Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала»

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям и логопедам подготовительной группы.
Цели: Приучать ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст. Учить последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас (суровая, притащила, скучно).
Воспитывать в детях чувство доброты, смелости, скромности, любви ко всему живому, толерантность.
Оборудование: Предметные картинки или маски птиц и зверей, две веревочки и колечки от пирамидок.
Методические приемы: чтение, беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах, игровые ситуации, инсценировка сказки, анализ, итог.
1. Организационный момент.
Игра « Много – од ин»
Логопед называет слово, обозначающее много предметов, а ребенок называет слово, обозначающее один предмет.
Перья – перо
Зерна – зерно
Крылья – крыло
Хвосты – хвост
Клювы – клюв
Гнезда - гнездо
Логопед:
-- Назовите птиц, которых можно увидеть зимой
Дети:
Снегирь, ворона, воробей, синица, дятел, сорока, голубь
Логопед:
-Как одним словом называются эти птицы?
Дети:
Зимующие птицы
Игровое упражнение « Кто как голос пода ет»
- Ворона что делает? (Ворона каркает)
- Синица что делает? (Синица тенькает)
- Сорока что делает? (Сорока трещит)
- Воробей что делает? (Воробей чирикает)
- Дятел что делает? (Дятел стучит)
2.Словарная работа
Логопед:
--Как вы понимаете слово « притащила» (принесла)
--Подберите слова, похожие по смыслу:
Суровая - (холодная, невыносимая, трудная, тяжелая)
Скучно – (тоскливо, невесело, неинтересно)
3.Чтение сказки « Как Лиса птицам помогала»
Увидала Лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось!
А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали.
Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла. Белка орехов притащила. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.
Логопед:
А теперь послушайте вопросы и ответьте на них.
1. Что увидала Лиса на рябине?
2. Что Лиса сделала с ягодами?
3. Какая выдалась зима?
4. Что случилось с птицами?
5. Кто решил помочь птицам?
6. Что принесла Мышка?
7. Что притащила Белка?
8. Почему Лисе жалко было расставаться с бусами?
9. Почему она отдала рябиновые бусы?
10. Какой оказалась Лиса?
(Пересказ по желанию)
4. Игры «Кто быстрее соберет бусы», «Птицы»
Логопед читает стих:
У красавицы – рябины
После лета именины.
Бусы красные на ней,
Приглашает снегирей.
Логопед:
- Зачем рябина приглашает в гости снегирей?
Игра « Кто быстрее соберет бусы»
(Двум участникам дают две веревочки и колечки от пирамидок. Нужно быстро собрать бусы (нанизать колечки на веревочки). Выигрывает тот, кто раньше справится с заданием).
Игра «Птицы»
(Детям раздают картинки или маски птиц. По сигналу « Лето» участники «летают» в лесу. По сигналу «Зима» «зимующие птицы» прячутся в гнезда (обручи на полу), «перелетные птицы удаляются в угол комнаты. Затем игроки меняются картинками, и игра повторяется).
5. Повторное чтение сказки
(Логопед еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли.)
Инсценировка (роли Ведущего, Лисы, Дятла, Мышки, Белки, птиц)
Ведущий: Увидала Лиса на рябине красные ягоды, сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось! (Лиса подходит к стульчику. На спине висят красные бусы. Лиса надевает их на шею, красуется)
Артем. А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали. (Птицы сидят на стульчиках и дрожат)
Вероника. Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла (Мышка дает птицам зерно)
Виктория. Белка орехов притащила. (Белка дает птицам орехи)
Настя. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да, только без птичьего пения скучно было в лесу. (Лиса снимает бусы, с грустью смотрит на них, отдает птицам. Птицы встают со стульчиков, радостно летают)
(Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками)
Итог занятия
Логопед: Ребята, чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось? Как вы помогаете птицам зимой?
Дифференцированная оценка работы детей. Предлагается каждому ребенку дома наклеить в альбом картинки с изображением зимующих птиц.

В разделе на вопрос лев-рычит. воробей-чирикает. кузнечик-стрекочет, сорока-?что она делает? задание-первоклассника заданный автором Горячева надежда лучший ответ это Стрекочет

Ответ от шеврон [гуру]
Сорока трещит а человек пизд@т


Ответ от разбросаться [гуру]
трещит


Ответ от Осознанный [новичек]
стрекочет!


Ответ от Марина Назарова [гуру]
Сорока тоже стрекочет.


Ответ от ... [гуру]
кашку варит


Ответ от Ѝльвина Ахвердиева [новичек]
каркает


Ответ от *GOOD WITCH* [гуру]
Вы что! Трещит, конечно.


Ответ от Ђатьяна [гуру]
Сорока - трещит. (из пособия для детй " кто какие звуки издает? ")


Ответ от Летаю по настроению [гуру]
Сорока- трещит.


Ответ от Анастасия Тюлькина [гуру]
Наверное трещит (или сплетничает: -)). Если серьёзно, то скорее всего трещит, не зря говорят в народе "трещишь как сорока".


Ответ от ZaКоZюбря [гуру]
Кашку варит, деток кормит.


Ответ от Sofya Sukhinina [гуру]
Наверное, все-таки сорока стрекочет.


Ответ от Ирина краснова [мастер]
сорока стрекочет.


Ответ от Мария Асташкина [гуру]
Они как-то щелкают странно, если мне память не изменяет=))


Ответ от Ђайный Поклонник [гуру]
Сракает:))


Ответ от Мася [активный]
каркает! абсолютно точно!


Ответ от Valeri [гуру]
Сорок можно легко подманить, имитируя их крики, звучащие как "шак-шак" или "шак-эрак".-Эти звуки коротко и многократно повторяются непосредственно друг за другом. Сорока издает также звуки "хияк" и легкий гвалт с элементами пения других птиц. Эти звуки для подманивания непригодны.
"Трещанье" можно имитировать с помощью потряхивания наполненного на одну треть спичками спичечного коробка. Чтобы добиться правильного звучания, нужно брать коробок не из картона, а из дерева. Однако лучше всего "трещанье" сороки имитировать с помощью детской погремушки, ритмично потряхивая ее. Чтобы как можно более естественно имитировать звуки, издаваемые сорокой, автор обтянул погремушку замшей и снабдил ее рукояткой для удобства пользования. С помощью изготовленного таким образом манка удалось добиться хороших результатов.

Людмила Кузьменко
Конспект НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе

«Зимующие птицы»»

Коррекционно-обучающие: Употребление в речи приставочных глаголов.

Закрепление предлогов в речи.

Употребление существительные в родительном падеже.

Образование существительных и с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Образование сложных прилагательных.

Активизация словаря по темам “Зимующие птицы»

Коррекционно-развивающие: Развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь в зимний период.

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, картинка зимний парк, сюжетные картинки для образования приставочных глаголов, макет «Птичья столовая», мяч.

Непосредственно образовательная деятельность.

I. Организационный момент. 1. Общее расслабление

Доброе утро! - птицы запели -

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам!

Игры «Метель» Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти.

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Мы прибежали в парк.

2. Упражнение на дыхание: «Ах, как хорошо в парке!».

Медленный вдох через нос, руки в стороны,

Резкий выдох ртом на слове «Ах!»

Руками обнять себя.

Ах, как хорошо!

II. Введение в тему.

Как вы думаете, почему так тихо в парке? (Птицы не поют.)

Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Мы по парку погуляем,

Может птичек повстречаем?

Ребята, а я вижу здесь птичек (предметные картинки с изображением зимующих птиц, значит, не все птички улетели.

Кто остался с нами зимовать? Дети берут по одной предметной картинке, называют птицу.

А как называют птиц, которые не боятся зимы?

Давайте познакомимся с зимующими птицами.

«Мяч лови, да поскорей предложенье продолжай»

Синица тенькает, а голубь …

Синица тенькает, а голубь воркует.

Голубь воркует, а сорока …

Голубь воркует, а сорока трещит.

Сорока трещит, а воробей …

Сорока трещит, а воробей чирикает.

Воробей чирикает, а клест…

Воробей чирикает, а клёст цокает

Клёст цокает, а дятел …

Клёст цокает, а дятел токует

Дятел токует, выбивая дробь (координация речи с движениями: на каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,-

Всё равно он будет мой.

Вот мы и познакомились с птицами, и они приглашают нас с ними поиграть.

2. Игра «Назови птицу ласково». Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

А вот и шумный, задиристый Воробей

«Быстро думай, отвечай, да словечком приласкай»

Птица – птичка

Птенец - (птенчик)

Перо- … (перышко)

Крыло - … (крылышко)

Хвост - (хвостик)

Клюв - (клювик)

Синица - (синичка)

Воробей - (воробышек)

Ворона - … (воронушка)

Голубь - … (голубок)

Снегирь - (снегирёк)

3. Игра «Какая это птица» Образование и употребление существительных в родительном падеже.

Подлетела к ребятам Ворона. Ворона - птица очень осторожная, иногда надоедливая, но умная.

А Вы знаете, что есть люди, которые изучают птиц. (спрашивает детей Ворона)

Как называется эта профессия? (орнитолог)

Хотите поиграть в ученых-орнитологов?

Ученые - орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?

У кого красный берет и пестрая грудка?

(У дятла красный берет и пёстрая грудка.)

У кого грудка ярче, чем заря.

У кого белые бока?

У кого жёлтая грудка?

У кого шапочка на голове?

У кого клюв загнут крючком?

У кого глаза лучше видят ночью?

У кого синяя жилетка?

У кого 2 пальца впереди и 2 сзади?

У кого птенцы появляются зимой?

5. Игра «Сложные слова» Образование сложных прилагательных Нарядный Снегирь. Теперь моя очередь поиграть с Вами.

Меня называют КРАСНОГРУДЫМ. Почему?

У тебя красная грудка. Объединим два слова и получим сложное слово Красногрудый

«Мяч лови, мяч бросай, сложное слово называй»

Если у птицы красная грудка, то она красногрудая.

Это красногрудый снегирь.

Если у птицы длинный хвост, то она ….

Это длиннохвостая сорока

Если у птицы жёлтая грудка, …

Если у птицы острый клюв, …

Если у птицы короткий хвост, …

Если у птицы большие глаза, …

Если у птицы сизые крылья, значит он… Сизокрылый.

Это сизокрылый голубь

Если у птицы глаза, он какой… Черноглазый.

Это черноглазый снегирь

Если у птицы на голове красное, значит он… Красноголовый.

Это красноголовый дятел

III Физминутка. Игра "Птички"

А мороз-то все крепчает, давайте согреемся.

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. (повороты туловища в стороны)

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают,

(Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют (постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

И на место сели. (Дети садятся на стульчики

IY. Игра «Подбери слова» - образование приставочных глаголов.

Бойкая, умная, ловкая Синичка тоже хочет поиграть с вами.

Расскажите, что она делала в парке?

Сюжетные картинки на столах у детей. Дети передают друг другу игрушку - Синичку и заканчивают предложение

Синичка с веточки …. (слетает)

Синичка от елочки…. (улетает)

Синичка к кормушке (подлетает)

Синичка с веточки на веточку ….(перелетает)

Синичка от кормушки…. (отлетает)

Синичка вокруг елочку…. (облетает)

Y. Игра «Подбери коротенькое слово» - употребление предлогов

В эту игру вам предлагает поиграть Дядюшка Дятел.

На доске картинка зимний парк. Дети составляют по ней предложение, называя задействованный в предложении предлог.

Воробей клюет хлебные крошки за сосной, (предлог – за).

Клест пролетел над кормушкой, (предлог – над).

Синичка подлетела к кормушке, (предлог – к).

Ворона ходит по снегу, (предлог – по)

Дятел сидит на елке, (предлог – на).

Любопытная сорока выглядывает из-за сугроба, (предлог – из-за).

YI. Игра «Выбери корм для птиц»

На доске макет «Птичья столовая»

Что нужно сделать, чтобы птицы не замерзли и перезимовали?

Правильно накормить наших пернатых друзей.

А что едят, вы знаете? (Крупа, хлебные крошки, зерна, сухие ягоды).

Синичке я дам кусочек сала (показать карточку с изображением кусочка сало)

Голубей угощу зёрнышками и семечками (показать карточку с изображением зёрнышек)

Снегири клюют семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины (карточка с изображением ягод рябины)

Вороны и сороки питаются очистками, остатками пищи (карточка с изображением остатка яблока)

Воробьи питаются хлебными крошками (карточка с изображением хлебных крошек)

YII. Итог:

«Самый внимательный!» развитие логического мышления и смекалки.

Совушка – сова умная голова предлагает узнать, кто из вас сегодня был самым внимательным.

Чего больше в парке - крыльев или птиц?

Чего больше - крыльев или ног у птицы?

Чего больше - клювов или хвостов у птиц?

Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц);
  • обогащать сенсорный опыт;
  • воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • упражнять в согласовании существительных с глаголами;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
  • приобщать к словесному искусству через сказки;
  • формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку;
  • формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
  • формировать умение выполнять самомассаж;
  • формировать речевой выдох;
  • развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
  • совершенствовать навык различения звуков;
  • развивать музыкальную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно ; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий ; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

Предварительная работа:

  • подбор иллюстраций к сказке;
  • чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
  • создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
  • подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
  • корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
  • подобрать речевой материал к физкультминутке.

Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,

Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)

Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?

– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)

II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)

(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)

– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).

Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.

III. Игра «Кто как голос подает?»

– Чик-чирик.

В. – Что он делает?

– Кар-кар.

В. – Значит, она что делает?

– Тинь-тинь-тинь.

В. – Что она делает?

– Ух-Ух-Ух.

В. – Что она делает?

– Тр-тр-тр.

В. – Что она делает?

– Трещит, стрекочет.

В. – Что делает дятел?

– Гур-гур-гур.

В. – Что они делают?

– Воркуют.

– Кто это? (Воробей)

– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)

– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)

– А сова? (Ухать) и т.д.

– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.

Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).

Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.

IV. Упражнение «Посчитай-ка».

– Посмотрите - на дерево прилетело много птиц.

– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..

V. Игра с мячом.

В. – Поиграем с мячом.

В. – Если у сороки белый бок, то она какая?

– Белобокая.

В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?

– Желтогрудая.

В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?

– Красногрудый.

В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?

– Длиннохвостая.

В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?

– Чернокрылая.

В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?

– Сизокрылый.

– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).

– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».

– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.

VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».

В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.

В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.

В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

В. – Все мешочки положите на поднос.

– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).

– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.

– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

– А сейчас будем наших друзей угощать.

– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)

– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?

VII. Рефлексия.

– Понравилась вам сказка, ребята?

– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?

– Что нового вы узнали сегодня?

– А кто сегодня был самый активный?

– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.

Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.

Игра «Скажи кого нет?»

дети
Знают всех птиц на свете
Все они зимуют верьте
Закрывайте глазки детки!

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Цель: расширять словарный запас детей.

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Игра «Подскажи словечко»

2 вариант: «Объясни словечко»

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы .

Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»

Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей .

Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Игра «Что умеют делать птицы?»

Цель: активизировать глагольный словарь детей.

Игра «Дятел»

Игры для детей
старшего дошкольного возраста по теме: « Зимние гости»

Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.

Игра «Скажи кого нет?»

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т. д.)

Цель: расширять словарный запас детей.

Синица – тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь – свистит и т. д.

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк и т. д

Игра «Подскажи словечко»

2 вариант: «Объясни словечко»

Почему красногрудый, желтогрудая, длинноклювый, белобокая, тонколапый.

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.

Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»

Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

У вороны – (воронья, вороний), у воробья – воробьиная и т. д.

Игра «Один – много»

Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Игра «Веселый счет»

Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Игра «Что умеют делать птицы?»

Цель: активизировать глагольный словарь детей.

Игра «Дятел»

Воспитатель отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.

Расскажи о своей любимой зимующей птице, не называя ее.

Ребенок рассказывает о своей любимой зимующей птице, говорит, какого она размера, какого цвета у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие дети отгадывают, о какой птице шел разговор.

Игра «Птички на кормушках»

Цель : уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они

питаются),развивать природоохранительные представления.

Материал и оборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек (снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением корма для птиц,

Игровое действие.

Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.

Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.

Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотивируют свое решение,

Ход игры

Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о

зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры. Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди ветвей стол

накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на столе - картинки-вставки.)

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и

выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не

трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на

кормушке.

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками

и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и

клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и

выставляет на кормушке.

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у

нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы

съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и

выставляет на кормушке.

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?

1) Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…

(Снегири).

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Свои ответы дети сопровождают показом картинки.

2) Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее?

(Синичка.)

3) Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

4) Гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует,

Дружка целует.

В конце игры воспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает

свежий корм.

И г р а «Определи корм»

С завязанными глазами ребёнок должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4–6 человек.

– Молодцы ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Показывают грудку руками)
Распустили пёрышки (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Греются на солнышке
Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо)
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.

Подвижная игра "Собачка и воробьи".

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок - "собачка", все остальные -- "воробьи".

Скачет, скачет воробей - Дети скачут.
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.

Игра проводится 2-3 раза.

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)