой уж утопией надеяться,
что при наличии сильной воли и желания_
_ нам еще удастся преодолеть барьеры.

Я отказываюсь поверить, что мир, в котором накоплено достаточно знаний и средств

Для выдвижения целей и разработки стратегии,
позволяющей избежать катастрофы
и обеспечить благополучие для всего человечества,--

Я отказываюсь поверить, что такой мир окажется в конечном счете неуправляемым.

Но политическая воля - всего лишь первый шаг.

11.4. В этот процесс качественного преображения необходимо
должны быть вовлечены повсюду широчайшие народные массы.

Стоящая перед нами задача на самом деле намного сложнее и грандиознее.
Ведь поскольку императивом нам служит человеческое развитие,
то в этот процесс повсюду должны быть вовлечены самые широкие народные массы.

Речь здесь должна идти именно обо всем человечестве как едином целом._
_Человечество как единое целое
должно стать более зрелым и более ответственным,_
если оно хочет, чтобы грядущая эпоха вообще наступила.

12.. Если достаточно людей осознает опасность
_то эти задачи окажутся вполне реально разрешимыми

Вполне закономерен вопрос: реалистично ли ожидать
от рядовых мужчин и женщин планеты
подобной эволюции человеческих качеств,

Если учесть, что у нас, по-видимому, осталось очень мало времени?

Чтобы достаточно ответственно сформулировать ответ на этот весьма непростой вопрос,
надо ясно отдавать себе отчет и учесть,
что еще никогда человеческая изобретательность
не подвергалась столь решающему испытанию
в экстремальной ситуации..

А опыт показывает, что даже самые рядовые люди,
если они до конца осознают задачу, проблему или грозящую опасность_
_ не успокаиваются, пока не найдут средств с ними справиться.

И если с этой точки зрения оценивать нынешнюю ситуацию, то она сразу же становится
не такой уж безнадежной.

Сейчас буквально повсюду люди все более и более остро чувствуют настоятельную необходимость
существенно улучшить организацию мирового сообщества

И усовершенствовать управление делами человечества.

Настало время выявить и освободить дремлющую в каждом человеке
способность видеть, понимать и созидать,

Направить моральную энергию людей
на то, чтобы они сами создавали общее будущее,
достойное их.

Задачи эти при всей своей кажущейся на первый взгляд несовместимости
вполне реальны и разрешимы сегодня

При условии, что мы наконец осознаем,
что именно поставлено на карту,

Если поймем, что называться современными мужчинами и женщинами _
_сответствующими своему времени_
_значит постигнуть искусство становиться лучше.

В настоящей книге я сделал попытку поднять и обсудить все эти проблемы и найти ответ на последний, самый важный вопрос:

Как разжечь искру, которая положит начало развитию человеческих качеств.

А. Печчеи, президент Римского клуба

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развертыванию промышленной, научной и технической революций. Достигнув сейчас угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать. И, тем не менее, вплоть до недавнего времени общество умудрялось приручать их и успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Так, появилась новая общественная формация - социализм, - широко использующая достижения научно-технического прогресса. Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций. Трудовая этика и прагматический стиль мышления послужили источниками непреодолимого напора тех идей и средств, с помощью которых она навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям. Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу. Ее нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, все равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля - как бы ни была она щедра - все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации и в соответствии с установленными ею принципами.


Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний.

Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок, и мы стремительно мчимся прямо к нему. Уже к 1984 году население планеты достигнет почти 5 миллиардов. Это неизбежно приведет к увеличению масштабов и сложности всех земных проблем. Число безработных может достигнуть к этому моменту 500 миллионов человек. Европейское экономическое сообщество будет, видимо, по-прежнему биться над тем, как реформировать многоликую денежную систему и координировать развитие входящих в него стран и их внешнюю политику. И хотя важность роли Сообщества в мире отнюдь не определяется размерами входящих в него стран, численность населения которых составляет всего лишь 5-6% от мирового населения, вряд ли можно всерьез рассчитывать на его ощутимую помощь остальному миру. Маловероятно, чтобы страны Сообщества смогли к этому времени выбраться из трясины собственных проблем. Тем временем занятая «оборонными» программами изобретательная и могущественная половина мирового ученого сообщества даст новый толчок гонке вооружений, снабдив ее средствами выхода в безграничное космическое пространство. И все большие и большие ломти мирового продукта будут поглощаться в самоубийственных целях. Десятки миллионов лет влажные тропические леса пребывали в состоянии устойчивого равновесия. Сейчас их уничтожают со скоростью 20 гектаров в минуту. Если так пойдет и дальше, то уже через три-четыре десятилетия они окончательно исчезнут с лица земли - раньше, чем иссякнет нефть в последних скважинах, но с куда более опасными для человека последствиями.

Можно до бесконечности продолжать этот печальный список. И что самое страшное, никто, в сущности, не знает, какая именно из этого множества опасностей и проблем - далеко не все из которых мы уже успели прочувствовать и осознать - развяжет ту цепную реакцию, которая поставит человечество на колени. Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдет, и вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка, дарованная человечеству, чтобы оно наконец образумилось и, пока не поздно, изменило курс.

Что же мы можем предпринять в этот последний час? Прежде всего пора, наконец, понять всем-как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям, - что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого.

Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. Задачи эти при всей своей кажущейся на первый взгляд несовместимости вполне реальны и разрешимы сегодня при условии, что мы наконец осознаем, что именно поставлено на карту, если поймем, что называться современными, соответствующими своему времени мужчинами и женщинами - значит постигнуть искусство становиться лучше. В настоящей книге я сделал попытку поднять и обсудить все эти проблемы и найти ответ на последний, самый важный вопрос - как разжечь искру, которая положит начало развитию человеческих качеств.

При всей неприязни, которую я издавна питаю ко всякого рода биографиям, и в особенности автобиографиям, мне не удалось избежать этого жанра (сделал я это по просьбе редактора французского издания, первым обратившегося ко мне с этой просьбой). Я очень многим обязан некоторым своим друзьям, и в частности Александру Кингу и Виллему Олтману, которые не только дали мне массу полезных советов о содержании книги, но и подсказали, как вообще ее писать. Откровенно говоря, я не всегда им следовал, так что все недостатки и несовершенства, которые читатель обнаружит на этих страницах, следует целиком и полностью относить на мой счет. Я в большом долгу и перед Питером Глэнденингом и Джозефом Глэдуином, которые терпеливо и внимательно выправляли мой английский язык, сделав его в конце концов, как я надеюсь, вполне читабельным. Наконец, я хочу особенно поблагодарить Анну Марию Пиньокки за ту поистине неоценимую помощь, которую она постоянно оказывала мне, когда мы преодолевали бесчисленные трудности при подготовке книги к публикации.

Кстати, не кто иной, как Уинстон Черчилль, считал работу над книгой сущей пыткой. Он сравнивал ее с любовным приключением. «Вначале, - говорил он, - все это выглядит как мимолетное увлечение. Потом она становится любовницей, затем постепенно превращается в госпожу, а вслед за тем и в тирана. В конце концов, на последней стадии вы уже почти готовы смириться с этим своим рабством, но вдруг находите в себе силы, убиваете чудовище и бросаете его к ногам публики». Именно это я и собираюсь сейчас сделать, теша себя, как и все авторы, надеждой, что мне удастся задеть струны в душах читателей.

Рим, февраль 1977 г.


Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развертыванию промышленной, научной и технической революции. Достигнув сейчас угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать. И тем не менее вплоть до недавнего времени общество умудрялось приручать их и, успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Так появилась новая общественная формация – социализм, – широко использующая достижения научно-технического прогресса.

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля как бы ни была она щедра – все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации и в соответствии с установленными ею принципами. (379)

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирить ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих способностей и желаний.

Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок, и мы стремительно мчимся прямо к нему.

Что же мы можем предпринять в этот последний час? Прежде всего пора наконец понять всем – как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям – что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого.

Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. Задачи эти при всей своей кажущейся на (380) первый взгляд несовместимости вполне реальны и разрешимы сегодня при условии, что мы наконец осознаем, что именно поставлено на карту…

В нашем искусственно созданном мире буквально все достигло небывалых размеров и масштабов: динамика, скорости, энергия, сложность – и наши проблемы тоже. Они теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и технические, и вдобавок еще и политические; более того, тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пускают корни и дают ростки в смежных и отдаленных областях.

Даже при беглом взгляде на приведенный перечень проблем легко увидеть звенья, которые сцепляют их воедино; при более детальном рассмотрении эти связи прослеживаются еще нагляднее. Бесконтрольное расселение человека по планете; неравенство и неоднородность общества; социальная несправедливость; голод и недоедание; широкое распространение бедности; безработица; мания роста; инфляция; энергетический кризис; уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов; распад международной торговой и финансовой системы; протекционизм; неграмотность и устаревшая система образования; бунты среди молодежи; отчуждение; упадок городов; преступность и наркомания; взрыв насилия и ужесточение полицейской власти; пренебрежение законом и порядком; ядерное безумие; политическая коррупция; бюрократизм; деградация окружающей среды; упадок моральных ценностей; утрата веры; ощущение нестабильности и, наконец, неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязей – вот далеко не полный список или, вернее сказать, клубок тех сложных, запутанных проблем, который Римский клуб назвал проблематикой.

В пределах этой проблематики трудно выделить какие-то частные проблемы и предложить для них отдельные, независимые решения – каждая проблема соотносится со всеми остальными, и всякое очевидное на первый взгляд решение одной из них может усложнить или как-то воздействовать на решение других. И ни одна из этих проблем или их сочетаний не может быть решена за счет последовательного применения основанных на линейном подходе методов прошлого. Наконец, над всеми проблемами нависла еще одна трудность, недавно появившаяся и перекрывающая все остальные. Как показал опыт, на определенном уровне развития проблемы начинают пересекать границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах, – они образуют гло бальную проблему.

Сейчас мы находимся в самом начале процесса глубоких изменений и должны сами позаботиться о том, как направить его дальнейшее развитие и расширение. Человек подчинил себе (381) планету и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростое искусство быть лидером на Земле. Если он найдет в себе силы полностью и до конца осознать всю сложность и неустойчивость своего нынешнего положения и принять на себя определенную ответственность, если он сможет достичь того уровня культурной зрелости, который позволит выполнить эту нелегкую миссию, когда будущее принадлежит ему. Если же он падет жертвой собственного внутреннего кризиса и не справится с высокой ролью защитника и главного арбитра жизни на планете, что ж, тогда человеку суждено стать свидетелем того, как станет резко сокращаться число ему подобных, а уровень жизни вновь скатится до отметки, пройденной несколько веков назад. И только Новый Гуманизм способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качества и возможности до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире.

Этот Новый Гуманизм должен быть не только созвучным приобретенному человеком могуществу и соответствовать изменившимся внешним условиям, но и обладать стойкостью, гибкостью и способностью к самообновлению, которая позволила бы регулировать и направлять развитие всех современных революционных процессов и изменений в промышленной, социально-политической и научно-технической областях. Поэтому и сам Новый Гуманизм должен носить революционный характер. Он должен быть творческим и убедительным, чтобы радикально обновить, если не полностью заменить кажущиеся ныне незыблемыми принципы и нормы, способствовать зарождению новых, соответствующих требованиям нашего времени ценностей и мотиваций – духовных, философских, этических, социальных, эстетических и художественных. И он должен кардинально изменить взгляды и поведение не отдельных элитарных групп и слоев общества – ибо этого недостаточно, чтобы принести человеку спасение и вновь сделать его хозяином своей судьбы, – а превратиться в неотъемлемую, органическую основу мировоззрения широких масс населения нашего ставшего вдруг таким маленьким мира. Если мы хотим поднять уровень самосознания и организации человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должна стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качеств и способностей человеческого сообщества. Только при этом условии век человеческой империи не превратится для нас в век катастрофы, а станет длительной и стабильной эпохой по-настоящему зрелого общества.

Революционный характер становится, таким образом, главной отличительной чертой этого целительного гуманизма, ибо только при таком условии он сможет выполнять свои функции – восстановить культурную гармонию человека, а через нее (382) равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию, благодаря которой наконец обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации остальные революционные процессы. В противном случае им так и суждено зачахнуть, не расцветши и не оставив после себя ничего, кроме невообразимой и недоступной разуму помеси добра и зла.

Для меня наибольший интерес представляют три аспекта, которые, на мой взгляд, должны характеризовать Новый Гуманизм: чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпи мость к насилию.

Душа гуманизма – в целостном видении человека во все периоды его жизни – во всей ее непрерывности. Ведь именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все начала и все концы, и в нем же основы всех наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возмож ности. Хотя мысль эта, вероятно, уже навязла в зубах и порою кажется просто трюизмом, но факт остается фактом: в наше время цели практически любых социальных и политических действий направлены, как я уже говорил, почти исключительно на материальную и биологическую стороны человеческого существования. Пусть человек и вправду ненасытен, но нельзя же все-таки, следуя такому упрощенному подходу, сводить к этому его жизненные потребности, желания, амбиции и устремления. И что еще более существенно, такой подход оставляет в стороне главное достояние человека – его собственные нереализованные, невыявленные или неверно используемые возможности. А между тем именно в их развитии заключено не только возможное разрешение всех проблем, но и основа общего самоусовершенствования и самовыявления рода человеческого.

С этим тесно связана и другая важная мысль – мысль о единстве мира и целостности человечества в эпоху глобальной человеческой империи. Вряд ли надо еще раз повторять, что, подобно тому как биологический плюрализм и дифференциация способствуют стойкости природных систем, культурное и политическое разнообразие обогащает человеческую систему. Однако последняя стала сейчас столь интегрированной и взаимозависимой, что может выжить, оставаясь единой. А это предполагает взаимно совместимое и согласованное поведение и отношения между отдельными частями этой системы. Всеобщая взаимозависимость процессов и явлений диктует еще одну необходимую для формирования чувства глобальной концепции – концепцию системности. Без нее невозможно представить себе, что все (383) события, проблемы и их решения активно воздействуют и испытывают такое же воздействие со стороны всего остального круга событий, проблем и решений.

Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985. – С. 40-43, 83-86, 117-181.

Н.м.мамедов

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные ее достижения, явилось то, что она дала мощный импульс к развертыванию промышленной, научной и технической революций. Достигнув сейчас угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать. И тем не менее вплоть до недавнего времени общество умудрялось приручать их и, успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. [...]

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций. Трудовая этика и прагматический стиль мышления послужили источниками того непреодолимого напора, тех идей и средств, с помощью которых она навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям. Так она неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу. Ее нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, все равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.

Развитие ее, однако, сопровождалось таким расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля - как бы ни была она щедра - все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. [...]

Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории именно от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний. [...]

Пора, наконец, понять всем - как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям, - что нельзя без конца уповать на всякого рода социетальные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока сами люди не изменят своих привычек, нравов и поведения. Ибо суть проблемы, которая встала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемого как индивидуальность и как коллектив. И решение всех этих проблем должно исходить прежде всего из изменения самого человека, его внутренней сущности.

Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать весь ее огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. Задачи эти при всей своей кажущейся на первый взгляд несовместимости вполне реальны и разрешимы сегодня при условии, если мы наконец осознаем, что именно поставлено на карту, если поймем, что называться современными, соответствующими своему времени мужчинами и женщинами, - значит постигнуть искусство становиться лучше (1.11-14).

Современная цивилизация многим принесла процветание, но она не освободила человека от той алчности, которая совершенно несовместима с открывшимися перед ним огромными возможностями. Оставшиеся ему в наследство от времен бедности эгоизм и узость мышления продолжали довлеть над ним, заставляя извлекать материальные выгоды практически из всех тех разительных изменений, которые он сам вносил в свою жизнь. Так человек постепенно превращался в гротескного, одномерного Homo economicus. К сожалению, от этого изобилия выигрывали в основном лишь определенные слои общества, и их не очень-то волновало, какой ценой заплатят за это благополучие другие, уже живущие или еще не родившиеся жители планеты (1.17).

В сущности, с тех самых пор, как появился венец творения - Человек, - жизнь на планете постоянно и непрерывно изменялась, и его влияние стабильно росло на протяжении тысяч поколений. Теперь, однако, когда оно стало возрастать с поистине космической скоростью, судьба всех имеющихся форм жизни на Земле - в значительно большей степени, чем в прошлом, - зависит от того, что делает или чего не делает человек. Основной вопрос сегодня сводится к тому, как умудрится он разместить на Земле дополнительные миллиарды себе подобных и обеспечить все их многочисленные потребности и желания. Какие еще живые существа окажутся новыми жертвами его триумфального исторического восхождения и расширения, за которые ответственным будет только он один.

Однако вся эта поднятая человеком грязная волна, если ее не приостановить, неминуемо настигнет и его самого. Ведь человек появился как результат длительной естественной эволюции - процесса, в котором, как в сложнейшей ткани, тесно и прихотливо переплелись жизни тысяч и тысяч организмов. Сможет ли сам он выжить даже в роскошном замке, куда добровольно заточил себя, отгородившись от живого мира, взяв с собой лишь нескольких приближенных? Никогда еще судьба человека не зависела в такой степени от его отношения ко всему живому на Земле. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек таким путем может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже любой атомной бомбы.

И это не единственное, в чем новая благоприобретенная мощь человека отразилась на его собственном положении на планете. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он производит больше, чем когда бы то ни было раньше, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя, существенно увеличившая давление на остальных, началась, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои огромные научные знания о физическом мире. Этот процесс идет сейчас полным ходом и все набирает и набирает скорость. Ведь тот непрерывный поток новых технологических процессов, различных приспособлений, готовых товаров, машин и оружия, который с поистине захватывающей дух скоростью выливается из технического рога изобилия, поглощает лишь часть непрерывно возрастающего объема научных знаний человека. Можно с уверенностью утверждать, что поток этот и дальше будет расти.

Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех названных выше революций, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в эту человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника (1.36-37).

Человеческая Техника почти так же стара, как и сам человек, и была она вначале скорее средством, чем самоцелью. И вплоть до недавнего времени ему удавалось выдерживать разумное равновесие между тем материальным прогрессом, который она обеспечивала, и той социокультурной жизнью, которой она должна была служить. Теперь, когда техника в своей новой версии зиждется исключительно на науке и ее достижениях, она приобрела статус доминирующего и практически независимого элемента. Прежнее равновесие оказалось безвозвратно нарушенным. За последние годы результаты технического развития и их воздействие на нашу жизнь стали расширяться и расти с такой прямо-таки астрономической скоростью, что оставили далеко позади себя любые другие формы и виды культурного развития. Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознать и оценить последствия всего происходящего. Техника, следовательно, превратилась в абсолютно неуправляемый, анархический фактор (1.39).

Точные науки и основанная на них техника достигли поистине гигантских успехов, однако науки о человеке, морали и обществе плетутся где-то далеко позади. И стала ли человеческая мудрость хоть в чем-то лучше, чем во времена Сократа?

Все эти вопросы не перестают волновать меня, и всякий раз, когда я имею возможность обратиться к аудитории, я всегда подчеркиваю, насколько на первый взгляд сильные и прочные позиции человека на самом деле неустойчивы и опасны.

Так или иначе, но из всего этого вытекает один непреложный и существенно новый факт. С оборонительных позиций, где он был полностью подчинен альтернативам самой Природы, человек стремительно перешел на позиции властелина и диктатора. И отныне он не только может воздействовать и действительно воздействует на все происходящее в мире, но также, вольно или невольно, определяет альтернативы своего собственного будущего - и именно Человеку предстоит сделать окончательный выбор. Иными словами, завоеванное им господствующее положение в мире практически вынуждает его взять на себя общие регулирующие функции. А они в свою очередь предполагают - хочет того человек или нет - уважение к тем сложным системам, в которых тесно переплетаются интересы человека и окружающей его природы. Разгадав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, он оказался теперь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете - включая и свою собственную жизнь.

Эта новая роль человека возвышенна и благородна, ибо ему предстоит выполнять те функции и принимать те решения, которые он ранее относил исключительно за счет мудрости Природы или считал прерогативой Провидения (1.43).

Не вызывает никаких сомнений, однако, что человек пока еще не выполняет этой роли. Он даже и не начал осознавать, что обязанности его круто изменились и толкают его именно в этом направлении. Он все еще тратит значительную часть моральной и физической энергии на пустячную, случайную работу и мелкие перебранки, которые, возможно, и имели раньше какой-то смысл, но теперь, в его имперский век, тщетны, бесполезны и абсолютно ему не к лицу. [...]

Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение ее связано с ним; и отныне квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей. Этот вывод, который не раз подтверждался в моей, так сказать, промышленной жизни, оказывается справедливым и в гораздо более широком контексте. Его можно выразить следующей аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества - и не качества отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты (1.44-45).

1 Предвосхищение основания, логическая ошибка в доказательстве, когда вывод делается из положения, которое само еще должно быть доказано (лат., англ.). - Примеч. пер.

1 Так мне сообщили в первый год войны из достоверных источников.

1 Т.Риккерт. - Прим. перев.

1 Общий род, видовые отличия (лат.). - Прим. перев

1 Comte A. Lettres a"Valat, p. 89; цит. по: Le"vi-Bruhl E. La philosophic d"Auguste Comte. Ант. пер. The philosophy of Comte. - N.Y. & London, 1903. Pp. 247 ff.

1 Comte A. Cours de philosophic positive. Introd., ch.II.

2 Taine H. De l’intelligence. - Paris, 1870; 2 vols.

1 Chimpanzees, p. 110.

1 Dewey У . Human nature and conduct. - N.Y.: Holt & Co. Pt. II, sec. 5, p. 131.

2 Philosophie der symbolishen Formen. Vol.1. Die Sprache (1923). Vol.11. Das mythische Denken (1925). Vol.111. Phenomenologie der Erkenntnis (1929).

3 Субстанциальные узы (лат .).

4 Функциональные узы (лат .).

1 Более развернутое обсуждение этой проблемы см. в гл. VIII. С.119-121.

1 Wolfflin H. Kunstgeschichtliche Grundbegrifle. / Engl. transl. by M.D.Hottinger. London; G.Bell & Sons, 1932, p. 226.

1 Гераклит. Фрагм. 51 по Дильсу. См. также: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 45.

2 Там же. Фрагм. 54. С. 46.

1 Paul H. Prinzipien der Sprachgeschichte. 4. Ag, 1909. S. 68.

1 Перевод М.Л.Гаспарова.

1 Kaнm И. Критика способности суждения. § 46-47 // Соч. В б т. Т. 5. С. 323-324.

2 Бэкон Ф. Новый Органон. Кн. I. Аф. XIII. Соч. Т. 2. С. 19.

1 «Что такое время? Если никто меня не спрашивает, знаю; если же хочу пояснить спрашивающему, не знаю».

1 Самое очевидное и наиболее употребимое вместе с тем весьма скрыто, а его открытие ново.

Ред.

2 Доклад прочитан Поппером 25 августа 1967 года на Третьем Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки (Амстердам, 25 августа - 2 сентября 1967 года).

1 Опущены сноски, указанные в тексте книги. - Ред.

1 Примечания редактора и переводчиков опущены. - Ред.

1 Здесь: психологическое состояние веры и то, во что верят, содержание веры (лат.)

1 N"eantir - слово, введенное автором «Бытия и ничто». «Нигилировать» - значит заключать что-то в оболочку небытия. Нигилирование, по Сартру, - отличительная особенность существования сознания, «человеческой реальности»: сознание существует как сознание, постоянно выделяя ничто между собой и своим объектом. Слово «нигилирование» представляется нам более точным, нежели переводы-кальки типа «неантизация». - Прим. перев.

1 См.: Миф о Сизифе.

1 Заслуживают внимания рассуждения по этому доводу Э.Кассирера в его работе о мифах. (См.: Cassirer E. Philosophie der symbolischen Fonnen, Bd. 2.).

1 См. раздел «К идее человека» (1918 г.) в Т. 1 сочинений: Vom Umsturz der Werte. Leipzig: Neuer Geist, 1927. И далее: Die Stellung des Menschen im Kos-mos. - Dannstadt, 1928.

1 Ср. статью «Erfahren und Denken»// Gesammelte Schriften - Leipzig, 1924. - Bd. 5.

1 Сp.: «Zur Idee des Menschen» и в моей книге «Die Fonnen des Wissens und die Gesellschaft», - Leipzig, 1926 (статья «Erkenntnis und Arbeit», где я раскрыл проблему прагматизма).

1 C м .: «Die Stellung des Menschen im Kosmos.»

1 В своей известной статье «По ту сторону принципа удовольствия» З.Фрейд высказывает свою идею человека: «Многим из нас трудно отказаться от веры в то, что в самом человеке живет влечение к совершенствованию, которое привело его к нынешним вершинам духовных достижений и этической сублимации и которое должно обеспечить развитие человека до сверхчеловека. Только я один не верю в подобный внутренний инстинкт и не вижу необходимости холить эту приятную иллюзию. Все предыдущее развитие человека, как мне кажется, не нуждается в ином объяснении, как развитие животного, а то, что у незначительного числа человеческих индивидов наблюдается неутомимое стремление к дальнейшему совершенствованию, следует понимать не иначе, как следствие вытесненных влечений, на чем базируются основные ценности человеческой культуры... Процессы формирования невротических фобий, которые представляют собой не что иное, как попытку избегнуть освобождения от влечений, Дают нам прекрасный образец этой иллюзии, стремления к совершенствованию и т.д.» (S. 40 f).

1 «Всегда такой же, но другой» (лат.)

2 Ср. маленькую работу Г.Цисажа «История литературы как наука о духе», 1926 г. (Cysarz Literaturgeschichte als Geisteswissenschaft. Halle: Niemeyer, 1926).

1 Ср.: Bolk Е. Das Problem der Menschwerdung. - Jena: J.Fischer, 1926.

2 Cp.: Alsbeig P. Das Menschheitsratsel. - Dresden, 1922.

3 См. изложенное в: «Die Stellung des Menschen im Kosmos».

1 См. о соотношении факторов отождествления и реализации в первой частя статьи «Zur Soziologie des Wissens» // Die Wissensformen und die Gesellschaft. Leipzig, 1926.

1 См. кн. Г.А.Бернулли (очень интересная книга и культурный документ о Бахофене и символах природы) (Bernoulli A. Bachofen und das Natursymbol. - Basel, 1924); также вступление А.Боймлера к новому изданию избранных статей Бахофена в «Мифы Востока и Запад» (Baumler A. Der Mythos von Orient und Okzident. - Munchen, 1926).

1 См.: Klages E. Mensch und Erde. Vom Wesen des Bewu stseins. Vom Kosmogonischen Eros. Daque E. Urwelt, Sage und Menschheit, Natur und Seele.

2 Frobenius L. Paideuma; Lessing Th. Der Untergang der Erde am Geist.

1 См.: Kerler D.H. Weltwffle und Wertwffle-Leipzig, 1926; Kerler D. Max Scheler und die impersonalistische Lebensanschanung. - Ulm, 1917. N.Hartmann. Ethik. - Berlin-Leipzig, 1926. Это произведение в высшей степени плодотворно продолжило мои усилия в области ценностной этики.

1 Локк. Дж. Опыт о человеческом разумении. / Дж.Локк. Соч. В 3 т. Т. 1. М. 1985. С. 95.

2 Там же. С. 154.

3 Там же. С. 155.

5 Там же. Т. 2. С. 3.

1 Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания / Дж. Беркли . Соч. М.: 1978. С. 172.

2 Mill J.S. Examination of Sir William Hamilton"s Philosophy. Chapter XI.

3 Локк Дж . Цит. изд. Т. 1. С. 386.

4 Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга 1. Приложение / Д.Юм Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1966. С. 397.

1 См. там же. С. 399.

2 См. ниже. С. 112-117 (Примечание А.Айера - Ю.М.)

3 Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 1. Ч. IV. Гл. 2 / Д.Юм. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 297.

4 Там же. С. 299.

1 Там же. С. 322.

2 Там же. С. 330.

1 Попутно заметим, что чем меньше элемент сосредоточен (то есть чем слабее его радиальная энергия), тем в более мощных механических эффектах проявляется его тангенциальная энергия. У сильно сосредоточенных частиц (то есть частиц с высокой радиальной энергией) тангенциал кажется «ушедшим внутрь» и исчезнувшим на взгляд физики. Здесь, по-видимому, заключен вспомогательный принцип для объяснения видимого сохранения энергии во Вселенной (см. ниже, пункт б). Очевидно, следует различать два вида тангенциальной энергии: один вид - энергия излучения (с максимумом при очень малых радиальных значениях - случай атома); другой вид - энергия организации (заметная лишь при больших радиальных значениях - случай живых существ, человека).

1 Эта ограниченность присуща даже самой лучшей психологии; я подробно рассмотрел этот вопрос, сравнив «негативную психологию» и «негативную теологию» в статье «Об ограничениях и опасностях психологии» .

1 Я употребил этот термин безотносительно к терминологии экзистенциализма. Во время редактирования рукописи я познакомился с работами Жан-Поля Сартра «Мухи» и «Экзистенциализм - это гуманизм?». Я не считаю, что есть основания для каких-то изменений или дополнений. Хотя существуют определенные точки совпадения, я не берусь установить степень согласия, поскольку не имел еще доступа к основным философским произведениям Сартра.

1 Ricoeur Paul . Le Conflict des interpretations. Essais de 1"hermeneutique. P., 1969. (Т.В.Славко, перевод на русский язык, 1992).

1 См., например, Apel K.-O. Transformation der Philosophie.- Frankfurt a/M.: Suhrkamp Veriag. Bd. I., 1973.

1 См. Rorty R. Philosophy and the mirror of nature. - Princeton: Princeton Univ. Press, 1979. Consequences of pragmatism: Essays 1972-1980. - Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1982.

2 См. мой спор с Гадамером во введении к «Transformation der Philosophie». - Op.cit. См. также: Apel, Buhler und Rebel. Funkkolleg. «Praktische Philosophie/Ethik», Bale: Weinheim, Bd. I, 1984. S. 284-300, и тех же авторов: Rekonstruktive Pragmatik. - Frankfurt a/M., 1985; и еще Hermeneutik und Sprachpragmatik. - Frieburg, 1986.

3 См. Apel К.-O. Der Denkweg von Charles S.Peirce. - Frankfurt a/M.: Suhrkamp Veriag, 1975.

1 См.: Stenius E.Wittgenstem"s Tractatus. - Oxford: B.Blackwell, 1964. Он предлагает интерпретацию, которую я здесь отметил, точно так же, как я сделал это в моем сочинении Transformation der Philosophie, op. cit.

1 См. Neurath О. Soziologie im Physikalismus / Erkeimtnis. 1931. п. 2. S. 393-431, а также Protokolse tze / Erkeimtnis. 1932 - 33. п. 3. S. 202-214. По этому же поводу см. Puntel, L.Bruno. Wahrheitstheorien in der Neueren Philosophic.- Darmstadt, 1978. S. 176 ff. У Нейрата читаем ; «Наука каждый раз ставит себя под вопрос в качестве системы высказываний. Высказывания должны сопоставляться с высказываниями, а не с переживаниями , с мирозданием или еще с чем-нибудь. Каждое новое высказывание противостоит всей массе наличных высказываний, уже приведенных к согласию друг с другом. Высказывание корректно, если его можно ввести в систему прежних высказываний интегрировать в нее» (Op.cit., 1931. S. 403).

2 См. Brentano, Franz. Wahrheit und Evidenz. - Hamburg, 1930. S. 74. См. также: Kulenkamp, A.Evidenz / Kring H. (Ed.) Handbuch philosophischer Grundbegrif-fe. - Munchen, 1974. Bd. 2. S. 425-435. Специально о Гуссерле см. Tugendhat E. Der Wahrheitsbegriff bei Hussed und Heidegger. - Berlin: DeGruyter, 1967.

1 См. Popper К . Logic of scientific discovery. - L.: Hutchinson, 1959. P. 95 ff P.105.

2 См. Popper K. Philosophical comments on Tarski"s theory of truth / Objective Knowledge. - Oxford: Clarendon Press, 1972. - P. 312-341. См. также против позиции А.Тарского в «Семантической концепции истины» (Die semantische Konzeption der Wahrheit) в: Sinnreich (Ed.) Zur Philosophic der idealen Sprache. - Miinchen, 1972. - S. 77-87.

3 См. Apel K.-O. C.S.Peirce and post-tarskian Truth / Freeman E. (Ed.). The relevance of Charles Peirce. - La Salle: Illinois, 1983. - P. 189-223.

4 То, что философию Витгенштейна следует понимать как трансцендентальную философию, - становится возможным доказать, опираясь на следующее свидетельство: ограниченность языка сказывается в невозможности описать факт, соответствующий некоему предложению... не повторяя в точности это предложение. [Мы имеем здесь дело с кантианским решением проблемы философии] Wittgenstein L. Vermischte Bemerkungen. - Frankfurt a/M., 1977. - S. 27. См. также Leilich J. Die Autonomie der Sprache. - Munchen, 1983.

1 См. Apel K.O. Le probleme d"une fondation ultime de la raison / Critique, Vingt ans de pensee allemande. 1981. n 413. P. 895-928. Этот момент столь же четко объяснен В.Кульманом (W.Kuhlmann) и с учетом ответов на возражения в Reflexive Letzbegnindung Untersuchungen zur Transzendentalpragmatik. - Prieburg - Munchen, 1985. S. 322 ff.

1 См. Essler W. Analitische Philosophie. - Stuttgart, 1972. Bd. 1. - S. 151 ff., и мою критику: Apel K.-O. Zur Idee einer transzendentalen Sprach-Pragmatik / Simon Q. Aspekte und Probleme der Sprachphilosophie. - Frieburg - Munchen, 1974. S. 322 ff.

1 См. Kuhlmarm, W., ibid.

2 См. Albert H. Transcendentale Traumereien. - Hamburg, 1975. - S. 136; Albert H. Die Wisseiischaft und die Fehlbarkeit der Vernunft. - Tebingen, 1982. - S. 74 ff., а также: Habermas J. Moralbewusstsein und kommunikatives Handeln. - Frankfurt a/M. 1983. S. 106

1 См. Wittgenstein E . Ober Gewissheit. - Frankfurt a/M, 1970.; и Апель К.-О. Вопрос о предельном основании разума (см. сноску на стр. 355).

2 Здесь речь идет о прагматистском и трансценденталистском тезисе, ухе содержавшемся неявно в «Трактате» Витгенштейна, который Витгенштейн представил дополнительно в квазиэмпирическом предложении в 4.024 и который он, разумеется, в явном-то виде оспаривает, впадая тем самым в парадокс.

1 См. Apel K.-O. Diltheys Unterscheidung von «Erklaren» und «Verstehen» im Lichte der Problematik der modernen Wissenschaftstheorie // Orth E.W . (Ed.) Dilthey und die Philosophie der Gegenwart. - Friebuig-Munchen, 1985. S. 285-348.

1 Я назвал это принципом самоинтеграции (Selbsteinholungsprinzip) реконструктивных наук. См. Аре l К .- О . Die Situation des Menschen als ethischen Problem // Frey 0. (Ed.). Der Mensch und Wissenschaften vom Menschen. - Innsbruck, 1983. - S. 31-49.

1 См. там же.

1 См. Popper K.R. On the theory of the objective mind // Objective Knowledge. - Oxford: Clarendon Press, 1972. P. 153-191 и мою критику в: History of science and the problems of historical understanding and explanation // Burian R.M. (Ed.). Persons, Narrative and Intentionality (в печати).

1 См. в тексте также понятие рефлексивного «саморасслоения» (Selbstaufstufung - буквально «саморасступенивание» - прим. перев.) познания и языка у Т.Литта (Litt Th. Deriken und Sein. - Stuttgart, 1948).

1 См. Litt Th. op.cit. и его же Hegels Veisuch einer kritischen Erneuerung. - Heidelberg, 1961.

1 См. Hegel G.W.Fr. Phanomenologie des Geistes. Leipzig: Ed. Hoflmeister, 1949. S. 82-88.

1 См. Rickert H. Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung. Tubingen, 1921.

2 См. об этом Apel K.-O. Der Denkweg von Charles S. Peirce. - Frankfurt a/M., 1975.

1 См. Kripke, Saul. La logique des noms propres. - P.: Minuit, 1982, и Putnam H. Mind, Laaguage and Reality. Vol.2. - Cambridge: Cambridge University Press, 1975.

1 О последующем см. также Apel К .-O. Linguistic meaning and Intentionality. The compatibility of the «linguistic turn» and of the «pragmatic turn» of Meaning Theory within the framework of «transcendental semiotics» [в печати в сб. под ред. Дж.Дилдейла (G.Deledalle, Ed.)].

1 Некоторые аспекты этой программы я развил в следующих работах: Die Erklaren / Verstehen Kontroveise in transzendentalpragmatischer Sicht. - Frankfurt a/M., 1979; Types of social science in the light of human cognitive interests // Social Research 44/3, 1977 P. 425-475; Types of rationality today // Geraets Th. (Ed.). Rationality today. - Ottawa: Ottawa Univ. Press, 1979. P. 307-340; Diltheys Unterscheidung von «Erklaren» und «Verstehen» im Lichte der Ergebnisse der modernen Wissenschaftstheorie // Orth E.W. (Ed.). Dilthey und die Philosophie der Gegenwart. - Frieburg - Munchen, 1985.

1 См. Habermas, J. Was heisst Universalpragmatik? // K.-O.Apel (Ed.). Sprachpragmatik und Philosophie, Frankfurt a/M., 1976 и того же автора Theorie des kommunikativen Handetas, Frankfurt a/M., 1981. В. 1, Кар. 1 und 3.

2 Остин и Серль показали возможность такой интерпретации (см.: Austin J.-L. Quand dire, c"est faire. - P.: Seuil, 1972; Searie, John. Les actes de langage.- P.: Hermann, 1972). См. также следующие работы Ю.Хабермаса: Habermas J. Sprechakttheorie und transzendentale Sprachpragmatik zur Frage etischer Nonnen // ApelK-O. (Ed.). Sprachpragmatik und Philosophie - Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1976. s. 10-173; Id. Austin und die Sprachphilosophie der Gegenwart // Hagl-Docekal H. (Ed.). Oberiieferung und Aufgabe.Wien, 1982. В. 1. S. 183-196; Id. Die Logos-Auszeichnung der menschlichen Sprache. Die Philosophic Tragweite der Sprechakttheorie // Bosshardt H. G. (Ed.). Sprache Interdisziplinar. - Berlin, 1985.

3 См. Apel K.-O. Linguistic Meaning and Intentionality, op.cit. 463

1 АФА - Ред .

1 См.: Lovejoy А . О . On Some Condition of Progress in Philosophical Inquire // The Philosophical Review. V. 26. P. 123 - 163 (особенно заключительные страницы). Я обязан ссылкой на статью Лавджоя Даниелу Дх.Уилсону в его яркой работе (Wilson D.J. Professionalization and Organised Discussion in the American Philosophical Association, 1900-1922 //Journal of the History of Philosophy. V. 17. P. 53-69).

1 Просветителем. - Прим. перев.

1 Указанием на то, что прагматики имеют ответ на этот вопрос, я обязан Майклу Уильямсу (Michael Williams).